Содержание
Реактивная микроавиация: Турбо-модели
Многие конструкторы авиадвигателей были уверены, что построить настоящий турбореактивный двигатель для авиамоделей невозможно даже теоретически. Тем не менее такие двигатели не только существуют, но и летают более десяти лет.
Александр Грек
Item 1 of 12
1 / 12
МиГ-29 – один из самых популярных самолетов среди «реактивных» авиамоделистов. Эта любовь объясняется превосходной аэродинамикой прототипа
Новейший сверхманевренный МиГ-29ОВТ застыл на взлетной полосе, слегка шевеля соплами двигателей с отклоняемым вектором тяги. Затем раздался свист турбин, и, присев, самолет начал стремительный разбег по взлетной полосе военного аэродрома. Взлет — и он свечой ушел в небо, после чего на глазах восхищенных зрителей начал крутить фигуры высшего пилотажа: кобру Пугачева, колокол, двойной кульбит и другие, названия которым даже еще не придуманы. Выполнив программу, истребитель зашел на посадку и плавно подкатил к лучшему шоу-пилоту Италии Себастьяно Сильвестре. Лишь тут стало видно, что МиГ хвостовым оперением едва достает пилоту до пояса.
Пионеры с огнетушителями
Запуск первых модельных турбореактивных двигателей, рассказывает нам пионер этой техники в России Виталий Робертус, напоминал небольшой подвиг. Для запуска была строго необходима команда из четырех человек. Они обступали модель самолета, первый — держа в руках водолазный баллон со сжатым воздухом, второй — баллон с бытовым газом, третий — огнетушитель побольше, а четвертый, с пультом управления, был собственно пилотом. Последовательность запуска была следующей. Сначала сжатым воздухом дули на крыльчатку компрессора, раскручивая его до 3000 оборотов в минуту. Потом подавали газ и поджигали его, пытаясь получить устойчивое горение в камерах сгорания. После этого надо было умудриться переключиться на подачу керосина. Вероятность благополучного исхода была крайне мала. Как правило, в половине случаев случался пожар, вовремя не срабатывал огнетушитель, и от турбореактивной модели оставались одни головешки. Бороться с этим на первоначальном этапе пытались простыми методами — увеличив команду запуска еще на одного человека с дополнительным огнетушителем. Как правило, после просмотра видеозаписей таких подвигов энтузиазм потенциальных турбореактивных моделистов быстро испарялся.
Отец модельного ТРД
Рождению модельных турбореактивных авиадвигателей, как, впрочем, и полноразмерных, мы обязаны германским инженерам. Отцом микротурбин принято считать Курта Шреклинга, создавшего простой, технологичный и дешевый в производстве двигатель еще лет двадцать назад. Примечательно, что он в деталях повторял первый немецкий турбореактивный двигатель HeS 3, созданный Пабстом фон Охайном в далеком 1939 году (см. статью на стр. 46). Одноконтурный центробежный компрессор, посаженный на один вал с одноконтурной же турбиной. Конструкция была сколь простой, столь и выдающейся. Шреклинг выбрал центробежный компрессор из-за простоты реализации и меньших требований по допускам — он обеспечивал вполне достаточное увеличение давления в 2,4−2,7 раза.
Крыльчатку компрессора Шреклинг делал из дерева (!), усиленного углеволокном. Самодельное колесо турбины было изготовлено из 2,5-миллиметровой жести. Настоящим инженерным откровением была камера сгорания с испарительной системой впрыска, где по змеевику длиной примерно в 1 м подавалось топливо. При длине всего в 260 мм и диаметре 110 мм двигатель весил 700 г и выдавал тягу в 30 Н! Это до сих пор самый тихий ТРД в мире, потому как скорость покидания газа в сопле двигателя составляла всего 200 м/с. Во все это верится с трудом — один человек в одиночку проделал путь, который на полстолетия раньше не могли осилить государства. Тем не менее двигатель Шреклинга был создан, на нем летали модели самолетов, и по лицензии производство наборов для самостоятельной сборки наладили несколько стран. Самым известным стал FD-3 австрийской фирмы Schneider-Sanchez.
Первыми полностью собранными серийными авиамодельными турбинами были JPX-Т240 французской фирмы Vibraye и японская J-450 Sophia Precision. Удовольствие было недешевым, одна «София» стоила в 1995 году $5800. И надо было обладать очень весомыми аргументами, чтобы доказать супруге, что турбина намного важнее, чем новая кухня, и что старое семейное авто вполне может протянуть еще пару лет, а вот с турбиной для самолетика ждать ну никак нельзя.
Почти космический корабль
Вторую революцию в мини-турбиностроении произвела немецкая компания JetCat. «Году в 2001-м в каком-то западном авиамодельном магазине мне в руки попался каталог Graupner, — вспоминает Виталий Робертус, — в нем я наткнулся на описание JetCat P-80 — турбины с автоматическим запуском. ‘Щелкните выключателем на передатчике, через 45 секунд турбина сама раскрутится, заведется и передаст управление на передатчик’, уверял каталог. В общем, не поверив, но набрав необходимые $2500, я вернулся в Россию счастливым обладателем первого в стране модельного турбореактивного двигателя. Был счастлив несказанно, будто купил собственный космический корабль! Но самое главное — каталог не врал! Турбина действительно запускалась единственной кнопкой».
Умная турбина
Главное ноу-хау немецкой компании — электронный блок управления турбиной, разработанный Херстом Ленерцем. Как же работает современная авиационная турбина?
JetCat добавила к уже стандартной турбине Шреклинга электрический стартер, датчик температуры, оптический датчик оборотов, насос-регулятор и электронные «мозги», которые заставили все это вместе работать. После подачи команды на запуск первым включается электрический стартер, который и раскручивает турбину до 5000 оборотов. Далее через шесть форсунок (тоненькие стальные трубочки диаметром 0,7 мм) в камеру сгорания начинает поступать газовая смесь (35% пропана и 65% бутана), которая поджигается обычной авиамодельной калильной свечой. После появления устойчивого фронта горения в форсунки одновременно с газом начинает подаваться керосин. По достижении 45 000−55 000 оборотов в минуту двигатель переходит только на керосин. Затем опускается на малые (холостые) обороты (33 000−35 000). На пульте загорается зеленая лампочка — это означает, что бортовая электроника передала управление турбиной на пульт радиоуправления. Все. Можно взлетать.
Последний писк микротурбинной моды — замена авиамодельной калильной свечи на специальное устройство, распыляющее керосин, который, в свою очередь, воспламеняет раскаленная спираль. Подобная схема позволяет и вовсе отказаться от газа при старте. У такого двигателя два недостатка: увеличение цены и потребления электроэнергии. Для сравнения: керосиновый старт потребляет 700−800 мАч аккумулятора, а газовый — 300−400 мАч. А на борту самолета, как правило, стоит литий-полимерный аккумулятор емкостью в 4300 мАч. Если использовать газовый старт, то перезаряжать его в течение дня полетов не потребуется. А вот в «керосиновом» случае придется.
Внутренности
Реактивные самолеты стоят особняком в мире авиамоделизма, федерация реактивной авиации даже не входит в FAI. Причин много: и сами пилоты помоложе, и «входной билет» подороже, и скорости повыше, и самолеты посложнее. Турбинные самолеты маленькими не бывают — 2−2,5 м в длину. Турбореактивные двигатели позволяют развивать скорость от 40 до 350 км/ч. Можно и быстрее, но тогда непонятно, как управлять. Обычная скорость пилотирования составляет 200−250 км/ч. Взлет осуществляется на скорости 70−80 км/ч, посадка — 60−70 км/ч.
Такие скорости диктуют совершенно особые требования по прочности — большинство элементов конструкции в 3−4 раза прочнее, чем в поршневой авиации. Ведь нагрузка растет пропорционально квадрату скорости. В реактивной авиации разрушение неправильно рассчитанной модели прямо в воздухе — вполне обычное явление. Огромные нагрузки диктуют и специфические требования к рулевым машинкам: начиная от силы в 12−15 кгс до 25 кгс на щитках и закрылках.
Механизация самолета — отдельный разговор. Без механизации крыла скорость при посадке может составить 120−150 км/ч, что почти наверняка грозит потерей самолета. Поэтому реактивные самолеты оборудуют как минимум закрылками. Как правило, есть воздушный тормоз. На наиболее сложных моделях устанавливают и предкрылки, которые работают как при взлете-посадке, так и в полете. Шасси — разумеется, убирающееся — снабжается дисковыми или барабанными тормозами. Иногда на самолеты ставят тормозные парашюты.
Все это требует множества сервомашинок, которые потребляют массу электроэнергии. Сбой в питании почти наверняка приводит к катастрофе модели. Поэтому вся электропроводка на борту дублируется, дублируются и источники питания: их, как правило, два по 3−4 А. Плюс — отдельный аккумулятор для запуска двигателей.
Кстати, причиной гибели легендарной гигантской реактивной восьмимоторной копии B-52 были как раз неполадки электроники в полете. Десятки метров проводов внутри самолета начинают влиять друг на друга и вызывать паразитные наводки — полностью избежать их в такой сложной модели не удается.
Даже целая батарея сервомашинок не решает все самолетные проблемы: щитки, шасси, створки шасси и другие сервисные механизмы снабжены электронными клапанами, секвенсерами и пневмоприводами, которые запитываются от бортового баллона со сжатым воздухом в 6−8 атмосфер. Как правило, полной зарядки хватает на 5−6 выпусков шасси в воздухе.
На очень сложных и тяжелых моделях пневматика уже не работает — не хватает давления воздуха. На них применяют гидравлические тормозные системы и системы уборки шасси. Для этого на борту устанавливается небольшой насос, поддерживающий постоянное давление в системе. С чем так пока и не могут справиться моделисты, так это с постоянным подтеканием миниатюрных гидравлических систем.
Из коробки
Реактивные авиамодели — хобби не для начинающих и даже не для продвинутых авиамоделистов, а для профессионалов. Слишком велика цена ошибки, слишком трудно ее не совершить. Виталий, например, за пять лет разбил десять моделей. А ведь он серебряный призер чемпионата мира!
Самостоятельное изготовление готовой модели — дело дорогое, долгое (около трех лет) и кропотливое. Это практически изготовление настоящего самолета: с чертежами, аэродинамическими трубами и экспериментальными прототипами. Как правило, делают копии хорошо летавших «взрослых» самолетов в масштабе от 1:4 до 1:9, тут главное — уложиться в конечный размер от двух до трех метров. Простая копия летать будет плохо, если вообще будет летать — в аэродинамике простое масштабирование не работает. Поэтому, сохраняя пропорции, полностью пересчитывают профили крыла, рулевые поверхности, воздухозаборники и т. д. — недаром многие из реактивных моделистов заканчивали Московский авиационный институт. Но даже тщательный расчет не спасает от ошибок — требуется разбить от трех до пяти прототипов, прежде чем модель будет «вылизана». Первый прототип теряют, как правило, из-за проблем с центровкой, второй — с рулевыми поверхностями, прочностью и т. д.
Впрочем, большинство авиамоделистов собирают модели не для того, чтобы их строить, а для того, чтобы летать. Поэтому очень удачные модели тиражируются на современных заводах и продаются в качестве наборов для самостоятельной сборки. Самый авторитетный производитель — немецкая компания Composite-ARF, на заводе которой корпуса и крылья изготавливают на самом настоящем конвейере с немецким же качеством. В тройку лидеров также входят германо-венгерский AIRWORLD и американский BVM Jets. Сделанные из самых современных материалов — стекло- и углепластика, — наборы для изготовления турбореактивных самолетов по стоимости на порядок отличаются от аналогичных наборов для поршневого авиамоделизма: цены стартуют от Є2000. При этом, чтобы из набора сделать летающую модель, надо затратить огромное количество сил — новичкам это просто не под силу. Но оно и понятно — это же самый настоящий современный самолет. На соревнованиях, например, уже никого не удивишь моделями с двигателями с отклоняемыми векторами тяги. В отличие, увы, от строевых воинских частей, где таких самолетов днем с огнем не сыщешь.
Наши чемпионы
Реактивные авиамоделисты — это особая всемирная тусовка. Их главная организация, Международный комитет по реактивным моделям IJMC, раз в два года устраивает главное реактивное шоу — чемпионат мира. Впервые российская команда RUSJET принимала в нем участие в 2003 году в Южной Африке (50 участников). Потом была Венгрия-2005 (73 участника) и в этом году Северная Ирландия (100 участников).
IJMC, пожалуй, самая неформальная модельная ассоциация — кстати, не имеющая ничего общего с поршнево-планерной FAI. Попытка объединиться была, но после встречи стороны расстались без сожалений. «Реактивный комитет» более молодой и амбициозный, делает основной упор на шоу, «старенький» FAI — приверженец классики. Собственно, поэтому соревнования IJMC собирают свыше ста участников, а в некоторых древних дисциплинах FAI выступает пяток спортсменов. Но оставим разногласия федерациям, а сами вернемся к реактивной авиации.
Наиболее эффектный чемпионат мира по радиоуправляемым моделям-копиям проходит в два этапа, на каждом из них участник набирает 50% очков. Первый — это стендовая оценка модели, где судьи дотошно оценивают соответствие оригиналу, сравнивая выставленную модель с чертежами и фотографиями. Кстати, на последнем чемпионате мира, проходившем в Северной Ирландии с 3 по 15 июля 2007 года, наша команда RUSJET с копией BAe HAWK TMk1A 208 SQUADRON RAF Valley 2006 Display Team (таково полное название) на стенде набрала наибольшее количество очков. Но все, конечно, решают полеты. Каждый участник выполняет три зачетных полета, из которых два лучших идут в итоговый зачет. Не каждый самолет доживает до итогового зачета. В Африке разбились восемь моделей, в Венгрии — четыре, на нынешнем чемпионате — две. Кстати, RUSJET на своих первых двух чемпионатах потеряла модели как раз в катастрофах. Тем более значительным выглядит наше второе место в чемпионате мира этого года, где российским пилотам удалось перелетать немцев — непререкаемых авторитетов в малой реактивной авиации. «Это все равно что на ‘Формуле-1′ объехать Шумахера», — говорит пилот RUSJET Виталий Робертус.
Ну что, понравилось? А ведь еще существуют турбовинтовые модели самолетов и турбореактивные вертолеты. Не верите? Я сам видел.
Реактивный двигатель PBS TJ100 — PBS
Турбореактивный двигатель PBS TJ100 разработан для использования в беспилотных летательных аппаратах, легких спортивных самолетах и мотопланерах.
- Компактное исполнение
- Отличное соотношение веса и тяги, низкий расход топлива в данной весовой категории
- Встроенный стартер-генератор позволяет провести надежный запуск, питание сети самолета и охлаждение двигателя после останова
- Различные модификации в зависимости от требований заказчика (подвеска двигателя, длина сопла на выходе, возможность посадки на воду)
Заполните форму для просмотра 3D визуализации
Имя и фамилия:
Деловая электронная почта:
3D-визуализация
PBS. TopImage.Btn.Scroll
Турбореактивный двигатель PBS TJ100 разработан для использования в беспилотных летательных аппаратах, ракетах, легких спортивных самолетах и мотопланерах. Его преимущества заключаются в компактном исполнении, малом весе при тяге до 1 250 Н и низком расходе топлива в данной мощностной категории. Мощность генератора тока составляет 750 Вт.
Один из вариантов двигателя PBS TJ100 позволяет посадку на воду. Двигатель PBS TJ100 — это одновальный двигатель, состоящий из радиального компрессора, радиального и осевого диффузора, кольцевой камеры сгорания, осевой турбины и жесткого реактивного сопла.
См. Брошюру «Турбинные двигатели» здесь.
Параметры двигателя
Технические параметры | SI блока | имперский блок |
Макс. тяга | 1 250 Н | 281 lbf |
Вес | 19,5 кг | 43 lb |
Внешний диаметр | 272 мм | 10,7 in |
Длина | 625 мм | 24,6 in |
Почему сотрудничать с нами?
Опыт более чем 800 реализованных двигателей
Мы поставили сотни наших реактивных двигателей для пилотированных экспериментальных самолетов и беспилотных летательных аппаратов по всему миру.
Модификации в соответствии с спецификацией заказчика
Реактивный двигатель PBS TJ100 мы предлагаем в более чем 40 вариантах, которые были созданы на основе конкретных потребностей наших заказчиков.
Сервисное обслуживание, запчасти и капитальный ремонт
авиационной техники
Для всех пользователей нашей продукции авиационной техники на протяжении всего срока эксплуатации мы предоставляем сервисное обслуживание самого высокого качества.
На протяжении длительного времени мы работаем над продлением срока службы наших продуктов, например, путем внедрения новых технологий при производстве наиболее экспонируемых деталей. Наше авиационное оборудование на базе турбин регулярно получает очень хорошие рекомендации.
Более подробная информация
Микротурбина для радиоуправляемых самолетов
>
Микроструйные турбины
Подкатегории
Микроструйные турбины
Прямоточный реактивный двигатель Micro, используемый в авиамоделировании, относится к типу Straight Jet.
Микротурбинный двигатель состоит из стартера, впуска, радиального компрессора, диффузора, камеры сгорания, турбинного колеса и выпускного сопла
Турбовинтовые турбины
Турбовинтовой двигатель состоит из 2 секций: газогенератора, это одновальный турбинный двигатель со стартером, радиальным компрессором, диффузором, камерой сгорания, турбиной и выхлопным соплом.
Газогенератор выдувает поток газа в направлении, обратном направлению полета.
Вторая силовая турбина, свободно вращающаяся турбина берет энергию из газового потока и преобразует ее в высокие обороты турбинного колеса, которые опускают редуктор, чтобы уменьшить число оборотов в минуту и увеличить крутящий момент, чтобы иметь возможность привод гребного винта
Вертолетные турбины
Сборная турбина JeT Cat 2 со специальным преобразованием для модели RC Helicoptr е
Морские турбины
De JetCat SPM M5 имеет две пары турбинных головок с помощью двухступенчатого редукционного клапана, соединенного с водяным насосом
- Вид:
- Сетка
- Список
Сортировать по
—Цена: Сначала самая низкая Цена: Сначала самая высокая Название продукта: от A до Z Название продукта: от Z до AВ наличииСсылка: Сначала самая низкаяСсылка: Сначала самая высокая
Показывать
122460
за страницу
Показаны 1–12 из 31 позиции
Быстрый просмотр
4 395,12 €
Срок поставки 1-2 неделиБыстрый просмотр
3 201,65 €
срок поставки 1- 2 неделиБыстрый просмотр
2 999,59 €
Срок поставки 1-2 неделиБыстрый просмотр
1 466,94 €
Срок поставки 1-2 неделиБыстрый просмотр
1 367,77 €
Срок поставки 1-2 неделиJetCat P80SE
Турбинный двигатель JetCat P80SE
97 ньютонов (9,7 кг) тяга1 367,77 €
Добавить в корзину
Более
Срок поставки 1-2 недели
Быстрый просмотр
1 673,55 €
Срок выполнения 1-2 неделиJetCat P100-RX
JetCat P100-RX
Турбинный двигатель
Тяга 21,3 фунта, 97 Н (9,7 кг)1 673,55 €
Добавить в корзину
Более
Срок выполнения 1-2 недели
Показаны позиции 1–12 из 31
Класс 1: Микроджеты — Миниджеты
Перейти к содержимому
Реактивный двигатель с тягой от 0 до 100 кг Класс
Представленные микрореактивные двигатели имеют мощность от 0 до 100 кг тяги и использовались на самолетах Инженер-американец Макс ДРЕЕР, который в 60-х годах прошлого века создал целую серию малых турбин, предназначенных для военных и гражданских приложений.
Французская компания JPX, вероятно, является той, кто запустил его широкомасштабное использование для моделистов по всему миру. С тех пор, конкурируя со многими другими компаниями по всему миру, JPX отказалась от этого сектора, чтобы сосредоточиться на двигателях внутреннего сгорания для легкой авиации.
Номинальная мощность в сравнении с годовым рейтингом
Список микрореакторов, представленный на сайте
AMT AT-450
L’AMT AT-450 на заводе AMT USA (Aviation Microjet Technology), основанном американским обществом в Огайо, который производит малые турбины для газовых двигателей: силовые установки для радиомоделей комманде,…
AMT Olympus
L’AMT Olympus является фабрикой по линии общества AMT в Нидерландах, которая занимается производством малых турбореактивных двигателей, предназначенных для двигателей: двигателей, вертолетов, радиоуправляемых беспилотных летательных аппаратов, экспериментальных самолетов, самолетов и их диспозиций. envol incorporés, Le réacteur…
AMT Titan
L’AMT Titan является автором уникальной центрифуги с двойным компрессором и осевой турбиной с двумя потоками. Le temps nécessaire au Titan pour monter et downre les régimes derotation de min à max est благоприятное влияние par la faible…
BMW 8025
Маленькая турбина BMW 8025, разработанная BMW Triebwerkbau GmbH (Мюнхен, Аллах). Il avait pour origine la Turbine à gaz pour électrogène BMW 6002, введенный в 1959 году.
BMW 8026
Турбо-актер BMW 8026 создан на базе Bmw Triebwerkbau Gmbh de Munchen-Allach. Direction issu du BMW 8025, il était prévu для использования дрона, sur ракеты de Courte portée, ou comme moteur…
J.E.T Cobra
Турбомашина J.E.T Cobra создана компанией D.James et J.Walles и построена компанией James Engineering Turbines Ltd (J.E.T). A l’Origine ce n’était pas un moteur destiné à propulser un avion, больше представлений на других вещах, вызывающих интерес. ..
JetCat P160
Реактивный двигатель JetCat P160 начальный этап подготовки к выпуску новой модели. В состав центрифуги компрессора входит установка, которая включает в себя аспирацию воздуха, лейка, в которой воспламеняется система впрыска карбюратора…
JetCat P200
Jetcat P200 является турбореактивным двигателем класса Simple Flux для 20-килограммовой массы. Он является составной частью центрифуги компрессора, осевой турбины и кольцевой камеры сгорания. Il a été Commercialisé en…
Jetcat P300
Jetcat P300 является турбореактивным двигателем простого потока класса 30 кг. Он является составной частью центрифуги компрессора, осевой турбины и кольцевой камеры сгорания. Il a été Commercialisé en…
JFS-100
A l’Original, le JFS-100 etait un groupe de démarrage conçu et produit par la société Garrett. Il a été utilisé, Entre autre sur les chasseurs A7, F16 и F15. Il offrait une puissance de 90 Hp à 72…
Kingtech K310G
Kingtech — производитель малых газотурбинных реактивных двигателей, выпускающий двигатели для высокотехнологичных моделей самолетов с дистанционным управлением и беспилотных авиационных систем. Kingtech вышла на рынок в 2009 годупосле четырех лет разработки. С…
Люлька TS-31M
В рамках военной деятельности, Люлька производит малый турбореактивный двигатель TS-31, который весит 23 кг и имеет мощность 55 кг. Il ne fut utilisé que sur le moto-planeur Антонов А-13. Применение(я)
MD-TJ-42
Le MD-TJ-42 été étudié pour fournir l?équilibre parfait entre une optimale et une croisière rapide. Les pilotes peuvent choisir entre une montée à deux mètres par seconde à 135 км/ч…
Microturbo Eclair
Первоначальным продуктом Microturbo была стартерная турбина «Noelle», которая привела к появлению ряда стартеров/ВСУ, таких как «Emeraude», «Espadon» и «Saphir». Emeraude привел к созданию первого турбореактивного двигателя компании,…
PBS TJ-20A
Le TJ-20a является частью серии малых турбореактивных двигателей, которые эффективны в отношении последних технологий, разработанных для двигателей плюс мощность. Il est Architecture autour d’un Compresseur Centrifuge à un étage, d’un диффузорная центрифуга и осевой, d’une…
PBS TJ-40
TJ40 (версии G1 и G2) был разработан для приведения в движение систем БПЛА, таких как дроны-мишени, дроны-ловушки или небольшие разведывательные дроны. Он также может быть оснащен планерами или сверхлегкими самолетами. Его преимуществом является малый вес 3,8 кг и…
TBS 400N-J40P
Турбогенератор, разработанный компанией TBS Schwabhausen GmbH à Oberroth (компания, созданная старыми инженерами MTU) для изготовления самолетов HPH. Il aurait pour origine un moteur de groupe électrogène militaire éprouvé.