ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

10.7.4 Сборка двигателя. Бмв сборка двигателя


BMW | Сборка двигателя | БМВ

1. Установить в отверстие в задней части коленчатого вала (приспособление 21.044) подшипник вала сцепления.
2. Вставить в гнезда в блоке цилиндров сухие полувкладыши коренных подшипников.
3. Смазать рабочие поверхности полувкладышей маслом и установить на них коленчатый вал.
4. Установить вместе со смазанными маслом полувкладышами крышки коренных подшипников (см.рис. Кривошипно-шатуннай механизм – стрелки на крышках коренных подшипников должны быть направлены в сторону шкива на коленчатом валу).
5. Затянуть болты крышек коренных подшипников соответствующим моментом и измерить осевой люфт коленчатого вала.
6. Установить при помощи приспособления 21.011 А новое заднее уплотнительное кольцо коленчатого вала.
7. Покрыть канавку крышки заднего уплотнителя коленчатого вала герметизирующей пастой (№ А 70 SX-19554-BA) и установить две половинки прокладки при помощи отвертки с затупленным лезвием; красное обозначение прокладки должно быть направлено к крышке подшипника.
8. Установить переднюю крышку блока цилиндров вместе с новой прокладкой.
9. Установить новое переднее уплотнительное кольцо (приспособление 21.009 А).
10. Присоединить к блоку цилиндров промежуточный вал и его упорный подшипник; установить крышку с новым уплотнительным кольцом.
11.Установить на коленчатый вал маховик, затягивая болты (резьбу смазать маслом) крепления маховика соответствующим моментом.
12. При помощи приспособления 21.044 отцентрировать диск сцепления на маховике и установить ведущую часть сцепления.
13. Смазать маслом цилиндры и поршни с установленными соответствующим образом поршневыми кольцами.
14. Установить узлы поршень – шатун в цилиндрах, сжимая поршневые кольца специальным приспособлением. Стрелки на поршнях направить в сторону системы газораспределения (см. рис. Система газораспределения).
15. Установить шатунные вкладыши и крышки шатунов, затягивая болты соответствующим моментом. Проверить осевой люфт шатунов на шатунных шейках.
16. Установить приводной вал масляного насоса и привинтить масляный насос вместе с трубопроводами подачи масла.
Предупреждение

В случае установки нового насоса следует наполнить его маслом и повернуть несколько раз рукой его приводной вал.

17. Установить новые прокладки (смазанные герметизирующей пастой) в канавки крышек коренных подшипников коленчатого вала (задней и передней), вставить новые прокладки масляного поддона и вдавить их в канавки.
18. Установить масляный поддон и затянуть его болты в три этапа, начиная с болта (А), в направлении болта (В), а затем от болта (В) к болту (А).
19. Установить толкатель привода топливного насоса и топливный насос с прокладкой.
20. Установить отстойник масла (зафиксировать его клеем Loctite).
21. Установить насос охлаждающей жидкости.
22. Установить масляный фильтр вместе с прокладкой. Корпус масляного фильтра следует затянуть рукой до касания, а затем еще на 3/4 оборота.
23. Завинтить датчик давления масла.
24. Установить шкив на коленчатый вал (усиленной стороной в направлении маховика).
25. Ввинтить в блок цилиндров на месте болтов №7 и 9 (см. рис. Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров), штифты, центрирующие головку блока цилиндров (см. подраздел 4.1.5.4). Установить прокладку головки блока цилиндров надписью направленной вверх.
26. Установить в 1-ом цилиндре поршень в верхней мертвой точке (ВМТ) и шкив распредвала так, чтобы получить совмещение установочных знаков (см. рис. Установочные знаки системы газораспределения).
27. Установить головку блока цилиндров, вставить (кроме болтов №7 и 9 – см. рис. Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров) и слегка затянуть болты головки, извлечь болтовые центрирующие штифты и на их место ввинтить оставшиеся два болта. Затянуть соответственно болты крепления головки блока цилиндров (см. подраздел 4.2.1.5).
28. Установить на коленчатый вал шкив (вогнутой стороной наружу), зубчатый ремень и его кожух (см. подраздел 4.1.5.4).
29. Установить эластичные трубопроводы системы охлаждения и отрегулировать натяжение зубчатого ремня.
Предупреждение

С этого момента коленчатый вал следует вращать только по направлению его вращения во время работы двигателя.

30. Отрегулировать положение генератора, установить насос охлаждающей жидкости и вентилятор.
31. Установить шкив генератора и натянуть клиновой ремень так, чтобы его прогиб составлял 10 мм (A) (1 – болт натяжного устройства).
32. Проверить, установлен ли поршень 1-го цилиндра в положении ВМТ, и установить распределитель зажигания.
33. Подсоединить вакуумный трубопровод к системе зажигания.
34. Проверить и в случае необходимости отрегулировать зазор клапанов.
35. Установить крышку головки блока цилиндров, обращая внимание на правильное расположение ее прокладки.
36. Затянуть болты крепления крышки головки блока цилиндров в соответствующей последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов крышки головки блока цилиндров).
37. Завинтить в головку блока цилиндров свечи зажигания и подсоединить провода высокого напряжения.
38. Вставить новую прокладку и завинтить в масляном поддоне сливную пробку.
39. Подсоединить эластичный трубопровод вентиляции картера двигателя.
40. Вставить указатель уровня масла в отверстие его направляющей в блоке цилиндров двигателя.

automn.ru

BMW | Разборка и сборка двигателя

3.2.1 Разборка и сборка двигателя

Перед разборкой двигатель необходимо тщательно очистить от загрязнений, установить на стенд, а если стенда нет – на соответствующую подставку, при этом двигатель должен стоять устойчиво. Для разборки использовать соответствующий инструмент (гаечные ключи, съемники и т.д.). При сборке двигателя детали, которые не ремонтировали, нужно устанавливать на свои места там, гд...

3.2.2 Снятие распределительного вала и толкателей клапанов

Головка блока цилиндров, распределительный вал и клапаны 1 – выпускной клапан; 2 – впускной клапан; 3 – прокладка; 4 – пружина клапана внутренняя; 5 – пружина клапана наружная; 6 – тарелка пружин клапана; 7 – толкатель клапана; 8 – шайба регулировочная; ...

3.2.3 Осмотр распределительного вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Тщательно промыть все детали в бензине или солярке, протереть и просушить. 2. Осмотреть кулачки и шейки распределительного вала. Если на кулачках и шейках есть выработки, задиры, глубокие царапины, трещины и т.д., распределительный в...

3.2.5 Установка распределительного вала и толкателей клапанов

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смазать кулачки и шейки распределительного вала и толкатели моторным маслом. 2. Установить в толкатели 7 регулировочные шайбы 8 надписью вниз, если их вынимали (см. рис. Головка блока цилиндров, распределительный вал и клапаны). ...

3.2.6 Снятие и установка клапанов (разборка головки блока)

Считая от привода распределительного вала, клапаны № 1, 3, 6, 8 – выпускные, а клапаны № 2, 4, 5, 7 – впускные. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. С помощью специального приспособления сжать пружины клапана и снять сухари 15 (см. рис. Головка блока цилиндров, распределительный вал и клапаны) со стержн...

3.2.8 Зазоры между кулачками распредвала и толкателями клапанов

Зазоры между кулачками распределительного вала и толкателями клапанов (двигатели моделей DR и DS выпуска до сентября 1985 г.) регулируют с помощью регулировочных шайб, которые изготавливают толщиной от 3,0 до 4,25 мм с шагом 0,05 мм. Толщина написана на одной из сторон шайбы. Зазоры на холодном двигателе (при температуре охлаждающей жидкости (20±50)° С должны бы...

3.2.9 Привод распределительного вала

Детали привода распределительного вала 1 – шкив водяного насоса; 2 – болт крепления шкива водяного насоса; 3 – болт крепления шкива коленчатого вала; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – ремень; 6 – заглушки; 7 – крышка привода распределительного вала нижняя; 8 ...

3.2.10 Снятие и установка промежуточного вала

Коленчатый вал и блок цилиндров 1 – верхнее упорное полукольцо; 2 – сальник промежуточного вала; 3 – фланец сальника; 4 – промежуточный вал; 5 – сальник коленчатого вала; 6 – держатель сальника; 7 – прокладка; 8 – нижний вкладыш коренного подшипн...

3.2.11 Снятие и установка маховика

На автомобилях с автоматической коробкой передач вместо маховика установлен приводной диск. Порядок снятия маховика и приводного диска одинаковый. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Равномерно вывернуть болты крепления маховика на 1–2 оборота. 2. Вывернуть болты и снять маховик с коле...

3.2.12 Замена сальников коленчатого вала

Передний сальник ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять ремень привода распределительного вала и зубчатое колесо коленчатого вала (см. пп. 1–10 подраздела 3.1.2.9). 2. Вывернуть болты крепления держателя 6 сальника (см. рис. Коленчатый вал и блок цили...

3.2.13 Снятие и установка масляного картера

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Слить масло из картера двигателя. 2. Снять поддон, закрывающий коробку передач. 3. Установить домкрат под балку передней подвески. 4. Отвернуть передние болты крепления балки передней...

3.2.15 Разборка шатунно-поршневой группы

Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы 1 – коленчатый вал; 2 – вкладыш шатунного подшипника; 3 – шатунный болт; 4 – палец; 5 – маслосъемное кольцо; 6 – компрессионное кольцо; 7 – поршень; 8 – стопорное кольцо; 9 – втулка головки ...

3.2.17 Сборка шатунно-поршневой группы

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Нагреть поршень 7 (см. рис. Коленчатый вал и детали шатунно-поршневой группы), опустив его на 2–3 мин в воду, нагретую до температуры 50–80° С. 2. В горячий поршень 7 быстро вставить шатун 10 и запрессовать палец 4. Вст...

3.2.18 Снятие, осмотр и установка коленчатого вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять шатунно-поршневую группу (см. подраздел 3.1.2.15). 2. Снять крышки сальников коленчатого вала с сальниками (см. п. 2 подраздела 3.1.2.12) (передний сальник), пп. 1–2 подраздела 3.1.2.12) (задний сальник). ...

3.2.19 Снятие и установка головки блока цилиндров

Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров Двигатель снят с автомобиля ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снять верхнюю крышку 8 (см. рис. Детали привода распределительного вала) привода распределительного вала. ...

automn.ru

BMW | Сборка двигателя | БМВ

138. Установите стопорные кольца подшипников, запрессуйте заглушки, нанеся на них тонкий слой герметика, и передние подшипники уравновешивающих валов в посадочные гнезда блока цилиндров. Запрессуйте подшипники с помощью оправки (Dнар.=50 мм, dвн.=30 мм, L=100 мм), прилагая усилие к наружным кольцам. Подшипники запрессовывайте с внутренней стороны блока цилиндров.

139. Установите уравновешивающие валы.

140. Установите задние подшипники уравновешивающих валов и запрессуйте их с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

141. Установите стопорные кольца задних подшипников уравновешивающих валов с помощью специальных щипцов.

142. Смажьте тонким слоем моторного масла вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и установите их в постели блока цилиндров (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки постелей). Вкладыш средней шейки не имеет продольной канавки.

143. Установите коленчатый вал двигателя в постели блока цилиндров, предварительно смазав шейки вала (коренные и шатунные) тонким слоем моторного масла. Установите упорные полукольца на среднюю шейку коленчатого вала, предварительно смазав их тонким слоем моторного масла (проточками в сторону шеек вала, кольцо с алюминиевым покрытием белого цвета устанавливайте с передней стороны постели коленчатого вала, а металлокерамическое – с другой стороны постели). Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцом постели.

144. Протрите крышки коренных подшипников чистой тряпкой.

145. Смажьте вкладыши тонким слоем моторного масла и установите их в крышки коренных подшипников (фиксирующие усы вкладышей устанавливайте в проточки крышек).

146. Установите крышки коренных подшипников согласно меткам на них (одна метка – первая крышка со стороны переднего конца коленчатого вала, две метки – вторая, три – третья). Метки на крышках должны быть расположены со стороны генератора.

147. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31–84,38 Н/м (6,97–8,61 кгс/м). В первую очередь нужно затягивать болты средней крышки.

148. Проверьте, проворачивается ли коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.

149. Установите упорные пластины задних подшипников уравновешивающих валов и затяните болты их крепления (по два болта на каждой пластине).

150. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шестерне привода уравновешивающих валов совпала с приливом на блоке цилиндров. Установите шпонки в пазы задних концов уравновешивающих валов и шестерни уравновешивающих валов. Широкая метка на шестерне уравновешивающего вала должна совпадать с двойной меткой на шестерне коленчатого вала, а узкая метка шестерни другого уравновешивающего вала – с одинарной меткой шестерни коленчатого вала.

151. Затяните болты крепления шестерен моментом 45,82–56,60 Н/м (4,68–5,78 кгс/м). Для этого зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, вставив металлический стержень в балансировочное отверстие.

152. Обезжирьте привалочную поверхность держателя заднего сальника коленчатого вала и...

153. Запрессуйте сальник в держатель (используя деревянный брусок).

154. Обезжирьте поверхность блока цилиндров бензином, соблюдая меры пожарной безопасности.

155. ...нанесите тонкий слой герметика на эту поверхность.

156. Смажьте рабочую кромку заднего сальника коленчатого вала тонким слоем моторного масла.

157. Установите держатель заднего сальника коленчатого вала на двигатель. Заправьте рабочую кромку сальника деревянной палочкой.

158. Затяните пять болтов и две гайки крепления держателя заднего сальника коленчатого вала.

159. Установите маховик на коленчатый вал штифтами под сцепление наружу, совместив отмеченное отверстие со втулкой на фланце коленчатого вала.

160. Установите пластину болтов маховика, нанесите тонкий слой герметика на болты крепления маховика и...

161. ...удерживая маховик от проворачивания, затяните болты его крепления моментом 70,81–87,47 Н/м (7,22–8,92 кгс/м). Болты затягивайте крест–накрест.

162. Для удобства установки масляного насоса смажьте прокладку насоса тонким слоем консистентной смазки (Литол-24) и установите ее на поверхность блока цилиндров.

163. . Залейте в корпус масляного насоса 10–20 г моторного масла и...

164. ...проверните шестерни масляного насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их. Шестерни должны вращаться легко, без заеданий.

165. Установите масляный насос в сборе на привалочную поверхность блока цилиндров (см. подраздел 10.8.2.), заправьте рабочую кромку переднего сальника деревянной палочкой и...

166. Заверните шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.

167. Установите шпонку в канавку переднего конца коленчатого вала.

168. Установите шкив коленчатого вала и...

169. ...напрессуйте его на вал с помощью оправки из мягкого металла.

170. Протрите зеркала цилиндров чистой тряпкой. Подберите поршни к цилиндрам по диаметру (маркировка группы нанесена на фланце крепления масляного картера блока цилиндров на днище поршня) и массе.

171. Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

172. Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень так, чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки. Обратите внимание, что...

173. ...поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

174. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бобышках поршня.

175. Протрите поршни и шатуны чистой тряпкой. Установите кольца на поршни (см. операции 100–103).

176. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и смажьте их моторным маслом.

177. Проверьте легкость перемещения колец в канавках поршня, вращая кольца. Замки колец расположите под углом 120°.

178. С помощью специальной оправки сожмите поршневые кольца и...

179. ...аккуратно ударяя ручкой молотка по днищу поршня, установите поршни в сборе с шатунами в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена к приводу распределительного вала. При этом оправка должна быть плотно прижата к блоку цилиндров, иначе можно поломать поршневые кольца.

180. Установите крышки шатуна с вкладышами на шатунные болты (при этом номер цилиндра на шатуне и его крышке должен располагаться с одной стороны) и...

181. ...осадите их с помощью ручки молотка.

182. Затяните гайки крышек шатунных подшипников моментом 43,32–53,51 Н/м (4,42– 5,46 кгс/м).

183. Удалите выступающие части прокладки масляного насоса и излишки герметика с привалочной поверхности блока цилиндров под масляный картер.

184. Установите маслоприемник с уплотнительным кольцом (показано стрелкой) и затяните три болта его крепления.

185. Для удобства установки картера смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного картера и установите ее на поверхность блока цилиндров.

   

186. Установите масляный картер и затяните одиннадцать болтов его крепления.

187. Установите головку блока цилиндров (см. подраздел 10.4.1.). Далее сборку двигателя проводите в порядке, обратном разборке. Установите двигатель на подрамник (см. операции 1–40). Отрегулируйте натяжение ремней привода распределительного вала и генератора.

automn.ru

BMW | Сборка двигателя | БМВ

Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, отвертка, монтажная лопатка.

1. Вставьте шатун в поршень, смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на том же приспособлении, на котором палец выпрессовывали, или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.

ПРИМЕЧАНИЕ

Палец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их верхними головками на 15 мин в нагретую до 240 °С электропечь. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить уже нельзя.

Рис. 5.12. Порядок расположения поршневых колец на поршне: 1 – шатун; 2 – поршень; 3 – нижнее кольцо составного маслосъемного кольца; 4 – расширитель маслосъемного кольца; 5 – верхнее кольцо составного маслосъемного кольца; 6 – нижнее компрессионное кольцо; 7 – верхнее компрессионное кольцо; 8 – метка
2. Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию, расположив их, как показано на рис. 5.12.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При установке не разжимайте кольца больше, чем необходимо, чтобы не деформировать или не сломать их.

ПРИМЕЧАНИЯ

Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой вниз (показана стрелкой) во вторую канавку.

Маркировка «Y» на компрессионных кольцах должна быть направлена вверх.

Рис. 5.13. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: 1 – расширителя маслосъемного кольца и верхнего компрессионного кольца; 2 – верхнего кольца составного маслосъемного кольца; 3 – нижнего компрессионного кольца; 4 – нижнего кольца составного маслосъемного кольца
3. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 5.13. Установите кольца на остальные поршни.

ПРИМЕЧАНИЕ

Замки верхнего и нижнего колец составного маслосъемного кольца должны быть расположены на расстоянии 25–30 мм соответственно влево и вправо от замка расширителя.

4. Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников.

ПРИМЕЧАНИЯ

В постель среднего (третьего) коренного подшипника уложите вкладыш увеличенной толщины с опорными буртиками.

Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой на постели.

5. Смажьте вкладыши моторным маслом.

6. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.

7. Уложите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.

ПРИМЕЧАНИЕ

Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников могут различаться по расположению отверстия для подвода масла. Вкладыши устанавливайте так, чтобы эти отверстия совпали с отверстиями каналов для подвода масла в постелях опор коренных подшипников. После установки вкладышей в гнезда их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите, чтобы выступание обоих концов было одинаковым.

8. Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала.

9. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала.

10. Установите крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам, сориентировав по меткам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.

11. Установите болты крышек, равномерно подтяните болты до отказа, не затягивая окончательно, выверните на один оборот, затяните моментом 50 Н·м (5,0 кгс·м) и доверните еще на 40–60°.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Болты крепления крышек коренных подшипников обязательно замените новыми.

12. Проверьте правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов. Вал должен вращаться свободно и плавно.

13. Установите вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.

14. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши.

15. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца.

16. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.

ПРИМЕЧАНИЕ

При установке поршней в цилиндры метка (треугольник) на поршне должна быть обращена к передней части двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы не повредить нижней головкой шатуна шатунную шейку коленчатого вала.

17. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.

18. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.

19. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке.

20. Вверните шатунные болты, не затягивая их окончательно.

21. Затяните шатунные болты до отказа, не затягивая их окончательно; затем отверните их на один оборот, затяните моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м) и доверните еще на 30°, а затем еще на 15°.

22. Проверьте легкость перемещения шатуна вдоль шатунной шейки. При заедании отверните шатунные болты и повторно затяните их номинальным моментом.

23. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть 0,070–0,242 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.

24. Аналогично закрепите крышки остальных шатунов.

25. Проверьте осевой зазор коленчатого вала, он должен быть 0,07–0,1 мм. Увеличенный зазор указывает на износ опорных фланцев коленчатого вала или постели среднего коренного подшипника. В этом случае замените коленчатый вал. Если это не приведет к уменьшению осевого зазора, придется заменить блок цилиндров.

26. Установите задний сальник коленчатого вала (см. «Замена сальников коленчатого вала»).

27. Установите маслоприемник и масляный насос (см. «Снятие и установка масляного насоса»).

28. Установите масляный картер (см. «Замена уплотнения масляного картера»).

29. Установите маховик (см. «Снятие, установка и дефектовка маховика»).

30. Далее двигатель собирайте в порядке, обратном разборке. Установка головки блока цилиндров описана в подразделе «Замена прокладки головки блока цилиндров», водяного насоса — в подразделе «Замена водяного насоса», ремня привода газораспределительного механизма — в подразделе «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма и замена его натяжного ролика».

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций сделать это невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу в следующем порядке.

1. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений.

2. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу.

Не доводите работу двигателя до максимальных режимов.

3. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов.

4. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину.

5. Начав эксплуатацию автомобиля, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.

automn.ru

BMW | Сборка двигателя | БМВ

Сборка двигателя, как и разборка, будет описана в отдельном подразделе. Последовательность действий при сборке обратная относительно разборки. Однако при каждой сборке следует соблюдать следующие рекомендации:

- детали должны быть чистыми;

- всегда смазывайте любые вращающиеся или скользящие детали. Это следует делать перед сборкой (а не после того, как детали уже установлены), тогда масло попадет во все необходимые места. Особенно важно обильно смазать моторным маслом поршни, поршневые кольца и стенки цилиндров перед сборкой;

- тщательно очистите все части блока цилиндров, если была полная разборка двигателя. При частичной разборке следите за тем, чтобы внутрь разобранного двигателя или в его полости не попали инородные тела. Заткните все отверстия чистыми тряпками для того, чтобы избежать этого;

- продуйте масляные каналы сжатым воздухом. Если у вас нет такой возможности, то прочистите масляные каналы и отверстия деревянной палочкой, но ни в коем случае не делайте этого металлическими предметами.

В таблице с данными для регулировки и контроля приведены границы износа большинства подвижных деталей. Если у вас есть сомнения по поводу какой-либо детали или граница износа скоро будет достигнута, то такую деталь лучше заменить, чтобы избежать повторной разборки двигателя.

Далее описывается сборка двигателя после его полной разборки. При этом мы исходим из того, что все детали двигателя были отремонтированы или заменены в соответствии с указаниями, приведенными в следующих разделах. Кроме того, мы предполагаем, что отдельные конструктивные группы, как, например головка блока цилиндров, являются уже собранными.

Установите масляные форсунки в блок цилиндров. Затяните болты крепления форсунок моментом 10 Н·м.

Рис. 383. Маховик: 1 — зубчатый обод; 2 — болты крепления зубчатого обода; 3 — установочный винт (должен выступать на расстояние a)

Приверните зубчатый обод датчика частоты вращения коленчатого вала. Болты следует всегда менять на новые. В коленчатый вал вставлен установочный штифт (см. рис 383), этот штифт должен на определенную величину выступать из поверхности коленчатого вала (2,5—3,0 мм). Поэтому прежде чем прикрутить зубчатый обод (моментом 10 Н·м), измерьте расстояние, на которое выступает установочный штифт.

Смажьте все рабочие поверхности подшипников коленчатого вала моторным маслом и положите вал на вложенные вкладыши подшипников. Осторожно положите коленчатый вал внутрь подшипников и установите регулировочные шайбы слева и справа от среднего подшипника. Смазочные канавки регулировочных шайб должны располагаться против опорной поверхности коленчатого вала.

Установите в блок цилиндров в соответствии с метками крышки коренных подшипников (вкладыши подшипников должны быть вставлены и хорошо смазаны) и оббейте их пластмассовым или резиновым молотком.

Вкрутите болты крышек коренных подшипников и затяните их равномерно от середины наружу моментом 65 Н·м. Из конечного положения поверните каждый болт, снова из центра наружу, еще на 90° (четверть оборота).

Предупреждение

Используйте только новые болты.

Проверьте осевой зазор коленчатого вала, как это описано в п. 17.9.1.

Установите поршни и шатуны (см. п. 17.5.5).

Впрессуйте новый сальник снаружи внутрь фланца промежуточного вала.

Смажьте опорные шейки промежуточного вала и вставьте промежуточный вал в картер. Установите новое уплотнительное кольцо во фланец вала и установите фланец. Затяните оба болта моментом 25 Н·м.

Рис. 384. Болты сальника 1 коленчатого вала и фланца 2 промежуточного вала должны быть затянуты моментом 25 Н·м

Выбейте сальник из корпуса переднего сальника. Вставьте корпус без сальника в блок цилиндров. Затяните 4 болта моментом 25 Н·м. На рис. 384 показан способ его крепления.

Установите новый передний сальник, как это описано в п. 17.9.3.

Рис. 385. Показанный фланец сальника на задней стороне двигателя необходимо менять вместе с сальником. Затяните болты (показаны стрелками) моментом 10 Н·м

После этого прикрутите корпус заднего сальника с новой прокладкой. Затяните показанные на рисунке 385 болты моментом 10 Н·м.

Предупреждение

Уплотнительное кольцо нельзя заменить раздельно — следует установить весь фланец сальника.

Рис. 386. Установленный масляный насос. Затяните болты моментом 25 Н·м

Присоедините масляный насос к нижней части картера (2 болта, 25 Н·м). На рис. 386 показаны места их крепления.

Установите масляный картер с новой прокладкой. Затяните болты по кругу моментом 20 Н·м.

Установите промежуточную пластину двигателя (3 болта, 10 Н·м).

Установите маховик. Болты следует затягивать равномерно крест-накрест моментом 60 Н·м. Из конечного положения поверните все болты еще на 90° (четверть оборота) (не используя при этом динамометрический ключ).

Предупреждение

Используйте только новые болты.

Установите сцепление, как это описано в соответствующем разделе. При этом маховик должен быть зафиксирован в неподвижном положении.

Установите зубчатое колесо коленчатого вала. Смажьте болт. Зафиксируйте коленчатый вал в неподвижном положении, не давая провернуться маховику, и затяните болт моментом 90 Н·м. Из конечного положения поверните болт еще на 90° (не используя при этом динамометрический ключ).

Предупреждение

Используйте новый болт.

Наденьте зубчатое колесо промежуточного вала на вал. На валу уже должна быть сегментная шпонка. Зафиксируйте зубчатое колесо в неподвижном положении и затяните болт моментом 45 Н·м.

Установите детали, снятые с левой стороны двигателя. Затяните датчик положения коленчатого вала моментом 10 Н·м, а соединение вентиляции картера моментом 25 Н·м.

Установите вакуумный насос с новым уплотнительным кольцом (20 Н·м).

Установите основание масляного фильтра с новой прокладкой (3 болта, 25 Н·м).

Рис. 387. Установка кронштейна 1 топливного насоса высокого давления и масляного радиатора 2

Прикрутите кронштейн 1 крепления ТНВД (рис. 387) тремя болтами. Затяните болты моментом 20 Н·м, а затем доверните еще на 90°. Установите масляный радиатор с новой прокладкой. Затяните гайку в нижней части масляного радиатора моментом 25 Н·м.

Рис. 388. Болты несущего кронштейна крепления агрегатов расположены в показанных местах, цифры указывают на порядок затяжки болтов крепления

Установите несущий кронштейн агрегатов. Замените уплотнительное кольцо блока цилиндров. Установите кронштейн на направляющие отверстия и вкрутите пять болтов. Присоедините шланг охлаждающей жидкости к масляному радиатору. При этом прикрутите также масляный фильтр (подраздел 18.3). Затяните болты несущего кронштейна агрегатов в последовательности, показанной на рис. 388, моментом 25 Н·м.

Измерьте, насколько выступают поршни (см. п. 16.3.5) и подберите прокладку головки блока цилиндров в соответствии с полученным значением измерения.

Установите головку блока цилиндров (п. 16.2.5).

Установите впускной коллектор с новой прокладкой и прикрутите его шестью болтами (25 Н·м).

Установите новые прокладки выпускной трубы таким образом, чтобы они смотрели закруглениями вверх, установите трубу вместе с турбокомпрессором и прикрутите их (25 Н·м). Установите шланг рециркуляции масла, затяните полый болт кольцевого соединения (30 Н·м) и прикрутите экран тепловой защиты (две гайки).

Подсоедините масляный трубопровод турбокомпрессора (накидная гайка). Затяните ее моментом 25 Н·м. Затяните полый болт в головке блока цилиндров моментом 25 Н·м.

Приверните соединительный трубопровод системы рециркуляции ОГ (25 Н·м).

Подключите штекерную колодку дополнительного обогрева.

Рис. 389. Установка форсунок и свечей накаливания: 1 — натяжной держатель, 22 Н·м; 2 — свечи накаливания, 15 Н·м; 3 — наконечник провода

Установите форсунки вместе со спайками. Затяните спайки моментом 22 Н·м. На рис. 389 показано, где крепятся форсунки. Вверните свечи накаливания. Затяните их моментом 15 Н·м (см. рис. 389). Подключите штекерную колодку датчика температуры охлаждающей жидкости с правой стороны.

Прикрутите электрическую шину свечей накаливания и установите шланги слива масла.

Рис. 381. Детали, которые необходимо снять: 1 — переключатель давления масла; 2 — датчик температуры масла; 3 — датчик положения коленчатого вала; 4 — датчик подъема иглы; 5 — шланг охлаждающей жидкости

Подключите все провода к датчикам (см. рис. 381). Штекерная колодка с синим/черным проводом устанавливается на синий переключатель давления масла, штекерная колодка с желтым/черным проводом устанавливается на серый переключатель давления масла.

Установите ТНВД (см. соответствующий раздел).

Установите внутреннюю защиту зубчатого приводного ремня (2 болта в головке блока цилиндров, 1 болт на топливном насосе высокого давления).

Установите зубчатое колесо ТНВД. Сначала наденьте сегментную шпонку. Зафиксируйте зубчатое колесо в неподвижном положении и затяните гайку моментом 55 Н·м. Закрутите также натяжной ролик зубчатого приводного ремня, не затягивая его окончательно.

Установите поликлиновой ремень, как это описывается в соответствующем разделе. Зафиксировав зубчатое колесо распределительного вала в неподвижном положении, затяните болт крепления моментом 45 Н·м.

Подключите трубопроводы подачи топлива к системе впрыска. Затяните накидные гайки моментом 25 Н·м. Подключите расположенную поблизости штекерную колодку.

Установите крышку головки блока цилиндров. Используйте новую прокладку. Затяните гайки моментом 10 Н·м и наденьте предохранительные колпаки. Подсоедините вентиляционный шланг. После этого установите защиту зубчатого приводного ремня теперь.

Прикрутите передний хомут подвески двигателя. Затяните болты моментом 60 Н·м.

Установите генератор (25 Н·м).

Наденьте шкив коленчатого вала через установочный штифт на распределительную шестерню коленчатого вала и закрутите болты. Затяните болты моментом 25 Н·м. Прикрутите шкив водяного насоса (23 Н·м).

Прикрутите упорный подшипник приводного вала (43 Н·м) и опорный хомут турбокомпрессора (25 Н·м).

Проведите все не упомянутые специально работы в обратной последовательности, относительно процесса разборки.

automn.ru

BMW | Сборка двигателя | БМВ

Сборку двигателя проводите с учетом указаний подразд. «Общие требования к ремонту автомобиля» в следующем порядке.

Рис. 2.2. Маркировка и порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

Установите на стенд чистый блок цилиндров. Протрите тканью постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных подшипников. Установите в постели блока цилиндров вкладыши со смазочными канавками, предварительно протерев их и смазав моторным маслом. Установите упорные полукольца на среднюю опору блока цилиндров так, чтобы их смазочные канавки были обращены к коленчатому валу. Протрите тканью коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смажьте их моторным маслом и установите вал в блок цилиндров. Вставьте в крышки коренных подшипников вкладыши, смажьте их моторным маслом и установите на соответствующие шейки коленчатого вала так, чтобы буртики верхних и нижних вкладышей находились друг против друга. Заверните болты крепления крышек (рис. 2.2) и затяните их установленным моментом. Проверните коленчатый вал, чтобы убедиться в его свободном вращении при небольшом усилии. Проверьте осевой зазор коленчатого вала (см. «Коленчатый вал и маховик»).

Рис. 2.3. Сборка шатунно-поршневой группы: 1 — номер размерной группы диаметра поршня;

2 — метка на днище поршня, которая должна быть направлена в сторону привода распределительных валов; 3 — вкладыш с отверстием для смазки; 4 — вкладыш крышки шатуна; 5 — номер для комплектования шатуна с крышкой шатуна

Шатуны и поршни перед сборкой необходимо сориентировать так, чтобы при установке в блок цилиндров метка на днище поршня была направлена в сторону привода распределительного вала (рис. 2.3), а метки на шатуне и крышке шатуна располагались друг против друга и были направлены в сторону масляного фильтра. Отверстие для смазки в шатуне ориентируется в сторону стартера.

Подберите пальцы к шатунам, учитывая, что зазор в сопряжении палец—втулка верхней головки шатуна должен составлять 0,05—0,17 мм для новых деталей.

Нагрейте поршни в масляной ванне до температуры 60—70° С, установите поршень на призму и оправкой запрессуйте поршневой палец в поршень и верхнюю головку шатуна. В пазы бобышек поршня установите новые стопорные кольца.

Рис. 2.4. Установка поршневых колец: I — порядок установки поршневых колец; II — расположение замков поршневых колец; 1 — метка на поршне, направляемая в сторону привода распределительных валов; 2 — стык расширителя маслосъемного кольца; 3 — замок верхнего компрессионного и верхнего маслосъемного кольца; 4 — замок маслосъемного кольца; 5 — замок нижнего компрессионного кольца

Подберите по цилиндрам поршневые кольца (см. «Шатунно-поршневая группа»). Тепловой зазор замеряется в замках колец, помещенных в цилиндр на глубину 15 мм от верхнего торца блока цилиндров. Проверьте щупом боковой зазор между кольцами и стенкой поршневой канавки. Смажьте моторным маслом кольца и канавки поршней. С помощью приспособления наденьте на поршень кольца меткой «N» вверх (к днищу поршня). Разведите стыки колец, как это указано на рис. 2.4.

Протрите постели шатунов и их крышки. Протрите и вставьте в крышки вкладыши в соответствии с нанесенными при разборке метками (если используются работавшие вкладыши). Наденьте на новые шатунные болты предохранительные пластмассовые наконечники, которые одновременно предотвращают выпадание верхнего вкладыша. Смажьте моторным маслом поршень и цилиндр. Сожмите поршневые кольца приспособлением или, используя конусную оправку, вставьте поршень в цилиндр, при этом учитывайте требования к расположению поршня и шатуна относительно блока цилиндров.

Снимите предохранительные наконечники с шатунных болтов. Смажьте моторным маслом вкладыши шатуна и шейку коленчатого вала. Установите шатун и крышку на шейку коленчатого вала, при этом метки на крышке и шатуне должны быть направлены в сторону масляного фильтра.

Установите держатель задней манжеты коленчатого вала с новой прокладкой, предварительно запрессовав в него оправкой новую манжету. Установите маховик, нанеся на резьбу болтов герметик-фиксатор резьбы и завернув их установленным моментом.

Дальнейшие операции проводите в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.

Соблюдайте установленные моменты затяжки резьбовых соединений.

Отцентрируйте ведомый диск сцепления, как это указано в подразд. «Сцепление».

Установите новый масляный фильтр.

automn.ru

BMW | Сборка двигателя | БМВ

Сборка двигателя

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Сборка двигателя описывается в соответствующих разделах. При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие общие указания.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед сборкой проверьте, очищены ли детали от загрязнений и посторонних частиц.
2. На все движущиеся части необходимо нанести тонкий слой смазки. Это нужно сделать перед сборкой, а не после сборки, так как в этом случае масло может не попасть к трущимся поверхностям. Особенно важно обильно смазать двигательным маслом поршни, поршневые кольца и стенки цилиндров.
3. Тщательно очистите все части блока цилиндров, если двигатель был полностью разобран. При частичной разборке следите за тем, чтобы в неснятые части двигателя или полые объемы не попали посторонние частицы. Все отверстия заклейте или закройте тряпками.
4. Масляные каналы и отверстия лучше всего продуйте сжатым воздухом. Если сжатого воздуха нет, каналы и отверстия закройте деревянными заглушками, ни в коем случае не металлическими. Уплотнительные кольца и прокладки всегда заменяйте новыми. Ни в коем случае из экономии не применяйте старых уплотнительных элементов.
5. В Спецификациях приведены значения предела износа большинства движущихся частей. Если в отношении какой-либо детали есть сомнение или ее износ близок к пределу, лучше деталь сразу заменить на новую.
6. Все запасные части необходимо приобретать в представительствах фирмы Opel. При этом необходимо указывать номер двигателя. Так как в конструкцию двигателя постоянно вносятся изменения, только представитель фирмы Opel сможет гарантировать Вам соответствующую запасную часть.

automn.ru