Содержание
Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели | Статьи
Китай готов поделиться с Россией технологиями, необходимыми для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения, получив в обмен технологии создания жидкостных ракетных двигателей. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в госкорпорации «Роскосмос», принимающий участие в подготовке встреч комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.
Пакетное обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей также отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии Рогозин–Ян, проходившей в декабре 2015 года (копия документа есть в «Известиях»).
«Комиссия одобряет достигнутые договоренности по сотрудничеству в области ракетных двигателей и электронной компонентной базы и поручает космическим ведомствам Сторон подготовить к подписанию необходимые нормативно-правовые документы, способствующие реализации сотрудничества в указанных областях», — говорится в протоколе комиссии, подписанном Рогозиным и Яном.
Примечательно, что остальные вопросы взаимодействия в космической сфере вынесены в отдельные темы и обсуждаются без привязки друг к другу: речь идет о взаимодействии в сфере космической навигации (совместимость системы ГЛОНАСС и BeiDou), дистанционного зондирования Земли и программам по исследованию Луны.
— Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне, — говорит собеседник «Известий» в «Роскосмосе». — Китайские партнеры хотят получить у нас не просто сами кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. А в обмен предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. Честно говоря, пока нам этот обмен не представляется равноценным. Россия — признанный лидер в области жидкостного двигателестроения, наши двигатели покупают американские компании. А китайцы, при всем уважении, пока не смогли скопировать самые продвинутые американские разработки. Некоторые кристаллы для ЭКБ не умеют выращивать в Китае до сих пор, особенно это касается ПЛИС (программируемые логические интегральные микросхемы), АЦП (аналого-цифровой преобразователь), фотоприемных матриц. В области сверхчастотного излучения китайцы американцев уже догнали, а местами и обошли, но тут надо сказать, что и российские институты по части СВЧ всегда были сильны. Поэтому пока достаточных резонов для обмена мы не видим.
Такая точка зрения в полной мере согласуется с ранее высказанной официальной позицией «Роскосмоса» по вопросу поставок в Китай ракетных двигателей.
— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявляли «Известиям» в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу 2016 года.
Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. В качестве ответного шага со стороны Китая прозвучала готовность предоставить российской космической промышленности необходимую для космоса ЭКБ. Предложение было актуально, поскольку после введения США технологических санкций российская промышленность была лишена возможности приобретать ЭКБ класса military и space американского производства. В то же время власти КНР заявляли о готовности снять ограничения на экспорт электронно-компонентной базы космического применения в РФ.
— Нам стоит обменяться технологиями с Китаем, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Потому что технологические связи крепче экономических. Вот американцы пытались разорвать с нами связи, чтобы наказать нас. Но есть МКС и есть ракета Atlas 5, на которую ставят российские двигатели. И сенатор Маккейн может сколько угодно кричать, что США продолжают финансировать Путина, но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают. Не получается разорвать технологические связи. Просто обмениваться товарами смысла особого нет, это ничего не гарантирует. Получится как с Южной Кореей: они нам заказали первую ступень ракеты, мы для них ее сделали. И потом разошлись в разные стороны. Нам стоит связать себя с Китаем технологическими связями через крупные проекты, тогда это будет новый уровень партнерства.
Реклама
КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ CZ-2 (КИТАЙ) SPACE ROCKET CZ-2 (CHINA) 16. 01.2020 Китай успешно запустил в среду спутник дистанционного зондирования Земли при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2D». Как сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники, запуск был произведен с космодрома Тайюань (провинция Шаньси, Северный Китай) в 10:53 по пекинскому времени (05:53 мск). 25.03.2020 Китай во вторник при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2-Си» (CZ-2C, Long March-2C) вывел на орбиту шестую группу спутников дистанционного зондирования Земли «Яогань-30″. Об этом сообщило агентство Xinhua. 12.06.2020 Китай в четверг успешно вывел на орбиту гражданский спутник Haiyang-1D для изучения океанических ресурсов и уведомления о надвигающихся стихийных бедствиях на море. Об этом сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC). 06.07.2020 Китай успешно вывел в воскресенье на орбиту спутник Shiyan-6 для тестирования космического оборудования и изучения околоземного космического пространства. Об этом сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники. 06.09.2020 Китай запустил многоразовый экспериментальный космический аппарат, сообщает СИНЬХУА Новости. МНОГОРАЗОВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ (КИТАЙ) 28.10.2020 Китай при помощи ракеты-носителя CZ-2C (Long March-2C) вывел на орбиту седьмую группу спутников дистанционного зондирования Земли Yaogan-30. Об этом во вторник сообщило агентство «Синьхуа». 11.05.2021 В понедельник, 7 мая китайская ракета-носитель CZ-2C вывела на орбиту еще три спутника наблюдения YG-30 и коммерческий спутник связи Tianqi 12. Ракета стартовала из космического центра Xichang в провинции Сычуань в 2:11 по местному времени. Миссия была выполнена без проблем. 18.06.2021 17 июня 2021 года в 09:22 по пекинскому времени (04:22 мск) Китай при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2-эф» осуществил успешный запуск космического корабля «Шэньчжоу-12″ с тремя космонавтами на борту в рамках строительства орбитальной станции КНР, сообщает ТАСС. НОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КИТАЯ 04.07.2021 Китай в субботу осуществил успешный запуск пяти спутников при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2Д» (Long March-2D). Об этом сообщил телеканал CCTV. 16.10.2021 Китайское национальное космическое управление (CNSA) в субботу отправило к орбитальной станции КНР пилотируемый корабль «Шэньчжоу-13″ с тремя космонавтами на борту. Запуск был осуществлен с космодрома Цзюцюань на севере страны в 00:23 субботы по местному времени (19:25 мск) при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2-эф». НОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КИТАЯ 19.10.2021 Появились подробности испытаний Китаем гиперзвукового глайдера – боевого планирующего блока для баллистических ракет. Перед тем, как поразить цель, аппарат облетел планету, что стало весьма неприятным сюрпризом для военных США. FT: КИТАЙ В АВГУСТЕ ОСУЩЕСТВИЛ ПУСК ПЛАНИРУЮЩЕГО ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 05.11.2021 Китай успешно вывел в среду на заданную орбиту группу спутников дистанционного зондирования Земли Yaogan-32. Запуск, передает агентство «Синьхуа», осуществлен в 15:43 по пекинскому времени (10:43 мск) при помощи ракеты-носителя «Чанчжэн-2-Си» (CZ-2C, Long March-2C) с космодрома Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу. 07.11.2021 Китай в субботу осуществил успешный запуск группы из трех спутников дистанционного зондирования Земли Yaogan-35. Об этом сообщило Центральное телевидение Китая. 30.12.2021 Китай в среду успешно вывел на орбиту научно-экспериментальный спутник Tianhui-4, который будет использоваться для исследования земельных ресурсов. Об этом сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC). 18.01.2022 Китай в понедельник вывел на орбиту экспериментальный спутник Shiyan-13, успешно осуществив первый в текущем году космический запуск. Об этом сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники. 06.05.2022 22.05.2022 Китайское национальное космическое управление в пятницу успешно вывело на низкую околоземную орбиту три экспериментальных телекоммуникационных спутника. Об этом сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники. 03.06.2022 Китайское национальное космическое управление в четверг успешно вывело на орбиту девять спутников, которые будут использоваться при предоставлении услуг в области умных сетевых технологий. Об этом сообщило Центральное телевидение Китая. 05.06.2022 Запуск пилотируемого корабля «Шэньчжоу-14″ к орбитальной станции КНР состоится в воскресенье. Об этом в субботу на пресс-конференции заявил заместитель главы Управления программы пилотируемых космических полетов КНР Линь Сицян. 24.06.2022 Китай в четверг осуществил успешный запуск трех спутников дистанционного зондирования Земли Yaogan-35-02. Об этом сообщило Центральное телевидение Китая. 21.08.2022 КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ CZ-2 Чанчжэн 2 или CZ-2или «Чанчжэн-2» ( 長征二號F, 长征二号F,: Chángzhēng èr hào,: Чанчжэн эр хао, «Великий поход 2») — семейство жидкостных ракет-носителей легкого и среднего класса, создаваемых CALT, CAST в КНР с середины 1970-хх. . В Европе и США РН несут название LM (Long March), в самом же Китае предпочитают индекс CZ (Chang Zheng). В России чаще всего так же используется индекс CZ. Первый запуск CZ-2 состоялся в 1974 году. До 2017 года было произведно 85 запусков ракет-носителей этого семейства. Китайская ракета-носитель CZ-2C предназначена в основном для вывода спутников на низкую опорную орбиту до 200 км, свыводом полезной нагрузки до 2500 кг. Предполагается, что начало линейки ракет положила модернизированная ракета DF-5 ICBM которая дала успешное семейство ракетоносителей CZ. МОДИФИКАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ CZ-2C Обозначение: CZ-2C , Чанг Чжэн-2C, Long March 2C ХАРАКТЕРИСТИКИ CZ-2F Тип РН среднего класса ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ВТОРАЯ СТУПЕНЬ УСКОРИТЕЛИ Источники: skyships.ru, ru.wikipedia.org, astro-obzor.ru • FT: КИТАЙ В АВГУСТЕ ОСУЩЕСТВИЛ ПУСК ПЛАНИРУЮЩЕГО ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА |
Новое семейство ракет-носителей Китая / Хабр
В минувшую субботу успешно прошел первый пуск китайской ракеты-носителя «Великий поход-7» среднего класса. Это уже вторая ракета нового семейства. А скрытность китайской космонавтики преподнесла нам сюрприз — оказывается, одной из полезных нагрузок этого экспериментального пуска был макет нового пилотируемого космического корабля.
Наведем порядок
Под общим названием «Великий поход» (далее они же CZ, Чанчжэн или LM) китайцы объединили самые разные ракеты, поэтому необходимо навести некоторый порядок с обозначениями.
Легкая ракета «Великий поход-1» запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, поэтому CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки.
«Великий поход-2» является семейством ракет сам по себе. Были разработаны легкие версии -2A,C,D (до трех тонн на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а -2F является рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы.
«Великий поход-3» это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тонн на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C используются для вывода спутников на геостационарную орбиту.
«Великий поход-4» в разных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и используется для пусков на полярную орбиту.
Все вышеперечисленные ракеты используют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) — это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная гадость. Амил (тетраоксид азота) — пакость чуть менее гадкая, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут. Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, потому что могли храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета могла в любую секунду стартовать. Они также очень удобны в космосе, потому что не требуют специальной теплоизоляции. И если несколько сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате или космическом корабле еще можно пережить, то сотни тонн гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей — это по современным представлениям уже перебор. Они также более дорогие, чем кислород и керосин, и требуют для производства специальных заводов, на которых также приходится принимать меры безопасности, чтобы не потравить персонал и живущих в округе. Поэтому, как и в случае с нашим «Протоном», дни этих ракет подходят к концу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:
«Великий поход-11» — это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, впервые полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.
И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:
«Великий поход-6» — ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, несколько на низкую околоземную). Впервые полетела в сентябре 2015.
«Великий поход-7» — ракета-носитель среднего класса, 13,5 тонн на низкую орбиту, впервые полетела в субботу.
«Великий поход-5» тяжелая ракета-носитель, 25 тонн на низкую орбиту, первый полет ожидается во второй половине этого года.
Кроме этого известно, что CZ-9 — это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тонн.
А эта диаграмма показывает годы службы каждого типа ракет.
Родня по двигателям
Почему эти три ракеты можно отнести к одному семейству? Дело в том, что они используют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает технологию жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла. В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.
YF-100 — двигатель тягой 136 тонн в вакууме. Говорят, что КБ «Южное» (Украина) в начале 90-х годов продало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН «Зенит» РД-120, и на ее основе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Даже если дело было действительно так, YF-100 не является прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тонн РД-120, а удельный импульс ниже.
YF-115 — двигатель тягой 15 тонн, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).
Использование закрытого цикла, при котором выхлоп из газогенератора подается в камеру сгорания, позволило получить высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший мировой уровень. Для сравнения, самый высокий удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.
«Великий поход-6»
Если на первую ступень поставить один YF-100, на вторую ступень — один YF-115 и добавить третью ступень для вывода полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту, то мы получим ракету-носитель CZ-6. Небольшая, стартовой массой всего 103 тонны и максимальным диаметром 3,35 м, «Великий поход-6» разработана для простой транспортировки:
И несложного обслуживания:
15 сентября CZ-6 успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту 20 небольших спутников:
«Великий поход-7»
Если мы возьмем 2 YF-100 на центральный блок (вторую ступень), добавим четыре боковых блока (первая ступень) с одним YF-100 на каждом, а на третью ступень поставим четыре YF-115, то получится «Великий поход-7». Стартовая масса в 594 тонны позволит поднять на низкую орбиту 13,5 тонн. Максимальный диаметр блока в 3,35 м позволяет легко перевозить ракету автотранспортом от порта:
Затем собирать в монтажно-испытательном комплексе и вывозить на старт:
Фото субботнего пуска:
Видео:
Очень любопытно, что ракета по сути ближе к двухступенчатой. Из видео следует, что вторая ступень сбрасывается всего через 14 секунд после отделения четырех блоков первой ступени, это очень необычно и весьма неэффективно. Может быть, YF-100 не может работать дольше трех минут?
«Великий поход-5»
Ну и, наконец, если мы возьмем первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то получится ракета «Великий поход-5» с грузоподъемностью 25 тонн на низкую орбиту. Про нее известно, что вторая и третья ступень будут иметь диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тонн. Уже есть фото вывоза макета ракеты на старт:
Неизвестный корабль
Через двадцать часов после запуска основная полезная нагрузка совершила посадку, и оказалось, что это тестовый аппарат, из которого будут разрабатывать не то грузовой, не то пилотируемый корабль.
Из-за китайской секретности совершенно непонятно пока, как это называется и как будет дальше испытываться. Судя по размеру, это скорее всего масштабная модель, меньше, чем оригинал. Так же, судя по фото и видео, скорее всего в этом полете на модели не было двигателей мягкой посадки (или иной системы смягчения удара о землю), которая должна быть на полноразмерном корабле.
Заключение
Отдельно стоит упомянуть проскочившую в одном из интервью фразу о том, что в пятилетке 2016-2021 годов ракет этого семейства будет запущено полторы сотни, что дает годовое количество в 30 пусков. В таком случае Китай будет соревноваться за первое место по количеству пусков в год (по этому параметру последние годы лидирует Россия, но США с пусками «новых частников» уже начинают дышать в затылок). Отдельный вопрос — где и какую полезную нагрузку найдет Китай на эти пуски?
Sohu (Китай): технологии в обмен на технологии! Чтобы импортировать китайскую микроэлектронику, Россия достала из закромов заветные сокровища
https://inosmi.ru/20190923/245870076.html
Sohu: Россия достала из закромов заветные сокровища
Sohu: Россия достала из закромов заветные сокровища
Sohu: Россия достала из закромов заветные сокровища
Китайская военная техника отстает от передовых вооружений развитых стран. У России в свою очередь есть проблемы с микроэлектроникой. Согласившись поставлять… | 23.09.2019, ИноСМИ
2019-09-23T11:13
2019-09-23T11:13
2022-01-18T16:12
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/245870076.jpg?2429082891642511550
россия
китай
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2019
ИноСМИ
info@inosmi. ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
экономика, военное дело, россия, китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китайская военная техника отстает от передовых вооружений развитых стран. У России в свою очередь есть проблемы с микроэлектроникой. Согласившись поставлять ракетные двигатели в Китай в обмен на электронику, Россия расширила перспективы сотрудничества с этой страной. Вне всякого сомнения, это выгодно обеим сторонам, пишет издание.
Китай — представитель младшего поколения индустриальных стран. Он усердно работал на протяжении 70 лет и добился небывалых успехов. В настоящее время промышленное развитие Китая стало наиболее комплексным и всеобъемлющим. В некоторых областях наша страна занимает ведущие позиции в мире. Раньше мы не могли о таком и мечтать.
Из-за технической изоляции со стороны Запада наше отечественное вооружение отстает и единственное место, откуда мы можем его получить — это Россия. Но чтобы не допустить утечку технологий за границу, Россия каждый раз тщательно думает, прежде чем продать Китаю тот или иной образец вооружения. Передовые модели не экспортируются в принципе.
Но и у России есть свои печали. После распада СССР страна испытала экономический подъем, но в целом все еще пребывала в состоянии стагнации. Распад СССР на отдельные государства нанес серьезный удар по российской оборонной промышленности, и страна долгое время жила на сэкономленные в советский период средства. Непрерывно развивающаяся оборонная промышленность Китая начала обгонять российскую, и теперь сама Россия начинает нуждаться в Китае. В таком случае, пусть достает закромов свои заветные сокровища.
По сообщениям СМИ, в результате многолетних переговоров, Россия наконец сдалась и согласилась продавать в Китай свои ключевые технологии. В данном случае речь идет о самом мощном в мире ракетном двигателе РД-180. Однако взамен российская сторона потребовала у Китая поставку микроэлектроники. Таким образом получился своеобразный обмен технологиями. Как известно, двигатели — это лавровый венок в мире современной промышленности.
Несмотря на то, что в сфере космических исследований Китай добился значительных успехов, двигателю его ракеты-носителя все еще не хватает мощности, что серьезно замедляет технологических прогресс. Россия, сильно сдавшая назад по сравнению с СССР, все еще располагает советским наследием. Ее двигатель для ракет-носителей РД-180 по сей день не имеет себе равных за рубежом. Ему завидуют даже американцы. После распада СССР США попытались наладить сотрудничество с Россией, которая неплохо заработала, предоставляя американцам двигатели РД-180 и услуги по его эксплуатации.
РД-180 считается передовым, потому что в нем используется турбонасосный агрегат, благодаря которому сухая масса двигателя составляет всего 5,5 тонн, а тяга в вакууме — до 4150 Н, что эквивалентно 380 тоннам. Именно этими показателями гордится российский двигатель. Однако, несмотря на описанные выше достижения России, в сферах, связанных с развитием современного оружия, а именно микроэлектроники, страна серьезно отстает. В неразрывно связанной с Россией Украине можно наблюдать похожую картину. Когда после цветной революции Запад изъявил желание оказывать ей военную поддержку, Украина ответила, что ей не нужно обычное оружие, она заинтересована в электронном.
Объем российской экономики сравним с китайской провинцией Гуандун. Этого явно недостаточно для поддержки ее военной промышленности. В интересах будущего развития необходимо использовать свои преимущества для построения сотрудничества с другими странами. Например, российской системе спутниковой навигации ГЛОНАСС необходима микроэлектроника.
Раньше Россия полагалась в этом на США и страны Европы, однако американские санкции создали непростую ситуацию в сфере развития микроэлектроники. Исходя из сложившегося положения, Путин решил обратить свой взгляд на Восток и углубить сотрудничество с Китаем. Согласившись поставлять ракетные двигатели РД-180 в Китай, Россия расширила перспективы сотрудничества с этой страной. Вне всякого сомнения, это было выгодно обеим сторонам.
Убить космический бестселлер / Вооружения / Независимая газета
Тэги: космос, покорение, россия, сша, китай, сотрудничество, ракета, двигатель, рд180
Америка нацелилась на самостоятельное освоение космического пространства. Фото Reuters
За последнюю четверть века российский РД-180 стал самым востребованным ракетным двигателем, который напрямую повлиял на становление современной американской космической программы. Оснащенные этими двигателями ракеты доставили аппараты NASA/ESA к Марсу, Юпитеру и Венере.
РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ
Российско-американское соглашение о закупках РД-180 было заключено в середине 1990-х и вывело сотрудничество двух стран в аэрокосмической отрасли на новый уровень. Надежные «рабочие лошадки» помогали не только исследовательским космическим программам, но и поспособствовали укреплению обороны США. До появления SpaceX именно РД-180 позволил американским военным вывести на орбиту львиную долю спутников видовой и радиотехнической разведки. А также сверхсекретный орбитальный беспилотник X-37B, задачи которого до сих пор требуют прояснения.
Самостоятельно американские специалисты долгое время не могли создать собственный недорогой и надежный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), в связи с чем детище НПО «Энергомаш» разбирали как горячие пирожки.
При этом закупкам не помешали ни антироссийские санкции, ни Стратегия национальной безопасности США, предписывающая наладить производство американских комплектующих к 2022 году – у России были приобретены лицензии и патент на технологию изготовления РД-180. Как отметил военный эксперт Виктор Литовкин, «их выпускает совместное предприятие AMROSS». То есть двигатели изготавливаются у нас, а затем перевозятся в Соединенные Штаты, где получают соответствующую маркировку – и только тогда американцы могут запускать свои ракеты с использованием этих двигателей, поскольку американское законодательство запрещает использовать иностранные комплектующие».
Соглашение рассчитано до 2030 года. Так что у США остается не так много времени на создание собственного жидкостного ракетного двигателя, как минимум не уступающего российскому.
НА КОНЮШНЕ МАСКА
Ситуация начала меняться после появления частников на рынке аэрокосмических услуг. Ракета Falcon 9, оснащенная многоразовыми двигателями Merlin, начала теснить носители, на которых устанавливались РД-180. Так незаметно Россия потеряла монополию на доставку космических аппаратов на орбиту.
К слову, по данным РИА Новости за 14 сентября 2021 года, Falcon 9 вывела на полярную орбиту очередную партию из 51 спутника Starlink. Они обеспечат пользователей широкополосным доступом к интернету в труднодоступных местах.
Фазированные антенные решетки диапозонов Ku, Ka и V (такими же антеннами оснащаются радары военных самолетов, а также систем обнаружения ПВО и воздушно-космической обороны) позволяют этим аппаратам не только снабдить рядовых пользователей Сети зрелищами и доставкой хлеба насущного. Они позволяют спутникам заниматься орбитальной разведкой, а также создавать помехи, «ослепляющие» электронику противника. Причем по сравнению с аппаратами спутниковой системы Пентагона SATCOM спутники Маска стоят дешевле. И в силу габаритов могут, как показал недавний запуск, сразу выводиться целыми группировками.
Всего SpaceX планирует вывести 12 тыс. аппаратов Starlink. А это, по сути, 48 тыс. радаров (на каждом спутнике размещены четыре ФАР), способных обнаруживать и распознавать объекты, а также создавать их трехмерные модели вместо привычных плоских снимков. Расположение на полярной орбите удобно в первую очередь для дистанционного зондирования Земли. А также для разведки, которая направлена в том числе и против российской «ядерной триады».
В связи с этим SpaceX нашла активную поддержку у американской армии. В рамках соглашения о совместных исследованиях и разработках сеть Starlink будет расширяться и совершенствоваться до 2022 года. При этом американские военные поддерживают связь не только со Starlink, но и с другими провайдерами, такими как Telesat и O3B. Кроме того, спутниковая сеть Илона Маска обзаведется милитаризированной версией, которую уже окрестили Blackjack.
В рамках проекта в 2022 году будут запущены первые 20 космических аппаратов, которые смогут обмениваться данными не только с Землей, но и друг с другом. Таким образом, в случае потери части группировки оставшиеся спутники смогут взять на себя функции своих уничтоженных или временно выведенных из строя собратьев.
По этой причине наращивание группировок «космических инспекторов» для России крайне необходимо. Ведь если оставить разрастание Starlink и его будущую военную версию без внимания, то можно лишиться собственных орбитальных инструментов. Это приведет к тому, что в случае крупного военного конфликта Россия может лишиться спутниковой связи, а также средств орбитальной разведки, которые на современном этапе являются незаменимыми инструментами в рамках сетецентрической концепции.
ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ
Помимо SpaceX заметным участником космической гонки стала и всемирно известная компания Amazon. Ее основатель Джефф Безос в начале нулевых создал компанию «Blue Origin и заявил о намерении предложить ракетные двигатели с полным производственным циклом. 20 июля этого года состоялся первый пилотируемый запуск New Shepard – капсулы с одноступенчатой многоразовой ракетой, оснащенной ЖРД BE-3 (Blue Engine-3).
В отличие от РД-180 двигатель BE-3 – водородно-кислородный и предназначен для суборбитальных полетов. Его тяга составляет около 50 т (490 кН). В ходе полета ракета совершает вертикальный разгон длительностью около 110 секунд и достигает высоты около 40 км, где происходит отделение капсулы, а затем ракета совершает самостоятельный спуск и посадку с помощью маршевого двигателя. Его модификация – BE-3U с открытым циклом детандера – рассчитана на применение на разгонных ступенях New Glenn и изготавливается в штате Алабама с 2020 года. Ранее предполагалось, что наряду с модификацией «тройки» начнется выпуск двигателя BE-4, работающего на кислороде и СПГ и имеющего тягу около 245 т (2,4 мН). Первоначально, по расчетам Blue Origin, BE-4 должны были применяться на New Glenn вместо своих предшественников. Однако в 2014 году было решено использовать их на ракете-носителе Vulcan Centaur United Launch Alliance (ULA) – преемнице ракеты-носителя Atlas V, на которую до недавнего времени и устанавливались РД-180. Но разработки «голубого» оказались полны подводных камней: к примеру, в 2015 году несовершенная конструкция форсунок привела к взрыву во время испытаний на стенде.
Невозможность выработать оптимальную конструкцию турбонасосов, нестабильность сгорания, постоянные перегревы и, как следствие, более короткий, чем изначально планировалось, срок службы привели к тому, что разработка «четверки» значительно отстает, и когда двигатель пройдет летную квалификацию – неизвестно. Тем не менее НПО «Энергомаш» должно быть готово к тому, что после появления BE-4 или его аналогов, призванных стать «убийцами РД-180», продажи российского ракетного двигателя могут пойти на спад. А интерес со стороны стран с менее развитой космической программой может разве что превратить этот двигатель в штучный продукт – и, таким образом, лишить его самоокупаемости.
Что же касается американской «двигательной гонки» – наряду со SpaceX и Blue Origin на поисках замены РД-180 в данный момент сконцентрирован целый ряд компаний, таких как Aerojet Rocketdyne, Boeing/Lockheed, Northrop, Sierra Nevada, Orbital ATK и др. Однако никому из них пока так и не удалось создать относительно простую, дешевую и надежную конструкцию. Итог: хотя США прекратили закупки РД-180, о появлении его американского аналога не может быть и речи, пока американские специалисты не найдут оптимального решения конструкционных задач.
УПРЯЖКИ ПОДНЕБЕСНОЙ
Еще не так давно предполагалось, что Китай может стать потенциальным покупателем РД-180. Однако сейчас КНР имеет собственный аналог данного двигателя, которым оснащает ракеты-носители семейства «Чанчжэн».
Дело в том, что Россия вопреки опасениям критиков делится далеко не всеми ключевыми технологиями в рамках сотрудничества. По данным портала Sina.com, КНР предпринимала попытки приобрести двигатель РД-180, однако Россия уклонялась от сделки. Что, в свою очередь, подтолкнуло Китай на разработку аналога – кислородно-керосинового YF460, тяговооруженность которого составляет 500 т.
Ранее Китай не располагал двигателями тяжелого класса. Их разработка позволит Поднебесной повысить тяговооруженность в четыре раза по сравнению с другими двигателями этого типа. Ранее предполагалось, что первый двигатель YF460 будет выпущен уже в конце 2018 года и станет основой для перспективной ракеты-носителя «Чанчжэн-9». Однако перспективы развития данного проекта стали расплывчатыми после объявления КНР планов создания еще одной ракеты-носителя, близкой к «тяжеловозам» Delta IV Heavy от United Launch Alliance и Falcon Heavy от SpaceX и столь необходимой для развития дальней космонавтики. В интервью CCTV заместитель директора Национального космического агентства Китая У Яньхуа (Wu Yanhua) заявил, что основной целью новой ракеты будет обеспечение «любой пилотируемой высадки на Луну или Марс», которую может осуществить страна. По словам китайских чиновников, первый запуск может состояться в начале 2030-х годов.
Стоит отметить, что за последние годы Китай добился больших успехов. Два года назад на обратной стороне Луны был размещен китайский луноход, действующий по сей день. Впервые за 40 лет Китай доставил на Землю образцы лунного грунта, которые помогут понять происхождение Луны и Земли, а также дать представление о том, как именно предстоит осваивать Луну.
Успехом увенчалась и миссия «Тяньвэнь-1», приуроченная к 100-летнему юбилею Коммунистической партии Китая. Как сообщило агентство «Синьхуа» 23 августа этого года, китайский марсоход «преодолел по поверхности планеты более 1 тыс. м» и движется в направлении южной части марсианской равнины Утопия, где предположительно находился стык древнего моря и суши. Там аппарат выполнит ряд задач по изучению грунта. И хотя Поднебесная обошлась без российских ракетных двигателей, Россия выступает в этой отрасли консультантом и участвует в экспертизах китайских силовых установок.
Ракетный двигатель на взрывной тяге – Наука – Коммерсантъ
9K
9 мин.
. ..
Новая физическая идея — использование детонационного горения вместо обычного, дефлаграционного — позволяет радикально улучшить характеристики реактивного двигателя.
Фото: Zerkalo / PhotoXPress.ru
Говоря о космических программах, мы в первую очередь думаем о мощных ракетах, которые выводят на орбиту космические корабли. Сердце ракеты-носителя — ее двигатели, создающие реактивную тягу. Ракетный двигатель — это сложнейшее энергопреобразующее устройство, во многом напоминающее живой организм со своим характером и манерами поведения, которое создается поколениями ученых и инженеров. Поэтому изменить что-то в работающей машине практически невозможно: ракетчики говорят: «Не мешай машине работать…» Такой консерватизм, хотя он многократно оправдан практикой космических пусков, все же тормозит ракетно-космическое двигателестроение — одну из самых наукоемких областей деятельности человека. Необходимость изменений назрела уже давно: для решения целого ряда задач нужны существенно более энергоэффективные двигатели, чем те, которые эксплуатируются сегодня и которые по своему совершенству достигли предела.
Нужны новые идеи, новые физические принципы. Ниже речь пойдет именно о такой идее и о ее воплощении в демонстрационном образце ракетного двигателя нового типа.
Дефлаграция и детонация
В большинстве существующих ракетных двигателей химическая энергия горючего преобразуется в тепло и механическую работу за счет медленного (дозвукового) горения — дефлаграции — при практически постоянном давлении: P=const. Однако, кроме дефлаграции, известен и другой режим горения — детонация. При детонации химическая реакция окисления горючего протекает в режиме самовоспламенения при высоких значениях температуры и давления за сильной ударной волной, бегущей с высокой сверхзвуковой скоростью. Если при дефлаграции углеводородного горючего мощность тепловыделения с единицы площади поверхности фронта реакции составляет ~1 МВт/м2, то мощность тепловыделения в детонационном фронте на три-четыре порядка выше и может достигать 10000 МВт/м2 (выше мощности излучения с поверхности Солнца!). Кроме того, в отличие от продуктов медленного горения, продукты детонации обладают огромной кинетической энергией: скорость продуктов детонации в ~20-25 раз выше скорости продуктов медленного горения. Возникают вопросы: нельзя ли в ракетном двигателе вместо дефлаграции использовать детонацию и приведет ли замена режима горения к повышению энергоэффективности двигателя?
Приведем простой пример, который иллюстрирует преимущества детонационного горения в ракетном двигателе над дефлаграционным. Рассмотрим три одинаковых камеры сгорания (КС) в виде трубы с одним закрытым и другим открытым концом, которые заполнены одинаковой горючей смесью при одинаковых условиях и поставлены закрытым концом вертикально на тягоизмерительные весы (рис. 1). Энергию зажигания будем считать пренебрежимо малой по сравнению с химической энергией горючего в трубе.
Рис. 1. Энергоэффективность детонационного двигателя
Рис. 1. Энергоэффективность детонационного двигателя
Пусть в первой трубе горючая смесь зажигается одним источником, например, автомобильной свечой, расположенной у закрытого конца. После зажигания вверх по трубе побежит медленное пламя, видимая скорость которого обычно не превышает 10 м/c, то есть много меньше скорости звука (около 340 м/с). Это означает, что давление в трубе P будет очень мало отличаться от атмосферного Pa, и показания весов практически не изменятся. Другими словами, такое (дефлаграционное) сжигание смеси фактически не приводит к появлению избыточного давления на закрытом конце трубы, и, следовательно, дополнительной силы, действующей на весы. В таких случаях говорят, что полезная работа цикла с P=Pa=const равна нулю и, следовательно, равен нулю термодинамический коэффициент полезного действия (КПД). Именно поэтому в существующих силовых установках горение организуется не при атмосферном, а при повышенном давлении PPa, получаемом с помощью турбонасосов. В современных ракетных двигателях среднее давление в КС достигает 200-300 атм.
Попытаемся изменить ситуацию, установив во второй трубе множество источников зажигания, которые одновременно зажигают горючую смесь по всему объему. В этом случае давление в трубе P быстро возрастет, как правило, в семь-десять раз, и показания весов изменятся: на закрытый конец трубы в течение некоторого времени — времени истечения продуктов горения в атмосферу — будет действовать достаточно большая сила, которая способна совершить большую работу. Что же изменилось? Изменилась организация процесса горения в КС: вместо горения при постоянном давлении P=const мы организовали горение при постоянном объеме V=const.
Теперь вспомним о возможности организации детонационного горения нашей смеси и в третьей трубе вместо множества распределенных слабых источников зажигания установим, как и в первой трубе, один источник зажигания у закрытого конца трубы, но не слабый, а сильный — такой, который приведет к возникновению не пламени, а детонационной волны. Возникнув, детонационная волна побежит вверх по трубе с высокой сверхзвуковой скоростью (около 2000 м/с), так что вся смесь в трубе сгорит очень быстро, и давление в среднем повысится как при постоянном объеме — в семь-десять раз. При более детальном рассмотрении оказывается, что работа, совершенная в цикле с детонационным горением, будет даже выше, чем в цикле V = const.
Таким образом, при прочих равных условиях детонационное сгорание горючей смеси в КС позволяет получить максимальную полезную работу по сравнению с дефлаграционным горением при P=const и V=const, то есть позволяет получить максимальный термодинамический КПД. Если вместо существующих ракетных двигателей с дефлаграционным горением использовать двигатели с детонационным горением, то такие двигатели могли бы дать чрезвычайно большие выгоды. Этот результат был впервые получен нашим великим соотечественником академиком Яковом Борисовичем Зельдовичем еще в 1940 году, однако до сих пор не нашел практического применения. Основная причина этому — сложность организации управляемого детонационного горения штатных ракетных топлив.
Мощность тепловыделения в детонационном фронте на 3-4 порядка выше, чем во фронте обычного дефлаграционного горения и может превышать мощность излучения с поверхности Солнца. Скорость продуктов детонации в 20-25 раз выше скорости продуктов медленного горения
Демонстрационный образец ДРД, установленный на испытательном стенде
Фото: Сергей Фролов
Импульсный и непрерывный режимы
До настоящего времени предложено множество схем организации управляемого детонационного горения, включая схемы с импульсно-детонационным и с непрерывно-детонационным рабочим процессом. Импульсно-детонационный рабочий процесс основан на циклическом заполнении КС горючей смесью с последующим зажиганием, распространением детонации и истечением продуктов в окружающее пространство (как в третьей трубе в рассмотренном выше примере). Непрерывно-детонационный рабочий процесс основан на непрерывной подаче горючей смеси в КС и ее непрерывном сгорании в одной или нескольких детонационных волнах, непрерывно циркулирующих в тангенциальном направлении поперек потока.
Концепция КС с непрерывной детонацией предложена в 1959 году академиком Богданом Вячеславовичем Войцеховским и долгое время изучалась в Институте гидродинамики СО РАН. Простейшая непрерывно-детонационная КС представляет собой кольцевой канал, образованный стенками двух коаксиальных цилиндров (рис. 2). Если на днище кольцевого канала поместить смесительную головку, а другой конец канала оборудовать реактивным соплом, то получится проточный кольцевой реактивный двигатель. Детонационное горение в такой КС можно организовать, сжигая горючую смесь, подаваемую через смесительную головку, в детонационной волне, непрерывно циркулирующей над днищем. При этом в детонационной волне будет сгорать горючая смесь, вновь поступившая в КС за время одного оборота волны по окружности кольцевого канала. К другим достоинствам таких КС относят простоту конструкции, однократное зажигание, квазистационарное истечение продуктов детонации, высокую частоту циклов (килогерцы), малый продольный размер, низкий уровень эмиссии вредных веществ, низкий уровень шума и вибраций.
Заданный удельный импульс в детонационном ракетном двигателе достигается при значительно меньшем давлении, чем в традиционном жидкостном ракетном двигателе. Это позволит в перспективе кардинально изменить массогабаритные характеристики ракетных двигателей
Рис. 2. Схема детонационного ракетного двигателя
Демонстрационный образец
В рамках проекта Минобрнауки создан демонстрационный образец непрерывно-детонационного ракетного двигателя (ДРД) с КС диаметром 100 мм и шириной кольцевого канала 5 мм, который испытан при работе на топливных парах водород—кислород, сжиженный природный газ—кислород и пропан-бутан—кислород. Огневые испытания ДРД проводились на специально разработанном испытательном стенде. Длительность каждого огневого испытания — не более 2 с. За это время с помощью специальной диагностической аппаратуры регистрировались десятки тысяч оборотов детонационных волн в кольцевом канале КС. При работе ДРД на топливной паре водород—кислород впервые в мире экспериментально доказано, что термодинамический цикл с детонационным горением (цикл Зельдовича) на 7-8% эффективнее, чем термодинамический цикл с обычным горением при прочих равных условиях.
В рамках проекта создана уникальная, не имеющая мировых аналогов вычислительная технология, предназначенная для полномасштабного моделирования рабочего процесса в ДРД. Эта технология фактически позволяет проектировать двигатели нового типа. При сравнении результатов расчетов с измерениями оказалось, что расчет точно прогнозирует количество детонационных волн, циркулирующих в тангенциальном направлении в кольцевой КС ДРД заданной конструкции (четыре, три или одну волну, рис. 3). Расчет с приемлемой точностью предсказывает и рабочую частоту процесса, то есть дает значения скорости детонации, близкие к измеренным, и тягу, фактически развиваемую ДРД. Кроме того, расчет правильно предсказывает тенденции изменения параметров рабочего процесса при повышении расхода горючей смеси в ДРД заданной конструкции — как и в эксперименте, количество детонационных волн, частота вращения детонации и тяга при этом увеличиваются.
Рис. 3. Квазистационарные расчетные поля давления (а, б) и температуры (в) в условиях трех экспериментов (слева направо). Как и в экспериментах, в расчетах получены режимы с четырьмя, тремя и одной детонационными волнами
Рис. 3. Квазистационарные расчетные поля давления (а, б) и температуры (в) в условиях трех экспериментов (слева направо). Как и в экспериментах, в расчетах получены режимы с четырьмя, тремя и одной детонационными волнами
ДРД против ЖРД
Основной показатель энергоэффективности ракетного двигателя — удельный импульс тяги, равный отношению тяги, развиваемой двигателем, к весовому секундному расходу горючей смеси. Удельный импульс измеряется в секундах (с). Зависимость удельного импульса тяги ДРД от среднего давления в КС, полученная в ходе огневых испытаний двигателя нового типа, такова, что удельный импульс увеличивается с ростом среднего давления в КС. Основной целевой показатель проекта — удельный импульс тяги 270 с в условиях на уровне моря — достигнут в огневых испытаниях при среднем давлении в КС, равном 32 атм. Измеренная тяга ДРД при этом превысила 3 кН.
При сравнении удельных характеристик ДРД с удельными характеристиками в традиционных жидкостных ракетных двигателях (ЖРД) оказывается, что заданный удельный импульс в ДРД достигается при значительно меньшем среднем давлении, чем в ЖРД. Так, в ДРД удельный импульс в 260 с достигается при давлении в КС всего 24 атм, тогда как удельный импульс 263,3 с в известном отечественном двигателе РД-107А достигается при давлении в КС 61,2 атм, которое в 2,5 раза выше. Отметим, что двигатель РД-107А работает на топливной паре керосин—кислород и используется в первой ступени ракеты-носителя «Союз-ФГ». Такое значительное снижение среднего давления в ДРД позволит в перспективе кардинально изменить массогабаритные характеристики ракетных двигателей и снизить требования к турбонасосным агрегатам.
Вот и новая идея, и новые физические принципы.
Один из результатов проекта — разработанное техническое задание на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию опытного образца ДРД. Основная проблема, которую планируется решить в рамках ОКР,— обеспечить непрерывную работу ДРД в течение длительного времени (десятки минут). Для этого потребуется разработать эффективную систему охлаждения стенок двигателя.
Ввиду своего прорывного характера задача создания практического ДРД, несомненно, должна стать одной из приоритетных задач отечественного космического двигателестроения.
Сергей Фролов, доктор физико-математических наук, Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, профессор НИЯУ-МИФИ
Газ вместо керосина
Кадр видеосъемки огневых испытаний ДРД
Фото: Сергей Фролов
В 2014-2016 годах Министерством образования и науки РФ поддержан проект «Разработка технологий использования сжиженного природного газа (метан, пропан, бутан) в качестве топлива для ракетно-космической техники нового поколения и создание стендового демонстрационного образца ракетного двигателя». Проект предусматривает создание демонстрационного образца непрерывно-детонационного ракетного двигателя (ДРД), работающего на топливной паре «сжиженный природный газ (СПГ)—кислород». Исполнитель проекта — Центр импульсно-детонационного горения Института химической физики РАН. Индустриальный партнер проекта — Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз». В заявке на проект целесообразность использования в жидкостном ракетном двигателе (ЖРД) непрерывно-детонационного горения объяснялась более высоким термодинамическим КПД по сравнению с традиционным циклом, использующим медленное горение, а целесообразность использования СПГ объяснялась целым рядом преимуществ по сравнению с керосином: повышенным удельным импульсом тяги, доступностью и дешевизной, существенно меньшим сажеобразованием при горении и более высокими экологическими характеристиками. Теоретически замена керосина на СПГ в традиционном ЖРД сулит повышение удельного импульса на 3-4%, а переход от традиционного ЖРД к ДРД — на 13-15%.
Китай проводит наземные испытания мощного двигателя для ракеты «Чанчжэн-9»; Утверждается, что он более мощный, чем его американский аналог
5 сентября Китай провел наземные испытания нового ракетного двигателя, который, как он утверждает, в два раза мощнее своего американского аналога. Это стало значительным шагом вперед в усилиях Китая по отправке человека на Луну.
Израиль выдает Ирану предупреждение о F-35; Тегеран заказал корвет-невидимку в честь погибшего командира
Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) заявила, что испытание прошло «полностью успешно» и что двигатель будет использоваться для запуска китайской ракеты «Чанчжэн-9», сообщает SCMP.
Long March 9 — сверхтяжелая ракета-носитель, предназначенная для исследования Луны с экипажем, роботизированного исследования дальнего космоса и космической инфраструктуры. Эта ракета будет доставлять китайских астронавтов в будущие миссии на Луну.
США и Китай участвуют в новой гонке по отправке людей на Луну. Ожидается, что к 2025 году американские астронавты приземлятся на Луне благодаря программе Artemis под руководством НАСА, в которой участвуют около 20 стран.
Система космического запуска, самая мощная ракета из когда-либо построенных, в настоящее время ожидает своего долго отложенного первого полета для выполнения программы Artemis.
Китай и Россия объединили усилия, чтобы построить международный исследовательский центр на Луне, чтобы отправить туда астронавта до 2030 года. Пекин быстро наращивает свои возможности для космических миссий, и новый двигатель является важным компонентом для этих целей.
Ракетный двигатель верхней ступени может производить 25 тонн тяги, что более чем вдвое превышает тягу американского двигателя RL10, предназначенного для отправки американских астронавтов на Луну. Ракетные двигатели разгонных ступеней используются на больших высотах для создания дополнительной тяги, чтобы подтолкнуть космический корабль к месту назначения.
Архивное фото: 13 спутников запущены на ракете-носителе «Чанчжэн-6» в Шаньси 6 ноября. продвижение важнейшей технологии для ракет-носителей большой мощности.
Ракетные двигатели замкнутого детандерного цикла — наиболее эффективная двигательная установка для отправки людей в космос. Двигатели могут использовать отработанное тепло для преобразования небольшого количества жидкого водородного топлива в газ под высоким давлением.
Газ приводит в действие турбины для увеличения давления кислорода и водорода в топливных насосах. Газ поступает в верхнюю часть камеры сгорания, где он сжигается как топливо.
Поскольку для питания насосов не требуется дополнительный газ, цикл, также известный как закрытое расширение, более эффективен, чем процесс сгорания, используемый в обычных ракетных двигателях.
США возглавили разработку этой технологии, и с 1960-х годов двигатели RL10 использовались для запуска ракет. Россия и Европа также создали ракетные двигатели с такой же или большей тягой.
Китайские ученые столкнулись с некоторыми трудностями и нашли новые решения. Чу Баосинь, главный научный сотрудник Пекинского института аэрокосмических двигателей, рассказывает, что увеличить тягу двигателя с замкнутым детандерным циклом сложно.
Сложная миссия, например, высадка на Луну, требует многократного включения и выключения двигателей. Каждый раз двигатель должен производить значительное количество избыточного тепла, переводить его в жидкий водород, преобразовывать в газ и быстро перезапускать топливный насос.
Кроме того, когда двигатель работает на полную мощность, давление испаряющегося водорода может резко возрасти, и его будет очень трудно контролировать. Эти проблемы усугубляются с более крупными двигателями.
Китайские ученые-ракетчики заявили, что открыли методы увеличения тяги. В отчете говорится, что они создали новый теплообменник, состоящий из нескольких реберных компонентов, которые могут поглощать тепло с поверхности камеры сгорания и передавать его жидкому водороду с исключительной эффективностью.
Компоненты были созданы с использованием передовой технологии 3D-печати, чтобы обеспечить невероятно гладкую поверхность, способную ускорить теплообмен намного быстрее, чем стандартные компоненты.
Пара выполнила ряд задач, включая установку внешних частей модуля и тестирование его функций, в то время как оставшийся астронавт Цай Сюжэ координировал свои действия внутри кабины, сообщило официальное информационное агентство Синьхуа.
Согласно отчету, исследователи также использовали новый титан. сплавов для создания газовых топливных насосов, способных сохранять высокий КПД при работе в суровых условиях.
Тем временем, 1 сентября, пара китайских астронавтов отправилась в шестичасовой выход в открытый космос, чтобы поработать снаружи нового модуля космической станции Вэньтянь. Китай запустил экспериментальный модуль Wentian, запущенный в июле.
Он присоединился к основному модулю Тяньхэ и экипажу миссии Шэньчжоу-14 на орбите и является вторым из трех модулей, которые в конечном итоге составят полноценную космическую станцию.
Третий и последний модуль Tiangong, Mengtian, в настоящее время готовится к запуску Китаем. Длина 58,7 футов (17,9м) модуль, который весит около 48 500 фунтов (22 метрических тонны), прибыл на космодром Вэньчан в начале августа, а запуск запланирован на октябрь.
5 сентября Китай осуществил свои 36-й и 37-й орбитальные пуски 2022 года в течение нескольких часов после использования космодромов Цзюцюань и Сичан.
- Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
- Следите за EurAsian Times в новостях Google
Обзорная площадка Новое поколение двигателей разрабатывалось и разрабатывается для нового китайского
1. ) Керосиновые/жидкокислотные ракетные двигатели Первый двигатель YF-100 является отправной точкой для последующих
Все варианты двигателей собственной разработки. Предшественник был
|
Еще одна китайская ракета-носитель упадет на Землю в субботу.
Каковы риски?
Живая наука поддерживается своей аудиторией. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот почему вы можете доверять нам.
Запуск ракеты Long March 5B в 2021 году. Основная ступень другой китайской ракеты Long March 5B сейчас находится на пути неконтролируемого входа в атмосферу.
(Изображение предоставлено CASC)
900:02 Основная ступень китайской ракеты «Чанчжэн-5В» должна бесконтрольно упасть обратно на Землю на следующей неделе во время входа в атмосферу, за которым Китай внимательно следит и который, по словам представителей Китая, представляет небольшой риск.
Примерно 25-тонная (23 метрических тонны) ступень ракеты, которая была запущена 24 июля для доставки модуля кабины лаборатории Wentian на незавершенную китайскую космическую станцию Tiangong, по прогнозам, повторно войдет в атмосферу Земли 30 июля в 19:24. ET, плюс-минус 16 часов, согласно исследователям 9-го аэрокосмической корпорации. 2748 Центр исследований орбитального мусора и космического мусора (открывается в новой вкладке).
Точное место, где он приземлится, неизвестно, но возможное поле обломков включает в себя США, Индию, Австралию, Африку, Бразилию и Юго-Восточную Азию, , по данным Aerospace Corporation , некоммерческой организации, финансируемой правительством США. исследовательский центр в Калифорнии.
Связанный: НАСА готово запустить 2 ракеты к северному сиянию
Первая ступень ракеты, ее ускоритель, как правило, самая громоздкая и мощная часть. Обычно траектории ракетных ускорителей планируются таким образом, чтобы они уклонялись от орбиты и безвредно шлепались в океан или, если они все же добирались до орбиты, выполняли контролируемый вход в атмосферу несколькими очередями своих двигателей. Но двигатели ракеты-носителя Long March 5B не могут перезапуститься после того, как они остановились, что обрекает ракету-носитель вращаться вокруг Земли, прежде чем приземлиться в непредсказуемом месте.
Это третий случай за два года, когда Китай бесконтрольно утилизирует свои ракеты. Во втором случае в мае 2021 года обломки ракеты безвредно приземлились в Индийском океане. Но первый инцидент, произошедший в мае 2020 года, привел к тому, что металлические предметы, как сообщается, обрушились дождем на деревни в Кот-д’Ивуаре, хотя сообщений о травмах не поступало.
Из-за своих огромных размеров ускорители Long March 5B могут быть особенно подвержены риску при неконтролируемом входе в атмосферу, а это означает, что значительная часть их массы не сгорает безопасно в атмосфере.
«Общее эмпирическое правило заключается в том, что от 20% до 40% массы большого объекта достигает земли, но точное число зависит от конструкции объекта», — Марлон Зорге, эксперт по космическому мусору в Aerospace. Корпорация, , — говорится в онлайн-ответе на вопросы (открывается в новой вкладке). «В этом случае мы ожидаем от пяти до девяти метрических тонн [от 6 до 10 тонн]».
«Как правило, для верхней ступени мы видим более или менее неповрежденными малые и средние танки, а также крупные компоненты двигателя», — добавил Зорге. «Большие резервуары и обшивка этой основной ступени, вероятно, развалятся. Мы также увидим, как выпадают легкие предметы, такие как изоляция. Температура плавления используемых материалов будет иметь значение в том, что останется».
По данным Аэрокосмической корпорации, поскольку более 88% населения мира находится под орбитальным следом ракеты, некоторые уцелевшие обломки могут приземлиться в населенном пункте. Но Мюльгаупт сказал, что вероятность того, что этот мусор нанесет вред кому-то, варьируется от 1 к 1000 до 1 к 230, а риск для отдельного человека намного ниже — от 1 к 6 триллионам до 1 к 10 триллионам. Для сравнения, добавил он, вероятность поражения молнией примерно в 80 000 раз выше. По данным 2019 года, международно признанный порог риска несчастных случаев при неконтролируемом возвращении ракет составляет 1 случай на 10 000.отчет, выпущенный Правительством США по стандартной практике предотвращения образования орбитального мусора.
Несмотря на относительно низкий риск нанесения ущерба людям или имуществу, решение Китая запускать ракеты без возможности управляемого входа в атмосферу вызвало ряд суровых предупреждений со стороны американских космических экспертов.
«Космические державы должны свести к минимуму риски для людей и имущества на Земле, связанные с возвращением космических объектов, и максимизировать прозрачность этих операций», — администратор НАСА Билл Нельсон 9.2748 написал в заявлении (открывается в новой вкладке) после аварийной посадки Long March 5B в 2021 году. «Очевидно, что Китай не соблюдает ответственные стандарты в отношении своего космического мусора».
«Почему мы беспокоимся? Что ж, в прошлый раз [в 2020 году] это причинило материальный ущерб, и в результате людям приходится готовиться», — сказал Тед Мюльхаупт, космический эксперт и консультант Aerospace Corporation. пресс-конференция. «В этом нет необходимости. У нас есть технология, позволяющая избежать этой проблемы».
Китай отверг эти опасения как «бессовестную шумиху». В 2021 году Хуа Чуньин, тогдашний официальный представитель министерства иностранных дел Китая, обвинил западные репортажи в предвзятости и «двойных стандартах в стиле учебника» в освещении падающих китайских ракет. Например, в марте 2021 года обломки падающей ракеты SpaceX врезались в ферму в штате Вашингтон. По ее словам, западные новостные агентства освещали это событие положительно и с использованием «романтических слов».
В соответствии со статьей VII 1967 Договора о космосе, сторонами которого являются все основные космические державы, включая Китай, любая страна, отправляющая объект в космос, несет международную ответственность за ущерб, который он может причинить другой стороне, когда он вернется на Землю. Если бы это произошло, инцидент был бы обработан комиссией по претензиям или урегулирован по дипломатическим каналам — например, в 1978 году, когда неисправный советский спутник «Космос-954» врезался в западную Канаду, распылив примерно 370 миль (600 километров) в длину. путь с обломками его сломанного бортового ядерного реактора.
СВЯЗАННЫЕ ИСТОРИИ
Кристофер Ньюман, профессор космического права и политики в Нортумбрийском университете в Лондоне, сказал, что все основные страны-носители будут иметь части космических объектов, которые бесконтрольно возвращаются на Землю, но установив международный консенсус по как бороться с ними сложно, учитывая нынешнюю геополитическую напряженность.
«Это проблема, которая требует международного решения, особенно потому, что такие объекты, как корпуса ракет, в три раза чаще влияют на города на« глобальном юге », — сказал Ньюман в интервью Live Science. «Однако нам достаточно взглянуть на отношение стран к космическому слежению и осведомленности о космической обстановке, а также к проблеме мусора на околоземной орбите, чтобы увидеть, что международное сообщество пока не заинтересовано в том, чтобы попытаться решить эту проблему».
«Как юристу мне ясно, что импульс к переменам приходит только тогда, когда происходит какое-либо бедствие или трагедия — и к тому времени часто бывает слишком поздно», — сказал он. «Предупреждения есть для всех пользователей космоса; вопрос в том, предпримут ли они сейчас действия, чтобы справиться с ними».
Первоначально опубликовано на Live Science.
Бен Тернер — штатный писатель Live Science из Великобритании. Он занимается физикой и астрономией, а также другими темами, такими как технологии и изменение климата. Он окончил Университетский колледж Лондона со степенью в области физики элементарных частиц, прежде чем стать журналистом. Когда он не пишет, Бен любит читать литературу, играть на гитаре и смущать себя шахматами.
Rocket Report: НАСА увеличивает коммерческий запуск, еще один китайский Falcon 9?
Дни и дни просрочки —
Эрик Бергер
—
Увеличить / OrienSpace планирует серию ракет, от Gravity 1 до Gravity 4, в ближайшее десятилетие.
OrienSpace
Добро пожаловать в выпуск 4.30 Rocket Report! На этой неделе есть что обсудить с НАСА, значительно расширившим свою поддержку разработки коммерческих ракет и пикантным новым предложением по налогу на ракеты в Стране чар.
Как всегда, мы приветствуем сообщения читателей, и если вы не хотите пропустить выпуск, подпишитесь, используя поле ниже (форма не будет отображаться на версиях сайта с поддержкой AMP). Каждый отчет будет включать информацию о ракетах малой, средней и большой грузоподъемности, а также краткий обзор следующих трех запусков в календаре.
НАСА расширяет программу запусков венчурного класса . Еще в октябре 2015 года НАСА инициировало так называемую программу «Услуги запуска венчурного класса», чтобы способствовать развитию коммерческих услуг запуска. Первые контракты достались Firefly, Rocket Lab и Virgin Galactic (позже ставшей Virgin Orbit). С тех пор все три компании запустили ракету, а у Rocket Lab и Virgin Orbit есть действующие орбитальные ракеты. В декабре 2020 года НАСА профинансировало второй раунд программы, поддержав Firefly, Relativity Space и Astra, заключив контракты на запуск малых спутников. Стоимость этих контрактов была относительно небольшой (менее 10 млн долларов каждый), но вселяла уверенность в этих компаниях.
Достойное усилие … Эта инициатива оказалась настолько успешной, что НАСА значительно расширяет ее. В среду НАСА объявило, что выбрало 12 компаний для предоставления услуг по запуску миссий агентства по приобретению выделенных и совместных поездок (VADR) венчурного класса в течение следующих пяти лет. Общая стоимость этих контрактов составит 300 миллионов долларов. Компании включают в себя успешные стартовые компании (такие как SpaceX и United Launch Alliance) и новые компании (такие как Phantom Space), которым, вероятно, еще несколько лет до стартовой площадки. Контракт также включает в себя фирмы, предоставляющие услуги по запуску, такие как Spaceflight Inc. НАСА и компаниям я говорю «Браво!» Это именно то, что вы хотите, чтобы ваше космическое агентство делало, если вы заинтересованы в сохранении и даже усилении роли коммерческого космического лидера, которую Соединенные Штаты играют на мировой арене. (прислал Кен Бин)
Рекламное объявление
Астра запускает ракету по мысу . Калифорнийская стартовая компания провела испытательный запуск своей двухступенчатой ракеты на мысе Канаверал в субботу в рамках подготовки к предстоящему демонстрационному полету для НАСА. Статическое огневое испытание произошло на стартовой площадке 46 на станции космических сил на мысе Канаверал, сообщает Spaceflight Now. Пять двигателей ракеты Delphin, работающие на керосине и жидком кислороде, сработали менее чем за 10 секунд. Astra готовится доставить на орбиту четыре небольших наноспутника CubeSat по контракту с программой NASA Venture Class Launch Services.
Крошечная ракета, большой успех? … Целевую дату и время запуска миссии компания объявит после получения лицензии на запуск от Федерального авиационного управления. Ожидалось, что статическое огневое испытание станет обязательным условием для получения Astra лицензии. Ракета Astra имеет небольшие размеры по сравнению с другими ракетами-носителями, которые регулярно летают с мыса Канаверал. Названный Rocket 3.3 или LV0008, он имеет высоту всего 13,1 метра, что составляет менее пятой части размера ракеты SpaceX Falcon 9. Ракета Astra ранее один раз выходила на орбиту и трижды терпела неудачу при запуске с Аляски.
Самый простой способ быть в курсе космических репортажей Эрика Бергера — подписаться на его рассылку, мы будем собирать его истории в вашем почтовом ящике.
Зарегистрируйся!
Нью-Мексико может облагаться налогом на билеты Virgin Galactic . Штат Нью-Мексико предоставил Virgin Galactic более 200 миллионов долларов на развитие космодрома в южной части штата, недалеко от Лас-Крусес. Теперь двухпартийный законопроект в законодательном собрании штата направлен на возмещение части этих инвестиций. Как сообщает Las Cruces Sun-News, налоги на космический полет Virgin Galactic составят около 31 000 долларов за билет.
Небольшая цена? … При оценке в округе Сьерра, где происходят запуски, ставка налога составит 6,9 процента. В настоящее время Virgin Galactic взимает 450 000 долларов за билет, поэтому этот налог добавит 31 218 долларов к цене билета на край космоса. «Налогоплательщики Нью-Мексико заплатили 220 миллионов долларов за космодром и… около 4 миллионов долларов в год на эксплуатацию космодрома», — сказал Джейсон Харпер, депутат-республиканец, соавтор законопроекта. «Взимание налога с продаж за эти билеты на самом деле не требует многого взамен». Virgin Galactic сообщила изданию, что знает о находящемся на рассмотрении законопроекте, но не представила общественного мнения по нему. (прислал Кен Бин)
Рекламное объявление
Isar Aerospace выигрывает европейский конкурс . Isar Aerospace выиграла 10 миллионов евро (11,1 миллиона долларов) в конкурсе на приз Европейского Союза. Во время 14-й Европейской космической конференции в Брюсселе во вторник Тьерри Бретон, комиссар ЕС, в сферу деятельности которого входит космос, объявил, что мюнхенская компания Isar Aerospace получила приз Европейского инновационного совета Horizon Prize за недорогой космический запуск, сообщает SpaceNews. Isar разрабатывает малую ракету-носитель Spectrum, первый запуск которой планируется не ранее конца 2022 года9.0005
Завоевание доверия … Изар был одним из трех финалистов премии, объявленной ранее в этом месяце Европейской комиссией. Другими финалистами стали еще один немецкий разработчик малых ракет-носителей Rocket Factory Augsburg и испанская компания PLD Space, которая работает над многоразовой малой ракетой-носителем. Эти трое пришли из первоначального пула из более чем 15 претендентов. «Это большое, большое дело для нас, потому что оно показывает, прежде всего, зрелость с нашей стороны», — заявила изданию Стелла Гильен, коммерческий директор Isar. «Это показывает, что мы возглавляем эту деятельность по запуску микрозапусков в Европе. Это также огромный знак доверия со стороны Европейской комиссии. Это дает доверие к тому, что мы делаем». (прислал Кен Бин)
Большой китайский ракетный сегмент, установленный на «Землю
» от Джонатана Амоса
BBC Science Corportent
Опубликовано
Изображение. запущен для вывода на орбиту части китайской космической станции
Ожидается, что в эти выходные обломки китайской ракеты упадут обратно на Землю в результате неконтролируемого входа в атмосферу.
Основной сегмент корабля «Великий поход-5b» использовался для запуска первого модуля новой китайской космической станции в прошлом месяце.
При весе 18 тонн это один из самых больших объектов за последние десятилетия, совершивший ненаправленное погружение в атмосферу.
США в четверг заявили, что наблюдают за траекторией объекта, но в настоящее время не планируют его сбивать.
«Мы надеемся, что он приземлится в месте, где никому не причинит вреда», — сказал министр обороны США Ллойд Остин. «Надеюсь, в океане или где-то в этом роде».
Различные эксперты по моделированию космического мусора указывают на конец субботы или начало воскресенья (GMT) как наиболее вероятный момент входа в атмосферу. Однако такие прогнозы всегда весьма неопределенны.
Первоначально выведенная на эллиптическую орбиту примерно 160 на 375 км над поверхностью Земли 29 апреля, основная ступень Long March-5b с тех пор теряет высоту.
То, насколько быстро орбита ядра будет продолжать уменьшаться, будет зависеть от плотности воздуха, с которым оно сталкивается на высоте, и величины создаваемого им сопротивления. Эти подробности малоизвестны.
Большая часть корабля должна сгореть, когда он совершит свой последний спуск через атмосферу, хотя всегда существует вероятность того, что металлы с высокой температурой плавления и другие стойкие материалы могут выжить на поверхности.
- Китай запускает первый модуль новой космической станции
- Демонстрационные запуски по удалению космического мусора
Когда аналогичная основная ступень вернулась на Землю год назад, трубопровод, предположительно от ракеты, был обнаружен на земле в Кот-д’Ивуаре, Африка .
Вероятность того, что кто-то на самом деле столкнется с куском космического мусора, очень мала, не в последнюю очередь потому, что большая часть поверхности Земли покрыта океаном, а та ее часть, которая является сушей, включает в себя огромные необитаемые территории.
Зона потенциального падения в этом случае еще более ограничена траекторией ступени ракеты. Он движется под наклоном к экватору около 41,5 градуса. Это означает, что уже можно исключить возможность падения каких-либо обломков дальше на север, чем примерно 41,5 градуса северной широты, и южнее, чем 41,5 градуса южной широты.
Китай возмутился предположением, что он проявил небрежность, допустив неконтролируемое возвращение столь крупного объекта. Комментарии в средствах массовой информации страны охарактеризовали западные сообщения о потенциальных опасностях, связанных с этим, как «шумиху» и предсказали, что обломки, вероятно, упадут где-то в международных водах.
The Global Times процитировала эксперта по аэрокосмической отрасли Сун Чжунпина, который добавил, что китайская сеть космического мониторинга будет внимательно следить и принимать необходимые меры в случае повреждения.
Но уважаемый каталогизатор космической деятельности Джонатан МакДауэлл из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, США, сказал, что ситуация плохо отражается на Китае.
«Это действительно рассматривается как халатность», сказал он BBC News.
«Это второй запуск этой ракеты; обломки в Кот-д’Ивуаре в прошлом году были от предыдущего запуска, т.е. в основном идентичной ракеты.
«Эти два инцидента [тот, самые большие объекты намеренно оставлены для повторного бесконтрольного входа со времен Скайлэба в 1979».
Фрагменты американской космической станции «Скайлэб», разбросанные по Западной Австралии в 1979 году, привлекли внимание всего мира. наследие мусора на орбите. Ответственность за этот мусор лежит на нескольких странах, но в основном на России и США. дееспособной нацией и с совокупной массой, на порядки превышающей ту, которая, как ожидается, снова войдет в атмосферу в эти [выходные]», — написал доктор Льюис в Twitter.0005 Image caption,
Ракета «Чанчжэн-5Б» запустила модуль «Тяньхэ» 29 апреля
Современная практика требует, чтобы ступени ракеты выводились с орбиты как можно скорее после завершения миссии. В случае больших сегментов ядра они обычно возвращались бы прямо назад, в пределах одной орбиты, падая в океан или на землю (американская компания SpaceX теперь приземляет свои основные ступени, чтобы их можно было использовать снова).
Для разгонных блоков, которые выходят на орбиту и могут совершить кругосветное путешествие несколько раз, поскольку они точно позиционируют полезную нагрузку, предпочтительно использовать повторно зажигаемый двигатель, который может направить ступень на возвращение при первой же возможности.
Обычно это происходит над океаном — возможно, в самом дальнем от суши месте в южной части Тихого океана, между Австралией, Новой Зеландией и Южной Америкой.
На площади около 1500 кв. км (580 кв. миль) этот регион является популярным кладбищем элементов ракет и вышедших из строя спутников, где, как считается, на дне океана разбросаны останки около 260 миссий.
Это видео невозможно воспроизвести
Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере. 9
Дополнительно r Сообщение Андреаса Илмера
- Я НЕ СЛЫШАЛ СВОЕГО ГОЛОСА: Двигаемся вперед после серьезной аварии
- Космический мусор
- Исследование космоса
Обломки китайской ракеты-носителя могут упасть на Землю в начале следующей недели
Подпишитесь на информационный бюллетень CNN по теории чудес. Исследуйте вселенную, узнавая новости об удивительных открытиях, научных достижениях и многом другом.
Гонконг (CNN) Ожидается, что остатки массивной китайской ракеты, доставившей новый модуль на космическую станцию в понедельник, упадут на Землю в начале следующей недели, согласно данным Космического командования США, которое отслеживает траекторию ракеты. .
23-тонная ракета Long March 5B с лабораторным модулем Wentian взлетела с острова Хайнань в 14:22. по местному времени в воскресенье, 24 июля, и модуль успешно состыковался с орбитальным форпостом Китая.
Работа завершена, ракета начала неуправляемый спуск к атмосфере Земли, и неизвестно, где она приземлится. Неконтролируемый спуск знаменует собой третий случай, когда страну обвиняют в неправильном обращении с космическим мусором со ступени ракеты.
«Это 20-тонный металлический объект. Хотя он развалится при входе в атмосферу, многочисленные куски — некоторые из них довольно большие — достигнут поверхности», — сказал Майкл Байерс, профессор Британского университета. Колумбия и автор недавнего исследования риска жертв из-за космического мусора.
Космический мусор представляет минимальную опасность для человека, объяснил Байерс, но вполне возможно, что более крупные части могут причинить ущерб, если приземлятся в населенных районах. Байерс сказал, что из-за увеличения космического мусора эти небольшие шансы становятся более вероятными, особенно на глобальном юге, согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Astronomy, где вероятность того, что тела ракет приземлятся на широтах, примерно в три раза выше. Джакарте, Дакке и Лагосе, чем в Нью-Йорке, Пекине или Москве.
«Этого риска можно полностью избежать, поскольку в настоящее время существуют технологии и проекты миссий, которые могут обеспечить контролируемые повторные входы (обычно в отдаленные районы океанов) вместо неконтролируемых и, следовательно, полностью случайных», — сказал он по электронной почте.
Это космическое кладбище, где будет похоронена Международная космическая станция. всякий раз, когда риск несчастных случаев слишком высок.
Он добавил, что зона входа ракеты в атмосферу географически ограничена между 41 градусом южной широты и 41 градусом северной широты от экватора.
Космическое командование США заявило, что отследит падение китайской ракеты на Землю.
Из-за различных атмосферных условий точная точка входа ступени ракеты в атмосферу Земли «не может быть точно определена до тех пор, пока она не войдет в атмосферу в течение нескольких часов», сказал представитель, но, по оценкам, она снова войдет в атмосферу Земли примерно 1 августа.
18-я эскадрилья космической обороны, часть вооруженных сил США, которая отслеживает повторные входы в атмосферу, также будет предоставлять ежедневные обновления о своем местонахождении.
CNN обратился в Китайское пилотируемое космическое агентство за комментариями.
Джонатан Макдауэлл, астроном из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, сказал, что космический мусор весом более 2,2 тонн обычно приземляется в определенном месте на его первой орбите вокруг Земли.
«Дело в том, что такие большие объекты обычно не выводятся на орбиту без активной системы управления», — сказал он.
Без «активной системы управления и перезапускаемого двигателя, чтобы вернуть его обратно на Землю… он просто кувыркается на орбите и в конце концов сгорает из-за трения с атмосферой», — сказал Макдауэлл CNN.
Обломки китайской ракеты врезались в Землю. Это не в первый раз.
В прошлом году Китай подвергся резкой критике за обращение с космическим мусором после того, как он запустил еще один модуль на аналогичной ракете. Его остатки погрузились в Индийский океан недалеко от Мальдивских островов через 10 дней после запуска.
НАСА заявило, что Китай «не соответствует стандартам ответственности».
«Космические державы должны свести к минимуму риски для людей и имущества на Земле, связанные с повторным входом в атмосферу космических объектов, и максимизировать прозрачность этих операций», — заявил в то время администратор НАСА Билл Нельсон.