Содержание
кратко, расчёт, таблица, формула, для двигателя 380В с короткозамкнутым ротором
Автор Акум Эксперт На чтение 11 мин Просмотров 91 Опубликовано Обновлено
Пусковой ток электродвигателя при его старте превышает номинальный в несколько раз. Причём кратность превышения может находиться в пределах от 4 до 7, а то и 9. Свойства переходных процессов при запуске двигателя, расчёты, как снизить напряжение на обмотках электродвигателей разного типа — эти вопросы рассмотрены в статье.
Содержание
- Определение
- Откуда берётся и от чего зависит
- На что влияет и чем опасен
- Как узнать
- Как рассчитать, если известны характеристики двигателя и кратность
- Чем и как измерить
- Если нет характеристик и нечем измерить
- Как снизить
- Переключение схемы соединения обмоток
- Использование двигателей с фазным ротором
- Плавный пуск ДПТ и АД
Максимальное значение тока, потребляемого электродвигателем в момент его запуска при раскручивании до номинальной скорости вращения, называется пусковым. При этом величина его превышения при запуске по отношению к номинальному его значению — кратность пускового тока.
Требования пусковых характеристик для 3-фазных электродвигателей изложены в ГОСТ IEC 60034-12-2021.
Электродвигатель состоит из большого числа обмоток, соединённых для каждой фазы сетевого напряжения последовательно. Но даже такое подключение обмоток имеет относительно низкое сопротивление для малой частоты – 50Гц, которая используется в потребительской или промышленной сети. Вот почему при пуске асинхронного двигателя возникает большой пусковой ток.
По мере разгона двигателя сердечник его ротора входит в насыщение магнитным полем. В результате возрастает электродвижущая сила (ЭДС) самоиндукции. Индукционное сопротивление обмоток увеличивается, что приводит к падению тока через них.
Высокий пусковой ток, превышающий в несколько раз номинальное значение, а тем более фактический во время нагруженной работы двигателя, делает малоэффективной защищённость двигателя автоматическими выключателями только с электрической защитой. Он может повредить кабель, если сечение токопроводящих жил рассчитано лишь на номинальный ток электромотора.
Лучший способ обезопасить электродвигатель на случай его перегрузки — использовать тепловые реле. Некоторые из них ведут контроль тока двух фаз. Так как при перегрузке даже одной фазной линии или пропадании напряжения на ней ток увеличится на остальных. Это приведёт к нагреву добавочного сопротивления теплового устройства защиты, которое посредством увеличения температуры выше установленного (подстраиваемого) значения задействует систему управляющей цепи пуска электродвигателя.
У автоматических выключателей кроме тока срабатывания имеется время-токовая характеристика. Это показатель, определяющий время задержки до срабатывания защитного устройства в зависимости от величины протекающего тока по отношению к номинальному его значению. Кривая тока запуска двигателя изображена на рисунке.
Форма пускового тока
Пусковой ток двигателя указывается в документации (в паспорте) к электродвигателям или к оборудованию, в составе которого они используются. Его можно измерить или рассчитать с приблизительным округлением. На корпусе электродвигателя имеется табличка с указанием только номинального тока, мощности и числа оборотов. Значение пускового тока и его кратность не указывают.
При эксплуатации рабочий ток электродвигателя не должен долго превышать номинальный.
Как рассчитать, если известны характеристики двигателя и кратность
Расчет пускового тока электродвигателя можно сделать по формуле:
К = In/Iʜ, для расчёта In = К×Iʜ,
где К – это коэффициент, соответствующий кратности пускового тока, In – пусковой ток, Iʜ – номинальный.
Кратность пускового тока зависит от сопротивления обмоток, обусловленного количеством полюсов электродвигателя. Для каждого полюса используется пара обмоток. Их количество можно посчитать на самом двигателе (число секций) или определить по числу оборотов двигателя. Зависимость числа пар от скорости двигателя представлена в таблице.
Чаще всего производители указывают скорость вращения меньше, учитывая реальные обороты двигателя. Например, 950 об/мин соответствует округлённому значению 1 000 об/мин.
Чем больше пар обмоток электродвигателя, тем выше их сопротивление, соответственно, ниже пусковой ток.
Вычислить его точное значение по формулам нельзя, однако найти можно по каталогу модели производителя на онлайн-сервисах.
Чем и как измерить
Наиболее простой и удобный способ измерения пускового тока — с помощью клещей с функцией inrush. У некоторых измерительных приборов кнопка HOLD фиксирует показания в момент её нажатия, но измерения с помощью такого метода могут быть ошибочными.
Сила тока в момент запуска ещё измеряется с помощью трансформатора тока, во вторичную цепь которого подключен амперметр или осциллограф.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
При использовании трансформаторов тока вторичная цепь должна быть нагружена. Иначе возникает высоковольтное напряжение, способное нанести электрический удар через ненадлежащую изоляцию или повредить либо вывести из строя полупроводниковые компоненты измерительной аппаратуры.
Если нет характеристик и нечем измерить
Обычно мощность, номинальный ток и скорость оборотов указывают в табличке на самом агрегате. Но если она отсутствует или надпись прочитать не удаётся, то грубо определить мощность можно по диаметру вала. Для этого прилагается таблица.
Рассчитать пусковой ток по мощности сложно, так как он зависит от многих факторов:
- количество полюсов;
- число витков в секции;
- диаметр провода;
- длина провода в 1 витке и даже марка стали сердечников статора и др.
Зато зная примерную мощность, удастся грубо определить номинальный ток для пробного включения по формуле: I=P/U, где I— ток, P — мощность, U — напряжение (в нашем случае 380В). Коэффициент кратности для распространённых моделей двигателей марки АИР мощностью от 120 ватт до 315 киловатт можно взять из таблицы ниже.
Двигатель | кВт | Об/ мин | Ток при 380В | KПД % | Коэфф. мощн. | Iп/ Iн | Масса, кг | Двигатели устаревших марок | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чугун | Алюм. | ||||||||
АИР56А4 | 0,12 | 1310 | 0,44 | 57 | 0,72 | 4,4 | – | 5 | 4АА56А4 |
АИР56А2 | 0,18 | 2720 | 0,53 | 65 | 0,8 | 5,5 | – | 5 | 4АА56А2 |
АИР56В2 | 0,25 | 2720 | 0,69 | 68 | 0,81 | 5,5 | – | 5 | 4АА56В2 |
АИР56В4 | 0,18 | 1310 | 0,69 | 58 | 0,68 | 4,4 | – | 5 | 4АА56В4 |
AИP63A2 | 0,37 | 2755 | 1 | 69 | 0,81 | 6,1 | – | 7 | 4А(М)63А2 |
AИP63B2 | 0,55 | 2790 | 1,4 | 74 | 0,82 | 6,1 | – | 8 | 4А(М)63В2 |
AИP63A4 | 0,25 | 1340 | 0,79 | 65 | 0,74 | 5,2 | – | 7 | 4АА(М)63А4 |
AИP63B4 | 0,37 | 1340 | 1,12 | 67 | 0,75 | 5,2 | – | 7 | 4АА(М)63В4 |
AИP63A6 | 0,18 | 870 | 0,74 | 56 | 0,66 | 4 | – | 7 | 4АА(М)63А6 |
AИP63B6 | 0,25 | 870 | 0,95 | 59 | 0,68 | 4 | – | 8 | 4АА(М)63В6 |
AИP71A2 | 0,75 | 2840 | 1,77 | 75 | 0,83 | 6,1 | – | 11 | 4А(М)71А2 |
AИP71B2 | 1,1 | 2840 | 2,61 | 76,2 | 0,84 | 6,9 | – | 11 | 4А(М)71В2 |
AИP71A4 | 0,55 | 1390 | 1,57 | 71 | 0,75 | 5,2 | – | 10 | 4А(М)71А4 |
AИP71B4 | 0,75 | 1390 | 2,05 | 73 | 0,76 | 6 | – | 11 | 4А(М)71В4 |
AИP71A6 | 0,37 | 880 | 1,3 | 62 | 0,7 | 4,7 | – | 10 | 4А(М)71А6 |
AИP71B6 | 0,55 | 880 | 1,8 | 65 | 0,72 | 4,7 | – | 11 | 4А(М)71В6 |
AИP71В8 | 0,25 | 645 | 1,1 | 54 | 0,61 | 3,3 | – | 9 | 4А(М)71В8 |
AИP80A2 | 1,5 | 2850 | 3,46 | 78,5 | 0,84 | 7 | 22 | 14 | 4А(М)80А2 |
AИP80B2 | 2,2 | 2855 | 4,85 | 81 | 0,85 | 7 | 24 | 16 | 4А(М)80В2 |
AИP80A4 | 1,1 | 1390 | 2,85 | 76,2 | 0,77 | 6 | 19 | 13 | 4А(М)80А4 |
AИP80B4 | 1,5 | 1400 | 3,72 | 78,5 | 0,78 | 6 | 24 | 15 | 4А(М)80В4 |
AИP80A6 | 0,75 | 905 | 2,29 | 69 | 0,72 | 5,3 | 18 | 13 | 4А(М)80А6 |
AИP80B6 | 1,1 | 905 | 3,18 | 72 | 0,73 | 5,5 | 22 | 17 | 4А(М)80В6 |
AИP80A8 | 0,37 | 675 | 1,49 | 62 | 0,61 | 4 | 21 | 13 | 4А80А8 |
AИP80B8 | 0,55 | 680 | 2,17 | 63 | 0,61 | 4 | 18 | 16 | 4А80В8 |
AИP90L2 | 3 | 2860 | 6,34 | 82,6 | 0,87 | 7,5 | 32 | 22 | 4А(М)90L2 |
AИP90L4 | 2,2 | 1410 | 5,09 | 80 | 0,81 | 7 | 29 | 22 | 4А(М)90L4 |
AИP90L6 | 1,5 | 920 | 4 | 76 | 0,75 | 5,5 | 28 | 21 | 4А(М)90L6 |
AИP90LA8 | 0,75 | 680 | 2,43 | 70 | 0,67 | 4 | 28 | 21 | 4А(М)90LA8 |
AИP90LB8 | 1,1 | 680 | 3,36 | 72 | 0,69 | 5 | 29 | 23 | 4А(М)90LB8 |
AИP100S2 | 4 | 2880 | 8,2 | 84,2 | 0,88 | 7,5 | 38 | 30 | 4А(М)100S2 |
AИP100L2 | 5,5 | 2900 | 11,1 | 85,7 | 0,88 | 7,5 | 42 | 35 | 4А(М)100L2 |
AИP100S4 | 3 | 1410 | 6,78 | 82,6 | 0,82 | 7 | 39 | 32 | 4А(М)100S4 |
AИP100L4 | 4 | 1435 | 8,8 | 84,2 | 0,82 | 7 | 41 | 33 | 4А(М)100L4 |
AИP100L6 | 2,2 | 935 | 5,6 | 79 | 0,76 | 6,5 | 38 | 34 | 4А(М)100L6 |
AИP100L8 | 1,5 | 690 | 4,4 | 74 | 0,7 | 5 | 40 | 28 | 4А(М)100L8 |
AИP112M2 | 7,5 | 2895 | 14,9 | 87 | 0,88 | 7,5 | 53 | 41 | 4А(М)112М2 |
AИP112M4 | 5,5 | 1440 | 11,7 | 85,7 | 0,83 | 7 | 59 | 46 | 4А(М)112М4 |
AИP112MA6 | 3 | 960 | 7,4 | 81 | 0,76 | 6,5 | 50 | 44 | 4А(М)112МА6 |
AИP112MB6 | 4 | 960 | 9,75 | 82 | 0,76 | 6,5 | 53 | 49 | 4А(М)112МВ6 |
AИP112MA8 | 2,2 | 710 | 6 | 79 | 0,71 | 6 | 48 | 42 | 4А(М)112МА8 |
AИP112MB8 | 3 | 710 | 7,8 | 80 | 0,73 | 6 | 52 | 49 | 4А(М)112МВ8 |
AИP132M2 | 11 | 2900 | 21,2 | 88,4 | 0,89 | 7,5 | 90 | 77 | 4А(М)132М2 |
AИP132S4 | 7,5 | 1450 | 15,6 | 87 | 0,84 | 7 | 79 | 71 | 4А(М)132S4 |
AИP132M4 | 11 | 1460 | 22,5 | 88,4 | 0,84 | 7 | 90 | 83 | 4А(М)132М4 |
AИP132S6 | 5,5 | 960 | 12,9 | 84 | 0,77 | 6,5 | 84 | 70 | 4АМ132S6 |
AИP132M6 | 7,5 | 970 | 17,2 | 86 | 0,77 | 6,5 | 92 | 81 | 4АМ132М6 |
AИP132S8 | 4 | 720 | 10,3 | 81 | 0,73 | 6 | 84 | 70 | 4АМ132S8 |
AИP132M8 | 5,5 | 720 | 13,6 | 83 | 0,74 | 6 | 90 | 81 | 4АМ132М8 |
AИP160S2 | 15 | 2930 | 28,6 | 89,4 | 0,89 | 7,5 | 132 | 101 | 4АМ160S2 |
AИP160M2 | 18,5 | 2930 | 34,7 | 90 | 0,9 | 7,5 | 141 | 104 | 4АМ160М2 |
AИP160S4 | 15 | 1460 | 30 | 89,4 | 0,85 | 7,5 | 147 | 105 | 4АМ160S4 |
AИP160M4 | 18,5 | 1470 | 36,3 | 90 | 0,86 | 7,5 | 167 | 119 | 4АМ160М4 |
AИP160S6 | 11 | 970 | 24,5 | 87,5 | 0,78 | 6,5 | 142 | 105 | 4АМ160S6 |
AИP160M6 | 15 | 970 | 31,6 | 89 | 0,81 | 7 | 152 | 119 | 4АМ160М6 |
AИP160S8 | 7,6 | 720 | 17,8 | 85,5 | 0,75 | 6 | 137 | 108 | 4АМ160S8 |
AИP160M8 | 11 | 730 | 25,5 | 87,5 | 0,75 | 6,5 | 179 | 124 | 4АМ160М8 |
AИP180S2 | 22 | 2940 | 41 | 90,5 | 0,9 | 7,5 | 191 | 150 | 4АМ180S2 |
AИP180M2 | 30 | 2950 | 55,4 | 91,4 | 0,9 | 7,5 | 199 | 165 | 4АМ180М2 |
AИP180S4 | 22 | 1470 | 43,2 | 90,5 | 0,86 | 7,5 | 195 | 155 | 4АМ180S4 |
AИP180M4 | 30 | 1470 | 57,6 | 91,4 | 0,86 | 7,2 | 220 | 175 | 4АМ180М4 |
AИP180M6 | 18,5 | 980 | 38,6 | 90 | 0,81 | 7 | 197 | 170 | 4АМ180М6 |
AИP180M8 | 15 | 730 | 34,1 | 88 | 0,76 | 6,6 | 218 | 170 | 4АМ180М8 |
AИP200M2 | 37 | 2950 | 67,9 | 92 | 0,9 | 7,5 | 265 | – | 4АМ200М2 |
AИP200L2 | 45 | 2960 | 82,1 | 92,5 | 0,9 | 7,5 | 265 | – | 4А200L2 |
AИP200M4 | 37 | 1475 | 70,2 | 92 | 0,87 | 7,2 | 276 | – | 4А200М4 |
AИP200L4 | 45 | 1475 | 84,9 | 92,5 | 0,87 | 7,2 | 294 | – | 4А200L4 |
AИP200M6 | 22 | 980 | 44,7 | 90 | 0,83 | 7 | 265 | – | 4А200М6 |
AИP200L6 | 30 | 980 | 59,3 | 91,5 | 0,84 | 7 | 291 | – | 4А200L6 |
AИP200M8 | 18,5 | 730 | 41,1 | 90 | 0,76 | 6,6 | 260 | – | 4А200М8 |
AИP200L8 | 22 | 730 | 48,9 | 90,5 | 0,78 | 6,6 | 270 | – | 4А200L8 |
AИP225M2 | 55 | 2970 | 100 | 93 | 0,9 | 7,5 | 351 | – | 4А225М2 |
AИP225M4 | 55 | 1480 | 103 | 93 | 0,87 | 7,2 | 364 | – | 4А225М4 |
AИP225M6 | 37 | 980 | 71 | 92 | 0,86 | 7 | 334 | – | 4А225М6 |
AИP225M8 | 30 | 735 | 63 | 91 | 0,79 | 6,5 | 363 | – | 4А225М8 |
AИP250S2 | 75 | 2975 | 135 | 93,6 | 0,9 | 7 | 507 | – | 4А250S2 |
AИP250M2 | 90 | 2975 | 160 | 93,9 | 0,91 | 7,1 | 537 | – | 4АМ250М2 |
AИP250S4 | 75 | 1480 | 138,3 | 93,6 | 0,88 | 6,8 | 497 | – | 4АМ250S4 |
AИP250M4 | 90 | 1480 | 165 | 93,9 | 0,88 | 6,8 | 568 | – | 4АМ250М4 |
AИP250S6 | 45 | 980 | 86 | 92,5 | 0,86 | 7 | 457 | – | 4АМ250S6 |
AИP250М6 | 55 | 980 | 104 | 92,8 | 0,86 | 7 | 487 | – | 4АМ250М6 |
AИP250S8 | 37 | 740 | 78 | 91,5 | 0,79 | 6,6 | 512 | – | 4АМ250S8 |
AИP250M8 | 45 | 740 | 94 | 92 | 0,79 | 6,6 | 512 | – | 4АМ250М8 |
AИP280S2 | 110 | 2975 | 195 | 94 | 0,91 | 7,1 | 698 | – | 4АМ280S2 |
AИP280M2 | 132 | 2975 | 233 | 94,5 | 0,91 | 7,1 | 710 | – | 4АМ280М2 |
AИP280S4 | 110 | 1480 | 201 | 94,5 | 0,88 | 6,9 | 670 | – | 4АМ280S4 |
AИP280M4 | 132 | 1480 | 240 | 94,8 | 0,88 | 6,9 | 745 | – | 4АМ280М4 |
AИP280S6 | 75 | 985 | 142 | 93,5 | 0,86 | 6,7 | 647 | – | 4АМ280S6 |
AИP280M6 | 90 | 985 | 169 | 93,8 | 0,86 | 6,7 | 696 | – | 4АМ280М6 |
AИP280S8 | 55 | 740 | 111 | 92,8 | 0,81 | 6,6 | 680 | – | 4АМ280S8 |
AИP280M8 | 75 | 740 | 150 | 93,5 | 0,81 | 6,2 | 760 | – | 4АМ280М8 |
АИР315S2 | 160 | 2975 | 279 | 94,6 | 0,92 | 7,1 | 990 | – | 4АМ315S2 |
АИР315M2 | 200 | 2975 | 348 | 94,8 | 0,92 | 7,1 | 1280 | – | 4АМ315М2 |
АИР315S4 | 160 | 1480 | 288 | 94,9 | 0,89 | 6,9 | 1230 | – | 4АМ315S4 |
АИР315M4 | 200 | 1480 | 360 | 94,9 | 0,89 | 6,9 | 1330 | – | 4АМ315М4 |
АИР315S6 | 110 | 985 | 207 | 94 | 0,86 | 6,7 | 1030 | – | 4АМ315S6 |
АИР315М6 | 132 | 985 | 245 | 94,2 | 0,87 | 6,7 | 1218 | – | 4АМ315М6 |
АИР315S8 | 90 | 740 | 178 | 93,8 | 0,82 | 6,4 | 1130 | – | 4АМ315S8 |
АИР315M8 | 110 | 740 | 217 | 94 | 0,82 | 6,4 | 1170 | – | 4АМ315М8 |
АИР355S2 | 250 | 2980 | 433 | 95,2 | 0,92 | 7,1 | 1680 | – | 4АМ355S2 |
АИР355M2 | 315 | 2980 | 545 | 95,4 | 0,92 | 7,1 | 1896 | – | 4АМ355М2 |
АИР355S4 | 250 | 1490 | 443 | 95,2 | 0,9 | 6,9 | 1745 | – | 4АМ355S4 |
АИР355M4 | 315 | 1490 | 559 | 95,2 | 0,9 | 6,9 | 1957 | – | 4АМ355М4 |
АИР355S6 | 160 | 990 | 292 | 94,5 | 0,88 | 6,7 | 1580 | – | 4АМ355S6 |
АИР355MA6 | 200 | 990 | 365 | 94,5 | 0,88 | 6,7 | 2019 | – | 4А355М6 |
АИР355MB6 | 250 | 990 | 457 | 94,5 | 0,88 | 6,7 | 2019 | – | – |
АИР355S8 | 132 | 740 | 261 | 93,7 | 0,82 | 6,4 | 2019 | – | 4А355S8 |
АИР355M8 | 160 | 740 | 315 | 94,2 | 0,82 | 6,4 | 1880 | – | 4А355М8 |
АИР355MB8 | 200 | 740 | 387 | 94,5 | 0,83 | 6,4 | 2019 | – | – |
Если известна модель двигателя, то зная мощность и количество пар полюсов обмоток (число оборотов электродвигателя), можно на сайте производителя выяснить значения номиналов его пуска.
Самый эффективный метод снижения пускового тока при запуске электродвигателя — использование частотных преобразователей. Однако это оборудование может по стоимости превышать цену мотора, поэтому не всегда используется. Уменьшить ток при запуске удаётся применением специальных резисторов большой мощности, фиксированного номинала (для ступенчатой регулировки) или регулируемых. Дело в том, что динамическое сопротивление обмоток двигателя в момент пуска очень маленькое, и добавочные резисторы обуславливают ощутимое падение напряжения. При достижении оборотами рабочего значения сопротивления закорачиваются.
Есть и другие методы снижения тока электродвигателя при его запуске, например, с помощью электронных устройств. На видео рассмотрена простая схема ограничения тока двигателя при старте.
Переключение схемы соединения обмоток
Уменьшить пусковой ток асинхронного двигателя можно переключением схемы подключения обмоток ротора, питающихся от трёхфазного напряжения 380 В. Например, с помощью контактора, который коммутирует обмотки со звезды на треугольник. Применяется такой вариант запуска для двигателей мощностью свыше 30 кВт и скоростью вращения 3000 – 1500 об/мин. Иногда эта вынужденная мера, так как мощности питающей установки для запуска двигателя, подключенного по схеме треугольника, не хватает. А некоторые мощные двигатели можно начально запускать только по схеме звезды или с помощью специальных устройств (частотный преобразователь, устройство плавного пуска и др).
Схема, указанная на рисунке, предполагает в момент запуска включение двух контакторов — P1 и P3. Через несколько десятков секунд контактор P3 выключается. Сразу вместо него включается P2. Подробнее эта тема рассмотрена в видео.
Использование двигателей с фазным ротором
Специальная конструкция асинхронного двигателя с фазным ротором позволяет значительно снизить пусковой ток. Ротор этого мотора имеет обмотки, подключенные к специальным контактным кольцам. К ним подводятся щётки, соединённые электрически со схемой ступенчатых реостатов. В момент запуска сначала подключается максимальное сопротивление, затем ступенчато оно снижается. Когда электродвигатель набирает требуемые обороты, щётки закорачиваются, и он работает как двигатель с короткозамкнутым ротором.
Плавный пуск ДПТ и АД
Для управления скоростью и для плавного пуска двигателя постоянного тока используются устройства плавного пуска, регулирующие напряжение на нагрузке. Они плавно повышают напряжение с помощью ШИМ при пуске двигателя по мере его разгона. В продвинутых вариантах при этом отслеживаются обороты.
Распространены такие варианты плавного пуска ДПТ:
- с помощью пускового реостата;
- запуск с параллельным возбуждением;
- то же с последовательным;
- то же с независимым;
- путём изменения питающего напряжения.
В последнем варианте плавная регулировка осуществляется управляемым выпрямителем или генератором постоянного напряжения. В выпрямителях можно использовать метод ступенчатого переключения обмоток одно- или трёхфазного трансформатора напряжения, если он рассчитан для питания только одного ДПТ или нескольких работающих синхронно.
Включение двигателя с использованием реостата осуществляют при максмальном значении сопротивления, далее его снижают до минимума. Регулированием тока в цепи обмотки возбуждения с помощью переменного сопротивления также удаётся добиться плавного запуска ДПТ. Он зависит от схемы подключения обмотки возбуждения (параллельно, последовательно или независимо).
Плавный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором возможен с помощью реостата, как и с ДПТ или с устройствами плавного пуска. Только ограничительные резисторы включаются в каждую из фаз, подключаемых для питания обмоток АД.
Функцией плавного пуска можно оборудовать двигатель самому, если имеется прибор, например, модели ABB PSR или подобный ему, как рассказывается в следующем видео. Устройства плавного пуска, как правило, при разгоне двигателя меняют частоту и величину питающего напряжения.
Сейчас читают:
✔ Как определить мощность электродвигателя без бирки?
Ремонт техники и оборудования на электрическом приводе часто требует замены двигателя. Чтобы производительность и другие параметры производственной линии, или отдельного механизма не изменились, нужно выбирать аналогичный мотор, или, по крайней мере, с максимально приближенными характеристиками. Главные характеристики электродвигателя:
- мощность;
- номинальный ток;
- напряжение питания;
- схема подключения;
- обороты.
В большинстве случаев для того, чтобы определить параметры достаточно посмотреть на шильдик, закрепленный на корпусе двигателя. Но не всегда табличка присутствует, или читается. Многие электромоторы эксплуатируются в достаточно сложных условиях, надписи истираются, шильдик может быть деформирован, или закрашен.
Мощность и ток
Существует ряд способов, как определить рабочие характеристики электродвигателя без информации производителя. Но необходимо сразу оговориться, что некоторые параметры будут определены приблизительно. Причем, чем мощнее мотор, тем точнее будут показатели.
Мощность и частоту вращения определяют по габаритным размерам мотора. Большинство электродвигателей стандартизированы. Если замерить размеры корпуса и толщину вала, форму и размеры лап крепления, то по специальным таблицам легко найти марку двигателя, а, значит, и его характеристики. В случае отсутствия таблиц, можно сравнить возможности неизвестного мотора с образцом, параметры которого определены по шильдику. При одинаковых размерах, двигатель, у которого вал больше по диаметру, будет мощнее, а количество оборотов меньше.
Более точный способ определить мощность электродвигателя — замерить номинальный ток на обмотках при помощи токоизмерительных клещей. Для этого нужно знать величину нагрузки на валу. Обычно этот параметр находят в паспорте оборудования. При измерении необходимо обращать внимание на такой факт — сила тока должна быть одинакова на всех обмотках.
Мощность электродвигателя без бирки также можно вычислить, разделив ток на обмотках на 2 для моторов мощнее (предположительно) 1,5 кВт и на 2,2 для более мощных. Пользуясь замерами сопротивления обмоток на отключенном двигателе также несложно найти типовую мощность. Здесь тоже нужен справочник или таблица по двигателям. У моторов одинакового типа и мощности сопротивление обмоток равное (в некотором приближении).
Частота вращения
Как уже упоминалось, у тихоходных двигателей диаметр вала больше, чем у скоростных. Сравнивая результаты измерений валов двух двигателей, характеристики одного из которых известны, можно определить рабочие характеристики в довольно точном диапазоне. Но есть и более точный способ. Нужно посчитать количество пар полюсов статора и подставить в формулу N= 60F/P, где F – частота питающего тока. В классическом варианте — это 50 Гц, но при вычислении нужно уточнить этот параметр для конкретного участка цепи.
Для того чтобы узнать количество полюсов, нужно демонтировать крышку мотора. Делать это можно только при отключенном питании. Асинхронный двигатель может иметь одну, две, три и более пар полюсов. Для точного определения числа полюсов необходимо разбираться в особенностях намотки статора. Таким способом можно рассчитать количество оборотов с точностью до 10%, что вполне приемлемо для большинства промышленного оборудования.
Напряжение питания
Для определения, к какой сети подключать двигатель, необходимо вскрыть коробку борно. Если провода соединены звездой, значит мотор подключают к трехфазной сети питания, если треугольником — к 220 В через преобразователь частоты, или конденсатор, необходимые для запуска двигателя. На внутренней стороне крышки нанесено изображение схемы подключения и указано напряжение питания. Обычно надписи сохраняются при самых сложных условиях работы мотора.
Ток при полной нагрузке в амперах Однофазные двигатели переменного тока — Ссылки по электрическим характеристикам
Главная
›
Поддерживать
›
Ресурсы
›
Электрические ссылки
›
Электрические столы
›
Однофазные двигатели
HP | 115 В | 200В | 208В | 230 В |
---|---|---|---|---|
1 /6 | 4,4 | 2,5 | 2,4 | 2,2 |
1 /4 | 5,8 | 3,3 | 3,2 | 2,9 |
1 /3 | 7,2 | 4. 1 | 4 | 3,6 |
1 /2 | 9,8 | 5,6 | 5,4 | 4,9 |
3 /4 | 13,8 | 7,9 | 7,6 | 6,9 |
1 | 16 | 9,2 | 8,8 | 8 |
1 — 1 /2 | 20 | 11,5 | 11 | 10 |
2 | 24 | 13,8 | 13,2 | 12 |
3 | 34 | 19,6 | 18,7 | 17 |
5 | 56 | 32,2 | 30,8 | 28 |
7- 1 /2 | 80 | 46 | 44 | 40 |
10 | 100 | 57,5 | 55 | 50 |
Указанные напряжения являются номинальным напряжением двигателя. |
Формула электродвигателя
Главная
Новости нефти и газа
Новости бурения и разведки
Новости химии и нефтехимии
Фармацевтические новости
Новости энергетики
Ядерные новости
Новости горного дела
Возобновляемые новости
Водные новости
Новости подрядчика
Каталог услуг
Руководства для подрядчиков
Профили подрядчиков
Технический набор инструментов
Глоссарий
НОВОСТИ
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
подписаться
отписаться
Электродвигатели являются наиболее распространенными приводами насосов, вентиляторов и т. д. в нефтеперерабатывающей, нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Доступный источник питания определяет их характеристики, например. мощность, потребляемый ток и т. д. В следующей таблице представлена общая формула для характеристик двигателя в зависимости от источника питания.
НАЙТИ | ПРЯМОЕ ТОКОВОЕ | ОДНОФАЗНОЕ | ТРИ ФАЗА | |||||
POWER | В x I x EFF | В x I x EFF x PF | 1,732 x V x I x EFF x PF | |||||
лошади Power | V X I X EFF 746 | V X I X PF 746 | 1.7247 746 | 1.7247 746 | 1.7247 746 | 1.7247 746 | 1.7247 746 | 1.7247. |
ТЕКУЩАЯ | P В x EFF | P V x EFF x PF | P | |||||
Эффективность | 746 x HP V X I | 746 x HP V X I X PF | 7466. xp | 7466. xp | 7466.746 74667. | |||
МОЩНОСТЬ КОЭФФИЦИЕНТ | —— | Входная мощность, Вт В x I | Входная мощность, Вт 1,732 x В x I | |||||
ВАЛ СКОРОСТЬ | —— | —— | 120 x F №. столбов |
Where | ||
V= Voltage (volts) | I= Current (amps) | P= Power (watts) |
EFF= Efficiency | HP= Horsepower | F= Frequency ( Гц) |
PF= Коэффициент мощности. Измерение разности фаз во времени между напряжением и током в цепи переменного тока. Он представлен косинусом угла этой разности фаз. |