Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_carscomfort.ru1.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/carscomfort.ru/index.php on line 21

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_carscomfort.ru2.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/carscomfort.ru/index.php on line 22

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_carscomfort.ru3.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/carscomfort.ru/index.php on line 23

Warning: file_get_contents(/var/www/www-root/data/www/yandex_carscomfort.ru4.txt): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/www-root/data/www/carscomfort.ru/index.php on line 24
Конструктор двигателей соловьев. Конструктор Павел Соловьев. Досье 
ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Конструктор Павел Соловьев. Досье. Конструктор двигателей соловьев


Конструктор Павел Соловьев. Досье — Рамблер/новости

Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года, в деревне Алекино Ивановской области, в семье крестьянина. С 1940 г. работал в г. Молотов (сейчас Пермь) в опытно конструкторском бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас АО «ОДК-­Авиадвигатель»).

Начинал с должности конструктора, в 1948 году назначен замглавного конструктора завода № 19.

В 1953 году, после смерти Аркадия Швецова, Соловьев возглавил КБ и руководил им на протяжении 35 лет.

Конструкторские разработки и достижения

Павел Соловьев — основоположник нового направления в двигателестроении.

В 1958 году по инициативе Павла Соловьева был создан первый советский двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. Он значительно опередил аналогичные западные разработки и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении.

Годом позже под руководством Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении. Он послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­-ПМ»).

В 1964 году в Пермском КБ разработан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для пассажирского самолета Ту­-134.

В 1971 году для улучшения характеристик дальнемагистрального Ил-­62 пермским КБ под руководством Павла Соловьева создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в США и Южную Америку. Разработке этого двигателя предшествовала интересная история. В СССР с дружественным визитом находился кубинский лидер Фидель Кастро. Во время его полета домой на самолете Ил-62 над Атлантическим океаном разразился шторм. Горючее было на нуле, и советский пилот попросил разрешение посадить борт на военно-воздушную базу США. Если бы американцы узнали, что этим рейсом летит Фидель Кастро, до Кубы он вряд бы добрался.

Спрятав Кастро в салоне, пилот взял ящик водки (на правительственных самолетах всегда был большой запас спиртного) и отправился на переговоры с американцами. О дозаправке удалось договориться довольно быстро, и в салон при этом никто не заглядывал. После этого случая на уровне руководства страны было принято решение в кратчайшие сроки поставить на самолет такие двигатели, которые были бы способны перелететь океан без дозаправок.

Еще один массовый пассажирский самолет — Ту­-154М — с соловьевскими двигателями Д­-30КУ­-154, долгие годы был самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

Из фильма «Павел Соловьев — последний из великих»: «В конце XX века двигателями Соловьевского КБ была оснащена огромная часть советской авиатехники. …Как-то Леонид Брежнев проводил смотр отечественной авиации. Обходя представленные образцы самолетов и вертолетов, генсек почти везде натыкался на Павла Соловьева. „Почему этот человек все время ходит за мной?“ — вдруг спросил Брежнев. „Леонид Ильич, на большинстве этих самолетов и вертолетов стоят двигатели его КБ“. Говорят, после этих слов среди членов высокой делегации случилось что-то вроде немой гоголевской сцены».

В 1979 году под руководством Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 для тяжелого истребителя­-перехватчика МиГ-­31.

В значительной степени уникальные летно­-технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6.

Благодаря Соловьёву Пермская школа двигателестроения стала одной из наиболее сильных в стране. Павел Соловьев был выдающимся конструктором и талантливым организатором.

В начале 80-х г. Пермское МКБ приступило к созданию нового двигателя. Позже ему присвоят индекс «ПС» (аббревиатура — Павел Соловьев).

Двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­300/400, Ил­-76ТД/МД­90/А и др.

Награды и звания

Павел Соловьев — автор множества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей.

1961 г. Соловьеву присвоили ученое звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института

1967 г. — Павел Соловьев становится доктором технических наук.

1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»

1981 г. Павел Соловьев избран членом­-корреспондентом Академии наук СССР.

Скончался Павел Соловьев 13 октября 1996 г. в Перми

При подготовке досье использована информация с сайта avid.ru

Читайте также

news.rambler.ru

100 лет конструктору уникальных двигателей Павлу Соловьеву — Герои неба

П.А.Соловьев

П.А.Соловьев

Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать – хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.Великие создатели непревзойденных советских самолетов – Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года – конструктор, потом – начальник конструкторской бригады, к 1944-му – уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной – Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта – найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.В 1966–1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля – вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. «Боги» советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива – разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО «ОДК «Авиадвигатель» Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой – ПД-14, отметил: «Соловьев – наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует». Может, и так – во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского «Премьер-министра».

«Военно-промышленный курьер»

www.testpilots.ru

Создатель именных моторов » Военное обозрение

Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать – хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.

Великие создатели непревзойденных советских самолетов – Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.

Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года – конструктор, потом – начальник конструкторской бригады, к 1944-му – уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.

В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной – Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.

Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта – найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.

В 1966–1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля – вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.

Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. «Боги» советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.

Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива – разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.

ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.

13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО «ОДК «Авиадвигатель» Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой – ПД-14, отметил: «Соловьев – наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует». Может, и так – во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.

Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского «Премьер-министра».

topwar.ru

Конструктор Павел Соловьев. Досье | ЛЮДИ | ОБЩЕСТВО

Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года, в деревне Алекино Ивановской области, в семье крестьянина.

С 1940 г. работал в г. Молотов (сейчас Пермь) в опытно конструкторском бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас АО «ОДК-­Авиадвигатель»).

Начинал с должности конструктора, в 1948 году назначен замглавного конструктора завода № 19.

В 1953 году,после смерти Аркадия Швецова, Соловьев возглавил КБ и руководил им на протяжении 35 лет.

Конструкторские разработки и достижения

Павел Соловьев – основоположник нового направления в двигателестроении.

В 1958 году по инициативе Павла Соловьева был создан первый советский двухконтурный газотурбинный двигатель Д-­20П. Он значительно опередил аналогичные западные разработки и показал перспективность применения двухконтурной схемы в авиационном газотурбостроении.

Годом позже под руководством Соловьева был создан первый в мире газотурбинный вертолетный двигатель Д­-25В для тяжелых вертолетов Ми-­6 и Ми­-10.

Разработанный для силовой установки Ми-­6 и Ми­-10 редуктор Р­-7 в течение четверти века оставался непревзойденным в мировом двигателестроении. Он послужил основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне АО «Редуктор­-ПМ»).

В 1964 году в Пермском КБ разработан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д­-30 для пассажирского самолета Ту­-134.

Сборка двигателя Д-30. Сборка двигателя Д-30. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

В 1971 году для улучшения характеристик дальнемагистрального Ил-­62 пермским КБ под руководством Павла Соловьева создан двигатель Д­-30КУ. Благодаря повышению топливной эффективности Ил-­62М стал обеспечивать длительные беспосадочные перелеты по территории России, а также в  США и Южную Америку.

Разработке этого двигателя предшествовала интересная история. В СССР с дружественным визитом находился кубинский лидер Фидель Кастро. Во время его полета домой на самолете Ил-62 над Атлантическим океаном разразился шторм. Горючее было на нуле, и советский пилот попросил разрешение посадить борт на военно-воздушную базу США. Если бы американцы узнали, что этим рейсом летит Фидель Кастро, до Кубы он вряд бы добрался.

Спрятав Кастро в салоне, пилот взял ящик водки (на правительственных самолетах всегда был большой запас спиртного) и отправился на переговоры с американцами. О дозаправке удалось договориться довольно быстро, и в салон при этом никто не заглядывал.  После этого случая на уровне руководства страны было принято решение в кратчайшие сроки поставить на самолет такие двигатели, которые были бы способны перелететь океан без дозаправок.

Еще один массовый пассажирский самолет  - Ту­-154М - с соловьевскими двигателями Д­-30КУ­-154, долгие годы был самым популярным отечественным лайнером среднемагистральной авиации.

Л. И. Брежнев и П. А. Соловьев у самолета Ил-76. Л. И. Брежнев и П. А. Соловьев у самолета Ил-76. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Из фильма «Павел Соловьев – последний из великих»: «В конце XX века двигателями Соловьевского КБ была оснащена огромная часть советской авиатехники. ...Как-то Леонид Брежнев проводил смотр отечественной авиации. Обходя представленные образцы самолетов и вертолетов, генсек почти везде натыкался на Павла Соловьева.  «Почему этот человек все время ходит за мной?» - вдруг спросил Брежнев.  «Леонид Ильич, на большинстве этих самолетов и вертолетов стоят двигатели его КБ». Говорят, после этих слов среди членов высокой делегации случилось что-то вроде немой гоголевской сцены».

 

В 1979 году под руководством Соловьева разработан и внедрен в серийное производство принципиально новый в отечественной сверхзвуковой истребительной авиации двухконтурный двигатель Д­-30Ф6 для тяжелого истребителя­-перехватчика МиГ-­31.

В значительной степени уникальные летно­-технические характеристики МиГ­-31 обусловлены возможностями двигателя Д­-30Ф6.

Миг-31. Миг-31. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Благодаря Соловьёву Пермская школа двигателестроения стала одной из наиболее сильных в стране. Павел Соловьев был выдающимся конструктором и талантливым организатором.

В начале 80-х г. Пермское МКБ приступило к созданию нового двигателя. Позже ему присвоят индекс «ПС» (аббревиатура – Павел Соловьев).

Макет двигателя ПС-90А2. Макет двигателя ПС-90А2. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»

 

Двигатели семейства ПС-­90А установлены на все современные отечественные пассажирские и грузовые самолеты: Ту­-204/214, Ил-­96­300/400, Ил­-76ТД/МД­90/А и др.

Награды и звания

Павел Соловьев - автор множества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей.

1961 г. Соловьеву присвоили ученое звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института

1967 г. - Павел Соловьев становится доктором технических наук.

1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»

1981 г. Павел Соловьев избран членом­-корреспондентом Академии наук СССР.

Павел Соловьев за игрой в бильярд. Павел Соловьев за игрой в бильярд. Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»/ Иван Квятковский

 

Скончался Павел Соловьев 13 октября 1996 г. в Перми

При подготовке досье использована информация с сайта avid.ru

www.perm.aif.ru

Создатель именных моторов / АвиаПорт.Дайджест

Сделаем любую машину, только бы двигатели для нее были, говорят порой авиаконструкторы. Можно вспомнить байку, как американцы, изучив МиГ-25, угнанный Беленко в Японию, сказали: с таким двигателем, как у этого истребителя, об остальном можно не переживать - хоть на забор его приделай, летные характеристики будут превосходные.

Великие создатели непревзойденных советских самолетов - Сергей Ильюшин, Андрей Туполев, Генрих Новожилов работали в связке с равным по масштабу мысли разработчиком двигателей Павлом Соловьевым. В таком сотрудничестве рождались символы национальной гордости. И новые отечественные самолеты создаются под двигатели, являющиеся развитием соловьевских разработок.

Будущий конструктор родился 26 июня 1917 года в Ивановской области и в 17 лет после 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Орджоникидзе. В апреле 1940-го начал работать в Пермском ОКБ-19. Два года - конструктор, потом - начальник конструкторской бригады, к 1944-му - уже ведущий конструктор. В 1948 году назначен заместителем главного конструктора, а пять лет спустя после ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Швецова становится главным.

Павел Соловьев прославился как создатель высокоэкономичных двухконтурных авиадвигателей и основатель пермской конструкторской школы газотурбинного моторостроения.

В 1958 году был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П, значительно опередивший аналогичные разработки на Западе. В 1959-м под руководством Соловьева сконструирована первая в Советском Союзе силовая установка со свободной турбиной - Д-25В мощностью 5500 лошадиных сил. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в Пермском КБ была спроектирована не менее уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. В 1964 году в Перми для ближнемагистрального самолета Ту-134 создан наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30. В нем впервые в отечественной практике применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Этот двигатель лег в основу целой серии разработок и в разных модификациях устанавливался на многих самолетах. В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н. Д. Кузнецова, Пермским КБ под руководством Соловьева разработан Д-30КУ тягой 11 тонн, благодаря которому модернизированный Ил-62М смог без посадок летать в Северную и Южную Америку.

Как вспоминают коллеги Павла Александровича, во всех его разработках присутствует особенная сторона конструкторского таланта - найдены наименее рискованные, хотя и не самые простые решения. Поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надежностью, экономичностью и долговечностью. Его разработки, воплощенные в серийных конструкциях, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.

В 1966-1967 годах под руководством Соловьева был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП для всего семейства Ил-76 и начато изготовление опытной партии. В мае 1971-го Ил-76, оснащенный четырьмя Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внукове, а затем представлен мировой общественности на авиасалоне в Ле Бурже. Там же экспонировалась разработка Миля - вертолет В-12, оснащенный четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.

Генрих Новожилов, тогда главный конструктор Ил-76, вспоминает, что при первой встрече Павел Александрович показался ему похожим на актера Яншина, прежде всего из-за спокойной неторопливой речи. "Боги" советского авиастроения во многом были такими потому, что на них лежала огромная ответственность и они не боялись принимать решения.

Как рассказывал Новожилов, однажды он спросил Соловьева, как тот относится к вылету экспериментальной модели с опытными двигателями с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе. Поднять машину в небо из центра Москвы, с полосы, со всех сторон окруженной застройкой, казалось весьма проблематичным. Альтернатива - разбирать готовый Ил-76 на части, которые можно транспортировать в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова. Соловьев вопросу Новожилова не удивился, а попросил показать расчеты взлета с полосы 1800 метров, которая была на аэродроме. По прикидкам, имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность позволяла решить задачу даже при отказе одного двигателя. Изучив все досконально, Павел Александрович дал согласие. Следом ответственное решение подписали все главные конструкторы. 25 марта 1971 года Ил-76 благополучно взлетел с Центрального аэродрома.

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения были воплощены Павлом Соловьевым в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения. В 1979 году успешно внедрен в производство принципиально новый Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31. Скоростные и летно-технические характеристики этой машины уже более 25 лет остаются непревзойденными. 27 апреля 1981 года постановлением Совета министров СССР Павел Соловьев был назначен генеральным конструктором Пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь конструктора получил наименование ПС.

ПС-90А вышел великолепным, на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211 и с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300. В 1995-м совершили первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного Ил-76МФ.

13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало, но Пермь после его ухода отнюдь не потеряла статуса главного города авиационного двигателестроения. Нынешний генеральный конструктор АО "ОДК "Авиадвигатель" Александр Иноземцев, рассказывая о работе над самой ожидаемой новинкой - ПД-14, отметил: "Соловьев - наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он нас все время контролирует". Может, и так - во всяком случае прославленное соловьевское предприятие оборотов не снижает.

Всю последнюю неделю июня в Перми будет широко отмечаться столетие прославленного конструктора: готовятся натурные экспозиции кабин самолетов и двигателей, чтобы все могли потрогать руками изделия моторостроителей, пройдут научные семинары и чтения, а для горожан 1 июля готовится потрясающий праздник с участием знаменитых групп Scooter и Ace of Base, а также российского "Премьер-министра".

 

Дайджест прессы за 20 июня 2017 года | Дайджест публикаций за 20 июня 2017 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: Объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК-Авиадвигатель (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

Соловьёв Павел Александрович — Испытатели

П.А.Соловьев

Герой Социалистического Труда (22.07.1966), конструктор авиационных двигателей, Член-корреспондент Академии наук СССР (1981). Доктор технических наук (1967). Профессор (1960).Родился 27 (14 — ст.ст.) июня 1917 (настоящий год рождения – 1918) года в деревне Алекино Кинешемского уезда Костромской губернии, ныне в черте города Заволжск Ивановской области, в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1934 году окончил 9 классов школы в Кинешме. Самостоятельно прошел курс 10 класса, приписал в документах год для поступления в институт.Поступил в Рыбинский авиационный институт имени С.Орджоникидзе. На старших курсах во время учебы работал в местном аэроклубе – преподавал конструкцию самолета и двигателя. В 1940 году окончил институт с красным дипломом. Как отличник учебы имел право выбора – Запорожье, Улан-Удэ, Пермь. В апреле 1940 года прибыл в Пермское моторостроительное опытно-конструкторское бюро № 19 (позднее — НПО «Авиадвигатель»), которым руководил конструктор А.Д.Швецов.Работал инженером на испытательном стенде, затем конструктором в группе перспективных разработок. С 1942 — начальник конструкторской бригады, с 1944 — ведущий конструктор. В годы Великой Отечественной войны занимался доработкой и совершенствованием двигателя М-82 (АШ-82) для истребителей Ла-5 и Ла-7 и бомбардировщиков – Ту-2. Участвовал работе над первым реактивным двигателем, опытным перспективным двигателем АШ-84.После войны руководил бригадой конструкторов по разработке модификации АШ-82 для самолетов гражданской авиации Ил-12, Ил-14. При участии Соловьёва ,как ведущего конструктора, был создан двигатель АШ-73ТК для стратегического бомбардировщика Ту-4. В 1948 году был назначен первым заместителем генерального конструктора. Для вертолета Ми-4 был разработан двигатель АШ-82В.После смерти А.Д.Швецова возглавил конструкторское бюро, с 1953 — главный конструктор ОКБ (в возрасте 37 лет).Руководил созданием первого советского турбореактивного двухконтурного двигателя Д-20П для пассажирского самолёта Ту-124 (1959). В марте 1960 года в небо поднялся тяжелый вертолет Ми-6 с газотурбинным двигателем Д-25В, разработанным в КБ Соловьёва специально для этого вертолета. В дальнейшем удачная газотурбинная силовая установка устанавливалась на тяжелых вертолетах Ми-10 и Ми-12. Дальнейшим развитием двухконтурной схемы стал высокоэкономичный двигатель Д-30 для самолёта Ту-134.За выдающиеся заслуги в выполнении заданий правительства по созданию новых авиационных двигателей, указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 22 июля 1966 года П.А.Соловьёву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Модификации удачного двигателя Д-30 устанавливались на лайнерах Ил-62М и Ту-154М – Д-30КУ, военно-транспортных самолётах Ил-76 — Д-30КП.В начале 1970-х Соловьев приступил к созданию двухконтурного двигателя с форсажной камерой для истребителя-перехватчика МиГ-31. Двигатель Д-30Ф6, несмотря на создание на базе Д-30 был абсолютно новым. Это был двигатель с форсажной камерой и регулируемым соплом — первый в СССР и один из первых в мире ДТРДФ подобной схемы.С апреля 1981 года — генеральный директор НПО «Авиадвигатель» в Перми. Последним в его творческой деятельности конструктора стал турбовентиляторный двигатель Д-90 (в 1987 году в честь П.А.Соловьёва назван «ПС-90»). Это высокоэкономичный и экологически «чистый» двигатель ПС-90А и его модификации сегодня устанавливаются на самолеты: Ту-204, Ту-214, Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, Ил-96.Много внимания уделял преподавательской работе: заведующий кафедрой авиационных двигателей Пермского политехнического института (в настоящее время — Пермский государственный политехнический университет). За это время им была создана уникальная конструкторская школа. Автор большого количества научных работ в области проектирования и создания авиадвигателей, разработки высокотемпературных газовых турбин. Имеет 8 авторских свидетельств на изобретения.С 1988 года, после выхода на пенсию — советник-консультант в НПО «Авиадвигатель».С начала 90-х годов на базе авиадвигателей Д-30 и ПС-90А начинается проектирование и серийное производство газотурбинных установок, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов и электростанций.Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах. Депутат Верховного Совета СССР 8-11 созывов (1970-1989). Был депутатом Пермского областного Совета народных депутатов, членом Пермского областного комитета КПСС.Жил в городе Пермь. Умер 13 октября 1996 года. Похоронен на Южном кладбище в Перми.Награждён 4 орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1966, 23.12.1976, 2.02.1982), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (6.12.1949), Красной Звезды (2.07.1945), медалью «За трудовую доблесть» (21.06.1943), другими медалями.Ленинская премия (1978, за двигатель Д-30Т для Ил-76). Государственная премия (1968, за силовую установку для вертолёта Ми-6). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Почётный авиастроитель.Почётный гражданин города Пермь (1987). Бюсты Героя установлены в Перми и Рыбинске Ярославской области. Имя присвоено Рыбинскому государственному авиационному техническому университету, на здании университета установлена мемориальная доска. Имя Соловьева носят самый современный российский авиационный двигатель ПС-90А и истребитель-перехватчик МиГ-31 ВВС России.

testpilot.ru

Соловьев Павел Александрович

Родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области.

В 1940 году с отличием закончил Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, получил диплом инженера‑механика по специальности «Авиадвигатели».

В апреле 1940 года по путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР прибыл в ОКЦ завода № 19 им. Сталина, г. Молотов (ныне г. Пермь), где начал трудовую деятельность в должности конструктора.

В 1942 году назначен начальником конструкторской группы, в 1944 году — ведущим конструктором.

В 1948 году назначен заместителем главного конструктора завода № 19 имени Сталина Аркадия Дмитриевича Швецова.

В 1953 году после смерти А.Д. Швецова возглавил предприятие — приказом министра авиационной промышленности СССР назначен главным конструктором опытно‑конструкторского бюро завода № 19 имени Сталина. Возглавлял предприятие на протяжении 35 лет (до 1988 года).   

В 1961 году присвоено учёное звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института.

В 1967 году присуждена учёная степень доктора технических наук.

27 апреля 1981 года Постановлением Совета Министров СССР назначен генеральным конструктором Моторостроительного конструкторского бюро.

В 1981 году избран членом‑корреспондентом Академии наук СССР.

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями Советского Союза.

С 1970 года избирался депутатом Верховного Совета СССР всех созывов.

В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено Почётное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В 1987 году приказом Министерства авиационной промышленности СССР открытому наименованию двигателя Д‑90А присвоен индекс «ПС» (аббревиатура «Павел Соловьев»).

В 1988 году, после выхода на пенсию, по совместному решению коллегии Министерства авиационной промышленности СССР и Президиума Академии наук СССР был назначен советником при руководстве МКБ МАП СССР.

Скончался 13 октября 1996 года, похоронен в г. Перми.

www.avid.ru