М-72 — Мотомир Вячеслава Шеянова

This entry is also available in:
Английский Китайский



Аудиоверсия статьи:


Обзор М-72. Часть 1.

Обзор М-72. Часть 2.

Мотомириада № 38

Основанный на довоенном BMW R-71, советский тяжелый мотоцикл М-72 производился с 1941 до середины 1950-х годов. Его разработка началась в 1939 году, когда советское правительство, обеспокоенное амбициями Гитлера по расширению германских территорий, приступило к перевооружению Красной армии. Немцы были вполне успешны в разработке тяжелой мототехники, поэтому в целях экономии времени решено было «адаптировать» существующее конструктивное решение.

Министр иностранных дел СССР В.М. Молотов организовал секретную закупку пяти мотоциклов BMW R-71 в Швеции и советские инженеры приступили работе. Зимой 1941 года Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА) были произведены полевые испытания нового мотоцикла М-72. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). По кооперации ЗиС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде завод «Красный Октябрь» также взялся за производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите (см. Ирбитский Мотоциклетный Завод), куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров.

Конструкция BMW R-71 была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм.

Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала – роликовые, коренные – шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей.

Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа BMW R-71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). При форсировке этого двигателя, когда возрастали нагрузки на кривошипный механизм, случались поломки этой щеки, хотя она и изготовлялась из высококачественной стали (ЗОХМА или ЗОХГСА).

На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. Так же, в очень ограниченном количестве, в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом.

Прежде чем в конце 1955 года ИМЗ перешел на усовершенствованную машину М-72М, мотоцикл понемногу модернизировался. Так, в 1949 году завод внедрил двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный, более эффективный, чем прежний сетчатый. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной. Не менялась на протяжении всех лет выпуска М-72 и его наследников конструкция карбюратора К-37, размер шин (3,75-19) и ряд других узлов.

За всё время было выпущено более 330 000 мотоциклов M-72.

По материалам статьи «Наследники BMW R-71»


ПроизводительИрбитский мотоциклетный завод, г. Ирбит, СССР
Годы выпуска1941 – 1956
Количество, штболее 330000
Стоимость
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип2-цилиндровый, оппозитный
Объем двигателя, см3746
Диаметр и ход поршня, мм78 х 78
Мощность22 л. с. при 4600 об / мин.
Зажиганиегенератор Г11
КарбюраторК-37 – 2 шт.
Аккумулятор3 МТ-14, 6В
Сцеплениедвухдисковое сухое
Коробка передач4-х ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамыдвойная трубчатая
Передняя подвескапружинная телескопическая с гидравлическим амортизатором
Задняя подвескасвечная пружинная без амортизаторов
Тормозабарабанные
Размеры колес3,75 х 19
РАЗМЕРЫ
Длина, мм

2 380

Ширина, мм

1 590

Высота, мм

1 000

Колесная база, мм

1 400

Клиренс, мм

   132

Высота сидения

   790

Масса, кг

   336

Емкость бензобака, л

     22

Максимальная скорость, км/ч

     85

Дальность, км

   314




новости, статьи, обсуждения, книги и мануалы

Это первая машина, выпущенная Ирбитским мотоциклетным заводом и пожалуй самая легендарная .

МОТОЦИКЛ УРАЛ М-72

Это первая машина, выпущенная Ирбитским мотоциклетным заводом и пожалуй самая легендарная . Выпуск мотоциклов М-72 начался в 1941 году в комплектования техникой мотоциклетных частей РККА. Образом для создания стал немецкий мотоцикл БМВ-R71, отлично зарекомендовавший себя в частях вермахта.
М-72 пользовался отличной репутацией. Он имел хорошо мягкую подвеску колес ,уравновешенный мотор, высокую надежность. Эта машина была желанной для многих мотоциклистов нашей страны , но к сожалению недоступной. Эти мотоциклы поставлялись в армию и милицию и лишь только с 1954 года стали поступать в открытую продажу.

Двигатель мотоцикла имел оппозитное расположение цилиндров, и это обеспечивало ему хорошую уравновешенность, а также низкий центр тяжести всего мотоцикла. Он лежал на высоте 592 мм. Вспомогательные узлы (генератор, прерыватель, маслонасос) на мотоцикле приводились шестернями, чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Особенностью являлось, что шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. В связи с этим левый цилиндр (по ходу движения машины) был смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. С целью уменьшения длины картера двигателя, коленчатый вал на М-72, как и у его прототипа -БМВ-R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). 

Естественно М-72 не был идеальной машиной. Он имел и ряд недостатков. Так, опережение зажигания устанавливалось вручную, два карбюратора трудно было отрегулировать на синхронную работу, сетчатый воздушный фильтр недостаточно хорошо очищал поступавший в двигатель воздух, и это приводило к быстрому износу цилиндров. 
Изначально мотоцикл имел однодисковое сцепление, но 1946 году завод отказался от него в пользу двухдискового. Позже, было принято решение изменить передаточное число главной передачи с 3,89 на 4,62. В результате – был получен безусловный выигрыш в тяговом усилии , за счет небольшой потери скорости и экономичности. В 1956 году была выпущена усовершенствованная модель М-72М. Но перед эти в существующую модель был внесены ряд изменений :внедрен двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный, вместо реле-регулятора РР-1 стал устанавливаться новый прибор РР-31. Затем усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, неизменной. Не менялась на протяжении всех лет выпуска М-72 конструкция карбюратора К-37, размер шин (3,75-19) и ряд других узлов. 
Как уже было, сказано выше 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличиями от предшественника являлись: в двигателе — замена переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). Ходовая части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток был поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Также мотоцикл получил новую коляску. 

Завод также выпускал небольшими партиями, созданный специально для спортивных клубов кроссовым мотоцикл М-72К: облегченный, с форсированным двигателем. Характерными чертами модели были шины с кроссовым протектором, выведенные на уровень с верхними трубами рамы глушителя, передняя вилка без фары, герметичные системы электрооборудования. 

Венцом же развития модели М-72 стал выпуск модели К-750. Его двигатель оснастили новыми головками цилиндров: изменилась форма ребер и выросла степень сжатия. Иной стала передняя крышка двигателя с сапуном. На поршне появилось по два маслосъемных кольца, для лучшего охлаждения на масляном картере сделаны ребра. 

Была изменена подвеска заднего колеса: она стала маятниковой пружинной с телескопическими гидравлическими амортизаторами. На части машин был внедрен автомат опережения зажигания и бумажный элемент в воздушном фильтре. Вместо коробки передач типа М-72 на машины стала устанавливаться модернизированная, изменилась и передняя вилка: она стала телескопической с гидравлическими амортизаторами двойного действия и увеличенным ходом колеса. Выпуск же модели осуществлялся до начала 80-х годов.

 

М-72 — Технические характеристики — Восточное шоссе

  • Технические характеристики
  • М-72
Индикатор Значение Блок
Общий
Максимальная база (расстояние между осями передних и задних колес) 1400 мм
Минимальный дорожный просвет 130 мм
Общая длина с коляской 2420 мм
Общая высота с коляской 980 мм
Общая ширина с коляской 1600 мм
Высота седла 720 мм
Сухая масса:

с коляской 340–350 кг
без коляски 220–225 кг
Максимальная нагрузка (с водителем и двумя пассажирами) 300 кг
Максимальная скорость 85 км/ч
Максимальный расход топлива на 100 км при скорости движения 50–60 км/ч 7 л
Максимальный расход масла на 100 км пути 0,25 л
Двигатель
Тип двигателя четырехтактный, боковые клапаны, двухцилиндровый
Расположение цилиндров горизонтальный
Номинальный диаметр цилиндра 78 мм
Номинальный ход поршня 78 мм
Объем цилиндра 746 см 3
Степень сжатия 5,3–5,7
Минимальная мощность по скорости вращения 4450–4800 об/мин 22 л. с.
Охлаждение воздух
Система смазки комбинированный — принудительная смазка и смазка разбрызгиванием
Объем масляного бака 2 л
Топливная система
Емкость топливного бака 22 л
Количество карбюраторов 2
Карбюратор типа К-37
Топливо бензин с октановым числом 66 (А66–А70)
Топливный фильтр сиффер (в отверстии бака)
Воздухоочиститель комбинированный – инерционный и контактно-масляный
Электрооборудование
Система зажигания батарея зажигания
Катушка зажигания ИГ-4085-Б
Выключатель ПМ-05
Свеча зажигания НА 11/11 А-У
Регулировка зажигания руководство
Аккумуляторная батарея 3MT14
Генератор постоянного тока, 6 В, 45 Вт Г-11-А
Регулятор генератора ПП-31
Звуковой сигнал С 35-А
Фара ФГ-6
Трансмиссия
Сцепление сухой, двухдисковый; ведущие диски покрыты с обеих сторон износостойким материалом
Коробка передач четырехскоростной
Переключение передач ножная педаль и ручной рычаг
Количество масла в редукторе 0,8 л
Передаточные числа в коробке передач:

шестерня I 3,6
Шестерня II 2,28
Шестерня III 1,70
Шестерня IV 1,30
Трансмиссия заднего колеса карданным валом
Передаточное отношение главного привода 4,62
Количество масла в главном приводе 0,175 л
Ходовая часть
Рама трубчатый из двух частей
Подвеска заднего колеса пружинные амортизаторы
Передний рычаг телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Колесо взаимозаменяемый
Шины 3,75–19 дюймов
Давление воздуха в шинах колес:

передний 1,6–1,8 атм
сзади 2,0–2,5 атм
коляска 1,8–2,3 атм
запасной 2,0–2,5 атм
Коляска одноместный

М-72 — B-Cozz

Мотоцикл М-72 с коляской

В 1940 году Советский Союз получил лицензию на BMW Model R71. Документация и инструменты, даже некоторые сотрудники были включены. Согласно другой версии, несколько BMW R71 были куплены в Швеции, а затем подвергнуты реинжинирингу с изготовлением восковых форм и копированием всех замков, прикладов и стволов. Возможно, оба счета верны. В BMW говорят, что не знают, как русские получили R71, поскольку записи были утеряны.

План выпуска мотоциклов заводами, установленный приказом СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. План выпуска мотоциклов заводами заводами, установленными приказом СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. в количестве 50 000 шт. Название мотозавода и марка мотоцикла количество:

  • Таганрог Завод №65: АМ-600 6000; М-72 1500
  • Московский мотозавод: М-72 12500
  • Ленинград: М-72 5000, Л-8 1000
  • Харьковский мотозавод: М-72 13000
  • Ижевский мотозавод: ИЖ-9 00002, 00004 3000
  • Серпуховский мотозавод: ИЖ-12 100; Л-8 2900
  • Всего: мотоциклов с коляской – 38000
  • мотоциклов без коляски -12000
  • Всего: 50000 шт.

    В январе 1941 года была собрана первая Предварительная партия Московского ММЗ М-72, ММЗ выпустил 1753 мотоцикла. перед эвакуацией из Москвы. Производство мотоциклов продолжалось на ММЗ до октября 1941 года, когда постановлением Государственного Комитета Обороны было объявлено, что завод эвакуируется в Горький (ГМЗ) и другие места.

    Мотоциклы были собраны из московских запчастей, а затем снова эвакуированы в небольшой город Ирбит на Урале, далеко от досягаемости немецких бомбардировщиков.

    Александр Буланов: «Именно 17 ноября 1941 года в Ирбит прибыл первый поезд с Московским мотоциклетным заводом, и с тех пор город изменил свою судьбу на мотоциклы и автоспорт. Шла война, когда в Ирбите состоялись первые соревнования по мотокроссу…»

    25 октября 1942 года на фронт была отправлена ​​первая партия мотоциклов ИМЗ М72 с колясками. Всего было поставлено 9799 мотоциклов и колясок.

    Карта данных ИМЗ М-72. Особая благодарность Стиву В.

    Мотоциклы М-72 выпускались на ИМЗ с 1942 по 1955 год.
    Двигатель М72 также использовался для других целей Смотри: Советская самоходная артиллерийская установка СД-44

    Согласно изображению ниже ГМЗ (Горького ) М-72 1948 года, возможно, он был построен из старых запасов, а может быть, производство там возобновилось после войны.

    ГМЗ М-72, 1948 г.

    В 1950 году было принято решение об открытии нового производства по выпуску М-72, был выбран Киевский мотоциклетный завод (КМЗ) в Украине и там началась подготовка к серийному производству.

    Открытый в 1945 г. Завод КМЗ был основан на месте старых танкоремонтных мастерских и с 1946 г. выпускал автомобили КМЗ К1-Б 98 куб. 1952 г. С ИМЗ отгружено 500 двигателей М-72, что позволило КМЗ произвести первую партию М-72.

    ИМЗ М-72К (Кросс) 1952-1958

    Несколько модификаций выпускались ИМЗ, М-72К (мотокросс) выпускался в 1952-1958 гг., имелась грузовая коляска.

    ИМЗ выпускал новую усовершенствованную модель М-72М с 1955 по 1960 год.

    КМЗ также производил усовершенствованную модель М-72Н (англ. М-72Н) (кириллица Н — латинская буква Н) 1956-1959 гг.

    Примечания:

    Буква M в M72 означает «Мотоцикл», что эквивалентно немецкой букве R для Rad, как в Motorrad. Было два завода по производству М72: один в Москве и один в Ленинграде (Санкт-Петербург). Московский завод переехал в Ирбит, а ленинградский – в Горький (Нижний Новгород). Производство началось в 1941 году, но из-за военного хаоса и трудностей с поставками ни один велосипед не был завершен до 19 года.42. Все кузова и шасси коляски производились в Горьком рядом с заводом ГАЗ до 1956 года.

    В 1956 году М-72 подвергся незначительной доработке и получил обозначение М-72Н.

    В 1957 году военное производство было перенесено в Киев. При этом Горьковский завод был закрыт, а оснастка была предложена китайцам. Вполне вероятно, что планы по K750 были доработаны, и передача уже устаревшей линейки M72 может быть продолжена. Китайцы признали, что им понадобилось до 1961 года, чтобы построить полные мотоциклы.

    Часто забывают, что китайцы построили небольшое количество велосипедов, вдохновленных Zundapp KS600, до передачи технологии M72.

    Кроме того, несмотря на то, что многие утверждают, R71 никогда не производился в больших количествах и не был официальным мотоциклом немецкой армии Вермахта. На самом деле M71 был ужасным военным мотоциклом, пока в 1942 году не были внесены изменения в M72. Это были более высокие брызговики, двойные диски сцепления, главная передача 4,62 и усиление рамы. На самом деле M72 — это улучшенная военная версия гражданского BMW R71.

    Еще один момент, на который следует обратить внимание, это то, что R71 на самом деле не связан с R75, кроме того, что он производится BMW. R75 более тесно связан с Zundapp KS750, чем с любым более ранним BMW. В конкурсе на производство мотоциклов для Вермахта BMW предложила R71, который они рассматривали как улучшенный R12, а Zundapp — KS750. Вермахт был настолько впечатлен KS750, что они хотели, чтобы BMW также построила его. R75 — это спасающий лицо компромисс, разработанный BMW.

    Что касается того, что означает буква М в M72 – миф о том, что она означает Молотова, вероятно, происходит от того факта, что буква К в АК-47 означает Калашникова, конструктора. Однако генерал Калашников был высокопоставленным офицером, Героем Советского Союза и солдатом, а не политиком. Сталин никогда бы не позволил номеру модели увековечить какую-либо потенциальную политическую угрозу. Если бы М обозначало Москву, то логика подсказывала бы, что ленинградский завод будет производить Л71 и Л72, Ирбитские И72, Горьковские Г72 и Киевские К72. Серия K750 может быть единственным примером этого. Буква M в серии MV однозначно означает Motorcycle Army. Урал продолжал носить обозначение М вплоть до М67 (и прототипов) до принятия системы числового обозначения ГОСТандарт, используемой ВСЕМИ советскими производителями. — Стив В.

    Список литературы:

    • Moto Mocow Russia
    • Полная история советских мотоциклов Часть 1 1924-1945
    • Происхождение советских мотоцикл Just Wwii Molotov/Ribbentrop
    • M72 Origins/Ribbentrop
    • M72 Origin M72 и их снайпер Nachfolger. Mit der BMW R71 fand die Entwicklung seitengesteuerter Tourenmaschinen ihren H_hepunkt und zugleich Abschluss. Die Geschichte der R 71 setzte sich aber in Russland fort. Eine Ver_ffentlichung der Motorrad-Classic Heft 2/2000
    • Фон Й. Певзнер и Р. Роденкирхен; Фото: Певзнер, Роденкирхен, М. Меш

    Личные беседы с Ирбитским.
    Даже в этих источниках есть противоречия, правда, в основном по датам. Например, М72 был впервые собран в Киеве в 1951 году, и все больше и больше мотоциклов производилось там до появления в 1956 году М72-Н, который полностью производился в Киеве, включая коляску. В какой момент вы определяете производство M72 в Киеве? 25%, 50% или 75%? Разные люди придерживаются разной точки зрения. — Стив В.

    Отдельное спасибо Евгению Радченко за его переводы.

    Дополнительная информация и фотографии:

    Один интернет-источник, содержащий достоверный год выпуска и серийные номера, был отредактирован для исправления вероятной ошибочной информации.