ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Беспилотный авиационный комплекс «Орион». Бпла орион двигатель


Беспилотный авиационный комплекс «Орион» » Военное обозрение

На вооружении российской армии пока отсутствуют средние и тяжелые беспилотные летательные аппараты отечественной разработки. Все имеющиеся системы этого класса были разработаны зарубежными компаниями. Тем не менее, негативная ситуация в этой области постепенно исправляется. В нашей стране уже был создан перспективный БПЛА среднего класса, способный решать широкий круг задач. Первый отечественный проект подобного рода, сумевший дойти до стадии летных испытаний, носит название «Орион».

Проект БПЛА «Орион» является одной из самых интересных отечественных разработок последних лет. Помимо принадлежности к новому для российской оборонной промышленности классу интерес к проекту стимулировала общая атмосфера секретности. Разработчики и заказчики перспективного комплекса время от времени рассказывали о новейшей отечественной разработке, но большая часть сведений достаточно долго не подлежала разглашению. Как следствие, специалистам и любителям техники приходилось довольствоваться лишь различными оценками и предположениями.

"Орион" в полете. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

В ходе недавнего международного аэрокосмического салона МАКС-2017 компания-разработчик «Ориона» провела официальную презентацию, в ходе которой рассказала об основных особенностях перспективного БПЛА, о его предназначении и т.д. Кроме того, был опубликован официальный рекламный ролик. Благодаря официальной презентации все желающие получили новую информацию об интереснейшем отечественном образце.

Разработка БПЛА «Орион» стартовала в 2011 году по заказу министерства обороны. Работы велись в рамках опытно-конструкторской работы с шифром «Иноходец». Исполнителем работ и головным разработчиком беспилотника была назначена компания «Транзас» (г. Санкт-Петербург). К настоящему времени организация-разработчик сменила название и теперь называется «Группа «Кронштадт». Несмотря на подобные процессы организационного характера, проектирование было выполнено в установленные сроки, а позже на испытания был выведен опытный образец перспективного летательного аппарата.

Целью ОКР «Иноходец» было создание нового БПЛА, имеющего средние размеры и взлетную массу. Аппарат должен был иметь большую продолжительность полета и грузоподъемность, достаточную для транспортировки разведывательного оборудования. Готовый комплекс предполагалось использовать для визуальной, радиолокационной или радиотехнической разведки определенных районов. При этом следовало обеспечить возможность длительного патрулирования в заданном районе.

Макет БПЛА "Орион", ранее демонстрировавшийся на выставках. Фото Bastion-karpenko.ru

На разработку беспилотника, получившего название «Орион», ушло несколько лет. В 2015 году был построен первый опытный образец, предназначавшийся для использования в летных испытаниях. В дальнейшем специалисты компании «Кронштадт» и министерства обороны провели необходимые проверки. По имеющимся данным, испытания опытного «Ориона» продолжаются до сих пор. Интересно, что до определенного времени авторы проекта не стремились раскрывать информацию о перспективном БПЛА. Из-за этого подробные сведения о проекте появились лишь несколько недель назад.

Более того, точный облик беспилотника стал известен лишь в конце весны. Тогда в социальных сетях появились фотографии с рязанского аэродрома Протасово, на которых был запечатлен летательный аппарат с маркировкой «Орион 01» на борту. Необходимо отметить, что реальный внешний вид новой отечественной машины заметно отличался от предполагавшегося ранее. В частности, БПЛА был построен по нормальной аэродинамической схеме, тогда как ранее упоминалась возможность использования двухбалочной архитектуры.

Следует напомнить, что с 2013 года компания «Транзас» показывала макет перспективного аппарата и рекламные видео по этому проекту. На тот момент предлагалось строительство летательного аппарата двухбалочной схемы с характерным Л-образным хвостовым оперением. Такая машина могла бы нести различное оптико-электронное или иное разведывательное оборудование. Как стало ясно в конце весны текущего года, с тех пор авторы проекта успели заметным образом пересмотреть основные концепции, результатом чего стало значительное изменение технического облика БПЛА. Поданный на испытания и показанный на МАКС-2017 аппарат не имеет заметного сходства с демонстрировавшимися ранее моделями.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион»"Орион" на аэродроме в г. Рязань, май 2017 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Недавняя презентация с официальной публикацией всей основной информации позволила составить достаточно подробную картину и понять преимущества и недостатки перспективного «Ориона». Рассмотрим доступную информацию об интереснейшей отечественной разработке.

По официальным данным, перспективный беспилотный авиационный комплекс разведки и наблюдения «Орион» включает в себя ряд основных устройств. Прежде всего, это беспилотные летательные аппараты среднего класса, выступающие в качестве носителя того или иного разведывательного оборудования. Кроме того, комплекс включает модуль управления взлетом и посадкой, операторский модуль, радиомодуль, а также набор аппаратуры для наземного обслуживания техники.

По очевидным причинам, наибольший интерес в новом комплексе «Орион» представляет одноименный беспилотный летательный аппарат. К этому БПЛА предъявлялись особые требования. В частности, «Орион» должен был стать первым отечественным аппаратом класса MALE (Medium Altitude, Long Endurance – «Средняя высота, большая продолжительность»). Подобные характеристики позволяют получить ряд важнейших возможностей, повышающих потенциал техники в контексте решения разведывательных задач.

Проектом предлагается строительство летательного аппарата средних размеров нормальной аэродинамической компоновки с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. Детали планера изготавливаются из композиционных материалов на основе углеродного волокна, что сокращает массу конструкции при достаточных показателях прочности. Основная часть тех или иных агрегатов устанавливается внутри фюзеляжа. Некоторые приборы, однако, частично располагаются за пределами планера, из-за чего нуждаются в дополнительных съемных обтекателях.

Носовая часть беспилотника. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

Перспективный БПЛА имеет фюзеляж большого удлинения, имеющий несимметричное поперечное сечение. Борта и верхняя поверхность выполнены в виде единой поверхности, а днище имеет выгнутую форму. Как видно на имеющихся материалах, носовой обтекатель фюзеляжа выполнен радиопрозрачным и, вероятно, допускает установку определенного радиоэлектронного оборудования. В центральной части фюзеляжа находятся узлы крепления крыла. На бортах хвоста предусматривается установка двух наклонных плоскостей оперения. Между этими плоскостями и на днище располагается пара прямоугольных кожухов, необходимых для охлаждения двигателя.

Значительная часть внутренних объемов фюзеляжа отдается под установку разнообразной электронной аппаратуры. На днище носовой части имеются крепления для установки необходимого оборудования, позади которых располагается ниша передней стойки шасси. В центре фюзеляжа, перед крылом, имеется еще один объем для целевого оборудования. Позади крыла на нижней части фюзеляжа имеется пара продольных ниш для основных стоек шасси. В хвостовой части машины располагается поршневой двигатель.

Создание требуемой подъемной силы возлагается на среднерасположенное прямое крыло большого удлинения с незначительным сужением. В центральной части каждой плоскости имеется пилон с обтекателем для размещения некоторых приборов. Крыло имеет развитую механизацию. В корневой его части имеются закрылки большого размаха. Вблизи законцовок располагаются элероны. БПЛА «Орион» получил V-образное хвостовое оперение, состоящее из двух прямоугольных элементов. Задняя их кромка отдается под рули, пригодные для управления по тангажу и рысканью.

Днище машины, вид на хвост. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

Важной особенностью беспилотника является архитектура средств управления. Контроль за работой всех основных устройств осуществляется только при помощи электрических систем. Все рули, средства уборки шасси и т.д. оснащаются электрическими приводами. Кроме того, планер оснащается электрической противообледенительной системой.

По известным данным, аппарат комплектуется бензиновым поршневым двигателем. Модель и параметры силовой установки неизвестны, но есть основания предполагать использование двигателя с воздушным охлаждением. Двигатель соединяется с двухлопастным толкающим винтом.

Взлет и посадка должны осуществляться при помощи трехточечного шасси с носовой стойкой и колесами малого диаметра. Стойки имеют подвеску с амортизаторами и после взлета убираются в фюзеляж поворотом назад.

«Орион» может нести специальное оборудование различного назначения. Так, основным средством наблюдения является многофункциональная оптико-электронная система, подвешиваемая под носовую часть фюзеляжа. Несколько оптических приборов размещаются в сферическом обтекателе, монтируемом на П-образной опоре. Обеспечивается возможность наведения в разных направлениях и наблюдения в любое время суток. Такое оборудование может использоваться для ведения разведки и наблюдения, как самостоятельно, так и в сочетании с другой аппаратурой.

Винтомоторная группа. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

Центральное посадочное место фюзеляжа может использоваться для установки аэрофотоаппарата или иной аппаратуры. Также рядом с центром тяжести машины может подвешиваться компактная радиолокационная станция или аппаратура радиотехнической разведки. РЛС может использоваться вместе с оптико-электронной системой, тогда как средства радиотехнической разведки нуждаются в монтаже дополнительной аппаратуры в носу фюзеляжа. Крупные и выступающие подвесные агрегаты должны прикрываться обтекателями.

Согласно опубликованным данным, БПЛА нового типа может нести только разведывательное оборудование различных типов. Возможность несения и применения какого-либо вооружения не оглашалась. По данным разработчика, общий вес полезной нагрузки составляет 200 кг. Ее состав определяется в соответствии с целями вылета.

Взлетная масса «Ориона» составляет примерно 1200 кг, из которых 200 кг приходится на полезную нагрузку в виде целевого оборудования. Аппарат способен автоматически взлетать и садиться. По командам с операторского пульта машина должна выходить в заданный район. Возможна работа беспилотника на удалении до 250 км от наземной аппаратуры управления. Летные характеристики и экономичный двигатель позволили получить продолжительность полета на уровне 24 часов. Высота полета – до 7500 м.

Демонстрация конструкции планера, изготовленной из композитов. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

Все управление беспилотными летательными аппаратами осуществляется наземным комплексом средств, в составе которого имеется несколько модулей различного назначения. Все модули строятся на основе унифицированных корпусов-контейнеров, однако имеют различный набор оборудования. Как следует из опубликованных данных, один модуль предназначается для размещения операторов и их пультов, второй вмещает радиотехнические средства, а третий предназначается для приборов автоматического взлета и посадки.

Управление БПЛА выполняется оператором, в распоряжении которого имеется пульт с набором соответствующего оборудования. Каждое рабочее место оператора оснащается парой широкоформатных жидкокристаллических мониторов и органами управления. В зависимости от имеющихся целей, оператор может готовить программу полета, непосредственно управлять беспилотником, принимать данные с него, обрабатывать собранную информацию и т.д. При этом аппаратура комплекса разведки «Орион» обеспечивает как прямое управление летательными аппаратами, так и автоматический полет по заранее созданной программе. В одном контейнере-модуле помещается четыре рабочих места операторов.

Предложенный облик беспилотного авиационного комплекса дает сравнительную простоту эксплуатации в сочетании с высокой мобильностью. Модули контейнерного исполнения, вмещающие разнообразную аппаратуру и беспилотники, могут достаточно быстро и просто перевозиться в заданный район любым подходящим транспортом. Развертывание комплекса «Орион» на позиции так же не должно быть связано с заметными затруднениями.

Операторские пульты в модуле-контейнере. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

Перспективный отечественный средний БПЛА «Орион» относится к классу MALE, что в определенной мере раскрывает его возможности и предназначение. Аппарат способен оставаться в воздухе в течение суток, что позволяет использовать его для длительного патрулирования заданных районов, наблюдения за различными объектами и т.д. Сменная полезная нагрузка, в состав которой может входить разнообразная оптико-электронная или радиоэлектронная аппаратура, может использоваться для наблюдения, картографирования и т.д. По результатам вылета беспилотника оператор, используя штатное оснащение и программное обеспечение своего рабочего места, может составить подробный отчет, в том числе включающий трехмерные карты местности и информацию о расположении тех или иных объектов.

На данный момент есть все основания полагать, что новейший отечественный проект «Орион» завершается успешным решением всех поставленных задач. Благодаря этому новая техника, завершив испытания и хорошо показав себя, сможет поступить на вооружение и пойти в серию. Соответствующие приказы и распоряжения могут появиться в течение нескольких следующих лет. Когда именно появится заказ, пока, по очевидным причинам, не уточняется. По разным оценкам, готовый комплекс будет представлен военному ведомству в следующем 2018 году.

Следует отметить, что в контексте проекта «Орион» уже ходят примечательные слухи. Согласно этим сведениям, по определению не имеющим подтверждения, контракт на серийное производство новых БПЛА может появиться в к концу текущего десятилетия. Армия может заказать несколько десятков беспилотных авиационных комплексов, вместе с которыми будет использоваться до сотни летательных аппаратов. Специально для эксплуатации подобной техники могут быть сформированы новые подразделения.

"Орион" идет на взлет. Кадр из рекламного видео группы "Кронштадт"

По имеющимся данным, в настоящее время беспилотный авиационный комплекс «Орион» с одноименным БПЛА проходит различные испытания, в том числе подразумевающие выполнение тестовых полетов. Известно, что испытания стартовали не позднее прошлого года, и потому к настоящему времени группа «Кронштадт» могла получить определенные положительные результаты, а также провести необходимую доводку существующего проекта. В свете известных данных и подобных предположений возможность завершения работ в следующем году выглядит вполне возможной.

Успешное завершение опытно-конструкторской работы «Иноходец» с получением полноценного пригодного к эксплуатации комплекса разведки и наблюдения даст самые положительные результаты для отечественных вооруженных сил. Армия получит современный многофункциональный комплекс, способный осуществлять разведку и собирать информацию о заданных районах, в том числе на значительном удалении от мест развертывания. Высокая продолжительность полета, в свою очередь, позволит решать подобные задачи с большей эффективностью.

Кроме того, проект «Орион» имеет большое значение в контексте развития отечественного авиастроения. До недавнего времени российские предприятия предлагали новые проекты БПЛА среднего и тяжелого класса, но большая часть подобных разработок не дошла даже до первого пробного полета. Беспилотник «Орион» на данный момент является самым успешным представителем своего класса. Этот проект был доведен до строительства и испытаний опытной техники, а теперь приближается к возможному принятию на вооружение.

Ожидаемое официальное начало эксплуатации подобной техники и запуск серийного производства покажут, что российская оборонная промышленность действительно смогла освоить новое для себя направление и представить армии требуемые комплексы. В средней перспективе успешное завершение проекта «Орион» позволит начать замену импортной техники отечественными образцами. Еще одно важное направление можно будет развивать без чужой помощи.

По материалам сайтов:http://ria.ru/http://vpk.name/https://defence.ru/http://bastion-karpenko.ru/http://bmpd.livejournal.com/http://twower.livejournal.com/http://militaryrussia.ru/blog/topic-886.html

topwar.ru

«БПЛА "Орион"» в блоге «Авиация»

Этим летом, сначала на авиасалоне МАКС-2017, а затем на форуме «Армия-2017» Группа «Кронштадт» представила свой давно ожидаемый БЛА «Орион», разработанный по заданию Министерства обороны России в рамках ОКР «Иноходец». Было представлено два «Ориона». В отдельном шале на авиасалоне МАКС-2017 в первый день выставки был представлен военный вариант БЛА с целевой нагрузкой и вооружением, и его осмотрел президент Владимир Путин. Другой вариант — в экспортном облике «Орион-Э» демонстрировался всем желающим и без вооружения.

Презентация БЛА «Орион-Э» компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017, август 2017 года

Тендер на разработку БАК СД (Беспилотный авиационный комплекс средней дальности) или «Иноходец» был объявлен 14 октября 2011 года. Он был выигран компанией «Транзас» (которая затем прошла реорганизацию и получила наименование «Кронштадт») из Санкт-Петербурга, которая предложила проект «Орион» (или «изделие 90″). С конкурирующими предложениями выступили компании „Туполев“ и „Вега“.

"Орион» является российским аналогом БЛА MQ-1 Reaper и имеет схожий облик с американским аппаратом. Так, у него имеется V-образное хвостовое оперение, на нем установлен простой двигатель Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.), оснащенный турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией «Аэросила». Для серийного производства компанией «Агат» во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120. «Орион» имеет убирающееся шасси с носовой стойкой шасси, а также задним убираемым костылем для защиты винта.

Разработчик «Ориона» Николай Долженков заявил, что когда начались работы по БЛА, «не было никого оборудования или системы, которую можно было бы использовать на нашем БЛА», причем как на самом аппарате, так и на земле. В результате 100% деталей и оборудования являются новыми и несмотря на риски компании удалось разработать несколько ключевых технологий, которые нельзя было приобрести за границей. Были разработаны технологии, которые не существовали в России еще пять лет назад. Среди них Долженков отметил концепцию и методы производства деталей конструкции из композитных материалов, способных выдерживать небольшую нагрузку. Кроме того, компании удалось освоить технологию серийного производства фюзеляжей из композитов благодаря методу вакуумной инфузии. Это не только обшивка «Ориона», но также и несущие конструкции, которые изготавливаются из композитов. Другим новым решением, о котором упомянул Долженков, стала электрическая антиобледенительная система для углепластиковых элементов, которые не могут нагреваться. В результате география применения БЛА расширилась, включая регионы с холодным климатом. Результаты летных испытаний показали, что компания разработала аппарат, способный конкурировать не только с имеющимися БЛА, но также и с перспективными системами.

Тактико-технические характеристики БЛА «Орион-Э»

Размах крыла, метров16
Длина, метров8
Взлетная масса, кг1000
Масса стандартной полезной нагрузки, кг60
Максимальная масса полезной нагрузки, кг200
Скорость, км/ч120-200
Потолок, метров7500
Продолжительность полета, часов24
Дальность работы, км250
Дальность работы при использовании БЛА-ретранслятора, км300

БРЭОУ «Ориона» имеется два отсека для полезной нагрузки — маленький отсек расположен в носовой части, а второй, более объемный, в центральной части фюзеляжа. В переднем отсеке расположена обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система (МОЭС), разработанная московской компанией НПК СПП на платформе Argos, поставляемой южноафриканским филиалом концерна Airbus компанией DS Optronics. Система МОЭС имеет диаметр 410 мм и массу 56 кг. Она состоит из двух тепловизионных камер с переменным угловым полем, телевизионная камеры широкоугольной и лазерного дальномера/целеуказателя. МОЭС может обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме цели для управляемого оружия. В центральном отсеке может размещаться платформа с цифровыми камерами или обзорная РЛС, которая закрывается крупным обтекателем из радиопрозрачного материала. РЛС для «Ориона» выпускается московским предприятием «Фазотрон-НИИР». Другой вариант, предназначенный для сбора информации о вражеских системах ПВО, оснащается радиоэлектронным и электромагнитным оборудованием.

©Видео с youtube.com

Представители «Кронштадта» отказались отвечать на вопросы, касающиеся вооруженных вариантов «Ориона», за исключением общего комментария о том, что такой вариант может быть разработан.

Однако в ходе форума «Армия-2017», проходившем в августе 2017 года, компания ОКБ «Авиаавтоматика» из Курска впервые продемонстрировала три образца управляемых бомб — одна калибра 25 кг и две по 50 кг, специально разработанных для БЛА. Представитель компании заявил, что бомба массой 25 кг сбрасывалась с «Ориона».

Все три образца бомб имеют прямоугольную форму корпуса с закругленной носовой и хвостовой частями, но разной длины. К ним крепятся крылья и стабилизаторы различной формы, а также системы наведения. Самая маленькая из них массой 25 кг имеет крестообразные крылья и оперение, а также инерциальную систему наведения, комбинированную с наведением по GPS. 50-кг бомбы имеют два варианта — один с крыльями и стабилизаторами крестообразной формы и инерциальной системой наведения, плюс GPS, и второй с складывающимися крыльями большего размаха, расположенных сверху бомбы, а также лазерной и ТВ-системами наведения. Эти бомбы были представлены вместе с тактическим БЛА «Юпитер-3» массой 150 кг.

Проект управляемых ракет для БЛА является частной инициативой ОКБ «Авиаавтоматика», и не финансируется Министерством обороны России. Корпорация КТРВ также судя по всему разрабатывает вооружение для БЛА, но результаты этих работ еще не представлены.

Компания «Кронштадт» доработала испытательную базу, находящуюся на старом аэродроме Протасово в 180 км от Москвы. Там были испытаны первые «Орионы». Первый полет с этого аэродрома «Орион» совершил 15 октября 2016 года. Несколько ранее, летом 2016 года, в Жуковском была осуществлена серия пробежек и пролетов над взлетной полосой в течение короткого времени. В мае 2017 года «Орион» достиг высоты полета 5700 метров.

Опытный образец беспилотного летательного аппарата «Орион» во время испытаний на аэродроме Протасово (Рязанская область)

Сотрудники компании отказались уточнить число построенных «Орионов», но при этом отметили, что «один или два аппарата были собраны». Весьма вероятно, что была создана комплектная система с наземным оборудованием и четырьмя-шестью «Орионами». Может даже быть так, что «Орион» мог быть отправлен в Сирию, в рамках проведения испытаний в реальных боевых условиях.

Презентуя «Орион» в ходе авиасалона МАКС-2017 генеральный директор «Кронштадта» Армен Исаакян заявил, что система готова к производству. Он также отметил, что «Кронштадт» подписал соглашение АО «Рособоронэкспорт» относительно продвижения «Ориона» на экспорт. По его словам, компания надеется занять существенную нишу на рынке тяжелых БЛА. Регионы, в которых планируют продажи БЛА, являются традиционными покупателями российских вооружений: Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка.

Исаакян заявил, что работа по «Ориону» стартовала в 2011 году и на настоящий день является «стратегическим направлением» развития компании. Компания сконцентрировалась на непилотируемых системах, и планирует дальнейшие инвестиции в их развитие. В 2016 году «Кронштадт» стала частью АФК «Система», это дало сильный толчок для развития дополнительных компетенций. Новые владельцы вложили значительные средства, что позволило значительно ускорить работы по перспективным проектам.

Характеристики перспективных БЛА

«Орион-2″"Фрегат»
Размах крыла, метров3619
Взлетная масса, кг50007000
Масса полезной нагрузки, кг10001000
Скорость, км/ч350600
Потолок, метров120008000
Продолжительность полета, часовБолее 2410
Дальность полета, кмБолее 50005000

Опыт, полученный при разработке «Ориона» и те технологии, которые были освоены для его производства, позволят создавать более крупные БЛА с увеличенной автономностью. Главная задача компании — стать первой в нише производства больших БЛА. В ближайшие три года будет разработан БЛА «Орион-2» с взлетной массой 5 тонн. Через 10 лет запланирована разработка БЛА «Фрегат» с вертикальным взлетом. Это решение как предполагается даст «Фрегату» уникальные характеристики, но при этом является серьезным технологическим вызовом, так как запланирована создание конвертоплана.

Но Министерство обороны России уже заказало БЛА «Альтаир» в классе 5 тонн другой компании — ОКБ Симонова из Казани. «Альтаир» с июля 2016 года проходит испытания, в ходе которых были выявлены определенные сложности. Разрабатывая «Орион-2» компания «Кронштадт» бросает вызов «Альтаиру».

sdelanounas.ru

Все, что вы хотели знать о БЛА "Орион", но стеснялись спросить

Как пишут Piotr Butowski и Antony Angrand в статье «L’Orion releve», опубликованной журналом «Air&Cosmos», Россия отныне обладает своим аналогом американского беспилотного летательного аппарата General Atomics Predator, который получил наименование «Орион». Но российская компания «Кронштадт» - разработчик БЛА «Орион» - не собирается останавливаться на достигнутом и уже планирует создать новые БЛА, с улучшенными характеристиками.

20170719_142229

Презентация БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017, август 2017 года (с) samoletchik.livejournal.com

Этим летом, сначала на авиасалоне МАКС-2017, а затем на форуме "Армия-2017" Группа «Кронштадт» представила свой давно ожидаемый БЛА «Орион», разработанный по заданию Министерства обороны России в рамках ОКР «Иноходец». Было представлено два «Ориона». В отдельном шале на авиасалоне МАКС-2017 в первый день выставки был представлен военный вариант БЛА с целевой нагрузкой и вооружением, и его осмотрел президент Владимир Путин. Другой вариант – в экспортном облике «Орион-Э» демонстрировался всем желающим и без вооружения.

Тендер на разработку БАК СД (Беспилотный авиационный комплекс средней дальности) или «Иноходец» был объявлен 14 октября 2011 года. Он был выигран компанией «Транзас» (которая затем прошла реорганизацию и получила наименование «Кронштадт») из Санкт-Петербурга, которая предложила проект «Орион» (или «изделие 90»). С конкурирующими предложениями выступили компании «Туполев» и «Вега».

«Орион» является российским аналогом БЛА MQ-1 Reaper и имеет схожий облик с американским аппаратом. Так, у него имеется V-образное хвостовое оперение, на нем установлен простой двигатель Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.), оснащенный турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией «Аэросила». Для серийного производства компанией «Агат» во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120. «Орион» имеет убирающееся шасси с носовой стойкой шасси, а также задним убираемым костылем для защиты винта.

Презентация БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017, август 2017 года (с) samoletchik.livejournal.com

Разработчик «Ориона» Николай Долженков заявил, что когда начались работы по БЛА, «не было никого оборудования или системы, которую можно было бы использовать на нашем БЛА», причем как на самом аппарате, так и на земле. В результате 100% деталей и оборудования являются новыми и несмотря на риски компании удалось разработать несколько ключевых технологий, которые нельзя было приобрести за границей. Были разработаны технологии, которые не существовали в России еще пять лет назад. Среди них Долженков отметил концепцию и методы производства деталей конструкции из композитных материалов, способных выдерживать небольшую нагрузку. Кроме того, компании удалось освоить технологию серийного производства фюзеляжей из композитов благодаря методу вакуумной инфузии. Это не только обшивка «Ориона», но также и несущие конструкции, которые изготавливаются из композитов. Другим новым решением, о котором упомянул Долженков, стала электрическая антиобледенительная система для углепластиковых элементов, которые не могут нагреваться. В результате география применения БЛА расширилась, включая регионы с холодным климатом. Результаты летных испытаний показали, что компания разработала аппарат, способный конкурировать не только с имеющимися БЛА, но также и с перспективными системами.

Тактико-технические характеристики БЛА "Орион-Э"

Размах крыла, метров 16
Длина, метров 8
Взлетная масса, кг 1000
Масса стандартной полезной нагрузки, кг 60
Максимальная масса полезной нагрузки, кг 200
Скорость, км/ч 120-200
Потолок, метров 7500
Продолжительность полета, часов 24
Дальность работы, км 250
Дальность работы при использовании БЛА-ретранслятора, км 300
У «Ориона» имеется два отсека для полезной нагрузки – маленький отсек расположен в носовой части, а второй, более объемный, в центральной части фюзеляжа. В переднем отсеке расположена обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система (МОЭС), разработанная московской компанией НПК СПП на платформе Argos, поставляемой южноафриканским филиалом концерна Airbus компанией DS Optronics. Система МОЭС имеет диаметр 410 мм и массу 56 кг. Она состоит из двух тепловизионных камер с переменным угловым полем, телевизионная камеры широкоугольной и лазерного дальномера/целеуказателя. МОЭС может обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме цели для управляемого оружия. В центральном отсеке может размещаться платформа с цифровыми камерами или обзорная РЛС, которая закрывается крупным обтекателем из радиопрозрачного материала. РЛС для «Ориона» выпускается московским предприятием «Фазотрон-НИИР». Другой вариант, предназначенный для сбора информации о вражеских системах ПВО, оснащается радиоэлектронным и электромагнитным оборудованием.

Кадр из презентации БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017, август 2017 года (с) samoletchik.livejournal.com

Представители «Кронштадта» отказались отвечать на вопросы, касающиеся вооруженных вариантов «Ориона», за исключением общего комментария о том, что такой вариант может быть разработан.

Однако в ходе форума "Армия-2017", проходившем в августе 2017 года, компания ОКБ "Авиаавтоматика" из Курска впервые продемонстрировала три образца управляемых бомб – одна калибра 25 кг и две по 50 кг, специально разработанных для БЛА. Представитель компании заявил, что бомба массой 25 кг сбрасывалась с «Ориона».

Все три образца бомб имеют прямоугольную форму корпуса с закругленной носовой и хвостовой частями, но разной длины. К ним крепятся крылья и стабилизаторы различной формы, а также системы наведения. Самая маленькая из них массой 25 кг имеет крестообразные крылья и оперение, а также инерциальную систему наведения, комбинированную с наведением по GPS. 50-кг бомбы имеют два варианта – один с крыльями и стабилизаторами крестообразной формы и инерциальной системой наведения, плюс GPS, и второй с складывающимися крыльями большего размаха, расположенных сверху бомбы, а также лазерной и ТВ-системами наведения. Эти бомбы были представлены вместе с тактическим БЛА «Юпитер-3» массой 150 кг.

Проект управляемых ракет для БЛА является частной инициативой ОКБ "Авиаавтоматика", и не финансируется Министерством обороны России. Корпорация КТРВ также судя по всему разрабатывает вооружение для БЛА, но результаты этих работ еще не представлены.

Компания «Кронштадт» доработала испытательную базу, находящуюся на старом аэродроме Протасово в 180 км от Москвы. Там были испытаны первые «Орионы». Первый полет с этого аэродрома «Орион» совершил 15 октября 2016 года. Несколько ранее, летом 2016 года, в Жуковском была осуществлена серия пробежек и пролетов над взлетной полосой в течение короткого времени. В мае 2017 года «Орион» достиг высоты полета 5700 метров.

uav

Опытный образец беспилотного летательного аппарата "Орион" во время испытаний на аэродроме Протасово (Рязанская область), май 2017 года (c) rzn.info

Сотрудники компании отказались уточнить число построенных «Орионов», но при этом отметили, что «один или два аппарата были собраны». Весьма вероятно, что была создана комплектная система с наземным оборудованием и четырьмя-шестью «Орионами». Может даже быть так, что «Орион» мог быт отправлен в Сирию, в рамках проведения испытаний в реальных боевых условиях.

Кадр из презентации БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017, август 2017 года(с) samoletchik.livejournal.com

Презентуя «Орион» в ходе авиасалона МАКС-2017 генеральный директор «Кронштадта» Армен Исаакян заявил, что система готова к производству. Он также отметил, что «Кронштадт» подписал соглашение АО «Рособоронэкспорт» относительно продвижения «Ориона» на экспорт. По его словам, компания надеется занять существенную нишу на рынке тяжелых БЛА. Регионы, в которых планируют продажи БЛА, являются традиционными покупателями российских вооружений: Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка.

После «Ориона»

Исаакян заявил, что работа по «Ориону» стартовала в 2011 году и на настоящий день является «стратегическим направлением» развития компании. Компания сконцентрировалась на непилотируемых системах, и планирует дальнейшие инвестиции в их развитие. В 2016 году «Кронштадт» стала частью АФК «Система», это дало сильный толчок для развития дополнительных компетенций. Новые владельцы вложили значительные средства, что позволило значительно ускорить работы по перспективным проектам.

Характеристики перспективных БЛА

«Орион-2» «Фрегат»
Размах крыла, метров 36 19
Взлетная масса, кг 5000 7000
Масса полезной нагрузки, кг 1000 1000
Скорость, км/ч 350 600
Потолок, метров 12000 8000
Продолжительность полета, часов Более 24 10
Дальность полета, км Более 5000 5000

Опыт, полученный при разработке «Ориона» и те технологии, которые были освоены для его производства, позволят создавать более крупные БЛА с увеличенной автономностью. Главная задача компании – стать первой в нише производства больших БЛА. В ближайшие три года будет разработан БЛА «Орион-2» с взлетной массой 5 тонн. Через 10 лет запланирована разработка БЛА «Фрегат» с вертикальным взлетом. Это решение как предполагается даст «Фрегату» уникальные характеристики, но при этом является серьезным технологическим вызовом, так как запланирована создание конвертоплана.

Но Министерство обороны России уже заказало БЛА «Альтаир» в классе 5 тонн другой компании – ОКБ Симонова из Казани. «Альтаир» с июля 2016 года проходит испытания, в ходе которых были выявлены определенные сложности. Разрабатывая «Орион-2» компания «Кронштадт» бросает вызов «Альтаиру».

Конкурент из Китая

Китайская компания AVIC привезла свой БЛА Wing Loon I на МАКС-2017. Это случилось впервые, и это БЛА того же класса, что и «Орион». Очевидно, что Россия не является важным клиентом для китайцев, так как другие страны из данного региона уже выразили интерес к нему. Два были поставлены в Казахстан в марте 2016 года. В Жуковском БЛА Wing Loon I был представлен с противотанковыми ракетами с лазерным наведением ВА-7, которые являются модификацией китайских ПТУР KD-10. Wing Loon I совершил первый полет в 2007 году и принят на вооружение НОАК как GJ-1. C 2011 года он поставлялся на экспорт в ОАЭ, Саудовскую Аравию, Пакистан, Казахстан и Египет. Налет этих БЛА составляет 10000 часов, а аппараты с саудовскими опознавательными знаками были замечены в Йемене.

bmpd.livejournal.com

Все, что вы хотели знать о БПЛА "Орион"

Презентация БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017 / Фото: samoletchik.livejournal.com

Как пишут Piotr Butowski и Antony Angrand в статье «L’Orion releve», опубликованной журналом «Air&Cosmos», Россия отныне обладает своим аналогом американского беспилотного летательного аппарата General Atomics Predator, который получил наименование «Орион». Но российская компания «Кронштадт» - разработчик БПЛА «Орион» - не собирается останавливаться на достигнутом и уже планирует создать новые БПЛА, с улучшенными характеристиками.

Этим летом, сначала на авиасалоне МАКС-2017, а затем на форуме Минобороны России в 2017 году Группа «Кронштадт» представила свой давно ожидаемый БПЛА «Орион», разработанный по заданию Министерства обороны России в рамках ОКР «Иноходец». Было представлено два «Ориона». В отдельном шале на авиасалоне МАКС-2017 в первый день выставки был представлен военный вариант БПЛА с целевой нагрузкой и вооружением, и его осмотрел президент Владимир Путин. Другой вариант – в экспортном облике «Орион-Э» демонстрировался всем желающим и без вооружения.

Тендер на разработку БАК СД (Беспилотный авиационный комплекс средней дальности) или «Иноходец» был объявлен 14 октября 2011 года. Он был выигран компанией «Транзас» (которая затем прошла реорганизацию и получила наименование «Кронштадт») из Санкт-Петербурга, которая предложила проект «Орион» (или «изделие 90»). С конкурирующими предложениями выступили компании «Туполев» и «Вега».

«Орион» является российским аналогом БПЛА MQ-1 Reaper и имеет схожий облик с американским аппаратом. Так, у него имеется V-образное хвостовое оперение, на нем установлен простой двигатель Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.), оснащенный турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией «Аэросила». Для серийного производства компанией «Агат» во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120. «Орион» имеет убирающееся шасси с носовой стойкой шасси, а также задним убираемым костылем для защиты винта.

Презентация БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017 / Фото: samoletchik.livejournal.com

Разработчик «Ориона» Николай Долженков заявил, что когда начались работы по БПЛА, «не было никого оборудования или системы, которую можно было бы использовать на нашем БПЛА», причем как на самом аппарате, так и на земле. В результате 100% деталей и оборудования являются новыми и несмотря на риски компании удалось разработать несколько ключевых технологий, которые нельзя было приобрести за границей. Были разработаны технологии, которые не существовали в России еще пять лет назад. Среди них Долженков отметил концепцию и методы производства деталей конструкции из композитных материалов, способных выдерживать небольшую нагрузку. Кроме того, компании удалось освоить технологию серийного производства фюзеляжей из композитов благодаря методу вакуумной инфузии. Это не только обшивка «Ориона», но также и несущие конструкции, которые изготавливаются из композитов. Другим новым решением, о котором упомянул Долженков, стала электрическая антиобледенительная система для углепластиковых элементов, которые не могут нагреваться. В результате география применения БПЛА расширилась, включая регионы с холодным климатом. Результаты летных испытаний показали, что компания разработала аппарат, способный конкурировать не только с имеющимися БПЛА, но также и с перспективными системами.

Тактико-технические характеристики БЛА "Орион-Э"
Размах крыла, метров 16
Длина, метров 8
Взлетная масса, кг 1000
Масса стандартной полезной нагрузки, кг 60
Максимальная масса полезной нагрузки, кг 200
Скорость, км/ч 120-200
Потолок, метров 7500
Продолжительность полета, часов 24
Дальность работы, км 250
Дальность работы при использовании БЛА-ретранслятора, км 300
БРЭО

У «Ориона» имеется два отсека для полезной нагрузки – маленький отсек расположен в носовой части, а второй, более объемный, в центральной части фюзеляжа. В переднем отсеке расположена обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система (МОЭС), разработанная московской компанией НПК СПП на платформе Argos, поставляемой южноафриканским филиалом концерна Airbus компанией DS Optronics. Система МОЭС имеет диаметр 410 мм и массу 56 кг. Она состоит из двух тепловизионных камер с переменным угловым полем, телевизионная камеры широкоугольной и лазерного дальномера/целеуказателя. МОЭС может обнаруживать и сопровождать в автоматическом режиме цели для управляемого оружия. В центральном отсеке может размещаться платформа с цифровыми камерами или обзорная РЛС, которая закрывается крупным обтекателем из радиопрозрачного материала. РЛС для «Ориона» выпускается московским предприятием «Фазотрон-НИИР». Другой вариант, предназначенный для сбора информации о вражеских системах ПВО, оснащается радиоэлектронным и электромагнитным оборудованием.

Кадр из презентации БЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017 / Фото: samoletchik.livejournal.com

Вооружение

Представители «Кронштадта» отказались отвечать на вопросы, касающиеся вооруженных вариантов «Ориона», за исключением общего комментария о том, что такой вариант может быть разработан.

Однако в ходе форума Минобороны России, проходившем в августе 2017 года, компания ОКБ "Авиаавтоматика" из Курска впервые продемонстрировала три образца управляемых бомб – одна калибра 25 кг и две по 50 кг, специально разработанных для БЛА. Представитель компании заявил, что бомба массой 25 кг сбрасывалась с «Ориона».

Все три образца бомб имеют прямоугольную форму корпуса с закругленной носовой и хвостовой частями, но разной длины. К ним крепятся крылья и стабилизаторы различной формы, а также системы наведения. Самая маленькая из них массой 25 кг имеет крестообразные крылья и оперение, а также инерциальную систему наведения, комбинированную с наведением по GPS. 50-кг бомбы имеют два варианта – один с крыльями и стабилизаторами крестообразной формы и инерциальной системой наведения, плюс GPS, и второй с складывающимися крыльями большего размаха, расположенных сверху бомбы, а также лазерной и ТВ-системами наведения. Эти бомбы были представлены вместе с тактическим БЛА «Юпитер-3» массой 150 кг.

Проект управляемых ракет для БПЛА является частной инициативой ОКБ "Авиаавтоматика", и не финансируется Министерством обороны России. Корпорация КТРВ также судя по всему разрабатывает вооружение для БЛА, но результаты этих работ еще не представлены.

Испытания

Компания «Кронштадт» доработала испытательную базу, находящуюся на старом аэродроме Протасово в 180 км от Москвы. Там были испытаны первые «Орионы». Первый полет с этого аэродрома «Орион» совершил 15 октября 2016 года. Несколько ранее, летом 2016 года, в Жуковском была осуществлена серия пробежек и пролетов над взлетной полосой в течение короткого времени. В мае 2017 года «Орион» достиг высоты полета 5700 метров.

Опытный образец беспилотного летательного аппарата "Орион" во время испытаний на аэродроме Протасово (Рязанская область) / Фото: rzn.info

Сотрудники компании отказались уточнить число построенных «Орионов», но при этом отметили, что «один или два аппарата были собраны». Весьма вероятно, что была создана комплектная система с наземным оборудованием и четырьмя-шестью «Орионами». Может даже быть так, что «Орион» мог быт отправлен в Сирию, в рамках проведения испытаний в реальных боевых условиях.

Кадр из презентации БПЛА "Орион-Э" компании «Кронштадт» на авиасалоне МАКС-2017 / Фото: samoletchik.livejournal.com

Презентуя «Орион» в ходе авиасалона МАКС-2017 генеральный директор «Кронштадта» Армен Исаакян заявил, что система готова к производству. Он также отметил, что «Кронштадт» подписал соглашение АО «Рособоронэкспорт» относительно продвижения «Ориона» на экспорт. По его словам, компания надеется занять существенную нишу на рынке тяжелых БЛА. Регионы, в которых планируют продажи БЛА, являются традиционными покупателями российских вооружений: Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и Северная Африка.

После «Ориона»

А. Исаакян заявил, что работа по «Ориону» стартовала в 2011 году и на настоящий день является «стратегическим направлением» развития компании. Компания сконцентрировалась на непилотируемых системах, и планирует дальнейшие инвестиции в их развитие. В 2016 году «Кронштадт» стала частью АФК «Система», это дало сильный толчок для развития дополнительных компетенций. Новые владельцы вложили значительные средства, что позволило значительно ускорить работы по перспективным проектам.

Характеристики перспективных БПЛА

«Орион-2» «Фрегат»
Размах крыла, метров 36 19
Взлетная масса, кг 5000 7000
Масса полезной нагрузки, кг 1000 1000
Скорость, км/ч 350 600
Потолок, метров 12000 8000
Продолжительность полета, часов Более 24 10
Дальность полета, км Более 5000 5000

Опыт, полученный при разработке «Ориона» и те технологии, которые были освоены для его производства, позволят создавать более крупные БПЛА с увеличенной автономностью. Главная задача компании – стать первой в нише производства больших БПЛА. В ближайшие три года будет разработан БПЛА «Орион-2» с взлетной массой 5 тонн. Через 10 лет запланирована разработка БПЛА «Фрегат» с вертикальным взлетом. Это решение как предполагается даст «Фрегату» уникальные характеристики, но при этом является серьезным технологическим вызовом, так как запланирована создание конвертоплана.

Но Министерство обороны России уже заказало БПЛА «Альтаир» в классе 5 тонн другой компании – ОКБ Симонова из Казани. «Альтаир» с июля 2016 года проходит испытания, в ходе которых были выявлены определенные сложности. Разрабатывая «Орион-2» компания «Кронштадт» бросает вызов «Альтаиру».

Конкурент из Китая

Китайская компания AVIC привезла свой БПЛА Wing Loon I на МАКС-2017. Это случилось впервые, и это БПЛА того же класса, что и «Орион». Очевидно, что Россия не является важным клиентом для китайцев, так как другие страны из данного региона уже выразили интерес к нему. Два были поставлены в Казахстан в марте 2016 года. В Жуковском БПЛА Wing Loon I был представлен с противотанковыми ракетами с лазерным наведением ВА-7, которые являются модификацией китайских ПТУР KD-10. Wing Loon I совершил первый полет в 2007 году и принят на вооружение НОАК как GJ-1. C 2011 года он поставлялся на экспорт в ОАЭ, Саудовскую Аравию, Пакистан, Казахстан и Египет. Налет этих БПЛА составляет 10000 часов, а аппараты с саудовскими опознавательными знаками были замечены в Йемене.

 МОСКВА, издание bmpd.livejournal.com12

Оригинал

www.arms-expo.ru

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» | Армейский вестник

Беспилотный авиационный комплекс «Орион»

На вооружении российской армии пока отсутствуют средние и тяжелые беспилотные летательные аппараты отечественной разработки. Все имеющиеся системы этого класса были разработаны зарубежными компаниями. Тем не менее, негативная ситуация в этой области постепенно исправляется. В нашей стране уже был создан перспективный БПЛА среднего класса, способный решать широкий круг задач. Первый отечественный проект подобного рода, сумевший дойти до стадии летных испытаний, носит название «Орион».

Проект БПЛА «Орион» является одной из самых интересных отечественных разработок последних лет. Помимо принадлежности к новому для российской оборонной промышленности классу интерес к проекту стимулировала общая атмосфера секретности. Разработчики и заказчики перспективного комплекса время от времени рассказывали о новейшей отечественной разработке, но большая часть сведений достаточно долго не подлежала разглашению. Как следствие, специалистам и любителям техники приходилось довольствоваться лишь различными оценками и предположениями.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» «Орион» в полете.

В ходе недавнего международного аэрокосмического салона МАКС-2017 компания-разработчик «Ориона» провела официальную презентацию, в ходе которой рассказала об основных особенностях перспективного БПЛА, о его предназначении и т.д. Кроме того, был опубликован официальный рекламный ролик. Благодаря официальной презентации все желающие получили новую информацию об интереснейшем отечественном образце.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион»

Разработка БПЛА «Орион» стартовала в 2011 году по заказу министерства обороны. Работы велись в рамках опытно-конструкторской работы с шифром «Иноходец». Исполнителем работ и головным разработчиком беспилотника была назначена компания «Транзас» (г. Санкт-Петербург). К настоящему времени организация-разработчик сменила название и теперь называется «Группа «Кронштадт». Несмотря на подобные процессы организационного характера, проектирование было выполнено в установленные сроки, а позже на испытания был выведен опытный образец перспективного летательного аппарата.

Целью ОКР «Иноходец» было создание нового БПЛА, имеющего средние размеры и взлетную массу. Аппарат должен был иметь большую продолжительность полета и грузоподъемность, достаточную для транспортировки разведывательного оборудования. Готовый комплекс предполагалось использовать для визуальной, радиолокационной или радиотехнической разведки определенных районов. При этом следовало обеспечить возможность длительного патрулирования в заданном районе.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» Макет БПЛА «Орион», ранее демонстрировавшийся на выставках.

На разработку беспилотника, получившего название «Орион», ушло несколько лет. В 2015 году был построен первый опытный образец, предназначавшийся для использования в летных испытаниях. В дальнейшем специалисты компании «Кронштадт» и министерства обороны провели необходимые проверки. По имеющимся данным, испытания опытного «Ориона» продолжаются до сих пор. Интересно, что до определенного времени авторы проекта не стремились раскрывать информацию о перспективном БПЛА. Из-за этого подробные сведения о проекте появились лишь несколько недель назад.

Более того, точный облик беспилотника стал известен лишь в конце весны. Тогда в социальных сетях появились фотографии с рязанского аэродрома Протасово, на которых был запечатлен летательный аппарат с маркировкой «Орион 01» на борту. Необходимо отметить, что реальный внешний вид новой отечественной машины заметно отличался от предполагавшегося ранее. В частности, БПЛА был построен по нормальной аэродинамической схеме, тогда как ранее упоминалась возможность использования двухбалочной архитектуры.

Следует напомнить, что с 2013 года компания «Транзас» показывала макет перспективного аппарата и рекламные видео по этому проекту. На тот момент предлагалось строительство летательного аппарата двухбалочной схемы с характерным Л-образным хвостовым оперением. Такая машина могла бы нести различное оптико-электронное или иное разведывательное оборудование. Как стало ясно в конце весны текущего года, с тех пор авторы проекта успели заметным образом пересмотреть основные концепции, результатом чего стало значительное изменение технического облика БПЛА. Поданный на испытания и показанный на МАКС-2017 аппарат не имеет заметного сходства с демонстрировавшимися ранее моделями.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» «Орион» на аэродроме в г. Рязань, май 2017 г.

Недавняя презентация с официальной публикацией всей основной информации позволила составить достаточно подробную картину и понять преимущества и недостатки перспективного «Ориона». Рассмотрим доступную информацию об интереснейшей отечественной разработке.

По официальным данным, перспективный беспилотный авиационный комплекс разведки и наблюдения «Орион» включает в себя ряд основных устройств. Прежде всего, это беспилотные летательные аппараты среднего класса, выступающие в качестве носителя того или иного разведывательного оборудования. Кроме того, комплекс включает модуль управления взлетом и посадкой, операторский модуль, радиомодуль, а также набор аппаратуры для наземного обслуживания техники.

По очевидным причинам, наибольший интерес в новом комплексе «Орион» представляет одноименный беспилотный летательный аппарат. К этому БПЛА предъявлялись особые требования. В частности, «Орион» должен был стать первым отечественным аппаратом класса MALE (Medium Altitude, Long Endurance – «Средняя высота, большая продолжительность»). Подобные характеристики позволяют получить ряд важнейших возможностей, повышающих потенциал техники в контексте решения разведывательных задач.

Проектом предлагается строительство летательного аппарата средних размеров нормальной аэродинамической компоновки с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. Детали планера изготавливаются из композиционных материалов на основе углеродного волокна, что сокращает массу конструкции при достаточных показателях прочности. Основная часть тех или иных агрегатов устанавливается внутри фюзеляжа. Некоторые приборы, однако, частично располагаются за пределами планера, из-за чего нуждаются в дополнительных съемных обтекателях.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» Носовая часть беспилотника.

Перспективный БПЛА имеет фюзеляж большого удлинения, имеющий несимметричное поперечное сечение. Борта и верхняя поверхность выполнены в виде единой поверхности, а днище имеет выгнутую форму. Как видно на имеющихся материалах, носовой обтекатель фюзеляжа выполнен радиопрозрачным и, вероятно, допускает установку определенного радиоэлектронного оборудования. В центральной части фюзеляжа находятся узлы крепления крыла. На бортах хвоста предусматривается установка двух наклонных плоскостей оперения. Между этими плоскостями и на днище располагается пара прямоугольных кожухов, необходимых для охлаждения двигателя.

Значительная часть внутренних объемов фюзеляжа отдается под установку разнообразной электронной аппаратуры. На днище носовой части имеются крепления для установки необходимого оборудования, позади которых располагается ниша передней стойки шасси. В центре фюзеляжа, перед крылом, имеется еще один объем для целевого оборудования. Позади крыла на нижней части фюзеляжа имеется пара продольных ниш для основных стоек шасси. В хвостовой части машины располагается поршневой двигатель.

Создание требуемой подъемной силы возлагается на среднерасположенное прямое крыло большого удлинения с незначительным сужением. В центральной части каждой плоскости имеется пилон с обтекателем для размещения некоторых приборов. Крыло имеет развитую механизацию. В корневой его части имеются закрылки большого размаха. Вблизи законцовок располагаются элероны. БПЛА «Орион» получил V-образное хвостовое оперение, состоящее из двух прямоугольных элементов. Задняя их кромка отдается под рули, пригодные для управления по тангажу и рысканью.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» Днище машины, вид на хвост.

Важной особенностью беспилотника является архитектура средств управления. Контроль за работой всех основных устройств осуществляется только при помощи электрических систем. Все рули, средства уборки шасси и т.д. оснащаются электрическими приводами. Кроме того, планер оснащается электрической противообледенительной системой.

По известным данным, аппарат комплектуется бензиновым поршневым двигателем. Модель и параметры силовой установки неизвестны, но есть основания предполагать использование двигателя с воздушным охлаждением. Двигатель соединяется с двухлопастным толкающим винтом.

Взлет и посадка должны осуществляться при помощи трехточечного шасси с носовой стойкой и колесами малого диаметра. Стойки имеют подвеску с амортизаторами и после взлета убираются в фюзеляж поворотом назад.

«Орион» может нести специальное оборудование различного назначения. Так, основным средством наблюдения является многофункциональная оптико-электронная система, подвешиваемая под носовую часть фюзеляжа. Несколько оптических приборов размещаются в сферическом обтекателе, монтируемом на П-образной опоре. Обеспечивается возможность наведения в разных направлениях и наблюдения в любое время суток. Такое оборудование может использоваться для ведения разведки и наблюдения, как самостоятельно, так и в сочетании с другой аппаратурой.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» Винтомоторная группа.

Центральное посадочное место фюзеляжа может использоваться для установки аэрофотоаппарата или иной аппаратуры. Также рядом с центром тяжести машины может подвешиваться компактная радиолокационная станция или аппаратура радиотехнической разведки. РЛС может использоваться вместе с оптико-электронной системой, тогда как средства радиотехнической разведки нуждаются в монтаже дополнительной аппаратуры в носу фюзеляжа. Крупные и выступающие подвесные агрегаты должны прикрываться обтекателями.

Согласно опубликованным данным, БПЛА нового типа может нести только разведывательное оборудование различных типов. Возможность несения и применения какого-либо вооружения не оглашалась. По данным разработчика, общий вес полезной нагрузки составляет 200 кг. Ее состав определяется в соответствии с целями вылета.

Взлетная масса «Ориона» составляет примерно 1200 кг, из которых 200 кг приходится на полезную нагрузку в виде целевого оборудования. Аппарат способен автоматически взлетать и садиться. По командам с операторского пульта машина должна выходить в заданный район. Возможна работа беспилотника на удалении до 250 км от наземной аппаратуры управления. Летные характеристики и экономичный двигатель позволили получить продолжительность полета на уровне 24 часов. Высота полета – до 7500 м.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» Демонстрация конструкции планера, изготовленной из композитов.

Все управление беспилотными летательными аппаратами осуществляется наземным комплексом средств, в составе которого имеется несколько модулей различного назначения. Все модули строятся на основе унифицированных корпусов-контейнеров, однако имеют различный набор оборудования. Как следует из опубликованных данных, один модуль предназначается для размещения операторов и их пультов, второй вмещает радиотехнические средства, а третий предназначается для приборов автоматического взлета и посадки.

Управление БПЛА выполняется оператором, в распоряжении которого имеется пульт с набором соответствующего оборудования. Каждое рабочее место оператора оснащается парой широкоформатных жидкокристаллических мониторов и органами управления. В зависимости от имеющихся целей, оператор может готовить программу полета, непосредственно управлять беспилотником, принимать данные с него, обрабатывать собранную информацию и т.д. При этом аппаратура комплекса разведки «Орион» обеспечивает как прямое управление летательными аппаратами, так и автоматический полет по заранее созданной программе. В одном контейнере-модуле помещается четыре рабочих места операторов.

Предложенный облик беспилотного авиационного комплекса дает сравнительную простоту эксплуатации в сочетании с высокой мобильностью. Модули контейнерного исполнения, вмещающие разнообразную аппаратуру и беспилотники, могут достаточно быстро и просто перевозиться в заданный район любым подходящим транспортом. Развертывание комплекса «Орион» на позиции так же не должно быть связано с заметными затруднениями.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион» Операторские пульты в модуле-контейнере.

Перспективный отечественный средний БПЛА «Орион» относится к классу MALE, что в определенной мере раскрывает его возможности и предназначение. Аппарат способен оставаться в воздухе в течение суток, что позволяет использовать его для длительного патрулирования заданных районов, наблюдения за различными объектами и т.д. Сменная полезная нагрузка, в состав которой может входить разнообразная оптико-электронная или радиоэлектронная аппаратура, может использоваться для наблюдения, картографирования и т.д. По результатам вылета беспилотника оператор, используя штатное оснащение и программное обеспечение своего рабочего места, может составить подробный отчет, в том числе включающий трехмерные карты местности и информацию о расположении тех или иных объектов.

На данный момент есть все основания полагать, что новейший отечественный проект «Орион» завершается успешным решением всех поставленных задач. Благодаря этому новая техника, завершив испытания и хорошо показав себя, сможет поступить на вооружение и пойти в серию. Соответствующие приказы и распоряжения могут появиться в течение нескольких следующих лет. Когда именно появится заказ, пока, по очевидным причинам, не уточняется. По разным оценкам, готовый комплекс будет представлен военному ведомству в следующем 2018 году.

Следует отметить, что в контексте проекта «Орион» уже ходят примечательные слухи. Согласно этим сведениям, по определению не имеющим подтверждения, контракт на серийное производство новых БПЛА может появиться в к концу текущего десятилетия. Армия может заказать несколько десятков беспилотных авиационных комплексов, вместе с которыми будет использоваться до сотни летательных аппаратов. Специально для эксплуатации подобной техники могут быть сформированы новые подразделения.

Беспилотный авиационный комплекс «Орион»«Орион» идет на взлет.

По имеющимся данным, в настоящее время беспилотный авиационный комплекс «Орион» с одноименным БПЛА проходит различные испытания, в том числе подразумевающие выполнение тестовых полетов. Известно, что испытания стартовали не позднее прошлого года, и потому к настоящему времени группа «Кронштадт» могла получить определенные положительные результаты, а также провести необходимую доводку существующего проекта. В свете известных данных и подобных предположений возможность завершения работ в следующем году выглядит вполне возможной.

Успешное завершение опытно-конструкторской работы «Иноходец» с получением полноценного пригодного к эксплуатации комплекса разведки и наблюдения даст самые положительные результаты для отечественных вооруженных сил. Армия получит современный многофункциональный комплекс, способный осуществлять разведку и собирать информацию о заданных районах, в том числе на значительном удалении от мест развертывания. Высокая продолжительность полета, в свою очередь, позволит решать подобные задачи с большей эффективностью.

Кроме того, проект «Орион» имеет большое значение в контексте развития отечественного авиастроения. До недавнего времени российские предприятия предлагали новые проекты БПЛА среднего и тяжелого класса, но большая часть подобных разработок не дошла даже до первого пробного полета. Беспилотник «Орион» на данный момент является самым успешным представителем своего класса. Этот проект был доведен до строительства и испытаний опытной техники, а теперь приближается к возможному принятию на вооружение.

Ожидаемое официальное начало эксплуатации подобной техники и запуск серийного производства покажут, что российская оборонная промышленность действительно смогла освоить новое для себя направление и представить армии требуемые комплексы. В средней перспективе успешное завершение проекта «Орион» позволит начать замену импортной техники отечественными образцами. Еще одно важное направление можно будет развивать без чужой помощи.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Группа "Кронштадт" представила на МАКС-2017 беспилотный летательный аппарат "Орион-Э"

Сегодня на МАКС Кронштадт представил свой беспилотник Орион с литерой Э. Премьера долгожданная, ибо необходимость иметь аппарат класса MALE собственной разработки давно назрела. Итак.... БЛА средневысотный большой продолжительности полета

На сегодня это единственный БЛА российской разработки нормального размера. все остальное либо мелкое, либо не наше, ну или не летает пока.

Презентация

в состав комплекса входят сами летательные аппараты, система автоматического взлета и посадки, наземный пункт управления и обработки, аэродромное технологическое оборудование. на стенде был наземный пункт управления

Орион-Э предназначен для патрулирования, разведки и доразведки объектов с обеспечением целеуказания и корректировки, оценку результатов нанесения ударов , топографическую разведку. Предусмотрено несколько вариантов оснащения для этих целей.

После презентации Ген директор и Ген конструктор ответили на вопросы журналистов. Ударный вариант может быть, если на то будет заказ. Есть планы по модификациям этого БЛА и разработка в большем размере, примерно 5 тонн. На сегодня идут испытания, БЛА летает уже давно, тк были фотографии в зале где Орион взлетал на заснеженном аэродроме. Но точную дату первого полета не сказали :(

Вот в дополнение скрины с видео, которое раздали

и некоторые схемы

состав комплекса

Характеристики

варианты нагрузки

Со стороны bmpd напомним, что работы по созданию БЛА "Орион" в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) "Иноходец" ведет входящая в состав АФК "Система" компания "Кронштадт" (до 2015 года именовалась "Транзас"). Создаваемый БЛА относится к классу средневысотных аппаратов большой продолжительности полета. Предполагается, что максимальная продолжительность полета составит не менее 24 часов, а потолок – порядка 8000 метров.

В октябре 2011 года Министерство обороны России заключило с компанией "Транзас" контракт на проведение опытно-конструкторской работы "Иноходец" на создание разведывательного БЛА массой около 1 тонны. В 2015 году на МАКС-2015 бывший президент группы компаний "Транзас" Николай Лебедев сообщил, что фактическая взлетная масса БЛА "Орион" составляет 1200 килограмм, масса полезной нагрузки - 300 килограмм.

По известным данным, летные испытания первого прототипа БЛА "Орион" были начаты весной 2016 года. Известно, что летом и осенью 2016 года прототип аппарата испытывался на аэродроме Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в Жуковском.

bmpd.livejournal.com

БЛА «Орион-Э» представлен на МАКС-2017 » Военное обозрение

Извините Пан Профессор за молчание. Поехали.

Цитата: профессор

Какие проблемы? Сделайте тогда достойный дрон, а не копируйте иранские копии.

Как вы мне сказали про матчасть? Учите батенька, учите, она золотого стоит. Законы аэродинамике вам знакомы? Думаю это поправимо в вашем случае. Как быть с этим случаем? дрон Searcher II не уж то у немцев слизали а? ФВ-189 "РАМА")))))

Цитата: профессор

Учите матчасть. Прорыв в создании израильских дронов произошел во времена железного занавеса

Опять же вы не правы, или читаете не внимательно, я не утверждал факт, а задал вам вопрос, так как я не знаком с этой темой (Рождение БПЛА Израиля) Ну и для вас погуглил, так в кратце подкину, для всеобщего знания.

Начало было положено в 1970г., когда Израиль тайно закупил в США 12 примитивных дронов Firebees. После модификации эти беспилотники под названием "Мабат" и "Шед-мит" составили основу первой эскадрильи беспилотных машин.

Как в Китае ей богу, как так то Пан Профессор? [quoteВпрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.

Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.][/quote]

Цитата: профессор

Создайте дрон и поговорим про реактивный двигатель.

Дык уже создан, раз показали, его значит уже нет секрета, а что там в закромах творится, одному богу известно. это как про суслика, Ну и что там про ТРД Израиля? Не уж то вы Олег на коленке склепали? )))))) laughingtongue

topwar.ru