Содержание
Как работает турбореактивный двигатель
Введение
Приветствую, ХАБРчане. Пришла мне в голову идея создать турбореактивный мотоцикл. И, естественно, пришлось собирать техническую информацию и во всём разбираться. Но простого объяснения принципа работы такого двигателя я не нашёл. Везде рассказывается сложным техническим языком, зачастую понятным только инженеру. И я решил попробовать рассказать по-простому так, чтобы понял и инженер, и ребёнок.
Физический принцип
Чтобы объяснить, на каком принципе работает турбореактивный двигатель, рассмотрим следующий пример.
Давайте представим, что мы взяли обычный домашний вентилятор. Включив его в розетку, мы увидим, что электрический двигатель будет раскручивать крыльчатку вентилятора и она начнёт создавать тот самый поток воздуха, который мы так любим в сильную жару. А теперь давайте поставим второй вентилятор напротив первого.
Тогда поток ветра с первого вентилятора будет вращать крыльчатку второго (не подключённого к сети) вентилятора, и если на второй вентилятор вместо двигателя мы установим электрогенератор, то он, разумеется, будет вырабатывать электричество. Получится как бы ветряной генератор. И тут сама собой напрашивается идея соединить эти два вентилятора проводами, то есть запитать первый вентилятор от генератора. Получится так называемая замкнутая система. Генератор вырабатывает электричество для двигателя, а двигатель вырабатывает ветер для генератора.
Замкнутая система
Получается, как бы вечный двигатель. Но сразу спешу огорчить, что вечного двигателя на самом деле не получится, так как и у крыльчаток, и у двигателя, и у генератора есть какой‑то свой коэффициент полезного действия (КПД). И, к сожалению, он почти всегда меньше единицы, ибо в этой замкнутой системе много потерь. В итоге эта связь двух вентиляторов будет иметь затухающий характер. Но люди придумали следующее: они расположили между этими двумя вентиляторами огонь.
Поскольку при сжигании керосина происходит расширение газов примерно в 27 раз, к тому же эти выхлопные газы будут изрядно разогреты, а значит дополнительно увеличены в объёме, то на второй вентилятор будет приходить намного больше энергии, чем тратит первый вентилятор.
И в таком случае мы действительно можем соединить оба вентилятора проводом, и эта система будет работать. Тогда наш генератор (вентилятор № 2) будет вырабатывать электричество с избытком, даже больше, чем потребуется для вращения первого вентилятора. И тут возникает вопрос: а зачем нам вообще нужен генератор, двигатель, провода, когда можно просто взять две крыльчатки и просто закрепить их на один общий вал, тем самым избавиться от преобразования в электричество и исключить тяжёлые дорогие агрегаты? В такой схеме механизм упрощён до максимума, а его эффективность будет даже выше, так как исключены лишние преобразования энергии в электричество и обратно.
Вот на таком простом принципе и работают все турбореактивные двигатели.
Турбокомпрессор
Первый вентилятор (нагнетающий воздух) называется турбокомпрессором и порой состоит из десятка последовательно расположенных крыльчаток для создания необходимого давления. А второй вентилятор называется силовой турбиной. Силовой, потому что она и вращает этот самый турбокомпрессор. В итоге эта система вращающихся крыльчаток раскручивается до огромных скоростей: 100 и даже 200 тысяч оборотов в минуту в зависимости от размеров турбины. В результате этого выходящие потоки воздуха и выхлопных газов двигаются с такой скоростью, что формируют реактивную струю такой силы, что этого достаточно, чтобы толкать самолёт.
Применение
Применение этой турбинной системы не ограничивается одними только самолётами. С вала турбины можно отбирать механическую энергию (турбовальная схема) и вращать генератор, который будет питать целый город. Поэтому такая технология ГТУ (газотурбинная установка) широко используется на электростанциях, а также различных перекачивающих нагнетающих компрессорах и даже на некоторых танках.
Из плюсов подобных силовых установок можно отметить большую мощность при малых размерах и весе, поэтому подобные реактивные двигатели так полюбились в авиации. Но есть у них и минусы: большой расход топлива (относительно ДВС) и огромная стоимость. Так что вряд ли вы когда-то увидите реактивный трактор или автобус.
Заключение
На мой взгляд, турбореактивный двигатель (ТРД) лучше всего подойдёт для создания будущего реактивного мотоцикла. И, кстати, работа по конструированию такого двигателя уже началась. Как и в предыдущих моих проектах, мне интересно поделиться процессом создания этого реактивного ЧУДОвища. Поэтому, будет сделана серия коротких видео, где я всё подробно рассказываю, показываю и объясняю с применением самодельных объясняющих анимаций.
Первый выпуск, в котором описывается принцип работы реактивного двигателя, можно посмотреть здесь:
Турбореактивный мотоцикл. 1 серия
Автор: Лёха Романтик
ЦИАМ
ЦИАМ
|
|
ТРД
ТРД
| ||||||||||||||||||
|
Турбореактивные двигатели
Турбореактивные двигатели
Турбореактивные двигатели
Реактивные двигатели используются для приведения в движение коммерческих авиалайнеров и военных самолетов. Самый простой вариант авиационных реактивных двигателей — турбореактивный. Турбореактивные двигатели использовались на первом реактивном самолете, немецком Messerschmidt Me 262, использовавшемся во время Второй мировой войны.
Мессершмидт Ме 262.
Снято ВВС США.
Турбореактивные двигатели
, как правило, неэффективны, за исключением высоких скоростей, поэтому в современных самолетах вместо них используются турбовентиляторные двигатели. Поскольку основная работа турбореактивного двигателя проще, мы начнем обсуждение реактивных двигателей с турбореактивных двигателей.
Основные компоненты турбореактивного двигателя показаны на анимации ниже. В турбореактивном двигателе энергия добавляется в воздух компрессором и горелками. Компрессор увеличивает давление воздуха аналогично тому, как кальмары сжимают воду своими мощными мышцами, прежде чем выбросить ее из воронки, чтобы создать струю. Горелки повышают температуру воздуха. В результате получается высокотемпературный воздух под высоким давлением, который содержит много тепловой энергии. Часть этой энергии извлекается турбиной для работы компрессора. Остальная часть преобразуется в кинетическую энергию, поскольку сопло ускоряет ее до высокой скорости для создания тяги. Используйте стрелки в интерактивной анимации ниже, чтобы просмотреть описания различных компонентов и получить более подробную информацию об их работе.
Хотя и пропеллеры, и турбореактивные двигатели включают в себя вращающиеся компоненты и ускоряют жидкость для создания движения, их внутреннее действие совершенно различно. Во-первых, в то время как пропеллер добавляет энергии жидкости, ускоряя ее лопастями пропеллера, турбореактивный двигатель добавляет энергию, сжимая ее до высокого давления с помощью компрессора. Компрессор представляет собой серию вращающихся и стационарных лопастей. Вращающиеся лопасти ускоряют воздух (как пропеллер), а неподвижные лопасти снова замедляют его, что преобразует кинетическую энергию воздуха в давление. Во-вторых, почти вся энергия топлива, используемая двигателем, приводящим в движение воздушный винт, используется для вращения винта, но только часть энергии топлива, используемой в турбореактивном двигателе, используется турбиной для привода компрессора. В-третьих, воздушный винт разгоняет жидкость своими лопастями, но в ТРД ускорение жидкости осуществляется соплом, а не лопатками компрессора.
Тяга, развиваемая турбореактивным двигателем, может быть рассчитана из (см. описание тяги в разделе «Принципы»). Для турбореактивных двигателей возможно иметь p e ≠ p 0 , но это не оптимальное условие, и большинство конструкций пытаются его достичь. Как и в случае с пропеллерным двигателем, его можно увеличить, увеличив размер двигателя (диаметр) или увеличив скорость компрессора. Увеличение скорости компрессора требует большего количества топлива, чтобы турбина вращалась быстрее. Чистое ускорение воздуха в двигателе, V e — V 0 , можно увеличить за счет увеличения степени сжатия воздуха (степень сжатия компрессора) или температуры воздуха в горелках. Повышение температуры воздуха может быть достигнуто за счет сжигания большего количества топлива, но только до определенного предела. Если температура поднимется слишком сильно, лопатки турбины расплавятся! В некоторых конструкциях двигателей добавлен дополнительный контроль над V e — V 0 путем добавления сопла с изменяемой геометрией. Изменяемая геометрия позволяет оптимизировать ускорение жидкости через сопло для заданных настроек двигателя и условий полета. Такие особенности позволяют скорость выхода, V e , достигаемый реактивными двигателями, чтобы быть намного выше, чем у воздушного винта.
В некоторых реактивных двигателях добавлена дополнительная функция — форсажная камера. Форсажная камера впрыскивает топливо в поток сразу после турбины.
Дополнительное топливо сгорает, добавляя в воздух дополнительную тепловую энергию и увеличивая скорость выхода струи, V e . Обеспечиваемая дополнительная тяга дает дополнительный «пинок» за счет израсходованного топлива. Форсажные камеры распространены на военных самолетах в ситуациях, когда требуется внезапный прирост скорости.
Из-за большой скорости реактивной струи, которую можно достичь, турбореактивные двигатели создают большую тягу и могут использоваться для приведения самолетов в движение на высоких скоростях. Большая скорость реактивной струи также делает их неэффективными при низких скоростях самолета, в значительной степени потому, что большое V e — V 0 приводит к низкой тяговой эффективности. Эффективность движения турбореактивных двигателей увеличивается по мере увеличения скорости самолета, но самолет обычно должен быть сверхзвуковым, прежде чем эффективность движения турбореактивных двигателей приблизится к уровням, которые могут конкурировать с воздушными винтами.