Росавиация одобрила отечественное крыло и двигатель ПД-14 на авиайланер МС-21

Фото: Александр Уткин


Корпорация «Иркут» Объединенной авиастроительной корпорации получила от Росавиации одобрения главных изменений в типовую конструкцию самолета МС-21, связанных с установкой российского двигателя ПД-14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства. Документы, подтверждающие внесение изменений в сертификат лайнера, были вручены 29 декабря в Минпромторге России в присутствии заместителя председателя правительства РФ − министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. 


В 2022 году было выполнено свыше 160 успешных испытательных полетов на самолете МС-21 с силовой установкой ПД-14. Летчики-испытатели ОКБ им. А.С. Яковлева проверили авиалайнер на различных режимах эксплуатации. В ходе испытаний двигатель ПД-14 показал характеристики, не уступающие иностранным аналогам. Кроме того, крыло из отечественных композитов прошло цикл испытаний в ЦАГИ, которые подтвердили заявленные прочностные параметры. Затем опытный самолет с российским крылом успешно выполнил ряд зачетных полетов, в ходе которых проверялись эксплуатационные характеристики авиалайнера. 


«Мы концентрируем на программе МС-21 значительные силы и ресурсы, ведь новому лайнеру предстоит стать флагманом российского авиапарка на десятилетия вперед. План поставок до 2030 года − более 270 самолетов этого типа. Прошедшие испытания подтвердили надежность и высокие качества как двигателя ПД-14, так и композитного крыла из отечественных материалов. Это еще одно подтверждение того, что даже в сложных санкционных условиях наша авиационная промышленность способна решать самые ответственные задачи», − сказал генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. 


Руководитель Росавиации Александр Нерадько поздравил коллег с завершением важнейшего этапа, связанного с импортозамещением в российском авиапроме: «Одобрение главных изменений в типовую конструкцию самолета МС-21, полученное сегодня, − это еще одно достижение отечественного авиастроения, в том числе это победа над санкциями. Все испытательные проверки самолета проведены в соответствии с российскими и международными стандартами. Новый самолет показал отличные технические характеристики. У разработчика есть возможность двигаться дальше и принимать все необходимые меры для скорейшего внедрения данного воздушного типа в серию. Авиакомпании России заинтересованы начать его эксплуатацию в ближайшей перспективе». 


«Одобрение изменений по отечественному двигателю и крылу − важная веха проекта МС-21 и основа для последующего импортозамещения всех агрегатов самолета. Часть из них на сегодняшний момент уже проходит стендовые испытания, и в следующем году мы готовы будем начать испытания этих систем в составе самолета, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство», − отметил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. 


МС-21 − среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Машина создается на базе новейших разработок в области авиастроения. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и сниженные, по сравнению с конкурентами, эксплуатационные расходы. 


Аэродинамическое совершенство самолета достигнуто благодаря крылу большого удлинения из отечественных композиционных материалов, которые разработаны при участии ученых МГУ, Росатома, специалистов авиапрома. Самая большая в своем классе ширина фюзеляжа МС-21 позволяет увеличить личное пространство для пассажиров и сделать полет максимально комфортным.

Эксперт РАНХиГС оценил, какие возможности России откроет проект авиадвигателя ПД-8

Источник: газета «Российская газета»

Автор: Павел Грибов (доцент Института права и национальной безопасности РАНХиГС)

Опубликовано: 16. 02.2023, 09:08

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» представила свой доклад «Результаты импортозамещения в России и его перспективы», где изложены этапы развития импортозамещения в нашей стране с примерами в конкретных отраслях. В действительности работа над вопросом «замещения» иностранных технологий в пользу собственных разработок ведется на протяжении как минимум 20 лет. Цель состоит, прежде всего, в том, чтобы уйти от критической зависимости. Авторы доклада обращают внимание, что чем более высокотехнологична отрасль, тем сложнее в ней менять и встраиваться в цепочки добавленной стоимости. Гораздо проще дело обстоит с условно «простыми» отраслями: производство мебели, обработка дерева или сельское хозяйство. Тем не менее, успехи в высоких технологиях, безусловно, тоже есть.

Перед началом новогодних праздников — 26 декабря — в России начались испытания двигателя ПД-8. Безусловно, событие стало лучшим «подарком» за последнее время в области отечественного импортозамещения. Важность процесса сложно переоценить, ведь перспективный двигатель ПД-8 — это основа для возобновления производства самолетов «Сухой Суперджет» и знаменитого самолета-амфибии Бе-200. Таким образом, страна избавляется от иностранной зависимости в части производства очень высокотехнологичной продукции. Во многом это происходит за счет сильной научной базы и мощной математической школы, составляющей конкурентное преимущество России (что, кстати, отмечается в фундаментальном исследовании ВШЭ).

«Суперджет» летал на совместных российско-французских двигателях, к производству которых было много вопросов, а Бе-200 — на украинских. Производство обоих самолетов стало невозможно после событий февраля 2022 года и введения многочисленных санкций против России.

Надо отметить, что создание ПД-8 является значимым событием не только с точки зрения возможности перезапуска производства конкретных самолетов, но и демонстрирует развитие отечественной школы авиационного двигателестроения. Как известно, двигатель ПД-8 создан на основе агрегатов и узлов «старшего брата» — ПД-14, серийное производство которого, фактически началось. Это «изделие» можно будет увидеть под крылом самолета МС-21, начало «серии» которого ожидается уже в этом году. Оба двигателя крайне необходимы нашему авиапрому, но имеют хорошую перспективу их реализации на мировом авиарынке, особенно если учесть, что связка «двигатель — самолет» является важнейшей в авиации. Без понимания этой связки разрабатывать оба продукта бесполезно.

Следствием реализации подобных проектов является и развитие производственных возможностей страны. Модернизация и переоснащение авиамоторного завода в Перми стали следствием реализации ПД-14. И под ПД-8, скорее всего, понадобится расширение производственных мощностей, что повлечет за собой модернизацию и строительство нового высокотехнологичного производства. Важно понимать, что сложную продукцию можно выпускать только в тесной кооперации предприятий разных отраслей. Так, несмотря на то, что ПД-14 — это продукт авиамоторного кластера Перми, в поставке комплектующих для его производства участвуют практически все предприятия авиационного двигателестроения России. В этом списке НПО «Сатурн», УМПО, НПГЦ «Салют» и многие другие. Очевидно, что эти предприятия, в ходе освоения производства узлов и агрегатов для нового двигателя также попадут под модернизацию.

Развитие крупных проектов в области импортозамещения расширяет возможности России в области производства самолетов различных классов. Если ПД-14 стал основой для разработки отечественного конкурента самым популярным в мире самолетам Boeing-737 и его европейского аналога, то ПД-8 позволит усилить позиции России в области производства региональных самолетов, чрезвычайно востребованных на мировом рынке. В таком случае Россия сохранит и усилит свои позиции в сегменте гражданской авиации, где сегодня значительную роль играют бразильские производители самолетов, а также активно пытаются занять свое место китайские компании. Однако пока никто из наших конкурентов не в состоянии производить двигатели для своих самолетов, что ставит их в зависимость от поставок американских и европейских производителей. Поэтому с началом производства ПД-8 Россия сможет поставлять альтернативу современным региональным самолетам на собственной технологической базе. Это как раз то направление, которое во ВШЭ отметили как важное в части масштабного процесса импортозамещения и серьезный сдвиг в сторону сложных видов производства.

Дайджест прессы за 16 февраля 2023 года | Дайджест публикаций за 16 февраля 2023 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.

Россия задерживает ПД-35, амбициозный ТРДД для CR929

Topwar.ru

Проект ТРДД большой двухконтурности ПД-35, разрабатываемый российской Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК), отложен на два года.

«По ПД-35 мы запланировали срок на 2027-2028 годы», — заявил главный инженер ОДК Александр Иноземцев на Пермском инженерно-промышленном форуме, сообщает российское государственное информационное агентство ТАСС. «Теперь из-за всех событий [крайний срок] сдвигается на пару лет вправо».

Это может означать, что двигатель будет готов не ранее 2029 года. Иноземцев добавил, что задержка вызвана необходимостью выделения дополнительных ресурсов на другие проекты компании, такие как ПД-14, ПД-8 и ПС-90А. .

ПД-35 — это модернизированная и модифицированная версия ПД-14, который в настоящее время находится в стадии разработки и, как ожидается, будет установлен на МС-21, будущем российском авиалайнере средней дальности.

Предназначенный для конкуренции с двигателями Rolls-Royce Trent 1000 и General Electric GEnx, двигатель PD-35 должен развивать тягу до 77 000 фунтов.

Ожидается, что ПД-35 станет одним из вариантов двигателя для широкофюзеляжного авиалайнера CR929, разрабатываемого совместно Китаем и Россией, а также для будущего российского стратегического авиалайнера ПАК ВТА. Кроме того, двигатель может быть установлен на существующие самолеты Ильюшин Ил-96-400М и Антонов Ан-124, используемые российскими военными и авиакомпаниями.

Волновые эффекты 

Задержка PD-35, вероятно, означает дополнительные проблемы для CR929. В условиях западных санкций, запрещающих поставку авиационных комплектующих в Россию, только китайские перевозчики смогут эксплуатировать самолеты с двигателями Rolls-Royce и General Electric.

Ранее сообщалось, что ПД-35 планировалось устанавливать на CR929 российских авиакомпаний. Задержка двигателя также может задержать ввод самолета в эксплуатацию.

В сентябре 2022 года китайские СМИ сообщили, что CR929 был полностью переработан с учетом западных санкций, в результате чего был отброшен прогресс, достигнутый за несколько лет в отношении самолета, который уже имел многолетние задержки.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Получайте уведомления о самых горячих новостях

Установив этот флажок, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

Похожие сообщения

Подробнее на борту…

Джин Кармела Лим

Подробнее

Avia Solutions Group, ведущая авиационная бизнес-группа, стала ирландской компанией. После передачи своего…

компанией Avia Solutions Group

Читать далее

Avianca списала свой последний самолет Airbus A330, поэтапно выведя его из парка почти через 15…

byRytis Beresnevicius

Подробнее

Lufthansa представила свой новый салон для дальнемагистральных перевозок Allegris на мероприятии в Берлине 28 февраля 2023 г. Все салоны…

byMiquel Ros

ПД-14 готовится к первому полету

В рамках авиасалона МАКС-2015 на стенде Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) был представлен натурный образец перспективного турбовентиляторного двигателя ПД-14, предназначенного для ближне-среднемагистрального авиалайнера «Иркут МС-21» и других перспективных самолетов. Шоу состоялось в конце августа. На выставке был представлен двигатель № 100-05 с реверсивной мотогондолой. По окончании авиашоу экспонат был доставлен обратно в город Пермь, где прошел сертификационные испытания на поедание мелких и средних птиц и на отрыв лопастей вентилятора.

Важнейшим этапом программы сертификации ПД-14 станут летные испытания на борту летающей лаборатории Ил-76ЛЛ ЛИИ имени Громова, намеченные на ноябрь этого года. В конце сентября 2015 года АО «Авиадвигатель» отгрузил в ЛИИ еще один опытный образец двигателя ПД-14 № 100-07 после его сборки и испытаний на собственном стенде.

Опытная силовая установка на базе ПД-14 собиралась под левым крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ангаре ЛИИ в октябре. «Летающий стенд будет фиксировать параметры работы двигателя (обороты, давление и температура в различных частях двигателя, прочность), а также оценивать работу топливной и масляной систем, а также системы автоматического управления», — сообщили в ОДК. сообщил представитель.

Монтажу ПД-14 на летающий стенд предшествовала серьезная подготовка самого самолета силами сотрудников ОДК и Объединенной авиастроительной корпорации. В частности, в грузовом отсеке были оборудованы новые рабочие места для летчиков-испытателей, оборудованы компьютерами, аппаратурой контроля и управления прототипом двигателя и экспериментальными системами самолета, изготовлены соответствующие агрегаты самолета и пилон.

Принято решение использовать Ил-76ЛЛ (бортовой номер RA-76529) как летающий стенд. Самолет был изготовлен в 1977 году как транспортная базовая модель Ил-76 и экспортировался, но вернулся в Россию в конце 1980-х годов и был переоборудован в летающий стенд, предназначенный для отработки перспективных двигателей. На нем в 1989 году были испытаны прототип винтовентиляторного двигателя Д-236Т мощностью 10900 л.с. с винтом СВ-36, а затем прототип Д-27 мощностью 14000 л.с. с винтом СВ-27. В дальнейшем самолет долгое время простоял в ЛИИ законсервированным, пока не подвернулось для него новое ответственное задание. Выкатка Ил-76ЛЛ (RA-76529) полет стенда с ПД-14 № 100-07 под левым крылом состоялся 20 октября 2015 года. испытательный стенд в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ). Завершение сборки двигателя на Пермском моторном заводе, испытания на стенде ОАО «Авиадвигатель» и отгрузка в ЦИАМ были запланированы на октябрь 2015 года. будущих двигателей тягой 9000-18 000 кгс — большой командой дочерних обществ ОДК с генеральным подрядчиком «Авиадвигатель» — сейчас ключевая программа ОДК по созданию перспективных гражданских авиадвигателей.

ПД-14 — двухвальная раздельно-вытяжная конструкция с непосредственным приводом вентилятора. Все двигатели семейства имеют одинаковый газогенератор с восьмиступенчатым компрессором высокого давления, малоэмиссионной кольцевой камерой сгорания и двухступенчатой ​​турбиной высокого давления.