Вертолет Ми-8. Летно-технические характеристики — РИА Новости, 02.03.2020

Ми-8 — многофункциональный вертолет, сферы применения которого расширяются за счет постоянной модернизации и возможности оснащения его широким набором дополнительного оборудования для выполнения различных задач. Вертолет имеет возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от —50 до +50 градусов по Цельсию), прост в эксплуатации и обслуживании.

Аварии и катастрофы вертолетов Ми‑8 в России в 2012 — 2014 гг

NaN , NaN:NaN

Разработка вертолета В-8 (Ми-8) началась в ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», входящий в холдинг «Вертолеты России») в мае 1960 года для замены хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации многоцелевого поршневого вертолета Ми-4. Ми-8 создавался как глубокая модернизация вертолета Ми-4 с газотурбинным двигателем. Вертолет разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.

Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом) поднялся в воздух в июле 1961 года, второй (с двумя двигателями и пятилопастным винтом) — в сентябре 1962 года, первый полет опытного вертолета состоялся в 1962 году.

Серийное производство Ми-8 началось в 1965 году на ОАО «Казанский вертолетный завод» и ОАО «Улан-Удэнский вертолетный завод».

На вертолетах Ми-8 в 1964-1969 годах было установлено семь мировых рекордов (в основном женщинами-вертолетчицами).

Ми-8 превосходит вертолет Ми-4 по максимальной грузоподъемности в 2,5 раза и по скорости в 1,4 раза. Трансмиссия вертолета Ми-8 аналогична вертолету Ми-4.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.

Лопасти несущего винта цельнометаллические. Они состоят из полого лонжерона, спрессованного из алюминиевого сплава. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. В системе управления используются мощные гидроусилители. Ми-8 оборудован противообледенительной системой, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Система внешней подвески вертолета позволяет перевозить грузы массой до 3000 килограмм.

При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и рыскания, а также постоянную высоты полета. Навигационно-пилотажные приборы и радиосредства, которыми оснащен вертолет, позволяют совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Вертолет, в основном, используется в транспортном и пассажирском вариантах. В пассажирском варианте вертолет (Ми-8П) оборудован для перевозки 28 пассажиров. По специальному заказу, в Казани, может быть изготовлен вариант с салоном «люкс», рассчитанный на семь пассажиров. Такие заказы выполнялись для Бориса Ельцина, Нурсултана Назарбаева, Михаила Горбачева.

Военный вариант Ми-8Т имеет пилоны для подвески вооружения (неуправляемые ракеты, бомбы). Следующая военная модификация Ми-8ТВ имеет усиленные пилоны для подвески большого количества вооружения, а также пулеметную установку в носовой части кабины.

Ми-8МТ — модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 годах вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.

Ми-8 может использоваться при решении самых различных задач: для огневой поддержки, подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов, медикаментов, эвакуации раненых и погибших.

Вертолет неприхотлив и безотказен. Ми-8 называют «рабочей лошадкой», «солдатской машиной».

Вертолеты Ми-8 являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами.

В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин — свыше 12 тысяч (около 8 тысяч в Казани и свыше 4 тысяч в Улан-Удэ) — вертолет Ми-8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса.

По числу модификаций Ми-8 является мировым рекордсменом. Их насчитывается более сотни. Модификации создавались на МВЗ им. М. Л. Миля, на казанском и улан-удэнском заводах, ремонтных предприятиях, непосредственно в воинских частях и отрядах Аэрофлота, а также за рубежом в процессе эксплуатации.

Тактико-технические характеристики вертолета:

Экипаж — 3 человека.

Максимальная взлетная масса — 13 000 кг.

Двигатель ГТД Климов ТВ3-117 — 2.

Мощность — 2 на 1620 кВт.

Длина — 18,424/25,352 м.

Высота — 4,756/5,552 м.

Максимальная скорость — 250 км/ч.

Практическая дальность полета — 950 км.

Практический потолок — 5000 м.

Полезная нагрузка — до 24 солдат или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вертолет десантно-транспортный Ми-8 МТ. СССР

В конце 1950-х годов в Советском  Союзе начались работы по созданию вертолетов второго поколения с газотурбинными двигателями. В 1957 году в ОКБ М.Л. Миля приступили к разработке для замены многоцелевого вертолета Ми-4 принципиально нового вертолета В-8 грузоподъемностью 1,5 — 2 тонны, оснащенного вертолетным вариантом газотурбинного двигателя АИ-24В.  При этом предполагалось использовать от вертолета Ми-4 – шасси, трансмиссию, винты и другие агрегаты и системы. Разработку нового вертолета инициировало Министерство гражданской авиации, поддержанное позже и командованием ВВС.

20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании нового вертолета В-8 в ОКБ Миля, а следующем году началось его рабочее проектирование. Руководство разработкой вертолета осуществлял заместитель главного конструктора В. А. Кузнецов. В ходе работы над этим вертолетом было принято решение о переходе с одного двигателя к двухдвигательной машине. Двухдвигательная силовая установка позволяла увеличить не только ее грузоподъемность, но и обеспечивала высокую надежность, достаточную для выполнения горизонтального полета без снижения при отказе одного из двигателей. Специально для вертолета В-8 были спроектированы в ОКБ С.П. Изотова новые двигатели ТВ2-117, которые развивали взлетную мощность по 1500 л.с. и обладали сравнительно высокими удельными показателями.

Двухдвигательный пассажирский 20-местный вертолет В-8А 17 сентября 1962 года совершил свой первый полет. В процессе последующих государственных испытаний вертолет В-8А подвергся существенной доработке: четырехлопастный несущий винт  заменили пятилопастным, что позволило снизить уровень вибраций; рулевой винт с деревянными лопастями был заменен новым, на кардановом подвесе с цельнометаллическими лопастями; однокамерные стойки шасси заменены двухкамерными с пневмомасляными амортизаторами; силовая установка получила автоматическую систему регулирования работы двигателей, обеспечивающую их синхронизацию и поддержание скорости вращения несущего винта в заданных пределах, а в систему управления был включен четырехканальный автопилот.

Модифицированный вертолет, получивший обозначение В-8АТ, разрабатывался для Советской Армии в десантно-транспортном варианте с грузовой кабиной с откидными сиденьями для 20 десантников и грузовым люком для погрузки различной военной техники.  В 1963 году вертолет В-8АТ был представлен на государственные испытания. По сравнению с вертолетом Ми-4 новый вертолет обладал более высокими летными характеристиками и вдвое большей грузоподъемностью. В ноябре 1964 года, после успешного проведения летных испытаний, было принято решение о серийном производстве пассажирского вертолета под обозначением «Ми-8П» и десантно-транспортного вертолета под обозначением «Ми-8Т» на Казанском вертолетном заводе, где с 1965 года было построено более 7300 вертолетов Ми-8, а затем и Ми-17 (в экспортном варианте). С 1970 года вертолеты Ми-8 и Ми-17 стали производиться на авиационном заводе в Улан-Удэ, где было построено более 3800 вертолетов.

В середине 1960-х годов был создан еще более мощный (2200 л. с.) газотурбинный вертолетный двигатель ТВЗ-117, прошедший в 1972 году государственные испытания.  Его появление привело к созданию глубокой модификации вертолета — Ми-8МТ, который мог нести нагрузку, первоначально до 3000 кг, а на внешней подвеске (в варианте Ми-8МТВ-2) – и до 4000 кг. Это позволило существенно расширить номенклатуру и вес арсенала боевой машины. Модернизированный вертолет Ми-8 получил  более мощные двигатели ТВЗ-117МТ с пылезащитными устройствами. Помимо новых двигателей, на нем также установили вспомогательную силовую установку АИ-9В, необходимую для запуска двигателей с помощью сжатого воздуха, и изменили расположение рулевого винта. Были внесены в конструкцию и другие изменения, направленные на повышение боевых и эксплутационных характеристик Ми-8. Так, он получил протектированные топливные баки, что исключало пожары и взрывы баков — даже при попадании крупнокалиберных пуль. Тогда же — были разнесены тросы управления рулевым винтом; экранированы магистрали масляных и гидросистем, заменены дюралевые трубки шлангами в металлической оплетке, что повысило живучесть машины. Благодаря усилению носовых частей лопастей несущего винта они получились более стойкими к механическим повреждениям при соударении с поднятыми с земли мелкими камнями и песком, что увеличило его ресурс. Летные испытания Ми-8МТ, построенного в Казани, начались 17 августа 1975 года, и в 1977 году года этот вертолет был запущен в серийное производство. При тех же, что и у Ми-24, двигателях и близкой огневой мощи Ми-8МТ был на тонну легче, что повлияло на его лучшую маневренность и скороподъемность. По числу построенных (более 13 000) вертолеты Ми-8 и их развитие Ми-17, производившиеся более чем в 30 основных модификациях, значительно превосходят все зарубежные вертолеты такого класса, при этом, более 3000 вертолетов Ми-8 и Ми-17 разных модификаций были поставлены за рубеж.

Модернизированный десантно-транспортный вертолет Ми-8МТ предназначался для борьбы с бронированными наземными, надводными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями; для поражения живой силы противника; перевозки десанта, грузов, раненных, а также выполнения поисково-спасательных операций. Этот вертолет производился в нескольких военных вариантах: Ми-8АМ и Ми-8МТВ с различным оборудованием и вооружением; а также в гражданском варианте — Ми-8MTB-1A.

Вертолет Ми-8МТ был выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами и трехопорным неубирающимся шасси. Крепление лопастей несущего винта шарнирное (с вертикальным, горизонтальным и осевым шарнирами), а лопастей рулевого винта — совмещенное (горизонтальный и осевой), карданного типа. Лопасти несущего винта — цельнометаллические.  Фюзеляж вертолета — каркасной конструкции. В носовой части размещалась трехместная кабина экипажа. В состав экипажа входили: командир – левый летчик; второй летчик, выполнявший функции оператора НУР и ПТУР при поиске целей, пуске и наведении на цель управляемых ракет, а также — обязанности штурмана и бортмеханик, также выполнявший функции стрелка кормовой и носовой пулеметных установок. Остекление кабины обеспечивало хороший обзор, правый и левый сдвижные блистеры были снабжены механизмами аварийного сбрасывания. В центральной части размещалась грузовая кабина, рассчитанная на перевозку грузов массой до 4 тонн и снабженная откидными сиденьями для 24 пассажиров, а также узлами для крепления 12 носилок.

В транспортном варианте грузовая кабина имела грузовой люк со створками, увеличивающими длину кабины, и с центральной сдвижной дверью с механизмом аварийного сбрасывания; на полу грузовой кабины располагались швартовочные узлы и электролебедка, а над дверью — стрела электролебедки. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей со свободной турбиной ТВ2-117АТ, установленных сверху фюзеляжа и закрытых общим капотом с открывающимися створками. При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходил на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполнялся без снижения высоты. Ми-8  был оборудован четырехканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полета (± 50 м). Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолета позволяли совершать полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Вертолеты различных модификаций весьма существенно различались по составу оборудования. На военных вариантах Ми-8МТ монтировалась станция инфракрасных (ИК) помех «Липа»; экранно-выхлопное устройство для подавления ИК-излучения двигателей; контейнеры с системой создания пассивных помех; кабина экипажа получила бронирование. На этих вертолетах Ми-8МТ устанавливались одноствольный пулемет 12,7-мм А-12,7 или четырехствольный пулемет 12,7-мм ЯкБ-12,7 или четырехствольный пулемет 7,62-мм ГШГ-7,62, монтировавшиеся в носовой подвижной установке; строенные держатели на форменных пилонах по бокам фюзеляжа для установки до шести блоков УБ-32-57 неуправляемых авиационных ракет С-5 или бомб калибром 100, 250 и 500 кг, а также размещались сверху до четырех ПТУР 9М17 «Фаланга» на балочных держателях. На пилонах могли подвешиваться также контейнеры с пулеметами или пушками, а в блистерах и боковых проемах грузовой кабины могли устанавливаться на шкворнях пулеметы и гранатометы.

За свою 50-летнюю историю вертолеты Ми-8 приняли участие в большом количестве локальных военных конфликтов, в том числе в Афганистане и в обеих чеченских войнах. Ми-8 летали на предельно малых высотах и высоко в горах, базировались вне аэродромной сети и приземлялись в труднодоступных местах при минимальном техническом обслуживании, каждый раз доказывая свою высокую надежность и эффективность. И в настоящее время многоцелевой вертолет Ми-8, созданный еще в середине прошлого века, является одним из наиболее востребованных в своем классе и еще долгие годы будет востребован на российском и мировом рынке авиационной техники.  

Средний транспортный вертолет Ми-8

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1961
Экипаж 3 мужчины

Размеры и вес
Длина 25,24 м
Диаметр несущего винта

21. 29
м

Высота

5,65
м

Вес (пустой) 7,1 т
Масса (максимальная взлетная) 12 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 турбовальных двигателя Климов ТВ2-117А
Мощность двигателя 2 х 1 677 л.с.
Максимальная скорость 250 км/ч
Сервисный потолок 4,5 км
Боевой радиус 350 км
Полезная нагрузка
Максимальная полезная нагрузка 4 т внутри, 3 т снаружи
Пассажиры 24 военнослужащих
Грузоподъемность (внутренняя) 4 т
Грузоподъемность (внешняя) 3 т
Вооружение
Пулеметы 7,62-мм и 12,7-мм учебные пулеметы
Ракеты 9М17П Скорпион, 9М114 Штурм и 9М120 Вихрь
противотанковые ракеты плюс ракеты класса «воздух-воздух» Игла-В
Бомбы 250 кг бомб
Другое блоки с 57-мм и 80-мм неуправляемыми реактивными снарядами

 

Ми-8
(название по западным сообщениям Hip) — один из самых массовых вертолетов общего назначения, когда-либо существовавших.
построено более 7 300 экземпляров, выпущенных с 1961 года.

Бой
доказанный Ми-8 прочен и надежен, и большое количество остается в
Широкое использование. Ми-8 и улучшенный
Вариант Ми-17 продолжает формироваться
костяк боевой транспортной авиации армейской авиации России;
они также служат более чем в 70 других авиационных подразделениях по всему миру.

Большинство
широко выпускаемой версией для военных заказчиков является Ми-8Т Hip-C,
стандартный коммунальный транспорт. Модифицированные комплекты вооружения Ми-8ТБ Hip-E
тяжелый удар с обучаемым пулеметом, бомбами, ракетами и
противотанковые управляемые ракеты.

Для улучшения характеристик Ми-8 был переоснащен двигателями ТВ3-117МТ мощностью 1874 л.с. для производства Ми-17 (НАТО).
обозначение Хип-Н). Этот
вариант был представлен в 1975 году. Экспортные клиенты часто используют гражданский
Обозначение Ми-17, но ВВС СНГ используют Ми-8МТ.
обозначение. Вертолеты Hip-H на службе в СНГ часто оснащены
дополнительная броня кабины, ИК-глушители и дозаторы мякины / сигнальных ракет.
же базовым вертолетом без вооружения является Ми-8АМТ.

Базовый уровень
Ми-8 управляется экипажем из 3 человек, включая пилота, второго пилота и
бортинженер. Он может перевозить до 24 полностью экипированных военнослужащих.

Ми-8/17
породили ошеломляющий диапазон версий, которые удовлетворяют
широкий спектр специализированных ролей. Специальные варианты боевой поддержки
включать в себя резервный КП, средства радиоэлектронного противодействия Ми-8ППА (с бортовыми постановщиками помех),
Ретранслятор связи и разведки. Другие версии осуществляют подачу топлива
передовым частям, фоторазведке, артиллерии
корректировки огня, разведки, VIP-транспорта, минных постановок и
разминирование. Эти специализированные варианты в основном служат с
Российские силы, но также встречаются с другими операторами СНГ
включая Белоруссию и Украину.

Боевой опыт в Чечне
привело к разработке возможности ночной атаки. Это
оснащен кабиной, совместимой с очками ночного видения,
перспективный инфракрасный и лазерный
дальномер. Миль также производил производную версию Ми-8 берегового базирования.
в
Ми-14 Дымка
для различных военно-морских задач, включая противолодочную войну,
поисково-спасательных и противоминных мероприятий. Наиболее значимые
Текущий эксплуатант — российская морская авиация.

Миля разработал новый
Ми-38, который
предлагаемая замена
для устаревающих вертолетов Ми-8 и Ми-17. Совершил свой первый полет в 2003 году.
и в настоящее время находится на стадии подготовки к производству. Ми-38 продается для
как военного, так и гражданского применения.

HeliHub.com : Эволюция Ми-8

Эволюция Ми-8

13 октября 2021 Источник: Вертолеты России

В Национальном центре вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камов завершил ОКР по совершенствованию вертолета Ми-8МТВ-5-1. По данным холдинга «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию Ростех), обновленная машина отвечает всем современным требованиям армейской авиации Воздушно-космических сил РФ. Следующий этап – серийное производство и поставка в войска.

Рождение легенды

Вертолет Ми-8 (на первых этапах разработки В-8) создавался в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, выпускавшегося с начала 1950-х годов. Сначала планировалось оснастить «восьмерку» газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и увеличить грузоподъемность. В результате группа разработчиков под руководством конструктора Михаила Миля создала новый самолет: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над кабиной, кабина пилотов была оснащена более обширным остеклением, а вместо шасси установлено трехопорное шасси. четырехопорный.

Пассажирский вертолет В-8, 1962 г.

© Е.Полонский / ТАСС

9 июля 1961 года поднялся в воздух первый опытный образец В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года опытный образец В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые поднял от земли летчик-испытатель Николай Лешин, а 17 сентября того же года машина совершила свой первый полный -полный полет.

Новинка была показана на авиапараде в Тушино, а затем выставлена ​​на ВДНХ как образец новейших технологий вертолетостроения. Серийное производство Ми-8 началось 19 марта.65 в Казани.

Вертолет 100 профессий

Спрос на Ми-8 превзошел все ожидания: в 1970 году пришлось даже запустить второе серийное производство в Улан-Удэ. Первым оценил все преимущества нового автомобиля в «гражданке». Ми-8 способен действовать в труднодоступной для других видов транспорта местности, выполнять посадку и взлет с небольших неподготовленных площадок. Машину с такими габаритами и грузоподъемностью очень ждали в отдаленных районах страны, в местах, где велась добыча полезных ископаемых, куда можно было добраться только по воздуху.

Цех окончательной сборки вертолетов Ми-8, г. Улан-Удэ, 1993 г.

© Владимир Матвиевский / ТАСС

В 1968 году на вооружение принята военная модификация Ми-8. Первые боевые вертолеты предназначались для перевозки личного состава и вооружения, десантирования морской пехоты, эвакуации раненых, огневой поддержки, подавления огневых точек противника, постановки помех. Со временем использование Ми-8 в вооруженных силах расширилось; появились минные заградители, летающие мастерские, танкеры и даже амфибии.

Всего с 1960-х годов было выпущено около 100 модификаций этой универсальной машины. Сегодня легендарные «восьмерки» можно увидеть по всему миру — вертолеты поставлены более чем в 80 стран мира. Конструкция Ми-8 оказалась настолько удачной, что производство и совершенствование вертолета не прекращаются и по сей день.

Ми-8МТВ-5М

В конце августа Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу, которому показали модернизированную версию военно-транспортного Ми-8МТВ-5-1 вертолет на вооружении российской армии.

Военно-транспортный вертолет Ми-8МТВ-5-1, на базе которого создан Ми-8МТВ-5М

© Донат Сорокин/ТАСС

Ми-8МТВ-5-1 поставлен в силовые структуры РФ с 2011 года. По данным Ростеха, он предназначен для решения широкого круга задач, включая перевозку грузов до 4 тонн и участие в поисково-спасательных работах. Одним из основных отличий Ми-8МТВ-5-1 является то, что вертолет может отлично ориентироваться даже в полной темноте. В кабине установлено светотехническое оборудование, которое в сочетании с очками ночного видения позволяет выполнять полеты на предельно малых высотах в темное время суток, взлетать и садиться на неподготовленные площадки.

Особенностью конструкции фюзеляжа Ми-8МТВ-5-1 является удлиненная левая дверь. Вместо стандартных закрылков, которые можно опустить вручную, здесь установлена ​​аппарель, открывающаяся с помощью гидравлического привода, что значительно сокращает время подготовки вертолета к погрузке и выгрузке.

Новая версия — Ми-8МТВ-5М, которую показали министру обороны, получила самое современное бортовое оборудование: многофункциональный дисплей, цифровой автопилот, современный комплекс связи и вспомогательную силовую установку ТА-14. отечественного производства.

Ми-8МТВ-5М также способен выполнять ночные полеты с использованием очков ночного видения, а его системы навигации и управления метеообстановкой интегрированы в единое информационное поле. Современный комплекс средств связи унифицирован со всеми вертолетами, поставляемыми в интересах Минобороны России, и обеспечивает функцию обмена данными между машинами. Вертолеты Ми-8МТВ-5-1, находящиеся в эксплуатации, могут быть доработаны под внешний вид модернизированного Ми-8МТВ-5М.

Дальнейшие планы по модернизации вертолетов серии Ми-8/17 в военно-транспортные варианты, поставляемые различным заказчикам, предусматривают повышение летно-технических характеристик за счет использования новой несущей системы. Машины будут оснащены лопастями вертолета Ми-38 и Х-образным рулевым винтом. На этапе проектирования лопастей для Ми-38 их испытали на «восьмерке». Таким образом, данное техническое решение уже опробовано и будет внедрено в серию.

Алексей Белых

Управляющий директор Казанского вертолетного завода

Arctic G8

Серийное производство арктической машины Ми-8АМТШ-ВА началось в 2015 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ, входит в холдинг «Вертолеты России»).

Морозостойкий вертолет создан специально для Арктики и Крайнего Севера. Среди основных особенностей конструкции — уникальная система подогрева агрегатов, благодаря которой даже при -60°С двигатели вертолета запускаются с полоборота. Ми-8АМТШ-ВА также оснащен улучшенной теплоизоляцией фюзеляжа.

Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА

© Кирилл Кухмар / ТАСС

Машина может летать на большие расстояния (до 1400 км) благодаря внешним дополнительным топливным бакам. Для безопасности экипажа и пассажиров на борту размещены специальные морские спасательные костюмы.

Вертолеты этой модификации налетали в Арктике несколько тысяч часов и хорошо зарекомендовали себя в суровых северных условиях. Уникальная система обогрева агрегатов трансмиссии позволяет вертолету быстро запускать двигатели даже в самый сильный мороз, что крайне важно для организации аварийных полетов спасателей

Алексей Козлов

Управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода

На прошедшем Восточном экономическом форуме было подписано первое соглашение на поставку МЧС России четырех арктических вертолетов. «Это соглашение важно для развития системы безопасности в арктической зоне. Такие вертолеты незаменимы при тушении лесных пожаров, могут осуществлять санитарную эвакуацию и доставлять спасателей в труднодоступные районы. Они предназначены для работы в северных широтах, для которых характерны низкие температуры и высокие ветровые нагрузки». Новые вертолеты поступят на вооружение формирующихся арктических подразделений МЧС России для защиты населения и территорий Арктического региона Российской Федерации и обеспечения безопасности Северного морского пути», — сообщил заместитель министра МЧС России Виктор Яцуценко. Россия.

Штурмовой спецназ

Транспортно-десантные операции, огневая поддержка, поддержка действий спецподразделений – вот лишь неполный перечень того, что умеет новый военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВН.

Военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВН

© Николай Новичков / ТАСС

Машина разработана фирмой Миля на базе Ми-8АМТШ, известного под грозным названием «Терминатор». Прототип этого типа впервые был продемонстрирован широкой публике на выставке МАКС-2017.

По заявлению производителя, благодаря бортовой системе защиты, титановой и кевларовой броне вертолет получил повышенную боевую живучесть и защищенность. Броня прикрывает не только экипаж и важнейшие агрегаты вертолета, но и грузовой отсек с десантниками. Для удобства их высадки Ми-8АМТШ оборудован двумя сдвижными дверями и дополнительными люками.

На борту машины имеются 12,7-мм пулеметы, неуправляемые ракеты, бомбы различного калибра, а также комплекс управляемых ракет с обзорно-прицельной системой, позволяющей вести борьбу с воздушными и наземными целями, уничтожать орудия противника огневые точки и бронетехника.

В основе новой несущей системы вертолета лежит усовершенствованный воздушный винт с цельнокомпозитными лопастями современной аэродинамической схемы. Его использование в сочетании с более мощными двигателями позволило повысить маневренность, скорость полета, получить новые характеристики при работе в условиях высокогорья и жаркого климата. Еще одной важной особенностью Ми-8АМТШ-ВН является более эффективный Х-образный рулевой винт.

Вертолет оснащен гиростабилизированной оптико-электронной системой, дополнен прожектором с инфракрасным спектром, двухдиапазонным светотехническим оборудованием и приспособлен для использования очков ночного видения. Многие боевые задачи могут выполняться автоматически благодаря интегрированной пилотажно-навигационной системе и цифровому автопилоту. Во время полета это снижает нагрузку на экипаж.

Новое «сердце» для гражданской машины

Многоцелевой вертолет Ми-171А2 — одна из самых современных модификаций вертолетов типа Ми-8/17, результат глубокой модернизации сертифицированной за рубежом гражданской модели Ми-171А1. . Обновлена ​​несущая система с трансмиссией, электронная начинка и «сердце» автомобиля — двигатель.

Многоцелевой вертолет Ми-171А2

© Роман Азанов / ТАСС

Турбовальный двигатель ВК-2500 разработан Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) в рамках программы импортозамещения. Установка заменила украинский ТВ3-117, которым оснащались вертолеты Ми-8/17 более поздних серий. Сегодня двигатели последней модификации ВК-2500ПС-03 устанавливаются на Ми-171А2 — гражданский вариант двигателей, используемых на боевых ударных вертолетах Ми-28Н.

Основными отличиями нового двигателя являются современная российская электронная система автоматического управления и антипомпажная защита. Блок автоматического регулирования и управления БАРК-78, разработанный ОДК-Климов, позволил увеличить мощность двигателя в аварийном режиме, поддерживать режимы в более широком диапазоне температур наружного воздуха, повысить показатели ресурсо- и топливной экономичности.

Как отмечают разработчики, винтокрылые машины с такими двигателями надежно защищены от выхода из строя силовой установки, который может произойти из-за мощных потоков воздуха или сильного перепада давления в жарком климате и в высокогорных районах.

На Ми-171А2 также модернизирована система бортового оборудования. Использование цифрового комплекса КБО-17 концерна «Радиоэлектронные технологии», созданного по принципу «стеклянной кабины» с пилотажно-навигационным комплексом и видеокамерами, позволило улучшить обзорность при работе с внешней подвеской. Кроме того, на вертолете используются современные системы предотвращения столкновений с землей, другими самолетами и препятствиями.

«В настоящее время в Ростехе ведутся работы по расширению характеристик вертолета Ми-171А2 в части взлетно-посадочных и пассажирских перевозок в условиях горной местности на высоте до 5000 метров над уровнем моря», — сообщил первый заместитель генерального директора Ростеха. Об этом ТАСС сообщил Владимир Артяков. Для каждого пассажира и бортпроводника будет установлен комплект индивидуального кислородного оборудования. Тестирование с последующим утверждением Росавиацией основного изменения сертификата вертолета запланировано на 2022 год, после чего процедура будет апробирована по этому варианту в авиационных ведомствах Индии и других стран.

Дежурный

Летные испытания российского морского вертолета Ми-171А3 начнутся в 2022 году. Он создан для помощи нефтегазовым компаниям, которые удаляются все дальше от побережья в поисках новых морских месторождений.

Вертолет Ми-171А3

© Сергей Карпухин / ТАСС

«На морских платформах, часто в суровых климатических условиях, вертолеты незаменимы. Сегодня с их помощью выполняется более трети всех морских операций. работает», — говорит Артяков.

Вертолеты семейства «Ми» попали на прилавки еще в советское время и успели заслужить репутацию надежных машин, хорошо приспособленных для такой работы. Например, Ми-8Т способен взять на борт до 24 пассажиров и преодолеть 500 км. Однако старые модели вертолетов не соответствуют современным нормам летной годности, в частности, безопасности полетов над водой. При этом они имеют более высокий расход топлива и устаревшее бортовое оборудование.

Разработка современного оффшорного вертолета в России началась в 2018 году, а уже в феврале 2020 года «Вертолеты России» совместно с российскими топливно-энергетическими компаниями утвердили внешний вид машины.

Ми-171А3 с максимальной взлетной массой 13 000 кг и дальностью полета до 1 000 км соответствует требованиям безопасности для вертолетных услуг в энергетике Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Кроме того, вертолет оснащен системой аварийного приводнения и спасательными плотами.

Одной из важнейших характеристик таких вертолетов является способность летать в сложных метеоусловиях. Ми-171А3 готов к всепогодной эксплуатации в любом климате: морском, тропическом или холодном, при температуре от -50 до +50°С, на любых широтах и ​​даже в условиях гололеда. Большое внимание также уделяется способности вертолета проводить спасательные работы. Для этого автомобиль оборудован специальным поисковым комплексом и спасательным оборудованием.

Владимир Артяков

Первый заместитель генерального директора Ростеха

Развитие семейства Ми продолжается. Новые двигатели, авионика, несущий и рулевой винты, навигационные системы, а также применение композиционных материалов позволяют вертолетам Ми-8 соответствовать самым современным авиационным требованиям.