ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Бронетранспортер БТР-60П (ПА). Двигатель бтр 60


Бронетранспортер БТР-60П (ПА)

Новейшие танки России дают представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде.

Виды танков России воюющие в разных странах мира на сегодняшний день, но и потерявшие этот статус сравнительно недавно. Такие, например, как тридцатьчетверка и Ис-3. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то первый уже стал музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Танки на вооружении России рассматриваются всех видов, серийное производство которых уже начато или еще не начато. Помимо этого, уделяется внимание танкам, закупленным по импорту или производившимся по лицензии и модернизированным в стране-заказчике кардинально, то есть с уже упоминавшимся изменением боевых свойств.Таким образом, предполагаемая посетителям информация содержит достаточно детальную информацию по названиям танков в мировом танковом парке в динамике его развития за последние 100 лет.

Все модели танков России которые популярны по сей день. История танкостроения развивалась согласно требованиям времени. До сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня.

Танки нового поколения в извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным. Есть ряд параметров, определяющих эффективность оружия: точность, дальность стрельбы, бронепробиваемость и прочее. Все эти параметры постоянно совершенствуются. В то же время растет и защищенность танка. Все три основных составляющих танка - огонь, маневр, защита - развивались параллельно.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами.

kollektsiya.ru

Бронетранспортер БТР-60

Разработка новых советских многоколесных БТР началась в 1957 - 1958 гг. и велась фактически на конкурсной основе.ЗИЛ-153

Бронетранспортер ЗИЛ-153. 1957 г.

В 1957 г. в Бюро внешних заказов ЗИЛа начали разрабатывать колесный плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153 с колесной формулой 6x6. В 1959 г. его разработка закончилась и был построен опытный образец, в конструкции которого использовались новые технические решения. Они включали новый V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 180 л. с; бесступенчатый гидротрансформатор, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач; Н-образную схему трансмиссии с одним блокируемым межбортовым дифференциалом; независимую торсионную подвеску всех колес; колесные бортовые редукторы для увеличения дорожного просвета; шины 16.00-20 с системой регулирования давления воздуха; передние и задние управляемые мосты с гидроусилителями руля; два водометных движителя с рабочими колесами от водометов танка ПТ-76 и ряд других технических новинок. К ним следует отнести бронированный, полностью закрытый несущий водонепроницаемый корпус, кормовое расположение моторной установки, герметичные тормоза. Вооружение машины не прорабатывалось. Скорость движения по воде глубиной более 5 м составляла 10 км/ч, а максимальная скорость движения по суше - 90 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км. В конце 1960 г. ЗИЛ-153 успешно прошел заводские испытания, во время которых были выяснены необходимые доработки. Началась подготовка производства установочной партии из 10 машин, но работу остановили и вскоре вообще закрыли по ряду причин не технического характера.Объект 1015-Б

Опытный образец бронетранспортера 1015-Б

В 1954 - 1957 гг. в военной академии бронетанковых и механизированных войск сотрудники одной из кафедр и НИО академии вели эскизную проработку колесного плавающего бронетранспортера с колесной формулой 8x8, кормовым расположением двигателя, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес. В конце 1958 года по постановлению Совета Министров СССР эта работа была продолжена уже совместно с СКБ Кутаисского автозавода. Особенностями конструктивной схемы этого экспериментального образца, получившего индекс "объект 1015", были несущий, полностью закрытый, водоизмещающий корпус с противопульным бронированием и фильтровентиляционной установкой; кормовое расположение карбюраторного V-образного 8-цилиндрового двигателя мощностью 180 л. с; механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности через пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с симметричным принудительно блокируемым дифференциалом; бортовые и колесные редукторы; тормозные механизмы, расположенные внутри корпуса на бортовых редукторах; независимая подвеска всех колес. Управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов гитарные редукторы с качанием их в продольной плоскости. Упругими элементами подвески двух передних мостов были спиральные пружины с расположенными внутри их амортизаторами, а упругие элементы колес двух задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса. В кормовой части корпуса по бортам располагались два водометных движителя с независимым приводом от вторичного вала коробки передач.БТР-60П

Бронетранспортер БТР-60П. 1961 г.

Упругими элементами колес всех мостов стали газогидравлические рессоры, в которых использовались азот и масло. Были улучшены форма и размеры броневого корпуса, повысились его бронестойкость и технологичность за счет применения гнутых листов. Нижняя носовая часть корпуса выполнялась ложкообразной формы. Многие листы верхнего пояса корпуса имели большие углы наклона. Два опытных образца бронетранспортера с индексом "объект 1015-Б" в 1960 г. прошли заводские и полигонные испытания. В процессе испытаний "объект 1015-Б" показал высокую проходимость, управляемость и плавность хода при движении по местности в равнинных и горных условиях. Максимальная скорость по шоссе составляла 90 км/ч, средняя скорость по местности - 47 - 50 км/ч. Скорость движения по воде достигала 10,6 км/ч и сочеталась с хорошей маневренностью.БТР-60ПА

Бронетранспортер БТР-60ПА

К началу 1960-х годов, кроме ЗИЛ-153 и "объекта 1015-Б", были изготовлены опытные образцы бронетранспортеров горьковского ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного "объекта 19" и мытищинского ММЗ-560. Все эти машины имели оригинальные конструктивные решения (ГМП, бортовые схемы трансмиссий, гидропневматические подвески, передние и задние управляемые колеса, качающиеся колесные редукторы, герметичные тормоза, дифференциалы повышенного трения, водометы, алюминиевая броня и др.), но победило горьковское ОКБ: их БТР был более подвижным, надежным, удобным и, главное, - хорошо технологически отработанным и сравнительно недорогим. На Горьковском автозаводе работы по созданию четырехосного шасси для перспективного колесного бронетранспортера начались зимой 1956 г. К середине 1958 г. изготовили первый опытный образец. БТРП (ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, переднее расположение отделения управления и кормовое размещение силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор. По воде машина передвигалась как за счет вращения колес, так и при помощи водометного движителя реактивного типа.БТР-60ПБ

Бронетранспортер БТР-60ПБ. 1969 г.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 14 человек. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6 - 8 мм. На марше десантное отделение могло закрываться брезентовым тентом. Экипаж (2 чел.) и десант обогревались теплым воздухом, поступавшим из системы охлаждения двигателя. Колеса первой и второй осей были управляемыми. Рулевое управление имело гидроусилитель. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха.БТР-60ПЗ

Опытный образец бронетранспортера БТР-60П3

Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ, который мог устанавливаться на кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса. Внутри машины предусматривались места для укладки автомата АК-47, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета и десяти гранат Ф-1. Штатный боекомплект - 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов, пять выстрелов к гранатомету, шесть сигнальных патронов. Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг. На первых опытных образцах использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. Однако он оказался слишком слабым. Для выхода из создавшегося положения решили установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно, каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивал привод колес двух мостов. Правый двигатель по ходу машины осуществлял привод колес первого и третьего мостов, а левый - колес второго и четвертого мостов. Трансмиссия каждого двигателя включала однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом управления; четырехскоростную коробку передач; двухступенчатую раздаточную коробку; главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения; четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединявшие между собой агрегаты трансмиссии. Обе коробки передач имели коробки отбора мощности. С их помощью и с помощью карданных передач мощность двух двигателей суммировалась в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществлялся от правой раздаточной коробки. Лебедка имела трос длиной 50 м и максимальное тяговое усилие 4500 кгс.БТР-60ПУ-12

Подвижный командный пункт частей ПВО сухопутных войск БТР-60ПУ-12

Для обеспечения движения по воде в кормовой части корпуса смонтировали один водометный движитель с 4-лопастным рабочим колесом левого вращения диаметром 600 мм. Максимальная скорость движения передним ходом на спокойной воде глубиной более 5 м - 9 - 10 км/ч. Скорость движения по воде задним ходом - 3,5 - 4,0 км/ч. При выходе из строя водометного движителя машина могла передвигаться по воде за счет вращения всех колес со скоростью не более 4 км/ч. К концу 1959 г. опытный образец бронетранспортера со сдвоенной силовой установкой был готов и в ноябре 1959 г. он был принят на вооружение под индексом БТР-60П. Бронетранспортер БТР-60П выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки. В передней части корпуса находилось отделение управления, а всю среднюю часть занимало десантное отделение. Открытый сверху несущий корпус был сварен из листов катаной броневой стали, которые устанавливались под большими углами наклона. Толщина броневых листов составляла 6 - 10 мм, что защищало от обычных пуль ручного стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. В отделении управления находились органы управления, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция, лебедка. Там же располагались места механика-водителя и командира. В лобовом листе перед ними находились смотровые люка, закрываемые броневыми крышками. Десантное отделение расчитано на размещение 14 полностью экипированных пехотинцев. Для ведения стрельбы пехотинцы могут использовать амбразуры в бортах корпуса (по 3 шт. на борт). Стрельбу можно вести также и через борт. Для защиты от атмосферных осадков десантное отделение закрывается брезентовым тентом. Посадка и спешивание десанта осуществляется через борт и бортовые люки. Штатное вооружение БТР-60П состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ, установленного на станке, закрепленном на кронштейнах, установленных на лобовом или бортовых листах. Внутри машины были предусмотрены места для укладки автомата АК, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета, 10 гранат Ф-1. Штатный боекомплект - 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов, 5 выстрелов к гранатомету, 6 сигнальных патронов. Силовая установка бронетранспортера БТР-60П состоит из 2 автомобильных четырехтактных шестцилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с. каждый. Двигатели в сборе со сцеплениями и коробками передач и отбора мощности установлены параллельно продольной оси бронетранспортера и друг другу и жестко закреплены на общей раме. Управление карбюраторами и переключение передач синхронизировано специальными устройствами. Один из двигателей работает на первый и третий ведущие мосты, другой - на второй и четвертый. На бронетранспортере была использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. На колесах установлены односкатные шины большого диаметра, давление в которых регулировалось с помощью централизованной системы. Две передние пары колес являются управляемыми. При движении по шоссе бронетранспортер развивает максимальную скорость 80 км/ч. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь, используя водометные движители, развивая при этом скорость до 10 км/ч. Для предотвращения заливания водой носовой части бронетранспортера на плаву он был оснащен волноотражателем, который при движении по суше находился в опущенном положении. В состав оборудования бронетранспортера БТР-60П входят радиостанция Р-113, приборы ночного видения, лебедка и складной буксир. В 1963 г. был создан модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус выполнялся полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер имелось четыре верхних люка с бронекрышками. Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек. Вооружение машины сохранилось прежним, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Боевая масса возросла до 10,2 т. Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся с 1963 по 1965 год.БТР-60 Р-145БМ

Радиомашина БТР-60 Р-145БМ. 1988 г.

В 1965 - 1966 гг. выпускался бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Масса машины возросла до 10,3 т. Вместо радиостанции Р-113 установили радиостанцию Р-123. Бронетранспортер БТР-60ПА-1 находился в серийном производстве в 1965 - 1966 гг. В 1964 г. был принят бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б). Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией БТР-60. Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965 - 1976 гг. По компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ мало отличался от своих предшественников. Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов: КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ (6П7) калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61АМ. Башня - сварная, имеет форму усеченного конуса. Основу вооружения БТР-60ПБ составляет крупнокалиберный пулемет Владимирова (КПВ). Темп стрельбы - 550 - 600 выстр./мин. Боекомплект БТР-60ПБ - 500 патронов калибра 14,5 мм и 2000 патронов калибра 7,62 мм, 10 ручных гранат Ф-1, 5 выстрелов к гранатомету и 12 патронов к сигнальному пистолету. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой - 2000 м. Пулеметная установка БТР-60ПБ имеет горизонтальный угол обстрела 360°, вертикальный угол от -5° до +30°. Поворот башни осуществляется с помощью ручного привода. Установка башни повлекла за собой изменения в крыше и бортах корпуса, а также в компоновке десантного отделения. В БТР-60ПБ изменена схема размещения десанта, сократившегося до 8 чел. Десантники располагаются на двух одноместных сиденьях перед башней, установленных за сиденьями механика-водителя и командира, и двух поперечных трехместных сиденьях за башней. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и два люка в бортах корпуса. По сравнению с БТР-60ПА существенно увеличилось количество приборов наблюдения у командира, механика-водителя и десанта. В моторно-трансмиссионном отделении установлены два усовершенствованных карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б (2х90 л.с.). Для облегчения запуска двигателей в холодное время установлен подогреватель. На БТР-60ПБ применили новые шины с регулированием давления. Для внешней связи установлена радиостанция Р-123, для внутренней связи - переговорное устройство типа Р-124. Было несколько усилено лобовое бронирование машины, которое теперь защищало от 7,62-мм пули Б-32 на всех дистанциях и под всеми углами. Бортовая броня защищала от обычной пули того же калибра с расстояния больше 100 м. Значительно усилили противоатомную защиту - корпус стал полностью герметичным, установили нагнетатель, рентгенометр ДП-3Б.1В18

Машина управления 1В18 "Клен-1"

На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК. В 1972 г. на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась. На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. БТР-60ПУ - машина управления звена батальон - полк на базе БТР-60П или БТР60ПА. В ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р107, Р-123 и радиоприемник Р-311. Экипаж машины состоял из четырех человек.МТП-2

Машина технической помощи МТП-2

БТР-60ПУ-12 (9С482) - подвижной командный пункт (ПКП) подразделений и частей ПВО сухопутных войск. Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания. БТР60ВВС - ПКП военно-воздушных сил; полевые телефонные станции БТР60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения - БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156БТР, БТР-60 Р-161Б, БТР-60 Р-409БМ; радиомашины наведения авиации БТР-60 Р-975 и ARP-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливался пулемет ПКТ и приборы наблюдения.БТР-60 модернизированный

Модернизированный образец бронетранспортера БТР-60ПБ. 2003 г.

С середины 1970-х гг. на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 "Клен-1" на базе БТР-60ПБ. Она предназначалась для управления огнем полевой артиллерии. На машине было сохранено 4 амбразуры для ведения огня из личного оружия экипажа, имелся пулемет ПКМ с боекомплектом 600 патр. 1В18 оснащался аппаратурой топопривязки 1Т121-1, артиллерийской буссолью ПАБ-2А, артиллерийским квантовым дальномером ДАК-1, ночным наблюдательным прибором ННП-21, прибором управления огнем ПУО-9М, визирами ДВ и ВОП и другими. Позже на ее базе был создан модернизированный вариант машины управления - 1В18-1. Для командира артиллерийского дивизиона была разработана машина управления 1В19 "Клен-2". По устройству она аналогична 1В18, но отличается от нее устанавливаемой аппаратурой. На ее базе был создан модернизированный вариант машины управления - 1В19-1. Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты. По советской лицензии в Румынии выпускались бронетранспортеры ТАВ-71 (БТР-60П) и ТАВ-71М (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели более мощные двигатели и больший угол вертикального наведения вооружения. Помимо Румынии ТАВ-71М состояли на вооружении в Югославии. Из стран Варшавского Договора БТР-60ПБ находились на вооружении только в ГДР, Венгрии и Болгарии, но активно поставлялись в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии и широко применялись в боевых действиях в этих регионах.

sermonak.narod.ru

Персональный сайт - БТР-60

Разработка бронетранспортёра принципиально нового типа была начата в СССР в 1957-58 гг., когда стало ясно, что возможности дальнейшего развития выполненного по автомобильной схеме бронетранспортёра БТР-152 уже исчерпаны.

Новый бронетранспортёр по своей проходимости должен был не уступать танкам, преодолевать окопы и рвы шириной до 2 м и форсировать водные преграды вплавь. Из требования обеспечить "танковую" проходимость вытекало, что бронетранспортёр должен иметь как минимум три оси, равномерно распределённые по длине корпуса, а необходимость обеспечить плавучесть резко ограничивала возможность установки достаточно мощной броневой защиты. Бронетранспортёр создавался на своеобразной конкурсной основе, свои предложения представили конструкторские бюро ведущих автомобильных заводов страны. В частности КБ ЗиЛа предложило трёхосный БТР ЗИЛ-153 с полностью закрытым сварным бронированным корпусом и управляемыми колёсами передней и задней осей.

Из представленных проектов машин лучшим был признан бронетранспортёр ГАЗ-49, разработанный КБ Горьковского автозавода (главный конструктор В.А. Дедков). 13 декабря 1959 г. бронетранспортёр был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П - плавающий). Первая промышленная партия была выпущена в 1960 г. Бронетранспортёр БТР-60П и его модификации выпускались до 1976 г., они до сих пор состоят на вооружении более чем 30 стран мира.

Бронетранспортёр БТР-60П выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки. В передней части корпуса находится отделение управления, а всю среднюю часть занимает десантное отделение.

Открытый сверху несущий корпус бронетранспортёра сварен из листов катаной броневой стали, расположенных со значительными углами наклона по вертикали. Из-за жёстких ограничений по массе броневой защиты, обусловленных стремлением обеспечить достаточную плавучесть бронетранспортёра, толщина броневых листов составляет 6-10 мм. Такая броня защищает от обычных пуль ручного стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

Находящиеся в отделении управления командир (его место находится у правого борта) и механик-водитель ведут наблюдение через пулестойкие стеклоблоки в крышах передних смотровых люков и в боковых скосах брони. Машины более позднего выпуска оборудовались также приборами ночного видения ТВН-2 и ТКН-1 и командирским перископом ТПКУ-2Б.

Расположенное в средней части корпуса десантное отделение рассчитано на размещение четырнадцати полностью экипированных мотострелков. Большая часть их них занимает места вдоль бортов, остальные располагаются на сиденьях, установленных в задней части десантного отделения поперёк продольной оси корпуса. Для ведения стрельбы пехотинцы могут пользоваться амбразурами в бортах корпуса (по три с каждого борта). Стрельбу можно вести также и через борт.

Штатное вооружение бронетранспортёра БТР-60П состоит из 7,62-мм пулемёта СГМБ, установленного на станке, закреплённом на кроштейнах: в походном положении - на лобовом листе, в боевом - на лобовом или бортовых листах. Имелись варианты с усиленным вооружением, когда на лобовом листе устанавливался 12,7-мм пулемёт ДШКМ, а на боковых листах - 7,62-мм пулемёты СГМБ.

Посадка и спешивание десанта осуществляются через борт и бортовые люки (по два с каджого борта). При этом пехотинцы вынуждены находиться без какой-либо защиты на высоте полтора-два метра над уровнем земли. В боевой обстановке это всегда влечёт за собой потери.

Для защиты от атмосферныхосадков открытое сверху десантное отделение бронетранспортёра БТР-60П закрывается брезентовым тентом. На принятой на вооружение в 1963 г. модификации БТР-60ПА брезентовый тент был заменён бронированной крышей; для посадки и спешивания в крыше смонтированы четыре верхник люка с бронекрышками. Численность пехотинцев, размещаемых в десантном отделении этого бронетранспортёра, была сокращена до десяти человек.

Силовая установка бронетранспортёра БТР-60П состоит из двух автомобильных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с. каждый. Двигатели вместе со сцеплениями и коробками передач располагаются в моторно-трансмиссионном отделении в кормовой части корпуса. Трансмиссия состоит из двух комплектов агрегатов, каждый из которых представляет собой трансмиссию двухосной колёсной машины со всеми ведущими колёсами. Один из двигателей работает на первый и третий ведущие мосты, другой - на второй и четвёртый. Передние пары колёс могут отключаться. Все механизмы трансмиссии бронетранспортёра, за исключением колёсных редукторов и карданных передач к ним, размещаются внутри непроницаемого корпуса, что позволило выполнить днище бронетранспортёра гладким по всей длине.

Использование двух автомобильных карбюраторных двигателей и описанной выше схемы трансмиссии позволило использовать для бронетранспортёра лёгкие и малогабаритные механизмы автомобилей массового выпуска. Таким образом, было обеспечено снижение стоимости БТРа, что представлялось весьма важным с учётом потребностей Советской Армии во многих тысячах таких машин. При этом пришлось смириться с повышенной пожароопасностью двигателей, работающих на бензине.

Принятая на БТР-60П схема трансмиссии обеспечивает повышение его живучести в бою: с одним работающим двигателем бронетранспортёр может двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Более того, бронетранспортёр может продолжать движение, потеряв два любых колеса.

На бронетранспортёре использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. На колёсах установлены односкатные шины большого диаметра, давление в которых поддерживается централизованной системой регулирования давления с двумя двухцилиндровыми компрессорами. Две передние пары колёс являются управляемыми, имеется гидроусилитель рулевого привода.

При движении по шоссе бронетранспортёр развивает максимальную скорость 80 км/час. Проходимость его на пересечённой местности соответствует проходимости гусеничной машины. Водные преграды бронетранспортёр форсирует вплавь со скоростью 10 км/час. При этом используется водомётный движитель реактивного типа. Управления на плаву осуществляется поворотом вращающихся колёс и водяных рулей, установленных на выходе водомёта.

В состав оборудования бронетранспортёра БТР-60П входят радиостанция Р-113, приборы ночного видения, однобарабанная лебёдка и складной буксирный прибор. Бронетранспортёр БТР-60ПА имеет также систему обогрева обитаемых отделений.

Дальнейшим развитием БТР-60ПА стал бронетранспортёр БТР-60ПА1, принятый на вооружение в 1965 г. На нём установлены усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи.

Общие характеристики:

Название - БТР-60П Разработчик - КБ Горьковского автомобильного заводаИзготовитель - Горьковский автомобильный заводДата принятия на вооружение - 13 ноября 1959 г.Производство - серия 1960 - 1963 гг.Колёсная формула - 8 х 8Экипаж, чел. - 2Десант, чел. - 14Бронирование – противопульное

Массо-габаритные характеристики:

Масса, т - 9.8 - 9.9 Удельное давление на грунт, кг/кв.см - 0.5 - 2.5Длина, мм - 7220Ширина, мм - 2906Высота, мм - 2105 (2375)Дорожный просвет, мм – 475

Вооружение:

Вооружение - 7.62-мм пулемет СГМБ Боекомплект - 1250 патронов 7.62-ммСтабилизатор орудия - нетПрицел - МИК-прожектор – нет

Оборудование:

Средства постановки дымовых завес - нет Радиостанция – Р-113

Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики:

Двигатель - 2 х ГАЗ-49 (карбюраторные бензиновые, 6 цилиндров каждый) Мощность двигателя, кВт (л.с.) - 2 х 66 (2 х 90)Удельная мощность, л.с./т - 18.2 - 18.4Трансмиссия - простая механическаяПодвеска - независимая торсионная с телескопическими гидроамортизаторамиМаксимальная скорость, км/ч - на суше - 80, на плаву - 10Запас хода, км - 500Запас топлива, л - 290

Проходимость и преодоление препятствий:

Преодолеваемый подъём, град. - 30° Допустимый крен, град. - 25°Ширина преодолеваемого рва, м - 2Высота преодолеваемой стенки, м - 0.6Глубина преодолеваемого брода, м - плавает

aleksandr-millarm.narod.ru

Вооружение пограничных войск

БТР-60

       В конце 50-х годов на вооружении советской армии стоял стояли два типа бронированных транспортных средств : легкий БТР-40 и тяжелый БТР-152В1. Оба они были выполнены на базе грузовиков (ГАЗ-63 и ЗИС-151) - на стандартную раму устанавливался бронированный корпус и соответствующее назначению дополнительное оборудование. Для повышения ходовых качеств, впервые были применены шины с центральным регулированием давления и кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы. Причем БТР-40 использовался в основном как разведывательная и командная машина, а для переброски подразделений пехоты применялся более вместительный ЗИС-152В1. За почти десятилетнюю эксплуатацию этих машин военные выявили ряд недостатков.    Из-за бронированного корпуса значительно увеличивалась нагрузка на колеса, что негативно сказалось на проходимости, особенно в размокшем черноземе и глине. Зависимая подвеска всех мостов с дорожным просветом всего 28 см. на сильно пересеченной местности (например поле изрытое воронками) не обеспечивала достаточный свободный ход и колеса теряли сцепление с грунтом. Кроме того, для тяжелого БТР-152В1 непреодолимым препятствием становился обыкновенный окоп шириной около метра - передние колеса проваливались вниз, корпус упирался в бруствер и дальнейшее движение было невозможным.    Военные предложили конструкторским бюро минавтопрома приступить к разработке новой машины, оснащенной независимой подвеской всех колес, имеющей дорожный просвет не менее 350 мм. Кроме того, новый БТР должен был еще и плавать.    На Горьковском автозаводе главным конструктором проекта стал известный конструктор В.А. Дедков. К середине 1958 года первый опытный образец был готов. Требования генерального заказчика были полностью выполнены. БТРП (так условно называлась машина — бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.    В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм.    Колеса первой и второй осей были управляемыми. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м.В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета, который получился очень даже впечатляющим - 47.5 см! В результате всего этого проходимость новинки была просто фантастической! В передней части корпуса была установлена лебедка.    На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов. БТР оснащался ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-113.    Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг. На первых опытных образцах использовался двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л.с. Однако, он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимой динамики и ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Таким образом выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший до 205 л.с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым — при движении на суше сцепление первой пары колес с грунтом оказывалось недостаточным, а водные препятствия бронетранспортер пересекал с сильным дифферентом на корму.    Предложенное инженерами выравнивание нагрузок на оси за счет усиления лобовой брони заказчиками было отвергнуто — количество десанта при этом уменьшалось с 12 до 8 человек. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение — установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Блоки двигатель-коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагались параллельно на корме БТРа, раздаточные коробки — в средней части корпуса. От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя — колеса второго и четвертого мостов.    К концу 1959 года опытный образец БТР со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это собственно и решило дело. БТР-60П (такое окончательное название получил опытный образец) выиграл конкурс у ЗиЛ-153 и был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Бронетранспортер пошел в серию, и уже в середине 1960 года первые машины начали поступать в части. Серийное производство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года.    С 1963 года выпускается БТР-60ПА с полностью закрытым кузовом. На базе бронетранспортера БТР-60ПА была создана машина управления и связи Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ). Она производилась серийно и состояла на вооружении. Отличалась от базовой машины установкой средств связи — двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.С 1965 года модель получает индекс БТР60ПБ и поворотную башню с крупнокалиберным пулеметом. Собственно в таком виде он и известен нам. Дальнейшие усовершенствования касались модернизации двигателей, установки дополнительного оборудования.В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан бронетранспортер БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до +60°), что позволяло более эффективно вести борьбу с воздушными целями. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.    БТР-60П оказался очень удачной конструкцией. Вот уже почти 40 лет, непрерывно совершенствуясь, он стоит на вооружении более 20 стран мира. По аналогичной схеме построены бронетранспортеры армий ФРГ, Англии, Франции и ряда других стран. Этим стоит гордиться - как раз тот редкий случай, когда мы действительно оказались "впереди планеты всей". Вот такой он дедушка современного "БэТэРа". на рисунках изображены модификации: рис.1...... БТР 60 ПБ рис.2...... БТР 60 ПЗ рис.3...... БТР 60 ПБ рис.4...... БТР 60 ПА рис.5...... Р 145 БМ "Чайка"

pogranzastava1.narod.ru