Содержание

Схемы подключения электродвигателя 380 и 220 (фото, видео)

Подключение трехфазного асинхронного электродвигателя

Трехфазный асинхронный электродвигатель и подключение его к электрической сети часто вызывает массу вопросов. Поэтому в нашей статье мы решили рассмотреть все нюансы, связанные с подготовкой к включению, определением правильного способа подключения и, конечно, разберём возможные варианты схем включения двигателя. Поэтому не будем ходить вокруг да около, а сразу приступим к разбору поставленных вопросов.

Классические варианты подключения

Большинство эл. моторов для современных электроприводах работают от переменной трехфазной линии (каждая из трех фаз подается отдельным проводником). Соответственно, клеммная коробка содержит выводы (входной и выходной) трех обмоток. Между собой и с сетью они могут соединяться по двух классическим схемам: «звезда» и «треугольник».

Схема подключения Звездой и Треугольником

Для первой характерной особенностью является замыкание концевых выводов каждой катушки в одну точку (на практике это одну нейтраль). На входные вывода между тем подается напряжение сети. Подобная схема характеризуется более мягким ходом, но к сожалению, не позволяет развить полную мощность.

Второй вариант с треугольником характеризуется последовательным соединением выводов обмоток: конец первой соединяется с началом второй и т. д. Такой вариант пуска гарантирует достижение паспортной мощности, но во время включения возможно возникновение больших по значению токов, которые могут термически повредить обмоточные выводы.

Если снять крышку клеммной коробки, то оба варианта подключения будут выглядеть следующим образом:

Особенности конструкции пускателей

На фото магнитного пускателя в разобранном положении отчетливо видны самые крупные детали: корпус, магнитопровод, катушка, контакты, пружина возврата. Корпус разборный, разделен на две части, соединяющихся винтами.

  • Выполнен из негорючего, тугоплавкого диэлектрического материала. Одна его часть — съемная литая крышка.
  • Она разделена на три полости по количеству замыкаемых контактов.

Для уменьшения негативного влияния токов самоиндукции, возникающих при размыкании контактов, в конструкции магнитного пускателя предусмотрены ребристые гасители электрической дуги. Они расположены в каждой секции крышки.

Важная часть пускателя — магнитопровод. Он состоит из подвижной, неподвижной частей. Изготовлен из набора пластин электротехнической стали. Пластинчатое строение препятствует возникновению токов Фуко, уменьшает нагревание, но не мешает течению магнитного потока. Пластины имеют форму буквы «Ш».

Часть магнитопровода, находящаяся снизу, неподвижна, жестко закреплена в основании, верхняя часть двигается; на ней расположены подвижные контакты. Они бывают двух видов: нормально замкнутые, разомкнутые; при поступлении импульса разомкнутые контакты замыкаются, а замкнутые — разрывают цепь. Катушка установлена в пазах нижней части.

Применение магнитного контактора

Для организации плавного пуска приходится внедрять в цепь питания специальное коммутирующее устройство – пускатель. Это один из вариантов коннектора, который можно дополнить опциональными элементами, например, тепловым реле. Огромным преимуществом такой схемы является возможность организации не только пуска эл. двигателя, но и его остановки, реверса, а также защиты соединений от повреждения избыточными токами. Кроме того, сердечник или катушка может иметь номинал по напряжению 380 или 220В, что позволяет включать мотор в силовую и бытовую сеть.

Классические электросхемы подключения моторов через пускатель можно разделить на два типа:

  1. Нереверсивная. Соединение агрегата и сети без необходимости/возможности организации его обратного хода. В этом случае есть возможность интеграции, как в силовую, так и бытовую (220В) сеть,

Нереверсивная схема подключения

  1. Реверсивная. Электросхема, которая объединяет два пускателя (блок) с прерывателем цепи. Менять направление вращения роторного узла можно также для силовых и бытовых (220В) сетей.

Реверсивная схема подключения

Как можно судить по иллюстрациям, отличия между «сетевыми» вариантами заключаются в точках подключения выводов контактора:

  • для 380 вольт контакты замыкаются на 2 из 3 фаз,
  • для 220 вольт один из контактов соединяется с крайней фазой, а второй – с нулем.

Тепловое реле

Кроме того, во всех четырех вариантах присутствует элемент, обозначенный, как «Р». Это не что иное, как тепловое реле. Оно подключается в цепь последовательно с катушкой контактора и служит для обеспечения защиты двигателя от превышения токовых нагрузок.

По принципу действия тепловое реле является ключом, то есть при достижении критических для работоспособности агрегата и контактора токовых значений, происходит временный разрыв цепи питания. Некоторые виды теплового реле или «теплушки» используют для цепей постоянного тока или специфических режимах (затянутый пуск, выпадение фазы и т. п).

Постоянное включение магнитного пускателя приводит к механическому износу контактов, чего лишена тиристорная или бесконтактная схема. Разрыв цепи происходит не механическим путем (разведение контактной группы), а электронным – за счет диодных мостов.

Прямой пуск

Из всех электродвигателей постоянного тока основная градация при выборе способа их запуска должна учитывать мощность устройства.

В целом выделяют три вида пуска:

  • малой мощности;
  • средней;
  • большой мощности.

Для прямого запуска подойдут только маломощные электродвигатели, которые потребляют до 1кВт электроэнергии в сети. При прямых запусках электродвигателя все напряжение сразу подается на рабочую обмотку. Это обуславливает возникновение максимального пускового тока из-за отсутствия естественной компенсации за счет ЭДС противодействия.

С физической точки зрения ситуация в обмотках ротора будет выглядеть следующим образом: в момент подачи напряжения сила тока в обмотках равна нулю, поэтому его значение будет определяться по формуле:

I = U/Rобм, где

U – приложенная к выводам номинальное напряжение, Rобм – сопротивление катушки.

В этот момент величина токовой нагрузки электродвигателя постоянного тока является максимальной, он может отличаться от номинального значения в 1,5 – 2,5 раза. После этого протекание тока обуславливает генерацию ЭДС противодействия, которая компенсирует пусковую нагрузку до установки номинальной мощности, тогда ток станет:

I = (U — Eпрот)/Rобм

В мощных устройствах сопротивление обмоток якоря может равняться 1 или 0,5 Ом, из-за чего ток при запуске электродвигателя может достигнуть 200 – 500 А, что в 10 – 50 раз будет превышать допустимые величины. Это, в свою очередь, может привести к термическому отпуску металла, деформации проводников, разрушению колец или щеток скользящего контакта. Поэтому двигатели постоянного тока средней и большой мощности должны вводиться в работу реостатным запуском или путем подачи заведомо пониженного напряжения, прямой пуск для них крайне опасен.

Работа устройств со специфической подвижной частью

Привычным вариантом роторного узла трехфазного асинхронного электродвигателя является короткозамкнутый типа «беличья клетка», который набирается из стальных пластин. Когда существует необходимость снизить номинал пусковых токов с возможностью регулирования частоты вращения, тогда используется фазный ротор. Характерной его особенностью являются две группы выводов:

  1. Статорная. Классический клеммный блок, на который подводится напряжение сети (380 или 220В),
  2. Роторная. Дополнительный клеммник для выводов обмоток фазного ротора, к которым подключаются контакты реостата (блока сопротивлений).

Последний необходим для плавного пуска с постепенным включением/отключением отдельных сопротивлений в обмоточной цепи фазного ротора.

Пуск путем изменения питающего напряжения

Одним из вариантов снижения токовой нагрузки при запуске электродвигателя является уменьшение питающего номинала посредством генератора постоянного напряжения или управляемого выпрямителя.

С физической точки зрения установка реостата обеспечивает тот же эффект, но с увеличением мощности электродвигателя возрастает и постоянная токовая нагрузка, существенно повышаются потери на реостатах. Поэтому снижение постоянного напряжения выполняет отдельное устройство на базе микросхемы, пример которого приведен на рисунке ниже:

Рис. 5. Схема пуска с изменением питающего напряжения

Работа ДПТ типа П 41

Электрическая машина, питание которой осуществляется постоянным током 220 В, имеет более сложную конструкцию в сравнении с вышеописанными агрегатами. Специфика работы, например, модели П 41, требует наличия коллекторно-щеточного узла, катушки якоря, вспомогательных полюсов статора (индуктора). Двигатели данного типоразмера модели относятся к машинам с электромагнитным индуктором. То есть, для подключения и пуска П 41 используется не постоянный магниты, а независимая или смешанная обмотка возбуждения на 110 или 220В.

Как можно судить, работа трехфазных (380 В) и однофазных (220 В) машин переменного тока или ДПТ типа П 41 может быть организована самыми разными способами, от классических до специфических, учитывающих реальные условия эксплуатации.

Навигация по записям

Бросьте далеко ходить. И если подключение асинхронного двигателя звезда-треугольник изъедено сполна, синхронные двигатели обсуждаются мало. Если в процессе подключения наблюдается гул, но при этом двигатель не крутится, соответственно требуется установка конденсатора, который в процессе запуска заставляет мотор крутиться, как на фото подсоединения электрического двигателя на сайте.

Необходимо выполнить установку четырехконтактного пускателя и выполнить соединение по приведенной на корпусе схеме с контактами трехфазной сети. Такие электродвигатели допускают два вида подключений коммутацией — в виде звезды или треугольника.

На всех электрических двигателях обязательно присутствует табличка из металла, которая прикреплена к корпусу.

Учтите, фазы в пределах одного потребителя нужно нагружать поровну грубо говоря, по чайнику каждой линии дайте , иначе негативные последствия коснутся питающего трансформатора подстанции. Все представленные на этом сайте материалы имеют исключительно информационный характер и не могут быть использованы в качестве руководящих и нормативных документов.

Заряды двигаются по проводам меж фазами. Существует множество схем для включения асинхронного мотора, но применяется на практике немного: С использованием балластного сопротивления, подключенного к обмотке пуска.

К сведению!

Хороший КПД. подключение двигателя 380 на 220 вольт

Подключение электродвигателя 380 на 220 сделать самому своими руками: схема

При установке дома оборудования иногда требуется осуществить подключение электродвигателя 380 на 220 В. Выбор в большинстве случаев падает на асинхронные машины переменного тока, так как они имеют высокую надежность – простота конструкции позволяет увеличить ресурс двигателя. С коллекторными моторами с точки зрения подключения к сети дела обстоят проще – не нужно никаких дополнительных устройств для запуска. Асинхронники нуждаются в батарее конденсаторов или частотном преобразователе, если нужно подключать к сети 220 В.

Как подключается мотор к трехфазной сети 380 В

В трехфазных асинхронных моторах имеются три одинаковых обмотки, они соединяются по определенной схеме. Существует всего две схемы соединения обмоток электрических моторов:

  1. Звезда.
  2. Треугольник.

При соединении обмоток по схеме «треугольник» можно добиться максимальной мощности. Но на этапе запуска возникают большие токи, для техники они представляют опасность.

Если подключать по схеме «звезда», то запуск двигателя будет плавным, так как токи низкие. Правда, при таком соединении добиться большой мощности не получится. Если обратить на эти моменты внимание, то станет ясно, почему электрические двигатели при включении в бытовую сеть 220 В соединяются только по схеме «звезда». Если выбрать схему «треугольник», то вероятность выхода из строя электродвигателя увеличивается.

В некоторых случаях, когда требуется добиться от привода большого показателя мощности, используют комбинированное подключение. Запуск производится при соединенных обмотках в «звезду», а после осуществляется переход на «треугольник».

Звезда и треугольник

Независимо от того, какую вы выберете схему подключения электродвигателя 380 на 220 В, вам требуется знать особенности конструкции мотора. Обратите внимание на то, что:

  1. Имеются три статорных обмотки, у которых есть по два вывода – начало и конец. Они выводятся наружу в контактный короб. При помощи перемычек производится соединение выводов обмоток по схемам «звезда» или «треугольник».
  2. В сети 380 В есть три фазы, которые обозначаются буквами А, В и С.

Для того чтобы произвести соединение по схеме «звезда», нужно замкнуть вместе все начала обмоток.

А на концы подается питание 380 В. Это нужно знать и при подключении электродвигателя 380 на 220 Вольт. Чтобы соединить обмотки по схеме «треугольник», необходимо начало катушки замыкать с концом соседней. Получается, что вы соединяете все обмотки последовательно, образуется своеобразный треугольник, к вершинам которого подключается питание.

Переходная схема включения

Для того чтобы плавно запустить трехфазный электромотор и получить максимальную мощность, необходимо включать его по схеме «звезда». Как только ротор достигнет номинальной частоты вращения, производится коммутация и переход на включение по схеме «треугольник». Но у такой переходной схемы есть существенный недостаток – нельзя сделать реверс.

При использовании переходной схемы для подключения электродвигателя 220/380 в сеть 380 В применяется три магнитных пускателя:

  1. Первый производит соединение начальных концов обмоток статора и фаз питания.
  2. Второй пускатель необходим для соединения по схему «треугольник». С его помощью соединяются концы статорных обмоток.
  3. При помощи третьего пускателя производится соединение концов обмоток с питающей сетью.

При этом второй и третий пускатели нельзя вводить в работу одновременно, так как появится короткое замыкание. Следовательно, автоматический выключатель, установленный в щитке, произведет отключение питающей сети. Для предотвращения одновременного включения двух пускателей используется блокировка электрическим способом. При этом возможно включение только одного пускателя.

Как работает переходная схема

Особенность функционирования переходной схемы:

  1. Производится включение первого магнитного пускателя.
  2. Запускается реле времени, которое позволяет ввести в работу третий магнитный пускатель (производится запуск двигателя с обмотками, соединенными по схеме «звезда»).
  3. Спустя время, заданное в настройках реле, происходит отключение третьего и ввод в работу второго пускателя. При этом обмотки соединяются в схему «треугольник».

Для того чтобы прекратить работу, нужно разомкнуть силовые контакты первого пускателя.

Особенности подключения в однофазную сеть

При использовании трехфазного мотора в однофазной сети добиться максимальной мощности не получится. Для того чтобы произвести подключение электродвигателя 380 на 220 с конденсатором, нужно придерживаться нескольких правил. И самое главное – это правильно подбирать емкость конденсаторов. Правда, при этом мощность мотора не будет превышать 50% от максимума.

Обратите внимание на то, что при включении электромотора в сеть 220 В даже при соединении обмоток по схеме «треугольник» не достигнут критического значения токи. Поэтому допускается использовать эту схему, даже более – она считается оптимальной при работе в этом режиме.

Схема включения в сеть 220 В

Если осуществляется питание от сети 380, то к каждой обмотке подключается отдельная фаза. Причем три фазы сдвинуты относительно друг друга на 120 градусов. А вот в случае подключения к сети 220 В получается так, что фаза всего одна. Правда, в качестве второй выступает ноль. А вот при помощи конденсатора делается третья – производится сдвиг на 120 градусов относительно первых двух.

Обратите внимание на то, что двигатель, рассчитанный на подключение к сети 380 В, проще всего подключить к 220 В только при помощи конденсаторов. Существует еще два способа – при помощи частотного преобразователя или еще одного статора мотора. Но эти способы увеличивают либо стоимость всего привода, либо его габариты.

Рабочий и пусковой конденсаторы

При запуске электродвигателя с мощностью ниже 1,5 кВт (при условии, что на начальном этапе нет нагрузки на ротор), допускается использование только рабочего конденсатора. Подключение электродвигателя 380 к 220 без конденсатора запуска возможно только при таком условии. А если на ротор воздействует нагрузка и мощность двигателя более 1,5 кВт, необходимо использовать пусковой конденсатор, который нужно включать на несколько секунд.

Рабочий конденсатор подключается к нулевому выводу и к третьей вершине треугольника. Если необходимо сделать реверс ротора, то нужно просто вывод конденсатора соединить с фазой, а не с нулем. Пусковой конденсатор включается при помощи кнопки без фиксатора параллельно рабочему. Он участвует в работе до тех пор, пока не произойдет разгон электрического двигателя.

Чтобы подобрать рабочий конденсатор при включении обмоток по схеме «треугольник», нужно использовать такую формулу:

Ср=2800*I/U

Пусковой конденсатор подбирается эмпирическим путем. Его емкость должна быть примерно в 2-3 раза больше, нежели у рабочего.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной и трехфазной сети

Из всех видов электроприводов наибольшее распространение получили асинхронные двигатели. Они неприхотливы в обслуживании, отсутствует щеточно-коллекторный узел. Если их не перегружать, не мочить и периодически обслуживать или менять подшипники, то он прослужит практически вечно. Но есть одна проблема — большинство асинхронных двигателей, которые можно купить на ближайшей барахолке, трехфазные, так как предназначены для использования на производстве. Несмотря на тенденцию перехода на трехфазное электроснабжение в нашей стране, подавляющее большинство домов по-прежнему с однофазным вводом. Поэтому давайте разберемся, как подключить трехфазный двигатель к однофазной и трехфазной сети.

  • Что такое звезда и треугольник в электродвигателе
  • Подключение к трехфазной сети
  • Подключение к однофазной сети

Что такое звезда и треугольник в электродвигателе

Для начала разберемся, какие бывают схемы соединения обмоток. Известно, что односкоростной трехфазный асинхронный электродвигатель имеет три обмотки. Подключаются двумя способами, по схемам:

  • звезда;
  • треугольник.

Такие способы подключения характерны для любого типа трехфазной нагрузки, а не только для электродвигателей. Вот как они выглядят на схеме:

Питающие провода подключаются к клеммной колодке, которая находится в специальной коробке. Его называют брно или борно. Он выводит провода от обмоток и крепится к клеммникам. Сама коробка снимается с корпуса двигателя, как и расположенные в ней клеммники.

В зависимости от конструкции двигателя брно может иметь 3 провода, а может и 6 проводов. Если проводов 3, то обмотки уже соединены по схеме звезда или треугольник и при необходимости их нельзя быстро переключать, для этого нужно вскрывать корпус, искать соединение, разъединять его и делать изгибы.

Если в Брно 6 проводов, что встречается чаще, то в зависимости от характеристик двигателя и напряжения сети (см. ниже) можно соединить обмотки так, как считаете нужным. Ниже вы видите брно и клеммники, которые в нем установлены. Для 3-х проводного варианта в клеммной колодке будет 3 контакта, а для 6-ти проводного — 6 контактов.

Начало и концы обмоток соединяются со шпильками не просто «абы как» или «как удобно», а в строго определенном порядке, чтобы можно было соединить треугольник и звезду одним комплектом перемычек. То есть начало первой обмотки над концом третьей, начало второй обмотки над концом первой и начало третьей над концом второй.

Таким образом, если установить перемычки на нижние выводы клеммной колодки в линию, получится соединение обмотки звездой, а установив три перемычки вертикально параллельно друг другу — соединение треугольником. На «заводских» двигателях в качестве перемычек используются медные шины, что удобно использовать для подключения – не нужно гнуть провода.

Кстати, на крышках ответвлений электродвигателя часто нанесено расположение перемычек этих цепей.

Подключение к трехфазной сети

Теперь, когда мы разобрались, как соединяются обмотки, давайте разберемся, как они подключаются к сети.

6-проводные двигатели позволяют переключать обмотки для различных напряжений питания. Так получили распространение электродвигатели с питающими напряжениями:

  • 380/220;
  • 660/380;
  • 220/127.

Причем больше напряжение для схемы соединения звезда, а меньше для треугольника.

Дело в том, что не всегда трехфазная сеть имеет привычное напряжение 380В. Например, на кораблях есть сеть с изолированной нейтралью (без нуля) 220В, а в старых советских постройках первой половины прошлого века и сейчас иногда есть сеть 127/220В. Пока сеть с линейным напряжением 660В встречается редко, чаще в производстве.

О различиях фазного и линейного напряжения вы можете прочитать в соответствующей статье на нашем сайте: https://my.electricianexp.com/ru/linejnoe-i-faznoe-napryzhenie.html.

Итак, если вам необходимо подключить трехфазный электродвигатель к сети 380/220В, осмотрите его шильдик и найдите напряжение питания.

Электродвигатели на шильдике которых указано 380/220 к нашим сетям можно подключать только звездой. Если вместо 380/220 написано 660/380 — соедините обмотки треугольником. Если вам не повезло и у вас старенький двигатель 220/127, то либо понижающий трансформатор, либо однофазный тут нужен преобразователь частоты с трехфазным выходом (3х220). В противном случае подключить его к трем фазам 380/220 не получится.

Наихудший сценарий, когда номинальное напряжение трехпроводного двигателя с неизвестной цепью обмотки. В этом случае нужно вскрывать корпус и искать точку их соединения и, если возможно, и они соединены по схеме треугольника — переделывать в схему звезда.

С подключением обмоток разобрались, теперь поговорим о том, какие бывают схемы подключения трехфазного электродвигателя к сети 380В. Схемы показаны для контакторов с катушками на номинальное напряжение 380В, если у вас катушки на 220В — подключайте их между фазой и нулем, то есть второй провод на ноль, а не на фазу «В».

Электродвигатели почти всегда подключаются через магнитный выключатель (или контактор) Схему подключения без реверса и самоподхвата вы видите ниже. Он работает таким образом, что двигатель будет вращаться только при нажатии кнопки на панели управления. При этом кнопка выбирается без фиксации, т.е. замыкает или размыкает контакты при удержании нажатыми, как те, что используются в клавиатурах, мышах и дверных звонках.

Принцип работы данной схемы: при нажатии кнопки «СТАРТ» через катушку контактора КМ-1 начинает протекать ток, в результате якорь контактора притягивается и силовые контакты контактора КМ-1 закрываются, двигатель начинает работать. Когда вы отпустите кнопку СТАРТ, двигатель остановится. QF-1 представляет собой автоматический выключатель, обесточивающий как силовую цепь, так и цепь управления.

Если вам нужно, чтобы вы нажали на кнопку и вал начал вращаться — вместо кнопки поставьте тумблер или кнопку с защёлкой, то есть контакты которой после нажатия остаются замкнутыми или разомкнутыми до следующего нажатия.

Но делают это нечасто. Чаще электродвигатели запускаются с пультов с кнопками без фиксации. Поэтому к предыдущей схеме добавляется еще один элемент — контактная колодка пускателя (или контактора), включенная параллельно кнопке «ПУСК». Такую схему можно использовать для подключения электровентиляторов, вытяжек, станков и любого другого оборудования, механизмы которого вращаются только в одну сторону.

Принцип работы схемы:

При включении автоматического выключателя QF-1 на силовых контактах контактора и цепи управления появляется напряжение. Кнопка СТОП нормально замкнута, т.е. ее контакты размыкаются при нажатии на нее. Через «СТОП» подается напряжение на нормально разомкнутую кнопку «СТАРТ», контакт блока, и в конечном счете катушку, поэтому при ее нажатии происходит цепь управления катушкой будет обесточена и контактор выключится.

На практике в кнопочном посте каждая кнопка имеет нормально разомкнутую и нормально замкнутую пару контактов, выводы которых расположены с разных сторон кнопки (см. фото ниже).

При нажатии на кнопку «СТАРТ» через катушку контактора или пускателя КМ-1 (на современных контакторах обозначается как А1 и А2) начинает протекать ток, в результате его якорь притягивается и мощность контакты КМ-1 замкнуты. КМ-1.1 — нормально разомкнутый (НО) блок-контакт контактора, при подаче напряжения на катушку замыкается одновременно с силовыми контактами и шунтирует кнопку «СТАРТ».

После отпускания кнопки «ПУСК» двигатель продолжит работу, так как ток на катушку контактора теперь подается через контакт блока КМ-1.1.

Это называется «самоблокирующийся».

Основная трудность, которая возникает у новичков в понимании этой базовой схемы, заключается в том, что не сразу становится понятно, что кнопочный пост находится в одном месте, а контакторы в другом. При этом КМ-1.1, подключаемый параллельно кнопке «СТАРТ», реально может находиться в пределах десятка метров.

Если Вам необходимо, чтобы вал двигателя вращался в обе стороны, например, на лебедке или другом грузоподъемном механизме, а также на различных станках (токарных и т.п.) — используйте схему подключения трехфазного двигателя с реверсом .

Кстати, эту схему часто называют «схемой обратного стартера».

Реверсивные схемы подключения представляют собой две нереверсивные схемы подключения с некоторыми изменениями. КМ-1.2 и КМ-2.2 — нормально замкнутые (НЗ) блок-контакты контакторов. Они включены в цепь управления катушкой встречного контактора, это так называемая «защита от дурака», она нужна для того, чтобы не произошло межфазного замыкания в силовой цепи.

Между кнопкой «ВПЕРЕД» или «НАЗАД» (назначение их то же, что и в предыдущей схеме для «ПУСК») и катушкой первого контактора (КМ-1) нормально-замкнутый (НЗ) блок-контакт подключен второй контактор (КМ-2). Таким образом, при включении КМ-2 нормально-замкнутый контакт соответственно размыкается и КМ-1 не включится, даже если нажать «ВПЕРЕД».

Наоборот, НК от КМ-2 устанавливается в цепи управления КМ-1, для предотвращения их одновременного включения.

Для запуска двигателя в обратном направлении, то есть для включения второго контактора, необходимо отключить существующий контактор. Для этого необходимо нажать кнопку СТОП, при этом цепь управления двумя контакторами обесточивается, а после этого нажать кнопку пуска в обратном направлении вращения.

Это необходимо для предотвращения короткого замыкания в цепи питания. Обратите внимание на левую часть схемы, отличия в подключении силовых контактов КМ-1 и КМ-2 заключаются в порядке подключения фаз. Как известно, для изменения направления вращения асинхронного двигателя (реверс) нужно поменять местами 2 из 3-х фаз (любых), здесь фазы 1 и 3 перепутаны местами.

В остальном работа схемы аналогична предыдущей.

Кстати, на советских пускателях и контакторах были совмещенные блочные контакты, т.е. один из них был замкнут, а второй разомкнут, в большинстве современных контакторов необходимо сверху установить блочно-контактную приставку, в которой есть 2-4 пары дополнительных контактов как раз для этих целей.

Подключение к однофазной сети

Для подключения трехфазного электродвигателя 380В к однофазной сети 220В чаще всего применяют схему фазосдвигающие конденсаторы (пусковые и рабочие). Без конденсаторов двигатель может запуститься, но только без нагрузки, а его вал при запуске придется раскручивать вручную.

Проблема в том, что для работы АД нужно вращающееся магнитное поле, которое невозможно получить от однофазной сети без дополнительных элементов. Но подключив одну из обмоток через дроссель, можно сдвинуть фазу напряжения на -90˚, а с помощью конденсатора +90˚ относительно фазы в сети. Подробнее вопрос сдвига фаз рассмотрен в статье: https://my.electricianexp.com/ru/chto-takoe-aktivnaya-reaktivnaya-i-polnaya-moshhnost.html.

Чаще всего для сдвига фаз используются именно конденсаторы, а не дроссели. Таким образом, он не вращающийся, а эллиптический. В результате вы теряете примерно половину мощности от номинальной. Однофазные АД лучше работают при таком включении, в связи с тем, что их обмотки изначально рассчитаны и расположены на статоре для такого включения.

Типовые схемы подключения двигателей без реверса для схем звезда или треугольник показаны ниже.

Резистор на схеме ниже нужен для разряда конденсаторов, т.к. после отключения питания на его выводах останется напряжение и вас может ударить током.

Емкость конденсатора для подключения трехфазного двигателя к однофазной сети можно выбрать на основании приведенной ниже таблицы. Если вы наблюдаете сложный и затяжной запуск, вам часто требуется увеличить пусковую (а иногда и рабочую) мощность.

Или посчитайте по формулам:

Если двигатель мощный или запускается под нагрузкой (например, в компрессоре), необходимо подключить пусковой конденсатор.

Для упрощения включения вместо кнопки «РАЗГОН» использовать «ПНВС». Это кнопка запуска двигателей с пусковым конденсатором. У нее три контакта, к двум из них подключаются фаза и ноль, а через третий — пусковой конденсатор. На передней панели две клавиши – «СТАРТ» и «СТОП» (как на станках АП-50).

При включении двигателя и нажатии первой клавиши до упора замыкаются три контакта, после того как двигатель раскрутился, и отпускаешь «ПУСК», средний контакт размыкается, а два крайних контакта остаются замкнутыми, пусковой конденсатор удаляется из цепи. При нажатии кнопки STOP все контакты размыкаются. Схема подключения практически такая же.

Подробно о том, что такое и как правильно подключить ПНВС, вы можете посмотреть в следующем видео:

Схема подключения электродвигателя 380В к однофазной сети 220В с реверсом показана ниже. Переключатель SA1 отвечает за реверс.

Обмотки двигателя 380/220 соединены треугольником, а у двигателей 220/127 звездой, так чтобы напряжение питания (220 вольт) соответствовало номинальному напряжению обмоток. Если вывода всего три, а не шесть, то поменять схемы подключения обмоток без вскрытия не получится. Здесь есть два варианта:

  1. Номинальное напряжение 3×220В — вам повезло, используйте приведенные выше схемы.
  2. Номинальное напряжение 3х380В — вам повезло меньше, так как двигатель может плохо запуститься или вообще не запуститься, если вы подключите его к сети 220В, но попробовать стоит, наверняка получится!

А вот при подключении электродвигателя 380В к 1 фазе 220В через конденсаторы возникает одна большая проблема — потеря мощности. Они могут достигать 40-50%.

Основным и эффективным способом подключения без потери мощности является использование частотника. Однофазные преобразователи частоты выдают 3 фазы с линейным напряжением 220В без нуля. Таким образом, можно подключать двигатели до 5 кВт, для большей мощности преобразователи, способные работать с однофазным вводом, просто большая редкость. В этом случае вы не только получите полную мощность двигателя, но и сможете полностью регулировать его скорость и реверс.

Теперь вы знаете, как подключить трехфазный двигатель на 220 и 380 Вольт, а также что для этого нужно. Надеемся, предоставленная информация помогла вам разобраться в вопросе!

Сопутствующие материалы:

  • Подключение магнитного пускателя на 380 и 220В
  • Как собрать трехфазный щит
  • Как выбрать преобразователь частоты

Путаница с шильдиком асинхронного двигателя

спросил

Изменено
3 года, 3 месяца назад

Просмотрено
6к раз

\$\начало группы\$

Относительно приведенной ниже заводской таблички асинхронного двигателя:

Что означает?:

Δ/Г
220/380

Значит ли это, что при соединении треугольником напряжение между линиями должно быть 220 В? Я запутался еще и потому, что фазное напряжение не 220, а 380 lne? Не могли бы вы пояснить этот вопрос диаграммой?

  • двигатель
  • асинхронный двигатель

\$\конечная группа\$

13

\$\начало группы\$

имитация этой цепи – Схема создана с помощью CircuitLab

Обмотки вашего двигателя могут выдерживать напряжение 220 В между клеммами.

  • При 3-фазном питании 220 В подключение выполняется, как показано на рис. 1b.
  • При подключении к 3-фазной сети 380 В, как показано на рис. 1а.

Обратите внимание, что в каждом случае напряжение на каждой обмотке составляет 220 В, а напряжение между клеммами питания может быть иным.

Простая тригонометрия показывает, что межфазное напряжение 380 В равно \$ \sqrt 3 V_{p-n} \$.

\$\конечная группа\$

0

\$\начало группы\$

Если вы возьмете отношение линейного напряжения к фазному напряжению для трехфазной системы питания, вы получите \$\sqrt3\$ = 1,732. Теперь 380, деленное на 220, равно 1,727 (около 0,3% от идеального), поэтому это сообщает, что если обмотки соединены Y, каждая обмотка получает 220 вольт от 3-фазного источника питания 380 вольт.

Попробуйте это изображение установки 120 вольт/208 вольт: —

\$\конечная группа\$

7

\$\начало группы\$

На самом деле все очень просто.