Содержание
LADA EVA – торжество советского автопрома в виде «восьмерки» с мотором на 300 л. с.
Советские легковые автомобили в стандартном исполнении не достигали заветной отметки мощности в 100 л. с. Это сейчас подобные цифры смотрятся смешно, а раньше даже желанная «Волга» ГАЗ-24 их не достигала.
Самые современные «Лады» из 80-х были быстрее всех, но и им 100 л. с. могли только сниться. Впрочем, в руках профессиональных спортсменов заводские ВАЗ-2108 превращались почти в болиды. По крайней мере, советским «рядовым» водителям они казались именно такими. Сотню «лошадок» из них часто и выжимали, иногда больше.
Но сегодня разговор пойдет про настоящий спорткар – это LADA EVA. Данный автомобиль внешне был похож на ВАЗ-2108, но развивал немыслимые для второй половины 80-х 300 л. с.
ВАЗ-2108? Только на первый взгляд. Фото: Youtube.com
А двигатель у него был вполне себе советский – от «шестерки». Конечно, после основательной доработки.
Круче именитых спорткаров
Советский Союз всегда славился обилием мастеровых людей, поэтому в LADA EVA можно заподозрить жуткий «самопал», собранный каким-нибудь «Кулибиным». Но нет, этот автомобиль собирался официально, на Вильнюсской фабрике транспортных средств. Было и такое предприятие в СССР. Потом его переименовали в Экспериментальный Вильнюсский автозавод, отсюда, кстати, и аббревиатура EVA в названии автомобиля, героя нашей сегодняшней статьи.
Так чем же выделялся советский суперкар на фоне конкурентов?
Вот их параметры, для сравнения:
✅ Porsche 911 Carrera CS выдавал 231 л. с.
✅ БМВ «пятерка» в кузове Е28 и в легендарном исполнении М5 была мощнее – 286 л. с.
✅ ГАЗ-24-24, «догонялка», про которую знали единицы, с V8 развивала 195 л. с.
И тут на их фоне турбированная «восьмерка» со своими 300 л. с. Подобные параметры для советского автолюбителя были чем-то из ряда фантастики.
Кто такой Стасис Брундза
Появление LADA EVA, да и Экспериментального Вильнюсского автозавода, связано с одним человеком. Если бы не Стасис Брундза, ничего бы этого не было. Легендарный советский автогонщик и коллекционер спортивных машин, он начал выступать в 16 на «горбатом» ЗАЗ-965.
«Монстр» на 300 л. с. покоряет трассу. Фото: Youtube.com
Потом было 10 лет, посвященных «Москвичам» и еще больше – «Жигулям» и «Ладам». Благодаря этому гонщику за границей узнавали о новых советских автомобилях, а их победы в ралли увеличивали продажи в разы.
Специально для Стасиса Брундзы и его команды в Вильнюсе сначала выделили цех для доработки серийных автомобилей. Полноценно завод начал функционировать с 1990 года, успев сделать всего лишь пару сотен спорткаров на базе ВАЗ-2108 и ВАЗ-2105 до развала СССР.
Большинство из них продали за рубеж еще в те времена. Но все LADA EVA, а их собрали 4 штуки, были выпущены до 1990 года.
Внешний вид советского суперкара
Как оказалось, не зря ВАЗ-2108 помогали дорабатывать специалисты немецкой фирмы Порше. У этой модели огромный спортивный потенциал, воплощенный в бюджетном классе. Именно поэтому «восьмерка» была выбрана в качестве базы для создания LADA EVA.
Заднемоторная компоновка. Фото: Youtube.com
Автомобиль основательно переработали, оставив от оригинала только две боковые двери, оптику и лобовое стекло. Все остальное Стасис Брундза и его команда разрабатывали самостоятельно, ориентируясь на новейшие тенденции автоспорта. Шасси переделали настолько, что LADA EVA стала заднеприводной.
На ВАЗ-2108 водрузили пространственный каркас безопасности. Перед и зад сделали из стеклопластика – эти части откидывались назад в лучших традициях жанра.
Все новые кузовные детали разрабатывались с помощью специалистов экспериментального завода спортивной авиации. Собранный прототип продували в аэродинамической трубе на автополигоне НАМИ.
Прототип дебютировал в 1987 году. Тогда об этом трубили все советские СМИ.
Особенности двигателя
Силовой агрегат LADA EVA расположили перед задней осью. Интересно, что этот мотор был создан на основе стандартного двигателя от ВАЗ-2106. «Шестерочный» силовой агрегат был выбран по двум причинам – он оказался самым мощным в линейке на то время и предназначался для заднего привода.
Тот самый легендарный двигатель. Фото: Youtube.com
По факту, от «родного» двигателя оставили блок цилиндров, да и тот расточили до объема почти в 1,9 литра. Все остальное – это тюнинг, прекрасно знакомый современным кастомайзерам, но для Советского Союза обычно недоступный. Повезло, что завод оказался в Вильнюсе – ЛССР традиционно пользовалась большими благами в связи с географическим расположением.
Для двигателя LADA EVA удалось достать запчасти от ведущих мировых производителей. Первым делом карбюратор заменили на впрыск топлива от Lucas. ВАЗовские поршни уступили место кованым деталям. Каждый цилиндр получил по 4 клапана, появились новые камеры сгорания и система смазки. Естественно, двигатель турбировали, иначе из него вряд ли удалось бы выжать такую мощность.
300 л. с. – это было далеко не предел. Конструкция силового агрегата предусматривали огромный запаса прочности.
Еще быстрее и бесславный финал
Испытания прототипа LADA EVA показали, что он имеет все шансы стать лидером соревнований в группе Б, для которых и создавался. Вдохновленная успехом команда гонщиков-инженеров с удвоенным рвение принялась за разработку улучшенной модели. Одновременно с этим собиралось еще несколько автомобилей на 300 л. с.
Стильный спорткар и до боли знакомая внешность. Фото: Youtube.com
Через год был готов проект LADA EVA S-PROTO. Этот автомобиль должен был получить полный привод, а из его двигателя планировали выжать уже 350 л. с. Вот только обстоятельства сложились неудачно – FIA запретило соревнования группы Б. Соответственно, смысл в дальнейших разработках был потерян.
Если бы к тому времени Советский Союз уже распался, возможно, что LADA EVA выпускали и продавали за рубеж. Но предприятие закрывать не стали, переведя его на условно гражданские спортивные модели, вроде LADA 2105 VFTS и 2108 Rally.
После развала СССР Экспериментальный Вильнюсский автозавод закрылся почти сразу же. Но Стасис Брундза не бросил любимое детище, сохранив два автомобиля LADA EVA в своем личном музее. Сейчас их можно увидеть в Вильнюсе.
След в истории
Гонщики-энтузиасты сумели доказать всему огромному Советскому Союзу, что при желании в стране могут создавать действительно выдающиеся автомобили. При этом не нужны какие-то фантастические финансовые вложения – достаточно группы увлеченных людей.
LADA EVA стала символом торжества советского автопрома для целого поколения водителей. У многих в гаражах висели плакаты с этим суперкаром. Да и подростки тоже восхищались машиной, которой удалось превзойти именитые зарубежные бренды.
Кстати, вторая волна советского тюнинга родилась именно с подачи Экспериментального Вильнюсского автозавода. В конце 80-х традиционная бахрома, «розочки» на набалдашнике КПП, копейки по периметру стекол и «меховые» рули у эстетов уже считались «колхозом».
Схема LADA EVA – может кто-то захочет повторить. Фото: Youtube.com
Зато спойлеры, расширители арок, «спортивные» бампера – это было круто. Их начали делать кооперативы, активно появляющиеся как раз в это время. Никакой аэродинамики автомобилям эти корявые изделия, часто изготовленные в подвалах, не придавали, зато как такие машины выделялись в потоке! Они собирали вокруг себя восторженные толпы детей и подростков.
Кстати, солнцезащитные пленки, которые клеили на верх лобового стекла – это из той же оперы.