Содержание
В Сочи при взлете у самолета отказал двигатель
Первая полоса
Все новости
Люди Ситуация Бизнес
Икра в зоне СВО, или Международный день добровольца у передовой
Вот уже второй месяц длится командировка краснодарских бизнесменов и наших корреспондентов в ЛНР и ДНР, где они примеряют на себя среди прочего амплуа волонтёров. И День волонтёра, который по всему миру отмечался 5 декабря, они встретили там, где нужнее всего сейчас отзывчивые и способные помочь не только словами люди – практически на передовой. «Югополис» продолжает рассказывать о той помощи, которую краснодарцы оказывают как мирному населению, так и тем, кто непосредственно задействован в проведении СВО.
Ситуация Бизнес
Город, в котором хочется жить
Участники третьего ежегодного Форума общественных объединений Краснодара «Гражданская солидарность» обсудили меры и способы создания комфортной среды для всех жителей и гостей кубанской столицы
Бизнес
Некрасивых девочек не бывает: доказано «МЛЦ»
«Будь здорова, мама!» — так называлась специальная праздничная программа, которую подготовили ко Дню матери в краснодарском филиале федеральной сети медицинских центров «МЛЦ». В гости пригласили полсотни женщин разных возрастов и профессий – успешных, талантливых, умеющих совмещать активную общественную жизнь с сохранением семейного очага. Специалисты центра и приглашенные эксперты поговорили с гостьями о секретах женского долголетия и поддержания красоты.
Бизнес
Глаза в глаза: Альфа-Банк открыл в Краснодаре phygital-офис
Новый формат обслуживания клиентов – симбиоз высоких технологий, прямого человеческого общения, экологичности и комфорта — меняет стандарты для всей банковской системы России.
Ситуация Бизнес
В Тамани зеленеют тополя
Жители станицы, волонтёры, представители компании «ОТЭКО» и администрации высадили первые 100 деревьев канадского тополя, которые станут частью зеленого пояса, защищающего населенный пункт от пыли и ветра таманской степи.
Ситуация Weekend
«Пушкинской карте» больше года. Вот пять причин, чтобы ее оформить
В сентябре прошлого года в России запустили «Пушкинскую карту». Молодежь может использовать ее для оплаты билетов на концерты, выставки, спектакли и даже в кино. О главных преимуществах карты – в материале «Югополиса»
Что будет, если у самолета откажут оба двигателя
13 июля
Даша Краснова
Отказ обоих двигателей в самолете – страх не только аэрофобов, но и всех, кто планирует жить долго и счастливо. При мысли об отказе двигателя, сразу возникает образ летящего камнем вниз лайнера. «Рамблер» расскажет, так ли это опасно на самом деле.
Фото: unsplashunsplash
Двигатели действительно играют в управлении самолетом важную роль. Именно благодаря им самолет в принципе отрывается от земли и двигается в небе с огромной скоростью.
Видео дня
В двигателях пассажирских лайнеров находятся системы подачи электричества, которое необходимо для работы компьютеров, и обеспечения функций всех систем судна в полете. А еще там находятся насосы гидравлики, которые регулируют работы шасси и подкрылок.
Так как от двигателей зависит реально много вещей, сконструированы они таким образом, что отключение работы всех систем невозможно. В любом случае, если отключатся генераторы – сработают запасные аккумуляторы. Есть системы, которые страхуют гидравлику, есть запасная турбина.
Причины отказа двигателей
- Если ошибки в работе и происходят, то чаще всего они связаны с дефектами от производителя. Порой они дают о себе знать спустя годы успешной эксплуатации самолета. Однако дефекты редко приводят к полному отказу двигателей.
- Иногда в двигатель попадает птица или происходит пожар. В авиации такие случаи называют «порчей двигателя».
Но поймать несколько птиц практически невозможно, поэтому остается другой рабочий двигатель.
- Двигатель может перестать работать, если у него закончится топливо. Но в истории пассажирских перевозок такого не случалось.
- Мощный поток воздуха при турбулентности может вызвать самозатухание двигателя. Вызвать такую ситуацию может лишь экстремальное природное явление, но тогда двигатель просто перезапускают.
Когда пилоты проходят обучение, они готовятся к варианту, когда оба двигателя перестают работать. Поэтому знают, что делать в таких ситуациях.
Например, на одном двигателе самолет может лететь очень долго. Пассажиры могут даже не узнать, что в полете работа была нарушена.
Отказ двух двигателей не заметить сложно. Такая ситуация наиболее опасна во время взлета. Так как у пилота нет запаса времени для подготовки к посадке и высоты для возврата на аэродром вылета. Однако и в этом случае удается обойтись без жертв, такую ситуацию постоянно повторяют на обучении.
Если оба двигателя все-таки откажут
Если судно уже набрало нужную высоту, при отказе двигателей оно будет планировать и медленно терять высоту. Например, если самолет летит на высоте 10 км, он может протянуть без двигателей еще 120-130 км.
Этого времени достаточно, чтобы пилоты смогли найти аэродром для экстренной посадки. В крайнем случае судно может сесть на воду, поле или даже шоссе. Так что шансы погибнуть крайне малы!
Лайфхаки,
Почему авиационные двигатели выходят из строя и что делать
Главная > Информационный бюллетень >
Почему авиадвигатели выходят из строя и что делать
На первом месте в списке самых страшных кошмаров пилота стоит отказ двигателя в полете. Хотя полное отключение двигателя для газотурбинных двигателей происходит довольно редко, в двухпоршневых и экспериментальных самолетах оно происходит чаще.
Двигатели могут и выходят из строя, но адекватная подготовка и острое чувство осознания не позволят вам стать статистикой.
Вот что нужно знать и делать, чтобы избежать отказа двигателя и устранить его, любезно предоставлено FAASafetyBriefing.
Данные об отказах двигателя
В исследовании авиационных происшествий общего назначения за 2001–2010 годы FAA определило, что отказ компонента системы — силовой установки (SCF-PP) — является третьей по величине категорией аварий после потери управления и управляемого полета на местности.
Более свежие данные указывают на продолжение этой тенденции, которая привлекла внимание Объединенного руководящего комитета авиации общего назначения (GAJSC) и послужила стимулом для создания рабочей группы SCF-PP в 2014 году9.0003
Им было поручено расследовать несчастные случаи, связанные с отказом силовой установки, а также разработать просветительскую работу и стратегии смягчения последствий. Их исследование помогло выявить некоторые из наиболее распространенных проблем. Неудивительно, что человеческая ошибка, а не механические гремлины, вызвала большинство проблем, ведущих к отказу двигателя.
Поддерживать в рабочем состоянии
Будьте в курсе потребностей в техническом обслуживании и проверках. Сюда входят годовые показатели, применимые директивы по летной годности и интервалы эксплуатации для деталей или систем с ограниченным сроком службы. Также важно проверить работу двигателя после завершения технического обслуживания. Механики тоже люди и могут совершать ошибки, например, не затягивать масляные и топливные фитинги и устанавливать клапаны выбора топлива задом наперед. В дополнение к проверке наличия и учета всех крепежных деталей, выполните тщательную прогонку и несколько схем в шаблоне после выполнения любой работы.
Важность предполетной безопасности
Обычные ошибки пилотов, которые могут привести к отказу двигателя, включают незакрепленные крышки топливных баков, незаполненные топливные баки и забитые топливные вентиляционные отверстия. Все эти ошибки можно легко выявить еще до запуска двигателя, поэтому никогда не недооценивайте важность тщательного предполетного осмотра и инструктажа. Во время полета следите за исправностью и состоянием своих систем, регулярно проверяйте давление и температуру масла и прислушивайтесь к необычным звукам двигателя. Пассажиры могут помочь с этими задачами мониторинга. Оставаться вовлеченным также означает следить за топливом.
Акцент на управление топливом
Управление подачей топлива (или неправильное управление в некоторых случаях отказа двигателя) является преобладающим фактором отказов двигателя. В то время как топливопроводы и фильтры могут засориться и вызвать остановку, нехватка топлива является в первую очередь ошибкой оператора. Неспособность проверить уровень топлива в баке (баках), недооценка встречного ветра и забывание проверять топливо глазами и носом могут привести к тому, что вы получите неожиданный урок управления планером. Те же советы применимы и к управлению подачей топлива в полете: следите за расходом топлива и положением переключателя топлива.
Иногда детали выходят из строя
Несмотря на редкость, детали и компоненты выходят из строя. Скрытые проблемы могут скрываться, например, в цилиндрах, поршнях, клапанах, коленчатом валу или топливопроводах. Обращайте внимание на предупреждающие знаки, такие как нерегулярные колебания давления и температуры масла, чрезмерное падение оборотов во время проверки магнето или чрезмерная температура головки блока цилиндров. Если что-то кажется странным, как можно скорее обратитесь к механику.
Что делать, если это случилось с вами
Прежде всего сохраняйте спокойствие. Паника только потратит впустую два ваших самых ценных ресурса: время и высоту. Управляйте самолетом и полагайтесь на свою подготовку и процедуры. Начните с элементов памяти и, если позволяет время, следуйте контрольному списку неисправностей двигателя, который всегда должен быть под рукой и может привести к успешному перезапуску.
Три главных приоритета в данный момент — это достижение максимальной скорости планирования, поиск места для посадки и объявление чрезвычайной ситуации. По словам Ларри Боте, DPE, главного инструктора и представителя FAASTeam в районе Индианаполиса, одна из самых больших ошибок, которую допускают пилоты, — это недостаточно ранняя проверка топлива в чрезвычайной ситуации. «После отказа двигателя поменяйте баки и включите подкачивающие насосы», — говорит Боте. «Много раз это снова заставит ваш двигатель мурлыкать». Обязательно ознакомьтесь с Руководством по эксплуатации вашего пилота для получения каких-либо конкретных инструкций по управлению топливом после отказа двигателя.
Один полезный контрольный список, который вы можете использовать в аварийной ситуации с двигателем, — ABCDEFG.
- Воздушная скорость: установить правильную скорость и поддерживать ее.
- Лучший вариант поля или приземления: выбери его и вперед.
- Проверка кабины: проведите проверку потока; Вы могли бы быть переключателем далеко от неэкстренной ситуации. Если позволяет время, используйте аварийный контрольный список.
- Объявить аварийную ситуацию: использовать текущую частоту или 121,5 и подать сигнал 7700.
- Подготовка к выходу: отрегулируйте сиденья/ремни безопасности, проинструктируйте пассажиров и подготовьтесь к посадке.
- Противопожарная защита: выключить топливо и выключить 3 мс: магазины, смесь и мастер.
- План местности: подготовьте план эвакуации и при необходимости используйте средства первой помощи.
Подготовка и планирование каждого полета
В каждом полете используйте любую возможность, чтобы отточить навыки экстренной помощи. Спланируйте, что бы вы сделали, если бы у вас отказал двигатель через равные промежутки времени полета, от взлета до посадки. Отрепетируйте проверки потока и элементы памяти, чтобы они стали инстинктивными и методичными. Таким образом, не полагайтесь на удачу; рассчитывайте на обучение и подготовку, чтобы ваш двигатель работал.
Убедитесь, что ваш самолет правильно обслуживается. Это всегда важно, но особенно в предстоящие холодные месяцы. Услуги в Центре бизнес-авиации предоставляются на месте компанией Master Aviation, Inc., Северо-восточным центром Aerostar. Позвоните им сегодня, чтобы записаться на сервисное обслуживание по телефону 203-79.0-5226 или по электронной почте [email protected]. Мы также работаем с Wright Aviation, и с ними можно связаться по телефону 203-556-3860 или по электронной почте [email protected].
back top
Что происходит при отказе двигателя самолета: взгляд пилота
Отказ двигателя в многодвигательном самолете — редкое явление. Тем не менее, это все еще может произойти. И это один из наиболее частых отказов при обучении и проверке пилотов. Каждая проверка лицензии включает в себя отказ двигателя при взлете, точность одного двигателя и неточный заход на посадку, а также уход на второй круг.
Что происходит, когда двигатель выходит из строя
Большинство современных многодвигательных самолетов имеют двигатели, подвешенные к крыльям. Двигатели размещены на определенном горизонтальном расстоянии от центра тяжести (ЦТ) самолета. Это расстояние известно как длина плеча. Тяга, создаваемая двигателями, действует через центр тяжести, который ведет себя как ось качелей.
В нормальных условиях оба двигателя развивают одинаковую тягу. Однако, когда двигатель выходит из строя, возникает дисбаланс тяги, поскольку неработающий двигатель больше не создает тяги, в то время как работающий двигатель продолжает это делать. Момент, создаваемый работающим двигателем, отклоняет самолет от курса к неработающему двигателю. Это рыскание должно быть остановлено, чтобы гарантировать, что самолет не войдет в пикирование по спирали.
Чтобы противодействовать нежелательному рысканию работающего двигателя, необходимо создать силу по оси рыскания. Это происходит от хвоста или вертикального стабилизатора. Пилоты могут изменять усилие, создаваемое хвостом, с помощью прикрепленного к нему руля направления. Таким образом, когда двигатель выходит из строя, пилоты используют свои ноги и нажимают на педаль руля направления, чтобы отклонить руль до тех пор, пока рыскание не будет контролироваться. Если двигатель выходит из строя с правой стороны, применяется левый руль направления, а если с левой стороны, необходимо использовать правый руль направления.
Пилоты используют руль направления для противодействия отказавшему двигателю. Картина:
Гарри FTEof85A
через Викимедиа
В двухмоторном самолете отказ двигателя приводит к снижению общей мощности или тяги на 50%. Хотя с точки зрения производительности отказ двигателя приводит к потере 70% производительности. Это связано с тем, что отказ двигателя приводит к лобовому сопротивлению из-за отклонения поверхности управления (руля направления, а иногда и элеронов и спойлеров) и из-за бокового скольжения.
При отказе двигателя в двухдвигательном самолете происходит значительное снижение характеристик. Фото: Иберия Экспресс
Отказ двигателя при взлете
Во время взлета самолет летит на малой скорости, в режиме большой тяги. Комбинация, обеспечивающая наименьшую эффективность контроля. По этой причине пилоты должны быть точными в управлении полетом. Во время взлета существует скорость принятия решения, называемая V1. Это скорость, при превышении которой взлет должен продолжаться, даже если произойдет отказ, такой как отказ двигателя, поскольку при превышении этой скорости воздушное судно может быть не в состоянии безопасно остановиться. Ниже этой скорости взлет должен быть прерван.
Фото: Getty Images
При отказе двигателя при взлете пилот должен сильно нажать на руль направления, чтобы контролировать дрейф в сторону отказавшего двигателя. Несоблюдение этого требования близко к земле может привести к потере управления. В большинстве самолетов отказ двигателя также приводит к склонности к крену. Этому должны противодействовать соответствующие средства управления креном.
В большинстве самолетов использование только руля направления может привести к боковому скольжению самолета, потому что сила, действующая на вертикальный стабилизатор, может тянуть самолет в воздухе вбок. Это вызывает дополнительное сопротивление. Таким образом, чтобы обнулить боковое скольжение, к рабочему двигателю можно применить около 5 градусов управления креном. Это останавливает боковое скольжение и уменьшает отклонение руля направления, необходимое для противодействия рысканию. Оба они помогают уменьшить лобовое сопротивление и повысить летно-технические характеристики самолета.
После достижения безопасной высоты с полным управлением дроном можно попытаться выполнить процедуры отказа двигателя и контрольные списки. Важная часть — не торопить события. Отказ двигателя не должен беспокоить хорошо обученного пилота. Спешка привела к катастрофическим последствиям, таким как крушение рейса 235 авиакомпании TransAsia Airways.
Отказ двигателя во время круиза
На больших высотах воздух менее плотный и, следовательно, тоньше. Двигатели работают почти на своих максимальных оборотах, чтобы создать необходимую тягу. Когда двигатель выходит из строя на этих высотах, тяга оставшегося двигателя может дольше уравновешивать силу сопротивления, и это приводит к потере скорости самолета. Если высота сохраняется, самолет может потерять скорость до такой степени, что потеря управления становится весьма вероятной.
Итак, на больших высотах при отказе двигателя самолет необходимо перевести на снижение до высоты, при которой остаточная тяга двигателя сможет уравновесить сопротивление. Эта высота известна как потолок с одним неработающим двигателем (OEI). Этот потолок зависит в основном от веса самолета. Чем тяжелее самолет, тем ниже будет потолок OEI. Для типичного авиалайнера потолок OEI находится в диапазоне от 20 000 до 25 000 футов.
На больших высотах воздух менее плотный. Таким образом, влияние отказа двигателя на самолет намного больше. Фото: Винченцо Паче | Простой полет.
Существуют две основные стратегии спуска в случае отказа двигателя. В первой стратегии самолет выводится на траекторию снижения со стабильной ветряной скоростью. Это позволяет пилотам попытаться перезапуститься. Ниже этой скорости ветряка двигатель может с трудом набирать достаточное количество оборотов.
Стандартная стратегия A320. Фото: Airbus A320 FCTM
Во второй стратегии скорость самолета снижается до так называемой минимальной скорости лобового сопротивления, называемой VMD. Это скорость, при которой на самолет действует наименьшее сопротивление. При снижении на этой скорости самолет снижается до потолка OEI с меньшей скоростью. Эта стратегия полезна, если двигатель выходит из строя в условиях высокогорья, где более быстрый спуск может привести к столкновению с землей. Это также известно как дрейф вниз, потому что самолет медленно дрейфует к потолку OEI.
Стратегия препятствий для A320. Фото: Airbus A320 FCTM
Достигнув предельного значения OEI, дрон может двигаться на оптимальной предельной скорости OEI.
Отказ двигателя при заходе на посадку и посадке
Действия пилота при отказе двигателя при заходе на посадку могут быть двумя. Один из них — просто продолжить подход с оставшимся двигателем. Второй — уйти на второй круг, разобраться с процедурами и чек-листами и выйти на заход на посадку и посадку на одном двигателе.
Лучший вариант — продолжить посадку, если на глиссаде отказал двигатель. На фото: Аэробус.
С личной точки зрения, я бы сказал, что лучше всего продолжать заход на посадку, если самолет настроен на посадку. Полет может выполнять летающий пилот, в то время как процесс крепления двигателя может выполняться нелетающим пилотом. В большинстве авиалайнеров отказ двигателя не приводит к серьезным системным потерям из-за избыточности.