ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Виды забойных двигателей


Забойные двигатели и их эксплуатация

К гидравлическим забойным двигателям относятся турбобуры и винтовые забойные двигатели.

Турбобур – забойный двигатель одно-трёхсекционный, предназначенный для бурения скважин.

В рабочих турбинах двигателя гидравлическая энергия бурового раствора, движущегося под давлением, превращается в механическую энергию вращающегося вала. Основной частью турбобура является турбина, состоящая из более сотни одинаковых ступеней, каждая ступень состоит из статора и ротора.

Турбобур1 – статор; 2 – ротор; 3 – долотo

 

Ротор закрепляется на валу, статор – на корпусе. Между ними имеется зазор, обеспечивающий свободное вращение относительно друг друга. Пятой регулируют (или шпинделем) систему роторов и статоров относительно друг друга, т.е. регулируют зазор.

Ступень турбобура1 – ротор; 2 – статор

 

Скорость вращения турбины пропорциональная количеству прокачиваемой жидкости. Давление повышается в квадрате пропорционально количеству прокачиваемой жидкости. Вращающий момент турбины также пропорционален квадрату количества прокачиваемой жидкости. Мощность турбины тоже пропорциональна количеству прокачиваемой жидкости.

Забойные двигатель

ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (а. face engine; н. Воhrlochsohlenantrieb; Воhrlochsohlenmotor; ф. moteur d'attaque; и. motor de frente de arranque) — погружная машина, преобразующая гидравлическую, пневматическую или электрическую энергию, подводимую с поверхности, в механическую работу породоразрушающего инструмента (долота) при бурении скважин. Энергия к забойному двигателю подводится от источника по колонне бурильных труб или кабелю. Преобразование подведённой энергии в механическую работу осуществляется в рабочих органах забойного двигателя. По типу движения, сообщаемого породоразрушающему инструменту, различают забойные двигатели вращательные и ударные, по виду энергоносителя — гидравлические, пневматические и электрические, по особенностям породоразрушающего инструмента — для бурения сплошным забоем и колонковые, по конструкции — одинарные, секционные, шпиндельные, редукторные и т.п. Наиболее существенно отличаются по устройству и принципу действия забойные двигатели вращательного (турбобур, винтовой забойный двигатель и электробур) и ударного типов (гидро- и пневмоударник). Рабочим органом забойного двигателя вращательного типа (рис. 1, рис. 2, рис. 3) является система статор-ротор. Статор фиксирован от проворота в корпусе забойного двигателя, а ротор — на валу. Корпус забойного двигателя соединён с колонной бурильных труб, вал — с долотом. Энергоноситель в рабочих органах забойного двигателя вращательного типа создаёт на роторе и статоре моменты силы, равные по величине и противоположные по направлению (так называемый активный и реактивный моменты). Активный момент используется на вращение долота, реактивный момент воспринимается колонной бурильных труб и гасится на стенках скважин и в приводных механизмах, размещённых на поверхности. Основные элементы забойного двигателя вращательного типа, помимо рабочих органов: осевая и радиальные опоры, уплотнение выхода вала. Наибольшее использование забойного двигателя вращательного типа (табл. 1) имеют в бурении на нефть и газ (свыше 80% общего объёма). Забойные двигатели ударного типа сообщают долоту возвратно-поступательные движение. Основным рабочим органом такого забойного двигателя является поршень-молоток, энергия удара которого передаётся долоту. Движение молотка вниз (рабочий ход) и вверх (обратный ход) обеспечивается автоматическим перепуском жидкости или сжатого газа. В различных конструкциях забойного двигателя ударного типа энергия подводимой жидкости (газа) используется как для совершения только прямого или только обратного хода поршня-молотка, так и для прямого и обратного ходов. Забойные двигатели ударного типа (табл. 2) приводятся в действие жидкостью (гидроударник) и сжатым газом (пневмоударник). Гидро- и пневмоударники применяют главным образом при бурении скважин малого диаметра глубина до 1500 м на твёрдые полезные ископаемые и для бурения шпуров. Использование забойного двигателя (по сравнению с ротором) обеспечивает повышение технико-экономических показателей бурения за счёт увеличения скорости бурения, сокращения количества аварий с бурильной колонной, снижения энергозатрат. Особенно эффективно применение забойного двигателя при бурении наклонно направленных скважин.

Современные винтовые забойные двигатели (ВЗД) относятся к классу одновинтовых объемных роторных гидромашин. Рабочим органом ВЗД является винтовая пара, состоящая из статора и ротора. Стандартные винтовые двигатели состоят, как правило, из одной винтовой рабочей пары. Статор, называемый наружным элементом, является неподвижной корпусной деталью винтовой пары. Он имеет эластичную обкладку с внутренней винтовой поверхностью. В качестве эластомера обычно применяется резина. Ротор, называемый внутренним элементом, является вращающейся деталью винтовой пары. Он представляет собой металлический винт с износостойкой рабочей поверхностью. В целом рабочий орган ВЗД является косозубой парой внутреннего циклоидального зацепления, состоящей из зубчатого статора и зубчатого ротора, причем число зубьев статора всегда должно быть на единицу больше числа зубьев ротора. Это условие является необходимым, но не достаточным для работы ВЗД. Из-за неравного числа зубьев, винтовые поверхности статора и ротора образуют полости, называемые рабочими камерами. Эти камеры, образующиеся по всей длине рабочего органа, разобщены на области высокого и низкого давлений. Камеры, которые одновременно разобщены от области высокого и области низкого давления, называются шлюзами. Для создания таких камер также необходимо чтобы:

· - отношение шагов винтовых поверхностей наружного и внутреннего элементов было пропорционально отношению числа зубьев статора и ротора;

· - длина рабочего органа была не меньше шага винтовой поверхности статора;

· - профили зубьев наружного и внутреннего элементов были взаимоогибаемыми и находились в непрерывном контакте между собой в любой Расход бурового раствора, как один из важнейших параметров режима бурения, должен выбираться исходя из геолого-технических условий проводки скважины. Желательно при этом, чтобы его величина соответствовала диапазону допустимых значений расхода промывочной жидкости для выбранного типоразмера винтового забойного двигателя. Нижний предел расхода ограничивается нагрузочной способностью и устойчивостью работы ВЗД. Превышение допустимого значения расхода приводит к чрезмерному износу рабочего органа и значительному повышению уровня вибраций вследствие роста инерционных нагрузок вращающегося ротора, повышения контактных напряжений в рабочей паре, увеличения скоростей течения жидкости в каналах. Кроме того, с увеличением расхода возрастают гидравлические потери в двигателе и снижается его КПД.

Увеличение плотности бурового раствора в целом положительно сказывается на характеристике ВЗД, т.к. при этом возрастает крутящий момент, а также перепад давления. С ростом плотности жидкости снижаются объемные потери и увеличивается нагрузочная способность двигателя. Вместе с тем, увеличение плотности бурового раствора при работе ВЗД также должно иметь свои пределы.

Энергетическую характеристику ВЗД определяют экспериментально при испытаниях собранного двигателя на буровом стенде, который используется также при испытаниях турбобуров.

Винтовые забойные двигатели отличаются друг от друга конструкциями шпинделей, трансмиссий, клапанов, центраторов и других элементов. Однако главным отличием любого ВЗД является конструкция его рабочего органа – винтовой пары. Именно тип винтовой рабочей пары определяет энергетические параметры ВЗД: его крутящий момент, частоту вращения, мощность и др.

В подавляющем большинстве случаев рабочие органы винтовых двигателей выполняются в монолитном исполнении. Существуют также конструкции двигателей с т.н. модульными рабочими органами, имеющими составной статор и составной ротор. Кроме того, в некоторых случаях применяются секционные винтовые двигатели, имеющие последовательно соединенные рабочие пары.

Рабочие органы современных винтовых забойных двигателей имеют два основных отличительных признака:

· - кинематическое отношение или заходность рабочей пары;

· - длина активной части рабочего органа (статора).

 



infopedia.su

Тип - забойный двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Тип - забойный двигатель

Cтраница 1

Тип забойного двигателя и его энергетическая характеристика, способ бурения и его энергетические параметры влияют на показатели работы буровых долот, на закономерность разрушения горных пород в зависимости от глубины и на кривые проходки.  [1]

При выборе типа забойного двигателя или УБТ при роторном способе бурения рекомендуется придерживаться приведенных в табл. 15.9 рациональных сочетаний диаметров долота, забойных двигателей и УБТ. Данные табл. 15.9 соответствуют многолетнему зарубежному и отечественному опыту конструирования и применения КНБК при бурении скважин на нефть и газ.  [3]

Существуют два типа забойных двигателей: двигатель турбинного типа ( турбобур) и объемный двигатель.  [5]

При выборе типа забойного двигателя или УБТ при роторном способе бурения рекомендуется придерживаться приведенных в табл. 7.2 рациональных сочетаний диаметров долота, забойных двигателей и УБТ. Данные табл. 7.2 соответствуют многолетнему зарубежному и отечественному опыту конструирования и применения КНБК при бурении скважин на нефть и газ.  [6]

Применение некоторых типов забойных двигателей, например, турбобура ЗТСШ-195ТЛ, предполагает бурение с одновременным использованием двух насосов. В этом случае возможно возникновение биений давления.  [8]

Для большинства типов забойных двигателей, частота вращения вала которых п - 100 - 1000 об / мин, частота колебаний, вызванная вращением долота, лежит в интервале 1 6 - 16 Гц. В случае использования работоспособных трех шарошечных долот при условии, что шарошки перекатываются по забою без проскальзывания, частота вызванных ими колебаний утраивается. При этом отметим, что названное утроение частоты в известной мере условно.  [9]

К этому же типу забойных двигателей относятся турбобуры типа Т12РТ, предназначенные для комплектации роторно-турбинных и реактивно-турбинных буров ( РТБ), с помощью которых осуществляется бурение верхних интервалов глубоких и сверхглубоких скважин, а также шахтных стволов диаметрами от 640 до 5000 мм ( подробнее см. в разд.  [10]

К этому же типу забойных двигателей относятся унифицированные двух - и трехсекцион-ные турбобуры нового поколения типа 2Т195К и ЗТ195К с улучшенной энергетической характеристикой, базирующейся на турбине нового типа, обеспечивающей повышение не менее чем на 30 % величины момента на выходном валу. Ступени турбины изготавливаются методом точного литья по выплавляемым моделям. Они выполнены в цельнолитом варианте и не требуют применения дорогостоящего трубного проката для изготовления ступиц.  [11]

К этому же типу забойных двигателей относятся турбобуры типа Т12РТ, предназначенные для комплектации роторно-турбинных и реактивно-турбинных буров ( РТБ), с помощью которых осуществляется бурение верхних интервалов глубоких и сверхглубоких скважин, а также шахтных стволов диаметрами от 640 до 5000 мм.  [12]

К этому же типу забойных двигателей относятся унифицированные двух - и трехсекционные турбобуры 2Т195К и ЗТ195К ( см. табл. 10.9) с улучшенной энергетической характеристикой, базирующейся на турбине, обеспечивающей повышение не менее чем на 30 % значения момента силы на выходном валу. Ступени турбины изготовляются методом точного лшья по выплавляемым моделям: Они выполнены в цельнолитом варианте и не требуют применения дорогостоящего трубного проката для изготовления ступиц.  [13]

К настоящему времени разработано несколько типов забойных двигателей.  [14]

В результате многолетних исследований получены три основных типа забойных двигателей.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Тип - забойный двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Тип - забойный двигатель

Cтраница 2

В настоящее гремя в Среднем Приобье применяется более 10 типов забойных двигателей, из которых необходимо выбрать допбодее эффективные по мощности и частоте вращения вала. Однако в теории бурения яетчеткого разграничения частот вращения долота, соответствующих твердости пород, а применяется условное понятие Высоко и ниэкооборотнов бурение. В связи с этим в статье рассмотрены вопросы разделения указанных частот на диапазоны, йэответ-ствующие принятому делению пород на ( крепкие), средние к мягкие, а таюке обоснования эффективных значений частот вращения шлрошзч-ннх долот при турбинном бурении.  [16]

Представленный выше алгоритм расчета частотно-зависимого импеданса применим для всех типов забойных двигателей применяемых в бурении.  [17]

В табл. 1.3 приведены величины k и b для различных углов перекоса и типов забойных двигателей.  [18]

Рациональное составление гидравлических программ при изменении диаметра долот, компоновки бурильного инструмента, типа забойного двигателя, неопробованного планированного пуска двух и более насосов, появлении новой информации о давлениях поглощения ( поровых, пластовых давлениях) является основным при определении потребности в насадках долот, глубин смены втулок насоса.  [19]

В ходе работ, выполненных на различных нефтяных месторождениях среднего Приобья, применялись такие типы забойных двигателей, как: КТД-4С-172 с виброуправляющей массой, установленной в наддолотном варианте и ЗТСШ-195 с ВУМ, расположенный на верхнем конце вала его третьей секции.  [20]

В настоящее время в Советском Союзе для бурения нефтяных и газовых скважин применяются два типа забойных двигателей - турбобуры и электробуры.  [21]

Для дальнейшего повышения эффективности бурения нефтяных и газовых скважин возникает необходимость выбора рационального режима бурения, типа забойного двигателя, породоразрушалщего инструмента, прогнозирование его технического состояния на основе оценки забойных параметров процесса углубления ствола сква-кины.  [22]

Для дальнейшего повышения эффективности бурения нефтяных и газовых скважин возникает необходимость выбора рационального режима бурения, типа забойного двигателя, породоразрушающего инструмента, прогнозирование его технического состояния на основе оценки забойных параметров процесса углубления ствола скважины.  [23]

В случае выбора способа бурения с забойными гидравлическими двигателями, после расчета осевой нагрузки на долото необходимо выбрать тип забойного двигателя. Этот выбор осуществляется с учетом удельного момента на вращение долота, осевой нагрузки на долото и плотности бурового раствора. Технические характеристики выбранного забойного двигателя учитываются при проектировании частоты оборотов долота и гидравлической программы промывки скважины.  [24]

Полная программа опытного бурения предусматривает проведение исследований по выявлению: рациональных типов поро-доразрушающих инструментов; эффективных способов бурения, типов забойных двигателей и агрегатов, если вновь опробуемый метод проводки стволов больших диаметров предполагает возможность варьирования их типами; компоновок низа бурильных колонн, препятствующих недопустимо интенсивному искривлению стволов скважин; оптимальных параметров режима бурения. В зависимости от применяемой технологии проводки скважин в тех или иных условиях объем работ, предусмотренный полной программой опытного бурения, может быть изменен.  [25]

При анализе процесса бурения с забойными двигателями, частота вращения вала которых либо постоянная ( электробуры), либо является функцией расхода бурового раствора и осевой нагрузки на долото ( гидравлические забойные двигатели), вместо частоты вращения используется фактор - тип забойного двигателя. Так как тип забойного двигателя, как и тип долота, не имеет количественного выражения, то все исходные данные группируются в пределах пачки по типам забойных двигателей и по типам долот.  [26]

При анализе процесса бурения с забойными двигателями, частота вращения вала которых либо постоянная ( электробуры), либо является функцией расхода бурового раствора и осевой нагрузки на долото ( гидравлические забойные двигатели), вместо частоты вращения используется фактор - тип забойного двигателя. Так как тип забойного двигателя, как и тип долота, не имеет количественного выражения, то все исходные данные группируются в пределах пачки по типам забойных двигателей и по типам долот.  [27]

Для бурения нефтяных и газовых скважин до глубин 3000 - 3500 м в СССР широко используют забойные двигатели, к которым относят турбобуры, винтовые двигатели, гидроударники и электробуры. Первые три типа забойных двигателей - гидравлические и предназначены для преобразования энергии движущегося бурового раствора во вращательное движение породоразрушающего инструмента для турбобуров и винтовых забойных двигателей, а третий тип предназначен для создания дополнительных ударных нагрузок с определенной частотой и энергией при роторном способе бурения для увеличения эффективности разрушения горных пород.  [29]

Для бурения нефтяных и газовых скважин до глубин 3000 - 3500 м в СССР широко используют забойные двигатели, к которым относят турбобуры, винтовые двигатели, гидроударники и электробуры. Первые три типа забойных двигателей - гидравлические и предназначены для преобразования энергии движущегося бурового раствора во вращательное движение породо-разрушающего инструмента для турбобуров и винтовых забойных двигателей, а третий тип предназначен для создания дополнительных ударных нагрузок с определенной частотой и энергией при роторном способе бурения для повышения эффективности разрушения горных пород.  [30]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru