ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Мотомир Вячеслава Шеянова. Двигатели харлей дэвидсон


Harley-Davidson FL - Мотомир Вячеслава Шеянова

Мотомириада №63

Последний мирный год… Нам досталась лишь его половинка, а США насладились им почти сполна: только после нападения японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года страна вступила во Вторую мировую войну. Одиннадцать месяцев 1941 года американских обывателей занимали совсем другие битвы: на бейсбольном поле между «Нью Йорк Янкиз» и «Бруклин Доджерз»… или на местном мотоциклетном рынке между Harley-Davidson и Indian. И не меньший эффект, чем победа «Нью Йорк Янкиз» в Мировой серии, произвело появление 48-сильного Harley-Davidson FL – на тот момент одного из самых мощных мотоциклов в мире.

Harley-Davidson FL, 1941

Ахейцы и троянцы, Монтекки и Капулетти, Том и Джерри… Достойное место в этом ряду эпических противостояний занимает и занявшая первую половину ХХ века битва двух гигантов мотоциклетного рынка США – компаний Harley-Davidson и Indian. Причём поначалу фирма из Милуоки вчистую проигрывала сопернику из Спрингфилда – до Первой мировой войны продажи её мотоциклов были в два-три раза ниже. И если в конце концов Harley-Davidson одержал верх, то это была мучительно трудная победа «по очкам». Два соперника пристально следили друг за другом, немедленно отвечая на каждый выпад. В 20-е годы прошлого века это привело к тому, что их производственные программы почти «отзеркаливали» друг друга: 1206-кубовому Indian Big Chief соответствовал 1207-кубовый Harley-Davidson JD, 998-кубовому Indian Chief – 989-кубовый Harley-Davidson J, а одноцилиндровому 348-кубовому Indian Prince – тоже одноцилиндровый 346-кубовый Harley-Davidson А.

Harley Davidson EL из собрания “Мотомира Вячеслава Шеянова”

В 1927 году руководители компании Indian сделали сильный ход: приобрели компанию Ace, которая выпускала четырёхцилиндровые мотоциклы конструкции знаменитого инженера Уильяма Хендерсона. На этот шаг правление Harley-Davidson ответило асимметрично: вместо разработки собственной «четвёрки» бросило силы на проектирование верхнеклапанного V-твина, который не уступал бы Indian Four в динамике, но при этом был бы дешевле в производстве. И в 1936 году на рынок вышло семейство «Е», с 989-кубовыми моторами мощностью 37 л.с. (базовая модель «Е») или 40 л.с. (форсированная модификация «EL»). Harley-Davidson EL разгонялся до заветных 100 миль в час (160,9 км/ч) – такой мощности и динамики за такую цену ($380) не мог предложить больше никто. Рынок новшество оценил: верхнеклапанные модели (заслужившие прозвище Knucklehead – «Суставчатая голова» – за характерную форму клапанных крышек, напоминавшую сжатый кулак с выпиравшими костяшками), несмотря на свои детские болезни (потёки масла и поломки клапанных пружин), стали хитами продаж.

Двигатель Harley Davidson 74 cu, образец 1941 года

Мотоциклы Harley-Davidson семейства «Е» охотно покупали не только простые мотоциклисты, но и полицейские департаменты. Но в стране хайвеев и дешёвых восьмицилиндровых автомобилей даже их динамики не хватало. Поэтому к сезону 1941 года по просьбе спецслужб была разработана верхнеклапанная модификация с увеличенным до 1207 см³ (74 кубических дюйма – в привычных для американцев величинах) рабочим объёмом двигателя – модель «FL». Этот мотор развивал 48 л.с. при 5000 об/мин, что обеспечивало отличную разгонную динамику (при этом заявленная максимальная скорость – 95 миль в час, или 153 км/ч – была ниже, чем у «EL»). В своих основных чертах новый двигатель повторял все характерные особенности семейства «Е»: цилиндры и головки цилиндров из чугуна, сборный коленвал на подшипниках качения, привод верхних клапанов штангами от установленного в картере одного распредвала, циркуляционная система смазки сухого типа, с расположенным под седлом маслобаком. Традиционной конструктивной чертой моторов Harley-Davidson были вильчатые шатуны, с входящими друг в друга нижними головками. Такая конструкция позволяла размещать оси цилиндров в одной плоскости, что уменьшало ширину двигателя, нагрузки на коренные подшипники и вибрации; с другой стороны, задний цилиндр при этом оказывался полностью затенён передним, что ухудшало его охлаждение.

 

Система смазки двигателя 74cu

Прирост рабочего объёма был обеспечен увеличением и диаметра цилиндра (с 84,24 до 87,3 мм), и хода поршня (с 88,9 до 100,8 мм). Повышенную мощность обеспечивал также карбюратор Linkert увеличенной производительности, диаметр его диффузора по сравнению с моделью «EL» был увеличен с 28,5 до 33,3 мм. Возросшему крутящему моменту отвечала новая конструкция картера, а усиленный коленвал стал тяжелее прежнего почти на 2 кг. Переделанные коромысла позволили улучшить смазку газораспределительного механизма.

 

Крутящий момент от двигателя передавался двухрядной цепью на установленную в отдельном блоке четырёхступенчатую коробку передач с ручным переключением. Заново разработанное многодисковое сцепление имело увеличенную на 65% площадь накладок. Основу шасси составляла мощная дуплексная трубчатая рама. Впереди была установлена рычажная вилка типа Springer, а жёсткую заднюю подвеску компенсировало подрессоренное седло. Впрочем, не надо сочувствовать водителю: вилка Springer была так хороша, что лицензию на неё приобрёл производитель «двухколёсных Rolls-Royce» – британская компания Brough Superior; сам же Harley-Davidson применял её на ностальгических моделях и в XXI веке. Столь же эффективно было и подрессоривание седла, благодаря чему Harley-Davidson дотянул с внедрением мягкой задней подвески аж до 1957 года. Комфорту способствовал и переход в 1941 году на стандартную комплектацию шинами 5,00-16 вместо применявшихся ранее 4,50-18.

 

Для модельного ряда 1941 года была разработана новая панель приборов

Мотоциклы Harley-Davidson считаются отличными образцами стиля арт-деко, так популярного между двумя мировыми войнами, и модель «FL» не стала исключением. Каплевидный бензобак, изящные глубокие крылья порождали стремительный облик, который подчёркивала проходящая по баку металлическая полоса, визуально переходящая в диагональный элемент рамы. На размещённой на бензобаке панели приборов (хромированной в люксовом исполнении) выделялся огромный спидометр, фланкированный контрольными лампами. Новый глушитель с наконечником «ракетный стабилизатор» вместо прежнего «рыбьего хвоста» не только стал изящнее, но и эффективнее снижал уровень шума.

 

Если не считать трёхколёсных Servicar, то «FL» стал самым дорогим мотоциклом в производственной программе Harley-Davidson 1941 года ($465 – на $40 дороже, чем «EL»). Для сравнения: средний годовой доход американца в то время составлял $515, а самый дешёвый Ford стоил $684. Несмотря на это, по продажам новинка уступила лишь модели «WL» – было продано 2452 аппарата модели «FL», на 172 больше, чем «EL». Но 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, и США вступили в войну. Модель «FL» не попала в обойму военных заказов, и её производство замерло на мизерном уровне (например, в 1943 году – всего 33 аппарата). Лишь после Победы она взяла своё: в 1946 году было продано 3986 машин под обозначением «FL» – она вновь уступила лишь модели «WL».В 1948 году на смену семейству Knucklehead пришло капитально модернизированное Panhead, с гидротолкателями клапанов и головками цилиндров из лёгкого сплава. Но индекс «FL» дотянул до наших дней – он присутствует и в заводском обозначении современной модели Road King, которая считается прямым наследником мотоцикла Harley-Davidson FL 1941 года.

Всего с 1941 по 1947 годы было изготовлено 14 954 мотоцикла модели «FL», а также несколько сотен машин версии «F», со сниженной степенью сжатия.

 

Производитель Harley-Davidson Motor Co., г. Милуоки, Висконсин, США
Годы выпуска 1941-1947
Количество, шт 14 954
Стоимость 465 $
Стоимость в современных ценах
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Тип 2-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный
Объем двигателя, см3 1207
Диаметр и ход поршня, мм 87,3 х 100,8
Мощность 48 л.с. при 5000 об / мин
Зажигание батарейного типа
Карбюратор Linkert
Аккумулятор 6 В
Сцепление многодисковое, сухое
Коробка передач 4-ступенчатая
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА
Тип рамы трубчатая, дуплексная
Передняя подвеска Springer, короткорычажная, с фрикционным демпфером
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные
Размеры колес 5,00-16
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2300*
Ширина, мм 1020*
Высота, мм 1130*
Колесная база, мм 1510*
Клиренс, мм 115*
Высота сидения, мм 800*
Масса, кг

 261

Емкость бензобака, л
Максимальная скорость, км/ч

  153

Дальность, км

* – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

 

Спасибо команде Harley-Davidson Russia and CIS за предоставленные архивные фотографии.

motos-of-war.ru

История мотоциклов Harley-Davidson

История мотоциклов Harley-Davidson

  История мотоциклов Harley-Davidson начинается с 1903 года, начало которой было положено двумя школьными приятелями William Harley и Arthur Davidson из города Milwaukee штата Wisconsin которые своими силами собрали первый 167 кубовый двигатель на свою лодку, образцом которому послужил мотор компании «De Dion». После мотор был установлен на велосипед, однако для велосипеда мощности оказалось не достаточно, слабенькая рама была не пригодна для такой нагрузки. И после первой не удачной конструкции, собирают 405-кубовый мотоцикл мощностью - 3 л.с., способный преодолеть любые подъёмы. Была серьёзно усилена рама. Приводом на заднее колесо послужил плоский ремень, функцию сцепления выполнял ролик натяжки. Модель мотоцикла оказалась действительно удачной, и заинтересовала даже родных братьев Walter и William. Модель несколько не нуждалась в модернизации, и все участники проекта занялись созданием производственных мощностей.  В 1907 г. выпускают новый мотоцикл с обновлённым 440-кубовым двигателем, мощностью - 4 лошадиных сил, модель обладала уже короткорычажной передней вилкой – которой мотоциклы Harley-Davidson оснащались вплоть до 1940 г. Паралельно William Harley начал разработку 810 –кубового, мощность которого равнялась 7 л.с., дебют которого состоялся в 1909 г. Новая конструкция двигателя была с автоматическим впускным клапаном. Модель мотоцикла «5D» оказалась неудачной.   Двумя годами позже выпускается обновлённый, двухцилиндровый вариант «7D». Мотоцикл полностью повторил габариты предшественника, был только доработан мотор, в котором остался механический впускной клапан.В 1912 г. выходит двухцилиндровый, 989 – кубовый, 8 – сильный мотоцикл «Х8Е» с цепным приводом и новая система сцепления в ступице заднего колеса.В 1913 г. выходит новая версия с одним цилиндром Harley-Davidson 5-35, с рабочим объёмом 565 см3 и мощностью - 5 л.с. с системой впускного клапана.Желание участвовать в мотогонках подвигло компанию создать специальное, гоночное подразделение по разработке спорбайков. Возглавить которое приглашён был William Ottaway работающий на тот момент в фирме «TOR».А начиная с 1914 года все модели мотоциклов Harley-Davidson было решено оснащать двухступенчатой коробкой передач, а в 1915 году её сменяет трех ступенчатая к.п. А с 1915 г. абсолютно все мотоциклы Harley-Davidson выпускаются с электро фарами. В 1917 г. Ottaway разрабатывает V – образный, четырехклапанный 15 сильный мотор с рабочим объёмом 988 см3.  В 20 –х годах Америку захлёстывает Первая мировая война и всё производство ориентируется на выпуске мотоциклов военного назначения. По окончании войны, модели с одним цилиндром заменяются уникальным вариантом «19W Спорт». Разработанная, по образу английского двухцилиндрового 548 – кубового оппозитного нижнеклапанного «Douglas» мощностью 15 лошадиных сил, с рядным расположением рабочих цилиндров. Выпуск мотоциклов продолжался 5 –лет, однако полное признание приобрёл за рубежом. К 1920 г. компания Harley-Davidson выпустила свыше 28 000 экземпляров, и заняла лидирующее положение на рынке мотопроизводства и с развитой торговой сетью в 68 государствах.В 1917 г. компания выпускает своего первенца с двумя цилиндрами «17J» с рабочим объёмом 1000 см3, а в конце 1921 года состоялся дебют мотоцикла объёмом 1207 см3 модель «J» с аккумуляторным зажиганием, а следующая модель стала обладательницей магнето.  А с 1925 года вновь произведённые мотоциклы Harley-Davidson приобретают новую конфигурацию рам, со сниженным подъёмом посадочного седла и характерный стиль, ставший впоследствии традиционным, каплевидную форму бензобака. В конце 1926 года выпускается удачная 346 – кубовая 12 сильная модель «АА» которая послужила базой для создания спортивной модели мотоцикла Peashooter (что в переводе означает – систему духового ружья), достаточно успешно выступивший на треке и на шоссейных соревнованиях. В этом же время разработчики модернизируют 1207 см3 двигатель на мотоцикле «JD» и разрабатывается дефорсированная модификация «JDS» модель с боковой коляской.  А в 1929 году начинает разрабатываться новая двухцилиндровая группа мотоциклов Harley-Davidson с V-образными нижнеклапанными силовыми агрегатами. Первой, в этом же году выходит 738-кубовая модель с индексом «D» мощность, которого равнялась – 15 л.с.Немного погодя выпускается модель «DL» уже с форсированным - 18,5 сильным двигателем. В 1930 г. модернизируется мотоциклы «J» взамен которой, выходят сразу две - 1207 кубовые новинки «V» -26 л.с. и форсированной «VL» – 30 л.с.  Компания «Харлей-Дэвидсон» в погоне завоевать внешние рынки в 1932 г. разрабатывает «Servicar» - трехколесную модель грузового мотоцикла серии «D». А 1936 год в истории мотоциклов Harley-Davidson становится прорывным по всем основным направлениям. Разрабатываются новые силовые 998 - кубовые агрегаты, мощностью - 37 и форсированный - 40 сильный «ES» сухим картером (в предыдущих двигателях смазка была«на прогар»). Мотоциклы обладали четырёхступенчатыми к.п, приобрели жёсткую раму и впервые панель приборов установили непосредственно на бензобак.  В истории мотоциклов Harley-Davidson этот аппарат вошёл как «Knucklehead» (что в переводе «суставная голова»), за характерный внешний вид. Модификация «ES» способна была развить 160 км./ч., а в 1937 году мотоцикл, упакованный полуоптекатель с форсированным двигателем за рулём которого находился Joe Petrali достиг скорости в 219,13 км./ч.В 1937 г. все инновации приобретённые версией «E» - новые дизайнерские решения, размещение приборной панели, новую систему циркуляционной смазки, дуплексную раму и четырехступенчатую к. п. плавно перенесли на новые мотоциклы серий «WL» и старшей «UL». В это же время готовился выпуск новой 1312 –кубовой модели «UH» мощностью – 39 л.с. В 1941 г. разработчики представляют верхнеклапанную 1208 – кубовую серию «F».

  Во Второй Отечественной войне эволюционный ход истории мотоциклов Harley-Davidson был прерван. Основным направлением стал армейский мотоцикл «WL». За годы войны их было произведено более 90 000 штук. Помимо модели «WL» с 1942 года вышел в историю и «ХА 750», образцом которому послужил двухцилиндровый, 748 - кубовый BMW R71, мощностью 23 лошадиных сил, имеющий карданную передачу. По окончанию военного времени компания продолжила выпуск «престижных», нижнеклапанных модификаций «WL» и разработку «F» и «Е».С 1947 года пополнила модельную гамму одноцилиндровая двухтактная модель лёгкого 123 см3 мотоцикла «S1252», которая фактически являлась немецким трофеем «ДКВ RT125». К концу 1947 года практически у всех верхнеклапанных моторов головки цилиндров были заменены алюминиевые. С 1949 года на мотоциклы стали устанавливать гидравлическую, телескопическую переднюю вилку с амортизаторами «Hydra glide».125 см3 мотоциклы Harley-Davidson Teleglide стал оборудоваться данным типом передней вилки только с 1951 года, а через два года, на нём заменили и двигатель на 165 – кубовый, мощность которого достигала 5,5 л.с. В скором будущем мотоцикл-ветеран уступает своё место новой 738 – кубовой, 30 - сильной модификации «K». Оборудованной четырехступенчатой КП с более прочной рамой имеющий телескопическую вилку на переднем колесе и маятниковая подвеска на заднем. Мотоцикл «K» считался спортивным, так как конструктивно походил на «KR».  История мотоциклов Harley-Davidson знает и настоящие звёзды, им считается вышедший в 1957 г. 883 – кубовый 40 – сильный мотоцикл «XL Sportster». Немного погодя, стартует обновлённая, форсированная 55 л.с. версия «XLCH» способная разгоняющаяся - 190 км./ч. Начиная с 1958 г. на заднюю подвеску устанавливают подвеску маятникового типа и гидравлический привод «Duo Glide» заднего тормоза.  С 1960 года проходит ряд модернизаций у лёгких мотоциклов, уже устаревающий 165 см3 Hammer заменяется более совершенным Harley super 10. Следом выпускают первую модель мотороллера Topper с двухтактным 165 – кубовым двигателем, на 12-дюймовых колёсах одетый в стеклопластиковую облицовку.

 

  История компании «Harley-Davidson» знает и случаи по приобретению чужих компаний, так в 1960 г. компания выкупает свыше 50% ценных бумаг компании «Aermacchi» (Италия). А со временем доля выкупленных акций американцами составила весь контрольный пакет и в 1966 г. подразделение «AMF» становится лидером на итальянском рынке. В 1962 году в состав компании «Харлей-Дэвидсон» вливается и «TBM - Company» специализирующая на изготовлении различных типов стеклопластика, которые нашли обширное применение в мотоциклостроении.  1966 год был годом активных изысканий по разработки 1207 см3 силового агрегата «Shovelhead». Задача была направлена на разработку головки цилиндра и усовершенствование систем смазки. В результате выпускают два двигателя «FL» и «FLH» мощность которых достигала 58 и 66 л.с. соответственно. Активный рост мотто-производства в 60-е годы не сильно отразился на финансовом благополучии концерна, доля мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» достигала всего каких-то 6 %. И в 1969 г. сливается с концерном «AMF» теряя при этом свою независимость. Новое руководство вкладывает серьёзные средства в производственные мощности, отстраивает в Нью-Йорке сборочный завод. Годовой выпуск заметно увеличивается с 25 000 до 75 000 экземпляров. Однако это ведёт к падению качества. В процессе производства рождается новый характерный стиль, заслуга, которая всецело принадлежит Willy G.Davidson, приходящимся внуком, одному из основоположников корпорации, занимающий в тот момент времени должность ведущего дизайнера.Благодаря ему, в 1971 году рождается знаменитый FX 1200 Super Glide, совокупность наилучших характеристик не связанных стилей и направлений, в итоге, был разработан абсолютно уникальный, американский, знаковый тип совершенно новой субкультуры будущих «круизёров», яркого будущего мотоциклов Harley-Davidson.  В 1972 году выходит кардинально обновленный 997 –кубовый, 61- сильный XL1000 Sportster. Модель XL1000 Sportster выходит в облегчённой дуплексной раме, оснащён дисковыми тормозами переднего колеса – яркий представитель гоночного семейства.Очень смелой оказалась вышедшая в 1976 году модель «XLCR1000», стиль которой очень напоминал европейский «кафе-рэйсер». Так же на нём был установлен небольшой полуобтекатель, литые диски, отделанные чёрным цветом и обладал форсированным силовым агрегатом мощностью 68 л.с. К сожалению американцы не были в восторге от трудов Davidson Willie G. Совершенно по другому, был принят выпущенный «FXS1200 Low Rider», дебют, которого состоялся в 1977 г., который внешне сильно напоминал чоппер, значительно увеличенный вылет у передней вилки, с заметно удлинённой базой, и низкая посадка мотоциклиста. Его мотор «Shovelhead» с 1978 года был доведён но 1338 – кубов, а мощность достигла 64 лошадки.

  К концу 1979 года выпускается новый «FLT80 Tour Glide» помимо модернизированного двигателя крепящийся на раме при помощи сайлентблоков и пятиступенчатой коробки, мотоцикл приобретает туристический обтекатель, оборудованный двумя передними фарами. На следующий год разработчики выпускается новый «FXB80 Sturgis», с новым техническими новинками, зубчатый ремень усиливается кевларом. В последствии, данная конструкция стала неотъемлемой частью всех мотоциклов компании.  История мотоциклов Harley-Davidson в 80-е годы переживала не самые яркие времена – выпуск значительно сократился до 45 000. Сотрудники отмечали усиливающий натиск японских производителей, и не дальновидную стратегию руководителей «AMF», цель которой заключалась в извлечении сиюминутной и максимальной прибыли.В конечном итоге менеджерам удаётся потихоньку приобрести контрольный пакет акций, тем самым компания Harley-Davidson снова обретает свободу в выборе стратегии развития. Первоочередной задачей для нового руководства становится повышение контроля за качеством сборки и снизить производственные издержки.  Большую роль сыграла и государственная поддержка, которая повышает пошлины на 5-и летний срок на мотоциклы импортного производства, рабочий объём которых превышает 700 см3.  1982 год был ознаменован выходом сразу двух модификаций «Sportster», первая «XLX 61 Stripster» выходила в крайне ограниченной комплектации. Целью которой было максимально возможно понизить стоимость. Вторая же модель «XR1000R», была прямой противоположностью первой и ориентирована был на ценителей: спортивная, трековая внешность, 998-кубовый силовой агрегат, использовались два карбюратора, максимально облегчённый мотоцикл до 230 килограммов.  В 1983 году компания Harley-Davidson разрабатывает и выпускает мощный 1 338 – кубовый мотор «Evolution» мощностью 67 л.с. Основным различием от своего предшественника являлся двигателя «Shovelhead» обладающий чугунными гильзами в алюминиевых цилиндр, они позволили повысить степень сжатия и увеличить экономичность.  Параллельно разработчики компании разрабатывают новый круизёр «FXST Softaif»на относительно жёстких амортизаторах на задней подвеске.  В 1985 г. состоялась презентация обновлённого «Sportster», на котором устанавливался мощные моторы «Evolution». Силовых агрегатов было два: первый 883 – кубовый, 50 сильный, второй, с рабочим объёмом 1101 см3 мощность которого составляла 54 л.с. С 1987 года силовой агрегат заменяется на 1198 – кубовый, 64 сильной, а коробка передач устанавливается пятиступенчатая.  Отметив положительную тенденцию не «ретро» стиль, Willy G. Davidson в 1985 году выпускает новый мотоцикл FLST Heritage Softail, внешний вид которого напоминает облик мотоциклов 50-х годов. А на мотоцикле FXSTS Springer Softail была установлена передняя, рычажная вилка в точности копировали внешний вид моделей с 1908 по 1950–х годов.   Стоит отметить, что к 1990 году финансовая составляющая компании Harley-Davidson выпустившая 62 000 мотоциклов заметно улучшилась. Что даёт возможность сделать перспективные приобретения. Так, например компания приобретает британский концерн «Armstrong», что даёт возможность приобрести военные контракты на производство и выпуск мотоциклов военного назначения. Так армейцы в некоторых странах получают современные военные мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» это – 504 кубовые, 27 сильные Harley-Davidson Rotax. Следом в 1992 году история компании Harley-Davidson отмечает покупку акций фирмы «Buell», специализирующей на производстве спортивных мотоциклов, а в 1998 г. компания Harley-Davidson стала единственной владелицей компании «Buell».

Спортивная история мотоциклов Harley-Davidson

  С 1994 года мотоциклы Harley-Davidson начинают активно участвовать в мотогонках, и для этой цели создаётся двухцилиндровый, 996 – кубовый, 135 сильный, спортивный VR1000. С двигателем установленным на алюминиевой, диагональной раме. Спортивная модель мотоцикла Harley-Davidson VR1000 выпускалась уже на новом заводе, запущеный в Канзас Сити. Его назначением было производство спортивных мотоциклов, спортбайков, спортстеров «Харлей-Дэвидсон».  Мотоциклы Harley-Davidson и дальше совершенствовали традиционные направления своих моделей. Это были три направления «Sportster», «Ssoftail» и туристический «Electra Glide» но в 1990 году к туристическому семейству прибавляется 1338 – кубовая модель в спортивном обличии «Dyna Glide». Модель регулярно модернизировалась, и в 1998 году обновлённая туристическая модель «Dyna Glide» выходит с новым 1449 –кубовым силовым агрегатом «Twin Cam», мощностью 64-лошадки. Основной характерной чертой, данного силового агрегата являлось то, что каждый цилиндр обладал своим индивидуальным распредвалом, а в головках цилиндров располагались только клапаны.Данный двигатель зарекомендовал себя с положительной стороны и в 1990 году было принято решение оснащать данным типом все семейство «Ssoftail».

  Но серьёзную революцию в истории компании Harley-Davidson произвёл в 2001 году мотоцикл «VRSCA V-Rod». Разработанный общими усилиями ведущих инженеров «Харлей-Дэвидсон» и «Порше». Модель двухцилиндрового, 1130 - кубового мотоцикла жидкостного охлаждения, с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на каждую головку цилиндра, система впрыска топлива и мощностью 115 л.с. Оригинальный дизайн мотоцикла заключался в просторной конструкционной раме необычной формы.  В настоящее время компания Harley-Davidson является лидером в разработке и выпуску мотоциклов, производство её составляет 200 000. Мотоциклы Harley-Davidson занимают верхние строчки во всех номинациях на американском рынке, в категориях самых мощных и тяжёлых мотоциклов с рабочим объёмом более 700 см3.

 

auto2020.ru

Harley-Davidson

Мотоциклы впервые появились в 1885 году. Авторами изобретения такого вида транспорта стали немцы Даймлер и Майбах. Неудивительно, что в начале прошлого века основное производство было сконцентрировано в Старом Свете. В Америке же эта индустрия находилась в зачаточном состоянии.

В 1903 году братья Уолтер и Артур Дэвидсон вместе с Уильямом Харлей собрали свой первый мотоцикл. Надо сказать, что в стране они были не первыми создателями нового транспорта. Например, основанная еще в 1901 году «Indian motorcycle company» надолго стала главным конкурентом для фирмы «Harley-Davidson».

Первоначально ее продукты мало чем отличались от аналогов. По сути первый мотоцикл тогда представляли собой обычный велосипед, который имел одноцилиндровый двигатель. Он с помощью кожаного ремня приводил в движение заднее колесо. Присутствовали и обычные для велосипеда педали и цепи, с помощью которых можно было разогнать средство до необходимой скорости или помочь при подъеме в гору. Первый двигатель имел объем в 165 кубических сантиметров и походил на все существующие аналоги.

Детали мотоцикла изготавливались вручную. То устройство передвигалось со скоростью в 7-8 км/час, что было сравнимо с быстрой ходьбой. Вторая модель уже была собрана на основе более мощного двигателя, именно она и поступила в продажу. «Настоящий» мотоцикл весил около 13 килограмм и обладал двигателем объемом 405 см³. Работы над созданием первых моделей велись в сарае во дворе дома Дэвидсонов. Но большинство узлом команда изготавливала с железнодорожных мастерских.

В свой первый год компания выпустила всего три мотоцикла, а в 1904 годы уже восемь. В 1905 году - 16, а в 1906 году - уже 50. В январе 1905 году вышла и первая реклама, сообщавшая о старте продаж сперва двигателей, а потом уже и мотоциклов. В 1906 году начала работать первая фабрика Харли и Дэвидсона на Авеню стрит. Это был деревянное здание размером 12 на 18 метров.

Если первые модели были исключительно черными, то потом появился и вариант с серой окраской. Благодаря такой цветовой гамме и низкому шуму двигателей байкеры даже прозвали те мотоциклы «серым тихим другом». Однако компания стремилась к созданию более мощного и сильного двигателя, что и послужило причиной для создания знаменитого V-Twin мощностью 7 лошадиных сил.

Дело в том, что в 1907 году Уильям Харли получил высшее образование инженера-механика, что позволило качественнее заниматься любимым делом. Фабрика обзавелась вторым этажом, что позволило в 1907 году выпустить уже 150 мотоциклов. Компании удалось заключить договор с местной полицией, что позволило увеличить объемы. Благодаря новому двигателю удавалось достигать максимальной скорости в 97 км/час, а продажи с 1908 по 1909 год выросли с 450 до 1150 штук.

У нового «Харлея» присутствовали вакуумные клапаны, использовалась ременная передача, что и отличало его от аналогов. И хотя явные дефекты привели к быстрому отказу от модели, сама компоновка V-Twin была использована вновь в 1911 году. На этот раз аппарат получил еще и механическое управление клапанами и использование успокоителя цепи. Технология стала развиваться, уже в 1912 году компания представила свой первый вариант коробки передач. В 1913 году была разработана цепная передача, а на следующий год - двухскоростная. В 1912 году компания увеличила объем своих двигателей - с 812 «кубиков» до 1000.

В 1913 году кирпичное здание, простояв всего три года, было снесено. Вместо него появилось уже роскошный пятиэтажный дом из красного кирпича и железобетона. К 1914 году компания обошла своего главного конкурента, «Индиан». В тот году было выпущено 16284 «Харлея».

В 1916 году случилось первое задокументированное применение мотоциклов компании в военных действиях. С помощью этих двухколесных машин мексиканские повстанцы осуществляли свои налеты на американские города. Местные же власти под руководством генерала «Першинга» выступали на мотоциклах «Индиан».

В ходе Первой мировой войны компания получила официальный военный заказ уже от армии Великобритании - 500 мотоциклов. После вступления в боевые действия и Америки «Харлеи» понадобились и американским военным. К 1920 году компания стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Ее продукция реализовывалась дилерами в 67 странах. Всего же ежегодно выпускалось более 28 тысяч машин. А в 1921 году гонщик Отто Уолкер на мотоцикле от Harley-Davidson выиграл гонку со средней скоростью свыше 160 км/час.

В 1919 году появились малые «V-Twins» на 578 см³. А в 1921 году появилась и знаменитая 74-я модель с объемом двигателя 1200 см³. Компания постоянно улучшала конструкцию своего двигателя, но так и не удалось избавиться от типичных для него проблем - быстрого изнашивания, постоянного засорения, трудностей с обслуживанием. А ведь конкуренты из «Indian Motorcycle Company» на тот момент выпускали пускай и менее эффективные двигатели, но отработанные до совершенства. В итоге и руководство Harley-Davidson осознало, что пора уже создавать свои V-образные моторы с продольным расположением.

Первые такие мотоциклы Harley-Davidson имели двигатель Flathead V-twin с объемом 730 см³. Этот мотор стал настоящей классикой, выпускаясь до 1973 года на трехколесных, военных и даже гоночных моделях. Однако удачный двигатель появился как раз перед Великой Депрессией. В этот период продажи компании упали вдвое, но она все равно сумела выжить.

В середине 1930-х, когда экономика стабилизировалась, Harley-Davidson неожиданно получила выигрышную позицию на рынке. При значительном спросе на мотоциклы качественных предложений практически не было. Компания быстро наращивала продажи, не забывая и о разработке новых двигателей. Еще в 1931 году началась разработка Panhead, который появился только через пять лет.

Неожиданно быстро подошла к концу эра основателей компании. В 1937 году скончался Уильям Дэвидсон, а в 1942 году умер и его брат Уолтер. В 1943 году не стала Уильяма Харли. В 1950 году в автомобильной катастрофе погиб Артур Дэвидсон, последний из отцов-основателей компании. Можно сказать, что так закончился важный этап в жизнь знаменитого бренда. Но в этот тяжелый период компания не дрогнула и продолжила начатое дело. Правда на популярность культовых для американских байкеров серий «К» и «КН» стали влиять британские модели, в обилие хлынувшие на американский рынок после окончания Второй мировой.

В 1957 году свет увидел новый двигатель «V-Twin» объемом 883 см³. Новый мотоцикл получил коробку передач, совещенную с двигателем. Такая блочная конструкция стала основой знаменитого «XL Sportster», гоночного лидера следующих десяти лет. С 1950-е фанаты марки получили улучшенную подвеску, дополнительные фонари, улучшенное лобовое стекло. С 1958 году мотоциклы Harley-Davidson получили электрический стартер, что повлекло установку емкого аккумулятора и увеличение веса. В итоге в полном снаряжении мотоциклы достигали массы в 360 килограмм.

А конкуренты между тем не дремали. Они основательно «кусали» американского гиганта своей дешевой, но вместе с тем и качественной продукции. Бренд Harley-Davidson оставался в почете разве что у армии, полиции, да немногочисленных фанатов. Они, кстати, обожали улучшать конструкцию мотоциклов. А в 1960-е фирма заметно ухудшила свою репутацию. Одно время она вообще завозила в Америку итальянские мотоциклы.

В 1965 году частная структура превратилась в акционерное общество, а через 4 года и вообще стала частью Американской Машиностроительной и Сталелитейной компании. Многие фанаты не перенесли такой утраты индивидуальности их любимой маркой.

Зато в 1970-е отмечается новый взлет Harley-Davidson. После выхода культового фильма «Easy Rider» с двумя чопперами марки и акции компании поползли вверх, и в обществе возродился интерес к «харлеям». В 1971 году вышла модель FX Super Glide, тут же стала хитом. В семействе Glide через пять лет было уже 11 успешных моделей.

Конструкторские и дизайнерские наработки 70-х оказались хотя и относительно успешными, но нетипичными для Harley-Davidson. Стало понятно, что новые хозяева из AMF развивают бренд в неверном направлении. Вот и было решено советом директоров Harley-Davidson выкупить свой контрольный пакет акций, что и произошло в 1981 году. Бренд снова обретает независимость, осталось только вернуть доминирующий статус.

Компания тут же предложила своим клиентам за дополнительную плату несколько важных новшеств: новую компоновку мотора, пятискоростную коробку передач, ременные передачи. Постепенно Harley-Davidson возвращает свой культовый статус, ее акции постоянно растут в цене.

Маркетинговая политика компании заключается в создании сообщества лояльных к марке потребителей. Недаром говорят, что Harley-Davidson - это стиль жизни. Покупатель марки осуществляет свою давнюю мечту о приобретении красивого и стильного аппарата, надежного и при нечастой езде, и при редком обслуживании.

Мощные и красивые мотоциклы являются символом открытой для путешествий дороги и какого-то приобщения к элитному братству мотоциклистов. Неслучайно модели от Harley-Davidson постоянно побеждают в номинации самых экономичных и удобных мотоциклов. Сегодня компания имеет оборот в 5 миллиардов долларов, из которых 140 миллионов - чистая прибыль. Славу бренду кует более чем 6300 сотрудников.

www.molomo.ru