Система охлаждения Камаз

Двигатель работает нормально только при определенном тепловом режиме. Если головки цилиндров, цилиндры, поршни и все детали от соприкосновения с горячими газами перегреваются, то повышается изнашиваемость из-за выгорания смазочного материала

Уменьшение зазора вследствие теплового расширения мо­жет привести к заклиниванию поршней в цилиндрах.

Кроме того, топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется и не полностью сгорает, что снижает мощность и экономичность двигателя, а обильное об­разование нагара при неполном сгорании топлива может привести к залеганию поршневых колец и зависанию клапанов.

Изнашиваемость в переохлажденном дви­гателе тоже увеличивается, так как проис­ходит конденсация продуктов сгорания, ко­торые, будучи в жидком состоянии, вызы­вают сильную коррозию гильз цилиндров, поршней и поршневых колец.

Из-за увели­чения задержки самовоспламенения топ­лива повышается жесткость работы.

Наивыгоднейший тепловой режим дви­гателя поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнюю теплоту от дета­лей и передает ее окружающему воздуху.

Систе­ма охлаждения (рис.1.) жидкостная со­стоит из насоса 2, вентилятора 4 с управ­ляемым гидравлическим приводом (гидро­муфта привода вентилятора, выключатель гидромуфты), радиатора с жалюзи, расши­рительного бачка 15, термостатов, конт­рольно-измерительных приборов, полостей и каналов в блоке цилиндров и головках, трубопроводов.

Система охлаждения спроектирована в расчете на наиболее тяжелые условия, когда двигатель работает с полной нагруз­кой при высокой температуре окружающе­го воздуха.

Чтобы двигатель не переохладился в иных, более легких условиях ра­боты, а при пуске обеспечивался быстрей­ший его прогрев, в системе охлаждения имеются регулирующие устройства.

Охла­ждение регулируют изменением количест­ва воздуха и жидкости, проходящих через радиатор.

Поток воздуха регулируется ав­томатически периодическим отключением вентилятора, приводимого в действие через гидромуфту.

Предусмотрена также возможность регулирования потока воздуха изменением положения пластин жалюзи, которые расположены перед радиатором.

Открывают и закрывают жалюзи из кабины с рабочего места водителя.

Количество жидкости, проходящей через радиатор, регулируется автоматически термостататом.

В зависимости от температурного режима двигателя жидкость может циркулировать по двум путям:

  • по большому замкнутому кругу при открытых клапанах термостатов (двигатель — радиатор— прогретый двигатель)
  • либо по малому кругу минуя радиатор (двигатель непрогретый, а клапаны термостатов закрыты.

Направление движения охлаждающей жидкости показано на рисунке 2 стрелками.

Таким образом, при работе двигателя оптимальная температура (75…98°С) охлаждающей жидкости в системе поддерживается автоматически с помощью термо­статов и включением при необходимости вентилятора следующим образом:

При 78°С начинают открываться термостаты и охлаждающая жидкость частично поступает в радиатор; при 85…90°С включается в работу вентилятор; при 95 °С проис­ходит полное открытие радиаторных кла­панов термостатов и перекрывается малый круг.

При понижении температуры охлажда­ющей жидкости с 95 °С начинают закры­ваться радиаторные клапаны термостатов, открываются перепускные и охлаждающая жидкость частично поступает к насосу по малому кругу, при 85 °С прекращается по­дача масла в гидромуфту и отключается вентилятор, при 78 °С полностью закрыва­ются радиаторные клапаны термостатов и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор.

740.1303172 Кольцо системы охлаждения от официального дилера





1

2

3

4

6

6

7

8

9

10





10

10

11

12

13

14

15



15

16







16

16

16

17



17

18

19

20

21













21

21

21

21

21

21

22



22

23

24







24

24

24

25

26



26

27

28

29

30

31





31

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41



41

42



42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53





53

53

54



54

55

56

57

58

59

60

61

62

КамАЗ-5320 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-53212 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-5410 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-54112 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-5511 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-55102 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

Общий (см. мод-ции) → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-4310 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-65115 → Кольцо уплотнительное → Трубы водяные

КамАЗ-4326 → Кольцо уплотнительное → Трубы водяные

КамАЗ-5315 → Кольцо уплотнительное → Трубопроводы системы охлаждения

КамАЗ-43114 → Кольцо уплотнительное → Установка водяного насоса, водяных труб и включателя гидромуфты

КамАЗ-43101 → Кольцо уплотнительное → Система охлаждения двигателя

КамАЗ-6540 → Кольцо уплотнительное → Установка водяного насоса, водяных труб и включателя гидромуфты

КамАЗ-4326 (каталог 2003г) → Кольцо уплотнительное → Установка водяного насоса, водяных труб и включателя гидромуфты

КамАЗ-43118 → Кольцо уплотнительное → Установка водяного насоса, водяных труб и включателя гидромуфты

КамАЗ-53228, 65111 → Кольцо уплотнительное → Установка водяного насоса, водяных труб и включателя гидромуфты

КамАЗ-43261 (Евро-1, 2) → Кольцо уплотнительное → 740. 11-1303005-50 Установка водяного насоса, водяных труб и включателя гидромуфты

ЗИЛ-133ГЯ → Кольцо уплотнительное → Схема охлаждения двигателя

Купить Кольцо системы охлаждения — К740.1303172 по низкой цене

Кольцо системы охлаждения / 740.1303172 (КАМАЗ) есть в наличии на нашем складе. Вы можете приобрести оригинальную запчасть или её аналог по низкой цене оптом и в розницу — наши менеджеры помогут вам выбрать, что подойдет для вашего автомобиля. Мы осуществляем доставку по всем регионам России с наших складов в городах: Набережные Челны, Казань, Нижневартовск, Ноябрьск, Бузулук, Когалым, Нефтеюганск, Свободный, Мурманск, Сургут и Новый Уренгой.

Если у вас есть вопросы по работе Кольцо системы охлаждения / К740.1303172 или узла, механизма, агрегата, технические специалисты нашей компании помогут разобраться.

Не нашли нужных комплектующих в каталоге запчастей? Напишите нам в чат, через форму на сайте или закажите звонок. Мы свяжемся с вами и подберём то, что нужно.

Как устроена система охлаждения двигателя КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.51-320

Система охлаждения предназначена для обеспечения оптимальной тепловой работы двигателя

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости .

К основным узлам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с вискомуфтой привода, кожух вентилятора, кожух вентилятора, корпус водяного канала, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопроводы для прохождения охлаждающей жидкости.

 

Схема системы охлаждения с соосным коленчатому валу вентилятором и с вязкостной муфтой привода вентилятора представлена ​​на рисунке 1.

При работе двигателя создается циркуляция охлаждающей жидкости в системе водяным насосом 8.

Охлаждающая жидкость от насоса 8 подается в полость охлаждения левого ряда цилиндров по каналу 9 и по каналу 14 в полость охлаждения правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость поступает в полости охлаждения головок цилиндров через отверстия в верхних уплотнительных плоскостях блока цилиндров.

Из головок цилиндров нагретая жидкость поступает по каналам 4, 5 и 6 в водяную камеру корпуса водяных каналов 17, откуда в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход насоса .

Часть жидкости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где тепло передается от масла к охлаждающей жидкости.

От теплообменника охлаждающая жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в районе четвертого цилиндра.

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически:

— два термостата, контролирующие направление потока жидкости в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя. Номинальная температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна быть в пределах 85-90°С.

— вискомуфта привода вентилятора в зависимости от температуры воздуха на выходе из радиатора ОНВ.

Корпус водоводов (рис. 1) отлит из чугунного сплава и прикручен болтами к переднему торцу блока цилиндров.

В корпусе водяные каналы, впускная 7 и выпускная 11 полости водяного насоса, соединительные каналы 5 и 12, каналы 9 и 14 подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, каналы 4 и 6 отвода охлаждающей жидкости от головок цилиндров, обводной канал 13, выходной канал 15 к масляному теплообменнику, полости водяной коробки 17 для установки термостатов, канал 10 подвода охлаждающей жидкости к водяному насосу от радиатора отлиты.

 

Насос водяной (рис. 2) центробежного типа, установлен на корпусе водоводов.

В корпус 1 запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник с роликом 6. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Подшипник смазывается производителем.

Пополнение смазочного материала в процессе эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 8 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. Крыльчатка 3 и шкив 7 напрессованы на концы опорного ролика.

Сальник 2 запрессован в корпус насоса, а его скользящее кольцо постоянно прижато пружиной к скользящему кольцу 5, которое вставлено в рабочее колесо через резиновую манжету 4.

В корпусе насоса между подшипником и сальником имеются два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее – для контроля исправности торцевого уплотнения.

Течь жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплотнения.

При эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их засорение приведет к выходу из строя подшипника.

Сальник водяного насоса (рис. 3) состоит из латунного наружного кожуха 1, в который вставлена ​​резиновая манжета 2.

Внутри манжеты находится пружина 3 с внутренней 4 и внешней 5 рамками. Пружина предварительно натягивает контактное кольцо 6.

Контактное кольцо изготовлено из графито-свинцового цельнопрессованного антифрикционного материала.

 

Вентилятор и муфта вискомуфта (рис. 4).

Вентилятор девятилопастный 1 диаметром 710 мм изготовлен из стеклонаполненного полиамида, ступица вентилятора 3 металлическая.

Для привода вентилятора используется автоматически включающаяся вискомуфта 2, которая крепится к ступице вентилятора 3.

Принцип действия муфты основан на вязком трении жидкости в малых зазорах между ведомой и ведущей частями муфты. В качестве рабочей жидкости используется силиконовая жидкость с высокой вязкостью.

Муфта неразборная и не требует обслуживания в эксплуатации.

Муфта включается при повышении температуры воздуха на выходе из радиатора до 61-67°С.

Термобиметаллическая спираль 4 управляет работой муфты.

Вентилятор размещен в неподвижной кольцевой оболочке, жестко прикрепленной к двигателю.

Корпус вентилятора, кожух вентилятора способствуют увеличению расхода воздуха, нагнетаемого вентилятором через радиатор.

Корпус вентилятора и кожух вентилятора соединены U-образным кольцевым резиновым уплотнением.

Радиатор (автомобилей КАМАЗ) меднопаяный, для повышения теплоотдачи ленты охлаждения выполнены с жалюзийными отверстиями, прикрепленными боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а верхняя тяга — к объединяющему воздухосборнику.

Термостаты (рисунок 5) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддерживать температуру охлаждающей жидкости не ниже 75°С за счет изменения ее потока через радиатор.

В водяной камере 5 корпуса водяного канала параллельно установлены два термостата с температурой срабатывания (80+2) °С.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С главный клапан 12 прижимается пружиной 11 к седлу корпуса 14 и перекрывает проход охлаждающей жидкости в радиатор.

Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную камеру корпуса водоводов через перепускной канал 4 с входом водяного насоса.

При температуре охлаждающей жидкости выше 80°С наполнитель 9 в цилиндре 10 начинает плавиться, увеличиваясь в объеме. Наполнитель состоит из смеси 60% церезина (нефтяного парафина) и 40% алюминиевой пудры.

Давление от расширяющегося наполнителя передается через резиновую вставку 8 на поршень 13, который, выдавливаясь, перемещает цилиндр 10 с главным клапаном 12, сжимая пружину 11.

Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается кольцевой проход для охлаждающей жидкости в радиатор.

При температуре охлаждающей жидкости 93°С термостат полностью открыт, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием основного клапана вместе с цилиндром перемещается перепускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной камере корпуса водяного канала, соединяющее его с входом водяного насоса.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже клапаны 12 и 6 возвращаются в исходное положение под действием пружин 7 и 11.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на водяной коробке корпуса водяного канала установлены два датчика температуры 1 и 2.

Датчик 1 выводит показания текущего значения температуры на панель приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегрева охлаждающей жидкости.

При повышении температуры до 98 — 104°С на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Бачок расширительный 1 (рисунок 1) устанавливается на двигатель автомобилей КАМАЗ с правой стороны по ходу автомобиля.

Расширительный бачок соединен перепускной трубой 19 с входной полостью водяного насоса 13, трубкой слива пара 2 с верхним бачком радиатора и с трубкой отвода жидкости от компрессора 3.

Расширительный бачок обслуживает для компенсации изменения объема теплоносителя при его расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена.

На горловину бака (рисунок 6) накручивается пробка расширительного бачка с клапанами 6 впускного (воздуха) и выпускного (парового).

Клапаны выпускные и впускные объединены в блок клапанов 8. Блок клапанов несъемный.

Выпускной клапан, нагруженный пружиной 3, поддерживает избыточное давление 65 кПа (0,65 кгс/см2) в системе охлаждения, впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной 5, предотвращает создание разрежения в системе при остывании двигателя вниз.

Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разрежении в системе охлаждения 1-13 кПа (0,01-0,13 кгс/см2).

Заправка двигателя охлаждающей жидкостью осуществляется через заливную горловину расширительного бачка.

Перед заполнением системы охлаждения необходимо сначала открыть кран системы отопления.

Для слива охлаждающей жидкости открыть сливные краны теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, отвернуть пробки на нижнем бачке радиатора и расширительном бачке.

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, так как это может привести к выходу горячей охлаждающей жидкости и пара из горловины расширительного бачка.

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

 

Регулировка натяжения (рисунок 7) ремня поликлина 2 привода генератора и водяного насоса для двигателей с вентилятором, расположенным по оси коленчатого вала, выполняется следующим образом:

— ослабить болт 11 крепления лапа задняя генератора, гайка 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления штанги генератора, болт 5 крепления натяжного болта;

— перемещением гайки 6 обеспечить необходимое натяжение ремня; гайка 7 для фиксации положения генератора;

— затянуть болты 5, 8 и 11, затянуть гайку 10.

После регулировки проверить натяжение:

— правильно натянутый ремень 2, при вдавливании в середину наибольшей ветви с усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс), должен иметь прогиб 6-10 мм.

Конструкция системы охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Система охлаждения предназначена для обеспечения оптимальных тепловых характеристик двигателя

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ)

К основным узлам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с вязкостной или гидравлической муфтой привода, кожух вентилятора, корпус вентилятора, корпус водяного канала, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопроводы для прохождения теплоносителя.

Схема системы охлаждения с вентилятором, соосным коленчатому валу, и с вискомуфтой привода вентилятора представлена ​​на рисунке 1.

При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом 8 .

Охлаждающая жидкость от насоса 8 впрыскивается в полость охлаждения левого ряда цилиндров по каналу 9 и по каналу 14 в полость охлаждения правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость поступает в полости охлаждения головок цилиндров через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров.

Из головок цилиндров нагретая жидкость поступает по каналам 4, 5 и 6 в водяную камеру корпуса водяного канала 17, откуда в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход насоса.

Часть жидкости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где тепло передается от масла к охлаждающей жидкости.

От теплообменника охлаждающая жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в районе расположения четвертого цилиндра.

Номинальная температура охлаждающей жидкости в системе при работе двигателя 75…98 °С.

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически: двумя термостатами и вязкостной муфтой привода вентилятора, которые регулируют направление потока жидкости и работу вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и температура воздуха на выходе из радиатора.

Корпус водоводов (рисунок 1) отлит из сплава железа и прикручен болтами к переднему торцу блока цилиндров.

Впускная 7 и выпускная 11 полости водяного насоса, соединительные каналы 5 и 12, каналы 9 и 14, подвод охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, каналы 4 и 6, слив охлаждающей жидкости из головок цилиндров, перепускной канал 13, канал 15 выход охлаждающей жидкости к масляному теплообменнику, полости водяной коробки 17 для установки термостатов, канал 10 подачи охлаждающей жидкости к водяному насосу от радиатора.

Насос водяной (рисунок 2) центробежного типа, устанавливается на корпусе водоводов.

В корпус 1 запрессован радиальный шарико-роликовый двухрядный подшипник с роликом 6. Торцы подшипника с обеих сторон защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник включена производителем

Пополнение смазки в процессе эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 8 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. Крыльчатка 3 и шкив 7 напрессованы на концы вала подшипника.

Сальник 2 запрессован в корпус насоса, а его скользящее кольцо постоянно прижато пружиной к скользящему кольцу 5, которое через резиновую манжету 4 вставлено в рабочее колесо.

В корпусе насоса между подшипником и сальником имеются два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее — для контроля исправности торцевого уплотнения.

Утечка жидкости из забоя указывает на выход из строя уплотнения.

При эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их засорение приведет к выходу из строя подшипника.

Сальник водяного насоса (рисунок 3) состоит из латунного наружного корпуса 1, в который вставлена ​​резиновая манжета 2

Внутри манжеты находится пружина 3 с внутренней 4 и внешней 5 обоймами

Пружина прижимает контактное кольцо 6

Скользящее кольцо изготовлено из графито-свинцового прессованного антифрикционного материала.

Вентилятор и вязкостная муфта для привода вентилятора (рис. 4).

Вентилятор девятилопастный 1 диаметром 660 мм изготовлен из стеклонаполненного полиамида, ступица вентилятора 3 — металлическая.

Для привода вентилятора используется автоматически активируемая вязкостная муфта 2, которая крепится к ступице вентилятора 3.

Принцип работы муфты основан на вязком трении жидкости в малых зазорах между ведомой и ведущие части сцепления. В качестве рабочей жидкости используется силиконовая жидкость высокой вязкости.

Муфта неразборная и не требует обслуживания в процессе эксплуатации.

Муфта срабатывает при повышении температуры воздуха на выходе из радиатора до 61…67 °С. Работой муфты управляет термобиметаллическая спираль 4.

Вентилятор размещен в неподвижной кольцевой оболочке, жестко прикрепленной к двигателю

Кожух вентилятора, кожух вентилятора способствуют увеличению расхода воздуха, продуваемого вентилятором через радиатор. Корпус вентилятора и обечайка вентилятора соединены кольцевым резиновым уплотнением П-образного сечения.

Радиатор меднопаянный, для повышения теплоотдачи ленты охлаждения выполнены с жалюзийными прорезями, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижним звеном к первой поперечине рамка.

Термостаты (рисунок 5) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддерживать температуру охлаждающей жидкости не ниже 75°С за счет изменения ее потока через радиатор.

В водяной коробке 5 корпуса водоводов установлены два термостата параллельно с температурой начала открытия (80±2)°С.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С главный клапан 12 поджимается пружиной 11 к седлу 14 корпуса и перекрывает проход охлаждающей жидкости к радиатору.

Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную камеру корпуса водяного канала через перепускной канал 4 с входом водяного насоса.

При температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С заливная горловина 9, расположенная в цилиндре 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме.

Наполнитель состоит из смеси 60% церезина (нефтяной носок) и 40% алюминиевой пудры.

Давление от расширяющегося наполнителя через резиновую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь наружу, перемещает цилиндр 10 с главным клапаном 12, сжимая пружину 11.

Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается

кольцевой проход охлаждающей жидкости к радиатору. При температуре охлаждающей жидкости 93°С термостат открывается полностью, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием главного клапана вместе с цилиндром перемещается перепускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной камере корпуса водяного канала, соединяя его с входом водяного насоса.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже под действием пружин 7 и 11 клапаны 12 и 6 возвращаются в исходное положение.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на водяной коробке корпуса водяного канала установлены два датчика температуры 1 и 2.

Датчик 1 выводит текущую температуру охлаждающей жидкости на панель приборов, датчик 2 служит индикатором перегрева охлаждающей жидкости.

При повышении температуры до 98-104°С на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Бачок расширительный I (рисунок 1) устанавливается на двигатель автомобилей КАМАЗ с правой стороны по ходу автомобиля.

Расширительный бачок соединен перепускным патрубком 19 с входной полостью водяного насоса 13, пароотводным патрубком 2 с верхним бачком радиатора и с патрубком слива жидкости из компрессора 3.

Расширительный бак служит для компенсации изменения объема теплоносителя при его расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена.

На горловину бака (рис. 6) навинчивается пробка расширительного бачка с входным 6 (воздух) и выпускным (паровым) клапанами.

Клапаны выпускные и впускные объединены в блок клапанов 8. Блок клапанов неразборный.

Клапан выпускной, нагруженный пружиной 3, поддерживает избыточное давление 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ) в системе охлаждения, клапан впускной 6, нагруженный более слабой пружиной 5, препятствует созданию разрежения в системе при остывании двигателя.

Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разрежении в системе охлаждения 1…13 кПа (0,01…0,13 кгс/см 2 ).

Охлаждающая жидкость двигателя заливается через заливную горловину расширительного бачка. Перед заполнением системы охлаждения необходимо сначала открыть кран системы отопления.

Для слива охлаждающей жидкости откройте сливные краны нижнего колена водопровода, теплообменника и насосного агрегата подогревателя, отверните пробку расширительного бачка.

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, так как это может привести к выходу горячей охлаждающей жидкости и пара из горловины расширительного бачка.

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Регулировку натяжения (рисунок 7) поликлинового ремня 2 привода генератора и водяного насоса для двигателей с вентилятором, расположенным по оси коленчатого вала, выполнить следующим образом:

  • — ослабить болт 11 крепления задней стойки генератора, гайку 10 крепления передней стойки генератора, болт 8 крепления штанги генератора, болт 5 крепления натяжного болта;
  • — повернуть гайку 6, чтобы обеспечить необходимое натяжение ремня; зафиксировать положение генератора гайкой 7;
  • — затянуть болты 5, 8 и 11, затянуть гайку 10.

После регулировки проверьте натяжение:

  • — правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб 6 . .. 10 мм.

Для автомобилей с капотом двигатель может быть оборудован гидромуфтой привода вентилятора, расположенной на 325 мм выше оси коленчатого вала.

Схема работы системы аналогична описанной выше, конструктивные особенности данной конфигурации двигателя и его узлов видны на рисунках 8, 9, 10, 11.

Гидромуфта привода вентилятора (рисунок 8)

Для поддержания оптимального теплового режима двигателя и экономии топлива привод вентилятора осуществляется через гидромуфту, которая включается и выключается автоматически в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя.

Скорость вращения вентилятора зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту через переключатель (Рисунок 9).

Устанавливается перед двигателем на патрубке, подающем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Тяга 5 заглушка 9 может быть установлена ​​в три положения, обозначенные метками на корпусе:

  • — положение О (крайнее левое) — вентилятор выключен независимо от температуры охлаждающей жидкости;
  • — положение Р (среднее) — вентилятор включен всегда, вне зависимости от температуры теплоносителя;
  • — положение А (крайнее правое) — вентилятор работает в автоматическом режиме (основной режим).

При повышении температуры охлаждающей жидкости до 85…90°С шток 12 термосилового клапана 11 перемещает шарик 10. Через сообщающиеся полости переключателя масло подается в полость гидромуфты.

Далее по каналам в приводном валу масло поступает в межлопаточное пространство и включает вентилятор, слив масла из рабочих полостей колес осуществляется через отверстия в кожухе.

При снижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С шарик 10 под действием возвратной пружины 3 закрывает отверстие в клапане 11 и выключает вентилятор.

Благодаря этому поддерживается наиболее благоприятная температура двигателя, а также снижается расход электроэнергии на привод вентилятора.

При отказе переключателя гидромуфты при работе в автоматическом режиме (характеризующемся перегревом двигателя) принудительно включить вентилятор, установив штекер 9 в положение «Р» и в кратчайшие сроки устранить неисправность переключателя.

Водяной насос, применяемый на двигателях с гидромуфтой, (рисунок 10) центробежного типа, устанавливается на передней части блока цилиндров слева.

Вал 10 вращается в подшипниках 3 и 4 с односторонним резиновым уплотнением. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установлена ​​резиновая манжета 11.

Сальник 7 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Сальник запрессован в корпус насоса 5, а его графитовое кольцо постоянно прижимается пружиной к упорному стальному кольцу 8.

Между упорным кольцом и рабочим колесом 6 установлено уплотнение из цельного резинового кольца 9 в тонкостенной латунной обойме.

Высококачественное изготовление торцов графита и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплотнение полости насоса.

Полость между подшипниками заполнена смазкой Литол-24, которую следует периодически пополнять в процессе эксплуатации (на ТО-2) с помощью масленки до появления ее из контрольного отверстия.

В корпусе насоса имеется сливное отверстие для проверки исправности механического уплотнения. Заметная утечка жидкости через это отверстие указывает на выход из строя уплотнения насоса.

Засорение отверстия не допускается, так как приводит к выходу из строя подшипников.

Вентилятор осевой металлический восьмилопастный диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице вентилятора 1 ведомого вала гидромуфты (рис. 8).

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей с вентилятором, расположенным над осью коленчатого вала, показана на рисунке 11.

Натяжение ремня привода гидромуфты 11 регулируется перемещением натяжного ролика 6.

Для натяжения ремня 10 привода генератора и водяного насоса выполните следующие действия:

  • — ослабьте гайку 9 крепления генератора;
  • — ослабить болты 7 и 8 крепления штанги генератора;
  • — сдвинуть генератор, натянуть ремень;
  • — затянуть гайку 9, болты 7 и 8.

После регулировки проверьте натяжение:

  • — правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 44,1±5 Н (4,5±0,5 кгс) должен иметь прогиб 6.