Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение / Танки / Бронетехника / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Т-64А что это такое — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1969 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Первоначально имел обозначение «Танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81». Принят на вооружение советской армии Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года, этим же постановлением танку было присвоено обозначение Т-64А.

Танк Т-64 — видео

Т-64 имел пушку калибра 115 мм 2A21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые был установлен оптический квантовый (лазерный) дальномер. Броня танка впервые в мире стала комбинированной, чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты, с той же целью. С танка в связи с нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).

Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант данного танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением.

История создания

Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.

Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.

Конструкция

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.

Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.

Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

Т-64БВ на Поклонной горе

Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б

Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.

Специальные машины, созданные на базе Т-64

Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.

— БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
— УМР-64 — тяжёлый бронетранспортёр того же завода на базе Т-64
— ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64
— Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55.
— ПТС-2 — плавающий транспортёр
— БАТ-2 — путепрокладчик на базе тягача МТ-Т
— МДК-3 — роторный траншейный экскаватор
— МТ-Т — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач

Оценка машины

В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.
 — Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»

Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.
 — Соич О. В., директор ХЗТМ

На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100

При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева

Взгляд со стороны вероятного противника

В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:

— Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй …
Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо большими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.

Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:

… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.

Модификации

Т-64А в Московском суворовском военном училище

Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнём, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).

Т-64Б

Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.

Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.

Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).

Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. с.

Т-64БВ украинских ВС

Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.

Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.

Т-64БМ «Булат»

Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.

Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л. с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащён модернизированной СУО, ДЗ «Дуплет», комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.

Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.

Т-64БМ1М (2014 год) — украинский вариант модернизации Т-64 с динамической защитой «Дуплет» и забашенной нишей.

Применяемые боеприпасы основного вооружения

Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный. В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.

Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.

Служба и боевое применение

— Афганская война (1979—1989) — в январе 1980 года поступили на вооружение 40-й армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения

— Битва за Бендеры (1992) — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены, при этом их огнём была полностью подавлена артиллерия Молдовы. Также выстрелом из СПГ-9 был уничтожен один Т-64БВ миротворческих сил России.

— Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014) — используется обеими сторонами конфликта.

Т-64БВ

Тактико-технические характеристики Т-64А

Экипаж, чел.: 3
Разработчик: ХЗТМ
Годы производства: 1969—1987
Годы эксплуатации: с 1973
Количество выпущенных, шт.: более 8000
Компоновочная схема: классическая

Вес Т-64

— 38,5 тонн

Размеры Т-64

— Длина корпуса, мм: 6540
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9225
— Ширина корпуса, мм: 3415
— Высота, мм: 2172
— База, мм: 4242
— Колея, мм: 3270
— Клиренс, мм: 500

Броня Т-64

— Тип брони: комбинированная многослойная
— Лоб корпуса (верх), мм/град. : 80+105 (СТБ) +20/68°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80 / 60°
— Борт корпуса, мм/град.: 80
— Лоб башни, мм/град.: 90+150 (алюминиевый сплав) +90

Вооружение Т-64

— Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1
— Тип пушки: гладкоствольная пушка
— Длина ствола, калибров: 51 (6350 мм)
— Боекомплект пушки: 37
— Дальность стрельбы, км: до 10
— Прицелы: ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5
— Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 12,7-мм НСВТ

Двигатель Т-64

— Тип двигателя: 5ТДФ
— Мощность двигателя, л. с.: 700

Скорость Т-64

— Скорость по шоссе, км/ч: 45—50 (предельная — 60,5)
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35—45

— Запас хода по шоссе, км: 500—600 (700 с доп. баками)
— Запас хода по пересечённой местности, км: 225—360 (310—450 с доп. баками)
— Удельная мощность, л. с./т: 18
— Тип подвески: независимая торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
— Преодолеваемый подъём, град. : 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,8
— Преодолеваемый ров, м: 2,85
— Преодолеваемый брод, м: 1 (с 1976 года — 1,8).

Фото Т-64

Колонна Т-64. Вывод советских войск с территории Венгрии, 1 июля 1990 года.

Основной боевой танк Т-64 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /

  • Бронетехника
  • /

  • Бронетехника в период с 1961 по 1990 г.г.
  • /

  • Основной боевой танк Т-64
  • Содержание

    • 1 Характеристики основного боевого танка Т-64
      • 1.1 Создание танка Т-64
      • 1.2 Т-64 — от среднего танка к основному
      • 1.3 Модификации танков Т-64
      • 1.4 Спецмашины на базе танка Т-64
    Страна:СССР
    Тип:Основной боевой танк
    Дата выпуска:1966 г.
    Длинна:6540 мм (по корпусу)
    Ширина:3415 мм
    Высота:2170 мм
    Броня, лоб:80-105 мм
    Броня, борт:80 мм
    Броня, башня:40-150 мм
    Экипаж:3 человека
    Двигатель:двигатель 5ТДФ, 700 л. с.
    Дальность хода:до 600 км
    Максимальная скорость:60,5 км/ч
    Масса:39 тонн
    Вооружение:Пушка: 125-мм Д81ТМ, курсовой пулемет 7,62-мм ПКТ , зенитный пулемет: 12,7 мм НСВТ «Утес». Также оснащен ракетным комплексом 9К112 «Кобра» и системой пуска дымовых гранат «Туча»-2.

    Характеристики приведены для танка Т-64Б, в полной мере «основного» танка. 

    К началу 60-х годов 20-го века стало ясно, что средние танки созданные на основе концепции Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования. Хотя они и оставались вполне современными для того времени машинами, для будущих конфликтов они уже не годились, было ясно — в ближайшее время их должна заменить в войсках совершенно другая машина.

    Создание танка Т-64

    Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А. А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием «объект 430» и должен был оснащаться 100 -мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62-мм курсовым пулеметом СГМТ, и 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ. Двигатель и ходовая часть машины были совершенно новыми.

    Три первые экземпляра объекта 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 и поступили на испытания на полигон в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части и итоговый вывод получился крайне не утешительным — новая машина в целом не превосходила уже имеющиеся Т-54.

    Чертеж основного боевого танка Т-64 с противокумулятивной броней

    В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту «объект 430». В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название «объект 435«.

    Новый танк был намного лучше предшественника и в начале 1961 г. конструкторы получили тактико — техническое задание на разработку среднего танка на основе проектов 430 и 435.

    Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название «объект 432» в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны.

    Серийное производство объекта 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г., ещё до официального принятия танка на вооружение. В 1966 году его наконец приняли на вооружение официально, как «средний танк Т-64«.

    Т-64 — от среднего танка к основному

    В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик.

    Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием «объект 434» и была принята на вооружение в мае 1968 под названием Т-64А.

    Танк Т-64А выпуска 1973 года

    В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А с новой 125-мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем, комплексом управляемого ракетного вооружения и более мощным двигателем 6ТД.

    В 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название «основной боевой танк Т-64Б«. Танк совмещал качества среднего и тяжелого танков, и фактически был первым в классе совершенно новых боевых машин — основного боевого танка.

    Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 — 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты «Контакт», состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Все танки ранних выпусков были доведены до их уровня в ходе модернизаций.

    Основной боевой танк Т-64

    Модификации танков Т-64

    • объект 432 — танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг. , произведено 272 машины;
    • средний танк Т-64 — серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;
    • средний танк Т-64А — серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;
    • средний танк Т-64Р — танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;
    • танк Т-64АК — командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;
    • основной боевой танк Т-64Б «Сосна» — модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;
    • основной боевой танк Т-64Б-1 — модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;
    • танк Т-64БК — командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;
    • основной боевой танк Т-64БВ — модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты «Контакт»;
    • танк Т-64БВК — командирский вариант танка Т-64БВ;

    Также, на базе Т-64 был создан и первый в мире основной боевой танк с газотурбинной установкой в качестве двигателя — Т-80.

    Спецмашины на базе танка Т-64

    • многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т
    • путепрокладчик БАТ-2
    • котлованная машина МДК-3
    • плавающий гусеничный транспортер ПТС-2
    • самоходный паром ПММ -2М.

    На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций.

    Танк Т-64

    Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство Т-64БВМ продолжалось на Украине вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана.

    В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной.

     

    Однако как бы там не было, Т-64 это танк-первооткрыватель, машина, опередившая свое время и по сути, как и Т-34 ранее, заложившая фундамент для развития танкостроения в нашей стране на десятилетия вперед.


    источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

    Основной боевой танк Т-64 | Military-Today.com


    Т-64Б
    Страна происхождения Советский Союз
    Поступил на службу 1976
    Экипаж 3 мужчины

    Размеры и вес
    Вес 39т
    Длина (пистолет вперед) 9,23 м
    Длина корпуса

    6,54 м

    Ширина

    3,41 м

    Высота 2,17 м
    Вооружение
    Основное орудие 125 мм гладкоствольный
    ПТРК Кобра
    Пулеметы 1 х 7,62 мм, 1 х 12,7 мм
    Диапазон высот — от 6 до + 14 градусов
    Диапазон перемещения 360 градусов
    Боеприпасы
    Основное орудие 36 патронов
    ПТРК 4 ракеты
    Пулеметы 300 х 12,7 мм, 1 250 х 7,62 мм
    Мобильность
    Двигатель 5ТДФ дизель
    Мощность двигателя 700 л. с.
    Максимальная скорость по дороге 60 км/ч
    Диапазон 500 — 600 км

    Маневренность
    Градиент 60%
    Боковой откос 40%
    Вертикальная ступенька 0,8 м
    Траншея 2,72 м
    Фординг 1,4 м
    Фординг (с подготовкой) 5 м

     

    Разработка
    Строительство основного боевого танка Т-64 началось в 1954. Первая постановка
    танки были поставлены Советской Армии в 1963 году. Официально это
    принят только в 1967 г. Публично обнародовано в 1970 г. Более 6 000
    этих ОБТ всех модификаций было построено. Некоторые источники сообщают, что
    всего было построено 13 100 танков серии Т-64. Во время своего
    введение Т-64 был очень совершенным танком, но имел ряд недостатков.
    существенные недостатки. Никогда не вывозился за пределы СССР.
    Союз. В настоящее время состоит на вооружении Украины (~ 1 500) и
    Узбекистан (100). В России было несколько тысяч танков Т-64.
    хранения, однако некоторые источники сообщают, что к 2013 году большинство из них
    был списан. Некоторые источники также сообщают, что в начале 2000-х гг.
    около 10 таких танков были тайно поставлены из Узбекистана в
    Ангола. В 2013 году Украина продала Конго 50 танков. Это был первый
    официальная экспортная продажа этого танка. С 2014 года модернизирован украинский
    Армейские танки Т-64 принимали участие в боевых действиях в ходе продолжающегося военного конфликта в
    Украина. Также с 2014 года большое количество излишков российских Т-64
    танки были поставлены пророссийским сепаратистам на востоке
    Украина.

    У Т-64 было
    улучшенная бронезащита по сравнению с предыдущими советскими танками.
    Это был первый советский танк, в котором использовалась керамическая композитная броня.
    Т-64 оснащен защитой от РХБ и системой автоматического пожаротушения.
    системы.

    Исходный
    серийный вариант Т-64 был вооружен полностью стабилизированным 115
    пушка мм. По сути, это был тот же пистолет, что и на предыдущем
    Т-62
    средний танк. Первоначальный серийный вариант Т-64 считается
    средний танк из-за своего калибра. Он не был построен в больших количествах.
    Т-64 стал первым советским танком, оснащенным автоматом заряжания.
    В то время такой функцией обладал только шведский STRV-103.
    автомат заряжания позволил сократить экипаж, так как заряжающего больше не было
    обязательный. Сокращение экипажа позволило уменьшить размер корабля.
    башня. Т-64 стреляет фугасными, осколочно-фугасными снарядами и APFSDS. Максимальная скорость
    Скорострельность составляла до 10 выстрелов в минуту.

    Исходный
    серийный вариант Т-64 был оснащен одним спаренным 7,62
    пулемет мм. У него не было установленного на крыше пулемета. С 1972 года эти
    танки снабжались установленной на крыше дистанционно управляемой 12,7-мм
    тяжелый пулемет.

    Этот танк
    имеет экипаж из трех человек, включая командира, наводчика и водителя.

    Исходный
    серийный вариант Т-64 оснащался 4ТПД с оппозитным расположением поршней.
    дизельный двигатель, развивающий 700 л.с. Это был советский неудачник
    попытка скопировать силовой агрегат англичан
    Вождь. На более поздних моделях
    его заменили на обновленные двигатели 5ТД и 5ТДФ. Эти двигатели
    были компактнее за счет оппозитной конструкции, имели большую мощность
    вывод, однако они были заведомо ненадежны. Двигатель
    отсек Т-64 почти в два раза меньше, чем у танка
    Т-55.
    Т-64 может работать на различных видах топлива, включая дизельное топливо, бензин, реактивное топливо или
    керосин. Расход топлива у танка 170-200 литров/100 км.
    при движении по дорогам с твердым покрытием и 300-450 л/100 км при
    проезд по полевым дорогам. Дополнительные топливные баки могут быть установлены для увеличения
    максимальный запас хода около 700 км. Танк Т-64 оснащен
    с комплектом для глубокого брода. Он может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.

    В это время
    К моменту своего появления Т-64 был очень продвинутой машиной. На
    с другой стороны, его было дорого строить и хлопотно обслуживать. А
    менее способный, но дешевый и надежный
    Танк Т-72
    был представлен через пару лет. Т-72 выпускался в г.
    тысячи. Это была рабочая лошадка Советской Армии. Производство
    численность Т-64 была меньше и это была скорее сила
    множитель. Изначально у Т-64 были некоторые преимущества в управлении огнем, но
    это уменьшилось с появлением улучшенных версий Т-72.
    В настоящее время танк Т-64 устарел.

    Варианты

    Т-64А
    улучшенная версия. Советские военные власти не были впечатлены
    с исполнением 115-мм орудия. Так появилась улучшенная версия
    развитый. Он был вооружен новой 125-мм гладкоствольной пушкой. Этот пистолет
    мог пробить лобовую броню современного западного основного сражения
    танки, такие как Чифтен,
    Леопард 1,
    и М60.
    Кроме того, Т-64А имел улучшенную бронезащиту. Его передняя дуга
    обеспечивалась защита от 100-мм боеприпасов. Он был оснащен
    установленный на крыше дистанционно управляемый 12,7-мм пулемет. Т-64А считается
    как первый советский основной боевой танк. Максимальная скорострельность составляла 6-8 выстрелов.
    раундов в минуту. Двигатель Т-64А был оснащен ограничителем оборотов.
    для продления срока его службы. Максимальная скорость по дороге была снижена
    до 60 км/ч. Т-64А имел боевую массу 38 т. Улучшенный
    Т-64А был надежнее исходного Т-64. Мелкосерийное производство Т-64А
    как сообщается, началось в 1969. Он был официально принят
    Советской Армии в 1973 году. В отличие от оригинального Т-64, Т-64А производился в
    большие числа. Существование этого танка было впервые обнародовано
    только в 1987 году. Хотя об этом знали западные спецслужбы
    танк еще в начале 1970-х, а то и раньше.

    Т-64АК
    командирский танк. Он был оснащен дополнительными радиостанциями и наземным ТНА-3.
    система навигации. Боекомплект был уменьшен до 28 выстрелов. Этот
    танк был официально принят на вооружение в 1973 рядом с Т-64А.

    Т-64АМ
    оснащен дизельным двигателем 6ТД мощностью 1 000 л.с. Он вошел
    службу в 1983 году.

    Т-64Б основной
    Боевой танк разрабатывался как более мощная версия Т-64А. Это
    может стрелять противотанковыми управляемыми ракетами «Кобра» так же, как
    обычные боеприпасы. Ракеты имеют максимальную дальность 4000 м и
    вероятность попадания около 80%. Ракета пробивает 650-700 мм.
    катаная гомогенная броня. Этот танк был принят на вооружение в 1976.
    Советы рассматривали это как средство умножения силы. Всего произведено
    447 таких танков. Некоторые источники сообщают, что в начале 2000-х гг.
    10 таких танков были доставлены из Узбекистана в Анголу.

    Т-64Б1 был
    принят на вооружение вместе с Т-64Б в 1976 г. Аналогичен
    Т-64Б, но не имеет возможности пускать противотанковые ракеты.
    Производство составило 437 танков.

    Т-64Б1К
    командирский танк. Судя по всему, это вариант командирского танка.
    Т-64Б1.

    Т-64БК
    командирский танк. Он был оснащен дополнительным радио и навигацией.
    оборудование. Вступил в строй в 1976 году. Использовался подразделениями, оснащенными
    с танками Т-64Б и Т-64Б1.

    Т-64БМ
    оснащен дизельным двигателем 6ТД мощностью 1 000 л.с. Он был произведен
    между 1983 и 1985 годами. Этот двигатель также был модернизирован на некоторых
    старые танки Т-64 в процессе ремонта и модернизации.

    Т-64Б1М
    вариант Т-64Б1, оснащенный дизелем 6ТД, развивающим 1 000 л.с.
    Это была не только модернизация существующего танка. Этот танк тоже был
    недавно построенный между 1983 и 1985 г. В 2013 г. Украина подписала
    контракт на продажу в общей сложности 50 танков Т-64А, модернизированных до Т-64Б1М.
    стандарт для Конго. Поставки завершены в 2016 году.

    Т-64БВ с
    улучшенная броня и надстройка «Контакт» с динамической защитой. это
    оснащен в общей сложности 179 блоками ERA, которые обеспечивают защиту
    против кумулятивных снарядов. Производство этого танка началось в 1985 году.
    При ремонте и модернизации старых Т-64Б, Т-64Б1, Т-64БМ и
    Танки Т-64Б1М также были дооснащены фугасно-реактивным двигателем «Контакт».
    броня для повышения их защиты.

    Т-64БВК — это
    вариант командирского танка Т-64БВ.

    Т-64БМ
    Булат украинская модернизация танка Т-64Б. Улучшена защита
    за счет установки новой модульной навесной динамической защиты Нож.
    Булат оснащен новой системой управления огнем украинского производства.
    Т-84 ОБТ.
    Он также оснащен новым двигателем 5ТДФМ мощностью 850 л.с. или 6ТД-1,
    развивающий 1 000 л.с. Первые модернизированные танки были доставлены в
    Украинская Армия в 2005 году.

    Т-64Э а
    Украинская модернизация Т-64БВ, ориентированная специально на экспорт
    клиенты. Защита улучшена. Он оснащен Duplet
    (Нож-2) ВДЗ нового поколения. Танки это
    также оснащен улучшенным и более мощным двигателем 5TDFE, развивающим
    850 л.с. Он также имеет новые прицелы и улучшенную систему управления огнем.

    Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-64. Это украинская конверсия.
    основного боевого танка Т-64А. Башня снята и
    машина была оснащена передним бульдозерным отвалом, краном, эвакуатором
    лебедка и другие инструменты. Похоже, что только один прототип этого
    транспортное средство есть.

    МТ-64
    бронированный мостоукладчик. Иногда его называют МТУ-64. Это
    Украинская переделка основного боевого танка Т-64А с башней
    снят и оснащен штурмовым мостиком ножничного типа. Кажется, что
    существует только один прототип этого автомобиля.

    Т-80 это
    дальнейшее развитие танка Т-64 с высокими характеристиками.
    газотурбинный двигатель, развивающий 1 000 л.с. Он был произведен вместе
    Т-64 и
    Танки Т-72.

    Советское оружие Украина повернулась против России

    Опубликовано вРуководство по оружию и снаряжению

    Когда-то Украина производила этот боевой танк для России, но теперь использует Т-64 для уничтожения российских войск.

    Джон Гуттман

    Основной танк Т-64 украинской армии. Создан в начале 1960-х годов Харьковским конструкторским бюро Морозова

    .
    Поделиться этой статьей

    Это оружие, которое Украина делала для российских солдат. Но теперь Украина повернула танк Т-64 против своих бывших товарищей — и доказала, что этому танку времен холодной войны еще есть что побороть.

    Советское происхождение Т-64

    Когда Советский Союз распался в 1991 году, в нем осталось три танкостроительных предприятия. Два из них в Российской Федерации находились в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где поддерживалось производство Т-80, и в Нижнем Тагиле, где производился относительно простой и недорогой Т-72 и его преемник, разработанный в России, Т-80. -90. Оставшийся завод в украинском городе Харькове, Украина, производил самый инновационный и проблемный танк конца 20 -го века: Т-64.

    Главный конструктор Т-64 Александр Морозов ранее прославился двумя необычайно простыми, но эффективными танками — Т-34 и Т-54. Т-64, напротив, стремился получить качественное превосходство на поле боя с беспрецедентной изобретательностью, такой как компактное расположение двигателя и автомат заряжания для его 125-мм гладкоствольной пушки, которая могла стрелять снарядами или противотанковыми ракетами. В сумме они создали танк весом всего 38 тонн с экипажем из трех человек, способный (теоретически) противостоять стандартным четырехместным основным боевым танкам западной оппозиции. Когда он поступил на вооружение в 1964, Т-64 использовался исключительно советскими танковыми полками, и его технические детали долгие годы были засекречены.

    Также до поры до времени держалась в секрете поразительная частота, с которой его технологические новшества давали сбои в полевых условиях, в том числе склонность автомата заряжания «съедать» левое оружие недостаточно внимательных стрелков. Относительно скромные 13 000 Т-64, построенные в период с 1964 по 1987 год, отражали трудности танков и их стоимость — на 40 процентов больше, чем у более простого Т-72, ​​который был разработан, чтобы дополнить и в конечном итоге затмить его в советском использовании, а также доминировать в международных продажах.

    ПОЛУЧИТЕ ВЕЛИКИЕ СКАЗКИ ИСТОРИИ — ПРЯМО В СВОЙ ЯЩИК

    Подпишитесь на нашу HistoryNet сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждую среду.

    Становление посткоммунистического танка

    Когда послевоенный Советский Союз превратился из единой коммунистической империи в разношерстную группу независимых государств, это поставило их всех в тяжелейшее экономическое положение, но их вооруженные силы были хорошо вооружены. В случае Украины в ее арсенале было большинство произведенных Т-64 и все еще действующий завод. Поскольку отношения с Россией обострились, украинцы стремились обойтись модернизацией имевшейся у них бронетехники.

    Помимо устаревающего Т-64БВ, украинцы усовершенствовали базовую конструкцию Т-62БМ «Булат», оснащенного 850-сильным дизельным двигателем 5ТДФМ, способным развивать максимальную скорость 70 километров в час (43 мили в час). и дальность 385 километров (239 миль). Это увеличение мощности компенсировало улучшения, которые в сумме составили 45 тонн.

    Его 125-мм пушка 9К119Свирь (обозначение НАТО AT-11 Sniper) стреляет различными снарядами и ракетами и оснащена усовершенствованным автоматом заряжания, хотя, как сообщается, ее система управления огнем уступает предыдущей. Он может стрелять снарядами на дальность 2500 метров (8200 футов) днем ​​и 1500 метров (4,920 футов) ночью. Основное вооружение дополняется спаренным 7,62-мм пулеметом и 12,7-мм зенитным пулеметом.

    Танк защищен накладной пассивной и динамической броней, а также композитной броней в передней части корпуса и башни. Комплект для преодоления бродов позволяет танку преодолевать ручьи глубиной до пяти метров.

    КТО ИСПОЛЬЗУЕТ Т-64С?

    На момент обретения независимости Украина имела около 2000 Т-64, 1000 Т-72 и 300 Т-80. У России также было несколько Т-64, как и у Узбекистана, в дополнение к которым 25 попали в Демократическую Республику Конго.

    Первые модернизированные Т-64БМ «Булаты» были обнаружены в 1999 году, поступили на вооружение Украины в 2005 году и вступили в боевые действия в 2014 году, когда русские начали поддерживать боевиков на востоке Украины. Украина на тот момент имела в строю 720 Т-64БВ и Т-64БМ, еще 600 находились в резерве. Сообщается, что значительное количество украинских танков стало жертвой повстанцев, вооруженных противотанковым оружием пехоты, что свидетельствует о том, что они были так же уязвимы для этого оружия, как и их российские аналоги.

    украинский Т-64 против российского Т-64

    Когда Россия начала вторжение в 2022 году, Украина, хотя и имела численное превосходство в целом, направила все имеющиеся у нее танки на то, чтобы вступить в бой, а затем отбросить российскую армию. Т-64БВ составляли основную часть их наступательной брони, хотя русские использовали некоторые из своих меньших запасов старых, но все же смертоносных машин. По состоянию на 29 апреля украинцы потеряли 110 Т-64БВ, а 25 апреля русские сообщили о подбитии своего первого Т-64БМ. Русские, в свою очередь, за тот же период потеряли 16 своих Т-64БВ.

    По состоянию на середину мая 2022 года контратакующие украинские силы отбросили русских от Харькова. Несомненно, построенные там Т-64 были в авангарде этих усилий. Столь же вероятно, что унаследованные от Украины усовершенствованные танки будут задействованы в будущих операциях.

    журналы historynet

    Наши 9 самых продаваемых изданий по истории содержат подробное повествование и знаковые образы, чтобы привлечь внимание и рассказать о людях, войнах и событиях, которые сформировали Америку и мир.

                                                                                                                      

    Поделиться этой статьей

    Информация для цитирования

    APAMLAHarvardVancouverChicagoIEEE

    Джон Гуттман (25.