основные минусы и врожденные болячки

А еще из-за своей конструкции 1.6 требует обязательной обкатки — чуть ли не единственный такой уникальный агрегат.

Если внимательно изучить заводскую инструкцию к предлагаемому АвтоВАЗом 1.6-литровому 106-сильному двигателю, становится понятно, что о необходимости его обкатки там ничего не сказано. Но она точно нужна, почему?

Спойлер для тех, кому лень читать: этот двигатель АвтоВАЗа из 80-х годов и безнадежно устарел как морально, так и технически. А теперь подробности.

Родом из 80-х: немного истории

Сегодняшний вазовский мотор 1.6 л родом из 80-х: его отец первопроходец силовых агрегатов с поперечным расположением и предназначался для установки на ВАЗ-2108. Сначала двигатель был 1.3-литровым карбюраторным, а к работам по его доводке привлекались даже специалисты из Porsche. Для СССР в то время мотор обладал передовыми характеристиками и конструкцией, а уже с 1984 года начал устанавливаться на «восьмерку». Невзирая на то, что уже в момент появления вазовский двигатель в техническом плане был устаревшим, для отечественного автопрома это стало прорывом. В двигателях зарубежного производства уже начали использовать системы впрыска, но наш 1.3 в некоторых модификациях карбюраторов был окутан всевозможными приводами и трубочками, призванными в различных режимах корректировать подачу топлива.

Разные версии мотора 1.6 сейчас устанавливаются практически на все Лады: от Гранты до Х рея

Существовали некоторые моменты, повлиявшие на судьбу вазовских силовых агрегатов, рассчитанных на автомобили с передним приводом. В первую очередь, чтобы была возможность установить двигатель поперечно, блок цилиндров должен был быть «коротким». Сначала вели работы с 1.3-литровым мотором, диаметр цилиндров которого составлял 76 мм с расстоянием между цилиндрами в 89 мм. Увеличив до 82 мм диаметр цилиндров, инженеры столкнулись с невозможностью обеспечения между цилиндрами должного охлаждения, что привело к повышению тепловой напряженности всего силового агрегата. Пришлось искать другие варианты охлаждать цилиндры. А хорошо знакомый двигатель 1596 см³ появился благодаря увеличению рабочего хода до 75.6 мм. Он и стал основным мотором АвтоВАЗа на несколько десятилетий, конечно же с модернизациями.

Такой большой срок эксплуатации позволил выявить все тонкости и проблемные участки агрегата, а его ремонтом занимаются практически в каждом гаражном сервисе, причем за вполне адекватный ценник.

Недостатки, появившиеся со временем

Коленчатый вал мотора 1.6 л полнопротивовесный (с восемью противовесами) и достаточно современный, при этом зарубежные двигатели зачастую имеют только четыре противовеса – это результат экономии. Так что с ним проблем обычно не возникает.

Во всем видно «похудение»

А вот поршневая юбка короткая, что свойственно современному автомобилестроению, однако это сказывается на сокращении моторесурса: кроме того, что поршень обладает небольшой опорной поверхностью, к нему применяются более высокие, в сравнении с высокими поршнями, боковые колебания.

Нынешняя модификация мотора располагает значительно тонкими шатунами, в старом двигателе были по толще. У шатунного вкладыша уменьшилась ширина и масса, что стало причиной повышенных нагрузок, прикладываемых к подшипнику.

Газораспределительный механизм — «невтык»

Последнее поколение вазовского мотора стало «невтыковым», когда обрыв ремня ГРМ не приводит к загибу клапанов – это и хорошо, и плохо. Уже фактически не осталось автопроизводителей, занимающимися такими конструкциями двигателей, поэтому напрашивается вывод, что привод ГРМ этого мотора очень ненадежный и производитель подстраховался, сделав на поршнях выемки под клапаны. К тому же «невтык» съедает приличную долю мощности.

Одновременно с этим, в последнее время ширина ремня ГРМ для данного мотора почему-то только сокращается: на «восьмерке» он был шириной 19 мм, теперь на пару миллиметров меньше. Аналогичная ситуация с версий этого мотора на 16 клапанов: была ширина 25.4 мм, стала 22 мм. Для чего нужно было снижать несущие показатели ремня? Ведь увеличение ширины повышает надежность. Из-за некачественных материалов ремень приходится менять через 50-60 тыс км, тогда как на иномарках его меняют раз в 120 тысяч.

Помимо того, что ремень потерял в ширине, его работа связана с другими не очень надежными узлами, в числе которых ролики и насос охлаждения. Последний вообще особым качеством не отличается – еще владельцы 2108 намучились с ним.

Насос антифриза-тосола — та еще проблемная деталь

Не лучше ситуация и с культурой проведения обслуживания. В некоторых случаях владельцы ВАЗов сами способствуют появлению неисправностей заливая вместо антифриза воду (тогда помпа замерзает и ремень ГРМ рвется) или некачественный антифриз, тем самым «убивая» подшипник насоса, сальник, а в некоторых случаях и лопасти помпы. Обводной и натяжной ролики – еще одно слабое место привода: если они низкого качества либо не хватает смазки, вероятность обрыва ремня также повышается.

Довольно сильно сказывается на общей надежности двигателя компоненты элементов системы охлаждения. Они хоть и довольно дешевы, но качество оставляет желать лучшего. Так, плохой термостат приводит к переохлаждению или же перегреву силового агрегата, а низкокачественные шланги лопаются или подтекают тем самым медленно но верно губят мотор перегревом или наоборот недогревом. Трещина в расширительном бачке – вообще привычное дело. Даже на Весте первое время была проблема с протекающими бачками.

Эксплуатация — обкатка обязательна

Блок цилиндров – чугунный, а этот материал отличается способностью многократной расточки цилиндров. Тем не менее во многих импортных моторах, как с блоком из чугуна, так и из алюминия, поддон картера представляет собой прочную отливку с применением алюминиевых сплавов. Подобное конструктивное решение еще на стадии проектирования рассчитывалось единым целым и призвано сделать всю нижнюю часть мотора более жестким, а также сократить искажение формы цилиндра и деформацию постели клапанов при повышенных нагрузках.

В двигателе АвтоВАЗа, агрегатированном отечественной «механикой» либо АМТ, применен обычный металлический поддон в сочетании с мягкой прокладкой – это приводит к снижению жесткости конструкции, именно поэтому данному мотору требуется обкатка.

В руководстве такой информации найти не удастся, отмечается только рекомендация о недопустимости перегрузки двигателя на  первых тысячах километров пробега. Но статистика эксплуатации автомобилей с такими силовыми агрегатами говорит о том, что требуется проехать порядка 10 тысяч километров для стабилизации расхода масла. На протяжении этого времени в вазовском моторе что-то продолжает прирабатываться. Говоря об иномарках, у них уже с начала эксплуатации расходование масла находится в минимальных объемах.

Следует отметить и конструкцию, используемую в приводе клапанов у «восьмиклапанника» серии 11186, ввиду чего не обходится без частых регулировок. Например, на моторе без гидрокомпенсаторов, доступном для Rio или Solaris, регламентом обслуживания не предусматривается частое регулирование зазоров, а делать это необходимо лишь при значительном пробеге.

На вазовских «шестнадцатиклапанниках» гидрокомпенсаторы устанавливаются, причем работают они достаточно надежно.

Низкая конкурентоспособность

То, что показатели отечественного 1. 6-литрового мотора далеки от современных требований, не является секретом: многие иностранные силовые агрегаты аналогичного объема способны выдавать от 120 «лошадок». Данный момент только подтверждает факт устаревшей конструкции двигателя от АвтоВАЗа. Более того, применив на 106-сильно моторе управляемую длину трубопровода на впуске, сравнивать его работу с моторами с изменяемыми газораспределительными фазами смысла нет.

Здесь остается добавить, что подобная система на иномарках внедрена и на распредвале выпуска, дополняя впускной. Вспоминая знаменитые безнаддувные моторы от Honda объемом 1.6 литра, устанавливавшиеся на массовые модели девяностых годов, то благодаря высоким оборотам и управлению газораспределением, они демонстрировали отдачу около 160 л.с.

Схожие моторы есть и у Рено: только они и современней и по надежней

Просчеты маркетологов

Значительная часть автовладельцев скептически относится к двигателям с мощностью, немногим переваливающей за сотню «лошадок»: отдача таких моторов довольно скромная, а налоговые коэффициенты выше. Это сказывается на снижении популярности двигателей серии 21127.

Конкурентоспособными эти вазовские моторы были только в момент их создания, а это было в восьмидесятых годах прошлого века. Сейчас они, не успев избавиться от врожденных неисправностей, безвозвратно устарели. Именно по этой причине АвтоВАЗу не мешало бы присмотреться к другой моторной базе: будет это собственная разработка или лицензионный агрегат – не важно, но новый мотор необходимо представить как можно быстрее, пока электромоторы не выжили обычные ДВС.

Будущее

Вполне вероятно, одним из будущих моторов АвтоВАЗа станет новый турбированный агрегат Renault-Daimler: его будут устанавливать на новый недорогой купе-кроссовер Arkana (французы заявляют, что разрабатывался он именно для России), а сборку наладят на линии отечественного автогиганта в Тольятти. Двигатель существует в двух модификациях: на 130 и 150 л.с. Забавно: на Лады будет устанавливаться мотор от Мерседеса: этот 1.3 к примеру уже трудится в новом A-классе.

А работы по разработке собственного турбомотора на АвтоВАЗе были свернуты.

Рассвет

Рассвет



Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y- Z


Рассвет


Рассвет

Американский астероидный зонд. Беспилотный зонд пояса астероидов предназначен для того, чтобы сначала выйти на орбиту и исследовать астероид Веста, а затем полететь к самому большому астероиду, Церере. Орбиты астероидов Церера и Веста. Посадочный модуль с несколькими астероидами, построенный Orbital Sciences Corporation (OSC) для НАСА, США. Выпущен в 2007 году.

Статус : Работает в 2007 г. Первый запуск : 27 сентября 2007 г. Последний запуск : 27 сентября 2007 г. Номер : 1 . Тяга : 0,27 Н (0,06 фунт-сила). Полная масса : 1218 кг (2685 фунтов). Масса без топлива : 793 кг (1748 фунтов). Высота : 1,64 м (5,38 фута). Диаметр : 1,27 м (4,16 фута). Пролет : 20,00 м (65,00 футов).

Девятая миссия NASA Discovery и продолжение технологической миссии Deep Space 1, она была оснащена тремя ксеноновыми ионными двигателями NSTAR. Космический корабль использовал автобус, производный от Orbital / Dulles Star-2. Тремя основными инструментами были кадрирующие камеры, картографический спектрометр VIR видимого/ИК-диапазона и гамма- и нейтронный спектрометр GRaND. Использование его ионных двигателей и облет Марса в феврале 2009 г., Рассвет должен был достичь Весты в 2011 году и Цереры в 2015 году.

Описание миссии:

  • Облет Марса и гравитационная помощь: 4 4 февраля 2009 г. Dawn пролетит в пределах 500 километров от Марса и совершит немного меньшую орбиту вокруг Солнца. Во время пролета Dawn может использовать свои научные инструменты для наблюдения за планетой. Основная цель пролета — использовать гравитацию Марса, чтобы вывернуть орбиту Рассвета из плоскости эклиптики в сторону Весты. Облет даст Dawn гелиоцентрическую дельта-V 1,12 км/сек.
  • Прибытие «Весты»: 14 августа 2011 г. Ионная двигательная установка «Рассвета» будет использоваться для движения по спирали к Весте, а затем согласует траекторию полета с траекторией полета астероида. Медленный подход гарантирует отсутствие критических по времени срабатываний двигателей. По мере приближения Dawn проведет обследование области вокруг астероида на наличие любых возможных естественных спутников, пыли и мусора. Затем он будет использовать ионный двигатель, чтобы выйти на полярную картографическую орбиту вокруг Весты. К тому времени, когда он достигнет астероида, Dawn наработает около 1000 дней ионного двигателя. В течение девяти месяцев работы на орбите Весты ионный двигатель будет использоваться для обеспечения смены серии круговых околополярных орбит, что позволит Dawn изучить всю поверхность астероида. Самая высокая орбита будет иметь высоту примерно 2500 километров, самая низкая — менее 200 километров.
  • Прибытие на Цереру: 1 февраля 2015 г. Покинув Весту, космический корабль проведет почти три года в пути к Церере, совершив примерно три четверти одной орбиты вокруг Солнца по спирали к карликовой планете. Dawn будет использовать свой ионный двигатель, чтобы медленно приблизиться и выйти на орбиту вокруг Цереры. Как и Веста, Dawn выйдет на серию круговых околополярных орбит, которые обеспечат выгодные точки для изучения почти всей поверхности карликовой планеты.
  • 900:45 Окончание миссии: июль 2015. По плану окончания основной миссии Dawn космический корабль должен был находиться на карантинной орбите вокруг Цереры на высоте 700 километров. Эта орбита гарантировала, что выведенный из эксплуатации космический корабль не коснется Цереры в течение 50 лет, предположительно давая время для действий в случае обнаружения какой-либо жизни. Общее количество дней тяги ионного двигателя за всю миссию должно было составить 2000 дней.

Стоимость разработки $: 281,700 миллионов долларов. Стоимость Примечания: г. Всего 357,5 долл. США, включая миссионерские операции на сумму 75,8 млн долл. США. RCS Coarse No x Тяга: 12 MR-103G x 0,9 Н. Топливо RCS: 46 кг (101 фунт). Электрическая система: 10,00 кВтч.

NASA NSSDC Master Catalog Описание

Dawn — это миссия, предназначенная для встречи и обращения к астероидам 4 Веста и 1 Церера. Научные цели миссии заключаются в том, чтобы охарактеризовать внутреннюю структуру, плотность, форму, размер, состав и массу астероидов, а также получить данные о морфологии поверхности, кратерировании и магнетизме. Эти измерения помогут определить тепловую историю, размер ядра, роль воды в эволюции астероидов и то, какие метеориты, обнаруженные на Земле, произошли от этих тел, с конечной целью понять условия и процессы, имевшие место в раннюю эпоху Солнечной системы и роль содержания воды и размера в планетарной эволюции. Возвращенные данные будут включать в себя для обоих астероидов изображения всей поверхности, спектрометрическое картирование всей поверхности, содержание элементов, топографические профили, гравитационные поля и картирование остаточного магнетизма, если таковые имеются.

Космический корабль и подсистемы

Космический корабль Dawn обычно имеет коробчатую форму (1,64 x 1,27 x 1,77 м) и изготовлен из алюминиево-графитового композита с сухой массой 747,1 кг и стартовой массой 1217,7 кг. Ядро космического корабля представляет собой композитный графитовый цилиндр, внутри которого установлены титановые баки с гидразином и ксеноном. Монтажная, доступная и другие панели имеют алюминиевую основу с алюминиевыми лицевыми панелями. Два крыла солнечных панелей вытянуты на 19,7 м и установлены на противоположных сторонах космического корабля. Параболическая фиксированная параболическая антенна с высоким коэффициентом усиления 1,52 м установлена ​​на одной стороне космического корабля в той же плоскости, что и солнечные батареи. На космическом корабле также установлены три антенны с малым коэффициентом усиления. Штанга магнитометра длиной 5 м выходит из верхней панели космического корабля. На верхней панели также установлен приборный столик, на котором установлены камеры, картографический спектрометр, лазерный высотомер и датчики звездного неба. На верхней панели также установлен гамма- и нейтронный спектрометр.

Две солнечные батареи размером 2,3 x 8,3 метра, состоящие из ячеек с тройным переходом InGaP/InGaAs/Ge, обеспечивают мощность 10,3 кВт на расстоянии 1 а. В) и солнечной электроионной двигательной установки (80-140 В). Энергия накапливается в аккумуляторе Nih3 емкостью 35 Ач. Ионный двигатель состоит из трех ионных двигателей и основан на ионном приводе космического корабля Deep Space 1, использующем ксенон, который ионизируется и ускоряется электродами. Ксеноновые ионные двигатели имеют максимальную тягу при 2,6 кВт входной мощности 92 мН и удельным импульсом от 3200 до 1900 с. Двигатели диаметром 30 см представляют собой двухосный кардан, установленный в основании космического корабля. Ксеноновый бак при запуске вмещал 425 кг топлива.

Управление ориентацией осуществляется реактивными колесами и двенадцатью гидразиновыми двигателями мощностью 0,9 Н, размещенными вокруг космического корабля. Бак с гидразином вмещает 45,6 кг топлива при запуске. Гидразиновые двигатели также могут использоваться для облегчения маневров вывода на орбиту. Информация об отношении обеспечивается звездными датчиками и гироскопами. Система терморегулирования состоит из тепловых трубок и жалюзи на основе аммиака и требует примерно 200 Вт на расстоянии 3 а.е. Связь осуществляется в диапазоне X как для восходящей, так и для нисходящей линии связи через закрепленные на теле антенны с высоким и средним коэффициентом усиления и всенаправленную антенну с низким коэффициентом усиления с использованием усилителя на лампе бегущей волны мощностью 100 Вт. В системе управления и обработки данных используется процессор RAD6000, 8 Гб оперативной памяти и шина данных Mil-Std-1553B. Скорость передачи данных по восходящему каналу варьируется от 7,8 бит/с до 2,0 кбит/с, а по нисходящему каналу — от 10 бит/с до 124 кбит/с.

Профиль миссии

Запуск с мыса Канаверал на Delta 2 (7925-H) состоялся 27 сентября в 11:34 UT (7:34 утра по восточному поясному времени). Перевод на траекторию к поясу астероидов произошел примерно через 1 час. После четырехлетнего гелиоцентрического полета, включая облет Марса на расстоянии 542 км от поверхности и помощь гравитации, 18 февраля 2009 г. в 00:27:58 UT. Рассвет достиг Весты 16 июля 2011 года и вышел на орбиту. Рассвет спускался по спирали на высокую обзорную орбиту высотой 2750 км с периодом 69часов 2 августа, затем 12,3-часовая картографическая орбита на высоте 680 км 27 сентября, а затем более низкая (210 км, 4,3 часа) картографическая орбита 8 декабря. Dawn покинул Весту 5 сентября 2012 г. в 06:26 по всемирному времени и вышел на начальную орбиту вокруг Цереры 6 марта 2015 г. в 12:29 по всемирному времени. Он изменил орбиту на свою первую научную орбиту, круговую с высотой 13 500 км, достигнув ее 23 апреля. Сейчас он спускается по спирали на более низкие орбиты и, наконец, на круговую научную орбиту высотой 375 км, достигнув ее в декабре 2015 года. Окончание основной миссии происходит в июне 2016 г. После завершения миссии Dawn останется на орбите вокруг Цереры. Окончательная орбита будет стабильной со сроком жизни в несколько сотен лет. Для захвата орбиты использовались гидразиновые двигатели.

Общая стоимость миссии оценивается в 446 миллионов долларов.



Больше на : Рассвет.


Семейство : Астероиды,
Наблюдение.
Страна : США.
Двигатели : NSTAR.
Ракеты-носители : Тор,
Дельта,
Дельта 7925H.
Пропелленты : Электрический/ксенон.
Стартовые площадки : Мыс Канаверал,
Мыс Канаверал LC17B.
Агентство : Лаборатория реактивного движения,
НАСА,
ОСК.
Библиография : 2,
3655,
3656,
3657,
6445,
12203.


Фотогалерея



Рассвет
Кредит: Изображение производителя




27 сентября 2007 г. .
11:34 по Гринвичу — .
Стартовая площадка : Мыс Канаверал.
Стартовый комплекс : Мыс Канаверал LC17B.
Стартовая площадка : SLC17B. LV Family : Тор.
Ракета-носитель : Дельта 7925H.

  • Рассвет — .
    Масса : 1218 кг (2685 фунтов). Нация : США.
    Агентство : Мартин.
    Класс : Наблюдение.
    Тип : Гражданский спутник наблюдения. Космический корабль : Рассвет.
    USAF Sat Cat : 32249 . КОСПАР : 2007-043A.

    Беспилотный зонд пояса астероидов, предназначенный для того, чтобы сначала выйти на орбиту и исследовать астероид Веста, а затем долететь до самого большого астероида, Цереры. Разгонный блок «Дельта» увеличил мощность космического корабля и твердотельной третьей ступени ПАМ-Д до 9.0,01 км/сек и орбита 185 км x 6835 км. PAM-D выстрелил в 12:29 по Гринвичу и выпустил Dawn, разогнав его до 11,50 км/с и отправив на солнечную орбиту 1,00 а.е. x 1,62 а.е. x 0,5 градуса. Ионные двигатели были запущены 6 октября. Используя свои ионные двигатели и облет Марса в феврале 2009 года, Dawn должен был достичь Весты в 2011 году и Цереры в 2015 году.



Вернуться к началу страницы


Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y — З


© 1997-2019 Марк Уэйд — Контакт
© / Условия использования


Астероид

Веста: новые находки из космоса планетоподобного тела

Автор
Джеффри Клюгер
Вторник, 15 мая 2012 г.

  • Делиться

    • Твитнуть
  • Читать позже

    • Отправить на Kindle

JPL-Caltech / UCLA / NASA

Гигантский астероид Веста показан здесь как самое маленькое тело среди других подобных тел Солнечной системы: Марса, Меркурия, Луны Земли и карликовой планеты Цереры.

Похожие

Подписаться @TIME

Быстрый множественный выбор: что такое Веста?

а) Низкокалорийный безалкогольный напиток.

б) Шотландская одежда XII века.

c) Поистине ужасный малолитражный Chevy начала 1970-х годов.

d) Самый крутой маленький астероид в известной Солнечной системе тот, который только что стал еще холоднее благодаря новым открытиям космического корабля Dawn, который с прошлого лета вращается вокруг древнего космического камня.

Хорошо, возможно, мы выдали ответ. Но это не умаляет богатства открытий, только что опубликованных в серии из шести статей в журнале 9.0019 Наука . И это только повышает ожидания того, что мы можем ожидать от Dawn в ближайшие годы.

(ФОТО: Виды астероида Веста)

Веста — второй по величине объект в поясе астероидов, его диаметр составляет 360 миль (578 км). Только его родственный астероид Церера на расстоянии 606 миль. (909 км) возглавляет его. Обе они огромны по меркам астероидов, но бесспорно малы в планетарном масштабе; Скромная масса Весты, например, придает ей гравитацию, составляющую всего 2% от земной. Тем не менее, будучи артефактами давно прошедших этапов космической истории (или того, что НАСА изящно описывает как «особые окаменелости ранней Солнечной системы»), они всегда были очень заманчивыми целями, и в 2007 году НАСА запустило «Рассвет» — инновационный , космический корабль с ионным двигателем разведать их обоих. С 16 июля 2011 года корабль находится на орбите Весты на высоте всего 125 миль. (200 км), сканируя поверхность с помощью детектора гамма-излучения и нейтронов, а также картографического спектрометра в видимом и инфракрасном диапазонах и делая в процессе более 20 000 изображений.


Часы: виртуальный полет рассвета над Вестой

Возможно, самым поразительным из новых открытий является то, насколько на самом деле Веста похожа на планету Веста. За свою 4,5-миллиардную историю астероид сильно пострадал от других, более мелких астероидов, в результате чего образовалось множество обломков, известных как Вестоиды, некоторые из которых упали на Землю в виде метеоритов. Образцы, которые, как считается, происходят из Весты, всегда интриговали геологов из-за их необычно низкого содержания железа. Это предполагало не то, что железо Весты отсутствовало, а то, что оно было изолировано в ее ядре на ранней, расплавленной стадии, во многом таким же образом, как Земля и другие более крупные миры становились многослойными по мере их формирования и охлаждения. Анализ орбиты Dawn вокруг Весты подтверждает, что это действительно так: гравитация и плотность астероида указывают на ядро ​​размером около 68 миль. (110 км) в поперечнике, или 19% от его общего диаметра.

(ФОТО: Земля из космоса)

«Веста похожа на маленькую планету», — говорит геофизик Кристофер Рассел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, главный исследователь миссии Dawn.

Как и на планете, на Весте когда-то были вулканы , хотя и не очень долго. Его подповерхностный магматический океан сделал бы вулканическую турбулентность неизбежной, но отсутствие каких-либо равнин или других гладких поверхностей сегодня предполагает, что лава перестала течь, и вулканический двигатель отключился едва ли через 100 миллионов лет в истории астероида.

«Самым большим сюрпризом для меня стало отсутствие каких-либо доказательств вулканических особенностей», — говорит вулканолог и ученый миссии «Рассвет» Дэвид Уильямс. «Поверхность Весты была настолько сильно изменена ударными кратерами, что любые свидетельства ее ранней вулканической активности были уничтожены».

Но во многих отношениях это делает Весту более интересной с точки зрения топографии, с утесами, холмами, хребтами, впадинами и массивной горой, более чем вдвое превышающей высоту горы Эверест, возвышающейся в ее бассейне Реасильвия. Размер этого бассейна составляет около 500 миль. (310) км в поперечнике и впервые был замечен космическим телескопом Хаббл. Реасильвия находится внутри еще более крупного бассейна Венении, и теперь спектрометрический анализ показывает, что этот более крупный желоб был выброшен примерно два миллиарда лет назад, а Реасильвия образовалась в результате второго удара примерно миллиард лет спустя.

(БОЛЬШЕ: Неторопливый круиз по солнечной системе «Хороший корабль»)

«Увидеть два [удара] было настоящим открытием, а узнать их возраст еще лучше», — говорит Рассел.

Возможно, самым удивительным для ученых Рассвета была врожденная красота самой Весты. Микроскопические сечения метеоритов Вестана уже показали, что они имеют внутреннюю часть, похожую на драгоценный камень, но это верно для большинства геологических образцов, если вы посмотрите на них достаточно внимательно. Пейзаж Весты, однако, оказался по-своему красив, даже если он окрашен в палитру серых, белых и черных цветов.

«Мы знали, что поверхность Весты имеет некоторые различия в цвете, — говорит Рассел, — но мы не ожидали того разнообразия, которое мы видим, или ясности цветов и текстур, или их четких границ».

Это показатель того, насколько успешной была миссия Рассвета, что главные исследователи могут позволить себе ощутить трепет от простой эстетики Весты. Они получат еще два месяца затянувшихся взглядов, прежде чем Dawn запустит свой ионный двигатель и отправится на Цереру, до которой он доберется в феврале 2015 года и будет изучать ее в течение пяти месяцев.