Содержание

Глушко Валентин Петрович





Глушко Валентин Петрович

1908-1989

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ


Валентин Петрович Глушко


Глушко Валентин Петрович

(20. 8/2.09.1908-10.01.1989),
русский физик, основоположник отечественного
жидкостного ракетного двигателестроения, один
из пионеров ракетной техники. В 1921 начал
интересоваться вопросами космонавтики, с 1923
переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924
публиковал научно-популярные и научные работы по
космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском
университете (1925-1929) работал в Газодинамической
лаборатории (ГДЛ). Основные работы посвящены
теоретическим и экспериментальным
исследованиям по важнейшим вопросам создания и
развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Конструктор первого в мире электротермического
ракетного двигателя (ЭРД) (1929-33) и первых
отечественных ЖРД (1930-31).


+ + +

Глушко Валентин Петрович [р. 20.8 (2.9). 1908, г. Одесса],
советский учёный в области физико-техн. проблем энергетики, один из пионеров
ракетной техники, основоположник отечеств, ракет, двигателестроения, академик
(1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Чл. КПСС с 1956. С
1921 увлекался вопросами космонавтики. С 1923 переписывался с К. Э. Циолковским.
В 1924 начал публиковать научно-популярные и науч. труды по космонавтике. После
окончания Ленингр. ун-та в 1929 возглавил созданное по его предложению отделение
по разработке электротермич. и жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в
газодинамической лаборатории. Впоследствии на основе этого отделения было
создано опытно-конструкторское бюро, бессменным руководителем которого является
Г. Основные его работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям
по вопросам создания и развития жидкост. ракет, двигателей. Г.— конструктор
первого в мире электротермического ракетного двигателя (1929—33) и первых
отечеств. ЖРД (1930—31). В 30-е гг. создал многочисл. опытные образцы ЖРД (от
ОРМ-1 до ОРМ-102) и ракет с ЖРД, предложил и исследовал различ. компоненты
ракет, топлива, в т. ч. самовоспламеняющегося, раз работал агрегаты для подачи
топлива в ЖРД (поршневой, турбонасосный), профилированное сопло и керамическую
теплоизоляцию камеры сгорания, карданную подвеску ЖРД для управления полётом
ракеты. Ещё более плодотворной была конструкторская деятельность Г. в
последующие годы. Разработанные под его руководством ракет, двигатели были
установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949—76.
Лауреат Ленинской пр. (1957) и Гос. пр. СССР (1967). Деп. Верх. Совета СССР
7—9-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции,
Трудового Красного Знамени, медалями.

Использованы материалы Советской
военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.


«Иногда проявлял непонятное упрямство»


«В мой кабинет вошли два офицера: в полковнике я сразу узнал Валентина
Петровича Глушко, а другой коротко представился: «Подполковник Лист». Оба
одеты не в гимнастерки, галифе и сапоги, а в добротные кители и хорошо
отглаженные брюки.

Глушко чуть улыбнулся и сказал: «Ну, мы с вами, кажется, уже
встречались». Значит, запомнил встречу в Химках. Вошел Николай Пилюгин, и я
представил его как главного инженера института. Предложил рассаживаться и
выпить чаю или «чего-нибудь покрепче». Но Глушко не стал садиться, извинился
и сказал, что сначала просит срочной автомобильной помощи:

— Мы едем из Нордхаузена, машина очень плохо тянула и сильно дымила. В
салоне мы задыхались от дыма. У вас, говорят, есть хорошие специалисты в «репаратуре».

Николай Пилюгин подошел к окну и заявил:

— Да она и сейчас дымит. Вы мотор-то выключили?

Неожиданно спокойным тихим голосом заговорил Лист, который снял фуражку,
обнаружив копну совершенно седых волос, и демонстративно опустился в кресло.

— Не надо беспокоиться. Это догорают тормозные колодки ручного тормоза.
Мы едем из Нордхаузена с затянутым ручным тормозом.

Мы с Пилюгиным были ошарашены.

— Так почему вы его не отпустили?

— Видите ли, Валентин Петрович поставил мне условие: если он за рулем, я
не смею ему ничего подсказывать.

Позднее мы узнали, что Григорий Николаевич Лист до ареста в 1938 году
работал заместителем главного конструктора автозавода имени И. В. Сталина —
ЗИСа. По внешности, манере говорить и держаться это был типичный интеллигент
старого поколения. Но тем не менее в автомобилях разбирался до тонкостей и
прекрасно управлял ими. Из Берлина до Нордхаузена он вел машину. А в
Нордхаузене Глушко потребовал управление передать ему. И вот результат.

Мы с Пилюгиным не знали, то ли хохотать, то ли сочувствовать. Но у
виновника происшествия — Глушко на лице не отразилось никакого негодования 
или удивления. Он тоже спокойно опустился в кресло, извлек чистейший платок
и отер лоб. Я позвонил в нашу «репаратуру» и, объяснив в чем дело, попросил
быстро заменить у «олимпии» ручной тормоз. Так прошло первое свидание с
Глушко в институте RABE в Германии.

Этот инцидент очень характерен и для Глушко, который иногда проявлял
непонятное упрямство, если ставил себе какую-то цель, и не терпел подсказок,
и для Листа, который работал в казанской «шарашке» под началом Глушко и
теперь мечтал от него вырваться, но Глушко оставался его начальником и не
отпускал».


Б.Е. Черток. Ракеты и люди. От самолетов до ракет. М., «РТСофт»,
2006. сс. 313-314.



Сочинения:


Избранные труды (1929 —1945 гг.).— В кн.: Пионеры ракетной
техники. Т. 2. М., 1972. Библиогр.: с. 759—761, 763—778;


Ракетная техника., Сборник статей. Вып. 2—6. М.— Л., 1937;


Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1973.

Литература:


Романов А. П. Ракетам покоряется пространство. М., 1976.


 

 


 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

5 двигателей украинского инженера Глушко

Валентин Петрович Глушко – выдающийся украинский конструктор в сфере ракетной техники. Лично им и членами его конструкторского бюро разработано немало ракетных двигателей. Из них мы отобрали пять величайших.

Конструктор Валентин Глушко. Источник: focus.ua

Валентин Глушко

Выдающийся украинский инженер Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября 1908 года в Одессе. Его отец был крестьянином, который смог получить высшее образование. Глушко еще в школьные годы заинтересовался темой космических путешествий и уже в 16 лет стал публиковать статьи о них.

Но известным всему миру Глушко стал благодаря ракетным двигателям. Одни из них так и остались только на уровне проектов, благодаря другим стали возможны первые космические полеты, а некоторые до сих пор не имеют аналогов. Далее — рассказ о пяти величайших творениях украинского инженера.

Электротермический ракетный двигатель

Свой первый проект двигателя Валентин Глушко разработал в 21 год, будучи студентом университета. Это был электротермический ракетный двигатель. Солнечный свет должен был превращаться в электрический ток высокой частоты, подаваемый в камеру сгорания. Туда же попадало и рабочее тело, в качестве которого могла использоваться жидкая ртуть или металлическая проволока.

Под действием электрического тока рабочее тело перегревалось и взрывалось, продукты взрыва утекали в космос. Глушко доказывал, что удельный импульс такого двигателя будет больше, чем у химических ракет. Проект так и не был реализован, но многие современные концепции электрических двигателей повторяют его.

Двигатель, выведший в космос Гагарина

Двигатель РД-108. Источник: Википедия

В 1940-1950-х годах Глушко создавал ракетные двигатели для советских баллистических ракет и космической программы. Самыми известными из них является РД-107 и созданный на его основе РД-108. Именно эти двигатели вывели на орбиту первый спутник и первого человека.

РД-107 и РД-108 — это двигатели, в которых в качестве топлива используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород. Создавались они для баллистической ракеты Р-7. Но когда на ее основе были созданы космические носители «Восток», «Восход», а затем и «Союз» — машины, созданные Глушком, так и остались главным элементом их конструкции.

Движение автоматических миссий и станций

Подавляющее большинство советских космических миссий обязан своим успехом украинцу Глушко. В начале 1960-х годов его конструкторское бюро разработало двигатель РД-253. Как и РД-107, в модифицированном виде этот двигатель используется россиянами до сих пор, несмотря на то, что он работает на чрезвычайно ядовитых несимметричном диметилгидразине и тетраоксиде азота.

Ракета «Протон». Источник: Википедия

РД-253 и их производные РД-275 и РД-276 используются на носителе «Протон», который россия уже много лет обещает заменить «Ангарой», но так окончательно и не смогла это сделать. Именно эти двигатели вывели на орбиту блоки советских космических станций «Салют» и «Мир», а также вывели на межпланетные траектории зонды серий «Луна», «Венера» ​​и «Марс».

Фторно-аммиачный двигатель

В середине 1970-х годов конструкторское бюро Валентина Глушко занималось разработкой двигателя РД-301. Его особенностью было использование в качестве топлива жидкого аммиака, а в качестве окислителя фтора. Несмотря на то, что их реакция дает огромное количество энергии, ни до, ни после Глушко использовать эту комбинацию в реальном двигателе никто не решался.

Причиной чрезвычайной сложности работы с этими компонентами. Если аммиак просто очень токсичное вещество, то фтор еще и активно реагирует почти с любым материалом. Поэтому двигатель, работающий на этой смеси, мог включаться только один раз. Тем не менее, РД-301 предлагался для использования на третьей ступени «Протона», так как это позволяло повысить его грузоподъемность в 1,5 раза.

Фтор-аммиачный двигатель РД-301. Источник: Википедия

Двигателем очень интересовались в связи с советской лунной программой. Он был воплощен в металле и прошел все испытания. Но когда руководство СССР отказалось от плана полетов на естественный спутник Земли интерес к опасному изобретению угас.

Самый мощный в мире ракетный двигатель

Именно под руководством Валентина Глушко был разработан самый мощный из ракетных двигателей, когда-либо созданных человеком. Речь идет о РД-170, сконструированном для ракеты-носителя «Энергия» в 1980-х годах.

Сверхтяжелая «Энергия», полностью разрабатываемая конструкторским бюро Глушко, имела стартовую массу 2400 тонн. Она стартовала всего дважды. В ходе первого старта носитель вывел на орбиту макет спутника с лазерной пушкой, а во время второго – космический корабль «Буран».

Ракета-носитель «Энергия »

РД-170 был керосиново-кислородным двигателем, тяга которого составляла 7,9 меганьютона. Для сравнения: мощность РД-275 составляет всего 1,8 МН, двигателя Raptor, установленного на Starship – 2,2 МН, а РД-180, используемого на ракетах Atlas – 4,1 МН.

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!

Присоединяйтесь: https://t. me/ustmagazine

Как НАСА вернуло к жизни чудовищный двигатель «лунной ракеты» F-1

Наука —

История молодых инженеров, которые воскресили двигатель почти вдвое старше себя.

Ли Хатчинсон

Rocketdyne возвращается

SLS НАСА, скорее всего, будет многоступенчатым транспортным средством с ускорителями, прикрепленными к его первой «основной» ступени, но НАСА проводит конкурс, чтобы определить, будут ли эти ускорители работать на твердом или жидком топливе. Соревнование Advanced Booster наконец-то вывело претендентов на жидкостное топливо в область, где на протяжении десятилетий доминировали твердотопливные ускорители, созданные компанией ATK.

Одной из компаний, выбранных для участия в конкурсе Advanced Booster, является Dynetics, компания со штатом 1300 сотрудников, штаб-квартира которой находится в Хантсвилле, недалеко от MSFC. Dynetics в основном выполняла работу для Министерства обороны, но за последние пять лет она расширилась до аэрокосмической отрасли. Это одна из трех компаний, находящихся на стадии разработки контракта, и у нее может быть секретное оружие: Dynetics сотрудничает с Pratt & Whitney Rocketdyne (PWR), и ее участие в конкурсе ракет-носителей будет обеспечиваться огромным LOX/RP. -1 под названием F-1B (основан на F-1 и его модернизированном, но никогда не летавшем варианте F-1A).

Испытания газогенератора F-1, к которым готовились Беттс, Кейс и Коутс, должны были состояться в очень подходящее время: их исследовательская работа над F-1 началась ближе к концу 2012 года, как раз в то время, когда Dynetics выбран в качестве участника контракта Advanced Booster. У Dynetics была абсолютно прекрасная возможность; Прямо по улице НАСА собиралось начать испытательный запуск газогенератора F-1, чего не делали десятилетиями.

Посредством сложного набора писем-соглашений MSFC разрешила инженерам Dynetics и PWR использовать возрожденный газогенератор и испытательные установки для двигателей. Инженерные усилия даже включали сотрудничество с инженерами Rocketdyne из Калифорнии и Хантсвилля, которые участвовали в первоначальном проектировании и тестировании F-1 и имели инженерный опыт и советы, чтобы внести свой вклад в работу. MSFC провела 11 огневых испытаний газогенератора продолжительностью от 5 до 30 секунд каждое в присутствии и помощи представителей Dynetics и PWR.

После того, как Dynetics и ее субподрядчик Pratt & Whitney Rocketdyne разработали соглашения и документы, компании нужно было провести собственную серию испытаний газогенератора F-1, чтобы собрать дополнительные данные помимо тех, что были собраны Беттсом, Кейсом и Коутсом. Это потребовало второй серии испытательных запусков газогенераторов во второй половине февраля, поэтому Арс отправился в Хантсвилл, чтобы посмотреть.

Наблюдая за тестом

Утром 20 февраля я сидел на металлических трибунах под железно-серым небом Хантсвилля, с термометром, показывающим 33ºF — немного прохладнее, чем привык терпеть этот техасский мальчик, тем более, что ветер не переставал дуть. Выгода заключалась в том, что зона наблюдения находилась недалеко от испытательного стенда газогенератора. Через поляну в ряду вечнозеленых растений и кустарников, отделенную от нас грунтовой дорожкой, я увидел сам испытательный стенд: груду металла и труб, как в джунглях, вокруг суетился персонал, чтобы внести последние коррективы.

Увеличить / Вид с трибун, глядя на испытательный стенд газогенератора.

Ли Хатчинсон

Испытательный пуск газогенератора, свидетелем которого я был, был не первым и не последним, но он все же привлек огромное количество людей — государственных служащих, членов семьи и немалое количество сотрудников Dynetics/PWR. Пока часы приближались к стрельбе, мы собрались на расшатанных трибунах, и гул разговоров постепенно стих; Я сосредоточился на том, чтобы держать камеру неподвижно и стараться не касаться открытого металла тяжелого (и замерзающего) телеобъектива.

Рекламное объявление

Увеличить / Газогенератор двигателя F-6049, установленный на испытательном стенде перед стрельбой (все еще видно, как монтирует оборудование испытательный персонал). Сам газогенератор толком не виден — он установлен за красной пластиной натяжителя тяги.

Ли Хатчинсон

Когда раздался взрыв, он был громким, но не подавляющим. Мы были достаточно близко, так что между вспышкой и звуком прошло не больше четверти секунды, и я почувствовал, как на меня накатывает тепло выхлопных газов горящего керосина. Газогенератор говорил с глухим рокотом, увенчанный 9 ракетами.0037 треск-треск-треск — звук, который я всегда считал просто обрывом микрофона при прослушивании записей запусков ракет. Общий шум был впечатляющим — возможно, таким же громким, как громкий рок-концерт, — но мы были достаточно далеко, чтобы не нуждаться в средствах защиты органов слуха. Газогенератор произвел длинный горизонтальный столб пламени, который оставался устойчивым на протяжении всего испытания. Это было впечатляюще, но это было еще на больше, чем на впечатляющих, когда я напомнил себе, что в настоящем F-1 весь этот огонь, шум и дым использовались просто для приведения в действие механизмов, которые подавали топливо в двигатель для 9.0037 настоящий фейерверк .

Увеличить / Зажигание газогенератора. Из сопла виден темный, богатый топливом выхлоп, которому требуется некоторое время, чтобы полностью сгореть. Это характерно для выхлопов газогенераторов.

Ли Хатчинсон

Примерно через пятнадцать секунд выхлоп дрогнул и погас, а над испытательной площадкой поднялись огромные облака. Разбрызгиватели обрызгивали стенд на протяжении всего испытания, и вода из этих разбрызгивателей теперь с шумом превращалась в пар. Собравшаяся толпа аплодировала, приглушенные хлопки раздавались из рук, которые в основном были одеты в перчатки или рукавицы для защиты от холода.

Видео одного из вторых запусков газогенераторов, снятое 23 января (это намного короче, чем тестовые запуски, на которых мы присутствовали) — предоставлено НАСА

Видео одного из вторых запусков газогенераторов, снятое 23 января (это намного короче, чем тестовые запуски, на которых мы присутствовали) — предоставлено НАСА

Второе видео одного из вторых запусков газогенераторов, снятое 23 января (это намного короче тестовых запусков, на которых мы присутствовали) — предоставлено NASA

Второе видео одного из вторых запусков газогенераторов, снятое 23 января (это намного короче тестовых запусков, на которых мы присутствовали) — предоставлено НАСА

3D-печать отправляется в космос

Сам усовершенствованный ускоритель Dynetics — предварительное кодовое название Pyrios , в честь одной из огненных лошадей, тянувших колесницу бога Аполлона, — олицетворяет конструкцию «большого немого ускорителя». Конструкция бустера будет максимально эффективной и минимальной, используя простые 3/4 дюйма (1,9 дюйма).см) алюминиевые сегменты ствола, сваренные трением с перемешиванием над топливными баками. Одним из преимуществ использования РП-1 в качестве топлива является то, что ему не нужна тяжелая теплозащита — он не будет выкипать при давлении и температуре на уровне моря, как это делает жидкий водород. (Концепция ракеты-носителя Pyrios, возможно, должна включать некоторую внешнюю тепловую защиту бака с жидким кислородом.)

Несмотря на то, что рабочие характеристики двигателя будут близки к его предшественнику, его производство будет осуществляться с помощью радикально отличающихся методов. Ребята из Dynetics поддержали Беттса, Кейса и Коутса, размышляя о конструкции F-1, делая многие из тех же замечаний о потрясающем количестве ручной работы в старой конструкции. Во имя доступности и эффективности в новой версии будут применены современные технологии производства.

Рекламное объявление

Каждый ускоритель Pyrios будет оснащен парой двигателей F-1B, созданных с использованием методов, которые больше напоминают 3D-печать, чем традиционное литье или фрезерование. Основная камера сгорания и, в частности, сопло будут значительно упрощены и укреплены; количество деталей для этих двух узлов вместе будет уменьшено с 5600 изготовленных элементов в оригинальном F-1 до всего 40.

Увеличить / Фотография сравнительной таблицы F-1/F-1B испытательные стрельбы, показывающие несколько ключевых различий между F-1 и F-1B.

Lee Hutchinson

Использование современных производственных процессов там, где это возможно, на самом деле снижает затраты — даже если новый метод производства дороже, снижение затрат за счет упрощения конструкции более чем склоняет чашу весов. В частности, Dynetics и PWR используют такие методы, как селективное лазерное плавление и горячее изостатическое прессование (HIP), чтобы «вырастить» целые сложные детали двигателя из металлических порошков. Команда Dynetics максимально сосредоточена на сокращении количества сварных швов и соединений и, следовательно, на сокращении сборки и производства.

(В этом сопутствующем материале у нас есть еще много информации о Dynetics и их ракете-носителе Pyrios на базе F-1B. )

Инженеры и их двигатели

Лаборатория MSFC, где все еще продолжались работы по разборке F-1. Мы остановились, чтобы посетить двигатель F-6049, установленный на тележке с явно отсутствующим газогенератором. Я ползал по ней, пока троица инженеров говорила о большой старой машине, с которой они так хорошо познакомились.

«Эти ребята придумали, — сказал Том Уильямс, указывая на Беттс и Кейса, — что LOX/RP выглядит как что-то, над чем нам нужно снова поумнеть, так как насчет того, чтобы разобрать один из них?» Два инженера стояли рядом с F-6049 вместе с Коутсом. «Эти ребята начали думать, как это сделать, и привлекли к этому специалистов по структурному освещению, но это была всего лишь небольшая группа инженеров, которым пришла в голову идея запачкать руки».

Увеличить / Команда, которая вернула F-1 к жизни. Слева направо: Р. Х. Коутс, Эрин Беттс, Ник Кейс и менеджер Том Уильямс. За ними двигатель F-6049. Его газогенератор обычно занимал пространство чуть выше и правее головы Беттса — обратите внимание на белое покрытие в том месте, где выхлоп газогенератора попадал в турбонасос.

Lee Hutchinson

Это инженерное искусство во всей красе. Разборка и пожары дали огромное количество данных, и команда Dynetics/PWR находится в процессе превращения этих данных в практичный, пригодный для использования двигатель. Позже в этом году планируется соединить газогенератор с его насосами и турбинами, воссоздав всю «силовую установку» F-1 (весь двигатель, кроме камеры сгорания). Затем силовой агрегат будет испытан в космическом центре НАСА Стеннис в Миссисипи. После этого до готового двигателя не так уж и далеко.

Конкурс Advanced Booster продлится как минимум еще два года, а окончательное решение ожидается в 2015 или 2016 году. Твердое топливо остается основным претендентом — возможно, лидером — но у ракеты-носителя Pyrios есть реальный шанс обойти своих конкурентов. .

Когда ракета НАСА SLS летит, ее вполне может увлечь в небо огненный конь Аполлона.

Хотите узнать больше о Dynetics и двигателе F-1B? Ознакомьтесь с нашей сопутствующей статьей: «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 млн фунтов». У нас также есть фотогалерея из 40 фотографий из нашего тура по Маршаллу прямо здесь.

Дальнейшее чтение:

  • Вудс, В. Дэвид. Как Аполлон летел на Луну, изд. 2011 г. ISBN 1441971785
  • О’Брайен, Фрэнк. Компьютер управления Apollo: архитектура и работа, 2010 г. ISBN 1441908765
  • Сиддики, Асиф А. Спутник и советский космический вызов, 2003 г. ISBN 081302627X
  • Сиддики, Асиф А. Советская космическая гонка с Аполлоном, 2003 г., ISBN 0813026288

Изображение листинга Ли Хатчинсон

Герман Оберт: немецкий отец ракетостроения