Учебный проект «Капитальный ремонт двигателя автомобиля Нива»

Оглавление

 

Введение. 3

1.   Технические
характеристики автомобиля ВАЗ 2131. 5

2.   Основные операции
капитального ремонта. 10

3.   Осуществление
капитального ремонта автомобиля ВАЗ 2131. 14

Заключение. 17

Список литературы
и источников. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель любого автомобиля, к сожалению, не
вечен. Неизбежно наступает время, когда у него появляется повышенная шумность,
стуки, резкое увеличение расхода масла, характерный сизый дым выхлопа,
неустойчивая работа и плохой пуск.

Степень изношенности цилиндропоршневой группы
обычно оценивают замером компрессии и остаточного вакуума, а также другими
техническими методами диагностики (при помощи эндоскопа, мотор-тестера и так
далее). Но есть и косвенный показатель — расход масла. Предельным для двигателя
легкового автомобиля принято считать расход 1 л на 1000 км пробега, если,
конечно, мотор вообще сможет дожить до такого показателя. На практике машину
нередко приходится ставить на прикол раньше из-за чрезмерного дымления или по
причине быстро прогрессирующих шумов и стуков.

Пробег двигателя до капитального ремонта
колеблется у разных автомобилей в довольно широких пределах и зависит от
долговечности конструкции и условий эксплуатации. У многих отечественных машин
этот пробег в среднем составляет 150 тысяч километров, у большинства иномарок —
250 тысяч.

Влияние условий эксплуатации на конечный
результат проявляется весьма существенно. Так, в регионах с жарким климатом
ресурс может сократиться чуть ли не вдвое, а при спокойной езде по хорошим
загородным шоссе он значительно увеличивается по сравнению с городской
эксплуатацией. Поэтому-то и возникают байки о “миллионном” ресурсе двигателя.

Кроме того, на сроке службы очень сильно
сказывается качество и своевременность технического обслуживания. А применение
низкосортных масел и плохих фильтров может уменьшить ресурс в десятки раз или
просто “убить” агрегат. В таких случаях приходится капитально ремонтировать
двигатель даже на сравнительно новом автомобиле.

Актуальность:

Автомобиль Ваз 2131 используется в филиале в
период бездорожья для осуществления поездок по школам района с целью
профориентации. Именно бесперебойная работа агрегатов автомобиля позволяет
добираться до назначенного места вовремя. Двигатель является сердцем
автомобиля, поэтому его работа является основополагающей.

Цель:

Осуществление капитального ремонта двигателя
автомобиля Ваз 2131 в автосервисе Еловского филиала ГБПОУ «ОКО и ПТ».

Задачи:

·    
Ознакомиться с техническими характеристиками автомобиля Ваз 2131;

·    
Изучить учебную литературу и другие источники информации по
осуществлению капитального ремонта двигателя;

·    
Ознакомиться с этапами осуществления капитального ремонта и их
особенностями;

·    
Применить на практике полученные знания и под руководством
опытного мастера-наставника осуществить капремонт двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Технические
характеристики автомобиля ВАЗ 2131

 

Габариты,
вес, грузоподъемность

Транспортное
средство имеет такие характеристики, как длина, ширина, высота. Данные
показатели помогают водителю оценить, какое пространство занимает авто на
дороге. Длина – это расстояние между максимально выступающими деталями впереди
и сзади. Ширина определяется по границам боковых зеркал. Высота измеряется от
поверхности, на которой находится автомобиль, до самой верхней точки на крыше
транспортного средства.

Все
эти данные не трудно найти в руководстве по эксплуатации ТС. Габариты автомобиля
Нива 2131:

·        
длина – 4240 мм;

·        
ширина – 1814 мм;

·        
высота – 1640 мм.

Габаритные
размеры

Для
Нивы 2131 внешний минимальный радиус поворота по оси следа переднего колеса –
6,45 м. Не менее важными показателями считаются вес (снаряженная масса) и
грузоподъемность. Первое – это совокупная масса набора стандартного
оборудования, всех необходимых расходных материалов (в том числе моторного
масла, топлива и т. п.), а также вес водителя. Багаж и пассажиры не
учитываются. 5-дверная Лада Нива 4х4 весит 1370 кг.

Пользовательские
параметры

Технические
характеристики Нива 2131 включают в себя эксплуатационные особенности, свойства
двигателя и топливно-скоростные параметры.

Основные
данные по рассматриваемой модели представлены в таблице 1:

 

Таблица 1.

Показатель

Определение

Тип кузова

цельнометаллический,
несущий, 5-дверный универсал

Класс кузова

внедорожник

Схема компоновки

полноприводный, с продольным расположением двигателя

Количество мест, чел.

5, при сложенных спинках
задних сидений – 2

Объем багажника, л

420, при сложенных сидениях
– 780

Тип трансмиссии

5МТ

Колесная база, мм

2700

Колея передних/задних колес,
мм

1440/1420

Передние/задние тормоза

Дисковые/барабанные

 

Дорожный
просвет транспортного средства (клиренс) при статическом радиусе шин 314 мм
(185/75R16) составляет:

·        
до поперечины передней подвески – не менее
221 мм,

·        
до балки заднего моста – 213 мм.

Подвеска:

·        
передняя – независимая, на поперечных
рычагах, пружинная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и
стабилизатором поперечной устойчивости;

·        
задняя – зависимая, рычажная, пружинная, с
гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Для
автомобиля с колесной формулой 4×4 на колеса приходится 100% веса. Именно
поэтому у полноприводного транспортного средства реализуемое тяговое усилие
примерно в 2 раза больше, чем у машины с колесной формулой 4×2. Благодаря
передним колесам, установленным под определенными углами относительно деталей
кузова и подвески, данное авто имеет хорошую устойчивость и управляемость.
Особенностью модели 2131 является запрет буксировки прицепа.

Параметры
мотора имеют следующие характеристики:

·        
Тип силового агрегата – 4-цилиндровый,
рядный, 4-тактный.

·        
Рабочий объем двигателя, л – 1,69.

·        
Мощность, л. С. – 83.

·        
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм – 82х80.

·        
Степень сжатия – 9,3.

·        
Система питания/зажигания – распределенный
впрыск топлива.

Согласно
руководству по эксплуатации, величина предельного расхода моторного масла
составляет 0,7 л на 1000 км. Данное значение свидетельствует об износе деталей
двигателя и необходимости ремонта.

Топливно-скоростные
характеристики автомобиля Лада Нива 2131:

·        
Заправочный объем топливного бака, л – 65.

·        
Тип топлива – бензин (АИ-95).

·        
Максимальная скорость, км/ч – 137.

·        
Время разгона до 100 км/ч, с. – 19,0.

Расход топлива:

·        
при смешанном цикле, л/100 км – 11,2;

·        
при городском – л/100 км – 12,1;

·        
при загородном – л/100 км – 8,3.

По
техническим характеристикам Лада Нива 2131 не уступает более дорогим аналогам.

Экстерьер
автомобиля

С
момента начала производства авто его внешний вид практически не изменился. В
современном дизайне транспортных средств квадратная форма кузова, круглые фары,
лаконичные бампера представляют собой классический вариант. Для этой модели
предусмотрены задние двери по левому и правому борту. Это облегчает посадку и
высадку пассажиров. Увеличенная колесная база повысила плавность хода,
уменьшила раскачивание вокруг горизонтальной поперечной оси.

Короткие
свесы кузова, а также невыступающие бамперы обеспечивают знаменитую
геометрическую проходимость данного авто. Минимальное количество пластиковых
элементов снижает риск их повреждения, а величина клиренса обуславливает
хорошую проходимость в гористой местности. Дополнительные элементы экстерьера
помогут обеспечить комфорт, функциональность и безопасность модели.

Интерьер
Нивы 2131

Внутренний
вид авто прост, но функционален. Приборная панель с аналоговыми шкалами и тахометром
достаточно информативна, читается легко за счет крупной оцифровки. Блок
климатической системы, клавиши управления светом и обогревом заднего стекла
расположены на центральной консоли. Данные элементы организованы компактно, и
проблем с их использованием не возникает.

Главное
преимущество Лада Нива 2131 4×4 – это вместительный салон. Передние сиденья не
имеют профиля, но оптимальная жесткость и наличие валиков боковой поддержки
обеспечивают достаточный комфорт. На автомобили устанавливаются оригинальные
трансформируемые задние сиденья, которые позволяют в случае необходимости
увеличить площадь багажного отделения.

Ровный
пол и широкий проем способствуют перевозке крупногабаритных грузов. Запасное
колесо располагается под капотом, что позволяет максимально сохранить полезное
пространство. Модернизация данного автомобиля привела к тому, что в люксовых
комплектациях появились кондиционер и электростеклоподъемники.

Достоинства
и недостатки

Нива
2131 зарекомендовала себя не только в России, но и за рубежом. Автовладельцы
выявили как положительные, так и отрицательные характеристики данного авто.
Основные достоинства и недостатки  автомобиля ВАЗ 2131 представлены в таблице 2:

 

 

 

 

Таблица 2.

Достоинства

Недостатки

Относительно низкая цена в сравнении
с зарубежными внедорожниками.

Слабая устойчивость кузова к
коррозии.

Просторный салон.

Плохая шумоизоляция.

Вместительный багажник.

Надежная ходовая часть
выдерживает экстремальную эксплуатацию по самым разным дорогам и местности.

Высокая ремонтопригодность.

 

В
современных моделях этого внедорожника антикоррозийная защита стала более
эффективной, а крестовины в кардане заменены на ШРУСы (шарниры равных угловых
скоростей). Внедорожник Лада Нива 2131 4х4 – легендарный вездеход, уверенно
преодолевающий бездорожье. Дифференциальный полный привод, передняя независимая
подвеска, наличие понижающей передачи – это только некоторые достоинства
данного авто. Транспортное средство прекрасно подходит и для городской
местности, и для сельской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    
Основные операции капитального ремонта

 

Капитальный ремонт двигателя включает в себя
следующие операции:

·       
Демонтаж двигателя,

·       
Очистка его наружных поверхностей от загрязнений,

·       
Разборка и мойка деталей.

Дефектовка проводится с использованием
измерительного инструмента (микрометров, нутромеров, щупов и др.), позволяющего
точно определить величину износа, деформации и прочие признаки негодности
деталей: осматривают коленчатый вал на наличие задиров на шейках, их диаметры
измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Измеряют биение шеек, маховика в сборе с
коленчатым валом, осевой люфт вала в блоке цилиндров и т. д. определяют
отклонение размеров и геометрии цилиндров (овальность, конусность и т. д.)
измерением их диаметров в продольной и поперечной плоскостях (относительно
блока цилиндров) на трех уровнях: измеряют зазоры в парах трения и диаметры
всех трущихся деталей: распределительного вала, клапанов и их направляющих
втулок, валиков приводов и т.д.

С помощью опрессовочного оборудования проверяют
на наличие трещин корпусные детали двигателя.

На основании полученных результатов и сравнения
их с номинальными или ремонтными размерами, установленными
заводом-изготовителем, выбирают способы ремонта деталей или принимают решение
об их замене.

Ремонт блока цилиндров может включать следующие
операции:

·         
Замена съемных гильз или растачивание и хонингование цилиндров для
придания им строго цилиндрической формы. Обработка производится до ремонтного
размера, соответствующего диаметру ремонтного поршня (для большинства
двигателей выпускаются поршни двух-трех ремонтных размеров) с учетом величины
теплового зазора. Зазор измеряется между стенкой цилиндра и юбкой поршня в
направлении, перпендикулярном поршневому пальцу. При комнатной температуре
поршень имеет нецилиндрическую форму и его небольшое покачивание в цилиндре не
говорит о зазоре больше нормы. На двигателях, не имеющих съемных гильз, при
сильном износе одного цилиндра (или нескольких) и удовлетворительном состоянии
остальных может оказаться целесообразной установка ремонтной гильзы и ее
последующая обработка до размера, соответствующего остальным цилиндрам.

·         
Восстановление постели коленчатого вала (в случае ее повреждения)
в сборе с крышками коренных подшипников.

·         
Заделка трещин в блоке цилиндров (если они имеются).

·         
Выравнивание (при необходимости) привалочной плоскости (плоскости
разъема с ГБЦ) фрезерованием или шлифованием.

·         
Ремонт коленчатого вала осуществляют шлифованием и последующим
полированием шатунных и коренных шеек до ремонтных диаметров. Полирование
позволяет сгладить вершины микрорельефа поверхности шеек и кромки отверстий
масляных каналов. Толщина закаленного поверхностного слоя шеек позволяет
перешлифовывать вал до 4 раз. В случае деформации коленвала (чрезмерного биения
шеек) перед шлифованием его правят и проверяют на отсутствие трещин.

Ремонт головки блока цилиндров включает:

·         
Заделку трещин при помощи сварки или других ремонтных технологий
(при необходимости).

·         
Замену или восстановление направляющих втулок клапанов (при
необходимости).

·         
В первом случае для обеспечения необходимого натяга в соединении
(втулка — головка) головку предварительно нагревают. Во втором — уменьшают
диаметр отверстия под стержень клапана поэтапной раскаткой твердосплавным
роликом и обрабатывают его разверткой для восстановления цилиндричности.

·                  
Замену и (или) правку фасок седел клапанов. На некоторых
двигателях при замене седел их посадочные места растачивают до ремонтного
размера, седла охлаждают в жидком азоте, а головку нагревают.

·                  
Выравнивание (фрезерование или шлифование) привалочной плоскости
(в случае деформации ГБЦ).

·                  
Замену или восстановление клапанов.

·                  
Установку новых маслосъемных колпачков (обязательная операция).

·                  
Замену распределительного вала, толкателей и т.д.

После механической обработки (расточка, шлифовка,
хонингование и т.д.) из каналов систем смазки и охлаждения должны быть удалены
стружка и отложения. Для этого коленвал, блок цилиндров и ГБЦ еще раз моют и
продувают каналы сжатым воздухом. Из каналов коленвала предварительно удаляют
технологические заглушки. Сборка двигателя должна производиться на монтажном
стапеле, позволяющем поворачивать его в различные положения и облегчающем
сборочные операции. На этапе сборки обеспечиваются и контролируются требуемые
заводом-изготовителем зазоры в парах трения и натяги в соединениях. Проводят
развесовку поршней, шатунов и поршневых пальцев, осуществляют регулировочные
операции. Затяжка крепежа корпусных деталей двигателя, а также его крышек и
поддонов производится в определенной последовательности строго
регламентированным моментом (с использованием динамометрических ключей).
Неправильные последовательность и момент затяжки, например ГБЦ, могут привести
к ее перекосу, деформации и, как следствие, к выходу двигателя из строя. На
этапе сборки проводится также частичный контроль выполнения предыдущих этапов.
Так, при затянутых требуемым моментом крышках коренных подшипников коленчатый
вал должен вращаться от руки. Чрезмерно тугое вращение говорит об изгибе вала
(биении шеек) или о недопустимо малом зазоре в сопряжении шейка — вкладыш
подшипника. Холодная обкатка двигателя на стенде заключается в принудительном
вращении коленчатого вала электродвигателем. При этом в двигатель должно быть
залито масло и обеспечена циркуляция охлаждающей жидкости. Во время этой
операции осуществляется начальная приработка пар трения (шейки коленвала —
вкладыши, поршневые кольца — цилиндры и т.д.). При точном соблюдении требуемых
зазоров при сборке холодную обкатку может заменить работа двигателя на холостом
ходу в течение нескольких часов.

Регулировка — конечный этап капитального ремонта
двигателя. Может производиться как на автомобиле, так и на специальном стенде,
имеющем радиатор охлаждения, топливную магистраль, отвод отработавших газов и
электропроводку, т.е. имитирующем установку двигателя на автомобиль. Для
двигателей с распределителем зажигания и карбюраторной системой питания
выполняется регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
зажигания (для контактного зажигания), угла опережения зажигания, оборотов
холостого хода, токсичности отработавших газов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Осуществление
капитального ремонта автомобиля ВАЗ 2131

 

Проведение
капитального ремонта двигателя проводилось в автосервисе Еловского филиала «ОКО
и ПТ». После проведения диагностики двигателя автомобиля Нива 2131 были
выявлены следующие неисправности:

1.    
Величина компрессии в цилиндрах двигателя
– 6 атмосфер при норме  в 13-14 атмосфер.

2.    
Большой расход моторного масла.

3.    
Синий дым из выхлопной трубы.

Пробег
данного автомобиля на момент диагностики составил 250 тыс. км, что является еще
одним показателем необходимости проведения капитального ремонта ДВС.

1 этап: подготовка автомобиля к снятию
двигателя.

Двигатель
является основным агрегатом автомобиля, поэтому для его извлечения необходимо
отсоединить от него все системы, механизмы и агрегаты: слить масло и
охлаждающую жидкость, снять топливный насос, карбюратор, водяной насос (помпу),
генератор, масляный фильтр, сапун. Гайки и болты от каждого узда складывались
отдельно.

2 этап: снятие двигателя.

Извлечение
двигателя производилось при помощи  кран-балки.

3 этап: разборка двигателя.

1.     Снятие
головки блока цилиндров.

2.     Снятие
приемного и впускного коллекторов.

3.     Снятие
моховика со сцеплением.

4.     Снятие
цилиндро-поршневой группы.

5.     Демонтаж
коленчатого вала.

6.     Откручивание
поддона двигателя.

Таким
образом, мы подготовили двигатель для мойки.

4 этап: мойка деталей
двигателя

При
капремонте двигателя очень важно, чтоб все детали внутри (а особенно в каналах
циркуляции масла) были чистыми (без стружки, без абразива, без закоксовавшегося
масла, без остатков герметиков). При выполнении ремонта так или иначе
загрязнения попадают в детали (стружка при шлифовке плоскостей блока или ГБЦ,
при шлифовке коленвала, да и просто случайная пыль).

5 этап: расточка блока
цилиндров и шлифовка коленвала

После
произведенных замеров цилиндров поршневой группы и шейки коленвалов, мы
убедились в том, что капитальный ремонт действительно необходим.

Расточка
блока цилиндров и шлифовка коленвала автосервисом Еловского филиала не
осуществляется, в связи с отсутствием необходимого оборудования. Поэтому данный
вид работ осуществлялся в г. Чайковский.

6этап: покупка запчастей

Для
осуществления заключительного этапа капитального ремонта ДВС были закуплены
комплект прокладок, вкладыши,  кольца, цепь и звёздочки ГРМ.

7 этап: сборка двигателя

Сборка
двигателя проводится в обратном порядке. При установке шатунов следует учесть,
что каждый из них имеет на корпусе заводские метки, которые должны совпасть с
такими метками на корпусе блока цилиндров.

Условно
говоря, нужно соблюдать левую и правую сторону при установке. Кроме того, как
уже говорилось выше, шатун и крышка шатуна индивидуально подобраны друг к другу
на заводе. Если точнее, детали изготовлены из одной цельной заготовки. Заменить
их нельзя.

Хочется
отметить, что год выпуска данного автомобиля 1999, при этом поршни и вкладыши
двигателя на момент осуществления капитального ремонта – заводские, а также
головка блока цилиндров не нуждалась в ремонте (были заменены лишь маслосъемные
колпачки, осуществлена притирка клапанов и выравнивание поверхности ГБЦ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитальный
ремонт двигателя способен значительно продлить жизнь мотора, притом не один
раз. Провести капитальный ремонт намного дешевле, чем купить новый двигатель,
установить, и переоформить документы в ГИБДД.

Осуществляя капитальный ремонт двигателя автомобиля
Ваз 2131, я ознакомился с техническими характеристиками автомобиля, изучил
учебную литературу и другие источники информации по осуществлению капитального
ремонта двигателя, ознакомился с этапами осуществления капитального ремонта и
их особенностями, применил на практике полученные знания и под руководством
опытного мастера-наставника  смог осуществить капремонт двигателя.

В процессе работы над снятием двигателя
столкнулся и попрактиковался в работе над всеми сопутствующими системами, механизмами и
агрегатами.

Поставленная цель достигнута, благодаря обновленному
автомобилю ВАЗ 2131 мероприятия по профориентации в школах района были
осуществлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     
ВАЗ 21213-2131. Автомобили семейства Нива.
Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию, —
издательство «Арго-Авто, 2006»

2.     http://www.technopark.spb.ru/page.php?id=177

3.     http://the-4elovek.narod.ru/avto/16.htm

4.     http://amastercar.ru/articles/engine_car_31.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремонт двигателей Lada 4×4 (Niva) (Лада Нива) в СПб

Бесплатная проверка по 54 параметрам

Гарантия на ремонт 6 месяцев

 
Каждый водитель мечтает, чтобы его машина еще долгое время после покупки ездила, как новая. Но это не всегда возможно из-за проблем с двигателем. Что делать, если мотор Lada 4×4 (Niva) не оправдал ваших ожиданий и появились нежелаемые повреждения или посторонние звуки? Старайтесь сразу же обращайтесь в наш сервис, не тяните, поломка двигателя требует незамедлительного устранения. Ведь на ранней стадии можно устранить неисправность быстрее.

Признаки проблем с мотором Lada 4×4 (Niva)

Проанализируйте особенности вашей машины при движении:

  • высокий расход масла и бензина;
  • дымный выхлоп;
  • сбои в работе двигателя на холостом ходу;
  • посторонние шумы, скрежет, постукивания в двигателе;
  • резкое падение мощности.

Наша компания специализируется на ремонте двигателей Лада Нива на протяжении долгих лет.

Стоимость капитального ремонта двигателя Лада Нива

Записаться на бесплатную диагностику двигателя

Специалист согласует с Вами свободное время для диагностики

Этапы проведения ремонта двигателя Lada 4×4 (Niva) под ключ

  1. Визуальный осмотр двигателя, а также его диагностика с использованием специального компьютерного стенда
  2. Классификация поломки, ее характера и сложности решения
  3. Поиск наиболее оптимальных решений
  4. Демонтаж, а также разборка силового агрегата
  5. Ремонт, либо замена вышедших из строя элементов
  6. Сборка мотора и его установка
  7. Проверка работоспособности (несколько уровней)

Дополнительные услуги по ремонту Лада Нива:

Диагностика двигателяШлифовка коленчатого валаРегулировка клапанов
Капитальный ремонт двигателяРасточка блока цилиндровРемонт шатунов
Снятие и установка двигателяЗамена гидрокомпенсаторовЗамена масла в двигателе
Замена сальников коленвалаЗамена распределительных валовПромывка двигателя
Ремонт головки блока цилиндраЗамена ремня ГРМЗамена помпы двигателеля
Замена подушки двигателяЗамена цепи ГРМЗамена форсунки двигателя
Замена прокладки ГБЦПерепрессовка поршнейЗамена фильтра двигателя
Замена прокладки клапанной крышкиГильзовка блокаЗамена свечей накаливания
Замена прокладки поддона картераЗамена масляного насосаЗамена двигателя
Замена бензонасосаЗамена маслосъемных колпачковЗамена опоры двигателя

Мы ремонтируем следующие модели двигателей Lada 4×4 (Niva)

1977-Н. В.

  • 2121 1.6, Механика, 1564 куб.см., 75 л.с.
  • 21213 1.7, Механика, 1689 куб.см., 75 л.с.
  • 21214 1.7 i, Механика, 1689 куб.см., 80 л.с.
  • 21217 1.6, Механика, 1774 куб.см., 82 л.с.
  • 212180, Механика, 1689 куб.см., 76 л.с.
  • 212183, Механика, 1689 куб.см., 76 л.с.

1977-Н.В.

  • 2329, Механика, 1790 куб.см., 82 л.с.

Наши механики

Павел Тумачев

Старший мастер

Андрей Гаркач

Мастер-механик

Артём Маков

Мастер-механик

Иван Щербаков

Мастер-механик

Максим Маков

Мастер-механик

Мотор — сердце автомобиля. Хотите быть уверенными в качестве ремонта, записывайтесь на диагностику и приезжайте в наш автосервис! Мастера проконсультируют по всем вопросам работы двигателя Lada 4×4 (Niva).

Мы гарантируем высокое качество услуг и приемлимые цены!

Лада Нива 21213, 21214, 21214-20, 21215 Руководство по ремонту

АВТОМОБИЛИ ВАЗ
ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-21214-20, ВАЗ-21215
РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ

2
Содержание
Раздел 1. Общие данные ………………………………………… ………….4
Раздел 2. Двигатель ……………………………………………… ………………….7
Двигатель – снятие и установка………………………………………………..12
Цилиндрический блок ………………………………………… ……………….19Осмотр и ремонт ……………………………………………… …19
Поршни и шатуны ………………………………………………21
Подбор поршня к цилиндру ………………………………..23
Разборка и сборка ………………………………………………23
Коленчатый вал и маховик ………………………………………………. …24
Описание конструкции ……………………………………………… ……24
Осмотр и капитальный ремонт ………………………………..24
Головка блока цилиндров и клапанный механизм ………………………………..26
Общее описание ………… ……………………………… ….26
Регулировка клапанного зазора ………………………………..27
Головка блока цилиндров – снятие и установка …………………………..28
Головка блока цилиндров – разборка и сборка ………… 28
Распределительный вал и распределительный механизм ………………………………………… .32
Система охлаждения ………………………………………… ……………34
Система смазки ………………………………………… ………..38
Топливная система ………………………………………… ………………….42
Карбюратор ………………………………………………………. ………………….46
Система рециркуляции отработавших газов ………………………………..55
Система вытяжки ………………………………………… ……………46
Глава 3. Силовая передача ………………………………………… …………57
Схватить …………………. ……………………… ………………………..57
Коробка передач………………………………………………………… ………………………..64
Раздаточная коробка ………………………………………………………. ………………….73
Линия привода ………………………………………………………. ……………………. 80
Задний мост ………………………………………… ……………………. 84
Передняя ось ………………………………………… …………………………..96
Глава 4. Подвески колес ………………………………………………100
Передняя подвеска ………………………………………………………. ………..102
Задняя подвеска………………………………………… …………110
Глава 5. Рулевое управление ……………………………………………… ………….115
Рулевое управление – осмотр, проверка и регулировка ………. ……116
Рулевой механизм ………………………………………………………. ……118
Глава 6 Тормозная система………………………………………………. ….121
Передние тормоза ………………………………………………………. ……………….128
Задние тормоза ………………………………………………………. ……………….130
Ручной тормоз ………………………………………………………. ………………….134
Глава 7. Электрическая система………………………………… ..135
Проводка и предохранители ……………………………………………… …………135
Батарея ………………………………………………………. ………………………..136
Генератор ………………………………………………………. ………………….140
Пусковой двигатель ………………………………………… ……………..146
Система зажигания ………. ……………………………….. …………..149Освещение и сигнализация…………………………………………….. ….156
Стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла ………………………………..159
Инструменты ………………………………………………………. ……………….163
Глава 8. Кузовные работы ………………………………………………. ………..167
Кузовные работы — ремонт ……………………………………………… ……….169
Лакокрасочное покрытие………………………………………….. ………………….172
Дверь ………………………………………………………… …………………………..176
Капот, бамперы ………………………………………………. …………179Остекление кузова и омыватели ветрового стекла …………….180
Приборная панель, сиденья ……………………………………….. …181
Тепловой блок ……………………… ………………………………. ………………….183
Глава 9. Модификации автомобиля ВАЗ-21213, альтернативные и доп.
циальное оборудование ………………………………………… ……………185
Автомобиль ВАЗ-21214 ……………………………………….. ……….185
Ремонт двигателя — описание ………………………………………………185
Центральный блок впрыска ………………………………………………. ……186
Автомобиль ВАЗ-21214-20 ………………………………………… …….189Двигатель 21214-10 ………………………………… ………….190
Автомобиль ВАЗ-21215-10 ………………………………………… …….197
Система охлаждения………………………………………… …………..200
Система смазки ………………………………………… ……..202
Топливная система ………………………………………… ……………….202
Система выпуска отработавших газов. ………………………………203
Электрическая система ………………………………………… ………..203
Рулевое управление с БРЭД «SRS-40»
подушка безопасности водителя в рулевом колесе …………………………..209Приложения………………………………………………………… ………………….212
ВАУ-21213, САА-21214, САА-21214-20, САА-21215
êÛÍÓ‚Ó‰ÒÚ‚Ó ÔÓ ÂÏÓÌÚÛ ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎÂÈ
© ÉÖçÖêÄãúçõâ ÑÖèÄêíÄåÖçí êÄáÇàíàü Ä/é ÄÇíéÇÄá
© Ä‚ÚÓ˚-‡Á‡·ÓÚ˜ËÍË: ÇÓ΄ËÌ ë. ç., äÓÁÎÓ‚ è. г., äÓÒ‡‚ ë. ч.
© èÂ‚Ӊ á. ДОМТ, а. ëÚ‡ÌÍÓ‚ÓÈ
© РИАУ-ОË„УМ‡О ËÁ„ОУУ‚ОАМ Åäå ìèÄÇê Äé ÄÇíéÇÄá. äÓÏÔ¸˛ÚÂ̇fl ‚fiÒÚ͇ Ë ÓÙÓÏÎÂÌË — Ç. Ä·Â, Ç. à‚ÍÓ‚, Ç. åËÚÓÙ‡ÌÓ‚. ÚÂÎ. (8482) 22-54-19.
аа‰. ‹ 0021311

Об этом руководстве
В данном Руководстве содержится информация по плановому техническому обслуживанию и ремонту, и оно предназначено для инженеров.
и механики сервисных точек, гаражей и мастерских.
Руководство распространяется на следующие модели:
Модель ВАЗ-21213 — автомобиль повышенной проходимости, трехдверный кузов цельнометаллической унитарной конструкции,
с карбюраторным двигателем 1,7 л;
модель ВАЗ-21214 — с двигателем 1,7 л с центральным впрыском топлива;
модель ВАЗ-21214-20 — с двигателем 1,7 л с последовательным впрыском топлива;
Модель ВАЗ-21215 — с турбодизелем.
В главах руководства даны полные описания агрегатов автомобиля ВАЗ-21213. Для общего описания,
процедуры обслуживания и ремонта, применимые к другим моделям, см. Раздел 9где вы также можете найти
информация о дополнительном и альтернативном оборудовании, устанавливаемом на автомобили.
В Руководстве подробно описаны сервисные операции на базе оригинальных запчастей, с помощью
полную информацию о диагностике неисправностей, а также четкие указания по снятию и повторной установке, демонтажу и
сборка, регулировка и ремонт различных узлов автомобиля.
Мы рекомендуем использовать специальные инструменты и рабочие приспособления, указанные в Приложении № 2. Затяните
резьбовых соединений с моментами, указанными в Приложении № 1. Основные регулировки и контрольные проверки
указаны в Приложении № 3. Рекомендуемые смазочные материалы и топливо см. в Приложении 4.
В связи с постоянным совершенствованием автомобилей, направленным на повышение надежности автомобилей ВАЗ и
производительность, производитель может вносить изменения и изменения в конструкцию, которые могут не войти в данную публикацию.
ссылка Такие изменения и поправки будут включены в наши руководства при первой же возможности.
В Руководстве описана конструкция автомобиля по состоянию на 19 октября.99.
3

Раздел 1. Общие данные
Таблица 1-1
ТЕХНИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ
Характеристики ВАЗ-21213 ВАЗ-21214 ВАЗ-21214-20 ВАЗ-21215
Общий
Количество мест 5 5 5 5
Снаряженная масса, кг 1210 1210 1210 1240
Грузоподъемность, кг 400 400 400 400
Габаритные размеры Рис.1-1
Максимальный тормозной путь при полной массе и 80 км/ч
по горизонтальной сухой ровной асфальтированной дороге, не более, метров:
• при включенной рабочей тормозной системе 40 40 40 40
• с включенной аварийной системой (любой из двух контуров рабочего торможения) 90 90 90 90
Максимальная скорость* на высшей передаче, км/ч:
• с водителем и пассажиром 137 137 137 130
• при полной нагрузке 135 135 135 128
Время разгона* от 0 до 100 км/ч с переключением передач, сек:
• с водителем и пассажиром 1919 19 22
• при полной нагрузке 21 21 21 24
Двигатель
Модель 21213 21214 21214-10 ГВС (XUD-9SD)
Тип Четырехтактный, Четырехтактный, Четырехтактный, Четырехтактный,
бензиновый, карбюраторный бензиновый, бензиновый CFI, турбодизель с последовательным впрыском
Число цилиндров четыре рядных четырех рядных четырех рядных четырех рядных
Диаметр х ход, мм 82х80 82х80 82х80 83х88
Емкость, л 1,69 1,69 1,69 1,905
Степень сжатия 9,3:1 9,3:1 9,3:1 21,5:1
Максимальная мощность:
по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, л. с. 58 (78,9) 58 (78,9) 58,5 (79).6) 55 (74,8)
по ISO 1585, ÍW 58 58 58,5 55
Максимальная частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин 5200 5400 5000 4600
Порядок стрельбы 1-3-4-2 1-3-4-2 1-3-4-2 1-3-4-2
____________________________________
* Измерено по специальной методике
4

Характеристики ВАЗ-21213 ВАЗ-21214 ВАЗ-21214-20 ВАЗ-21215
Силовая передача
Сцепление однодисковое сухое, диафрагменная пружина
Механизм выключения сцепления гидравлический, сервопружина
Коробка передач 5-ступенчатая, синхронизаторы на всех передачах переднего хода
Передаточное число:
• первая передача 3,67 3,67 3,67 3,67
• вторая передача 2,10 2,10 2,10 2,10
• третья передача 1,36 1,36 1,36 1,36
• четвертая передача 1,00 1,00 1,00 1,00
• пятая передача 0,82 0,82 0,82 0,82
• передача заднего хода 3,53 3,53 3,53 3,53
Раздаточная коробка двухступенчатая, блокируемый дифференциал
Передаточное число:
• высшая передача 1,2 1,2 1,2 1,2
• нижняя шестерня 2,135 2,135 2,135 2,135
Конические шестерни дифференциала раздаточной коробки, две шестерни
Линия привода:
• от трансмиссии к гибкой муфте раздаточной коробки и ШРУСам
• от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам два карданных шарнира на игольчатых подшипниках с пресс-масленками и вилками
• от передней оси к колесам открытые, с ШРУСами
Передаточное число главной передачи, коническая передняя и задняя оси, гипоидная
• передаточное число 3,93,9 3,9 3,9
• дифференциал конический, две шестерни
Подвеска и колеса
Передняя подвеска независимая, нижние поперечные рычаги (поперечные рычаги), винтовые пружины,
гидравлические телескопические амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя подвеска с жесткой балкой моста с тягой Панара и четырьмя продольными рычагами,
винтовые пружины/гидравлические телескопические амортизаторы
Колеса из штампованного стального диска
• обод колеса 127J x 406 (5J x 16)
Шины камерные, с поперечным или радиальным расположением слоев
размер:
• шины с диагональным кордом 175 х 406 (6,95 х 16),
• шины радиальные 175/80R16
5

Характеристики ВАЗ-21213 ВАЗ-21214 ВАЗ-21214-20 ВАЗ-21215
Рулевое управление
Рулевой механизм глобоидальный червяк, двухгребневый каток, передаточное отношение 16,4
Рулевая тяга три звена, релейная тяга и две рулевые тяги,
опускающийся рычаг, натяжной рычаг и маятник
Система торможения
Рабочая тормозная система:
• передние тормоза дисковые, плавающий суппорт, автоматическая регулировка зазора между диском и колодкой
• задние тормоза барабанные, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабанами
• магистраль управления тормозом ножного типа, гидравлическая, двухконтурная, диагонально разделенная, с вакуумным сервоприводом и регулятором давления
Ручной тормоз с тросовым приводом на задние колеса
Электрическая система
Схема подключения однопроводная с отрицательным заземлением
Напряжение, вольт 12
Аккумулятор 6ТМ-55А, 55 Ач
Генератор переменного тока, встроенная диодная пластина и электронный регулятор напряжения
Предварительно включенный стартер, электромагнитный переключатель и муфта свободного хода
Тело
Тип цельнометаллическая унитарной конструкции, монокок, трехдверная, двухсекционная
6
Рис. 1-1. Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ-21213

Раздел 2. Двигатель
На Рис. 2-1 и Рис. 2-2 показаны виды двигателя спереди и сбоку в разрезе.
7
Рис.2-1. Боковой разрез двигателя

8
Рис.2-2. Двигатель, вид спереди в разрезе

Диагностика неисправностей
Симптом/неисправность Способ устранения
Двигатель не запускается
1. Нет топлива в карбюратор:
— забиты топливные трубки или топливный фильтр;
— забиты фильтры карбюратора или бензонасоса;
— неисправен топливный насос
2. Неисправность системы зажигания
3. Соленоид отсечки топлива карбюратора не открывается при включении зажигания:
— отсоединенная, ослабленная или оборванная проводка к соленоиду или управлению соленоидом
Ед. изм;
— неисправен блок управления соленоидами;
— неисправен соленоид отсечки подачи топлива
4. Дроссель карбюратора не открывается при первых вспышках в цилиндрах
Двигатель неравномерно работает на холостом ходу или глохнет
1. Неправильно отрегулированы обороты холостого хода
2. Неисправна система управления электромагнитным клапаном карбюратора.
3. Неисправный карбюратор:
— забиты форсунки или внутренние каналы карбюратора;
— вода в карбюраторе;
— сломана диафрагма управления воздушной заслонкой
4. Неисправность системы зажигания
5. Утечка вакуума через поврежденный шланг между впускной трубой и тормозом.
сервопривод
6. Утечка воздуха через прокладки в местах соединения впускной трубы с автомобилем.
бюретка/головка цилиндра
7. Негерметичность вакуумной трубки распределителя.
Двигателю не хватает мощности и плохой разгон
1. Частично открытый дроссель
2. Засоренный элемент воздушного фильтра
3. Неисправность системы зажигания
4. Неисправен топливный насос.
5. Неисправный карбюратор:
— неисправный ускорительный насос;
— заблокированы главные жиклеры;
— частично открытый штуцер;
— низкий уровень топлива в поплавковой камере;
— негерметичная диафрагма обогащения дроссельной заслонки
6. Ограниченная вентиляционная труба топливного бака
7. Неправильные зазоры клапанов
8. Смещенные установочные метки
9. Недостаточная компрессия в цилиндрах — ниже 1 МПа (10 кгс/см
2
):
— сломанные или залипшие поршневые кольца;
— плохое прилегание клапана к седлу;
— чрезмерно изношенные цилиндры или поршневые кольца
9
1. Выполните следующие операции:
— продуть топливные трубки, очистить топливный бак, заменить топливный фильтр;
— чистые фильтры;
— проверьте работу насоса и замените поврежденные компоненты
2. См. раздел «Система зажигания».
3. Выполните следующее:
— проверьте проводку и соединения, замените поврежденные провода;
— заменить блок управления;
— заменить соленоид на новый
4. Устраните любую утечку дроссельной заслонки.
1. Отрегулируйте скорость холостого хода
2. См. «Двигатель не запускается»
3. Выполните следующее:
— продуть жиклер и внутренние каналы карбюратора;
— удалить воду из карбюратора, слить шлам из топливного бака;
— подходит новая схема
4. См. раздел «Система зажигания».
5. Замените поврежденный шланг.
6. Затяните стопорные гайки или замените прокладки; убрать фланец карбюратора
деформация или установка нового карбюратора
7. Установите новую трубу вместо поврежденной.
1. Отрегулируйте дроссельную заслонку.
2. Замените фильтрующий элемент.
3. См. раздел «Система зажигания».
4. Проверьте работу насоса и замените поврежденные компоненты.
5. Выполните следующее:
— проверить работу насоса, заменить поврежденные детали;
— продуть форсунки сжатым воздухом;
— отрегулировать работу воздушной заслонки;
— отрегулировать поплавок;
— заменить диафрагму
6. Продуйте трубку сжатым воздухом.
7. Отрегулируйте зазоры клапанов.
8. Отрегулируйте ремень ГРМ соответствующим образом, совместите установочные метки.
9. Выполните следующее:
— очистить поршневые кольца или канавки от нагара, заменить поврежденные ком-
компоненты;
— заменить поврежденные клапаны, отшлифовать седла клапанов;
— замена поршней, расточка и хонингование цилиндров.

Стук коренных подшипников
Типичный стук или стук, заметный при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу, который усиливается при более высоких оборотах коленчатого вала. Чрезмерный концевой люфт
коленчатого вала вызывает более резкий неравномерный стук, особенно заметный при плавном увеличении или уменьшении частоты вращения коленчатого вала.
1. Раннее зажигание
2. Недостаточное давление масла
3. Ослаблены болты крепления маховика.
4. Чрезмерный зазор в коренном подшипнике.
5. Слишком большой зазор между упорными шайбами ​​и коленчатым валом.
Стук шатунного подшипника
Стук шатунного подшипника более резкий, чем у коренных подшипников. Это заметно на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Происхождение
стук можно легко определить, поочередно выключая свечи зажигания.
1. Недостаточное давление масла
2. Слишком большой зазор в подшипнике шатуна.
Шлепок поршня
Стук из-за «биения» поршня в цилиндре. Наиболее заметно при низких оборотах коленчатого вала и под нагрузкой.
1. Чрезмерный зазор между поршнем и цилиндром.
2. Чрезмерный зазор между поршневым пальцем и канавкой поршня.
Стук впускных или выпускных клапанов
Чрезмерные зазоры клапанов вызывают типичный регулярный шум; его частота ниже частоты любого другого шума двигателя, так как клапаны
приводятся в действие распределительным валом, вращающимся с половиной частоты вращения коленчатого вала.
1. Чрезмерные зазоры клапанов
2. Сломанная пружина клапана
3. Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей.
4. Износ кулачков распределительного вала.
5. Ослабление контргайки регулировочного болта.
Чрезмерный шум рабочей линии распределительного вала
Шум со стороны рабочего тракта распределительного вала обусловлен зазорами между элементами зацепления и становится заметным в общем шуме двигателя.
при низкой частоте вращения коленчатого вала.
1. Ослабление цепи из-за общего износа
2. Сломана колодка натяжителя цепи или демпфер.
3. Заклинил шток плунжера натяжителя цепи.
Недостаточное давление масла на холостом ходу прогретого двигателя
1. Посторонние частицы попали под предохранительный клапан масляного насоса.
2. Заклинил предохранительный клапан давления масла.
3. Изношены шестерни масляного насоса.
4. Чрезмерный зазор в коренном подшипнике.
5. Чрезмерный зазор между шейкой и корпусом подшипника распределительного вала.
6. Неправильный сорт масла или несоответствующее качество масла.
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
1. Заклинил предохранительный клапан давления масла.
2. Чрезмерно жесткая пружина клапана сброса давления масла.
10
1. Отрегулируйте угол опережения зажигания.
2. См. подраздел «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
3. Затяните болты указанным крутящим моментом.
4. Отшлифуйте шейки и замените вкладыши подшипников.
5. Установите новые упорные шайбы, проверьте зазор.
1. Заменить клапан
2. Обновить весну
1. См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
2. Установите новые вкладыши подшипников и отшлифуйте шейки.
1. Отрегулировать зазоры
2. Обновить весну
3. Замените изношенные детали.
4. Заменить распределительный вал и рычаги.
5. Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком, затяните контргайку.
1. Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры.
2. Установите новые кольца или новые поршни с кольцами.
1. Натяните цепь
2. Замените башмак натяжителя или демпфер.
3. Устранить приступ
1. Очистите клапана от посторонних частиц и заусенцев, очистите масляный насос.
2. Замените клапан.
3. Ремонт масляного насоса.
4. Провернуть шейки и заменить вкладыши подшипников.
5. Замените распределительный вал или корпус подшипника.
6. Замените масло в соответствии с рекомендациями Приложения 4 9.0003

Нивацентр автосервис и ремонт

Как это было запущено

Мы небольшая компания, специализирующаяся на обслуживании и ремонте внедорожников Lada-Niva 4×4 в Москве, Россия. Мы начали предлагать
техническое обслуживание и ремонт автомобилей Лада-Нива в 2000 году, пытаясь представить альтернативу доминированию широкопрофильных неофициальных автосервисов
в то время. В начале 2000-х этот модельный ряд не был востребован в доступных автомастерских. Наш вырос из машины
торговая точка, в которой имелось подразделение, специализирующееся на продаже автомобилей «Лада-Нива». Поэтому у нас был определенный опыт обслуживания и ремонта
из них, в некотором смысле, из обычных автомобилей.

Предлагаем

Наша мастерская выполняет широкий спектр ремонтных и сервисных работ. Плановое заводское техническое обслуживание или аварийный ремонт. Вся работа, т.
требуют особых «нивских» навыков и знаний, в частности гашения вибраций.

Фиксируем сборочные единицы: коробку передач, редуктор, главную передачу и узлы дифференциала при необходимости. Любой ремонт двигателя.
Делаем кузовной и инженерный тюнинг, выполняем установку индивидуальных доработок и доработок, таких как блоки дифференциала, электроусилитель руля и т.д.
Другой. Перепрограммируйте контроллеры двигателя, фактически в большинстве случаев до заводских). Исправить такие неприятности, как запах газа внутри. Части тела пальто
гравием и атмосферостойкими материалами. Все, кроме малярных работ, но для этого есть надежный партнер.

Наши сотрудники

Есть две бригады обученных техников, которые работают с перерывами по два-три дня подряд. что позволяет выполнять сложные
ремонтные работы, как например замена двигателя или его полный ремонт, полностью в течение одной из таких длительных смен. Так что как правило
работы будут выполняться теми же людьми, которые их начинают, что обеспечит максимально возможное качество ремонта и сведет к минимуму общее время эксплуатации.

Запчасти

Так как мы специализируемся на довольно узком модельном ряду, то в большинстве случаев необходимые детали уже есть на нашем складе и готовы к поставке.
установлены в вашем автомобиле. В противном случае мы организуем заказ и доставку в кратчайшие сроки. Мы используем в основном заводские детали или качественные
неоригинальные запчасти. Для уменьшения зарплаты мы можем использовать бывшие в употреблении детали, если это не влияет на качество и с согласия клиента.

Мы берем разумную цену за все запчасти, которые мы предоставляем, с учетом логистики и нашей гарантии. Гарантия
охватывает период от 30 дней до 6 месяцев в случае ремонта сборочных единиц, т.е. коробки передач, редуктора или полной переборки двигателя. если ты
предпочитаем, чтобы мы могли использовать детали, предоставленные клиентом. В этом случае ответственность за качество таких деталей и возможный брак ложится на вас.
Замена таких деталей в случае их неисправности производится за ваш счет, но обычно даже при этом мы стараемся минимизировать ваши потери. Кроме того, покупка деталей самостоятельно подразумевает ваше знание того, подойдут ли они для вашей модели и в чем причина проблемы. Вы можете потерять время, возвращая ошибочно купленные детали.

Наше местоположение

Автосервис «Нивацентр» несколько раз менял местонахождение на юге и юго-западе Москвы.
На данный момент находится в 5 минутах ходьбы от метро Калужская.

Несколько заметок

Обычно мы работаем по предварительному заказу. Вы можете позвонить нам и договориться об этом, или отправить нам по электронной почте.
Бронирование производится на конкретный день, без уточнения хронометража, так как редко можно спрогнозировать объем фактической работы для всех.
автомобили в эксплуатации и время в эксплуатации точно оценить невозможно.