СОЛОВЬЁВ Павел Александрович — Яркипедия

СОЛОВЬЁВ Павел Александрович (26 июня 1917, д. Алекино Иваново-Вознесенской губ. — 13 октября 1996, Пермь) — конструктор авиационных двигателей, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Выпускник Рыбинского авиационного института.


1 фото



Смотреть фотогалерею
1 фото

Павел Александрович Соловьёв. Фото с сайта ПАО «ОДК — Сатурн»

из

Павел Соловьёв родился в крестьянской семье. В 1934 году окончил 9 классов средней школы и поступил в Рыбинский авиационный институт.

После окончания института в апреле 1940 года был направлен в Пермь на работу конструктором в ОКБ-19 (сейчас — АО «ОДК-Авиадвигатель»). С 1942 — начальник конструкторской бригады, с 1944 — ведущий конструктор. В годы Великой Отечественной войны под руководством выдающегося конструктора Аркадия Дмитриевича Швецова. занимался доработкой и совершенствованием двигателя М-82 для истребителей Лавочкина. После войны руководил бригадой конструкторов по разработке двигателя М-84, работал и над другими двигателями.

В 1948 году Соловьёв был назначен заместителем главного конструктора, в 1953-м, после смерти А. Д. Швецова, — главным конструктором ОКБ-19. Руководил созданием первого советского вертолётного газотурбинного двигателя Д-25 В для вертолётов Ми-6 и Ми-10 (1959), его коренной модификации Д-25ВК для вертолета Ми-12 и винтокрыла Ка-22, первого советского турбореактивного двухконтактного двигателя Д-20П для скоростного пассажирского самолёта Ту-124 (1959), высокоэкономичного турбореактивного двигателя Д-30 для самолёта Ту-134 (1967), двигателей Д-30КУ для лайнеров Ил-62М и Ту-154М (1971), Д-30КП для военно-транспортного самолёта Ил-76 (1972), многих других.

За выдающиеся заслуги в выполнении заданий правительства по созданию новых авиационных двигателей закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года Соловьёву Павлу Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В начале 1970-х гг. производство серии двигателей Д-30КУ было передано на Рыбинский моторостроительный завод (ныне — ПАО «ОДК — Сатурн»). Осваивать производство заводу помогал сам П. А. Соловьёв. Его двигатели изготавливаются на предприятии до сих пор.

С апреля 1981 года П. А. Соловьёв — генеральный директор НПО «Авиадвигатель» в Перми. В 1988 году запущены в серийное производство сразу два созданных им новейших авиадвигателя: двухконтурный двигатель с форсажной камерой и регулируемым соплом Д-30Ф6 (родоначальник семейства таких двигателей, получивших широкое развитие в мировом авиационном моторостроении; первый советский двигатель с цифровой электронной системой регулирования и бортовой электронной системой контроля технического состояния ПС-90А. Эти двигатели устанавливаются на авиалайнерах Ил-96−300, Ту-204, Ту-214.

И сегодня около 40% отечественной гражданской авиации летает на двигателях П. А. Соловьёва. Установлены соловьёвские авиадвигатели и на боевых машинах, например на истребителе-перехватчике МиГ-31.

П.А. Соловьёв — автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Имеет 8 авторских свидетельств на изобретения. Много внимания уделял преподавательской работе: был заведующим кафедрой авиационных двигателей Пермского политехнического института.

Депутат Верховного Совета РСФСР 8−11 созывов (1970−1989).

С 1988 года — советник-консультант в НПО «Авиадвигатель». Продолжал активную деятельность. Жил в Перми. Скончался 13 октября 1996 года.

Звания и награды:

Член-корреспондент Академии наук СССР (1981). Доктор технических наук (1967). Профессор (1960). Ленинская премия (1978). Государственная премия (1968). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Почётный авиастроитель. Почётный гражданин Перми (1987).

Награждён четырьмя орденами Ленина (1957, 1966, 1976, 1982), орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть», другими медалями.

В его честь названа улица в Перми. Памятники Герою установлены в Перми и Рыбинске — возле главной проходной ПАО «ОДК — Сатурн». Имя Соловьёва присвоено Рыбинскому государственному авиационному техническому университету.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

ПС-90А

  • История
  • Модификации
  • Характеристики

Турбореактивный двухконтурный малошумный двигатель.

Двигатель ПС-­90А – одно из важнейших достижений российского авиационного моторостроения 90­-х годов ХХ века.

Это унифицированный, маршевый, турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом тяги в наружном контуре.

Уже более 25 лет ПС-­90А остается единственным в России двигателем четвертого поколения для отечественной магистральной авиации.

В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель с тягой 16 000 кгс для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96. Победу одержали пермяки: испытания Д-90А показали преимущество пермского двигателя по удельному расходу топлива и массе и обеспечили победу в конкурсе. В 1987 году двигателю было присвоено имя создателя, и он стал называться ПС-90А (ПС – Павел Соловьев).

Двигатель ПС-­90А стал пионером по использованию узлов из полимерных композиционных материалов. Применение на двигателе звукопоглощающих конструкций второго поколения позволило самолетам с ПС­-90А и его модификациями снизить уровень шума до самых современных нормативов и обеспечить им возможность летать во все аэропорты мира без ограничений.

Двигатель ПС-90А-76 создан в 2003 году для новых грузовых самолетов семейства Ил­76МД-90, а также для модернизации имеющегося авиапарка Ил-76 с целью повышения эффективности их применения и обеспечения соответствия современным нормам по эмиссии и по шуму самолета на местности.

В 2017 году специальная модификация двигателя ПС-90А-76 создана и установлена на новейший многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100.

Двигатель ПС-90А1 создан в 2007 году для широкофюзеляжного транспортного самолета Ил-96-400Т. Главная особенность двигателя ПС­90А1 – увеличенная до 17 400 кгс тяга взлетного режима. Двигатель имеет малоэмиссионную камеру сгорания и звукопоглощающие конструкции второго поколения. Степень унификации с базовым двигателем ПС­90А составляет 98 %.

Двигатель ПС­90А2 создан в 2009 году для среднемагистрального пассажирского самолета Ту­204СМ и имеет глубокую модернизацию относительно ПС-90А (новая турбина высокого давления, новая система автоматического управления, новые трансмиссионные подшипники и опоры). По сравнению с базовым двигателем ПС­90А2 обладает рядом преимуществ, в числе которых уменьшение трудоемкости обслуживания, увеличение ресурса основных деталей.

Тяга на взлетном режиме: 16000 кгс

Тяга на крейсерском режиме: 3500 кгс

Удельный расход топлива: 0,595 кг/кгс·ч

Степень двухконтурности m=4,4

Температура газа ТСА макс=1640К

Высота полета: до 13100 м

Высота запуска в полете: 7 000 м

Температура воздуха у земли для запуска и работы: –47. ..+45°C

Высотность аэродромов: до 3500 м

Сухая масса: 2950 кг

Поставочная масса: 4300 кг

Длина двигателя: 4964 мм

Диаметр вентилятора: 1900 мм

russia — Чем современные российские реактивные двигатели отличаются от западных?

Диапазон 200 кН

Они не обязательно должны быть позади. Если сравнивать яблоки с яблоками, то ближайшей аналогичной тягой к Авиадвигателю ПС-90А1 (171 кН) является General Electric CF6-6 (185 кН), но CF6-6 старше на 20 лет, так что это несправедливо.

По сравнению с этими двумя самолетами PA-90 имеет лучший удельный расход топлива в крейсерском режиме: 0,595 против 0,646 фунт/ч/фунт-сила. Также коэффициенты двухконтурности (BPR) составляют 4,4 и 5,76 соответственно. Таким образом, даже при более низком BPR, что обычно подразумевает более высокий SFC, это не так.

 ПС-90А1 CF6-6 PW2040
Год 1992 1971 1981
Тяга 171 кН 185 кН 178 кН
SFC (крейсерский) 0,595 0,646 0,582
БНР 4,4 5,76 5,9
Соотношение мощности к весу 5,9:1 5,08:1 5,57:1
ОПР 35,50 25,2 27,6
 

Низкий BPR, но также и низкий SFC, высокий коэффициент общего давления (OPR) и высокое отношение мощности к массе — все это намекает на усовершенствованный двигатель.

Например, вариант A2 был разработан «в сотрудничестве с Pratt & Whitney». Если бы мне пришлось угадывать, это потому, что PS-90 заполняет пробел в диапазоне тяги, исчезнувший с тех пор, как ETOPS привел к упадку тройников и квадроциклов. В настоящее время наиболее распространенная тяга составляет 100-120 кН для узкофюзеляжных, а последние большие реактивные двигатели — 350+ кН.

Большие

Мы не видели двухреактивных широкофюзеляжных самолетов из России, скажем, таких как 777 или А330. Если этот день наступит, и они решат построить двигатель, а не отдавать его на аутсорсинг, тогда у нас будет лучшее сравнение с тем, что доступно от большой тройки — GE, P&W и RR — в диапазоне большой тяги.

Диапазон 100 кН

Меньший Авиадвигатель ПД-14 все еще находится в разработке, и он находится в диапазоне 120 кН. Википедия говорит, что его SFC составляет 0,526, что сравнимо с CFM56 (не новой моделью LEAP), я не уверен, насколько надежна эта цифра, потому что ссылки не показывают эту цифру, вместо этого они говорят:

10-15% [улучшение] по сравнению с другими современными двигателями аналогичного диапазона тяги и области применения.

И планируется выпуск редукторно-ТРДД, поэтому они хотят составить конкуренцию PW1000G.

Военный (пустяки)

Кузнецов НК-32 по сей день остается «самым большим и мощным двигателем, когда-либо устанавливавшимся на боевые самолеты».


РЭ комментарий к ТБО:

  • ПС-90А:

В 1997 г. получено Дополнение к Сертификату типа двигателя о допущении эксплуатации авиационных двигателей в полевых условиях по техническому состоянию без фиксированных норм межремонтной наработки (МТР).

ПС-90А стал первым отечественным авиадвигателем, наработавшим более 9000 часов без демонтажа — двигатель, установленный на Ил-96-300 Аэрофлота, наработал 9936 часов (источник).

  • CF6-80 (что смог найти):

… многие модели CF6-80 выдерживают два или более визита в мастерскую с интервалом капитального ремонта от 10 000 часов. для ближнемагистральных перевозок до 40 000 часов. для тех, кто в дальнем пути (источник).

Опять же, сопоставимо.

RE комментарий для Википедии Цифры SFC:

Это проблема с Википедией, они смешивают и сопоставляют уровень моря и круиз SFC. Ссылки / цифры, которые я уже включил в ответ, относятся к круизному SFC, которые вы можете сравнить. Здесь возникает вопрос о том, как SFC изменяется с высотой и скоростью. Итак, чтобы сравнивать, нужно сравнивать цифры из одной и той же ситуации.


По теме: Почему российские самолеты продаются не так дорого, как их европейские/американские аналоги?

Объединенная двигателестроительная корпорация — Двигатель ПС-90А

  • Компания
    • О компании
  • ОДК Интерпартс
  • Новости

ОАО «Девелопмент «Авиадвигатель»

Серийное производство ОАО «Пермский моторный завод»

Унифицированный базовый ТРДД двухконтурный двухвальный двигатель со смешением потоков внешнего и внутреннего контура, реверсом во внешнем контуре и системой шумоподавления.

Использование:

  • Самолет Ил-96-300ПУ Президента Российской Федерации;
  • дальнемагистральных широкофюзеляжных гражданских самолетов Ил-96-300;
  • дальнемагистральных гражданских и грузовых самолетов Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214 и их модификации.

Аттестован в 1992 г. В эксплуатации с 1993 г. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию и не имеет ограничений по межремонтному и общеэксплуатационному (назначенному) ресурсу. Соответствует нормам выбросов, установленным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в 2008 году, и обеспечивает соответствие нормам ИКАО (глава 4) по шуму.

Двигатель ПС-90А1

Модификация ПС-90А

Серийное производство

ОАО «Пермский моторный завод»

Применение: дальнемагистральный широкофюзеляжный грузовой самолет Ил-96-400Т.

Сертифицирован в 2007 г. В эксплуатации с 2007 г. Уровень унификации с базовыми двигателями ПС-90А 98%. Соответствует нормам ИКАО по излучению 2008 года, обеспечивает соответствие нормам ИКАО (глава 4) по шуму.

Двигатель ПС-90А2

Модификация ПС-90А

Серийное производство

ОАО «Пермский моторный завод»

Применение:

  • Среднемагистральные гражданские и грузовые самолеты Ту-204СМ, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204, Ту-214 и их модификации.

Разработан ОАО «Авиадвигатель» совместно с Pratt & Whitney (США).
Сертифицирован в 2009 году по АР-33. Соответствует нормам выбросов ИКАО 2008 года. Самолеты с двигателями ПС-90А2 соответствуют нормам ИКАО 2006 г. по шуму (глава 4).

По сравнению с базовыми двигателями:

  • безопасность повышена в 1,5-2 раза;
  • значительное снижение стоимости жизненного цикла;
  • снижение сложности обслуживания в 2 раза.

Двигатель ПС-90А-76

Модификация ПС-90А

Серийное производство

ОАО «Пермский моторный завод»

ЕГЭ:

  • Модернизация существующего парка самолетов Ил-76МД/ТД;
  • Самолеты военно-транспортные Ил-76МД-90, Ил-76МФ;
  • Коммерческие грузовые самолеты Ил-76ТД-90, Ил-76ТФ.

Сертифицирован в 2003 г. Применяется с 2003 г. Соответствует нормам эмиссии ИКАО 2008 г. и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (глава 4) по шуму.

Имеет ряд преимуществ по сравнению с двигателем Д-30КП, таких как:

  • Снижает эксплуатационные расходы в 1,7 раза;
  • Повышает надежность силовой установки в 1,5 — 2 раза;
  • Снижает расход топлива на 13–17 %.

Основные характеристики двигателя

Индикатор ПС-90А ПС-901 ПС-902 ПС-90-76
Тяга взлетная (t 730 мм Торр H=0), кгс 16 000 17 400 16 000 14 500
Тяга на крейсерском режиме (=11 км, =0,8), кгс 3 500 3 500 3 500 3500
Удельный расход топлива (с реальной форсункой), кг/кгсч 0,595 0,595 0,595 0,595
Высота полета, м 13 100 13 100 13 100 13 100
Температура земли для запуска и работы, -47.