ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Ремонт вентилятора. Обмотка двигателя вентилятора


Ремонт вентилятора | Строительный журнал

Январь 6, 2016, Электрика

Я уже рассказывал про то, как выбрать напольный для комнаты или вытяжной вентилятор для кухни, ванной или туалета. При производстве дешевых моделей производитель экономит на качестве материалов, поэтому они ломаются чаще, чем более дорогие аналоги. Если же перестал работать вентилятор, тогда не спешите его выкидывать, потому что для восстановления его работоспособности в большинстве случаев не понадобится много времени и финансовых затрат.

Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую. В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.

Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро.как разобрать напольный вентиляторСперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.

Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора

Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.принципиальная схема напольного вентилятораКак правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов. Для этих целей устанавливается конденсатор. Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.

Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:

  1. Сразу необходимо проверить исправность шнура подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
  2. Проверьте исправность конденсатора по этой инструкции.
  3. Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи. Инструкция по прозвонке.
  4. Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
  5. Проверьте наличие 220 Вольт на выходе с включенной кнопки переключателя.

Ремонт электродвигателя вентилятора

Ремонт электродвигателя своими руками необходимо начинать со смазки подшипников, очень часто после этого вентилятор начинает нормально работать. Вал мотора вращается в пластмассовых втулках. как отремонтировать электродвигатель вентилятора своими руками Для смазки подойдет машинное масло- капните пару капель масла навал под наклоном так, что бы оно затекло во внутрь втулки, а затем повращайте вал вперед и назад по оси до тех пор, пока он не начнет легко вращаться.

Вероятность поломки ротора двигателя сравнительно мала и в моей практике ремонта бытовой техники пока не встречалась, потому что в роторе наводится ЭДС (возникает ток) под воздействием обмоток статора.

Часто в электродвигателях бытовых вентиляторов происходит обрыв в одной из обмоток статора. Если хоть одна обмотка будет оборвана, тогда двигатель не будет работать вообще. Для проверки достаточно резко крутануть лопасти по часовой стрелке. Только сразу резко убирайте руку от лопастей, что бы не получить травму. Если после этого заработает напольный вентилятор- значит сгорела одна из обмоток. Учтите, что при обрыве обмотки, подключенной от конденсатора- вентилятор не будет работать в любом случае. Для определения целостности всех обмоток, рекомендую их прозвонить мультиметром по этой инструкции. Учтите, что сопротивление обмотки не должно быть слишком высоким или нулевым.

Очень важно перед отключением проводов с обмоток не перепутать их затем при подключении, поэтому прежде чем снимать провода нанесите на них отличающую маркировку, если они одинакового цвета. Я перед снятием проводов или началом разборки своими руками любых устройств всегда делаю фотографии всех этапов. Если возникнут затем вопросы или сомнения при сборке, тогда фотографии здорово выручают.

Если оборвана или выгорела обмотка статора, учитывая цену напольного или встраиваемого вентилятора, не рекомендую заниматься перемоткой или ремонтом обмотки. В таком случае целесообразнее купить новую модель.

Срок службы электродвигателя вентилятора сокращается в несколько раз, если не очищать его периодически  от пыли и грязи, а так же если  во время не смазывать подшипники или редуктор.

Похожие записи :

gd-rus.com

Как починить домашний вентилятор самому или жара нам нипочем

Поленился я написать этот материал летом, но тем не менее он пригодится на следующую "хреновую зиму" )))Несмотря на то. что лето уж закончилось, но та долгая жара, которая нас допекла во всех  смыслах,  у многих останется в памяти надолго. Я уже писал несколько рецептов которыми я спасал себя от жары , но самым популярным средством занявшим все топы хит-парадов хозяйственных магазинов и магазинов бытовой техники стал вентилятор и кондиционер. Когда  синоптики стали для нас чем-то более близким к богу на пару месяцев, мы все ринулись раскупать вентиляторы и эта масса пластмассовых жужжащих лопастей обдувала наши потные изнемогающие тельца сутками напролет. Кому-то повезло больше и у него был не один, а два вентилятора, что несомненно вызывало дикую зависть у тех кто имел от вентилятора только возможность увидеть ценник на пустом прилавке. Но так или иначе любая механическая техника рано или поздно выходит из строя к коей относится и настольная и напольная  "вертелка". Особенно часто вентиляторы ломались у людей в жару когда они молотили без устали 25 часов в сутки. Многие просто тупо выбрасывали своих спасителей на свалку или выставляли в коридоре по простой причине "при включении вентилятора в розетку он не крутится или крутится крайне медленно, издавая гудение и  источая запах". Я тоже столкнулся с такой проблемой когда у меня встал  вентилятор. Поскольку  вентиляторы в магазинах дефицитные, а обдува хочется постоянно, я принялся чинить вентилятор, а заодно решил докопаться до проблемы выхода его из строя.Несмотря на то, что вентиляторы бывают напольные и настольные, разница в конструкции между ними не больше чем между вилкой и ложкой. Поэтому кто поймет как я разбирал свой напольный вентилятор, наверняка поймут как разобрать настольный .Итак, придвиньтесь к монитору поближе, дядя Чинилкин начинает инструктаж.Фото 1. Берем и ставим рядом с собой вентилятор, а также кладем рядом отвертку, плоскогубцы, хлопчатобумажную тряпочку и масленку. Если вы не знаете как пользоваться этими вещами, то пригласите к монитору папу или маму.Фото 2. Снимаем защитную сетку с вентилятора , открыв три защелки.Фото 3. Отворачиваем пластмассовую гайку против часовой стрелки. Когда будете ее заворачивать назад, не прикладывайте дюжей силы дабы не сломать ее. Запасную вы нигде не купите!Фото 4. Теперь легко снимайте крыльчатку с оси двигателя. Опять же, будьте осторожны, поскольку пластмасса из которой сделана крыльчатка со временем рассыхается и крошится. Сломаете место посадки -  будете извращаться с изолентой, наматывая в место посадки на валу, чтобы хоть как-то восстановить передачу вращения.Фото 5. Сняв крыльчатку, отворачивайте пластмассовую гайку-звездочку которая крепит заднюю решетку к корпусу.Фото 6. Теперь открутите все шурупы с передней части корпуса. Иногда шурупы плохо выходят, но вы не усердствуйте отверткой, иначе расхерачите в пластмассе резьбу.Фото 7. Вывинтите шуруп с задней стенки корпуса который, собственно, крепит кожух корпуса.Фото 8. Теперь когда снят кожух, вы видите, что основная часть вашего привода состоит из двух вещей: из самого двигателя, сделанного к счастью из металла и редуктора поворотного механизма, выполненного из пластмассы. Этот редуктор состоит из червячной передачи и звездочки, которая и поворачивает ваш вентилятор влево-вправо при работе. К редуктору прикреплен на маленьком шурупе конденсатор который нужен, чтобы двигатель вентилятора мог запускаться.Фото 9. Окрутите 3 шурупа (или винта - у кого как), которые крепят фланец редуктора к двигателю и аккуратно снимайте пластмассовую начинку редуктора. На фото вы видите задний хвостовик вала с червяком, с которым происходит зацепление механизма редуктора. Кстати кому интересно, могут отвернуть еще 3 шурупчика редуктора и заглянуть внутрь и обнаружить, что механизм там полностью пластмассовый и смазан густой смазкой.Фото 10. Теперь пришла очередь открутить 4 винта, которые соединяют две половинки корпуса двигателя со статором. Винтики и шурупчики складывайте в баночку, чтобы потом не пришлось их искать под столом или диваном.Фото 11. Потихоньку сдергиваем заднюю стенку двигателя, если надо то прокручивая ее вдоль оси двигателя.Фото 12. Тоже самое проделайте с передней крышкой. обратите внимание, что на валу присутствует еще резиновая прокладочка, которую важно также сохранить. Но пока ее надо стянуть с вала и положить в туже баночку.Фото 13. Возьмите в руки крышки и сначала удалите тряпочкой всю грязь в  подшипниковой узле. Можете намотать тряпку на тонкий стержень, чтобы было удобнее водить через отверстие тряпку. После того, все обезжирьте ацетоном или бензином , снова вытрите насухо и капните из масленки в подшипник (отверстия по центру крышки). Смазку использовать только жидкую! Никакого литола, солидола и т.д.! Консистентная смазка при работе закоксится (образует нагар) на валу за пару суток непрерывной работе в жару и вы снова полезете разбирать свой кулер.Фото 14. Теперь о самом главном- причине заклинивания двигателя. Главной причиной заклинивания вентиляторов, т.е. основной причины выхода из строя является та самая густая смазка, которая есть в редукторе и на валу заднего хвостовика двигателя. Во время работы смазка увлекается по валу в подшипник и там образуется нагар который с течением времени становится больше и клинит двигатель. Надо обязательно вытереть всю густую смазку с хвостовика вала и в самом редукторе на той детали которая будет зацепляться с этим валом!.  Обязательно! Смысла от смазки в пластмассовом редукторе нет до тех пор, пока его не станут делать из металла.Собирать назад все надо в обратной последовательности как это делали китайцы до вас.Если картинка мелковата, то кликаем по ней и смотрим крупнее.

Если я помог этим вам сэкономить время и  деньги, да еще и чему-то научил, чирканите в коментах ченить приятное. На сим дядя Чинилкин прощается  с вами до следующего раза.

ivanteevec.livejournal.com

Ремонт и модернизация электровентилятора SMF-3RDEA

Бытовая техника

Главная  Радиолюбителю  Бытовая техника

При разборке на запчасти старой неисправной микроволновой печи из неё в числе потенциально полезных узлов был извлечён электровентилятор SMF-3RDEA. При осмотре электродвигателя на его обмотке были найдены следы короткого замыкания в виде разбрызганных шариков меди. Вентилятор работал, но обмотка двигателя сильно нагревалась через несколько секунд после включения. Поскольку вентилятор оказался очень тихим и создавал хороший воздушный поток, было решено его отремонтировать.

Сделал я это так. Катушку с обмоткой и магнитопроводом с помощью тисков, молотка и металлической отвёртки аккуратно выбил из статора электродвигателя, после чего магнито-провод выдавил из пластмассового каркаса катушки и срезал всю её обмотку. Новую обмотку - 4800 витков с отводом от 4000-го - намотал внавал проводом ПЭВ-2 или подобным диаметром 0,11 мм, равномерно распределяя витки по каркасу катушки. Если провод обрывался, его концы связывал узлом, сваривал в пламени спички или газовой зажигалки и изолировал тонкой плёнкой. Готовую обмотку несколько раз пропитал трансформаторным лаком. Сопротивление обмотки при комнатной температуре - примерно 580 Ом.

Поскольку электродвигатель вентилятора пришлось разбирать для ремонта, было решено заодно и усовершенствовать его, дав ему вторую функцию - понижающего трансформатора. Для этого, плотно обернув обмотку (в трансформаторе она будет первичной) несколькими слоями лакоткани или пропитанной цапонлаком офисной бумаги, я намотал поверх неё (виток к витку) вторичную обмотку - 430 витков провода ПЭВ-2 0,27 мм. Эту обмотку также пропитал лаком и защитил двумя слоями ПВХ изоленты. Вид катушки в сборе с магнитопроводом показан на рис. 1.

Собирал электродвигатель в такой последовательности. Зажав статор в тисках, густо смазал магнитопровод клеем БФ-2 и вставил в катушку. Затем места стыковки магнитопровода и статора смазал этим же клеем и как можно быстрее аккуратно вбил магнитопровод в статор. Вид вентилятора в сборе показан на рис. 2.

Рис. 2

Благодаря отводу от основной обмотки вентилятор после ремонта может работать в двух режимах - обычном и форсированном, когда используется не вся обмотка, а её часть из 4000 витков.

Частота вращения вентилятора в этом режиме заметно выше.

С дополнительно намотанной вторичной обмотки в режиме холостого хода можно снять переменное напряжение 17...19 В. Его можно использовать для различных целей, например, для питания светодиодной подсветки или автоматического управления режимами работы вентилятора. Следует, однако, учесть, что если обмотка вентилятора окажется обесточенной, обесто-чатся и питающиеся от вентилятора устройства.

Рис. 3

Пример использования модернизированного электровентилятора в качестве стабилизированного источника питания с выходным напряжением 12 В показан на рис. 3. Напряжение сети поступает на первичную обмотку электродвигателя вентилятора через защитный резистор R1 и замкнутые контакты переключателя SB1. В его положении, показанном на схеме, вентилятор работает в обычном режиме. Варистор RU1 защищает первичную обмотку от всплесков напряжения сети. С вторичной обмотки вентилятора переменное напряжение 17...19 В через самовосстанавливающийся предохранитель FU1 поступает на мостовой выпрямитель VD1-VD4. Конденсатор С5 сглаживает пульсации выпрямленного напряжения.

Стабилизатор напряжения выполнен на микросхеме 78R12L-TF4-T (DA1), представляющей собой линейный стабилизатор напряжения положительной полярности с выходным напряжением 12 В. Максимальное входное напряжение - 35 В. Микросхемы этой серии отличаются от обычных (серий 78хх, 78Мхх, КР142) наличием входа управления и уменьшенным падением напряжения между входом и выходом (у 78R12L-TF4-T оно не превышает 0,5 В при токе нагрузки 1 А).

Микросхемы серии 78Rxxx выпускаются в разных корпусах на несколько фиксированных значений выходного напряжения (3,3; 5, 9, 12 В) и с регулируемым выходным напряжением. На рис. 3 показана цоколёвка микросхемы 78R12L-TF4-T в четырёхвыводном корпусе TO-220F-4. Если необходимо дополнительное охлаждение, микросхему устанавливают на теплоотвод.

Диоды 1N4001 можно заменить любыми аналогичными, например, серий 1N400x, КД208, КД243, КД247. Конденсаторы C5, C8 - оксидные импортные, остальные - малогабаритные плёночные или керамические с номинальным напряжением не ниже указанного на схеме. Самовосстанавливающийся предохранитель FU1 - любого типа с рабочим напряжением 30.60 В и током срабатывания 0,15.0,2 А. Резистор R1 желательно установить невозгораемый Р1-7 или импортный разрывной. Варистор 07K275RJ (RU1) заменим любым из ряда FNR-14K431, FNR-20K431, FNR-07K471. Кнопочный переключатель SВ1 - любого типа с контактами, рассчитанными на коммутацию переменного напряжения не ниже 250 В.

Изменив число витков вторичной обмотки электродвигателя, можно изготовить источник питания с другим выходным напряжением, однако мощность, потребляемая нагрузкой, в любом случае не должна превышать 3 Вт. В отсутствие нагрузки вторичной обмотки вентилятор в обычном режиме потребляет от сети ток 90 мА, в форсированном - 110мА. При комнатной температуре нагрев обмотки и статора электродвигателя не превышает 45 °С. Увеличение тока подключённой к вентилятору нагрузки приводит к снижению частоты вращения. Уменьшение её увеличением нагрузки на вал двигателя, например, торможением крыльчатки рукой, не приводит к изменению напряжения на выводах вторичной обмотки.

Аналогичным образом можно доработать и другие подобные электродвигатели. Кстати, так называемые электродвигатели-трансформаторы применялись в 70-80-х годах прошлого века в некоторых отечественных магнитофонах, где электродвигатель с дополнительной обмоткой, питаемый от сети 220 В, одновременно выполнял функцию понижающего трансформатора блока питания электронных узлов.

Автор: А. Бутов, с. Курба Ярославской обл.

Дата публикации: 13.09.2013

Мнения читателей

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

www.radioradar.net