Содержание
Правильные действия при перегреве мотора
Замерший у обочины автомобиль, открытый капот, растерянные люди в клубах пара… Все видели эту картину на дороге летом, проезжая мимо и сочувствуя. А как действовать в такой ситуации самому? Разбираемся, почему кипит двигатель, как следить за его температурой и что делать при перегреве.
Почему кипит двигатель
Сразу оговоримся: кипит не сам двигатель, а его охлаждающая жидкость (антифриз). А двигатель при этом перегревается, причём существенно. По правде, довести антифриз до кипения довольно трудно — для этого требуется температура примерно 130 °C, поскольку жидкость в системе охлаждения находится под давлением (при исправной крышке радиатора). Нормальный температурный режим мотора: 80–90 °C. То есть даже при перегреве двигателя на 20–30 °C до кипения антифриза ещё далеко.
Откуда же тогда берутся клубы пара из-под капота? Всё просто: при повышении температуры антифриз расширяется, переполняя расширительный бачок радиатора, и выливается наружу — на раскалённый двигатель, трансмиссию и другие узлы. При этом он теряет давление, которое помогало ему не кипеть внутри системы охлаждения. Попав в подкапотное пространство, антифриз закипает, почти как вода (при температуре около 100 °C), и интенсивно испаряется — отсюда и пар.
Причины перегрева двигателя
Перед тем, как ответить на вопрос «что делать» при перегреве, нужно определиться с другой дилеммой: кто виноват? Действия при разных причинах перегрева мотора отличаются, поэтому коротко разберём основных «виновников».
Причины перегрева двигателя:
- Низкий уровень антифриза. Охлаждающей жидкости может быть недостаточно, чтобы эффективно охлаждать мотор. Как правило, уровень антифриза падает из-за утечки.
- Заклинивание термостата. Если термостат не полностью открылся, то в радиатор попадает лишь часть антифриза, что не даёт ему нормально охлаждаться.
- Засорение радиатора. Насекомые, листва, тополиный пух — всё это забивает соты радиатора, препятствуя отводу тепла.
- Отказ вентилятора охлаждения. Электрические вентиляторы сгорают, а механические (приводимые напрямую от двигателя) вращаются вхолостую при поломке вискомуфты.
- Износ или отказ помпы. Из-за некачественного или старого антифриза крыльчатку водяного насоса постепенно «съедает», что ухудшает циркуляцию антифриза. А при обрыве приводного ремня помпа полностью останавливается.
- Потеря герметичности системы охлаждения. Самый простой вариант — поломка крышки радиатора. Самый сложный — пробой прокладки ГБЦ и прорыв картерных газов в систему.
- Система охлаждения просто не справляется. Некоторые автомобили предрасположены к перегреву под нагрузкой даже при полностью рабочей системе охлаждения — она просто недостаточно эффективна из-за слишком тесного подкапотного пространства, инженерных просчётов или экономии.
Как видно, причин для перегрева двигателя довольно много. Но большинство из них вполне позволяют доехать до дома или сервиса своим ходом, без экстремальных сценариев с клубами пара и эвакуатором. Правда, для этого перегрев нужно вовремя заметить — то есть следить за стрелкой температуры.
Следим за температурой двигателя
На приборной панели большинства автомобилей всё ещё есть полноценный указатель температуры двигателя. К сожалению, на некоторых новых моделях его начали заменять на контрольные лампочки: синяя предупреждает о холодном двигателе, жёлтая или красная — о слишком горячем. Ориентироваться на них не очень удобно, но выбирать не приходится.
Стрелочные указатели тоже подверглись упрощению — конкретные значения температуры на них давно не наносят. Средняя риска шкалы соответствует температуре ~86 °C и является нормальным режимом работы. Всё, что после неё в сторону буквы H (Hot, «горячий») — перегрев. Красная риска рядом с «H» соответствует температуре около 130 °C, когда антифриз уже кипит.
Обращайте внимание на указатель температуры, особенно в тяжёлых для двигателя условиях: в летних пробках, на затяжных подъёмах, на бездорожье. Если температурная стрелка перешагнула середину шкалы, нужно принимать срочные меры.
Что делать при перегреве двигателя
Как правило, при перегреве двигателя у водителей возникают почти гамлетовские вопросы. Глушить или не глушить? Останавливаться или ехать дальше? Сложность в том, что правильные действия зависят от причин перегрева (о которых мы говорили выше). Понятно, что при кипящем моторе водителю не до комплексной диагностики — решение нужно принимать быстро. Универсальным индикатором здесь служит работоспособность печки, которую можно считать экспресс-тестом. Итак, вот простой алгоритм, что делать, если стрелка температуры двигателя полезла вверх:
1. Включите печку на максимум. Да, включать в летнюю жару отопитель не очень приятно, но это единственный способ быстро и безопасно охладить мотор. Печка является частью системы охлаждения и забирает из неё тепло — это и нужно при перегреве. Задайте на климат-контроле максимальную температуру и обдув, выключите кондиционер (он нагружает двигатель) и откройте окна, чтобы не закипеть самому.
2. Если после ваших действий из воздуховодов подул горячий воздух — отлично, значит антифриз в системе есть, и вы успешно отводите лишнее тепло. В этом случае глушить мотор точно не стоит: пока он работает (пусть и при повышенной температуре), продолжает работать и помпа, обеспечивая циркуляцию антифриза и плавное охлаждение двигателя.
Останавливать машину также не надо — набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе, снижая температуру двигателя. Лучше всего продолжать движение, уменьшив обороты, чтобы нагрузка на мотор была минимальной. Идеальный сценарий — катиться накатом с горы. А вот если впереди затяжной подъём, то лучше всё-таки остановиться: форсирование перевала только усугубит перегрев. Вместо этого встаньте на обочине с работающим двигателем, откройте капот (лучше в перчатках, чтобы не обжечь пальцы об радиатор), оставьте печку включенной на максимум и ждите снаружи, пока температура не вернётся к нормальному значению.
3. А вот если из печки дует холодным воздухом — всё плохо: антифриза в системе нет, либо его уровень критически низок. В этом (и только в этом) случае нужно останавливаться, глушить мотор и очень долго ждать, пока он остынет. Затем доливать в радиатор антифриз (в крайнем случае — дистиллированную воду) и ехать в сервис — бесследно для двигателя такое приключение обычно не проходит.
Что точно НЕ делать при перегреве
А вот список ошибочных действий водителей, которые не только не помогут при перегреве двигателя, но и усугубят последствия.
1. Открытие радиаторной крышки, «чтобы быстрее остыло». Никогда не открывайте пробку радиатора на горячем двигателе (а на перегретом — тем более). Во-первых, это очень опасно: вы можете получить серьёзные ожоги. Антифриз в радиаторе находится под большим давлением, и отворачивание крышки устроит под капотом настоящий гейзер из кипятка. Вот как это выглядит:
Во-вторых, это просто бессмысленно, ведь давление в системе (а оно сохраняется и при заглушенном двигателе) не даёт антифризу кипеть. Резкий сброс давления вызовет не остывание, а локальное кипение охлаждающей жидкости в самых горячих местах мотора, что приведёт к его повреждению и дорогому ремонту.
2. Поливание двигателя холодной водой, «чтобы остудить». Вспомните, что мы делаем на кухне с только что сваренным яйцом? Опускаем в холодную воду — так скорлупа станет хрупкой и легко очистится. Чтобы не превратить горячий двигатель в подобие скорлупы, никогда не лейте на него воду — резкий перепад температуры пойдёт только во вред.
3. Доливка антифриза или воды в ещё не остывший мотор. Физика процесса похожа на предыдущий пункт: смешивание горячей и холодной жидкостей внутри радиатора может привести к повреждению металла и разрыву сот. Дождитесь, пока двигатель остынет, прежде чем заливать в него что-либо.
Профилактика перегрева
Обычно двигатель не перегревается просто так. Взгляните ещё раз на причины перегрева в начале статьи — их нужно исключить одну за другой, если вы столкнулись с повышением температуры в поездке. Вот что можно сделать самостоятельно прямо в дороге:
- Проверьте внешнее состояние радиатора — возможно, он забит листвой или тополиным пухом. Обычно мусор скапливается в узком пространстве между радиаторами двигателя и кондиционера — достать его в полевых условиях можно с помощью тонкой ветки. Но соблюдайте осторожность: не погните мягкие соты и не обожгитесь.
- После того, как мотор остыл, проверьте уровень антифриза и долейте его при необходимости — и в радиатор, и в расширительный бачок.
Если причина перегрева не очевидна, придётся посетить сервис — там проверят работу всех элементов системы охлаждения. Не помешает и заменить антифриз, особенно если он отработал больше 2 лет. И конечно, всегда нужно следить за указателем температуры, чтобы вовремя среагировать на её рост — простая внимательность может спасти двигатель.
Что делать, если на ходу перегрелся двигатель — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото: АвтоВзгляд
Перегрев мотора — одна из самых частых невзгод, которая случается с автомобилем в дороге. Пар из-под капота — неприятное, но совсем не смертельное событие. Особенно, если принять меры строго по инструкции. Портал «АвтоВзгляд» подскажет, что надо делать.
Эдуард Раскин
Водители со стажем, да и просто обладатели подержанных автомобилей хорошо знакомы с такой неисправностью, как перегрев двигателя. Стрелка температуры резко взлетает в красную зону, из-под капота начинают валить клубы, встречи и дела можно смело переносить. Машина «закипела».
Чаще всего это происходит в беспросветных городских заторах, коими болеют все крупные мегаполисы по утрам и вечерам, но может случиться и на совершенно пустой дороге. Причина — неисправность системы охлаждения: забитый радиатор, изношенные шланги, недостаток антифриза и многое другое.
ПАР ИЛИ ДЫМ?
Важнейшим, если не сказать, ключевым моментом, от которого зависит куда больше, чем количество нулей в строчке расходов, является определение — пар это или дым? Если в моторном отсеке произошло возгорание, а пар — это вовсе не пар, а самый настоящий дым, то открыв капот, обеспечивается дополнительный приток воздуха. А значит можно получить не менее настоящий пожар. Одним словом, сразу вызываем пожарных и отходим подальше — это чрезвычайно опасно для жизни.
Огнетушитель, что лежит в самом дальнем углу багажника, заваленный хламом и «нужными вещами», многим «рулевым» необходим лишь для получения талона техосмотра. Да и с пламенем, если оно больше спички, эта кроха не справится. Как разделить пар и дым? Стрелка температуры охлаждающей жидкости в помощь. Как бы мотор не полыхал, она вряд ли успеет «забраться» в красную зону.
А вот тривиальный перегрев тут же отразится на показаниях приборов. Такая диагностика позволит отделить «мух от котлет» и сразу же выбрать правильный путь для решения проблемы.
НЕ ГЛУШИ МОТОР
Итак, перегрев. Первое, что нужно сделать, это победить самого себя и желание мгновенно заглушить автомобиль. Делать этого нельзя ни в коем случае. Остановка мотора в таком состоянии приведет к большим сложностям, чем сам факт перегрева. Нужно включить «аварийку», снизить скорость либо, если «кипятильник» произошел в городе, съехать на обочину, врубить печку на максимальную температуру и мощность, отключить кондиционер и открыть все окна. Будет жарко. Иногда даже очень.
Если можно медленно ехать, то нужно продолжить движение, потоки воздуха помогут остудить разгоряченное «пламенное сердце». Если же пробка стоит «колом» — съезжайте на обочину и, не выключая двигатель, открывайте капот. Следующая часть операции по спасению возможна лишь тогда, когда мотор остынет. Тандем печки и забортного воздуха справятся с этой задачей достаточно быстро.
Как только температура охлаждающей жидкости опустится до нормальных показателей, шкала на приборной панели подскажет — можно «потушить» двигатель и продолжить ожидание. Нужно, чтобы мотор полностью остыл. Тогда и только тогда следует проверить уровень антифриза. Если его мало или нет совсем — доливайте воду. Хоть минеральную, хоть дождевую, главное — без сахара и красителей.
В любом случае, следующей точкой на вашем пути будет гараж или мастерская, где систему предстоит разобрать, прочистить и выявить причину невзгод. Чаще всего — это просто недостаток внимания со стороны автовладельца.
Впрочем, мы об этом уже много раз говорили: будьте внимательны к своему авто, не стесняйтесь чаще делать диагностику и выбирайте превентивный ремонт. Это намного дешевле, чем тревожить мастера «по конкретному поводу».
137265
- Автомобили
- Тест-драйв
Ищем и находим недоступное в сокровенном
33439
- Автомобили
- Тест-драйв
Ищем и находим недоступное в сокровенном
33439
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
ТО, двигатель, безопасность дорожного движения, ДВС, автосервис, ремонт, техническое обслуживание, лайфхак
5 Что делать, если у вас перегревается автомобиль
Современные автомобили оснащены сложными системами охлаждения, оснащенными несколькими датчиками температуры и электрическими вентиляторами с компьютерным управлением, предназначенными для поддержания работы двигателя в любую погоду. Но перегрев все же может случиться. Продолжайте читать, чтобы узнать о лучших способах предотвращения перегрева автомобиля и о том, что вы можете предпринять, если ваш автомобиль начинает перегреваться.
Почему двигатели перегреваются и как этого избежать?
Двигатели перегреваются по многим причинам. Как правило, автомобили перегреваются из-за проблем с системой охлаждения, которая не позволяет теплу покинуть моторный отсек. Часто это происходит из-за утечки или засорения где-то в системе охлаждения двигателя или других компонентах. Другими источниками могут быть неисправный или сломанный водяной насос или вентилятор радиатора или забитый шланг охлаждающей жидкости.
Такие компоненты, как резиновые шланги, прокладки и водяные насосы, могут давать течь при регулярном износе, говорит Ричард Рейна, директор по обучению продукции CARiD.com, интернет-магазина автозапчастей. Он добавляет, что определенные условия вождения, такие как движение с частыми остановками в жаркий день, могут оказать значительную нагрузку на систему охлаждения, что приведет к ее отказу. К счастью, обычно вы можете избежать этой проблемы при регулярном обслуживании сертифицированным механиком, который проверит уровень охлаждающей жидкости и масла в вашем автомобиле, а также осмотрит шланги, вентиляторы, термостат и другие детали системы охлаждения, говорит Рейна.
Но что делать, если указатель температуры начинает подниматься к отметке «Н» или мигает сигнальная лампа на приборной панели? «Шаги, которые вы предпримете, могут означать разницу между заменой термостата за 20 долларов и ремонтом в тысячи долларов», — говорит Рейна.
Каковы признаки перегрева двигателя e
?
Хотя каждое транспортное средство и ситуация могут быть уникальными, есть несколько общих признаков того, что двигатель вашего автомобиля начинает перегреваться:
- Пар (часто похожий на дым) идет из передней части автомобиля под капот .
- Указатель температуры двигателя на приборной панели или консоли водителя показывает «H» или перемещается в красную область указателя.
- Странные запахи или запахи, исходящие из передней части автомобиля, особенно возле капота. Утечка охлаждающей жидкости часто может иметь сладковатый запах, в то время как утечка масла обычно вызывает запах гари.
Вот список предметов, которые необходимо иметь под рукой в автомобиле на случай перегрева двигателя:
- Небольшой базовый набор инструментов
- Несколько литров масла
- 1 галлон охлаждающей жидкости (смесь антифриза и воды в пропорции 50/50)
- Полотенце
- Перчатки для тяжелых условий эксплуатации
5 действий при перегреве двигателя:
1. Включите обогреватель.
Звучит парадоксально, но Рейна рекомендует включить обогреватель. Он отводит тепло от двигателя в салон, уменьшая нагрузку на систему охлаждения двигателя. По его словам, в определенных обстоятельствах этого может быть достаточно, чтобы обратить вспять перегрев. Вы узнаете, что он работает, если сигнальная лампа погаснет или указатель температуры вернется в нейтральное положение.
2. Свернуть.
Если ваш автомобиль продолжает перегреваться после того, как вы несколько минут ехали с включенным обогревателем, остановитесь и заглушите двигатель — это самый безопасный и надежный способ охладить двигатель, — говорит Рейна. Если у вас есть служба помощи на дороге, сейчас самое время позвонить, так как вам может понадобиться эвакуатор, предлагает Рейна.
3. Сидите спокойно.
Если у вас нет помощи на дороге, наберитесь терпения; для охлаждения двигателя потребуется не менее 15 минут. А пока не пытаться открыть капот ; температура охлаждающей жидкости в перегретой машине может превышать 230 градусов, говорит Рейна. Когда капот открыт, существует риск обрызгивания горячей водой или паром. «Ваша личная безопасность важнее всего, — говорит он. «Выжидание не менее 15 минут позволяет остыть капоту, двигателю и вытекшей охлаждающей жидкости».
4. Добавьте охлаждающую жидкость.
Когда вы подождали не менее 15 минут и капот стал прохладным на ощупь, наденьте перчатки, откройте капот и найдите крышку радиатора (при необходимости обратитесь к руководству пользователя), — говорит Рейна. Накройте крышку полотенцем и медленно надавите и ослабьте ее на четверть оборота, чтобы сбросить давление, образовавшееся в результате расширения охлаждающей жидкости при нагреве. Затем полностью откройте крышку радиатора и медленно добавляйте охлаждающую жидкость — наполовину воду, наполовину антифриз — пока жидкость не достигнет отметки «полный». Вы также должны добавить охлаждающую жидкость в небольшой прозрачный пластиковый расширительный бачок, установленный сбоку от радиатора, говорит он. Далее закройте крышку и включите двигатель. «Если указатель температуры возвращается к норме или красный сигнализатор гаснет, вы можете действовать с осторожностью, не спуская глаз с указателя температуры или светового индикатора», — говорит Рейна.
5. Доехать до станции технического обслуживания.
Добавление охлаждающей жидкости не устраняет проблему, вызвавшую перегрев двигателя, но часто позволяет безопасно доехать до ближайшей ремонтной станции. «Профессионал должен будет осмотреть систему охлаждения вашего автомобиля», — говорит Рейна. Во время движения следите за указателем температуры. И обращайте внимание на все, например, на жидкость под машиной или пар под капотом. «Эта основная информация очень поможет в диагностике», — объясняет Рейна.
Загрузите и распечатайте этот контрольный список в формате PDF о том, что нужно делать и что иметь под рукой в случае перегрева.
Нужна помощь в дороге? Легко запросить помощь на дороге с помощью мобильного приложения GEICO .
Автор: Патрик Роджерс
Что делать, если двигатель перегревается
Несмотря на то, что проблема перегрева двигателя обычно возникает летом, такая же вероятность возникает и при низкой температуре наружного воздуха. Крайне важно, чтобы вы предпринимали определенные действия, когда ваш двигатель становится слишком горячим. Немедленные действия предотвратят полную поломку двигателя и заставят вас платить намного больше за ремонт.
Что делать в случае перегрева
Вы должны быть в состоянии определить, перегрелся ли ваш двигатель, потому что указатель температуры на приборной панели переместится в сторону «H». Вы также, вероятно, заметите, что салон стал намного теплее, чем должен быть. Если вы подозреваете, что с вашим двигателем возникла проблема, выполните следующие действия:
- Безопасно сверните на обочину.
- Откройте капот, чтобы выпустить часть тепла.
- Проверьте уровень охлаждающей жидкости, не слишком ли он низкий. Будьте осторожны! Никогда не снимайте горячую крышку радиатора.
- Добавьте охлаждающую жидкость (или воду, если это все, что у вас есть) в бачок, если она низкая.
- Проверьте систему охлаждения на наличие утечек.
После того, как вы изучили систему, вы должны принять решение . Вы должны определить, безопасно ли управлять автомобилем, или вам нужно обратиться в службу эвакуации, чтобы доставить автомобиль в местный магазин. Если вы не уверены, всегда будьте осторожны и вызывайте эвакуатор.
Чего не следует делать
Точно так же есть много вещей, которых следует избегать, если вы считаете, что происходит перегрев. Избегайте:
- Снятие герметизирующей крышки радиатора при горячем двигателе, чтобы предотвратить выплескивание горячей охлаждающей жидкости.
- Включение кондиционера автомобиля для его охлаждения
- Обливание водой двигателя, так как при резком изменении температуры корпус двигателя может треснуть
- Продолжайте водить машину
Как предотвратить перегрев
Профилактика всегда является идеальным способом действий. Вы можете быть в курсе того, в каком состоянии находится ваш двигатель, посещая его для плановых осмотров у профессионального автомобильного профессионала. Следует регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и следить за тем, чтобы она всегда была заполнена до отметки. Регулярное техническое обслуживание особенно важно, если вы собираетесь в длительную поездку, потому что ваш автомобиль будет иметь большую вероятность перегрева, если он будет постоянно находиться в движении. Имейте в своем автомобиле личный авторемонтный комплект, чтобы при необходимости вы могли проводить техническое обслуживание самостоятельно.