Содержание
ПС-90А
- История
- Модификации
- Характеристики
Турбореактивный двухконтурный малошумный двигатель.
Двигатель ПС-90А – одно из важнейших достижений российского авиационного моторостроения 90-х годов ХХ века.
Это унифицированный, маршевый, турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом тяги в наружном контуре.
Уже более 25 лет ПС-90А остается единственным в России двигателем четвертого поколения для отечественной магистральной авиации.
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель с тягой 16 000 кгс для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96. Победу одержали пермяки: испытания Д-90А показали преимущество пермского двигателя по удельному расходу топлива и массе и обеспечили победу в конкурсе. В 1987 году двигателю было присвоено имя создателя, и он стал называться ПС-90А (ПС – Павел Соловьев).
Двигатель ПС-90А стал пионером по использованию узлов из полимерных композиционных материалов. Применение на двигателе звукопоглощающих конструкций второго поколения позволило самолетам с ПС-90А и его модификациями снизить уровень шума до самых современных нормативов и обеспечить им возможность летать во все аэропорты мира без ограничений.
Двигатель ПС-90А-76 создан в 2003 году для новых грузовых самолетов семейства Ил76МД-90, а также для модернизации имеющегося авиапарка Ил-76 с целью повышения эффективности их применения и обеспечения соответствия современным нормам по эмиссии и по шуму самолета на местности.
В 2017 году специальная модификация двигателя ПС-90А-76 создана и установлена на новейший многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100.
Двигатель ПС-90А1 создан в 2007 году для широкофюзеляжного транспортного самолета Ил-96-400Т. Главная особенность двигателя ПС90А1 – увеличенная до 17 400 кгс тяга взлетного режима. Двигатель имеет малоэмиссионную камеру сгорания и звукопоглощающие конструкции второго поколения. Степень унификации с базовым двигателем ПС90А составляет 98 %.
Двигатель ПС90А2 создан в 2009 году для среднемагистрального пассажирского самолета Ту204СМ и имеет глубокую модернизацию относительно ПС-90А (новая турбина высокого давления, новая система автоматического управления, новые трансмиссионные подшипники и опоры). По сравнению с базовым двигателем ПС90А2 обладает рядом преимуществ, в числе которых уменьшение трудоемкости обслуживания, увеличение ресурса основных деталей.
Тяга на взлетном режиме: 16000 кгс
Тяга на крейсерском режиме: 3500 кгс
Удельный расход топлива: 0,595 кг/кгс·ч
Степень двухконтурности m=4,4
Температура газа ТСА макс=1640К
Высота полета: до 13100 м
Высота запуска в полете: 7 000 м
Температура воздуха у земли для запуска и работы: –47…+45°C
Высотность аэродромов: до 3500 м
Сухая масса: 2950 кг
Поставочная масса: 4300 кг
Длина двигателя: 4964 мм
Диаметр вентилятора: 1900 мм
ПС-90а – моторы, на которых летает борт №1
Авиадвигатель ПС-90А – настоящий «трудяга», серийно выпускаемый мотор с огромным суммарным налетом. При этом на сегодня в России нет никаких проблем с производством модели и нескольких ее модификаций. Эти двигатели устанавливаются на самолеты Ту-204, Ил-96 (в т. ч. транспортный вариант), Ил-76, Ту-214 и другие. Надежность ПС подтверждает факт его использования на президентском борту №1. Интересна расшифровка аббревиатуры, которая носит двоякий характер. Изначально в названии двигателя использовались первые буквы имени и фамилии конструктора Павла Соловьева (ОКБ названо в его честь). Почему-то сегодня «ПС» иногда расшифровывают так – «перспективный серийный». Как создавался двигатель и что о нем можно сказать сегодня?
Имя конструктора Павла Соловьева носит один из военных самолетов. Фото: YouTube.com
Немного истории
Ближе к концу 70-х согласно вышедшему Постановлению Совмина СССР советские конструкторские бюро стали разрабатывать новый среднемагистральный авиалайнер. Тогда уже были в эксплуатации будущий флагман авиации Ту-154 и хорошо себя зарекомендовавший Ту-134. Предполагалось, что на смену первого и придет разрабатываемый Ту-204. Существовало множество проектов, даже рассматривалась идея винтовентиляторного мотора. Но в итоге решено было остановиться на предложении конструкторского бюро им. П. А. Соловьева. Стоит отметить: мотор изначально был предназначен для конкретного летательного аппарата – Ту-204. На первых этапах планировалось установить 3 двигателя: причем велись споры об их компоновке. Был вариант размещения двух силовых установок под крыльями и одной – у хвостового оперения, как, например, у DC-10-30.
Непривычная для советского и российского авиапрома компоновка двигателей на Biman DC-10-30. Фото: YouTube.com
В конечном итоге остановились на двухдвигательной версии. К такому решению «приложил свою руку» новый министр Силаев, считающий, что советский самолет должен соответствовать уже летающими за рубежом представителям сегмента средне- и дальнемагистральных лайнерам типа «Боинг-767» и «Аэрбас-300». Разрабатываемый двигатель тогда имел название Д-90А.
Параллельно с ОКБ Соловьева бюро под руководством Н. Д. Кузнецова тоже вело разработку своего мотора – НК-56, имевшего тягу в 18 тыс. кгс. Его планировалось устанавливать как раз на тяжелые пассажирские и транспортные лайнеры. Но по ряду причин (многие уверены: здесь не обошлось без «подковерных» интриг) в 1983 году проект закрыли.
Предпочтение отдали Д-90А, хотя он обладал меньшей (16 тыс. кгс) тягой. Плюс, потребовалась переделка самолета, который пришлось укоротить. В итоге лайнер получил в названии дополнительный индекс – Ил-96-300, а мотор стал называться Д-90АН. Самолет Ту-204 с этим двигателем впервые взлетел в 1988-м. Годом раньше название мотора переделали в ПС-90А. Его производство поручили предприятию «Пермский моторный завод», где двигатель выпускается серийно с 1989 года. Сертификация была произведена в 1992-м, такую же процедуру прошел Ту-204. Мотор в то время соответствовал всем стандартам ICAO по вредным выбросам и шуму.
Ту-204-100В ждет пассажиров. Фото: YouTube.com
Первичная эксплуатация ПС-90А пришлась на непростые для страны 90-е. Например, вплоть до 2001 года не произвели ни одной силовой установки. Но деятельность по его модернизации не прекращалась. Итогом стало появление множества вариантов мотора. Какие-то из них пошли в серию, другие остались на бумаге.
ПС-90А в разрезе. Фото: YouTube.com
Модификации
Базовый вариант обладает тягой 16 тыс. кгс, расход горючего составляет 0,595 кГ/кгс*ч. Данный агрегат используется на самолетах Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-300ПУ (президентский). Иные версии:
- ✅ ПС-90А1 официально принят в эксплуатацию в 2007 году, соответствует всем стандартам ИКАО, обладает повышенной тягой до 17400 кгс, устанавливается на «транспортник» Ил-96-400Т
- ✅ более экономичный (разница 18-19 %) и менее шумный ПС-90А-76 заменил использовавшийся ранее Д-30КП на лайнере Ил-76
- ✅ ПС-90АЕ, ПС-90АЕ1 и ПС-90АЕ-76, сертифицированные в 2011 году, отличаются более широким эксплуатационным температурным диапазоном (до -30 С°)
О следующей версии ПС, в разработке которой принимали участие несколько стран, стоит рассказать отдельно.
ПС-90А2
Изначально создавался совместно с Pratt & Whitney (США), часть компонентов поставляли предприятия Швейцарии, Швеции, ФРГ и Франции. В итоге удалось увеличить КПД турбины на 3%, расход горючего соответственно снизился, а срок службы лопаток вырос до 10 тыс. часов. Система управления силовой установкой получила новую современную элементную базу. Газы перед турбиной разогреваются до 1546 С°, а тяга увеличилась до 18 тыс. кгс.
ПС-90А2 соответствует жестким стандартам не только по уровню шума и выбросам. Мотор удовлетворяет требованиям ETOPS 180, разработанными для двухдвигательных лайнеров. Это значит, что при поломке одного из агрегатов самолет продержится в воздухе не менее 3-х ч. Трудоемкость ТО мотора снизилась в 2 раза, а значит и затраты на обслуживание стали меньше на 38 %. Новый агрегат поставили на ТУ-204СМ. Договорились с Ираном на поставки самолета. Но увы! Участие американцев в создании авиамотора затруднило выполнение контракта. Они посчитали, что ПС-90А2 имеет двойное назначение и наложили (через международные организации) запрет на экспорт лайнеров в Сирию и Иран.
Взаимодействие с Pratt & Whitney прекратилось в 2011-м, права на технологии, а также контрольный пакет акций были переданы и проданы российской Объединенной двигателестроительной корпорации.
Положение создалось крайне неприятное и выход был найден оригинальный – в РФ приступили к созданию ПС-90А3. По основным характеристикам этот двигатель идентичен предшественнику, но отличается от него установкой вентилятора от ПС-90А. Узел нужен для локализации разрушений при поломке верхней части турбинной лопатки. Это дало возможность сертифицировать ПС-90А3 по нормам годности РФ (НЛГС-3), а не жестким требованиям международных правил АП-33. Т. е. ПС-90А3 может устанавливаться вместо ПС-90А2, если эксплуатанты посчитают замену нужной. Понятно, что поставили модифицированные моторы и самолеты пошли на экспорт.
На Ил-76 возможна установка двигателя ПС-90А3у-76 для замены ПС-90А-76. Фото: YouTube.com
ПС-90А на президентском борту
В «горбачевские», а потом и «ельцинские» времена в период расцвета дружбы между СССР (РФ) и США многим чиновникам приходило в голову мысль купить для президента «Боинг». Но все же решение принято не было. Широкофюзеляжный Ил-96-300 оказался достаточно удачным лайнером. К тому же Boeing стоил немалых денег, а экономические трудности 90-х общеизвестны. Борт №1 имеет взлетную массу 250 т, максимальная скорость превышает 900 км/ч, а дальность полета для серийных образцов составляет 9 тыс. км. Какая она у президентского лайнера, доподлинно неизвестно.
Борт №1 выруливает на взлетную полосу. Фото: YouTube.com
Все компоненты самолета произведены в России, включая двигатель ПС-90А. Да, по экономичности он уступает продукции «Роллс-Ройс» или Pratt & Whitney, но по надежности – вряд ли. Моторы для «Борта №1» собирали особо тщательно. Известно, что вариант для президентского лайнера стоит в разы дороже обычного ПС-90А.
Что дальше?
В перспективе готовится замена «старого доброго» ПС-90А и его модификаций. Произойдет это не скоро, однако на подходе новая разработка – ПД-35. Его тяга – 35 тыс. кг, обслуживание стоит на порядок меньше самой дешевой версии ПС-90А, а расход топлива ниже на 12-15 %. Если ПД-35 оснастить Ил-96-400М, получится серьезный конкурент «Боингам» и «Аэрбасам». А пока на большинстве пассажирских и транспортных самолетов трудится «классический» ПС.
Объединенная двигателестроительная корпорация — Двигатель ПС-90А
- Компания
- О компании
- ОДК Интерпартс
- Новости
ОАО «Девелопмент «Авиадвигатель»
Серийное производство ОАО «Пермский моторный завод»
Унифицированный базовый ТРДД двухконтурный двухвальный со смешением потоков внешнего и внутреннего контура, реверсом во внешнем контуре и системой шумоподавления.
Использование:
- Самолет Ил-96-300ПУ Президента Российской Федерации;
- дальнемагистральных широкофюзеляжных гражданских самолета Ил-96-300;
- Среднемагистральные гражданские и грузовые самолеты Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214 и их модификации.
Аттестован в 1992 г. В эксплуатации с 1993 г. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию и не имеет ограничений по межремонтному и общеэксплуатационному (назначенному) ресурсу. Соответствует нормам выбросов, установленным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в 2008 году, и обеспечивает соответствие нормам ИКАО (глава 4) по шуму.
Двигатель ПС-90А1
Модификация ПС-90А
Серийное производство
ОАО «Пермский моторный завод»
Применение: дальнемагистральный широкофюзеляжный грузовой самолет Ил-96-400Т.
Сертифицирован в 2007 г. В эксплуатации с 2007 г. Уровень унификации с базовыми двигателями ПС-90А 98%. Соответствует нормам ИКАО по излучению 2008 года, обеспечивает соответствие нормам ИКАО (глава 4) по шуму.
Двигатель ПС-90А2
Модификация ПС-90А
Серийное производство
ОАО «Пермский моторный завод»
Применение:
- Среднемагистральные гражданские и грузовые самолеты Ту-204СМ, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204, Ту-214 и их модификации.
Разработан ОАО «Авиадвигатель» совместно с Pratt & Whitney (США).
Сертифицирован в 2009 году по АР-33. Соответствует нормам выбросов ИКАО 2008 года. Самолеты с двигателями ПС-90А2 соответствуют нормам ИКАО 2006 г. по шуму (глава 4).
По сравнению с базовыми двигателями:
- безопасность повышена в 1,5-2 раза;
- значительное снижение стоимости жизненного цикла;
- снижение сложности обслуживания в 2 раза.
Двигатель ПС-90А-76
Модификация ПС-90А
Серийное производство
ОАО «Пермский моторный завод»
ЕГЭ:
- Модернизация существующего парка самолетов Ил-76МД/ТД;
- Военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90, Ил-76МФ;
- Коммерческие грузовые самолеты Ил-76ТД-90, Ил-76ТФ.
Сертифицирован в 2003 г. Применяется с 2003 г. Соответствует нормам эмиссии ИКАО 2008 г. и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (глава 4) по шуму.
Имеет ряд преимуществ по сравнению с двигателем Д-30КП, таких как:
- Снижает эксплуатационные расходы в 1,7 раза;
- Повышает надежность силовой установки в 1,5 — 2 раза;
- Снижает расход топлива на 13–17 %.
Основные характеристики двигателя
Индикатор | ПС-90А | ПС-901 | ПС-902 | ПС-90-76 |
Тяга взлетная (t 730 мм Торр H=0), кгс | 16 000 | 17 400 | 16 000 | 14 500 |
Тяга на крейсерском режиме (=11 км, =0,8), кгс | 3 500 | 3 500 | 3 500 | 3500 |
Удельный расход топлива (с реальной форсункой), кг/кгсч | 0,595 | 0,595 | 0,595 | 0,595 |
Высота полета, м | 13 100 | 13 100 | 13 100 | 13 100 |
Земная температура для запуска и эксплуатации, | -47…+45 | -47…+45 | -47…+45 | -47…+45 |
Высота аэропортов, м | 3 500 | 3 500 | 3 500 | 3500 |
Длина двигателя, мм | 4 964 | 4 964 | 4 964 | 4,964 |
Диаметр вентилятора по концам лопаток, мм | 1 900 | 1 900 | 1 900 | 1900 |
Сухая масса, кг | 2 950 | 2 950 | 2 950 | 2 950 |
Вес по умолчанию, кг | 4 160 | 4 250 | 4 220 |