ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Техническая информация о ремонте цилиндро-поршневой группы. Ремонт цпг двигателя


Дефектовка цпг и грм 4т скутера

Снимаем крышку головки цилиндра.

grm1

Рис. 1. Снятие крышки головки цилиндра.

Отворачиваем четыре гайки крепления постели распредвала головки и цилиндра ,(прикипевшие гайки не нужно стремиться сорвать сразу (усилие не более 20Нм) Полезно аккуратно обстучать двумя молоточками, смазать оставив на 4-6часов керосином, либо WD-40.)Аккуратно снимаем со шпилек верхнюю часть постели распредвала.

postel

Запомните положение букв на крышке постели, положение имеет значение (для системы смазки деталей ГРМ в крышке имеется канавка).

9c79485f3019866b2903283faf2fcb80

Отворачиваем болты крепления натяжителя цепи ГРМ и извлекаем его с посадочного места, при этом цепь можно будет в дальнейшем снять со звездочки вала ГРМ (ГазоРаспределительного Механизма).

grm2

Рис.2. Снятие верхней части постели и натяжителя цепи ГРМ.

Наклонив вниз переднюю часть распредвала (со звездочкой на валу), снимаем ослабленную цепь привода распредвала со звездочки и извлекаем рапредвал с посадочного места головки ГРМ.

val

grm3

Рис. 3.Снятие распредвала.

Отвинчиваем ещё два болта (находятся слева походу движения под натяжителем рис.1 и 3), снимаем головку цилиндра и удаляем прокладку головки цилиндра.

2527452

head_out

Рис. 4. Снятие головки цилиндра

Аккуратно стягиваем со шпилек цилиндр предварительно обстучав его деревянным или прорезиненным молоточком.

cyl_head

Рис. 5. Снятые головка цилиндра и цилиндр.

Обратная затяжка производится крест на крест для резьбового соединения 6х1 момент затяжки 6.1Н*м, для 8х1.25 -15Н*м

Осмотр и определение состояния деталей ГРМ.

Для проверки герметичности клапанов в перевернутую головку наливаем в камеру сгорания керосин так, чтобы клапана были покрыты уровнем керосина. Если при этом наблюдается заметное подтекание керосина во впускной или выпускной клапан, герметичность клапанов можно считать неудовлетворительной и, следовательно, необходим ремонт. Итак,

1) Рассухариваем клапаны.

2) Проверяем состояние пружин клапанов (изломы и трещины недопустимы).

3) Проверяем степень износа стержня клапана и направляющей втулки (допустимый зазор между стенкой направляющей втулки и стержнем клапана 0,01-0,02мм).

4) Проверяем поверхности рабочих фасок тарелок клапанов и сёдел клапанов в головке.

valve_sedlo

Рис. 6. Конфигурация внутренней поверхности седла клапана скутера:1 — угол 30º, 2 — угол 45º, 3 — угол 60º

Рабочая фаска клапана не должна иметь следов выработки или прогара. В случае, если такие дефекты присутствуют, фаску клапана необходимо прошлифовать на специальном станке с выдержкой угла в 45º, с дальнейшей притиркой к отремонтированному седлу (либо заменить клапан на аналогичный, например, если Вы ремонтируете двигатель 139QMB,

Также необходимо осмотреть состояние сёдел клапанов в головке. Если видны дефекты поверхностей 1-3 (см. Рис.6), то необходимо притереть дефектное седло фрезами с необходимым углом заточки режущей кромки 30º, 45º или 60º.

freza

Рис. 7. Фрезы для притирки седла клапана.(шарошки)

Обрабатываем фрезами седло клапана так, чтобы фаска, находящаяся под углом 45º имела ширину не более 1,5 мм и при соприкосновении с тарелкой клапана оставляла след посередине фаски.

obrabotka

Рис. 8. Обработка седла клапана фрезой.

Если это не так, то используя фрезы с углами 30º или 60º, подрезая верхнюю или нижнюю часть фаски седла, выводим линию контакта рабочей фаски седла 45º на середину фаски клапана.

Производим притирку тарелок клапанов к седлам, используя для этого притирочную пасту. Притирка осуществляется вручную или с применением специального приспособления. При произведении притирочных работ, необходисо следить за тем, чтобы абразивная притирочная паста не попала на поверхность стержня клапана или в полость направляющей втулки клапана. После проведения притирки тщательно смойте все остатки притирочной пасты и продуйте детали сжатым воздухом. В случае, если не удалось достичь герметичности сопряжения, работы следует повторить снова.

Если на распредвале поверхность кулачков выработана, то необходима замена распредвала. Обращайте особое внимание на чистоту деталей при обратной сборке! (Вымойте все детали бензином и продуйте сжатым воздухом, смажьте детали моторным маслом и установите обратно (при разборке обращайте внимание и фиксируйте на бумаге положение частей и механизмов). После сборки механизма ГРМ устанавливаем тепловой зазор между рокером(коромыслом) и торцом клапана при помощи щупа, равный 0,06мм. (Замечание: После притирки негерметичного клапана актуально установить увеличенный тепловой зазор 0,1, окончательную доводку зазора произвести после 1000км пробега)

Для исключения ошибки при установке фаз работы двигателя монтаж деталей ГРМ производится так:

1) Установить коленчатый вал в положение, когда поршень находится в ВМТ (Верхней Мертвой Точке) конца такта сжатия, контроль производится через свечное отверстие, при этом Метка «Т», выштампованная на роторе генератора должна совпадать с выступом на картере (см. рис.9)

phazagrm

Рис. 9. Проверка установки фаз 4Т скутера

2) Предварительно сняв крышку клапанного механизма, определить положение звездочки привода распредвала. Большее отверстие на звездочке распредвала должно находиться в верхней полуокружности, два других (меньших по диаметру) должны располагаться горизонтально и параллельно плоскости разъема клапанной крышки (см. Рис.10).

zvezda_grm

Рис.10. Положение меток на звездочке привода распредвала.

При одновременном выполнении условий 1 и 2 (положение коленвала и звездочки привода распредвала) оба клапана должны быть закрыты.

Осмотр, определение состояния и ремонт цилиндра.

Проверка цилиндра заключается в первоначальном осмотре зеркала цилиндра, если на зеркале цилиндра имеются царапины (продольные канавки), то цилиндр требует ремонта (расточки под ремонтный размер поршня). Далее проверяем неплоскость контактной поверхности головки цилиндра. Максимально допустимая неплоскость 0,02мм. Если величина неплоскости превышает максимально допустимую, то необходима замена головки цилиндра либо притирка головки цилиндра.

neploskost

Рис. 11. Проверка неплоскости поверхности цилиндра скутера.

Для оценки состояния геометрии рабочей поверхности цилиндра необходимо произвести замеры диаметров нутрометром, на соответствие их номинальным (см. рис.12). Номинальным размером цилиндра принимают диаметр верхней части цилиндра, замеренный нутрометром, после тщательного удаления следов нагара, образовавшегося в процессе работы на пояске размером 3-5 мм, т.е. в зоне, которая не соприкасается с компрессионными кольцами и тем самым не подвергается износу. Если разность нерабочей поверхности цилиндра и рабочей составляет 0,08мм; то цилиндр необходимо растачивать под ремонтный поршень.

nutrometr

Рис.12. Замер степени износа цилиндра скутера.

Монтажный (тепловой) зазор между юбкой поршня и цилиндром для всех типов 4Т двигателей, для новой не работавшей пары поршень-цилиндр должен быть в пределах 0,04-0,05мм. Предельно допустимый эксплуатационный зазор в сопряжении поршень-цилиндр должен быть не более 0,1мм. В случае превышения этого размера необходима расточки цилиндра (гильзы цилиндра), с последующей шлифовкой и хонингованием, под ремонтный размер поршня с тем же монтажным зазором 0,04-0,05мм. Как правило, каждый последующий ремонтный размер поршня увеличен на 0,25мм. (Замечание, как правило для китайских моторов ремонтные поршни не поставляются ибо гораздо дешевле сменить всю цпг. Ремонтные поршни производимые Японией,Кореей и Тайванем предназначены определенных типов скутеров. Имхо , использовать можно но необходимо тщательно вымерять все посадочные размеры и зазоры.)

Осмотр и определение состояния колец, пальца и поршня.

Вытащив одно стопорное кольцо и выдавив поршневой палец, снимаем поршень и проводим оценку состояния поршня и колец.

piston

Рис. 13. Снятие поршня и поршневых колец.

Кольца в канавках должны свободно перемещаться, на них не должно быть следов нагара. Если кольца перемещаются с легким заеданием, то канавки необходимо очистить от смолистых отложений, размочив их специальным составом и удалив механическим путем. Оценка состояния поршня скутера: наличие следов прогара, выработки на юбке поршня свидетельствуют о залегании (закоксовывании) или износе колец.Сняв поршень, достаньте из головки шатуна подшипник. Его меняйте, если хо-тя бы одна иголка под собственным весом выпадает из сепаратора. Обнаружив на рабочих поверхностях ЦПГ «склад» сажи, ликвидируйте его: поршень, камеру сго-рания в головке и выпускные каналы ци-линдра замочите растворителем нагара (отлично снимает копоть очиститель кар-бюратора). Нагар сползет сам или сни-мется скребком — полоской тонкой жести толщиной 0,3-0,5 мм. Используя три та-кие же полоски (шириной 4-5 мм), сни-мите поршневые кольца. Если в канавках на поршне осталась сажа, удалите ее об-ломком старого кольца.

Снятые с поршня кольца вставляем в цилиндр на глубины в местах контрольных замеров (пододвигая кольца поршнем в цилиндре) и проверяем зазоры в стыках колец и, если они не соответствуют допустимым пределам, то кольца подлежат замене. Величина зазора стыков колец в цилиндрах 4т скутеров составляет:

для компрессионных колец: 0,1-0,25 мм (максимально допустимый 0,4мм)

для маслосъемных колец 0,1-0,4мм.

Торцевой зазор «компрессионное кольцо — поршневая канавка»: номинальный 0,03-0,05мм, максимальный 0,1мм.

В сопряжении поршневой палец — головка шатуна (если отсутствует игольчатый подшипник) разница в размерах должна быть в пределах 0,005-0,01мм.

После очистки колец или установки новых устанавливаем поршень на шатун, вводим палец в бобышки поршня и верхнюю головку шатуна, фиксируем палец стопорными кольцами с обеих сторон, вложив их в специально проточенные канавки в бобышках поршня. Обратите внимание на упругость стопорных колец. Если стопорные кольца потеряли упругость, то существует большая вероятность выпадения стопорного кольца из канавки и повреждения зеркала цилиндра и поршня.

Установка поршня осуществляется в соответствии с метками на дне поршня, IN (Injection-впуск), OFF, EX(Exhaust — выпуск). Положение поршня должно соответствовать направлению метки IN, обращенной к впускному каналу, а метки OFF/Ex — к выпускному. Устанавливая новый поршень, палец или кольца, необходимо промыть предварительно в бензине, тщательно протереть и продуть сжатым воздухом и смазать моторным маслом. Кольца поршней скутера необходимо развести так, чтобы замки двух смежных колец находились под углом 180º друг к другу и не попадали в зону бобышек поршневого пальца (см. рис.14)

rings

Рис.14. Расположение стыков поршневых колец:

1,4 — стыки компрессионных колец; 2,3 — стыки маслосъемных колец.

Для двигателя 139 QMB, производитель рекомендует такое расположение стыков:

Top ring- верхнее компрессионное кольцо.2ND ring- второе компрессионное кольцо.Side ring- маслосъемные кольца.Expanding ring- расширитель осевой.В верхней головке шатуна допустимо перемещение пальца в горизонтальном направлении. Радиальный люфт недопустим. В сопряжении пальца с бобышками поршня требования идентичны.

Статья взята http://24moto.dp.ua/page_34.html

vsescooter.ru

Повреждения деталей ЦПГ и их причины

При работе ДВС в системе поршень-гильза происходят обратно-поступательные движения с высокими значениями скоростей, а также огромными нагрузками. Ненадлежащее техническое обслуживание может привести к ускоренному износу элементов и вызвать частичную техническую неисправность двигателя или вовсе полный отказ.

 

В большинстве случаев диагностика позволяет выявить лишь малую часть проблем. Определить техническое состояние и причины поломки можно при осмотре отдельных компонентов, что поможет сделать приведенная ниже информация.

Повреждения гильзы цилиндра

Деформация цилиндра

Деформация цилиндра

Отрыв бурта гильзы цилиндра

Отрыв бурта гильзы цилиндра

 

Кавитация

Кавитация

 

Повреждения поршня

Эрозия материала на днище поршня (дизельный двигатель)

 

Эрозия на днище и жаровом поясе поршня (бензиновый двигатель)

 

Прихват от перегрева, в основном на головке поршня

 

Разрушение перемычек между канавками поршневых колец (дизельный двигатель)

Разрушение перемычек между канавками поршневых (бензиновый двигатель)

 

Трещины на днище и вокруг камеры сгорания в поршне

 

Износ поверхностей из-за избытка топлива в камере сгорания

 

Задиры при недостаточном зазоре между поршнем и цилиндром

 

Задиры на боковой поверхности поршня рядом с бобышками

 

Сухой прихват на юбке (недостаток масла)

 

Задиры на поршне только с одной стороны

 

Задиры на боковой поверхности (сухой прихват)

Информация предоставлена компанией «Мотордеталь». www.motordetal.ru

info-parts.ru

Повреждения деталей ЦПГ и их причины

При работе ДВС в системе поршень-гильза происходят обратно-поступательные движения с высокими значениями скоростей, а также огромными нагрузками. Ненадлежащее техническое обслуживание может привести к ускоренному износу элементов и вызвать частичную техническую неисправность двигателя или вовсе полный отказ. 

В большинстве случаев диагностика позволяет выявить лишь малую часть проблем. Определить техническое состояние и причины поломки можно при осмотре отдельных компонентов, что поможет сделать приведенная ниже информация.

 

Повреждения гильзы цилиндра

Деформация цилиндра 

 

povregdenie_1

Отрыв бурта гильзы цилиндра 

povregdenie_2

Кавитация

povregdenie_3

Повреждения поршня 

 

Эрозия материала на днище поршня (дизельный двигатель) 

 

 

povregdenie_4

Эрозия на днище и жаровом поясе поршня (бензиновый двигатель)

povregdenie_5

Качество топлива не соответствует степени сжатия двигателя, бензин в дизельном топливе, масло в камере сгорания

Прихват от перегрева, в основном на головке поршня 

povregdenie_6

Разрушение перемычек между канавками поршневых колец (дизельный двигатель) 

povregdenie_7

Трещины на днище и вокруг камеры сгорания в поршне 

povregdenie_8

 

Износ поверхностей из-за избытка топлива в камере сгорания 

 

povregdenie_9

Задиры при недостаточном зазоре между поршнем и цилиндром 

povregdenie_10

Задиры на боковой поверхности поршня рядом с бобышками

povregdenie_11

Сухой прихват на юбке (недостаток масла) 

povregdenie_12

 

Задиры на поршне только с одной стороны 

povregdenie_13

Задиры на боковой поверхности (сухой прихват) 

povregdenie_14

 

Информация взята из открытого источника www.info-parts.ru

 

 

dizel-life.ru

Техническая информация о ремонте цилиндро-поршневой группы.

     РЕМОНТ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ

   Поршни RPM для снегоходов изготовлены в соответствии со спецификациями производителей снегоходов. Эти поршни продаются в комплекте с поршневыми кольцами, пальцем и стопорными кольцами. Все эти части взаимозаменяемы с оригинальными.

  Поршни RPM для гидроциклов в основном изготовлены в соответствии со спецификациями производителей гидроциклов однако стопорные кольца этих поршней выполнены методом штамповки в отличии от оригинальных стопорных колец которые обычно изготавливают из проволоки. Эти поршни продаются в комплекте с поршневыми кольцами, пальцем и стопорными кольцами.

 Поршни WSM для гидроциклов изготовлены в соответствии со спецификациями производителей гидроциклов. Эти поршни продаются в комплекте с поршневыми кольцами, пальцем и стопорными кольцами. Все эти части взаимозаменяемы с оригинальными.

 

     Как установить поршень:

   Перед установкой нового поршня в двигатель необходимо точно установить причину по которой сгорел или заклинил предыдущий поршень и устранить эту неисправность. Чаще всего причиной такой поломки является слишком бедная смесь или подсос воздуха в картер двигателя.

   Помните! Замена сгоревшего поршня на новый, без устранения причины поломки, не решает вашу проблему, а приводит к очередной поломке.

 

   Тщательно измерьте цилиндр. Если его эллипсность или бочкообразность превышают 0,07 мм, такой цилиндр необходимо растачивать в новый ремонтный размер, а никосилевый цилиндр должен быть заменен или загильзован ремонтной чугунной гильзой.

   В двухтактных двигателях снегоходов зазор в сопряжении "поршень-цилиндр" («поршневой зазор») должен составлять:

   - для поршней диаметром менее 65,00 мм  -  0,08-0,11 мм

   - для поршней диаметром более 65,00 мм  -  0,11-0,15 мм

   В двухтактных двигателях гидроциклов зазор в сопряжении "поршень-цилиндр" («поршневой зазор») должен быть следующим:

KAWASAKI (все модели)  - 0,10-0,12 мм               

POLARIS 650/750/780     - 0,11-0,13мм

POLARIS 700/1050          - 0,14-0,16мм

SEA-DOO (все модели)    - 0,11-0,13мм

YAMAHA (все модели)      - 0,10-0,12мм

 

   Внимание! Важно! Если вы устанавливаете поршень во вновь расточенный цилиндр, пожалуйста соблюдайте рекомендации раздела “Как установить и расточить гильзу”, который находится ниже.

 

   Внимание! Перед  установкой поршневых колец на поршень ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте зазор в замках колец.

   Для двигателей снегоходов этот зазор должен быть в приделах 0,25-0,60 мм.

   Для двигателей гидроциклов рекомендуемые зазоры приведены ниже:

KAWASAKI 650 и 900       - 0,25-0,40мм

KAWASAKI 750/1100        - 0,25-0,50мм

POLARIS 650/750/780      - 0,25-0,55мм

POLARIS 700/1050           - 0,25-0,55мм

SEA-DOO (все модели)     - 0,25-0,45мм

YAMAHA (все модели)       - 0,20-0,40мм

   Помните! Невыполнение этого требования приведет к поломке двигателя!

 

   Некоторые модели поршневых колец имеют клинообразный профиль. Обратите на это внимание при установке колец на поршень. Если кольцо не садится в канавку поршня, возможно вы вставляете его неправильной стороной.

 

   При установке поршня в цилиндр стрелка на его дне должна смотреть на выпуск а стопорные штифты на впуск! Исключение составляют некоторые модели двигателей POLARIS у которых стрелка направлена в сторону магнето.

 

    Стопорные кольца поршневого пальца необходимо устанавливать замком вверх.

    Штампованные стопорные кольца устанавливают острой кромкой наружу.

   Для установки стопорных колец необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать специальный инструмент! Установка стопроных колец с помощью отвертки, плоскогубцев, молотка или другого подобного инструмента приводит к их деформации, и как следствие, к поломке двигателя.

   Тщательно пороверьте положение стопорного кольца в канавке! Кольцо должно полностью сесть в канавку.

   Стопорные кольца не рекомендуется использовать повторно.

   Внимание! При несоблюдении вышеуказанных правил стопорное кольцо может выскочить из канавки во время работы двигателя, что приведет к его поломке. 

 

   Как установить и расточить гильзу:

 

   Конструктивно, наиболее распространены три типа цилиндров:

- Цилиндры с алюминиевой рубашкой и запрессованной в неё чугунной гильзой. Для удаления гильзы из такого цилиндра достаточно его нагреть до 200-250 °С и немного придавив, выпрессовать старую гильзу.

Внимание! Не пытайтесь выпрессовать такую гильзу не нагревая цилиндр. Это приведет к повреждению поверхности отверстия рубашки и непозволит правильно установить новую гильзу.

- Цилиндры с алюминиевой рубашкой и залитой в неё чугунной гильзой. Гильзу из такого цилиндра можно удалить, только вырезав её в расточном станке, так как она имеет наружные ребра которые не позволяют ей выйти из рубашки.

   Для ремонта таких цилиндров используют два варианта ремонтных гильз. В первом варианте ремонтная гильза имеет наружный размер немного больше чем та, которая была залита в цилиндр при его изготовлении. При этом вырезав полностью старую гильзу, новую, запрессовывают в алюминиевую рубашку непосредственно.

Второй вариант предусматривает, что старая гильза полностью не удаляется, а лишь растачивается до максимально возможного диаметра, после чего в неё запрессовывается ремонтная гильза.

- Никосилевые цилиндры не имеют внутри чугунной гильзы. Они представляют собой алюминиевую рубашку, в которой рабочая поверхность цилиндра это алюминий со специальным покрытием, которое обеспечивает твердость поверхности цилиндра на глубину менее 0,1 мм. При повреждении поверхности такого цилиндра его нельзя расточить в больший ремонтный размер, как цилиндр с чугунной гильзой. Отремонтировать такой цилиндр можно запрессовав в него ремонтную чугунную гильзу. Для этого цилиндр необходимо расточить в расточном станке до наружного диаметра ремонтной гильзы.    

 

   Перед установкой гильзы в цилиндр необходимо проверить натяг в сопряжении  цилиндра и ремонтной гильзы. Он должен быть в приделах:

- При запрессовке гильзы в алюминиевый цилиндр - 0,08-0,11 мм

- При запрессовке гильзы в старую чугунную гильзу - 0,04-0,07 мм

 

   Для установки ремонтной гильзы в цилиндр необходимо его нагреть до температуры 200-250 °С, вставить гильзу в подготовленное отверстие и пржать ее небольшим усилием пока цилиндр не остынет.

 

   После установки гильзы необходимо притереть ее верхнюю плоскость к плоскости цилиндра.

 

   Все ремонтные гильзы производятся с внутренним диаметром на 1,0-1,5 мм меньше стандартного (номинального). Это значит, что для установки в новую гильзу стандартного поршня её необходимо расточить до соответствующего размера.

 

   Настоятельно рекомендуем убедиться лично, что цилиндр расточен правильно. Проверьте цилиндр на бочкообразность, особенно в зоне окон.

 

   После расточки и хонингования на кромках окон которые расположены поперек направления хода поршня необходимо снять фаски, остальные кромки необходимо притупить. Фаски должны быть сняты под углом 30° к рабочей поверхности цилиндра на глубину не менее 1мм.

 

   Внимание! Информация приведенная в этом разделе не является учебным пособием по ремонту двигателей, а является рекомендацией для квалифицированных механиков.

   Если вам необходимо отремонтировать двигатель, настоятельно рекомендуем обратиться к профессионалам. 

snegovodomoto.com

Ремонт цпг двигателя КАМАЗ | КАМАЗ

Пришла поршневая на камаз, ремонт, замена поршневой.

Замена поршневых колец авто камаз

Ремонт двигателя

Как установить поршень на шатун КАМАЗ 740.62

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ своими руками. ♦СВОИМИ РУКАМИ. HANDMADE♦

Снимаем гильзы с камаза

Установка гильзы 4100QBZL1)

Запуск двигателя КамАЗ-740.30-260 после капитального ремонта.

гильзы

Энвиро Табс - Состояние поршня и головки двигателя Камаз 740 после использования ЭнвироТабс

Также смотрите:

Главная » Клипы » Ремонт цпг двигателя КАМАЗ

kamaz136.ru

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под компрессионные кольца, последующего ориентирования по одной из боковых поверхностей упомянутой канавки за счет поджатия в патроне токарного станка вращающимся упором, и окончательного зажатия поршня с помощью кулачков, выполненных с выступами по форме упомянутой канавки. Изобретение позволяет осуществлять качественный ремонт на предприятиях при восстановлении ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин, а также обеспечивает пробег двигателей с отремонтированными поршнями не менее 80% ресурса двигателей. 1 ил.

 

Изобретение относится к области технологических процессов машиностроения, ремонта металлических конструкций, а в частности к технологии ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение позволяет предлагаемым способом увеличить ресурс цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания после ремонта, повысить надежность и работоспособность двигателя в целом.

Технология может быть использована при ремонте и восстановлении ЦПГ ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин.

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является технология осуществления способом базирования поршня на станке с целью проточки канавок под поршневые кольца и устройство для осуществления предлагаемого способа.

Поршни двигателей, поступающих в ремонт, имеют износ канавок компрессионных колец. Износы остальных поверхностей поршня в большинстве случаев не превышают допустимых пределов, оговоренных документацией, в том числе по поверхностям маслосъемной канавки.

Известен способ восстановления деталей машин (аналог [1]), (Тавлыбаев Ф.Н, патент RU №2005033 от 30.12.1993, МПК B23P 6/00), заключающийся в восстановлении ширины изношенных канавок поршня сдвигом металла перемычек между канавками и прорезки технологической канавки для восстановления последней канавки.

Недостатком данного технического решения является следующее:

- способ требует последующей проточки канавок с применением стандартного базирования поршня на станке при обработке канавок, например, по наружным поверхностям юбки поршня, что не обеспечивает достаточную точность ремонтируемого участка по сравнению с заводскими нормативами, т.к. базирование производится по поверхности, не являющейся цилиндрической и имеющей эллипсность и конусность поверхности поршня.

Предлагаемое техническое решение направлено для обеспечения наиболее точного базирования поршня перед механической обработкой канавок профильными резцами с одной их установки и может быть использовано при ремонте цилиндропоршневой группы ДВС. При ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС чаще всего используют технологию проточки в них канавок под ремонтные кольца, при этом в качестве базовой поверхности используют юбку поршня или наружную поверхность огневого пояса. Проблема состоит в том, что базы, которые использовались на заводе-изготовителе в производстве при обработке поршней и проточке канавок, удаляются (срезаются) на последних операциях, а юбка поршня не может использоваться для базирования, так как имеет овальность и бочкообразность, допускаемые конструкторской документацией в чертеже порядка 0,4…0,5 мм. Лишь в некоторых конструкциях поршней закладываются технологические сохраняемые базовые поверхности в виде поясков на внутренней поверхности юбки поршня.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является базирование поршня в патроне станка за огневой пояс с упором в днище поршня и выверкой его положения по минимальному биению [2] (прототип: Хрулев А.Э. «Ремонт двигателей зарубежных автомобилей», изд-во «За рулем», 1998 г., стр.274-286). Недостатком указанного способа является то, что при этом требуется установка поршня по минимальному биению при помощи индикатора.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности и работоспособности ДВС за счет применения технологии восстановления поршневой группы путем проточки канавок компрессионных колец и устройства для его осуществления.

В предлагаемом способе для базирования при ремонте поршня в качестве базовых поверхностей используются торцевые поверхности и днище компрессионной канавки, которые практически не изнашиваются в процессе эксплуатации ДВС. С этой целью изготавливаются специальные кулачки и поджим со стороны днища поршня. Обработка производится профильными резцами с одной установки.

Сущность изобретения поясняет чертеж на фиг.1 (способ базирования поршня для проточки канавок компрессионных колец при ремонте) и состоит в следующем. Дефектовка поршней перед ремонтом сводится в основном к визуальному осмотру для выявления грубых забоин и повреждений, крупных трещин в районе камеры сгорания и нирезистовой вставки, прогаров. У поршня допустимы: износ графитового покрытия, зачистка отдельных забоин на головке и юбке, риски в отверстии под поршневой палец, трещины по кромке камеры сгорания, но не должно быть забоин, выходящих на канавку компрессионного кольца. Перед дефектовкой и ремонтом поршни промывают и очищают от нагара (особенно тщательно очищают поверхность канавок компрессионного кольца). Нагар хорошо удаляется капроновой щеткой после выпаривания поршней в течение 30 мин в растворе «Лабомид-203» при температуре 80°C. Нельзя применять для очистки острые металлические предметы - шаберы, шила и т.п.

Протачивать канавки компрессионных колец поршня нужно на токарном станке с применением специальных кулачков фиг.1 поз.1. Расположение, фиксация и обработка поршня фиг.1 поз.2 в патроне фиг.1 поз.3, имеющего упоры фиг.1 поз.4 станка фиг.1 поз.5, осуществляется по днищу и одной из боковых поверхностей компрессионной канавки. Специальные кулачки 1 имеют выступы по форме упомянутой канавки шириной 4,5…4,8 мм. Базовые поверхности кулачков 1 (поверхности А и Б) обработаны на этом же станке в собранном состоянии. Биение базовых поверхностей не должно превышать 0,05 мм. Использование компрессионной канавки в качестве базовой поверхности допускается вследствие незначительности ее износа, а также потому, что при изготовлении нового поршня она обрабатывается с одной установки одновременно с канавками под компрессионные кольца. Поршень 2 центрируется сначала по днищу канавки (поверхность Б), затем за счет поджатия в патроне 3 вращающимся упором 4 со стороны камеры сгорания происходит ориентирование по боковой поверхности А канавки, после чего поршень 2 окончательно зажимают кулачками 1 в патроне 3 станка 5. Протачивать компрессионные канавки можно раздельно или одновременно. Проточка двух компрессионных канавок ведется одновременно за счет установки резцов фиг.1 поз.6 в специальный резцедержатель фиг.1 поз.7, позволяющий регулировать вылет резцов и расстояние между ними. Профиль канавки обеспечивается специальной заточкой резцов. Припуск на обработку (0,5 мм) распределяется между двумя поверхностями канавки таким образом, чтобы после обработки не оставалось необработанной поверхности (черноты). Днище канавок обрабатывается касанием носика резца. После обработки поршень должен удовлетворять основным параметрам. В расточенные канавки поршня надо устанавливать ремонтные поршневые кольца, увеличенные по высоте на 0,5 мм.

Для контроля поршня после ремонта разработан комплект контрольной оснастки, включающий ролики измерительные диаметром 3,43 мм, скобу индикаторную СИ 100-160, контрольные приспособления для проверки биения вновь обработанных канавок в соответствии с требованиями чертежа.

Технический результат изобретения достигается за счет того, что можно отремонтировать с использованием такого способа базирования 80% поршней, поступивших на ремонт двигателей внутреннего сгорания, при этом снижается расход запасных частей, новых поршней на ремонт двигателей, появляется возможность наиболее полно использовать ресурс поршней, экономится алюминиевый сплав, необходимый для производства новых поршней. Надежность, качество и эффективность восстановленных поршней двигателей КамАЗ проверены и подтверждены в соответствующих испытаниях.

Способ базирования поршня для проточки канавок компрессионных колец при ремонте может быть применен на предприятиях ремонта двигателей на основе использования восстановленных поршней с целью повышения качества ремонта и увеличения долговечности двигателей.

Описанный способ ремонта позволяет обеспечить пробег двигателей с отремонтированными поршнями не менее 80% ресурса двигателей, отремонтированных с использованием новых поршней, что соответствует установленным требованиям при ремонте двигателей и агрегатов.

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания, включающий установку поршня соосно с патроном токарного станка, зажим кулачками патрона с поджимом вращающимся упором и проточку канавок под компрессионные кольца, отличающийся тем, что установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу упомянутой канавки, последующего ориентирования по одной из боковых поверхностей упомянутой канавки за счет поджатия в патроне токарного станка вращающимся упором, и окончательного зажатия поршня с помощью кулачков, выполненных с выступами по форме упомянутой канавки.

www.findpatent.ru