какие возможности получит обновлённый российский авиадвигатель АИ-222-25 — РТ на русском

Российские специалисты планируют завершить модернизацию авиационного двигателя АИ-222-25 к середине текущего года. Об этом заявил руководитель производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» (Москва) Алексей Громов. На таком силовом агрегате сейчас летает учебно-боевой самолёт Як-130, в перспективе он может быть установлен на тяжёлый БПЛА «Гром». В рамках модернизации планируется вдвое увеличить ресурс АИ-222-25. Эффект будет достигнут за счёт повышения надёжности газогенератора, турбины, камеры сгорания и компрессора. Как отмечают эксперты, совершенствование АИ-222-25 открывает новые горизонты развития возможностей Як-130, тяжёлых БПЛА и других проектов отечественной авиаиндустрии.

Руководитель производственного комплекса «Салют» АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК», Москва) Алексей Громов сообщил журналистам, что предприятие к середине 2021 года завершит модернизацию авиационного двигателя АИ-222-25. Усовершенствование силового агрегата в два раза увеличит ресурс его эксплуатации.

«Безусловно, мы используем опыт, полученный при эксплуатации АИ-222-25, для повышения его надёжности, качества, ресурса… Что касается ресурса, увеличение в два раза считается успехом», — сказал Громов.

В рамках модернизации планируется улучшить эксплуатационные качества двигателя, повысить надёжность газогенератора (горячей части), турбины, камеры сгорания, компрессора и других элементов. В настоящее время часть новых комплектующих проходит испытания.

«Очень важно, чтобы такой двигатель, являющийся основной силовой установкой для обучения наших лётчиков, был предельно надёжен и максимально прост в использовании», — пояснил Громов.

В конце 2020 года индустриальный директор авиационного кластера ГК «Ростех» Анатолий Сердюков заявил, что АИ-222-25 ожидает глубокая модернизация, которая сделает его более надёжным и экономичным. По данным Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), увеличение ресурса затронет как новые двигатели, так и агрегаты, которые будут поступать на ремонт.

Новые горизонты

 

На сегодняшний день двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-222-25 устанавливается на учебно-боевой самолёт Як-130, способный выполнять функции лёгкого штурмовика. Данная платформа призвана обеспечивать подготовку лётчиков современных и перспективных боевых машин и считается одной из лучших в своём классе.

Прототип Як-130 впервые поднялся в воздух в апреле 1996-го. В процессе доработки самолёта в середине 2000-х годов специалисты ОКБ имени Яковлева создали более лёгкий серийный образец. Производство машины было развёрнуто на авиастроительном заводе «Сокол» (Нижний Новгород), а затем перенесено на Иркутский авиационный завод.

  • Учебно-боевой самолёт Як-130 с двигателями АИ-225-25
  • РИА Новости
  • © Михаил Воскресенский

Як-130 эксплуатируется в авиационных училищах и частях ВКС России, а также поставляется на экспорт. Во многом благодаря АИ-222-25 в 2016 году Як-130 установил девять мировых рекордов. В частности, стал лучшим по показателю скороподъёмности при взлётной массе 6—9 тонн. Кроме того, характеристики силовой установки позволяют использовать Як-130 не только в учебных, но и в боевых целях.

В перспективе АИ-222-25 может быть установлен на тяжёлый разведывательно-ударный БПЛА «Гром» компании «Кронштадт» (Санкт-Петербург). На театре военных действий этот беспилотник сможет взаимодействовать с тяжёлым истребителем Су-35 и боевым самолётом пятого поколения Су-57.

Как ожидает разработчик, двигатель АИ-222-25 позволит беспилотному комплексу поднимать в воздух до 2 тонн боеприпасов, обеспечит высокий радиус боевого применения (700 км) и способность преодолевать ПВО противника.

Также по теме


«Появляется больше возможностей»: как пополнение войск истребителями МиГ-35С укрепит обороноспособность России

Новейшие многофункциональные истребители МиГ-35С поставлены в российские войска в рамках гособоронзаказа. Об этом сообщает газета…

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что модернизация АИ-222-25 откроет новые горизонты развития отечественной авиаотрасли. По его мнению, этот мотор в различных модифицированных вариантах может применяться на штурмовиках, небольших гражданских самолётах и крупногабаритных БПЛА.

«АИ-222-25 имеет серьёзные перспективы с точки зрения оснащения БПЛА, в определённой степени — гражданской и штурмовой авиации. А сегодня он незаменим для Як-130. В усовершенствованном виде АИ-222-25 поможет улучшить лётные и эксплуатационные характеристики своего нынешнего носителя. Як-130 с обновлённым двигателем необходим России и наверняка привлечёт внимание импортёров российских вооружений», — рассуждает Кнутов.

Аналогичную точку зрения в разговоре с RT высказал военный обозреватель Дмитрий Дрозденко. По его словам, АИ-222-25 — крайне необходимый для развития российской авиации двигатель.

«Сейчас «Салют» занимается модернизацией АИ-222-25, но в перспективе на базе этого двигателя, как я думаю, будут созданы моторы под различные новые типы летательных аппаратов», — констатировал Дрозденко.

«Большой модернизационный потенциал»

 

АИ-222-25 был спроектирован инженерами Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко (сейчас — ГП «Ивченко–Прогресс»). С 2009 года и до разрыва военно-технических отношений с Украиной силовой агрегат производился «Салютом» в кооперации с украинским АО «Мотор Сич».

В апреле 2015 года руководитель пресс-службы «Салюта» Оксана Бабинцева заявила, что российское предприятие освоило весь цикл изготовления АИ-222-25.

«Однако именно в связи с необходимостью решения вопроса по импортозамещению «Салют» освоил полное изготовление узлов двигателя… Самым сложным для «Салюта» было производство горячей части двигателя (газогенератора. — RT), которая поставлялась из Запорожья», — рассказала Бабинцева агентству Интерфакс-АВН.

  • Двигатель АИ-225-25
  • © АО «Объединённая двигателестроительная корпорация»

По словам экспертов, Россия решила проблему нехватки комплектующих для выпуска АИ-222-25 без нарушения прав на интеллектуальную собственность, и сегодня «Рособоронэкспорт» предлагает этот двигатель зарубежным заказчикам.

На сайте компании говорится, что длина АИ-222-25 составляет 2,3 м, максимальная тяга — 2500 кгс (килограмм-cил), сухая масса (вес без горюче-смазочных материалов и охлаждающей жидкости) — около 440 кг.

Как отмечается в материалах ОДК, АИ-222-25 востребован в России, в странах Азии, Африки и Латинской Америки. На данный момент в эксплуатации находится более 400 агрегатов в составе Як-130.

«По сравнению с двигателями своего класса АИ-222-25 имеет ряд преимуществ. Низкая удельная масса двигателя обеспечивает высокую тяговооружённость самолёта. Низкий удельный расход позволяет существенно экономить топливо и значительно увеличивать расстояние беспересадочного перелёта», — отмечают специалисты ОДК.

Также по теме


Уникальный перехватчик: какую роль сыграл советский МиГ-25 в развитии отечественной боевой авиации

60 лет назад Государственный комитет правительства СССР по авиационной технике издал приказ о создании знаменитого самолёта МиГ-25 в. ..

Кроме того, АИ-222-25 оснащён электронно-цифровой системой автоматического управления и контроля (FADEС — Full Authority Digital Engine Control), которая управляет тягой и в целом обеспечивает оптимальные характеристики работы авиадвигателя.

Ещё одно важное преимущество АИ-222-25 — модульный тип конструкции, который упрощает его сервисное обслуживание и ремонт. Как сообщил ранее Алексей Громов, «Салют» разработал 11 методик модульной замены узлов этого уникального двигателя.

Для снижения себестоимости изготовления и сервисного обслуживания АИ-222-25, а также для оптимизации процесса испытаний российские инженеры планируют создать его цифровой двойник. Проект реализуют специалисты ОДК, Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) и других организаций. Его завершение намечено на 2023 год.

«Для цифрового двойника выбран надёжный двигатель с хорошо изученной конструкцией — АИ-222-25. Это даёт возможность полностью учесть параметры моделей, создаваемых для цифрового двойника, а также автоматизировать процессы их модификации, анализа и взаимодействия. Цифровой двойник позволяет структурировать проектирование на базе различных платформ, в том числе разрабатываемых», — заявил генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Кроме того, в рамках перехода на новые технологические платформы в 2021 году должно завершиться тестирование системы с элементами искусственного интеллекта, которая отслеживает изготовление образцов АИ-222-25 и моделирует их испытания в виртуальной среде.

Для обучения искусственного интеллекта используется база данных с ключевыми параметрами деталей силовых агрегатов и информацией о проведённых ранее тестах. Система определяет, как характеристики комплектующих влияют на качество двигателя, и выстраивает математическую модель испытаний, которая позволяет прогнозировать, насколько успешными будут реальные тесты.

«Применение искусственного интеллекта и цифровых двойников — общемировая практика, которая активно внедряется на предприятиях «Ростеха». Такие решения повышают эффективность использования трудовых и производственных ресурсов», — пояснил ранее исполнительный директор госкорпорации Олег Евтушенко.

  • Цифровое изображение двигателя АИ-222-25
  • © АО «Объединённая двигателестроительная корпорация»

Дмитрий Дрозденко считает, что российская промышленность поставила перед собой задачу значительно улучшить возможности АИ-222-25 и адаптировать эксплуатацию двигателя к реалиям современного рынка.

«Запорожские инженеры проделали хорошую работу, создавая этот двигатель, но прогресс не стоит на месте: появляются новые материалы, новые технологии производства и испытаний. Всё это Россия сейчас интегрирует в обновлённый АИ-222-25», — отметил Дрозденко.

По мнению Юрия Кнутова, развитие проекта АИ-222-25 свидетельствует о том, что отечественная промышленность смогла не только успешно решить вопросы импортозамещения, но и приступить к качественному улучшению характеристик разработанного на Украине силового агрегата.

«Конечно, должно пройти ещё несколько лет, чтобы делать окончательные выводы: необходимо накопить определённую базу по испытаниям и эксплуатации обновлённого АИ-222-25. По итогам будут непременно внесены некоторые конструктивные изменения. Но я уверен, что этот силовой агрегат встанет в один ряд с лучшими зарубежными двигателями. У АИ-222-25 большой модернизационный потенциал, который ещё нескоро будет исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Авиация

Беспилотники

ВВС

ВКС России

Военная техника

Высокие технологии

Двигатели

Модернизация

Новые технологии

Оборона

Предприятие

Промышленность

Самолет

Украина

Экспорт

ПВО

ОДК завершила второй этап создания цифрового двойника авиационного двигателя АИ-222-25

В производственном комплексе «Салют» АО «ОДК» (входит в Госкорпорацию Ростех) завершили второй этап перспективного проекта по созданию цифрового двойника АИ-222-25 для самолета Як-130. Специалисты подготовили цифровые модели серийного двигателя, разработали, верифицировали и интегрировали расчетные модели в отечественную цифровую платформу.

Цифровой двойник представляет собой совокупность математических расчетных моделей, интегрированных в единую цифровую платформу, которая позволяет рассчитывать и прогнозировать процессы на протяжении всего жизненного цикла двигателя.

Проект по созданию цифрового двойника газотурбинного двигателя АИ-222-25 запущен в производственном комплексе «Салют» в начале 2021 года и осуществляется в тесном сотрудничестве с ЦИАМ, МАИ, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и компанией «Адванс Инжиниринг».

Специалисты рабочей группы смоделировали характеристики серийного двигателя в целом, его узлов и деталей, увязав полученные результаты с многоуровневой матрицей требований. Также были разработаны методики по цифровому сопровождению испытаний и верификации математических расчетных моделей. Это позволило оснастить цифровой двойник достоверными, отражающими реальный опыт испытаний и эксплуатации, математическими расчетными моделями и внедрить их в единую цифровую платформу.

«В рамках проекта рабочая группа провела анализ и цифровизацию всех сертификационных испытаний, которые проводились на этапе создания двигателя АИ-222-25. Эти данные были использованы для валидации расчетных математических моделей серийного двигателя, а для модернизированного варианта это позволит сократить объем испытаний, заменив их расчетами, а также определять направления конструкторских работ, прогнозировать, как изменения отразятся на ключевых характеристиках изделия — прочности, параметрах двигателя, надежности и т.д. Так мы сократим время разработки и сертификации двигателя», — отметил заместитель генерального директора — генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин.

На данный момент, специалисты создали цифровые двойники основных узлов двигателя АИ-222-25, динамическую и термодинамическую модели всего двигателя.

«Салют» продолжает работу по совершенствованию двигателя АИ-222-25 с повышенным ресурсом. К концу года мы завершим создание полного цифрового макета двигателя. В ближайшем будущем цифровой двойник станет реальным инструментом по адаптации двигателя к новым авиационным платформам», — рассказывает руководитель ПК «Салют» АО «ОДК» Алексей Громов.

Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» полностью освоил серийное производство двигателя АИ-222-25 в 2015 году. В 2019 году запущена программа ОДК по модернизации ряда узлов этого двигателя. С 2021 года предприятие является главным разработчиком цифрового двойника двигателя АИ-222-25.

Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» занимается разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием авиадвигателей и осуществлением авторского надзора в эксплуатирующих организациях.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех — крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет порядка 700 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности — авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО «ОДК»».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.

Украина поставит ТРДД АИ-222-25Ф для китайского учебно-тренировочного самолета Hongdu L-15 0711111

и
 

Мир
Новости авиационной отрасли — Украина

 
airrecognition.com/images/stories/general_use/Ligne_Horizontale_blue.jpg»>  


Украина поставит ТРДД АИ-222-25Ф для китайского самолета
тренировочный Хунду L-15.

 

В Китае есть
заказал на Украине 250 ТРДД АИ-222-25Ф для производства электроэнергии
версии усовершенствованного реактивного учебно-тренировочного самолета Hongdu L-15. –25F – это
форсажная версия АИ-222, впервые совершившая полет на вводной
Учебно-истребительный (LIFT) вариант L-15 в октябре 2010 г.

Хунду Л-15
Китайский усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный самолет

Оригинальный АИ-222 разработан ОАО «Ивченко Прогресс».
конструкторское бюро в Запорожье для российского учебно-тренировочного самолета Як-130 и
затем был установлен на трех из четырех прототипов L-15. Новый порядок
предполагает, что Китай не будет ставить базовую версию L-15 в
производство.

АИ-222-25Ф развивает тягу 9250 фунтов (4200 кг) на полном форсаже,
позволяя разгоняться двухдвигательному двигателю L-15 LIFT массой 21 550 фунтов (9800 кг)
до 1,6 Маха. При цене $10 млн ожидается китайский самолет
хорошо продаваться на международных рынках. Версия LIFT потенциально может
нести вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Двигатели будут производиться на головном заводе «Мотор Сич», также
в Запорожье. Часть комплектующих поставит московский «Салют».
которая производит АИ-222 для Як-130. Поставки начнутся
позднее в этом году и должны быть завершены к 2015 году.

Генеральный конструктор «Прогресс» Игорь Кравченко сообщил АИН, что АИ-222-25Ф
— первый в Украине двигатель с форсажной камерой.
«Своим развитием «Прогресс» освоил технологии повторного нагрева,
которые мы сейчас стремимся применить на истребительном двигателе в классе
тяга до 44 000 фунтов [20 тонн]», — сказал он. В своем первичном
Этот двигатель массой 22 000 фунтов (10 тонн) может заменить российский
Климов РД-93 на FC-1 и его версии для ВВС Пакистана JF-17.
Гром.

 

Бесплатный веб-счетчик

Украинская промышленность расширяет свою нишу на нескольких рынках

Украинская часть того, что когда-то было обширной аэрокосмической промышленной империей Советского Союза, в первые дни после распада СССР переживала трудные времена. За исключением производственных предприятий, связанных с авиаконструкторским бюро Антонова, очень немногие предприятия в Украине выпускали законченный продукт.

Вместо этого они в основном производили подсистемы, которые доставлялись в Россию и вставлялись в окончательно собранную аэрокосмическую платформу, оставляя Украине мало нероссийских заказчиков, к которым можно было бы обратиться. За прошедшие годы украинский опыт в области оборонной электроники, авиационных двигателей, средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радаров и систем противовоздушной обороны позволил ее фирмам найти множество нишевых рынков и сделал ее центром деятельности для двух разных типов клиентов.

Одной из клиентских баз были те страны, которые все еще используют устаревшие платформы, приобретенные ими во время холодной войны или сразу после советского периода. Эти платформы требуют модернизации, что означает замену бортовых подсистем советской разработки старого поколения, таких как лампы с бегущими волноводами (ЛБВ), на современную цифровую электронику.

Второй тип клиентов — это страны, стремящиеся создать собственные промышленные мощности. Они рассматривают Украину как место, где они могут приобрести определенные технические знания, которых не хватает в их собственной стране. Несмотря на обширный оборонный сектор России, говорят заказчики из более чем одной страны, Украина по-прежнему обладает уникальными возможностями в области проектирования крупных транспортных самолетов, радиолокационных систем и силовых установок, которых нет в России.

Одной из компаний, которая продемонстрировала впечатляющее умение работать с обоими классами клиентов, является украинская компания по производству оборонной электроники Radionix. Это частное небольшое предприятие, основанное после обретения Украиной независимости в 19 году.91 давно ассоциируется с электронными и радиолокационными технологиями на борту российских платформ.

Среди продукции компании:

• Набор модулей и модернизированных компонентов, которые используются для модернизации РЛС НИИП Н001 Сухого Су-27 и Фазотрона Н019 МиГ-29 Микояна.

• Комплект новых головок самонаведения ракет класса «воздух-воздух» (ААМ), которые могут быть установлены на ракеты «Вымпел» Р-27 (АА-10) и Р-77/РВВ-АЕ (АА-12) класса «воздух-воздух». авиационные ракеты (ЗУР). Один из искателей, получивший обозначение Оникс, оценивается как значительное улучшение по сравнению с АГАТ / Исток 9.ГСН Б-1350Э, устанавливаемая на экспортную версию российской ЗРК средней дальности РВВ-АЕ. Другой, Topaz, представляет собой антирадиолокационную самонаводящуюся ЗРК, которая может захватывать излучение радара другого самолета.

• Модернизация цифровой электроники РЛС П-18 и ЗРК С-125 (СА-3) «Печора» советской разработки.

• Масштабируемая модульная бортовая система РЭБ под названием «Омут-КМ». Среди прочего, эта система заменяет систему ЦНИИРТ L203B Gardenia старого поколения, которая изначально была разработана для МиГ-29..

• На сегодняшний день самым амбициозным проектом компании является проектирование и строительство прототипа РЛС под названием «Эмеральда», который заменит РЛС советской конструкции Н001 и Н019 для любых экспортных пользователей МиГ-29 и Су-27. Основным целевым заказчиком продукта является Индия, в которой эксплуатируется более 350 самолетов этого типа.

Руководители Radionix объяснили AIN, «Русские оказались ненадежными и очень дорогими, когда речь идет об услугах поддержки и вариантах обновления. Вот почему многие из их клиентов всегда ищут альтернативных поставщиков. Это создает для нас значительные рыночные возможности».

Еще одна известная украинская аэрокосмическая фирма — предприятие по производству авиационных двигателей «Мотор Сич» (зал 5 F210) в Запорожье. Компания расположена совместно с конструкторским бюро «Ивченко/Прогресс», которое отвечает за разработку многих двигателей, производимых на заводе «Мотор Сич», и обе компании сотрудничают по многочисленным проектам.

В последние годы «Мотор Сич» обеспечивала платежеспособность нескольких продуктовых линеек, одна из наиболее заметных из которых — серия вертолетных двигателей ТВ3-117. Компания была единственным поставщиком для многочисленных заказчиков, эксплуатирующих одну или несколько версий Ми-17.

Другим является турбовентиляторный двигатель AI-222-25 с тягой 5500 фунтов, который имеет несколько применений, в том числе реактивный учебно-тренировочный самолет Hongdu Aviation L-15, который производится в Китае. Китайские производители сталкиваются с многочисленными трудностями при проектировании и производстве реактивных двигателей, и страна по-прежнему в значительной степени полагается на украинские и российские модели двигателей для многих своих программ.

Во время авиасалона China в 2012 году в провинции Гуандун китайская государственная корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC) продемонстрировала новый двигатель под названием Minshan, который, по ее утверждению, заменит двигатель Ивченко в более поздних версиях L-15. Однако двигатель больше никогда не выставлялся ни на одной из последующих китайских выставок, и все упоминания о нем исчезли.

«Китайцы явно уперлись в какую-то кирпичную стену, продвигаясь вперед с этим двигателем», — сказал высокопоставленный представитель КБ Ивченко. «Китайцы посещают нас регулярно, и каждый раз, когда мы спрашиваем их об этом двигателе, они не отвечают и вдруг смотрят на свою обувь».

Ивченко продвинулась вперед в конструкции двигателя, разработав форсажную версию двигателя, получившую обозначение Аи-222-25Ф, где начальная буква «Ф» означает « форсаж », русское слово для форсажа.

«Для нас это стало значительным достижением и свидетельствует о силе нашей инженерной команды», — сказал представитель Ивченко. «У нас не было опыта проектирования секции форсажной камеры, и мы не могли обратиться за помощью ни к одному из наших конкурентов, поэтому нам пришлось исследовать и разрабатывать это полностью самостоятельно».

Реальный двигатель с макетом форсажной камеры, установленной на выхлопном тракте, был показан на прошлогодней украинской национальной аэрокосмической выставке «АвиаСвит». Компания также продолжает исследования нового двигателя, основанного на методах проектирования, использованных при разработке АИ-222-25, но он будет иметь номинальную тягу 21 000 фунтов.

Двигатель, который все еще находится в стадии разработки, а не в разработке прототипа, называется AI-9500F и находится в стадии разработки уже много лет. Ивченко описывает этот двигатель как кандидата для программы «легкий тактический истребитель», но конкретная конструкция или страна-заказчик не указаны.