Содержание
Двигатель Toyota 4A GE Blacktop, Silver top технические характеристики, масло, неисправности и ресурс
В 1983 году компания Тойота начала выпуск первого двигателя четвёртого поколения серии А, с головкой БЦ на 16 клапанов от корпорации Yamaha. На то время, двигатель обладал самыми последними техническими разработками, позволяющими максимально увеличить мощность атмосферного двигателя. Кроме новой 16-ти клапанной ГБЦ, здесь была установлена много-точечная инжекторная система MPFI.
Все эти новые крутые системы, уже на первых версиях, позволяли развить максимальную мощность 140 л., сил, а максимальный момент увеличить до 150 Нм. Изначально этот движок планировалось использовать на заднеприводных моделях автомобилей. Но мотор быстро стал популярным и получил прописку на поперечное расположение в моторном отсеке. Двигатель в различных модификациях успешно выпускался до 2002 года.
Содержание страницы
Обзор
6)» src=»about:blank» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» data-src=»https://www.youtube.com/embed/CLo-3pI8-68?feature=oembed»>
Автомобили с двигателем 4A GE
За годы производства рассматриваемый ДВС устанавливался в следующие марки автомобилей:
Toyota Carina
- С октября 1997 по ноябрь 2001 года на Toyota Carina седьмого поколения, рестайлинг, седан, кузов Т210.
- С августа 1996 по июль 1998 года на Toyota Carina седьмого поколения, седан, кузов Т210.
- С мая 1990 по июль 1992 года на Toyota Carina пятого поколения, рестайлинг, седан, кузов Т170.
- С мая 1988 по июль 1990 на Toyota Carina пятого поколения, седан, кузов Т170.
Toyota Corolla
- В Японии с марта 1997 по июль 2000 года на Toyota Corolla восьмого поколения, рестайлинг, седан, кузов Е110.
- В Японии с мая 1997 по июль 2000 года на Toyota Corolla седьмого поколения, третий рестайлинг, универсал, кузов Е100.
- С мая 1997 по июль 2000 года на Toyota Corolla седьмого поколения, третий рестайлинг, универсал, кузов Е100, страна Япония.
- С мая 1995 по апрель 1997 года на Toyota Corolla седьмого поколения, второй рестайлинг, универсал, кузов Е100, Япония.
- С мая 1993 по апрель 1995 года на Toyota Corolla седьмого поколения, рестайлинг, седан, кузов Е100, страна Япония.
- В Японии с июня 1991 по апрель 1993 года на Toyota Corolla седьмого поколения, седан, кузов Е100.
- С мая 1989 по май 1991 года в Японии на Toyota Corolla шестого поколения, кузов Е90.
- С мая 1987 по апрель 1989 года на Toyota Corolla шестого поколения, седан, кузов Е90, Япония.
- В Европе с мая 1987 по апрель 1992 года на Toyota Corolla шестого поколения, три двери хэтчбек, кузов Е90.
- С мая 1987 по апрель 1992 года в Европе на Toyota Corolla шестого поколения, хэтчбек, кузов Е90.
- С мая 1987 по апрель 1992 года на Toyota Corolla шестого поколения, лифтбек, кузов Е90, Европа.
- В Америке с мая 1987 по июнь 1991 года на Toyota Corolla шестого поколения, купе, кузов Е90.
- В США с мая 1987 по июль 1987 года на Toyota Corolla пятого поколения, хэтчбек, кузов Е80.
- С мая 1983 по июль 1987 года на Toyota Corolla пятого поколения, три двери, хэтчбек, кузов Е80, Америка.
- В США с мая 1983 по июль 1987 года на Toyota Corolla, пятого поколения, купе, кузов Е80.
- С мая 1983 по июль 1987 года на Toyota Corolla пятого поколения, седан, кузов Е80, Америка.
- С мая 1994 по декабрь 1999 года на Toyota Corolla Ceres первого поколения, рестайлинг, седан, кузов Е100, США.
- С мая 1992 по апрель 1994 года на Toyota Corolla Ceres первого поколения, седан, Е100, Америка.
- С мая 1992 по апрель 1995 года в США на Toyota Corolla FX третьего поколения, три двери, хэтчбек, кузов Е10.
- С мая 1987 по апрель 1992 года на Toyota Corolla FX второго поколения, хэтчбек, три двери, Америка.
- С апреля 1997 по июль 2000 года в США на Toyota Corolla Levin седьмого поколения, рестайлинг, купе, кузов Е110.
- С мая 1995 по март 1997 года на Toyota Corolla Levin седьмого поколения, купе, кузов Е110, Америка.
- С мая 1993 по апрель 1995 года на Toyota Corolla Levin шестого поколения, рестайлинг, купе, кузов Е100, Америка.
- С июня 1991 по май 1993 года в США на Toyota Corolla Levin шестого поколения, купе, кузов Е100.
- В Америке с мая 1989 по май 1991 года на Toyota Corolla Levin пятого поколения, рестайлинг, купе, кузов Е90.
- С июня 1987 по апрель 1989 года на Toyota Corolla Levin пятого поколения, купе, кузов Е90, Америка.
Toyota Sprinter
- В США с апреля 1997 по июль 2000 года на Toyota Sprinter восьмого поколения, рестайлинг, седан, кузов Е110.
- С мая 1993 по апрель 1995 года на Toyota Sprinter седьмого поколения, рестайлинг, седан, кузов Е100, США.
- С июня 1991 по апрель 1993 года в США на Toyota Sprinter седьмого поколения, седан, кузов Е100.
- С мая 1989 по май 1991 года на Toyota Sprinter шестого поколения, рестайлинг, хэтчбек, кузов Е90, Америка.
- С мая 1989 по май 1991 года на Toyota Sprinter шестого поколения, рестайлинг, седан, кузов AE91, Америка.
- С мая 1987 по апрель 1989 года в Америке на Toyota Sprinter шестого поколения, седан, кузов AE91
- В США с мая 1987 по апрель 1987 года на Toyota Sprinter шестого поколения, хэтчбек, кузов Е90.
- В Америке с апреля 1997 года по август 2002 года на Toyota Sprinter Carib третьего поколения, рестайлинг, универсал, кузов Е110.
- С августа 1995 по апрель 1997 года на Toyota Sprinter Carib третьего поколения, универсал, кузов Е110, Америка.
- С мая 1994 по декабрь 1997 года на Toyota Sprinter Marino первого поколения, рестайлинг, седан, кузов Е100, Америка.
- С мая 1992 по апрель 1994 года в США на Toyota Sprinter Marino первого поколения, седан, кузов Е100.
- С апреля 1997 по июль 2000 года на Toyota Sprinter Trueno седьмого поколения, рестайлинг, купе, кузов Е110, Америка.
- С мая 1995 по март 1997 года в США на Toyota Sprinter Trueno седьмого поколения, купе, Е110
- В Америке с мая 1993 по апрель 1995 года на Toyota Sprinter Trueno шестого поколения, рестайлинг, купе, кузов Е100.
- С июня 1991 по апрель 1993 года на Toyota Sprinter Trueno шестого поколения, купе, кузов Е100, Америка.
- С мая 1989 по май 1991 года в США на Toyota Sprinter Trueno пятого поколения, рестайлинг, купе, кузов Е90.
- С июня 1987 по апрель 1989 года на Toyota Sprinter Trueno пятого поколения, купе, Е90, Америка.
Технические данные
4A GE — бензиновый, четырёхтактный силовой агрегат, имеющий объём 1.6 литров, четыре цилиндра которого расположены в один ряд. Рассматриваемый силовой агрегат имеет следующие технические характеристики:
- серийный выпуск двигателя производился с 1983 по 2002 годы;
- производством ДВС занимались GM DAT и Toyota;
- ГБЦ — алюминиевая, первая для моторов серии А, имеющая два распределительных вала и 16 клапанов, позже выпускались ДВС у которых в ГБЦ были установлены 20 клапанов.
- БЦ изготовлен из серого чугуна повышенной прочности, блок не гильзованный, цилиндры расточены непосредственно в БЦ;
- ГРМ — типа DOHC, привод механизма осуществляется зубчатым ремнём от шкива коленчатого вала, причём в работу приводится только впускной распределительный вал, выпускной вал имеет шестерёнчатый привод от впускного распределительного вала;
- впускной коллектор изготовлен из дюралюминия и располагается сзади двигателя, а выпускной, наоборот, расположен в передней части мотора, материал его изготовления, особо прочный чугун.
- система смазки — разбрызгиванием и под высоким давлением;
- система охлаждения, имеет замкнутый контур, и принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости, объём жидкости 6 литров, температура открытия термостата 95C;
- система зажигания на всех версиях старого типа: одна общая катушка для четырёх цилиндров, механический трамблёр и высоковольтные провода к свече каждого цилиндра;
- система питания — инжектор многоточечный впрыск MPFI;
- точный объём силового агрегата 1587 куб., сантиметров;
- цилиндры двигателя работают по порядку: 1, 3, 4, 2;
- диаметр цилиндра больше хода поршня 81 и 77 мм., соответственно;
- мощность 16ти клапанного двигателя при 5800 — 6600 оборотов мин., составляет 110 — 140 л., сил, в зависимости от модификации, а его максимальный момент равен 130 — 150 Нм., при 3800 — 5200 оборотов мин.;
- мощность 20ти клапанного мотора при 7200 — 7600 оборотов мин., равняется 160 -165 л., сил, а момент при 4400 об. , мин., 160 — 165 Нм.;
- степень сжатия в камерах сгорания мотора с 16 клапанами, от 9.4:1 до 10.3:1, в зависимости от версии двигателя, для 20ти клапанного от 10.5:1 до 11:1;
- двигатель соответствует требованиям европейской экологической безопасности Евро 3;
Расход топлива
Виды применяемого топлива, бензин АИ92, АИ95, АИ98. Расход горючего при городской езде 9.3 литра на 100 км., пробега, по трассе 5.8 литров. Общий расход бензина 7.5 литров на 100 км., пробега. Расчёты производились на автомобиле Toyota CorollaLevin с МКПП, 1998 года выпуска.
Расход масла и объем в двигателе
Допустимый расход моторной смазки 0.6 литров на 1000 км., пробега. Используемые виды масла по вязкости 0w30, 5w30, 0w40, 5w40. По названию производителя: Liqui Moly, Castrol, ЛукОйл, Toyota, Mannol. Лучшие по составу масла: полу синтетика и синтетика. Объём моторной смазки в двигателе зависит от версии мотора, может быть от 3 до 3,7 литров.
Ресурс двигателя
Ресурс мотора, заявленный производителем составляет 250000 км. В реальности такие силовые агрегаты успешно могут эксплуатироваться более 350000 км. Но это, только при условии адекватного вождения и правильного и своевременного обслуживания.
Особенности маркировки 4A GE
Название всех силовых агрегатов, несёт в себе определённую закодированную информацию. Не являются исключением и японские двигатели. Зная значение закодированных символов, можно получить конкретную информацию об любом силовом агрегате. Так в Японии, в 1987 году, была приняты обновленные правила маркировки ДВС.
Учитывая то, что рассматриваемый двигатель и серия моторов А появились раньше этой даты, маркировка проводилась по старой схеме. В отличие от новой схемы здесь не указывается вид применяемого на моторе топлива и нет понятия «семейство моторов». Вместо этого существует понятие (серия или линейка моторов).
- Так здесь, на первом месте находиться символ в виде цифры. Она указывает на поколение ДВС.
- Следующий символ в виде заглавной латинской буквы означает серию моторов.
- Первая половина названия 4А, означает четвёртое поколение моторов серии А.
- Далее идут две большие латинские буквы GE, они рассказывают об устройстве и особенностях исполнения ДВС.
- Так здесь G означает использование в механизме газораспределения двух верхнерассположенных распределительных валов.
- А символ Е указывает на электронное управление впрыском горючей смеси.
Собрав всё воедино получим: двигатель серии А четвёртого поколения, с двух вальной ГБЦ и инжекторным впрыском горючего, управляемого электроникой.
Часто можно встретить более полное название этого силового агрегата. Выглядит оно так: 4A GE V16 или 4A GE V20. Где V20 или V16 информация о количестве клапанов в ГРМ конкретного силового агрегата. Как известно, на рассматриваемом моторе могут использоваться ГБЦ двух видов, с шестнадцатью и двадцатью клапанами.
Описание 4A GE
История создания
Все представители двигателей серии A имеют много общего поэтому историю создания рассматриваемого мотора нужно начинать с начала 70-х годов. Все представители этой серии, являются четырёхцилиндровыми силовыми агрегатами с рядным расположением цилиндров, объём которых может составлять от 1.3 до 1.8 литров. Серия А, изначально создавалась для замены похожих, но маломощных двигателей.
В 1981 году была создана первая версия инжекторного двигателя серии А. Речь идёт о ДВС 4А Е. Степень сжатия данного мотора 9:1, а мощность его была невелика, всего 78 л., сил. А уже через два года компания Yamaha разработала ГБЦ, в которой механизм газораспределения выполнен по классической схеме DOHC, с четырьмя клапанами на каждый цилиндр. Данная ГБЦ разрабатывалась и проектировалась на предприятии Toyota Shimayama. Инженеры Тойота, соединив инжекторный двигатель 4A E и новую ГБЦ от компании Yamaha, получили новый силовой агрегат с инжекторным питанием и 16 клапанной ГБЦ. Так в 1983 году появился ДВС 4A GE.
Особенности конструкции
В основании конструкции 4A GE лежит чугунный блок, изготовленный способом литья. Гильзы на этом двигателе не используются. Цилиндры растачиваются непосредственно в теле блока цилиндров. Достоинством этого блока, кроме прочности и надёжности, является возможность дополнительной расточки диаметра цилиндров, для выполнения капитального ремонта. Поршни, изготовленные из алюминия, имеют несколько ремонтных размеров. Диаметр цилиндров и длина хода поршня, на всех моторах четвёртого поколения серии А имеют одинаковую величину. Диаметр цилиндров 81 мм., длинна хода 77мм.
Головка БЦ разрабатывалась компанией Yamaha и создавалась на заводе Тойота Shimayama. Механизм газораспределения исполнен по типу DOHC, где для каждого цилиндра имеются четыре клапана, два для впуска и два для выпуска. Привод ГРМ выполнен зубчатым ремнём. Осуществляется привод на впускной коленчатый вал, а выпускной вал приводиться в работу посредством шестерёнчатой передачи.
Внутри блока цилиндров на пяти опорах установлен чугунный коленчатый вал с восьмью противовесами, необходимыми для сбалансированной и динамичной работы силового агрегата.
Смазочная система
Система смазки классическая, масло под давлением смазывает, подшипники скольжения коленчатого, вала, под давлением подаётся к головке шатуна, трущимся деталям распределительных валов и других нагруженных механизмов. Поршни смазываются благодаря специальным форсункам, установленным в БЦ. Остальные детали ДВС смазываются разбрызгиванием.
Система охлаждения
Система охлаждения имеет замкнутый контур с двух кругов для циркуляции охлаждающей жидкости. Управление циркуляцией антифриза по малому или большому кругу охлаждения осуществляет термостат. Циркуляцию охлаждающей жидкости производит водяной насос, другое его название — помпа.
Система зажигания
Система зажигания представлена одной катушкой зажигания для четырёх цилиндров, механическим трамблёром и пучком высоковольтных проводов, передающих искру от трамблёра на свечи зажигания.
Система питания — инжектор, используется много-точечная система впрыска MPFI.
Так выглядит конструкция ДВС 4A GE в общих чертах, но этот мотор много раз дорабатывался и изменял свою конструкцию. Всего имеется пять популярных версий этого двигателя. Об особенностях каждой версии будет рассказано далее.
Первая версия
Первая версия рассматриваемого ДВС заменила востребованный в восьмидесятых двигатель с двумя распределительным валами 2Т G. Первая модель серии А с двумя распределительным валами имела мощность 128 л., сил для японского рынка, и 112 л., сил., для американского потребителя.
Разница была в установленных датчиках MAF в моторах для потребителей США. Этот датчик ограничивал поступление воздуха во впускной коллектор. Мощность при этом падала зато отработанные газы содержали меньше вредных веществ. В Америке, в те годы, требования к чистоте выхлопа были намного жёстче чем в Японии. На движках предназначенных для японского рынка, использовался датчик РВ типа МАР. Он способствовал увеличению мощности, но сильно загрязнял атмосферу. Использование двигателей, с таким выбросам вредных веществ в Америке в 80е годы было категорически запрещено.
Изначально, на ДВС первой версии 4A GE был недостаток. Взаимное расположение впускного и выпускного клапана, имело между собой угол 50. Такая схема обеспечивала наилучшие условия для работы ДВС на больших оборотах. Но при сбрасывании газа мощность снижалась до мощности старенького мотора.
Чтобы изменить эту ситуацию, инженеры Тойоты сконструировали для впускного коллектора систему Т VIS. Эта система контролировала работу дросселя геометрии впускного коллектора. Дело в том, что для каждого цилиндра имелось два отдельных канала. При падении оборотов мотора, система T-VIS, перекрывала дросселем один из впускных каналов. Тогда во втором канале возрастала скорость потока воздуха. Тем самым, создавая оптимальные условия для сгорания горючей смеси. Производство ДВС первой версии длилось 4 года, с 1983 по 1987 годы.
Вторая версия
Вторая версия не сильно отличается от первой. Здесь так же используется система Т-VIS. Отличия состоят в увеличенном размере шеек коленчатого вала. Данное изменение сказалось положительно на длительности ресурса работы двигателя. Блок цилиндров получил дополнительно 4 ребра охлаждения, а крышка ГБЦ получила окраску чёрного цвета. Степень сжатия с 9.4:1 возросла до 10:1. ДВС второй версии 4A GE выпускался с 1987 по 1989 годы.
Третья версия
После 1989 года конструкция Toyota 4A GE претерпела серьёзные изменения. Прежде всего инженеры компании Тойота приняли решение отказаться от системы T-VIS. Вместо неё просто уменьшили геометрические параметры впускного коллектора. Были проведены технические доработки, направленные на увеличение срока службы ДВС. А именно:
- конструкция поршней получила поршневые пальцы большего диаметра, в 20 мм., вместо прежних 18мм.;
- для лучшего охлаждения поршней, были установлены дополнительные форсунки;
- для компенсации потери мощности, которую мог вызвать отказ от использования системы T-VIS, инженеры компании увеличили степень сжатия до 10.3:1. Максимальная мощность модернизированной версии составила 140 л., сил.
Крышка ГБЦ получила окраску серебристого цвета и надпись красного цвета. Выпуск третьей версии мотора прекратился в 1991 году. На окончании выпуска третий версии, прекратилось производство 4A GE с 16 клапанами.
Четвёртая версия
Четвёртая версия рассматриваемого мотора известна переходом на 20ти клапанную ГБЦ. Для этого была полностью изменена конструкция головки блока. Теперь на каждый цилиндр приходилось по 5 клапанов, три на впуск и два на выпуск. Кроме этого на впуске установили систему VVTi. Степень сжатия увеличилась до 10.5:1. Зажигание по-прежнему осталось трамблерное, с одной катушкой для четырёх цилиндров. Двигатель получил новый, надёжный коленчатый вал. После всех доработок и изменений мощность 20ти клапанного движка составила 160 л., сил. Крышка ГБЦ получила серебристый окрас, а на ней красовалась хромированная надпись. Выпуск этой версии продолжался четыре года, с 1991 по 1995 годы.
Пятая версия
Пятая версия ДВС конструировалась с уклоном получения максимальной мощности. Степень сжатия камер сгорания увеличили до 11:1. Впускные клапаны получили больший ход на 3 мм. Доработали геометрическую форму впускного коллектора. Что способствовало улучшению наполняемости цилиндров горючей смесью. Чёрная крышка ГБЦ получила надпись Blacktop. Что впоследствии, стало народным названием данного ДВС. Максимальная мощность мотора 5 версии при 7800 оборотов мин., достигала 165 л., сил. Предназначался данный силовой агрегат для внутреннего японского рынка.
Характерные неисправности и способы из решения
Серьёзных конструктивных недостатков многочисленные версии рассматриваемого двигателя не имеют. Однако техника без неполадок не встречается, что подтверждают такие неполадки 4A GE:
Стук клапанов
На рассматриваемом ДВС, после 100 тыс., км., пробега, можно услышать стук под капотом. Прежде всего нужно проверить тепловой зазор в клапанах. Если зазор в пределах нормы, то стучать поршневые пальцы от выработки. Эта болезнь особенно характерна для моторов первых двух версий. На них диаметр поршневого пальца 18 мм. Более поздние версии с диаметром пальца 20 мм., в данной проблеме замечены реже. Избавиться от неполадки поможет замена изношенных деталей.
Неполадки электроники
На данном моторе встречаются неполадки с электронными устройствами. Внезапно, без всяких видимых причин может значительно увеличится расход горючего.
Причина этого давно известна, виноват лямбда-зонд. Его неверные показания, поступающие на ЭБУ, приводят к некорректной работе инжектора, отсюда и повышенный расход бензина.
Плавающие обороты могут быть последствием отказа датчика положения дроссельной заслонки и абсолютного давления. А вышедший из строя датчик температуры, вообще не даст мотору запуститься. Избавиться от этих проблем, поможет замена неисправных датчиков.
Жор масла
Повышенный расход моторной смазки, характерная проблема для всех моторов семейства А. Причиной служат изношенные сальники клапанов и поршневые кольца. Если расход моторного масла близок к 1 литру на 1000 км., значит нужно принимать меры по замене изношенных деталей.
Мелкие поломки
Из-за использования некачественного топлива движок начинает троить. В этом случае либо засорились форсунки, либо загрязнённый дроссель не даёт движку нормально работать. Немало головоломок создаёт устаревшая система зажигания, сколько сил может уйти, чтобы разобраться с механическим трамблёром.
Но на этом проблемы этого двигателя заканчиваются. Как оказывается их не так много. И решить их, кроме проблем с электроникой, под силу любому, даже не опытному водителю.
Регламент эксплуатационного обслуживания
- Самым частым мероприятием обслуживания этого ДВС, как и других моторов является замена моторной смазки. Менять масло следует не позже чем через 10000 км., пробега. Существует мнение, что лучше делать это через 5 тыс., км., пробега. Но на ДВС 4A GE нет гидрокомпенсаторов, а система VVTi используется только на моторе последней версии. Поэтому данный мотор не требователен к качеству используемого масла, кроме последней версии. Поэтому, за исключением последних моторов, слишком часто менять моторную смазку нет необходимости. Подробная информация по видам и замене масла указана в главе «Технические данные».
- Свечи зажигания имеют ресурс работы 20 тыс., км., потом их нужно поменять на новые.
- Топливный и воздушный фильтры подлежат замене через 30 тыс., км.
- Ремень привода ГРМ по заявкам производителя имеет ресурс работы 100 тыс., км. Реальный его ресурс намного меньше, около 75 тыс., км. Поэтому замену лучше выполнять через 60 тыс., км. При внезапном выходе из строя ремня привода ГРМ, мотор не гнёт клапана.
- По причине отсутствия гидрокомпенсаторов, есть необходимость в регулировке тепловых зазоров в клапанах через 100 тыс., км. Производится регулировка подбором шайб различной толщины.
- Жидкость охлаждения, обычно это антифриз, подлежат замене через 5 лет эксплуатации или после 100 тыс., км., пробега. Ремень привода навесного оборудования имеет срок службы 100 тыс., км., после чего он подлежит замене.
Двигатель Toyota 4A-GE: Надежность, Проблемы, Тюнинг
youtube.com/embed/IgYBitQFY-g?feature=oembed»>
В заключение можно сказать, что чрезвычайно удачная конструкция прославила этот двигатель. 4А GE имеет большую популярность спустя многие годы после завершения выпуска. Доступность и наличие новых запчастей делает ремонтные работы простой задачей. Особенно ценятся у любителей тюнинга две первые версии с изменённой геометрией впускного коллектора. Они, лучше всех других моторов, подходят для наращивания мощности. Опытные специалисты могут 16ти клапанный мотор с мощностью 128 л., сил, сделать особенным, увеличив его мощность до 240 л., сил.
Toyota 4A-GE: легендарный японский двигатель
Впервые двигатель с обозначением Toyota A появился в 1936 году. Этот шестицилиндровый мотор был копией двигателя Chevrolet и устанавливался на Toyota AA — первый серийный автомобиль японской компании. Однако наш сегодняшний герой, к древнему предку не имеет никакого отношения. 4A-GE — это четырехцилиндровый мотор, который в начале 80-х открыл новую веху в истории японского моторостроения.
Первые Toyota DOHC
Двигатель Тойота 3M
Первый мотор с двумя распредвалами (DOHC) от компании Тойота появился в 1966 году. Двухлитровый мотор получивший обозначение 3М, был разработан совместно с Yamaha и устанавливался в Toyota 2000GT. Двигатель получился отличным. По сравнению с традиционными одновальными моторами, он имел большую удельную мощность и экономичность. Однако стоил 3М намного дороже и для массового серийного производства не годился.
Как бы то ни было, отказываться от столь эффективных моторов японцы не собирались и постепенно наладили выпуск двухвальных моторов на поток. К началу 70-х компания выпускала DOHC моторы 9R, 10R, 2T-G и 18R-G. Все они имели рядную компоновку и по два клапана на цилиндр. И все бы хорошо, но нефтяной кризис и новые экологические стандарты вынудили Тойоту начать разработку более эффективных силовых агрегатов.
4A-GE 16V
Первой ласточкой среди моторов нового поколения стал шестицилиндровый Toyota 1G-GEU 1982 года. Впервые в истории марки, двигатель получил двухвальную ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр. Двигатель получился очень удачным. По сравнению с одновальным собратом, 1G-GEU развивал на 30 л.с. больше и при этом был тише и экономичнее.
Спустя год в 1983 году, Тойота выпустила четырехцилиндровый мотор 4A-GE. Он был построен на основе 1,6-литрового двигателя 4A, однако получил схожую по конструкции с 1G-GEU — многоклапанную ГБЦ. В результате по сравнению с одновальным 4A, мощность 4A-GE возросла на целых 40 л.с. и достигла 120 л.с. Новый мотор получился чрезвычайно легким и весил всего 123 кг, что на 29 кг меньше чем предшественник 2T-G.
Blue top
По конструкции 4A-GE представлял собой классический японский короткоходный мотор с чугунным блоком цилиндров. Он имел объем в 1587 см3, ременный привод распределительных валов и электронный впрыск топлива. Изюминкой мотора являлась его ГБЦ с шатровой камерой сгорания и четырьмя клапанами на цилиндр (2 впускных и 2 выпускных). Кроме того двигатель оснащался хитрой системой впуска T-VIS (Toyota Variable Induction System). Работала она следующим образом: при оборотах менее 4200 об/мин, четыре из восьми каналов во впускном коллекторе закрывались с помощью дросселей, ограничивая тем самым подачу воздуха. В результате при низких оборотах скорость притока воздуха увеличивалась, достигая тем самым наилучшего наполнения цилиндров.
За надписи на крышке ГБЦ синим цветом, мотор первой серии получили неформальное обозначение «Blue top». Впервые он дебютировал на легендарной Toyota Corolla AE86. Надо сказать, что в начале 80-х 4A-GE произвел неизгладимое впечатление на японскую публику. Он имел яркий высокооборотистый характер и спокойно крутился до 7400 об/мин. Кроме того путем нехитрых доработок мощность мотора легко поднималась до 140 л.с. «Blue top» выпускался до 1987 года и покинул производство вместе с АЕ86.
Red & Black top
Однако история 4A-GE только начиналась. В июне 1987 года под капотом Toyota Corolla AE92 прописался модернизированный 4A-GE получивший народное название «Red & Black top». Так как новые Levin и Trueno имели передний привод, на этот раз мотор получил поперечное расположение. При этом двигатель не прибавил в мощности, однако инженеры усилили блок цилиндров и увеличили диаметр коренной шейки коленвала, что благоприятно сказалось на его надежности.
Red top
В мае 1989 года в производство пошло третье поколение моторов известное как «Red top». На этот раз японские инженеры существенно модернизировали двигатель. Они отказались от системы T-VIS попутно увеличили степень сжатия до 10,3 и довели мощность до 140 л.с. Кроме того мотористы усилили шатуны, установили новые поршни и масляные форсунки под ними. Все эти доработки положительно сказались на надежности силового агрегата. Известны случаи, когда даже серьезно форсированный 4A-GE «Red top» без проблем проходил 250-300 тысяч не самых легких километров.
4A-GE 20V
Пятиклапанная камера сгорания двигателя Тойота 4A-GE 1991 года выпуска и старше (3 клапана на впуск, 2 на выпуск)
Silver Top
В июне 1991 года с выходом Toyota Corolla AE101, двигатель получил новую 20-клапанную ГБЦ c фазовращателем системы VVT на впускном распредвалу. Систему впуска также существенно переработали. Теперь каждый цилиндр имел индивидуальную дроссельную заслонку диаметром 43 мм, с воздухозаборниками переменной длины. Кроме того инженеры вновь увеличили степень сжатия до 10,5. В результате всех этих манипуляций, мощность мотора достигла 160 л.с. Фактически инженерам Тойоты удалось снять сто лошадиных сил с одного литра объема. Для начала 90-х великолепный результат.
За характерную серебристую окраску крышки клапанов, двигатель получил название «Silver Top».
Black Top
Заключительное пятое поколение моторов 4A-GE дебютировало в мае 1995 года, вместе с началом производства очередной модели Toyota Corolla AE111. Тойотовцы довели степень сжатия до 11:1, а также увеличили до 45 мм диаметр дросселей, Кроме того инженеры доработали выпускной коллектор, установили новый более производительный впускной распределительный вал, а также облегченный маховик. В результате мощность мотора удалось довести до 165 л.с. Характер мотора стал еще более «верховым», что идеально походило для автоспорта.
Как бы то ни было «Black Top» стад вершиной эволюции серии двигателей 4A-GE. В 2000 году мотор сняли с производства, однако он до сих пор активно применяется как в любительском, так и профессиональном автоспорте. Двигатели серии 4A-GE всегда ценились за свою надежность, высокие характеристики и относительно низкую стоимость владения.
Двигатель 4A-FE: характеристики, ресурс, масло, проблемы
Моторы Toyota 4A-FE на протяжении многих лет использовались на различных моделях японских автомобилей. Они отличались довольно высоким уровнем надежности и простотой в эксплуатации. Большинство возникающих проблем, возможно устранить собственными силами. Далее детально рассмотрим двигатель 4A-FE и его технические характеристики.
Характеристики
Силовые агрегаты Toyota 4A 1.6 (точный объем 1587 куб. см.) выпускались с 1982 по 2002 год. На них использовался чугунный блок цилиндров. Показатели мощности у разных модификаций двигателей серии 4A варьируется в пределах от 78 до 170 лошадиных сил, при значении крутящего момента от 117 до 206 Н*м. Степень сжатия, в зависимости от модификации силового агрегата, составляет от 8 до 11. Система впрыска, также зависит от варианта двигателя, используется карбюратор или инжектор.
Для моторов 4A-FE допускалось использовать следующие марки бензина: АИ 92 и АИ 95. Объем заливаемого масла в двигателе составляет от 3 до 3.7 литров. Какое масло лить в мотор, решается в зависимости от климатических условий. Можно применять следующие марки: 5W-30, 10W-30, 15W-40, 20W-50. Характеристики двигателя марки 4A-FE допускают максимальное потребление масла до одного литра на тысячу километров.
Моторы 4A-FE с указанными заводскими техническими характеристиками обладают ресурсом в 300000 км.
Расход
Показатель расхода топлива зависит от машины, на которую устанавливался мотор 4A-FE. Ниже приведены данные по расходу бензина для конкретных моделей автомобилей:
- Toyota Avensis в кузове T220 с пяти ступенчатой механической коробкой передач: в городском режиме 10,6 л/100 км, в загородном – 6,1 л/100 км;
- Toyota Corolla с четырех ступенчатой АКПП: при езде в населенных пунктах 10,3 л/100 км, на трассе – 6,4 л/100 км.
Модификации
Выбор версий двигателя серии 4А достаточно широк. Первым в 1983 году был разработан карбюраторный силовой агрегат марки 4А-C с восьмью клапанами и мощностью в девяносто лошадиных сил. Также были разработаны аналоговые версии для европейского и австралийского рынка. Они маркировались: 4A-L, -LC, -E, -ELU, -F. Их мощность находилась в диапазоне от 78 до 100 лошадиных сил. С течением времени мотор претерпел достаточно серьезные изменения. Были разработаны следующие вариации двигателей серии 4А:
- Инжекторный вариант 4A-FE, который имел несколько генераций. Среди них:
Блок 4A-FE
- 4A-FE Gen 1 был впервые оснащен инжекторной системой в 1987 году. Модель силового агрегата мощностью 100-102 л.с. выпускалась до 1993 года;
- в модернизированной 4A-FE Gen 2 использовалась новая шатунно-поршневая группа, изменена конструкция распределительного вала, системы подачи топлива, а также увеличена максимальная мощность до 110 л.с.;
- крайней версией мотора стала 4A-FE Gen 3. Он незначительно отличался от двигателя второй генерации. Мощность увеличилась до 115 лошадиных сил.
- В дальнейшем выпускалась модель ДВС 4A-FHE (110 л.с.). Она предусматривала усовершенствование конструкции мотора 4A-FE;
- После этого компания Тойота и Ямаха совместными усилиями разработали версию мотора 4A-GE. За время своего существования он претерпел пять генераций. Марки двигателей отличались повышенной мощностью, которая составляла:
- 124 л.с. – 4A-GE Gen 1;
- 125 л.с. – 4A-GE Gen 2;
- 128 л. с. – 4A-GE Gen 3;
- 160 л.с. – 4A-GE Gen 4;
- 165 л.с. – 4A-GE Gen 5.
Карина Е
На какие модели устанавливался
Двигатель модификации 4A-FE использовался для следующих моделей автомобилей:
- Avensis Т220 с 1997 по 2000 г;
- Carina AT171/175 с 1988 по 1992 г и AT190 с 1984 по 1996 г;
- Carina II AT171 с 1987 по 1992 г;
- Carina E AT190 с 1992 по 1997 г;
- Geo Prizm на базе Toyota AE92 с 1989 по 1997 г;
- Corolla/Conquest AE92/AE111 с 1993 по 2002 г;
- Celica AT180 с 1989 по 1993 г;
Toyota Celica Т200
- Corolla AE92/95 с 1988 по 1997 г, AE101/104/109 с 1991 по 2002 г, AE111/114 с 1995 по 2002 г;
- Corolla Ceres AE101 с 1992 по 1998 г;
- Corolla Spacio AE111 с 1997 по 2001 г;
- Sprinter AE95 с 1989 по 1991 г, AE101/104/109 с 1992 по 2002 г, AE111/114 с 1995 по 1998 г;
- Corona AT175 с 1988 по 1992 г, AT190 с 1992 по 1996 г, AT210 с 1996 по 2001 г;
- Sprinter Carib AE95 с 1988 по 1990 г, AE111/114 с 1996 по 2001 г.
Технические параметры
Если говорить конкретно о рассматриваемой модели, то характеристики 4a-fe следующие:
Вид | бензиновый, 4 цилиндра (ряды) |
Клапаны | 16 (DOHC) |
Привод | ременный |
Общий объем | 1.587 л |
Max мощность | 110 л.с. (5600 об./мин) |
Max крутящий момент | 145 нм (4400 об./мин) |
Min октановое число | 90 |
Cистема впрыска | EFI/MPFI |
Зажигание | трамблер |
Стоит отметить, что ресурс 4A-FE до момента переборки (не капитального ремонта), заключающейся в замене маслосъемных колпачков и износившихся поршневых колец, равняется примерно 250-300 тыс. км. Многое, конечно, зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания агрегата. Основной целью при разработке этого движка было добиться сокращения расхода топлива, чего удалось добиться, добавив систему электронного впрыска EFI в модель 4A-F. Об этом свидетельствует присоединенная буква «Е» в маркировке устройства. Буква «F» обозначает двигатели стандартной мощности, имеющие 4-х клапанные цилиндры.
Техническое устройство
Силовой шестнадцати клапанный агрегат Тойота 4A-FE имеет рядное исполнение с четырьмя цилиндрами. Они располагаются в литом чугунном блоке. Конструкцией не предусмотрена установка гильз.
Головка блоков цилиндра изготовлена из алюминия. Процесс газораспределения осуществляется посредством двух верхних распределительных валов (система DOHC). Механизм приводится в движение ремнем между распределительными валами через зубчатый вал. В случае обрыва ремня ГРМ, клапана не гнутся. Для распределения зажигания используется трамблер с одной катушкой. В более поздних модификациях моторов 4A-FE применялись трамблеры с двумя катушками, по одной на каждую пару цилиндров.
Интервал обслуживания
Мотор Toyota 4A-FE требует соблюдения следующих интервалов при осуществлении технического обслуживания:
- замена масла и масляного фильтра через каждые 10 тыс. км пробега;
- после 40 тыс. км пробега, следует поменять топливный фильтр;
- с периодичностью в 20 тыс. км пробега меняется воздушный фильтр;
- на каждые 30 тыс. км пройденного расстояния приходится замена свечей зажигания и регулировка зазоров клапанов с проверкой работоспособности вентиляции картера;
- постоянный контроль герметичности системы охлаждения, с заменой антифриза через каждые 50 тыс. км;
- на ста тысячах километров пробега требуется проверить состояние выпускного коллектора.
Механическая часть и катушка
Ремонт трамблера 4A-FE может также потребоваться, если сальник пропускает масло. Навесное оборудование с распределителя зажигания демонтируется крестовой отверткой. Затем необходимо аккуратно выбить штифт из вала. Об износе старого сальника трамблера 4A-FE свидетельствует жесткость детали. Чтобы легко демонтировать старый подшипник после проверки на наличие люфтов вал нужно отшлифовать и смазать. Ту же процедуру можно проделать в отношении демонтированного штифта, чтобы легче установить на место.
Крышки путем естественного износа и воздействия масла также могут нуждаться в замене. Заменить можно на самодельные крышки, вырезанные по размерам из картона. Устанавливать самодельные картонные крышки необходимо на суперклей.
Далее необходимо собрать и установить на место навесное оборудование, выставить зазоры на датчиках коленвала и распредвала, очистить пространство под распределителем от масла и установить механизм на место.
Проблемы и недостатки
Двигатель Toyota модификации 4A-FE отмечается следующими недостатками и проблемами:
- Повышенный расход топлива, как правило, наблюдается при выходе из строя датчика лямбда зонд. Еще одной причиной ухудшения указанного показателя может стать неисправность датчика абсолютного давления. При этом образуется нагар на свечах, появляется вибрация при работе мотора на холостом ходу, из выхлопной трубы выходит черный дым. При одновременном проявлении вибрации и повышенного потребления топливной смеси двигателем, следует промыть форсунки;
- Плавающие обороты сопровождаются засорением дроссельной заслонки, свечей зажигания, форсунок, повреждением клапана холостого хода, вентиляции картерных газов или датчика положения дроссельной заслонки;
- Мотор не запускается. В большинстве случаев, из-за поломки датчика температуры силового агрегата;
- Двигатель глохнет после запуска. В этом случае потребуется проверить состояние топливного фильтра, бензонасоса и трамблера;
- Образование повышенного расхода масла. Согласно заводским параметрам, допустимым считается потребление до одного литра на тысячу километров. Для устранения проблемы понадобится заменить кольца и маслосъемные колпачки;
- Посторонний стук в двигателе, как правило, исходит от поршневых пальцев. Это свидетельствует о необходимости регулировки зазоров клапанов.
Диагностика электрической части трамблера
Ремонт трамблера 4A-FE требует предварительной диагностики. При разборке распределителя зажигания может быть обнаружен износ крышки и бегунка. В таком случае деталь демонтируется и проводится диагностика составляющих компонентов.
Проверка катушки трамблера 4A-FE покажет, превышено ли сопротивление обмоток. Такую процедуру следует производить «на холодную». Проверка коммутатора покажет, соответствуют ли значения сопротивления между контрольными точками рекомендуемым нормам. Также необходимо выяснить, нуждается ли в замене конденсатор. Датчики распредвала и коленвала также следует проверять «на холодную» — такая процедура предоставит информацию о сопротивлении обмоток. Если датчики демонтировать, то для обратной установки понадобится специальный плоский щуп. Дополнительно следует проверить на наличие люфтов подшипника, вала и направляющей. Уплотнительное кольцо не должно иметь разрывов и повреждений.
Катушка зажигания 1. Первичная обмотка — норма 1.11-1.75 Ом; 2. Вторичная обмотка — норма 9.0-15.7 кОм
Тюнинг
Осуществить тюнинг ДВС марки 4A-FE достаточно проблематично и является не рациональным решением. Но при желании его можно сделать. При этом потребуется заменить практически все, кроме блока цилиндров. Замене подлежат: коленчатый вал, клапана, форсунки, головка блока цилиндров и шатунно-поршневая группа. На силовой агрегат устанавливается турбо кит, что сопровождается увеличением мощности мотора до 140 лошадиных сил.
Гораздо лучше тюнингу поддается марка двигателя 4A-GE.
Тюнинг двигателя Toyota 4A-C/L/LC/ELU/F/FE/FHE/GE/GZE
Чип-тюнинг. Атмо
Двигатели серии 4A рождены для тюнинга, именно на базе 4A-GE был создан всем известный 4A-GE TRD, в атмосферном варианте выдающий 240 л.с. и выкручивающийся до 12000 об/мин! Но для успешного тюнинга надо брать 4A-GE за основу, а не FE версию. Тюнинг 4A-FE идея мертвая изначально и заменой ГБЦ на 4A-GE здесь не помочь. Если чешутся руки доработать именно 4A-FE, тогда ваш выбор наддув, покупаете турбо кит, ставите на стандартную поршневую, дуете до 0.5 бар, получаете свои ~140 л.с. и ездите пока на развалится. Чтобы ездило долго и счастливо, нужно менять коленвал, всю ШПГ под низкую степень, доводить головку блока цилиндров, ставить большие клапана, форсунки, насос, проще говоря родной останется только блок цилиндров. И только потом ставить турбину и все сопутствующее, рационально? Именно поэтому за основу всегда берется хороший 4age, здесь все проще: для GE первых поколений, берутся хорошие валы с фазой 264, толкатели стандартные, ставится прямоточный выхлоп и получаем в районе 150 л. с. Мало? Убираем впускной коллектор T-VIS, берем валы с фазой 280+, с тюнинговыми пружинками и толкателями, отдаем ГБЦ на доработку, для Big Port доработка включает в себя шлифовку каналов, доводку камер сгорания, для Small Port еще и предварительную расточку впускных и выпускных каналов с установкой увеличенных клапанов, паук 4-2-1, настраиваем на Абит или Январь 7.2, это даст до 170 л.с. Дальше, кованая поршневая под степень сжатия 11, валы фаза 304, 4-х дроссельный впуск, равнодлинный паук 4-2-1 и прямоточный выхлоп на трубе 63мм, мощность поднимется до 210 л.с. Ставим сухой картер, меняем маслонасос на другой от 1G, валы максимальные — фаза 320, мощность дойдет до 240 л.с. и крутиться будет за 10000 об/мин. Как будем дорабатывать компрессорный 4A-GZE… Проведем работы с ГБЦ (шлифовка каналов и камер сгорания), валы 264 фаза, выхлоп 63мм, настройка и около 20 лошадей запишем себе в плюс. Довести мощность до 200 сил позволит компрессор SC14 либо более производительный.
Toyota 4A-GE 16V/20V — легендарный двигатель для доставки тофу, что делает их такими замечательными?
Если вы, как и я, в подростковом возрасте смотрели аниме Initial D, вы должны быть знакомы с хриплым, энергичным и славным воем Toyota AE86 Trueno, принадлежащей Такуми Фудзиваре. Что ж, этот вой реален, и он исходит от легендарной серии двигателей Toyota 4A-GE . Послушайте ниже.
Замечательно, не так ли? В нем было все, что мы любили в мощных двигателях той эпохи: высокие обороты, острые отклики скальпеля и без наддува . Конечно, 4A-GE не выдавал 500 л.с., как другие его современники, но у него было более чем достаточно мощности для веселого и легкого пакета, такого как Toyota AE86.
Мое личное знакомство с 4A-GE
Итак, сегодня мы хотим оценить, насколько хорош двигатель Toyota 4A-GE. Кроме того, мы расскажем вам, почему мы так высоко оцениваем 4A-GE и что делает его таким особенным.
Что такое 4A-GE?
4A-GE — это семейство двигателей с рабочим объемом 1,6 литра, 4 цилиндрами и без наддува (существует вариант с наддувом, называемый 4A-GZE, но здесь давайте сосредоточимся на 4A-GE). Номенклатура кода двигателя следует этой логике:
4 — версия блока цилиндров
A — семейство двигателей типа
G — двойные верхние распредвалы (DOHC), зубчатый ремень или цепь на обоих распредвалах
E — электронный впрыск топлива (EFI)
Что за особый соус?
Слева: 4A-GE 16 В, справа: 4A-GE 20 В.
Сейчас это может показаться странным, но когда 4A-GE был впервые представлен в 1983 году, он значительно опередил свое время, так как имел 4 клапана на цилиндр (а в последнее время 5 клапанов на цилиндр, мы доберемся до этого) ). Большинство двигателей той эпохи имели по 2 клапана на цилиндр. Видите ли, 4 клапана на цилиндр чаще встречались в мотоциклетных двигателях.
Image Credit
Вот почему Toyota обратилась к Yamaha , экспертам по мотоциклам, за помощью в разработке головки блока цилиндров 4A-GE. Результат? Небольшой 1,6-литровый двигатель, который крутил так сладко, что вы просто хотели свернуть ему шею весь день.
Yamaha не только помогла Toyota разработать 4A-GE, но и 1LR-GUE V10 для Lexus LFA.
Изображение кредит
Помимо двигателей мотоциклов, только гоночные двигатели Формулы-1 имели конфигурацию с 4 клапанами на цилиндр. Двигатели Формулы-1 в то время получали мощность за счет высоких оборотов двигателя, и это мышление легло в основу разработки 4A-GE (более высокие обороты двигателя = лучшие показатели мощности). По сути, 4A-GE был частью технологии Формулы-1 для масс.
4 клапана на цилиндр не были нормой в 1983 году. Он был настолько прочным, универсальным и простым в обслуживании, что его можно было использовать для трека, дрифта или гимнастики (как у меня).
Читайте также : 15 самых крутых всплывающих фар, которые переворачивают наше сознание — AE86, RX-7, Ferrari и другие!
Поколения 4A-GE — 16-клапанные пионеры
Видите синие буквы «16 Valve»?
Первые три поколения 4A-GE использовали 16-клапанную головку блока цилиндров. Первый из трех называется Blue Top (Early Bigport) . Он вышел в 1983 году как замена двигателям Toyota 2T-G. Его можно было узнать по серебристой крышке распредвала с черными и синими буквами, а также по трем ребрам жесткости на задней части блока цилиндров.
Три ребра жесткости на задней части блока цилиндров.
Изображение кредит
В японских версиях, где вместо датчика абсолютного давления в коллекторе (MAP) используется выходная мощность была 120 л.с. и 142 Нм , что ничтожно по сегодняшним стандартам. Но 120 л. с. производились при 6 000 об/мин, что говорит вам о том, что этот двигатель обладает высокими оборотами и приводил в движение AE86, который весил не более тонны. Кроме того, он на 15 % легче своего предшественника 2T-GEU.
Двигатель 4A-GE на брошюре Toyota AE86.
Изображение кредит
В американских версиях этот двигатель имел более ограничительный расходомер воздуха лопастного типа (AFM), чтобы соответствовать местным нормам по выбросам. Следовательно, мощность была немного ниже: 114 л.с. и 131 Нм
.
Прозвище «большой порт» произошло из-за большого поперечного сечения впускных отверстий.
Изображение кредит
Прозвище «большой порт» произошло из-за большой площади поперечного сечения впускных отверстий. Это означало хороший поток воздуха на высоких оборотах двигателя, но вялость на низких оборотах. Чтобы противостоять этому, Toyota Variable Induction System (T-VIS) была введена для оптимизации воздушного потока при низких оборотах двигателя. Производство Blue Top было прекращено в 1987 году.
Обратите внимание на красные и черные буквы
Второе поколение Red & Black Top (поздний Bigport) заняло место и принесло подшипники большего диаметра для шатунов. Обновленный двигатель также стал прочнее благодаря семи ребрам жесткости на задней части блока цилиндров вместо трех.
Более прочный блок цилиндров с семью ребрами жесткости на задней части блока цилиндров
Изображение кредит
T-VIS и AFM/MAP (зависит от рынка) остались, но это второе поколение было произведено только в 1988 году. Производительность осталась в основном такой же, как и у более раннего Blue Top.
Теперь все красные буквы вверху, с новой крышкой свечи зажигания
Затем появилась последняя версия 16-клапанного 4A-GE, Red Top (Smallport) . Степень сжатия для этого двигателя была повышена с 9,4:1 до 10,3:1 . Название «малый порт»? Что ж, впускные каналы были переработаны с меньшим поперечным сечением, что свело на нет необходимость в T-VIS.
Вверху: дизайн Smallport. Внизу: дизайн Bigport
Изображение кредит
Усовершенствования конструкции двигателя привели к тому, что версии для США (AFM) выдали 125 л.с. и 149 Нм , а японские версии (датчик абсолютного давления) на 10 л.с. больше. Red Top производился до 1992 года, когда была представлена совершенно новая головка блока цилиндров.
Поколения 4A-GE — 20-клапанные крикуны
Серебряный топ, придурок?
Изображение кредит
4A-GE четвертого поколения (с 1991 по 1995 год), также является первым поколением 20-клапанных (еще не запутались?). Модель Silver Top была названа так, потому что… ну, у нее была серебряная крышка кулачка с хромированными буквами (спасибо, Шерлок). Это принесло еще больше улучшений, чтобы добиться еще большей производительности.
Система изменения фаз газораспределения (VVT) улучшила крутящий момент в среднем диапазоне.
Изображение кредит
5 клапанов на цилиндр, регулируемые фазы газораспределения (сторона впуска), более высокая степень сжатия ( 10,5:1 ). Лучше всего то, что он отказался от старого впускного коллектора и заменил его на отдельных дроссельных заслонок . Результат? Великолепная приемистость и управляемость в пакете, который до сих пор любит обороты.
5 клапанов на цилиндр, редкость тогда, да и сейчас редкость.
Изображение кредит
157 л.с. теперь достигла головокружительной скорости 7400 об / мин , а также 162 Нм при 5200 об / мин . Любопытно, что Silver Top сохранил систему AFM лопастного типа, которая ранее использовалась в 16-клапанных двигателях 4A-GE американского рынка. Для этого потребовалась камера с впускными отверстиями, расположенными гораздо более вертикально, чем изогнутые в 16-клапанных агрегатах.
Скромный, но красная черта при 8200 об/мин.
Изображение кредит
И на жемчужину семейства 4A-GE (с 1995 по 2000), последнюю и самую великолепную версию линейки, Black Top с 20 клапанами. Опять же, название говорит само за себя (черная крышка камеры, черные буквы, продолжайте, Холмс).
Используя Silver Top в качестве основы, Black Top добавил еще более высокое сжатие (11:1), отдельные корпуса дроссельных заслонок большего диаметра ( 9от 0005 43 до 45 мм ), более горячие распредвалы, а также более легкие маховик и шатуны. Все это помогло Black Top набрать 162 л.с. при 7800 об/мин вместе с 162 Нм крутящего момента при 5600 об/мин . Преподобный счастлив? Вы держите пари.
Заключение
4A-GE являются синонимами AE86.
Изображение кредит
Если вы не могли сказать, я большой поклонник семейства двигателей 4A-GE. Свидетельством инженерной честности Toyota является то, что вы все еще можете увидеть, как эти двигатели работают, участвуя в различных автоспортивных мероприятиях. Празднуйте их, пока еще можете.
Автомобильная культура вокруг 4A-GE остается сильной как никогда
По сей день вы можете найти послепродажную поддержку для 4A-GE, и он остается фаворитом среди энтузиастов, потому что он не только характерен, но и надежен, прост в обслуживании и доставляет так много производительности для своего объема двигателя. Если вы хотите, чтобы двигатель стартовал в автоспорте, вы могли бы сделать хуже, чем 4A-GE.
Моя точка входа в Toyota 4A-GE
Откуда я это знаю? Тогда я начал соревноваться в гимнастике, используя 4A-GE Black Top. За четыре года соревнований и жесткой езды он ни разу не сбивался с ритма. Масло поменяли и пошло поехало. Другого такого не будет. Таким образом, двигатель Toyota 4A-GE всегда будет занимать особое место в моем сердце.
10 вещей, которые мы только что узнали о двигателе Toyota 4AGE
Когда мы думаем об эпохе, когда у японских автогигантов был свой так называемый «золотой век», мы не можем не упомянуть 90-е годы, так как в основном почти все крупные производитель автомобилей в то время предлагал автомобили с высокими характеристиками в своих модельных рядах. От маленьких хэтчбеков до настоящих спортивных автомобилей — на самом деле нет ничего лучше, чем то, что предлагали японцы в ту великую эпоху. Об этом свидетельствует то, как фанаты JDM до сих пор желают использовать автомобили того периода в качестве своих проектных автомобилей.
Даже Toyota , зарекомендовавшая себя как производитель надежных автомобилей, выпускала свои собственные высокопроизводительные автомобили с отличными четырехцилиндровыми двигателями, такими как карбюраторный 8-клапанный DOHC 2T-G, который считался их флагманом 1600. двигатель. Однако времена менялись, и электронный впрыск топлива был правильным. Toyota нуждалась в преемнике 2T-G, и таким образом родился 4AGE. Вот некоторые вещи, которые мы только что узнали о культовом двигателе Toyota.
10/10 Первые в Японии
via japanesenostalgiccar
Двигатель Toyota 4AGE был выпущен в 1983 году как один из первых серийных японских двигателей DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр. Как упоминалось ранее, он теперь имеет электронный впрыск топлива по сравнению с 2T-G, в котором использовались сдвоенные карбюраторы с боковой тягой.
через МРП
Кроме того, эволюция 4AGE означала, что он также был одним из первых двигателей с пятью клапанами на цилиндр, когда-либо созданных, когда 20-клапанный Silvertop был выпущен в 1991.
по теме: 10 величайших двигателей, когда-либо созданных японскими автомобильными компаниями
9/10 AE86
через gtplanet
Первое поколение 4AGE появилось, прежде всего, в Toyota Corolla AE86 в 1983 году, которая, как мы все знаем, является одним из самых культовых японских автомобилей, когда-либо созданных.
через gtplanet
Это также был последний раз, когда 4AGE выпускался с завода на заднеприводном автомобиле, поскольку последующие модели Corolla разрабатывались с переднеприводной компоновкой.
по теме: 9 вещей, которые все забыли о Toyota Corolla AE86
8/10 Разработано Yamaha
через carnews
Двигатель 4AGE издает один из самых приятных звуков индукции, который вы когда-либо слышали от двигателя внутреннего сгорания, и отчасти это связано с тем, что Yamaha Motor Corporation помогла разработать головку блока цилиндров двигателя.
через ютуб
Эти же люди отвечали за характерный для Формулы-1 звук выхлопа 4,8-литрового двигателя V10 Lexus LFA, который был разработан совместно с музыкальным подразделением Yamaha.
СВЯЗАННЫЕ: 10 автомобилей с лучшим звуком, когда-либо созданных
7/10 Initial D
через автомобильный магазин
Конечно, мы не могли упомянуть двигатель 4AGE, не связав его с японской мангой и аниме-сериалом Initial D. Панда AE86 Такуми приводилась в движение 16-клапанной версией 4AGE с первого по второй этап культовой улицы. серия гоночной манги.
через тамблер
Когда 16-клапанная версия взорвалась, ее заменили 20-клапанной версией двигателя 4AGE, которая была гоночной версией TRD Group A и могла развивать скорость до 11 000 об/мин.
6/10 Formula Atlantic
через club4ag
Formula Atlantic — чемпионат по гонкам с открытыми колесами, проводившийся в 1970-х годах с использованием серийных двигателей с двумя распредвалами объемом 1600 куб. В 1990 году серия была переименована в Toyota Atlantic после того, как двигатель 4AGE получил право участвовать в чемпионате.
через Хассельгрен
Двигатель 4AGE, предназначенный для Formula Atlantic, считается Святым Граалем среди всех 4AGE, поскольку он был разработан компанией TRD для обеспечения мощности 250 л.
5/10 T-VIS
через autopart3
В первом поколении 4AGE система T-VIS использовалась для улучшения характеристик двигателя на низких оборотах, поскольку в ней в основном используются два впускных канала на цилиндр, имитирующие первичный и вторичный дроссельные клапаны, используемые в карбюраторе.
через ae86drivingclub
Однако, в отличие от дроссельных заслонок в карбюраторе, использующем вакуум, система работает с использованием электромагнитного клапана, который либо закрывает, либо открывает вторичные впускные каналы в зависимости от частоты вращения двигателя. В точке переключения системы ощутимый прирост мощности и индукционного шума ощущается довольно похоже на то, как работали ранние двигатели DOHC VTEC Honda.
4/10 Red Top High Horse
через rollaclub
Самая мощная 16-клапанная версия 4AGE называется «Red Top», что связано с цветом надписи «Twin Cam 16 Valve» на крышке клапана двигателя.
через Викимедиа
Двигатель Red Top развивает мощность 128 л. с. при 6600 об/мин и крутящий момент 105 фунт-фут, используя меньшее поперечное сечение впускного канала, чем в более ранних версиях, и поэтому двигателю больше не требуется функция T-VIS.
3/10 Версия с наддувом
через имгур
Версия 4AGE с наддувом также выпускалась в различных модификациях с 1986 по 1995 год и, в частности, использовалась в Toyota MR2 AW11 первого поколения. Он действительно более мощный, чем безнаддувная 16-клапанная версия, с 145 л.с. и 140 Нм крутящего момента.
через ютуб
Самая мощная версия, однако, была установлена на AE101 Corolla Sprinter только для Японии, которая производила 170 л.с. и 155 фунт-фут крутящего момента. Энтузиасты выбирают двигатель 4AGZE для переоборудования своих автомобилей с турбонаддувом, так как нет необходимости модифицировать усиленные внутренние компоненты для обеспечения дополнительного наддува.
2/10 Silvertop
через YouTube
Toyota значительно переработала головку блока цилиндров 4AGE, когда началась эра 90-х годов, и закончилась конфигурацией с пятью клапанами на цилиндр, и, таким образом, «Twin Cam 20» родился с 4AGE Silvertop.
через jdmstyletuning
По сравнению с 16-клапанной версией, 20-клапанный 4AGE теперь оснащен системой изменения фаз газораспределения Toyota (VVT) на впускном кулачке и имеет более высокую степень сжатия по сравнению с 16-клапанным двигателем Red Top. В результате получился более мощный двигатель мощностью 155 л.с. и 119фунт-фут крутящего момента.
1/10 Blacktop
через greatrace
Окончательная версия двигателя 4AGE получила название «Blacktop» из-за цвета клапанной крышки. Toyota дополнительно увеличила степень сжатия двигателя с 10,5 до 11: 1 и имеет более легкие маховики, большие впускные камеры и более легкие шатуны, чем Silvertop.
через ноль-сотню
Мощность увеличилась со 155 до 160 л.с., а пиковый крутящий момент остался прежним, но достигался при более высоких оборотах. Из-за высокой степени сжатия этих 20-клапанных двигателей Toyota требовала топлива с октановым числом 100, и, таким образом, двигатель страдал от детонации и низкой мощности всякий раз, когда он работал на топливе с более низким октановым числом. Тем не менее, 20-клапанные двигатели 4AGE остаются предпочтительным оружием для легкого увеличения мощности по сравнению с ранними моделями Corolla и, в первую очередь, установлены на AE86 для использования в дрифте.
Технические характеристики двигателя Toyota 4A-GE, характеристики, масло, производительность
Бензиновый двигатель Toyota 4A-GE объемом 1,6 л выпускался компанией с 1983 по 2002 год и устанавливался на многие популярные модели концерна, такие как Carina, Celica и Corolla Levin. Этот силовой агрегат имеет несколько модификаций, которые условно делятся на 5 поколений.
В семейство А также входят двигатели: 8A‑FE, 5A‑FE, 5A‑FHE, 4A‑FE, 4A‑FHE, 4A‑GE, 4A‑GZE, 7A‑FE.
В 1983 году на Corolla пятого поколения дебютировал новый двигатель со спортивным характером, алюминиевая 16-клапанная головка блока которого была разработана инженерами Yamaha. Во всем остальном это был вполне классический 4-цилиндровый агрегат с чугунным блоком, ременным приводом ГРМ и без гидрокомпенсаторов. Так что клапана надо регулировать.
Существует две версии двигателя с 16- и 20-клапанной головками блока цилиндров, но большинство из них делится на 5 поколений:
- Первое поколение Blue Top или Early Bigport имеет серебристую клапанную крышку с двойным кулачком. 16 VALVE написано синими и черными буквами одновременно. Такой агрегат ставили на модели для японского и американского рынков с 1983 по 1987 год. Мотор оснащался регулируемой системой впуска воздуха T-VIS и развивал от 110 до 130 л.с.
- Второе поколение или Red & Black Top или Late Bigport выпускалось с 1987 по 1992 год и внешне отличалось тем, что надписи на крышке были нанесены красными и черными буквами. Несмотря на то, что мощность не увеличилась, были проведены работы по усилению конструкции: блок цилиндров получил дополнительные ребра жесткости, шатунные вкладыши стали шире.
- Третье поколение или Red Top или Smallport выпускалось недолго, всего с 1989 по 1991 год. Отличить его можно было по надписи Twin cam 16 valve, выполненной только красными буквами. Этот двигатель получил уменьшенные впускные каналы и поэтому избавился от системы T-VIS, также изменилась шатунно-поршневая группа за счет увеличения степени сжатия с 9,4 до 10,3, а также появились масляные форсунки для охлаждения поршней. Мощность возросла до 140 л.с.
- Четвертое поколение или Silver Top получило новую 20-клапанную ГБЦ и отличалось серой крышкой с надписью TWIN CAM 20, выполненной серебристой краской. Такой силовой агрегат выпускался из 1991 по 1995 год и устанавливался только на японские модели. Помимо 20-клапанной ГБЦ двигатель получил сложную систему впуска с четырьмя дросселями и фазорегулятором VVT на впускном валу. Таким образом, мощность двигателя была поднята до 160 л.с.
- Пятое поколение или Black Top можно узнать по черной пластиковой крышке клапана. Такие двигатели выпускались с 1995 по 2002 год и встречаются только на японских моделях. Благодаря небольшому увеличению диаметра дросселей, кулачков распредвала и степени сжатия с 10,5 до 11,0 из агрегата выжали 165 л. с. и это максимум для линейки.
Двигатель устанавливался на:
- Toyota Carina 3 (A60) 1983 – 1985 г.в.; Carina 4 (T150) 1984–1988 гг.; Carina 5 (T170) 1987–1992 гг.; Carina 7 (T210) 1996 – 2001 гг.;
- Toyota Celica 3 (A60) 1983 – 1985 гг.; Celica 4 (T160) 1985–1989 гг.;
- Toyota Corolla 5 (E80) 1983 – 1987 г.в.; Королла 6 (Е90) 1987 – 1992 гг.; Королла 7 (Е100) 1991 -1998 гг.; Corolla 8 (E110) 1995 – 2002 гг.;
- Toyota Corona 7 (T140) 1983 – 1985 г.в.; Корона Т160 в 1985 – 1988 г.;
- Toyota MR2 1 (W10) 1984 – 1989 г.в.;
- Toyota Sprinter 5 (E80) 1983 – 1987 г.в.; Спринтер 6 (Е90) 1987 – 1992 гг.; Спринтер 7 (Е100) 1992 – 1995 гг.; Спринтер Е110 1995 – 2000 гг.
Технические характеристики
Годы выпуска | 1983-2002 |
Рабочий объем, см3 | 1587 |
Топливная система | инжектор |
Выходная мощность, л. с. | 110 – 140 (версии с 16 клапанами) 160 – 165 (версии с 20 клапанами) |
Крутящий момент, Нм | 130–150 (версии с 16 клапанами) 160–165 (версии с 20 клапанами) |
Блок цилиндров | чугун R4 |
Головка блока | алюминий 16v алюминий 20v |
Диаметр цилиндра, мм | 81 |
Ход поршня, мм | 77 |
Степень сжатия | 9,4 – 10,3 (версии с 16 клапанами) 10,5 – 11,0 (версии с 20 клапанами) |
Гидравлические подъемники | нет |
Привод ГРМ | ремень |
Турбокомпрессор | нет |
Рекомендуемое моторное масло | 5W-30, 5W-40 |
Объем моторного масла, л | 3,2 |
Тип топлива | 92 (версии с 16 клапанами) 95 (версии с 20 клапанами) |
Евро стандарты | 2 евро |
Расход топлива, л/100 км (для Toyota Corolla Levin 1998 г. ) — город — трасса — смешанный | 9,3 5,8 7,5 |
Ресурс двигателя, км | ~300 000 |
Масса, кг | 135 |
Недостатки двигателя 4A-GE
- Двигатели Toyota A-серии надежны и не имеют конструктивных недостатков, однако при пробеге более 100 000 км наблюдается стук поршневых пальцев от выработки. Прежде чем решиться на ремонт, проверьте зазоры клапанов, они часто стучат.
- считаются слабым местом двигателя и проблемы с электрикой возникают регулярно. Причиной резкого увеличения расхода топлива обычно является сгоревший лямбда-зонд, если вышел из строя датчик температуры, машина все время глохнет или вообще не заводится, а обороты двигателя плавают из-за провалов абсолютного давления датчик и положение дроссельной заслонки.
- После 200 000 км пробега часто изнашиваются поршневые кольца или маслосъемные колпачки и появляется расход масла, который со временем может возрасти до 1 л на 1000 км.
Датчики