Содержание

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

  • Главная
  • Статьи
  • Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

Автор:
Евгений Кочнев

Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.

Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543АМашина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543МКомандный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М

Стандартизованные кузова-фургоны

В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.

Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111

Многоцелевой 14,5-тонный кузов 2208 на шасси МАЗ-543А14-тонный кузов 2213 для радиотехнического оборудованияМногоцелевой 15-тонный кузов 2215 на шасси МАЗ-543М

Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.

Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)

Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).

Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления

В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.

Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А

К средствам универсального назначения относились машины связи, рассчитанные в первую очередь на применение в составе подвижных командных пунктов РВСН стратегических ракетных комплексов. Машина связи № 1 или МС-1 на шасси МАЗ-543А с разными аппаратными во вместительных глухих кузовах применялась для организации тропосферной радиосвязи с высшими звеньями управления. В них находились также помещения боевого дежурства со стойками и ящиками для оружия и автономные дизель-генераторы. В зависимости от комплектации разные варианты машин носили собственные кодовые обозначения и применялись в составе различных ракетных комплексов.

Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитанияМашина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»

Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.

Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)

Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.

Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»

Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.

Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»

Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.

Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизииМашина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка

Внутри фургонов находилось от двух до шести рабочих мест, пульты командира экипажа и операторов, аппаратура управления и средства спецсвязи. Габаритная длина таких машин достигала 16 м, боевая масса — около 44 т, максимальная скорость передвижения по грунтовым дорогам — не выше 40 км/ч.

В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.

Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)

Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.

В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.

Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543МРадиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положенииСтанция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве

С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.

Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове

Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.

Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении

В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.

Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2

В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.

Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.

Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»

В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.

На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.

Автомобиль МАЗ-543П с опытной системой «Периметр» для самоокапыванияБортовая машина с комплексом «Периметр» в выкопанном земляном укрытии

Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.

Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А

Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»  и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)

военная техника

 

Новые статьи

Статьи / Авто с пробегом

Audi А4 IV B8 (8K) с пробегом: золотая рейка, бомба в бачке и дизель, как в Газели

В первой части материала, посвященного Audi А4 в кузове 8K (он же A4 B8), мы рассказали, что кузова марки перестали быть вечными, а обилие электроники может доставить владельцу немало хлопот. ..

176

0

0

17.05.2023

Статьи / Бизнес

Рейтинг страховых 2023: где лучше покупать ОСАГО, какие компании вошли в рейтинг и почему

В этой статье мы расскажем о компаниях, которые страхуют ответственность водителя при повреждении чужого автомобиля, имущества, а также причинении вреда жизни и здоровья другим участникам до…

431

0

1

17.05.2023

Статьи / Популярные вопросы

Как правильно трогаться в горку на ручной коробке передач и каких ошибок нужно избегать

Для водителей-новичков старт с места на подъеме иногда остается сложным приемом достаточно долго, пока они не отработают технику быстрой работы со сцеплением. При этом в автошколе этому навы…

930

3

0

15.05.2023

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?

В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…

11778

8

9

07.04.2023

Тест-драйвы / Тест-драйв

Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3

Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс…

7431

17

2

23.12.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300

Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…

7269

11

4

02.03.2023

О предприятии

На фото:
Военная курьерская служба в начале Второй мировой войны


Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (далее – ФГУП ГЦСС) является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, обеспечивает потребности государства в пересылке секретных и иных специальных отправлений, действует в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и Положением о службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1994 г. № 1379-68.


ФГУП ГЦСС является исключительным исполнителем услуг по доставке отправлений специальной почтовой связи между административными центрами субъектов Российской Федерации и административными центрами муниципальных образований.


В соответствии с Соглашением о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи между государствами участниками СНГ от 23 декабря 1993 года ФГУП ГЦСС обеспечивает доставку отправлений и грузов специальной связи между субъектами указанного соглашения.


Предприятие включено в реестры таможенных представителей, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения, обеспечивает условия для экспорта и импорта драгоценных металлов, ювелирных изделий и валюты.


Наряду с основным видом деятельности ФГУП ГЦСС осуществляет:


  • прием, хранение, перевозку, доставку отправлений и грузов, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них;


  • перевозку ценных грузов органов государственной власти и других юридических лиц;


  • перевозку денежных знаков и иностранной валюты;


  • перевозку грузов, имеющих высокую оценочную стоимость, художественных и культурных ценностей;


  • перевозку опасных грузов, оружия боеприпасов и иной продукции оборонно-промышленного комплекса;


  • перевозку и хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;


  • оказание транспортно-экспедиционных услуг;


  • иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.


ФГУП ГЦСС представляет собой единую технологическую сеть, состоящую из 77 управлений специальной связи, 135 отделений и пунктов специальной связи, расположенных в 89 субъектах Российской Федерации.


На Предприятии работают около 7500 высококвалифицированных работников, имеющих допуск к государственной тайне. Предприятием обеспечивается ­ свыше 1700 регулярных маршрутов общей протяженностью более 700 000 км.


На вооружении ФГУП ГЦСС находится ­ более 7 000 единиц боевого ручного стрелкового оружия, ­ более 2300 автомобильных транспортных средств, включая специальный, оборудованный под перевозку опасных грузов, а также бронированный автотранспорт. Все грузы и отправления, доставляемые ФГУП ГЦСС застрахованы.


В условиях реализуемой в Российской Федерации государственной   политики, направленной на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала, закрепился системообразующий и стратегический статус ФГУП ГЦСС.


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2021

№ 2261-р ФГУП ГЦСС включено в перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляется деятельность этой организации, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2021

№ 3747-р Предприятие включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий.


Указом Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 258 ФГУП ГЦСС внесено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009.

  • является стратегическим предприятием;
  • 84-x летний опыт работы;
  • развитая филиальная сеть, состоящая из более чем 77 филиалов, открыто 135 отделений и пунктов специальной связи по всей стране;
  • работа без посредников на территории РФ;
  • более 1000 регулярных маршрутов по территории РФ;
  • доставка отправлений в любую точку РФ, включая труднодоступные районы;
  • индивидуальный выбор транспорта;
  • собственный автопарк специально оборудованных машин различной грузоподъемности, партнерские отношения с РЖД и авиаперевозчиками;
  • возможность выбора типа доставки;
  • гарантированная сохранность отправлений;
  • возможность доставки отправлений в страны СНГ и по всему миру;
  • таможенное оформление грузов;
  • оборудованные склады временного хранения.


Спустя почти 50 лет после создания и неоднократного переименования, служба была преобразована в Главный центр специальной связи (ГЦСС) согласно приказу Министерства связи СССР от 17.05.1988 № 224. 15 декабря 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение о службе специальной связи.

Транспортировка в 2012 году «Чесменской чернильницы» – набора для письма эпохи Екатерины II.


Все перевозимые отправления застрахованы.

Перевозка секретных грузов для компании «Роскосмос» в 2010 году.

О нас | CAR 2 CAR Communication Consortium

CAR 2 CAR Communication Consortium > О нас

В CAR 2 CAR Communication Consortium ведущие европейские и международные производители транспортных средств, поставщики оборудования, инженерные компании, дорожные операторы и исследовательские институты объединяют усилия для спасения жизней путем исследование и разработка решений C-ITS, способствующих преодолению дорожно-транспортных происшествий (Vision Zero). Это идет рука об руку с поддержкой высочайшего уровня безопасности при повышении эффективности трафика в любом месте и в любое время при минимальных затратах для конечного пользователя и окружающей среды. Для достижения цели требуются мощные, надежные, прочные и зрелые решения, связанные с безопасностью. Кроме того, требуется плавный путь эволюции для обеспечения эффективности использования спектра, необходимых функций и технологий, основанных на инновациях и конкуренции, при сохранении уже сделанных инвестиций в транспортные средства и дорожную инфраструктуру.

Автомобильные решения поддерживают все уровни вождения SAE, от ручного до полностью автоматизированного, с учетом конкретных потребностей различных отраслей, заинтересованных сторон, пользователей и соответствующих бизнес-моделей. Рассмотрено и разрешено ослабление помех с помощью существующих других систем связи (например, платных, городских железных дорог) вблизи спектра ITS на частоте 5,9 ГГц. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий за счет предусмотрительного совместного вождения — это, прежде всего, тактическая проблема, требующая обмена информацией, восприятием, осведомленностью и намерениями между участниками дорожного движения, находящимися поблизости, и дорожной инфраструктурой.
Для достижения полного потенциала требуется совместимость кооперативных систем, т.е. охватывая все классы транспортных средств разных марок и стран, а также для совместных систем дорожной инфраструктуры, которые должны обеспечивать бесперебойное качество обслуживания для водителей и совместных автоматизированных транспортных средств, пересекающих границу в Европе.

 

Консорциум убежден, что ситуативное сотрудничество V2X ближнего действия, являющееся частью совместных интеллектуальных транспортных систем и услуг (C-ITS), играет важную роль в достижении этих целей. Таким образом, CAR 2 CAR Communication Consortium занимается исследованиями и разработками, разработкой, стандартизацией, испытаниями, международной гармонизацией и поддержкой согласованного развертывания целостных совместных систем и услуг, связанных с безопасностью, в Европе. Разработанные совместные функции V2X, связанные с безопасностью, используют специальную связь V2X малого радиуса действия, включающую, например, V2V (автомобиль-автомобиль), I2V/V2I (автомобиль-инфраструктура) и P2V/V2P (автомобиль-человек).

Цель C2C-CC также распространяется на всемирную гармонизацию и продвижение C-ITS, насколько это необходимо, позволяя C-ITS полностью использовать свой потенциал. Таким образом, C2C-CC вносит свой вклад в европейскую и международную деятельность по стандартизации и гармонизации для разработки технических спецификаций, необходимых для совместной интеллектуальной транспортной системы (C-ITS), включая связь V2X.

Консорциум был основан в 2002 году производителями транспортных средств с целью разработки европейских стандартов для C-ITS как предпосылки для функциональной совместимости систем, повышающих безопасность дорожного движения и эффективность дорожного движения. Кроме того, Консорциум обсудил реалистичные стратегии развертывания и поддерживает разработанную дорожную карту поэтапного развертывания. Связанные бизнес-модели рассматриваются для ускорения совместного проникновения на рынок V2X. В тесном сотрудничестве с другими международными заинтересованными сторонами, особенно из США и Японии, Консорциум продвигает гармонизацию совместных стандартов V2X во всем мире, чтобы спасать жизни, избегая как можно большего количества аварий, стремясь к безаварийному движению (нулевое видение) везде и в любое время. становится реальностью в кратчайшие сроки.

Коммуникационный консорциум CAR 2 CAR делает шаг вперед в достижении своей конечной цели — спасать жизни на пути к скорейшему воплощению концепции безаварийного движения. Консорциум способствует поддержанию высочайшего уровня безопасности и повышению эффективности дорожного движения в любом месте и в любое время без постоянных затрат для пользователя. C2C-CC поддерживает концепции сотрудничества, основанные на обмене информацией, восприятии, осведомленности и намерениях между участниками дорожного движения и дорожной инфраструктурой в их окрестностях, уделяя особое внимание тактическим возможностям совместного транспортного средства и при необходимости учитывая стратегический уровень и уровень планирования.

С 2019 года OEM-производители развертывают автомобили для массового рынка с услугами первого дня и стандартным совместным V2X (C-V2X) на основе зрелой технологии специальной связи IEEE 802. 11p (ETSI ITS G5, WLANp). Базовый системный профиль R 1.4, разработанный членами Консорциума коммуникаций CAR 2 CAR и согласованный с дополняющей спецификацией C-Roads для дорожной инфраструктуры, создает основу для контрольных показателей функциональной совместимости и обратной совместимости всех реализаций C-ITS и будущих выпусков Базовый системный профиль. Тесно сотрудничая с инфраструктурной отраслью, дорожными властями, дорожными операторами, городами и регионами, в Амстердамской группе и C-ROADS по всей Европе, Консорциум способствует совместной разработке V2X (C-V2X) и поддерживает ее развертывание. Плавная эволюция кооперативной системы V2X (C-V2X) позволяет защитить уже сделанные инвестиции, в то время как инновации и конкуренция обеспечивают дальнейшую разработку сложных совместных систем и услуг для транспортных средств и дорожной инфраструктуры, поддерживающих всех участников дорожного движения, водителей, а также совместную автоматизацию для достижения конечного результата. цель видения ноль.

2018

C2C-CC публикует дополненную и обновленную версию 1.3 базового системного профиля (BSP) и активизирует сотрудничество с C-Roads, направленное на согласование спецификации инфраструктуры с BSP для обеспечения функциональной совместимости услуг C-ITS через границы и бренды. Исследование C2C-CC по повышению производительности ITS G5 определило варианты непрерывного пути эволюции путем повторного использования элементов уже определенных и зрелых стандартов IEEE в работе.

2019

На европейский рынок поступили первые массовые автомобили с кооперативным V2X (C-V2X) в стандартной комплектации.
Опубликованный BSP R1.4 создает основу для взаимодействия и обратной совместимости. Рабочая группа IEEE определяет эволюцию IEEE 802.11p / ETSI ITS G5 / WLANp (IEEE 802.11bd). C2C-CC вносит свой вклад в установленную европейскую платформу CCAM и начинает фазу определения и разработки для функциональности второго дня C-ITS.

2020

Продолжается развертывание C-ITS совместных транспортных средств и совместной инфраструктуры на европейских дорогах с услугами первого дня. C2C-CC вступает в фазу спецификации профилирования BSP 2.0 во время второго дня развертывания C-ITS, связанного с безопасностью.

2017

Платформа C-ROADS и C2C-CC подписывают Меморандум о взаимопонимании по совместному развертыванию V2X-Services на базе ITS-G5 к 2019 году.

2017

C2C-CC заявляет о своей решительной поддержке Европейской стратегии развертывания C-ITS, подчеркивая гибридный коммуникационный подход для передачи сообщений C-ITS с использованием как прямой связи с транспортным средством (технология V2X ITS-G5), так и мобильной радиосвязи.

2016

C2C-CC публикует первую версию профиля базовой системы, в которой перечислены все стандарты и спецификации, относящиеся к технологии C-ITS, ориентированной на транспортное средство. Это служит критерием для тестирования OEM-производителей и поставщиков.

2012

Производители транспортных средств, объединенные в C2C-CC, подписывают Меморандум о взаимопонимании по совместному развертыванию.

2013

C2C-CC создает пилотную инфраструктуру открытых ключей (PKI), которая обеспечивает целостность взаимодействующих систем и защиту конфиденциальности. С момента выпуска PKI используется членами CAR 2 CAR.

2014-2017 гг.

C2C-CC поддерживает Платформу развертывания C-ITS Европейской комиссии в разработке общего видения функционального развертывания C-ITS в ЕС.

2012

На Всемирном конгрессе ITS в Вене C2C-CC, Консорциум Testfeld Telematik и DRIVE C2X организуют Совместную демонстрацию мобильности.

2009-2012 гг.

Члены C2C-CC вносят свой вклад в европейскую стандартизацию в соответствии с M/453 для разработки минимального набора совместимых стандартов C-ITS ETSI и CEN/ISO.

2011

C2C-CC начинает сотрудничество с инфраструктурной отраслью, дорожными властями и операторами, городами и регионами Амстердамской группы

2002 г.

C2C-CC основан производителями транспортных средств с целью стандартизации беспроводной связи между транспортными средствами и окружающей их средой, чтобы обеспечить совместимость транспортных средств различных производителей, а также дать им возможность обмениваться данными с придорожными устройствами.

2008 г.

C2C-CC организует первое крупное демонстрационное мероприятие в Дуденхофене, Германия, на котором публично демонстрируются выгодные варианты использования автомобильных коммуникационных технологий, совместимость, функциональные возможности и технические проблемы.

2008 г.

C2C-CC выделяет безвозмездную полосу частот 5,9 ГГц для важной для безопасности связи V2V в Европе.

О C-ITS | CAR 2 CAR Communication Consortium

CAR 2 CAR Communication Consortium > О C-ITS

C-ITS: Совместные интеллектуальные транспортные системы и услуги

Совместные интеллектуальные транспортные системы (C-ITS) относятся к транспортным системам, где сотрудничество между две или более подсистемы ИТС (персональная, автомобильная, придорожная и центральная) позволяют и предоставляют услугу ИТС, которая предлагает более высокое качество и повышенный уровень обслуживания по сравнению с той же услугой ИТС, предоставляемой только одной из подсистем ИТС.

В соответствии с платформой развертывания C-ITS, организованной Европейской комиссией, совместные интеллектуальные транспортные системы (C-ITS) должны использовать развитые специальные технологии ближнего действия (например, ETSI ITS G5) и дополняющие технологии глобальной связи ( такие как 3G, 4G, будущий 5G), которые позволяют дорожным транспортным средствам связываться с другими транспортными средствами, сигналами светофора, придорожной инфраструктурой и другими участниками дорожного движения. Совместные системы V2X также известны как связь между транспортными средствами (V2V), связь между транспортными средствами и инфраструктурой (V2I) или связь между транспортными средствами и людьми (V2P). [Заключительный отчет платформы C-ITS] Таким образом, беспроводной обмен данными между различными участниками и станциями ITS и связанные с ним функции называются совместной связью V2X. Он поддерживает ряд информационных, предупреждающих и вспомогательных услуг, которые будут постепенно развертываться на этапах скоординированных инноваций в ближайшие годы.

ETSI ITS G5 — это совместная коммуникационная технология V2X, основанная на доступных и проверенных технологиях, обеспечивающая беспрепятственную эволюцию.

Члены консорциума связи CAR 2 CAR строят свои планы развертывания C-ITS на совместной связи ближнего действия V2X, которая работает везде и в любое время через локальные специальные сети в диапазоне 5,9 ГГц. Эта так называемая совместная связь V2X использует европейский стандарт ETSI ITS G5, который основан на стандарте WLAN IEEE 802.11p для американского рынка, специально разработанном для автомобильных приложений. Стандарт-преемник IEEE 802.11bd предлагает улучшенную производительность и плавную эволюцию радиотехнологии, которая обеспечивает эффективное использование выделенного спектра, непрерывную работу внедренных услуг и, таким образом, защиту уже сделанных инвестиций. По сравнению с другими коммуникационными технологиями ETSI ITS G5 демонстрирует некоторые особенности, хорошо разработанные для приложений, связанных с безопасностью: a. о. локально самоорганизующиеся ad-hoc сети, работающие везде и в любое время, бесплатная передача данных (не требующая подписки), надежность, выполнение требований функциональной безопасности и независимость от сторонних коммерческих решений и других коммерческих сетей связи. Ограниченный диапазон связи ETSI ITS G5 дополнительно поддерживает конструктивные особенности для удовлетворения требований конфиденциальности с учетом европейского GDPR. Кроме того, Консорциум и разработанные совместные системы V2X обязуются обеспечить ослабление помех другим существующим системам связи (например, платным, городским железным дорогам), используемым в соседних каналах выделенного спектра ИТС на частоте 5,9.ГГц.

Стандарты автомобильных интеллектуальных транспортных систем (ITS) разрабатываются и поддерживаются Европейской организацией по стандартизации ETSI TC ITS. Все выпущенные стандарты публикуются на веб-сайте комитета ETSI TC ITS. Наиболее важные стандарты функциональной совместимости выпущены как европейские нормы.

Для глобальной связи другие типы сетей и технологий дают преимущества. Следовательно, с точки зрения гибридного подхода, ETSI ITS G5 может быть дополнен другими зрелыми системами связи, такими как сотовые системы (3G, 4G или 5G) и системы вещания (RDS-TMC, DAB+). Объясняющее видео DATEX II описывает этот подход с точки зрения дорожных операторов.

Обмен данными через совместную сеть ad-hoc V2X

В сценарии совместного дорожного движения совместные устройства связи V2X — так называемые станции ITS — внедряются в транспортные средства и транспортную инфраструктуру и обмениваются данными друг с другом через совместную специальную сеть ближнего действия V2X. Несколько раз в секунду бортовые устройства в транспортных средствах передают данные, такие как их положение, скорость и направление движения. Кроме того, они отправляют инициируемые событиями сообщения об особых происшествиях, таких как экстренное торможение, неисправность транспортного средства или обнаружение скользкой дороги. Так называемые придорожные единицы в дорожной инфраструктуре информируют, например, о сигнальных фазах светофоров, ограничениях скорости или дорожных работах.

Благодаря усилиям Коммуникационного консорциума CAR 2 CAR элементы данных и форматы этих сообщений стандартизированы и согласованы, чтобы автомобили разных производителей и марок могли общаться друг с другом даже через границы. Чтобы обеспечить конфиденциальность участников дорожного движения, сообщения анонимизируются псевдонимами, которые регулярно меняются, что позволяет избежать длительного отслеживания. Безопасность требует подписи сообщений, что делает их защищенными от несанкционированного доступа.

Услуги C-ITS

Коммуникационный консорциум CAR 2 CAR стремится спасать жизни, стремясь как можно скорее помочь безаварийному движению (нулевое видение). Для достижения этой амбициозной цели дорожная карта обслуживания и вариантов использования группирует этапы инноваций, опираясь друг на друга и поддерживая все уровни автоматизации SAE. Услуги первого дня сосредоточены на обмене информацией, способствующей дальновидному вождению. Услуги второго дня улучшают качество обслуживания и обмениваются информацией о восприятии и осведомленности. День 3+ добавляет дополнительные сложные услуги, такие как обмен намерениями, поддержка переговоров и сотрудничество, которые прокладывают путь к совместному безаварийному автоматизированному вождению.

Совместные услуги V2X также позволяют группировать грузовики, уменьшая расстояние между грузовиками для уменьшения сопротивления воздуха и снижения расхода топлива. Принцип взвода может применяться на автомагистралях, а также на кооперативных перекрестках в городских районах для увеличения пропускной способности во время зеленой фазы сигнала светофора.

Благодаря работе членов CAR 2 CAR Communication Consortium, в т.ч. Благодаря открытым европейским стандартам для совместной связи V2X, спецификациям, процедурам тестирования и проверки, а также концепции безопасности и конфиденциальности система совместной связи V2X является зрелой и обеспечивает беспрепятственное развитие. Развертывание совместных услуг V2X происходит на различных этапах инноваций, начиная с первого дня, когда базовый набор информационных и предупреждающих услуг поддерживает низкий уровень проникновения пользователей дорог, способных использовать C-ITS, во время внедрения на рынок.

Услуги Day 1 развертываются и уже доступны в совместных автомобилях V2X на европейских дорогах. Услуги, относящиеся к этапам «День 2» и «День 3+», изучаются в проектах НИОКР, которые генерируют знания для разработки соответствующих настраиваемых функций и стандартов. После тестирования и демонстрации новых функций и передовых технологий инновации используются для стандартизации и профилирования на следующем этапе развертывания.

Некоторые иллюстрации вариантов использования показаны ниже.

Awareness Driving

Обмен данными о состоянии через совместную связь V2X, например. г. положение, скорость, направление движения или особые инциденты, такие как неисправность транспортного средства, обеспечивает набор информационных и предупреждающих услуг. Они помогают участникам дорожного движения предусмотрительно управлять автомобилем и узнают о потенциальных рисках, которые они пока не видят.

Примеры:

  • Предупреждение о столкновении на пересечении
  • Аварийное предупреждение о транспортном средстве
  • Предупреждение об опасной ситуации
  • Предупреждение о неподвижном транспортном средстве
  • Предупреждение о пробке
  • Предупреждение перед/после аварии

Sensing Driving

Помимо данных о состоянии, совместные пользователи дорог с поддержкой V2X могут обмениваться наблюдениями, полученными с помощью датчиков, и расширенной информацией об окружающей среде. Таким образом, другие участники дорожного движения не только предупреждаются об опасностях, которые они сами еще не ощущают; также учитываются и защищаются не общающиеся участники дорожного движения в различных дорожных ситуациях.

Примеры:

  • Предупреждение об обгоне
  • Расширенное предупреждение о столкновении на перекрестке
  • Предупреждение об уязвимом положении участников дорожного движения
  • Совместный адаптивный круиз-контроль
  • Долгосрочный Предупреждение о дорожных работах
  • Приоритизация специального транспорта

Совместное вождение

В дополнение к данным о состоянии и датчикам совместные участники дорожного движения V2X также могут предоставлять данные о намерениях, что позволяет им разумно взаимодействовать и координировать свое поведение даже в сложных дорожных ситуациях. Прогнозирование ожидаемого поведения всех участников дорожного движения является важным требованием для достижения долгосрочной цели высокоавтоматизированного и автономного вождения.

Примеры:

  • (Статический или динамический) Взвод
  • Резервирование территории
  • Совместное слияние
  • Совместная смена полосы движения
  • Совместный обгон 90 133

Статус развертывания

Коммуникационный консорциум CAR 2 CAR (C2C-CC) продвигается к достижению своей цели по спасению жизней на пути к безаварийному движению (нулевое видение) как можно скорее, обеспечивая высочайший уровень безопасности при повышении эффективности движения в любом месте и в любое время. время без постоянных затрат для пользователей.

Начат этап определения и разработки ко второму дню совместных сервисов и технологий V2X, который продолжается. По состоянию на 2019 год первые европейские производители автомобилей начали производство массовых моделей автомобилей, оснащенных стандартными функциями Day 1 на основе совместной технологии беспроводной специальной связи V2X ETSI ITS G5. Это развертывание автомобильной C-ITS было дополнено более чем 19 развертываниями инфраструктуры C-ITS пилотных дорог C-Roads, которые являются совместной инициативой европейских государств-членов и дорожных операторов для тестирования и внедрения услуг C-ITS в свете трансграничной гармонизации. и интероперабельность.

Этот продолжающийся этап развертывания C-ITS был подготовлен серией коридорных проектов и пилотных проектов, формирующих первые примеры тестирования, проверки и демонстрации совместной V2X в реальных условиях дорожного движения в Европе. В разных странах возникают испытательные поля, целенаправленно оборудующие транспортную инфраструктуру станциями ITS и проверяющие совместные услуги V2X в реальных условиях движения с помощью автопарков транспортных средств, поддерживающих совместную работу с V2X. Крупномасштабные полевые испытания, такие как simTD в Германии и европейский проект DRIVE C2X, доказали совместную функциональность, преимущества и трансграничную работу V2X как на полигонах, так и на реальных дорогах. Такие инициативы последовали за научно-исследовательскими проектами, в рамках которых в течение последних десятилетий изучалось потенциальное воздействие, техническая осуществимость и преимущества C-ITS с упором на специальную совместную связь V2X на основе ETSI ITS G5 для безопасности дорожного движения, эффективности, комфорта вождения и автоматизация.

Группа развертывания C-ITS

Компании, дорожные операторы и другие организации стремятся поставить Европу в авангарде разработки и внедрения CCAM, опираясь на надежную нормативно-правовую базу. Развертывание C-ITS и ITS-G5 продолжается, и поэтому сделан первый важный шаг к действительно подключенному и автоматизированному вождению.

Подробнее

C-ДОРОГИ

Платформа C-Roads — это совместная инициатива европейских государств-членов и дорожных операторов (начавшаяся в 2016 г.) по тестированию, внедрению и эксплуатации услуг C-ITS в отношении трансграничной совместимости и гармонизации систем и услуг. Платформа работает над согласованными спецификациями, связывает национальные пилотные проекты C-ROADS и городские узлы C-Roads, поддерживает транснациональное тестирование и гармонизацию услуг, а также проводит специальные рабочие группы по таким темам, как организационные аспекты, технические аспекты и оценка/оценка.

Подробнее

Амстердамская группа

Амстердамская группа является неформальным стратегическим альянсом Коммуникационного консорциума CAR 2 CAR, POLIS, ASECAP и CEDR. Эти зонтичные организации работают вместе над повышением безопасности дорожного движения и мобильности, способствуя совместному общеевропейскому развертыванию C-ITS, включая совместную связь V2V и V2I.

Подробнее

CCAM — совместная, подключенная и автоматизированная мобильность

С 2019 года Европейская комиссия организует регулярные встречи Платформы CCAM. Шесть рабочих групп сосредоточены на европейской программе тестирования и обмена опытом и ноу-хау, полученными в результате пилотных проектов, демонстраций и крупномасштабных испытаний, физической и цифровой дорожной инфраструктуры, безопасности дорожного движения, кибербезопасности и вопросов, связанных с совместной, подключенной и автоматизированной мобильностью.

Подробнее

Платформа развертывания C-ITS

Два этапа платформы развертывания C-ITS были организованы Европейской комиссией с 2014 по 2017 год с целью выработки общего видения совместимого развертывания C-ITS в Европе. При содействии экспертов из Комиссии, государств-членов, местных и региональных властей и частных заинтересованных сторон, таких как производители транспортных средств, поставщики услуг, дорожные операторы, телекоммуникационные компании и поставщики, на платформе обсуждались технические и юридические вопросы для обеспечения интероперабельности C-ITS через границы. и по всей цепочке создания стоимости. Кроме того, были определены наиболее вероятные и подходящие сценарии развертывания, результатом которых стала Европейская стратегия совместных интеллектуальных транспортных систем, ставшая важной вехой на пути к совместной, объединенной и автоматизированной мобильности (CCAM).

Подробнее

Кооперативный коридор ИТС

В рамках проекта «Европейский кооперативный коридор ИТС» власти Германии, Нидерландов и Австрии работали с автомобильной промышленностью над развертыванием систем Car2X и совместных услуг V2X. Вдоль коридора автомагистрали из Роттердама через Франкфурт-на-Майне в Вену были протестированы и внедрены два совместных приложения ITS Day 1: Предупреждение о дорожных работах и ​​Подтверждение данных о транспортных средствах для улучшения управления дорожным движением.

Подробнее

ЭКО-АТ

ECO-AT (Европейский коридор — австрийский испытательный полигон для кооперативных систем) — австрийский проект по созданию гармонизированных и стандартизированных совместных приложений ИТС совместно с партнерами в Германии и Нидерландах. Основная цель состояла в том, чтобы завершить техническую и организационную гармонизацию между отраслевыми партнерами и дорожными операторами перед развертыванием услуг на основе C-ITS. Проект ECO-AT состоял из 2-х этапов: на первом этапе были определены совместные услуги и системы, а решения были протестированы промышленностью, городами и дорожными операторами в рамках «Living-Lab». На втором этапе ECO-AT были реализованы совместные услуги и системы путем их развертывания в рамках реальной операции.

Подробнее

ИнтерКор

InterCor был европейским проектом (с 2016 по 2019 год), целью которого было соединить инициативы коридора C-ITS Нидерландского коридора C-ITS, французского коридора, определенного в проекте SCOOP@F, и инициатив Великобритании и Бельгии C-ITS. . В рамках проекта InterCor была создана устойчивая сеть коридоров C-ITS, обеспечивающая непрерывность и служащая испытательным полигоном для разработки услуг C-ITS в первый день и в дальнейшем.

Подробнее

Европейский мандат по стандартизации M/453

В 2009 году Европейская комиссия направила CEN, CENELEC и ETSI мандат стандартизации M/453 в области информационных и коммуникационных технологий для поддержки функциональной совместимости совместных систем для интеллектуального транспорта в Европейском сообществе. М/453 был принят CEN/ISO и ETSI. Минимальный набор стандартов был завершен в 2012/13 г.

СОВОК@F

SCOOP@F был французским совместным пилотным проектом по развертыванию ИТС, который соединил около 3000 автомобилей с 2000 километрами дорог. Он состоял из пяти конкретных участков с разными типами дорог: Иль-де-Франс, «Восточный коридор» между Парижем и Страсбургом, Бретань, Бордо и Изер. SCOOP@F, часть 2, началась в январе 2016 года и включала проверку услуг C-ITS на открытых дорогах, трансграничные испытания с другими государствами-членами ЕС (Испания, Португалия и Австрия) и разработку гибридного коммуникационного решения (3G-4G/ ИТС-G5).

Подробнее

ПРИВОД C2X

Европейский проект DRIVE C2X (с 2011 по 2014 год) в значительной степени основывался на предыдущих всесторонних оценках и тестах совместных систем ITS, которые считались достаточно зрелыми для крупномасштабных эксплуатационных испытаний. Была создана единая общеевропейская среда тестирования для кооперативных систем, включая семь испытательных полигонов в Финляндии, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Испании и Швеции. В рамках проекта была разработана методология тестирования и проведена оценка воздействия кооперативных систем на пользователей, окружающую среду и общество.

Подробнее

simTD – Поле для испытаний безопасной интеллектуальной мобильности в Германии

Проект simTD (с 2009 по 2013 год) был крупнейшим немецким полевым испытанием совместной связи между транспортными средствами и исследовал вклад интеллектуальных систем связи в повышение безопасности дорожного движения и мобильности. С этой целью были рассмотрены реалистичные сценарии дорожного движения в крупномасштабной тестовой полевой инфраструктуре вокруг гессенского мегаполиса Франкфурт-на-Майне, а также политические, экономические и технологические условия для успешного внедрения транспортных средств и транспортных средств. сети были подготовлены.

Подробнее

История C-ITS

Коммуникационный консорциум CAR 2 CAR собрал дополнительную подробную справочную информацию о C-ITS, уделив особое внимание вариантам использования, связанным с безопасностью, и связи на короткие расстояния без установления соединения.

  • Ответы на часто задаваемые вопросы (C-ITS FAQs) помогут вам лучше понять основные функции и технические детали совместной системы, разработанной Консорциумом и развернутой в Европе.
  • Научные статьи (документы C-ITS), относящиеся к специальным стандартам связи WLANp IEEE 802.