Содержание
✔ Как проверить двигатель мультиметром – процедура прозванивания электродвигателя
Выход из строя электродвигателя — явление неприятное и неожиданное. Во многих случаях поломки происходят в результате перегрузок или после перепадов напряжения в сети. Но случается и так, что дефект прогрессирует медленно и двигатель перестает вращаться без видимых причин. Прозвонить электродвигатель мультиметром также понадобиться, если вы устанавливаете его вместо вышедшего из строя, но не уверены в работоспособности.
Подготовка к проверке
Как и подавляющее большинство работ в электрической сети, проверка проводится при отключенном напряжении. Лучше всего не просто выключить рубильник, или выключатель нагрузки, а полностью отсоединить провода. Затем откалибруйте мультиметр, то есть, при замкнутых щупах выставите стрелку на «О», или дождитесь появления «О» на дисплее. Осмотрите двигатель на предмет замокания, следов дыма, механических повреждений корпуса.
Прозвонка электродвигателя мультиметром
Большинство неисправностей электромотора, которые можно определить при помощи мультиметра, связаны с отсутствием контакта, или пробоем. Работоспособность двигателя зависит от качества изоляции, надежности контактов и правильной намотки. На первом этапе измерений проверяют целостность обмоток. У трехфазного мотора их три, каждая из которых соединена с двумя выводами. Разбив их попарно, проверяем мультиметром. Для этого:
- включаем прибор на измерение сопротивления;
- выставляем диапазон 200 Ом;
- поочередно проверяем обмотки.
Ожидаемые результаты — одинаковые показатели омметра, на одной из обмоток ноль, на обмотке бесконечность.
Если показатели одинаковые, то обмотки исправные и прозвон нужно продолжить. Различаться сопротивление у соседних обмоток может не более чем на 10%. Если показания нулевые, или мультиметр показывает бесконечность, то, соотвественно, обмотка закорочена, или оборвана. В обоих случаях двигатель нужно разбирать и ремонтировать.
Далее проверяем сопротивление между корпусом и обмотками. Если есть замыкание, то сопротивление равно несколько Ом. Если все в порядке — МОм. При пробое на корпус двигатель также нужно ремонтировать. Диапазон измерений выставляем на 20 Гом. При этом один щуп держим на корпусе, другой на выводе фазы.
Проверка борно
Если прозвонка не дает конкретных результатов, или они сомнительны, например, обрыв на двух обмотках, то нужно проверить клеммную коробку (борно). Для начала смотрим на провода, нет ли следов подгорания, затем проверяем болты, которые удерживают провода и выводы обмоток. Для многих механизмов и оборудования, работающих с вибрациями, такие поломки относятся к характерным. После приведения коробки в надлежащее состояние, прозванием обмотки на предмет обрыва или межвиткового замыкания.
Как определить межвитковое замыкание
По частоте поломок на межвитковое замыкание статора приходится до 40% поломок. Проверка обмоток электродвигателя проводится специальными приборами, но и при помощи мультиметра можно получить вполне конкретный результат. Для этого необходимо замерить сопротивление на каждой из обмоток и сравнить показания прибора. Если на одной из обмоток есть замыкание, то результат будет сильно отличаться в сторону снижения. Как и обрыв обмотки и замыкание на корпус, межвитковый пробой требует разборки мотора и ремонта в специализированной мастерской. Но большинство двигателей современной бытовой техники для ремонта не слишком пригодны, лучше купить новую запчасть.
Как проверить электродвигатель в домашних условиях при помощи мультиметра, сопротивление обмоток
Содержание
- 1 Классификация электродвигателей
- 2 Конструктивные особенности
- 3 Критерии выбора мультиметра
- 4 Проверка асинхронного трехфазного двигателя
- 5 Тестирование двухфазной модели
- 6 Коллекторная конструкция
- 7 Дополнительное оснащение
Конструкции многих механизмов и оборудования имеют электродвигатель. Эта неотъемлемая часть практически всей электротехники предназначена для преобразования электрической энергии в механическую. Сложность конструкции определяет то, что она может довольно часто выходить из строя.
Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.
Классификация электродвигателей
При проверке электродвигателя на исправность следует учитывать, что не все разновидности моторов могут проверяться подобным образом. Существуют самые различные варианты исполнения электродвигателей, большинство неполадок можно диагностировать при помощи мультиметра. При этом необязательно быть специалистом в этой сфере.
Современные электродвигатели можно разделить на несколько групп:
- Асинхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором. Эта модель пользуется большой популярностью, так как устройство простое и подвергается диагностике при применении обычного измерительного инструмента.
- Асинхронный конденсаторный, короткозамкнутый с одной или двумя фазами. Такой вариант исполнения устанавливается в бытовой технике, питаться устройство может от обычной сети 220 В. Сегодня подобный электродвигатель также получил широкое распространение, встречается практически в каждом доме. Проверка на неисправность в этом случае проводится при применении стандартного тестера. Однофазная модель обладает экономичностью и практичностью в применении.
- Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Прозвонок этого мотора проводится довольно часто, что связано с более мощным стартовым моментом. Устанавливается эта модель на различном производственном оборудовании и различной крупной технике. Примером назовем краны, подъемники или различные станки.
- Коллекторные, которые питаются от постоянного тока. Ревизия подобного прибора проводится довольно часто, используется в различных автомобилях для вентиляторов и насосов, дворников. Подобный электромотор может сгореть по различным причинам, своевременная проверка позволяет определить проблему.
- Коллекторный с переменным током. Ручной электрический инструмент получил весьма широкое распространение. Для передачи вращения устанавливается коллекторный мотор, проверить который можно при помощи мегаомметра.
Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, проводится его визуальный осмотр. Даже невооруженным взглядом можно определить сгоревшую обмотку или серьезные механические повреждения. Однако если визуально конструкция не имеет дефектов, то следует использовать специальный измерительный инструмент.
Конструктивные особенности
Устройство электродвигателей может существенно отличаться, но зачастую оно представлено сочетанием сходных элементов. Подвижный элемент принято называть ротором, неподвижный — стартером. Медная проволока может наматываться следующим образом:
- Катушка только на роторе.
- Катушка только на стартере.
- Обмотка на подвижной и неподвижной части.
Критерии выбора мультиметра
Для тестирования различного электрооборудования применяют мультиметры. В продаже можно встретить различные варианты исполнения этого измерительного прибора, все они имеют свои особенности. Основными критериями выбора назовем следующие моменты:
- Стрелочный или цифровой циферблат. Цифровой сегодня более востребован, так как обладает большим количеством различных функций и высокой точностью. Сегодня стрелочные модели практически не встречаются в продаже.
- Функциональные возможности. Чем больше функций, тем более широкая область применения устройства. За счет этого повышается стоимость измерительного прибора.
- Подсветка и кнопка удержания снятых показателей позволяют повысить комфорт применения мультиметра.
- Чем ниже погрешность в работе, тем точнее тестер. Большинство моделей имеют погрешность не более 3%.
- Если предусматривается профессиональное предоставление услуг, то следует уделить внимание модели с высокой степенью защиты от пыли или влаги. Чем выше степень защиты устройства, тем больше оно прослужит.
- Класс электробезопасности. Все измерительные приборы делятся на 4 класса, которые определяют область применения мультиметра.
Проверить основные показатели электрического двигателя можно при применении самого простого оборудования.
Проверка асинхронного трехфазного двигателя
Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели, которые рассчитаны на две или три фразы.
Трехфазный мотор обладает высокой производительностью. Существует две основные неполадки этой конструкции:
- Контакт возникает в неположенном месте.
- Контакт отсутствует.
Конструкция представлена тремя катушками, которые соединяются в форме звезды или треугольника. Чтобы сделать проверку правильно, следует учитывать, что работоспособность мотора определяется несколькими факторами:
- Качество изоляции.
- Надежность всех контактов.
- Правильность намотки.
Сопротивление определяется следующим образом:
- Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра. При отсутствии этого инструмента можно использовать тестер, выставляется максимальный омический показатель. В случае применения тестера не следует рассчитывать на то, что показатель будет точным.
- Стоит учитывать, что перед использованием измерительного прибора следует отключить электрический двигатель от сети. В противном случае он сгорит.
- Перед применением измерительного прибора следует произвести калибровку прибора. Для этого нужно поставить стрелку на ноль при замкнутом положении щупов.
- Один щуп прикладывается к корпусу. Это делается для того, чтобы проверить наличие контакта. После этого проверяется показатель, для чего второй щуп также должен касаться корпуса. При нормальном показателе проводится проверка каждой фазы поочередно.
После проверки качества изоляции следует убедиться в том, что все три обмотки целые. Для этого можно их прозвонить. При обнаружении обрыва ее следует исправить, после чего дальше проводить проверку.
youtube.com/embed/mofVLWNQvZ0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>
Тестирование двухфазной модели
Статор и многие другие конструктивные элементы двухфазного электрического двигателя имеют свои отличительные признаки, которые и определяют особенности проверки.
К особенностям проверки двухфазного электрического двигателя отнесем следующие моменты:
- В этом случае обязательно проверяется сопротивление на корпусе. Слишком низкий показатель указывает на то, что нужно выполнить перемотку статора.
- Для получения более точных показателей рекомендуется использовать мегомметр, однако подобный измерительный инструмент встречается дома крайне редко.
Перед тестированием электрического двигателя следует провести визуальный осмотр. Механические повреждения могут привести к серьезным проблемам с работой.
Коллекторная конструкция
Коллекторные модели также получили весьма широкое распространение. Их конструктивные особенности существенно отличаются, если сравнить с асинхронными моделями. Проверка работоспособности при применении мультиметра проводится следующим образом:
- Тестер устанавливается на определение Ом. Проверка начинается с замера сопротивления на коллекторных ламелях. Стоит учитывать, что в норме полученные данные не должны существенно различаться.
- Далее измеряется показатель сопротивления, для чего один щуп прибора прикладывается к корпусу якоря, другой — к коллектору. Полученное значение сопротивления должно быть высоким, стремиться к бесконечности. Это указывает на то, что изоляция находится в хорошем состоянии.
- Следующий шаг предусматривает определение статора на целостность обмотки. Для этого один щуп прикладывается на корпус статора, а другой — к выводам. Чем выше показатель, тем лучше.
При применении мультиметра проверить межвитковое замыкание не получится. Для этого применяется специальный аппарат.
Дополнительное оснащение
Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:
- Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
- В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
- Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.
Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.
Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.
- Автор: admin
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-88’, blockId: ‘R-A-1479353-88’ })})
«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[281763] = «
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-86’, blockId: ‘R-A-1479353-86’ })})
«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[281761] = «
«+»ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_695142’]={‘i’:__lxGc__.b++};
«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[281757] = «
«+»ipt>
((__lxGc__=window. __lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};
«+»ipt>
«+»ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};
«+»ipt>
«+»ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};
«+»ipt>
«+»ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};
«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[281759] = «
«+»ipt>
(MRGtag = window.MRGtag || []).push({})
«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[281758] = «
window. yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-49’, blockId: ‘R-A-1479353-49’ })})
«+»ipt>»;
cachedBlocksArray[281762] = «
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-29’, blockId: ‘R-A-1479353-29’ })})
«+»ipt>»;
Как пользоваться мультиметром в автомобиле
Когда дело доходит до устранения неполадок в автомобиле, проблемы с электрикой часто оказываются самыми сложными для решения. Когда механическая часть вашего автомобиля не работает должным образом, не всегда есть прямая и очевидная причина. Чтобы определить проблему с электричеством, вам нужно использовать мультиметр, чтобы увидеть, присутствует ли напряжение и непрерывность в проводке вашего автомобиля. Мы объясним, как именно использовать мультиметр в автомобиле, в оставшейся части этой статьи!
Как пользоваться мультиметром для чайников
Если вы никогда раньше не слышали о мультиметре, это инструмент, который может измерять напряжение, сопротивление и силу тока. Часто это цифровые портативные устройства прямоугольной формы, которые работают путем подключения щупов к проводам, которые вы хотите проверить. Когда электрический компонент вашего автомобиля не работает, это обычно означает, что неисправный провод вызывает обрыв или короткое замыкание.
Выявление проблем с электрикой
Как найти короткое замыкание в автомобиле с помощью мультиметра?
Мультиметры могут помочь вам точно определить, какой провод не работает, так как вы заметите отсутствие напряжения на неисправном проводе. Поиск короткого замыкания является довольно утомительным процессом и потребует от вас измерения непрерывности, чтобы определить, где происходит короткое замыкание.
В зависимости от того, какую единицу измерения вы хотите измерить, вам нужно будет установить диапазон и параметры мультиметра. Если вы собираетесь проверять силу тока, убедитесь, что вы всегда используете порт с плавким предохранителем для своих пробников. В противном случае вы можете использовать незащищенные порты. При взгляде на ваши датчики (или отведения) черный — отрицательный, а красный — положительный. Независимо от того, что вы планируете тестировать, перед началом обязательно включите стояночный тормоз!
Как проверить напряжение мультиметром?
Если вы проверяете напряжение в автомобиле, вам следует использовать напряжение постоянного тока. 20 В — это правильное значение, если вы собираетесь проверить аккумулятор. Настройте циферблат на нужный диапазон/настройку и подключите датчики к любому компоненту, для которого вы хотите получить показания.
Вам также могут быть интересны: Как читать электрические схемы автомобиля для начинающих
Как проверить фару или лампочку мультиметром?
Чтобы проверить проводку вашей фары, вам действительно нужно найти провод заземления. От разъема, который крепится к вашей фаре, идет от двух до четырех проводов. С двумя или тремя проводами только один из них является проводом заземления, тогда как четырехпроводные разъемы будут иметь два провода заземления. Любой провод, подключенный к шасси, является проводом заземления. Чтобы проверить это, вам нужно настроить мультиметр на сопротивление. Вы можете поместить один из ваших щупов на провод заземления, а другой — на отрицательную клемму автомобильного аккумулятора. Если вы не читаете непрерывность, у вас проблема с заземляющим проводом, а это означает, что его нужно заменить.
Как проверить провод массы автомобиля мультиметром?
Для проверки заземляющих проводов сначала необходимо измерить сопротивление. Проверьте проводку, чтобы убедиться, что ваши показания составляют пять Ом или меньше. Если оно превышает пять Ом, вам необходимо дополнительно проверить провод. Переключите мультиметр на напряжение постоянного тока и включите любой электрический компонент, с которым у вас возникли проблемы. Еще раз проверьте проводку, чтобы убедиться, что показания не превышают 0,05 В. Если это так, вам нужно использовать другое место для заземления аксессуара или использовать соединительный ремешок.
Как проверить мультиметром, не перегорел ли предохранитель?
Выявить неисправность предохранителя очень просто с помощью мультиметра. Установите мультиметр на минимальное значение сопротивления и поместите щупы по обе стороны от крышек предохранителей. Предохранители не имеют полярности, поэтому используемые вами щупы не имеют значения. Если у вас очень низкое значение сопротивления, предохранитель работает отлично. Если значение сопротивления не изменилось после подключения щупов, предохранитель перегорел.
Вы также можете проверить предохранитель с помощью контрольной лампы. Включите ключ и коснитесь обеих сторон предохранителя кончиком контрольной лампы. Если он загорается, то предохранитель исправен. Если это не так, предохранитель необходимо заменить.
Как использовать мультиметр на автомобильном аккумуляторе
Если у вас возникли трудности с запуском автомобиля, одной из наиболее распространенных причин является слабый аккумулятор. Это то, что вы можете быстро проверить с помощью мультиметра, который также даст вам точное представление о том, сколько на самом деле осталось заряда батареи. Сначала проверьте автомобильный аккумулятор — это отличный способ исключить вероятного виновника многих проблем с электричеством.
При тестировании автомобильного аккумулятора вы будете проверять напряжение. Следовательно, вам нужно сначала научиться использовать вольтметр на автомобиле. Начните с установки мультиметра на 20 В постоянного тока. Вы можете подключить щупы к обеим клеммам батареи, сопоставив каждый цвет с клеммой того же цвета. Если вы можете попросить кого-нибудь включить фары, сделайте это сейчас, чтобы вы могли лучше понять, с чем на самом деле может справиться автомобиль. Вы будете делать это с выключенной машиной.
В большинстве случаев у вас будет показание где-то между 11,8 В и 12,6 В. Чем выше значение напряжения, которое вы видите, тем больше заряда осталось в аккумуляторе. Показание 12,5 В указывает на то, что батарея почти полностью заряжена, а значение 11,9 В указывает на то, что батарею необходимо будет заменить в ближайшее время.
Подробнее:
Как использовать мультиметр на автомобильном генераторе
Еще одна причина, по которой ваш автомобиль не заводится, — неисправный генератор. В отличие от вашего автомобильного аккумулятора, вы не можете напрямую подключить датчики к этой части. Вместо этого вы еще раз проверите автомобильный аккумулятор. Генератор отвечает за подзарядку аккумулятора во время вождения, поэтому, проверяя, как аккумулятор реагирует на различные электрические нагрузки, вы можете определить, не является ли проблема в вашем генераторе.
Чтобы проверить генератор, снова установите мультиметр на 20 В постоянного тока. Прежде чем открывать капот, убедитесь, что автомобиль выключен. Подсоедините соответствующие щупы к соответствующим клеммам на аккумуляторе (минус к минусу, плюс к плюсу). Проверьте чтение, чтобы увидеть, с чего вы начинаете. Надеюсь, вы начинаете как минимум с чтения 12,4.
Теперь вам нужно завести машину. Еще раз проверьте показания батареи. Если вы видите показание менее 14 вольт, то, скорее всего, причиной проблемы является ваш генератор. Если показания выше 14 вольт, включите все электрические аксессуары, какие только сможете придумать.
Такие вещи, как стереосистема, все огни, обогреватель и подогрев сидений — все это хорошие варианты. Вы захотите еще раз прочитать показания мультиметра и посмотреть, насколько упало напряжение. Если у вас показания выше 13 вольт, то проблема не в генераторе. Тем не менее, показание ниже 13 вольт означает, что генератор может работать, и его необходимо заменить.
Использование мультиметра на собственном автомобиле
Ни для кого не секрет, что выявление и решение проблем с электрикой может быть сущим кошмаром. Некоторые автомобили имеют более мили проводки (если вы все распутали и растянули), а это означает, что есть много потенциальной проводки, которая может выйти из строя. Чтобы точно определить, какая часть не работает, потребуется много усилий, но оно того стоит, когда вы, наконец, решите проблему.
Если вы хотите проверить электропроводку своего автомобиля, вам необходимо научиться пользоваться мультиметром, а также руководство по ремонту OEM для вашего автомобиля. Чтобы облегчить себе жизнь, вы даже можете найти инструкцию по использованию мультиметра в автомобильном справочнике в формате pdf, которая проведет вас через весь процесс. При этом вы можете следовать пошаговым инструкциям, иллюстрирующим, какой компонент вы должны тестировать и где размещать свои датчики! С мультиметром и инструкцией в формате pdf вы сможете решить любые проблемы с электричеством в собственном гараже!
Как проверить двигатель мультиметром
Электродвигатель – основная составляющая любого современного бытового электрооборудования, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, используемый в хозяйстве. При выходе из строя какого-либо устройства в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, исправен ли мотор, его необходимо проверить. Для этого необязательно нести прибор в мастерскую, достаточно иметь обычный тестер. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.
Содержание
- Какие двигатели можно проверить мультиметром?
- Ремонт асинхронных двигателей
- Трехфазный двигатель
- Двухфазный электродвигатель
- Проверка коллекторных двигателей
- Особенности проверки электродвигателей с дополнительными элементами
Какие двигатели можно проверить мультиметром?
Существуют различные модификации электродвигателей, и список их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство проблем можно диагностировать с помощью обычного мультиметра, даже если вы не специалист в этой области.
Современные электродвигатели делятся на несколько типов, которые перечислены ниже:
- Асинхронный трехфазный ротор с короткозамкнутым ротором. Этот тип электропривода является наиболее популярным благодаря простому устройству, позволяющему легко диагностировать.
- Конденсатор асинхронный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой электростанцией обычно оснащают бытовые приборы, работающие от обычной сети 220В, которая наиболее распространена в современных домах.
- Асинхронный, с фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный пусковой момент, чем короткозамкнутые двигатели, в связи с чем его используют в качестве привода в устройствах большой мощности (подъемники, краны, электростанции).
- Коллектор постоянного тока. Эти двигатели широко используются в автомобилях, где они служат приводом вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и стеклоочистителей.
- Коллектор переменного тока. Этими двигателями оснащаются ручные электроинструменты.
Первым шагом в любой диагностике является визуальный осмотр. Даже если невооруженным глазом видны сгоревшие обмотки или отломанные части двигателя, понятно, что дальнейший осмотр бессмысленен, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но часто осмотра недостаточно для выявления проблем, и тогда необходима более тщательная проверка.
Ремонт асинхронных двигателей
Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и три фазы. Процедура их диагностики не совсем одинаковая, поэтому следует остановиться на этом подробнее.
Трехфазный двигатель
Различают два вида неисправностей электроагрегатов вне зависимости от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.
Трехфазный двигатель переменного тока имеет три катушки, которые можно соединить треугольником или звездой. Есть три фактора, которые определяют производительность этой силовой установки:
- Правильность намотки.
- Качество изоляции.
- Надежность контактов.
Замыкание на корпус обычно проверяют с помощью мегомметра, но если его нет, можно обойтись и обычным тестером, установив на нем максимальное значение сопротивления — мегаом. О высокой точности измерений в этом случае говорить не приходится, но получить приблизительные данные можно.
Перед измерением сопротивления убедитесь, что двигатель не подключен к сети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем необходимо произвести калибровку, установив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Необходимо проверять исправность тестера и правильность настроек кратковременным касанием одного щупа к другому, каждый раз перед измерением значения сопротивления.
Поместите один щуп на корпус двигателя и убедитесь в наличии контакта. После этого снимите показания прибора, коснувшись вторым щупом двигателя. Если данные в пределах нормы, подключите второй щуп к выходу каждой фазы по очереди. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.
Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:
Затем нужно убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, идущие в клеммную коробку двигателя. При обнаружении любого обрыва обмотки диагностику следует прекратить до устранения неисправности.
Следующим пунктом проверки является определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если обмотки внешне выглядят нормально, то факт короткого замыкания можно установить по неравному потреблению электрического тока.
Двухфазный электродвигатель b
Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от описанной выше процедуры. При проверке двигателя, оснащенного двумя катушками и питающегося от обычной электрической сети, его обмотки необходимо прозвонить омметром. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50 % меньше, чем у пусковой обмотки.
Необходимо измерить сопротивление корпуса — в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Индикатор низкого сопротивления указывает на необходимость перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить мегаомметром, но в домашних условиях это редко возможно.
Проверка коллекторных двигателей
Разобравшись с диагностикой асинхронных двигателей, перейдем к вопросу, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если блок питания коллекторного типа, и в чем особенности таких проверок.
Для правильной проверки работоспособности этих двигателей с помощью мультиметра необходимо действовать в следующем порядке:
- Включите омметр и измерьте сопротивление ламелей коллектора попарно. В норме эти данные не должны отличаться.
- Измерьте показатель сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким и стремиться к бесконечности.
- Проверьте статор на целостность обмотки.
- Измерьте сопротивление, приложив один щуп к корпусу статора, а другой к клеммам. Чем выше полученное число, тем лучше.
Проверить электродвигатель мультиметром на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, которым проверяют якорь.
Подробная проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:
Особенности проверки электродвигателей с дополнительными элементами
Электростанции часто комплектуются дополнительными элементами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенные детали, встроенные в двигатель:
- Плавкие предохранители. Они настроены на работу при определенной температуре во избежание возгорания и разрушения изоляционного материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или крепится к корпусу электродвигателя стальной скобой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно с помощью мультиметра или простой индикаторной отвертки определить, к каким разъемным ножкам идет защитная цепь. Если термопредохранитель исправен, то при измерении он должен показывать короткое замыкание.
- Термопредохранители с успехом могут быть заменены термовыключателями, которые либо нормально разомкнуты, либо замкнуты (второй тип встречается чаще). Маркировка элемента наносится на его корпус. Реле для различных типов двигателей подбирается в соответствии с техническими параметрами, с которыми можно ознакомиться, прочитав эксплуатационную документацию или найдя необходимую информацию в Интернете.
- Трехконтактные датчики частоты вращения двигателя. Обычно ими оснащаются моторы стиральных машин. В основе принципа работы этих элементов лежит изменение разности потенциалов в пластине, через которую проходит слабый ток. Питание подается через две концевые клеммы, которые имеют небольшое сопротивление и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий штифт проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не измеряйте подачу питания на датчик при работающем двигателе. Блок питания лучше вообще убрать и подавать ток отдельно на датчик. Вращайте ось, чтобы генерировать импульсы на выходе датчика. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, вам придется установить его во время проверки, предварительно сняв датчик.
Обычного мультиметра достаточно для диагностики большинства проблем, которые могут возникнуть в электродвигателях. Если установить причину неисправности этим прибором не удается, проверка проводится с помощью высокоточных и дорогостоящих приборов, доступных только специалистам.
В этом материале собрана вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе из строя любого электрооборудования самое главное – прозвонить обмотку двигателя, чтобы исключить его неисправность, так как силовая установка имеет самую высокую стоимость по сравнению с другими элементами.